17200

ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ В РОССИИ

Реферат

Религиоведение и мифология

ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ В РОССИИ СОДЕРЖАНИЕ: КАКИМ БУДЕТ ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ Москва 7 сентября Метафрасис Первая конференция посвященная перспективам развития православных ресурсов на русском языке в глобальной компьют...

Русский

2013-06-30

114 KB

1 чел.

ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ
В РОССИИ

СОДЕРЖАНИЕ:

КАКИМ БУДЕТ ПРАВОСЛАВНЫЙ ИНТЕРНЕТ?

Москва, 7 сентября (Метафрасис) - Первая конференция, посвященная перспективам развития православных ресурсов на русском языке в глобальной компьютерной сети Интернет состоялась 6 сентября в Москве. На конференции, проведенной по инициативе агентства “Метафрасис”, присутствовали программисты, web-дизайнеры и журналисты, представляющие различные православные серверы и электронные конференции - от официального сайта Русской Православной Церкви до приходских и частных страничек, посвященных православию.

Несмотря на то, что сегодня православные ресурсы Интернет стремительно развиваются и каждый год происходит удвоение числа сайтов и страничек, это развитие касается прежде всего “корпоративного общения” между самими православными. Немногие воспринимают Интернет как миссионерскую территорию, однако именно в этой сфере, по мнению участников конференции, лежит главная задача Церкви по освоению Интернета.

Учитывая интерес, который проявили к конференции священники и миряне из других городов России и СНГ, принято решение, что второй этап конференции пройдет в Интернете, для чего будет специально создана православная электронная конференция.

Приняты решения о выпуске ежемесячной православной интернет-газеты и подготовке максимально полного списка православных ресурсов Интернета на русском языке (этот список размещен на http://www.unibest.ru/~sva/koinonia.html .

Конференция “Православные ресурсы Интернет сегодня и завтра” становится постояннодействующей и будет собираться в Москве раз в месяц. Ближайшая встреча – 4 октября. Тема будет объявлена дополнительно.

Приглашаем всех к обсуждению докладов.

Доклад № 1

ПРАВОСЛАВИЕ В ИНТЕРНЕТ:
МИССИОНЕРСКАЯ ТЕРРИТОРИЯ  ИЛИ ГЕТТО?

Сергей Чапнин,

Главный редактор агентства “Метафрасис” (Москва)

mf@glasnet.ru

http://www.glasnet.ru/~mf 

http://sobor.mbt.ru

Случайностей в жизни христианина немного и то, что вместо ожидаемых организаторами 5-6 человек, собралась такая представительная конференция, меня очень обнадеживает. Все мы не только интересуемся перспективами развития православных ресурсов Интернета, но сами принимаем в этом активное участие. Кроме того, все мы видим и проблемы, с которыми сталкивается Православие в Интернете. Решить их в одиночку никому не под силу.  Мы собрались здесь не только для того, чтобы познакомиться друг с другом. Главная задача – попытаться скоординировать нашу деятельность.

Одним из серьезных препятствий является отсутствие единой информационной политики Русской Православной Церкви. Наша разрозненность заставляет каждого изобретать свой велосипед. Отсутствие концепции информационного присутствия Церкви в Интернете приводит к неожиданным результатам: мы забываем о евангельской проповеди. Каждый стремится рассказать о своем храме или монастыре, и как-то забывается, что наше первое слово всегда должно быть о Христе Иисусе.

В эти дни, когда Россия снова оказалась в глубоком кризисе, я часто вспоминаю слова пророка Амоса: Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, - не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних (Ам. 8:11). Сегодня раскрывается пророческая сила этих слов и, мы, как и все христиане, призваны служить евангельскому благовестию. Надеюсь, что наша встреча принесет добрые плоды.

Год назад агентство “Метафрасис” опубликовало первый обзор русскоязычных православных ресурсов Интернета. Выводы, которые были тогда сделаны, и сегодня сохраняют свое значение. Во-первых, необходим количественный рост православных ресурсов. Сервера должны быть самые разнообразные, в том числе и с четко выраженной специализацией. Во-вторых, важно, чтобы материалы на серверах обновлялись регулярно, по возможности, ежедневно. В-третьих, необходимо развивать систему ссылок на различные православные ресурсы. Практически те же задачи стоят перед православным Интернетом и сегодня. Виктор Судариков подробнее расскажет о состоянии православных ресурсов сегодня.

