17199

О детском крещении

Научная статья

Религиоведение и мифология

О детском крещении Что написано в Священном Писании о крещении Посмотрим основные места. 1 Мф.28:1920 Итак идите научите ВСЕ НАРОДЫ крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа уча их соблюдать все что Я повелел вам; и се Я с вами до скончани

Русский

2013-06-30

41 KB

0 чел.

О детском крещении

Что написано в Священном Писании о крещении  ?  Посмотрим основные места.      1) Мф.28:19-20 "Итак идите, научите ВСЕ НАРОДЫ, крестя их         во  имя  Отца и Сына и Святого Духа,  уча их соблюдать         все,  что Я повелел вам;  и се,  Я с вами до скончания         века. Аминь."

    2) Рим.6:3-5 "Неужели вы не знаете, что все мы, во Христа         крестившиеся,  в  смерть  Его  крестились  ?  Итак  мы         погреблись с Ним крещением в смерть,  дабы как Христос         воскрес из мертвых славою Отца,  так и  нам  ходить  в         обновленной   жизни.  Ибо  если  мы  соединены  с  Ним         подобием  смерти  Его,  то  должны  быть  соединены  и         подобием воскресения."

    3) 1 Пет. 3:21 "Так и ныне подобное сему образу крещение,         не плотской нечистоты омытие,  но обещание Богу доброй         совести, спасает воскресением Иисуса Христа."

    Каждый из  этих  текстов  говорит  о том или ином аспекте таинства крещения.  В  Евангелии  от  Матфея  Господь  говорит прежде  всего  о  миссии  - Он посылает апостолов на проповедь "всем народам" (в противовес тому,  что до Своих страданий  Он посылал  их  только  к  "погибшим  овцам дома Израилева" - см. Мф.10:5-6).  И здесь говорится не столько о  крешении  данного конкретного  человека,  сколько  именно о свидетельстве "перед многими". Интересно также обратить внимание на то, что сказано "НАУЧИТЕ,  КРЕСТЯ  во  имя Отца и Сына и Святого Духа,  уча их соблюдать все,  что Я повелел вам", т.е. не сказано "научите и крестите".  "Научите"  не  предшествует  "крестите",  а как бы параллельно.  Само научение невозможно без крещения - это надо отметить.      Апостол Павел   говорит   о   глубинной   сути   крещения (вспомним,  что со словом "крест" это понятие связано только в русском  языке,  а  в  греческом  стоит   "баптизо"   -   т.е. "погружать"). Эта суть - в "погружении" в смерть и воскресение Христово,  в установлении связи  с  ними.  Это  соединение  со смертью  и  воскресением  Христа  имеет  характер таинственный (ударение на 1-м слоге).      Апостол Петр   говорит   о   психологических   следствиях крещения -  последствиях  его  для  духовной  жизни  человека. Человек,   приняв   крешение,   соединившись   со   смертью  и воскресением Христа,  дает  Богу  "обещание  доброй  совести". Впрочем,  смысл  греческого оригинала можно передать и немного иначе.  В  церковно-славянском  переводе   (а   этот   перевод представляет  собой  фактически подстрочник греческого текста, поэтому он полезен,  если не знаешь греческого сам) этот  стих переведен так:        "Егоже воображение ныне  и  нас  спасает  крещение,  не         плотския   отложение   скверны,   но   совести   благи         вопрошение у Бога воскресением Иисус Христовым".        ("Воображение" -  не  имеет  смысл  "фантазия",  как  в          русском, а есть производное от "образ")      Т.е. смысл  -  в  том,  что  крешение  испрашивает у Бога "благую совесть". Мне кажется, что этот смысл глубже и ближе к истине,  чем те слова,  которые стоят в русском переводе, т.к. здесь возникают интересные параллели  с  учением  ап.Павла  об оправдании верой и.т.д.      В любом случае,  у ап.  Петра речь идет о плодах таинства крещения,    которые    приносит    человек,   уверовавший   и крестившийся.      Я, конечно,  рассмотрел  не  все,  что  говорится в Новом Завете о крешении, но для нашего вопроса этого достаточно.

