17199

О детском крещении

Научная статья

Религиоведение и мифология

О детском крещении Что написано в Священном Писании о крещении Посмотрим основные места. 1 Мф.28:1920 Итак идите научите ВСЕ НАРОДЫ крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа уча их соблюдать все что Я повелел вам; и се Я с вами до скончани

Русский

2013-06-30

41 KB

0 чел.

О детском крещении

Что написано в Священном Писании о крещении  ?  Посмотрим основные места.      1) Мф.28:19-20 "Итак идите, научите ВСЕ НАРОДЫ, крестя их         во  имя  Отца и Сына и Святого Духа,  уча их соблюдать         все,  что Я повелел вам;  и се,  Я с вами до скончания         века. Аминь."

    2) Рим.6:3-5 "Неужели вы не знаете, что все мы, во Христа         крестившиеся,  в  смерть  Его  крестились  ?  Итак  мы         погреблись с Ним крещением в смерть,  дабы как Христос         воскрес из мертвых славою Отца,  так и  нам  ходить  в         обновленной   жизни.  Ибо  если  мы  соединены  с  Ним         подобием  смерти  Его,  то  должны  быть  соединены  и         подобием воскресения."

    3) 1 Пет. 3:21 "Так и ныне подобное сему образу крещение,         не плотской нечистоты омытие,  но обещание Богу доброй         совести, спасает воскресением Иисуса Христа."

    Каждый из  этих  текстов  говорит  о том или ином аспекте таинства крещения.  В  Евангелии  от  Матфея  Господь  говорит прежде  всего  о  миссии  - Он посылает апостолов на проповедь "всем народам" (в противовес тому,  что до Своих страданий  Он посылал  их  только  к  "погибшим  овцам дома Израилева" - см. Мф.10:5-6).  И здесь говорится не столько о  крешении  данного конкретного  человека,  сколько  именно о свидетельстве "перед многими". Интересно также обратить внимание на то, что сказано "НАУЧИТЕ,  КРЕСТЯ  во  имя Отца и Сына и Святого Духа,  уча их соблюдать все,  что Я повелел вам", т.е. не сказано "научите и крестите".  "Научите"  не  предшествует  "крестите",  а как бы параллельно.  Само научение невозможно без крещения - это надо отметить.      Апостол Павел   говорит   о   глубинной   сути   крещения (вспомним,  что со словом "крест" это понятие связано только в русском  языке,  а  в  греческом  стоит   "баптизо"   -   т.е. "погружать"). Эта суть - в "погружении" в смерть и воскресение Христово,  в установлении связи  с  ними.  Это  соединение  со смертью  и  воскресением  Христа  имеет  характер таинственный (ударение на 1-м слоге).      Апостол Петр   говорит   о   психологических   следствиях крещения -  последствиях  его  для  духовной  жизни  человека. Человек,   приняв   крешение,   соединившись   со   смертью  и воскресением Христа,  дает  Богу  "обещание  доброй  совести". Впрочем,  смысл  греческого оригинала можно передать и немного иначе.  В  церковно-славянском  переводе   (а   этот   перевод представляет  собой  фактически подстрочник греческого текста, поэтому он полезен,  если не знаешь греческого сам) этот  стих переведен так:        "Егоже воображение ныне  и  нас  спасает  крещение,  не         плотския   отложение   скверны,   но   совести   благи         вопрошение у Бога воскресением Иисус Христовым".        ("Воображение" -  не  имеет  смысл  "фантазия",  как  в          русском, а есть производное от "образ")      Т.е. смысл  -  в  том,  что  крешение  испрашивает у Бога "благую совесть". Мне кажется, что этот смысл глубже и ближе к истине,  чем те слова,  которые стоят в русском переводе, т.к. здесь возникают интересные параллели  с  учением  ап.Павла  об оправдании верой и.т.д.      В любом случае,  у ап.  Петра речь идет о плодах таинства крещения,    которые    приносит    человек,   уверовавший   и крестившийся.      Я, конечно,  рассмотрел  не  все,  что  говорится в Новом Завете о крешении, но для нашего вопроса этого достаточно.