Между тем, мы столкнулись  с серьезной проблемой: православные воспринимают Интернет как среду “корпоративного общения”. Дефицит информации о церковной жизни настолько высок, что, получив доступ в Интернет, многие прежде всего стремятся узнать новости и рассказать о себе. Однако совсем недостаточно опубликовать в Интернете фотографию своего храма и банковские реквизиты с просьбами о пожертвованиях. Таким образом православные уходят в своеобразное “информационное гетто”, предпочитая общаться между собой и пренебрегая общением с “внешним миром”. Конечно, последнее понятие в Интернете весьма условно.  

Этот “внешний мир” значительно обширнее, чем “православное гетто”, однако общаться с ним не так просто. Как миссионерская территория Интернет имеет свои особенности. Калькировать практику приходского общения здесь невозможно. Пользователь Интернета – это не обычный прихожанин. Опросы показывают, что он не только молод, но и обладает малознакомым для Церкви опытом “виртуального общения”. Необходимо основательное знакомство как с интернетовской аудиторией, так и с особенностями восприятия текста с экрана. Думаю, что у нас пока нет убедительных ответов на эти вопросы, н у каждого из нас есть свой опыт и на конференции мы можем им обменяться.

Осуждая существующую замкнутость, я совсем не возражаю против использования Интернета как среды корпоративного общения. Миссионерская деятельность и корпоративная среда должны развиваться гармонично, сбалансировано.

Интернет представляет нам уникальную возможность сохранить единство Церкви. Многие епархии и приходы не знают, что происходит в Москве или во Владивостоке. При отсутствии авторитетного общецерковного периодического издания, новости и документы получаемые через Интернет становятся единственным источником “живой” информации о событиях. Впрочем, с точки зрения особенностей Интернета, эта деятельность вполне укладывается в понятие “информационного обмена” и не имеет творческого характера. Обмен информацией о церковной жизни строится на тех же принципах, что и в любой другой области. Думать стоит о том, как сделать связь более надежной и оперативной, а творческая сфера – остается за авторами текстов и web-дизайнерами.

Мой прогноз достаточно грустный: я не вижу сейчас сил, которые бы смогли бы изменить ситуацию и создать динамичный интерактивный православный сервер. Из существующего самое интересное - это сервер “Русское Православие” ( http://www.ortho-rus.ru ). На нем не только собран значительный информационный массив, но и предлагается интерактивное общение в форме “вопросов-ответов” и даже чата. Хотя чат для многих это на сегодняшний день игрушка. Примечательна их концепция – они приглашают всех православных участвовать в информационном наполнении сервера.

Однако здесь я вижу тенденцию, которая не может не настораживать: наиболее крупные православные сервера являются собственностью богатых светских организаций. Ныне закрытый сервер “Православие в России” принадлежит крупному акционерному обществу “Международное экономическое сотрудничество” (через дочерний фонд “Русская культурная инициатива”), а новый сервер  “Русское Православие” принадлежит фирме АРСМИ. Именно они в конечном итоге определяют концепцию развития и проводят цензуру публикуемых материалов. Это трудно назвать благотворительностью и очень похоже на попытки контролировать присутствие Русской Православной Церкви в Интернете.

Что мы можем сделать? Прежде всего – преодолеть разрозненность и общаться, быть вместе, так как мы делаем одно дело. Интернет позволяет нам сохранить автономию каждого, но при этом определить общую стратегию развития. Как мы будем это делать? Давайте вместе искать формы сотрудничества. На мой взгляд, мы вместе можем начать разработку концепции хорошего миссионерского сервера. Есть интересный материал, который разбросан по многим страничкам и серверам или даже находится в наших домашних компьютерах. Попробуем оценить качество этого материала и собрать лучшее вместе. Если кроме миссионерской направленности появятся другие направления – это будет прекрасно. Не за горами то время, когда будут созданы специализированные сервера. Например, миссионерский сервер для технической интеллигенции, которая активно работает и составляет львиную долю пользователей. Или свой миссионерский сервер для бизнесменов, которые активно пользуются деловой информацией. Должны быть созданы апологетические сервера, ведь инославие, иноверие и, как ни печально, самый откровенный сатанизм активно присутствуют в Интернете. Сегодня христианская апологетика есть на страницах журнала “Фома” ( http://www.trimo.com/foma ) и дьякона Андрея Кураева ( http://www.chat.ru/~kuraev ). Со временем это должно быть более систематизировано.

