17199

О детском крещении

Научная статья

Религиоведение и мифология

О детском крещении Что написано в Священном Писании о крещении Посмотрим основные места. 1 Мф.28:1920 Итак идите научите ВСЕ НАРОДЫ крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа уча их соблюдать все что Я повелел вам; и се Я с вами до скончани

Русский

2013-06-30

41 KB

0 чел.

О детском крещении

Что написано в Священном Писании о крещении  ?  Посмотрим основные места.      1) Мф.28:19-20 "Итак идите, научите ВСЕ НАРОДЫ, крестя их         во  имя  Отца и Сына и Святого Духа,  уча их соблюдать         все,  что Я повелел вам;  и се,  Я с вами до скончания         века. Аминь."

    2) Рим.6:3-5 "Неужели вы не знаете, что все мы, во Христа         крестившиеся,  в  смерть  Его  крестились  ?  Итак  мы         погреблись с Ним крещением в смерть,  дабы как Христос         воскрес из мертвых славою Отца,  так и  нам  ходить  в         обновленной   жизни.  Ибо  если  мы  соединены  с  Ним         подобием  смерти  Его,  то  должны  быть  соединены  и         подобием воскресения."

    3) 1 Пет. 3:21 "Так и ныне подобное сему образу крещение,         не плотской нечистоты омытие,  но обещание Богу доброй         совести, спасает воскресением Иисуса Христа."

    Каждый из  этих  текстов  говорит  о том или ином аспекте таинства крещения.  В  Евангелии  от  Матфея  Господь  говорит прежде  всего  о  миссии  - Он посылает апостолов на проповедь "всем народам" (в противовес тому,  что до Своих страданий  Он посылал  их  только  к  "погибшим  овцам дома Израилева" - см. Мф.10:5-6).  И здесь говорится не столько о  крешении  данного конкретного  человека,  сколько  именно о свидетельстве "перед многими". Интересно также обратить внимание на то, что сказано "НАУЧИТЕ,  КРЕСТЯ  во  имя Отца и Сына и Святого Духа,  уча их соблюдать все,  что Я повелел вам", т.е. не сказано "научите и крестите".  "Научите"  не  предшествует  "крестите",  а как бы параллельно.  Само научение невозможно без крещения - это надо отметить.      Апостол Павел   говорит   о   глубинной   сути   крещения (вспомним,  что со словом "крест" это понятие связано только в русском  языке,  а  в  греческом  стоит   "баптизо"   -   т.е. "погружать"). Эта суть - в "погружении" в смерть и воскресение Христово,  в установлении связи  с  ними.  Это  соединение  со смертью  и  воскресением  Христа  имеет  характер таинственный (ударение на 1-м слоге).      Апостол Петр   говорит   о   психологических   следствиях крещения -  последствиях  его  для  духовной  жизни  человека. Человек,   приняв   крешение,   соединившись   со   смертью  и воскресением Христа,  дает  Богу  "обещание  доброй  совести". Впрочем,  смысл  греческого оригинала можно передать и немного иначе.  В  церковно-славянском  переводе   (а   этот   перевод представляет  собой  фактически подстрочник греческого текста, поэтому он полезен,  если не знаешь греческого сам) этот  стих переведен так:        "Егоже воображение ныне  и  нас  спасает  крещение,  не         плотския   отложение   скверны,   но   совести   благи         вопрошение у Бога воскресением Иисус Христовым".        ("Воображение" -  не  имеет  смысл  "фантазия",  как  в          русском, а есть производное от "образ")      Т.е. смысл  -  в  том,  что  крешение  испрашивает у Бога "благую совесть". Мне кажется, что этот смысл глубже и ближе к истине,  чем те слова,  которые стоят в русском переводе, т.к. здесь возникают интересные параллели  с  учением  ап.Павла  об оправдании верой и.т.д.      В любом случае,  у ап.  Петра речь идет о плодах таинства крещения,    которые    приносит    человек,   уверовавший   и крестившийся.      Я, конечно,  рассмотрел  не  все,  что  говорится в Новом Завете о крешении, но для нашего вопроса этого достаточно.