    Почему мы,  православные,  считаем,  что  детей  крестить можно  ?  Именно  в  связи  с тем,  что говорил апостол Павел: крешение - это мистическая  связь  со  смертью  и  воскресеним Христовым,  и  таковая  связь  может быть установлена и тогда, когда  человеческое  сознание  еще  мало  развито,  т.е.  и  у ребенка.      В любом  случае,  мы  спасены  не  делами,  а  благодатию Божией.  Благодать  -  дословно  "добрый  дар",  а дар зависит только от дающего,  т.е. от Бога. И от нас зависит не то, даст нам Бог или нет (Он даст,  т.к. Отец простил нас во Христе), а то, как мы примем Его дар.      Так вот,  главное, что должен делать крестившийся человек в течение всей своей жизни - это усваиивать данную в  крещении благодать.  Тут и научение требуется,  чтобы знать волю Божию, изложенную в Священном Писании и исполнять ее.  Поэтому, когда взрослый человек желает креститься, его сначала надо НАУЧИТЬ - иначе он не сможет воспринять благодать.      А если  крещен  ребенок ?  По мере его роста надо научать его вере,  т.е.  делать то же,  что и со взрослым, но как бы в обратном   порядке.  Если  ребенок  растет  после  крешения  в христианской семье - то есть определенные надежды,  что  семья его  воспитает  в  вере.  Так,  собственно,  оно на протяжении многого времени и было - ребенка и грамоте в старину учили  по Псалтыри (т.е.  первые слова,  которые он читал, были слова из Библии),  и в церковно-приходской школе могли учить,  как  это было  в  конце  прошлого  и  начале этого века в благочестивых крестьянских или купеческих  семьях.  Словом,  ребенок  рос  в обстановке веры.      В древности (до 5-6 века от Рождества Христова)  крестили в  основном  взрослых.  Как  это  было  при  апостолах - можно прочесть  в  Библии:  проповедовали,   потом   уверовавших   и наученных  крестили.  Где-то  примерно  с  середины  2-го века научение  желающих  креститься  развилось  в  Церкви  в  целую систему. Это называлось "катихизация" (от того же корня, что и слово "катихизис"),  или по-русски еще "оглашение"  (от  слова "глас",  т.е. "голос"). Людей учили понимать Священное Писание и жить в соответствии с ним.  А потом,  когда человек готов  - крестили.  И  обычно ко крещению готовили по 2-3 года,  а то и более.  Сами  люди,  которые  готовились   принять   крещение, назывались      "оглашаемыми"      (это      по-русски,      а по-славянски-"оглашенными").      Постепенно где-то  с  5-6  века  стали  все более и более переходить ко крещению  детей.  Сначала  крестили  подростков, потом  стали  крестить детей все более и более маленьких,  а к концу 11 века  окончательно  перешли  на  крещение  младенцев. Покуда   крестили   детей  "словесных"  -  какое-то  оглашение существовало: их сначала учили, а только потом крестили. Ну, а как   начали   крестить  "бессловестных  младенцев"  -  учить, конечно,  перед крещением перестали. Учили, как я говорил, уже после крещения, в заведениях типа церковно-приходской школы.      В прочем,  в одной из поместных  Церквей  -  а  именно  в Карфагенской  Церкви  младенцев  крестили  и  в  более древнее время.  Если в 3-4 веках в других Церквах крестили в  основном взрослы,  то  есть  свидетельства  о  том,  что в Карфагенской Церкви начиная со 2-го века  была  распространена  и  практика младенческого  крещения.  Здесь  практика  Карфагенской Церкви стояла несколько особняком от практики других Церквей.      Почему стали крестить детей - вопрос отдельный. Наверное, сказалось и то,  что в христианских семьях дети  росли  обычно кристианами  -  ну  так  почему  бы  не  покрестить  пораньше. Постепенно стал развиваться  страх  того,  что  ребенок  умрет некрещеным.  В общем,  возраст крещения все снижали и снижали, пока не дошли до крещения младенцев.      Как ко  всему  этому  относится  ?  Вообще-то в Евангелии предложен хороший способ - "по плодам". Многие века в русской, например,  церкви  крестили  практически  только младенцев.  В младенчестве были крещены  и  Сергий  Радонежский,  и  Серафим Саровский,  и такой выдающийся христианин нашего времени,  как о.Александр Мень.  Всякий,  кто знает что-либо об  этих  столь различных  ладях,  не  будет отрицать,  что семя,  которое Бог засеял в них,  принесло обильный плод.  И  их  не  приходилось перекрещивать   уже   взрослыми  -  значит,  их  младенческого крещения хватило.      Другое дело,  что во всех этих случаях дети росли в семье верующих. Вера родителей - необходимое условие для того, чтобы можно было крестить маленького ребенка.  Сейчас беда не просто в том, что крестят детей, а в том, что часто родители не имеют настоящей   веры.   Крестят  "потому,  что  быбушка  просила", "потому, что так принято", "чтобы не болел" и.т.д. В общем, по любой причине,  кроме желания того, чтобы ребенок был соединен со Христом. Плоды понятны...      Вообще, в  какой-то  степени  вопрос о детском крещении - это вопрос целесообразности.  Принципиально это  допустимо,  и плоды  могут  быть  очень  хорошие (см.  выше).  Другое дело - сейчас,  в  данной  конкретной  обстановки,   для   конкретных родителей:  будет толк из этого или нет.      Я выскажу  свое  мнение,  если  скажу,   что   детей   из христианских семей,    там,    где    родители   по-настоящему воцерковлены, необходимо крестить как  можно  скорее,  а  если крещения  своего  ребенка  просят  люди маловерующие,  то надо сначала стараться воцерковить родителей,  а потом уже крестить детей.  Но  тут уже,  как говорится,  "возможны варианты".  Я, например,  знаю людей,  которые были крещены в детстве,  росли вне  веры,  а потом узнали,  что являются крещеными - и пришли именно после этого к  настоящей  и  крепкой  вере.  Все  очень по-разному бывает...                     Михаил Зеленый