Есть конкретное предложение: вполне в наших силах создать православное “интернет-агентство”. Что это такое? – Неформальная общественное объединение, которое позволит собирать различную информацию о Церкви (новости, размышления, заметки паломников, документы) и, что очень важно в условиях кризиса, бесплатно распространять эту информацию среди участников и сотрудников этого интернет-агенства.

Каждый из нас участвует в церковной жизни и знает новости своего прихода, братства, епархии или какой-либо церковно-общественной организации. Сама по себе каждая такая новость может показаться малозначительной или неинтересной, но собранные вместе они дают широкую панораму церковной жизни. Не только интересно, но и важно представить в Интернете такой образ Церкви. Я знаю, что многие православные периодические издания активно пользуются такой информацией. Агентство “Метафрасис”, могло бы координировать эту деятельность, редактировать материалы и составлять электронный бюллетень, который бесплатно получат все, участвовавшие в его создании. Вначале бюллетень будет ежемесячным или еженедельным, но опыт нашего агентства показывает, что поток информации нарастает как снежный ком, и в перспективе кроме новостного возможен выпуск тематических бюллетеней по религиозному образованию, обзору книжных новинок и т.д. Главный залог успеха - это совместная работа, даже если она занимает 10 минут в неделю. В целом механизм прост: пришлите нам сообщение ( mf@glasnet.ru ) о том, что вы готовы стать участником интернет-агентства, какую информацию вы готовы присылать и с какой периодичностью и какая информация вас самих особенно интересует. Через два-три месяца это будет вполне серьезное информационное агентство. Кстати, давайте вместе подумаем над его названием.

Перед всеми православными стоит крайне трудная задача: научиться уважать чужой труд. Я не случайно говорю об этом на нашей встрече, так как Интернет в какой-то степени поощряет воровство. Каждый из нас, наверное, уже столкнулся с тем, что его материалы выкачиваются из Интернета и нередко публикуются анонимно или даже под чужой фамилией. Уважение к авторскому праву необходимо и мы должны внимательно относится к “краже” текстов, если они обозначены как авторские.

И еще. У каждого из нас есть сформировавшееся мнение о нескольких православных страничках. Давайте обменяемся впечатлениями, попробуем вместе понять что наиболее интересно и эффективно. В этом нам помогут рецензии и обзоры.

Доклад №2

ОБЗОР РОССИЙСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ИНТЕРНЕТА

Виктор Судариков (Москва)

sva@unibest.ru

http://www.unibest.ru/~sva/koinonia.html

Говоря о православном интернете в России, хотелось бы, прежде всего, оценить его количественно. Сейчас можно говорить приблизительно о 150 отдельных ссылках (страницах сети Интернет) так или иначе относящихся к Православию. Примерно треть этого количества - светские сервера, содержание которых относится к Православию, остальное - это те страницы, которые декларируют себя православными и поддерживаются какими-либо православными людьми или православными организациями.

На “светских” серверах можно найти библейские тексты, рассказы о храмах, о церковном искусстве, об отдельных периодах истории Церкви и т.д. Информацию такого рода можно найти на обычных справочных серверах. Так, практически весь текст справочника “Православная Москва”, выпущенного издательством братства святителя Тихона, записан на информационном сервере Deol (www.deol.ru). Там есть все религиозные организации и московские храмы, причем информация регулярно пополняется. Такие страницы весьма полезны в работе.

Рассмотрим более подробно количественный и качественный состав оставшейся части. Это около 100 страниц, которые являются собственно православными. Что же они собой представляют? Примерно 30 из них - это страницы личные, сделанные конкретными православными людьми, 15 страниц епархиальных, сюда входит и сервер ОВЦС, и серверы учреждений РПЦ. Еще 12 страниц относятся к средствам массовой информации (не считая епархиальных, размещенных на серверах епархий). Примерно 10 страниц - библиотеки, где нет какой-либо иной информации, кроме текста либо репродукций икон. Далее, насчитывается порядка 20 страниц, сделанных различными православными организациями - учебными и благотворительные заведениями. Наконец, около 20 страниц сделано приходами и монастырями (опять же не считая тех, информация о которых находится на серверах епархий или организаций).