    Почему мы,  православные,  считаем,  что  детей  крестить можно  ?  Именно  в  связи  с тем,  что говорил апостол Павел: крешение - это мистическая  связь  со  смертью  и  воскресеним Христовым,  и  таковая  связь  может быть установлена и тогда, когда  человеческое  сознание  еще  мало  развито,  т.е.  и  у ребенка.      В любом  случае,  мы  спасены  не  делами,  а  благодатию Божией.  Благодать  -  дословно  "добрый  дар",  а дар зависит только от дающего,  т.е. от Бога. И от нас зависит не то, даст нам Бог или нет (Он даст,  т.к. Отец простил нас во Христе), а то, как мы примем Его дар.      Так вот,  главное, что должен делать крестившийся человек в течение всей своей жизни - это усваиивать данную в  крещении благодать.  Тут и научение требуется,  чтобы знать волю Божию, изложенную в Священном Писании и исполнять ее.  Поэтому, когда взрослый человек желает креститься, его сначала надо НАУЧИТЬ - иначе он не сможет воспринять благодать.      А если  крещен  ребенок ?  По мере его роста надо научать его вере,  т.е.  делать то же,  что и со взрослым, но как бы в обратном   порядке.  Если  ребенок  растет  после  крешения  в христианской семье - то есть определенные надежды,  что  семья его  воспитает  в  вере.  Так,  собственно,  оно на протяжении многого времени и было - ребенка и грамоте в старину учили  по Псалтыри (т.е.  первые слова,  которые он читал, были слова из Библии),  и в церковно-приходской школе могли учить,  как  это было  в  конце  прошлого  и  начале этого века в благочестивых крестьянских или купеческих  семьях.  Словом,  ребенок  рос  в обстановке веры.      В древности (до 5-6 века от Рождества Христова)  крестили в  основном  взрослых.  Как  это  было  при  апостолах - можно прочесть  в  Библии:  проповедовали,   потом   уверовавших   и наученных  крестили.  Где-то  примерно  с  середины  2-го века научение  желающих  креститься  развилось  в  Церкви  в  целую систему. Это называлось "катихизация" (от того же корня, что и слово "катихизис"),  или по-русски еще "оглашение"  (от  слова "глас",  т.е. "голос"). Людей учили понимать Священное Писание и жить в соответствии с ним.  А потом,  когда человек готов  - крестили.  И  обычно ко крещению готовили по 2-3 года,  а то и более.  Сами  люди,  которые  готовились   принять   крещение, назывались      "оглашаемыми"      (это      по-русски,      а по-славянски-"оглашенными").      Постепенно где-то  с  5-6  века  стали  все более и более переходить ко крещению  детей.  Сначала  крестили  подростков, потом  стали  крестить детей все более и более маленьких,  а к концу 11 века  окончательно  перешли  на  крещение  младенцев. Покуда   крестили   детей  "словесных"  -  какое-то  оглашение существовало: их сначала учили, а только потом крестили. Ну, а как   начали   крестить  "бессловестных  младенцев"  -  учить, конечно,  перед крещением перестали. Учили, как я говорил, уже после крещения, в заведениях типа церковно-приходской школы.      В прочем,  в одной из поместных  Церквей  -  а  именно  в Карфагенской  Церкви  младенцев  крестили  и  в  более древнее время.  Если в 3-4 веках в других Церквах крестили в  основном взрослы,  то  есть  свидетельства  о  том,  что в Карфагенской Церкви начиная со 2-го века  была  распространена  и  практика младенческого  крещения.  Здесь  практика  Карфагенской Церкви стояла несколько особняком от практики других Церквей.      Почему стали крестить детей - вопрос отдельный. Наверное, сказалось и то,  что в христианских семьях дети  росли  обычно кристианами  -  ну  так  почему  бы  не  покрестить  пораньше. Постепенно стал развиваться  страх  того,  что  ребенок  умрет некрещеным.  В общем,  возраст крещения все снижали и снижали, пока не дошли до крещения младенцев.      Как ко  всему  этому  относится  ?  Вообще-то в Евангелии предложен хороший способ - "по плодам". Многие века в русской, например,  церкви  крестили  практически  только младенцев.  В младенчестве были крещены  и  Сергий  Радонежский,  и  Серафим Саровский,  и такой выдающийся христианин нашего времени,  как о.Александр Мень.  Всякий,  кто знает что-либо об  этих  столь различных  ладях,  не  будет отрицать,  что семя,  которое Бог засеял в них,  принесло обильный плод.  И  их  не  приходилось перекрещивать   уже   взрослыми  -  значит,  их  младенческого крещения хватило.      Другое дело,  что во всех этих случаях дети росли в семье верующих. Вера родителей - необходимое условие для того, чтобы можно было крестить маленького ребенка.  Сейчас беда не просто в том, что крестят детей, а в том, что часто родители не имеют настоящей   веры.   Крестят  "потому,  что  быбушка  просила", "потому, что так принято", "чтобы не болел" и.т.д. В общем, по любой причине,  кроме желания того, чтобы ребенок был соединен со Христом. Плоды понятны...      Вообще, в  какой-то  степени  вопрос о детском крещении - это вопрос целесообразности.  Принципиально это  допустимо,  и плоды  могут  быть  очень  хорошие (см.  выше).  Другое дело - сейчас,  в  данной  конкретной  обстановки,   для   конкретных родителей:  будет толк из этого или нет.      Я выскажу  свое  мнение,  если  скажу,   что   детей   из христианских семей,    там,    где    родители   по-настоящему воцерковлены, необходимо крестить как  можно  скорее,  а  если крещения  своего  ребенка  просят  люди маловерующие,  то надо сначала стараться воцерковить родителей,  а потом уже крестить детей.  Но  тут уже,  как говорится,  "возможны варианты".  Я, например,  знаю людей,  которые были крещены в детстве,  росли вне  веры,  а потом узнали,  что являются крещеными - и пришли именно после этого к  настоящей  и  крепкой  вере.  Все  очень по-разному бывает...                     Михаил Зеленый