    Почему мы,  православные,  считаем,  что  детей  крестить можно  ?  Именно  в  связи  с тем,  что говорил апостол Павел: крешение - это мистическая  связь  со  смертью  и  воскресеним Христовым,  и  таковая  связь  может быть установлена и тогда, когда  человеческое  сознание  еще  мало  развито,  т.е.  и  у ребенка.      В любом  случае,  мы  спасены  не  делами,  а  благодатию Божией.  Благодать  -  дословно  "добрый  дар",  а дар зависит только от дающего,  т.е. от Бога. И от нас зависит не то, даст нам Бог или нет (Он даст,  т.к. Отец простил нас во Христе), а то, как мы примем Его дар.      Так вот,  главное, что должен делать крестившийся человек в течение всей своей жизни - это усваиивать данную в  крещении благодать.  Тут и научение требуется,  чтобы знать волю Божию, изложенную в Священном Писании и исполнять ее.  Поэтому, когда взрослый человек желает креститься, его сначала надо НАУЧИТЬ - иначе он не сможет воспринять благодать.      А если  крещен  ребенок ?  По мере его роста надо научать его вере,  т.е.  делать то же,  что и со взрослым, но как бы в обратном   порядке.  Если  ребенок  растет  после  крешения  в христианской семье - то есть определенные надежды,  что  семья его  воспитает  в  вере.  Так,  собственно,  оно на протяжении многого времени и было - ребенка и грамоте в старину учили  по Псалтыри (т.е.  первые слова,  которые он читал, были слова из Библии),  и в церковно-приходской школе могли учить,  как  это было  в  конце  прошлого  и  начале этого века в благочестивых крестьянских или купеческих  семьях.  Словом,  ребенок  рос  в обстановке веры.      В древности (до 5-6 века от Рождества Христова)  крестили в  основном  взрослых.  Как  это  было  при  апостолах - можно прочесть  в  Библии:  проповедовали,   потом   уверовавших   и наученных  крестили.  Где-то  примерно  с  середины  2-го века научение  желающих  креститься  развилось  в  Церкви  в  целую систему. Это называлось "катихизация" (от того же корня, что и слово "катихизис"),  или по-русски еще "оглашение"  (от  слова "глас",  т.е. "голос"). Людей учили понимать Священное Писание и жить в соответствии с ним.  А потом,  когда человек готов  - крестили.  И  обычно ко крещению готовили по 2-3 года,  а то и более.  Сами  люди,  которые  готовились   принять   крещение, назывались      "оглашаемыми"      (это      по-русски,      а по-славянски-"оглашенными").      Постепенно где-то  с  5-6  века  стали  все более и более переходить ко крещению  детей.  Сначала  крестили  подростков, потом  стали  крестить детей все более и более маленьких,  а к концу 11 века  окончательно  перешли  на  крещение  младенцев. Покуда   крестили   детей  "словесных"  -  какое-то  оглашение существовало: их сначала учили, а только потом крестили. Ну, а как   начали   крестить  "бессловестных  младенцев"  -  учить, конечно,  перед крещением перестали. Учили, как я говорил, уже после крещения, в заведениях типа церковно-приходской школы.      В прочем,  в одной из поместных  Церквей  -  а  именно  в Карфагенской  Церкви  младенцев  крестили  и  в  более древнее время.  Если в 3-4 веках в других Церквах крестили в  основном взрослы,  то  есть  свидетельства  о  том,  что в Карфагенской Церкви начиная со 2-го века  была  распространена  и  практика младенческого  крещения.  Здесь  практика  Карфагенской Церкви стояла несколько особняком от практики других Церквей.      Почему стали крестить детей - вопрос отдельный. Наверное, сказалось и то,  что в христианских семьях дети  росли  обычно кристианами  -  ну  так  почему  бы  не  покрестить  пораньше. Постепенно стал развиваться  страх  того,  что  ребенок  умрет некрещеным.  В общем,  возраст крещения все снижали и снижали, пока не дошли до крещения младенцев.      Как ко  всему  этому  относится  ?  Вообще-то в Евангелии предложен хороший способ - "по плодам". Многие века в русской, например,  церкви  крестили  практически  только младенцев.  В младенчестве были крещены  и  Сергий  Радонежский,  и  Серафим Саровский,  и такой выдающийся христианин нашего времени,  как о.Александр Мень.  Всякий,  кто знает что-либо об  этих  столь различных  ладях,  не  будет отрицать,  что семя,  которое Бог засеял в них,  принесло обильный плод.  И  их  не  приходилось перекрещивать   уже   взрослыми  -  значит,  их  младенческого крещения хватило.      Другое дело,  что во всех этих случаях дети росли в семье верующих. Вера родителей - необходимое условие для того, чтобы можно было крестить маленького ребенка.  Сейчас беда не просто в том, что крестят детей, а в том, что часто родители не имеют настоящей   веры.   Крестят  "потому,  что  быбушка  просила", "потому, что так принято", "чтобы не болел" и.т.д. В общем, по любой причине,  кроме желания того, чтобы ребенок был соединен со Христом. Плоды понятны...      Вообще, в  какой-то  степени  вопрос о детском крещении - это вопрос целесообразности.  Принципиально это  допустимо,  и плоды  могут  быть  очень  хорошие (см.  выше).  Другое дело - сейчас,  в  данной  конкретной  обстановки,   для   конкретных родителей:  будет толк из этого или нет.      Я выскажу  свое  мнение,  если  скажу,   что   детей   из христианских семей,    там,    где    родители   по-настоящему воцерковлены, необходимо крестить как  можно  скорее,  а  если крещения  своего  ребенка  просят  люди маловерующие,  то надо сначала стараться воцерковить родителей,  а потом уже крестить детей.  Но  тут уже,  как говорится,  "возможны варианты".  Я, например,  знаю людей,  которые были крещены в детстве,  росли вне  веры,  а потом узнали,  что являются крещеными - и пришли именно после этого к  настоящей  и  крепкой  вере.  Все  очень по-разному бывает...                     Михаил Зеленый