Кроме того, есть несколько русскоязычных серверов, относящихся к русскому зарубежью. Как правило, они гораздо старше, чем страницы, созданные в России.

Если говорить о начале православного Интернета в России, то датой его рождения стоит назвать начало 1996 год, когда возникла страница Нижегородской епархии (http://www.sci-nnov.ru/diocese/index.html). К сожалению, ныне этот сайт заморожен из-за отсутствия благоволения правящего архиерея. С этим, увы, тоже приходится считаться. Реальность такова, что не смотря на благословение Святейшего Патриарха на работу сервера ОВЦС (http://www.russian-orthodox-church.org.ru/), у священноначалия далеко не всегда, находится понимание необходимости появления информации в интернете, может быть большей, чем история епархии, описания некоторых храмов и нескольких фотографий. Тем не менее, 15 епархиальных страниц все-таки есть и мы может говорить о том, что в некоторых местах к Интернету подходят творчески. Например, сервер Краснодарской епархии (http://www.orthodox.kuban.ru/) сделан профессионально, с множеством фотографий и текстов, посвященных не только истории, но и сегодняшнему дню. Так что с помощью Интернета вполне можно совершить виртуальное паломничество в Краснодарскую епархию. Наверное, самым объемным из епархиальных является сервер Украинской Православной Церкви МП (http://www.ukrorthodox.sumy.ua/win/sum/sumyindex.html).

Что можно сказать об аудитории православного Интернета? Всего число пользователей русского Интернета оценивают в 600 тысяч. Вместе с пользователями сети ФИДО можно насчитать около миллиона человек. Самый посещаемый, а ныне, увы, бездействующий православный сервер - Православие в России ( www.or.ru ) - на момент закрытия насчитывал порядка 150 тыс. входов. Конечно, многие заходили достаточно часто, но в день к нему обращалось, по крайней мере, от нескольких сот до полутора тысяч человек. Соответственно, аудитория, с одной стороны, не такая уж большая, с другой - это все-таки люди весьма активные, молодого возраста и от того, что узнают они с помощью Интернета, не так мало и зависит.

Что можно сказать об особенностях того, как и какая информация находится на страницах и как она могла бы подаваться? В большинстве своем, это информация в виде текстов, либо подобранных автором сайта, либо рассказывающих о той или иной организации, которая это сайт создала. Очень часто мы не используем то, что могли бы. Очень редко и очень приятно, если на странице есть и качественные фотографии, есть возможность задать вопрос, провести открытое обсуждение. Из приходских, монастырских сайтов, меня приятно удивил сайт Крестовоздвиженского монастыря в Екатеринбурге (www.skyman.ru/~crossl/). На этой странице приведен устав монастыря, а о.настоятелю можно задать любой вопрос. И он отвечает на все заданные вопросы, какими бы простыми или они ни казались. Интересен и сайт “Златоуст” в Биробиджане (http://members.xoom.com/Kaplun/), где также можно оставить запись в гостевой книге. Там же находится и обзор интернета.

Интернет – это, бесспорно, миссионерская территория. И поэтому на целом ряде сайтов есть миссионерские тексты. Видимо, не имеет смысла православный сайт лишь для “внутреннего употребления”, то есть даже если там есть страница ориентированная исключительно на православных, то должны быть и страницы, адресованные на только православным. В этом смысле интересен опыт Патриаршего подворья Симонова монастыря (http://www.orc.ru/~domik/frame.htm) - общины слабослышащих и глухонемых. На их странице, которая называется “Вера Христова” есть псалмы и другие тексты Св.Писания, которые хорошо читать в разных случаях жизни, рассказ о евангельских событиях, история древней Церкви, жития российских подвижников, рецепты праздничных и постных блюд. Есть и диалог с читателем. Страница самой общины тоже есть как подраздел на этом сайте. Простые, несложные тексты, молитвы, цитаты из Отечника и очень хорошо подобранные там есть и они очень полезны для православных страничек Интернета.

В 1996 г. православных сайтов было очень мало, они начали возникать в 1997 и еще больше – в 1998 г.