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76556. Обогащение грамматического строя речи учащихся 28.5 KB
  Такое синтаксическое перестроение предложения приводит к большей морфологической вариативности: растет употребление форм косвенных падежей непредикативных форм глагола союзов и других показателей логических связей между частями предложения. Во-первых изучаются смысловые выразительные и стилистические возможности употребления грамматических форм слов: 1 переносное употребление грамматических форм время наклонение глагола в несвойственных им значениях 2 нереферентное Употребления запрещающие использовать отличия одного объекта от...
76557. Речеведческие понятия и методика работы с ними. Текст как основная единица обучения русскому языку 30 KB
  Текст как основная единица обучения русскому языку. Результатом этой речевой деятельности является речевое произведение или текст. Главная единица речи текст. Текст это группа предложений объединенных в целое темой и основной мыслью.
76558. Методика развития речи учащихся. Основные направления работы 31 KB
  Методика развития речи учащихся. Учебник: Важнейшим аспектом уроков по развитию речи является обучение учащихся созданию собственных высказываний отвечающих требованиям правильности стилевой адекватности точности богатства и выразительности. Этот аспект работы называется развитием связной речи. Вся работа по развитию речи в конечном счете подчинена главной цели работе над развитием связной речи учащихся.
76559. Методика развития устной речи 34 KB
  Методика развития устной речи. Закономерности усвоения речи. Федоренко открыла и сформулировала основные закономерности усвоения речи: от натренированности мускулатуры органов речи; от понимания ребенком лексических и грамматических значений языковых единиц; от развития у ребенка восприимчивости к выразительности речи; от развития чувства языка как способности запоминать нормы употребления языковых единиц s речи; усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной; темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования...
76560. Изложение, виды изложений, методика их проведений 31 KB
  Воспроизведение текста имеет устную форму пересказ и письменную форму изложение. Изложение является традиционным методом работы по развитию речи учащихся и служит для формирования навыков аудирования запоминания воспроизведения текста и для обогащения словаря и грамматического строя речи учащихся а также для развития речемыслительных механизмов тренировки памяти закрепления и проверки правописных умений и навыков. По отношению к объему исходного текста изложения бывают подробные и сжатые. По отношению к содержанию исходного текста...
76561. Сочинение на уроках русского. Виды сочинений и методика их проведения 33 KB
  Этапы работы над созданием текстов соответствующие разным этапам порождения речи: Начальный доязыковой этап создания текста это определение темы и основной мысли высказывания. Обозначение темы выражается заголовком и или начальными предложениями текста. Слова обозначающие тему являются стержневыми обеспечивают тематическое единство текста. Тема идея коммуникативная установка и сфера применения предопределяет тип речи стиль и жанр текста.
76562. Методика анализа письменных работ учащихся. Работа над ошибками 34 KB
  Текущие контрольные работы являются одновременно и обучающими так как предполагают работу над ошибками. По возможности учитель после работы над ошибками должен провести небольшую самостоятельную работу с целью повторного контроля. Текущие контрольно-обучающие работы оцениваются более строго чем итоговые. При их оценке учитываются: 1 степень самостоятельности учащегося 2 этап обучения 3 объем работы 4 четкость аккуратность каллиграфическая правильность.