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76161. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ БЮРОКРАТИИ 106.5 KB
  В течение многих десятилетий в России да и во всем мире господствовали исключительно бюрократические системы управления. Вначале их применение было организационным новшеством поскольку внедрялась рациональная организация труда управление и процесс принятия решений стали профессией.
76162. Специальные налоговые режимы в РФ 39.45 KB
  Под специальным налоговым режимом понимается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени применяемый в случаях и в порядке установленном законодательством о налогах и сборах.
76164. Инстурмены та реализации денежно-кредитной политики государства 165.63 KB
  Валютные операции: операции связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа; ввоз пересылка и перевод в Республику Казахстан а также вывоз пересылка и перевод из Республики Казахстан валютных...
76167. НОВЫЕ ТИПЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ЛИЦЕЙ, ГИМНАЗИЯ, ШКОЛА-КОМПЛЕКС (АДАПТИВНАЯ ШКОЛА) 56.19 KB
  Воссоздание целостной картины развития образовательной ситуации в России в последнее десятилетие XX века является задачей специального исследования, поскольку представляет объект целенаправленного историко-педагогического изыскания...
76168. Развитие электротехнологического оборудования, электропривода и электротранспорта 29.11 KB
  Проблема электрической тяги могла найти свое решение лишь при условии разработки приемов экономичной передачи электроэнергии от места ее генерирования к движущемуся экипажу вагону и т. Система автономной электрической тяги однако не была полностью отвергнута...