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65612. ЕКОНОМІЧНИЙ МЕХАНІЗМ ФОРМУВАННЯ ДОХОДІВ НАСЕЛЕННЯ В РЕГІОНАХ ТА НАПРЯМИ ЙОГО ВДОСКОНАЛЕННЯ 3.56 MB
  У сучасних умовах необхідно активно мобілізувати внутрішні резерви стабільного соціальноекономічного розвитку регіонів країни у тому числі ті що пов’язані з формуванням сукупних доходів населення як одного з можливих інвестиційних...
65613. ІНТЕНСИФІКАЦІЯ ПРОЦЕСУ ЕКСТРАГУВАННЯ ХМЕЛЮ ЗА ДОПОМОГОЮ НИЗЬКОЧАСТОТНИХ МЕХАНІЧНИХ КОЛИВАНЬ У ПИВОВАРНОМУ ВИРОБНИЦТВІ 366.5 KB
  Низька ефективність більшості існуючих способів вилучення цільових компонентів із рослинної сировини з високою ступінню її подрібнення викликана недосконалістю екстракційної апаратури оскільки дрібнофракційна сировина або виготовлена...
65614. Функціонування та розвиток ринку освітніх послуг у системі регіональних ринків 350.5 KB
  Європейський вектор розвитку українського суспільства формування елементів економіки знань визначають специфіку суспільних трансформацій в усіх сферах людської діяльності траєкторію зміни процесів відтворення трудового потенціалу країни в механізмах...
65615. РОМАНИ М. ШОЛОХОВА І М. СТЕЛЬМАХА: ПРОБЛЕМИ НАЦІОНАЛЬНОЇ СПЕЦИФІКИ 202.5 KB
  Актуальність дослідження визначається необхідністю аналізу взаємозв’язків та взаємодії національних літератур на рівні вивчення художньої специфіки романів письменників та їх внеску у духовну скарбницю людства.
65616. Історико-демографічні процеси в італійському суспільстві XII – XVII ст.: теоретико-методологічний аспект 236.5 KB
  Для аналізу взаємодії демографічних та соціально-економічних процесів була обрана історія Італії XІІ XVII ст. Протягом цього тривалого періоду розвиток Італії радикально змінювався і був непрямолінійним. Демографічна та соціально-економічна динаміка розвитку Італії XІІ –XVII ст.
65617. МІЖЕТНІЧНІ КОМУНІКАЦІЇ НАРОДІВ КРИМУ (ПОЛІТИЧНИЙ І СОЦІОКУЛЬТУРНИЙ АСПЕКТИ) 175 KB
  Перша група обумовлена складністю багатогранністю і суперечністю міжетнічної взаємодії народів Криму. У контексті Криму з його специфічною інтеграційною моделлю міжетнічної взаємодії ця проблема є досить актуальною. Малодослідженим залишається питання про форму взаємодії етносів Криму.
65618. ПОВНІ МЕТОДИ ПОШУКУ ВИВЕДЕННЯ В СИСТЕМАХ ЛОГІЧНОГО ПРОГРАМУВАННЯ 190.5 KB
  Досліджено резолюційні і парамодуляційні стратег ії лінійного типу для упорядкованих диз’юнктів що використовують ослаблений варіант правила факторизації; доведено їхню коректність і повноту. Далі вивчається так зване числення літеральних секвенцій lS модифікований випадок sS коли в антецеденті секвенцій...
65619. КОМБІНОВАНЕ ЛІКУВАННЯ УРОТЕЛІАЛЬНИХ ПУХЛИН НИРКИ 259.5 KB
  Актуальність пошуку нових методик у комплексному і комбінованому лікуванні уротеліальних пухлин нирки й особливо при метастатичних формах захворювання обумовлена невтішними результатами лікування даної категорії хворих навіть у рамках найбільших...
65620. ФОРМУВАННЯ ПРОФЕСІЙНО-ЕТИЧНОЇ КУЛЬТУРИ МАЙБУТНІХ ЛІКАРІВ У ВИЩИХ НАВЧАЛЬНИХ ЗАКЛАДАХ 265 KB
  Практичне розв’язання завдань які постали перед системою медичної освіти України потребує належної підготовки лікарів компетентність яких відповідатиме міжнародним стандартам та які здатні на високому професійноетичному рівні у складних умовах сьогодення ефективно вирішувати...