Что можно говорить о назначении православных страниц, не только о том, которое есть, но и каким должно и может быть? С одной стороны, это средство общения между людьми, с другой - средство обучения и научения православных и миссии среди всех, кто входит в аудиторию этих сайтов. Эти два направления так или иначе всегда должны присутствовать и в лучшем случае именно всегда присутствуют. Естественно, иногда очень забавно смотреть, как например, на сервере очень большом, информативном, но редко обновляемом сервере Православный издательский в Санкт-Петербурге, читать тексты, которые напоминают репринты синодальных изданий, чей архаичны1 язык явно не приспособленные для быстрого и удобного распространения через Сеть. Бывает, что язык хороший, добротный и благочестивый, изобилующий славянизмами не всегда подходит для сайтов. Нужно говорить более динамично и живо – таковы “законы жанра”.

Появляются и должны появляться авторские страницы. Некоторые из них – взгляд на наше время духовную жизнь, святость, грех и добродетель, обзоры книг, газет, Интернета. Таков, например, сайт иерея Игоря Пчелинцева из Нижнего Новгорода (http://info.sandy.ru/socio/people/f_igor/). Это независимый взгляд на жизнь, на окружающий мир, в этом мой интерес и , Дай Бог, чтобы это все получилось. Здесь могут быть и рисковые проекты типа “Ворота еретиков?”, который начинает делать Амосов или более традиционные - страницы Андрея Платонова (http://www.chat.ru/~troitsky/) или Валерия Сучкова (http://www.dol.ru/kirsft/vvs/). Многообразие таких личных сайтов создает “лица не общее выраженье”.

Замечательно, если бы итогами нашей встречи были, с одной стороны, возможности общения друг с другом, организация православной телеконференции, создание библиотеки текстов, потому что часто разыскивать что-то по отрывочным ссылкам весьма сложно. Например, почти никто не знает, что где-то на сервере в Карелии есть так называемые “сотницы” замечательного батюшки, духовника Пюхтицкого монастыря отца Петра Серегина (http://www.onego.ru/win/pages/cross/). Надо, чтобы такие малоизвестные страницы были востребованы.

Конечно, нужны обзоры интернета. Пока их мало, и я тоже по мере сил постараюсь сделать такую работу.

И наконец, о проблемах. У нас основных проблем три. Во-первых, отсутствие заинтересованности, часто со стороны руководства, со стороны священноначалия. Во-вторых, отсутствие денег, потому что православный сайт это не коммерческое предприятие и для поддержания его работы нужны опеределенные средства, хотя и относительно небольшие. И третье, это отсутствие времени у тех кто может и хотел бы работать в этой области.. Я знаю немало людей, которые могли бы сделать хорошие сайты, но у них просто нет времени - они работают, загружены, у них просто не остается сил.  Так или иначе, решение всех этих трех проблем было бы желательным.

Еще одно небольшое добавление. На страницах мы часто рассказываем о вере, при этом мы говорим с теми, кто заходит на наши страницы, на своем языке. Понятно, что мы приглашаем людей к себе, но при этом мы должны были бы говорить о том что бы волновало наших читателей. И опыт достаточно большой переписки с разными людьми из разных городов и весей России, говорит о том, что часто людям интересно не то, о чем им рассказывают. Хорошо сказал диакон Андрей Кураев – “надо говорить о главном - о Боге”. О добре и зле. О праведности и грехе. Говорить о том, что человека волнует, о том, мимо чего он не может пройти. Вопросы об устроении жизни православного, об обрядах, вопросы истории - это вопросы интересные, но во многом вторичные. Очень часто люди не могут добраться до этих вторичных вопросов, потому что для них есть то, что главнее. Об этом мы призваны сказать им и с помощью Интернета.

Доклад № 3

МОЛОДЕЖНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА

Роман Пономаренко (Киев)

amenpage@hotmail.com

Сегодня из приблизительно миллиона (по разным оценкам) пользователей русскоязычного Интернета существенную часть составляют молодые люди до 20 лет. Эта категория населения достаточно специфична, со своими запросами и предложениями. Ориентируясь в основном на взрослых людей при создании Web-страничек, многие авторы страниц почти не принимают во внимание тот факт, что многими посетителями страниц будут как раз молодые люди. А они требуют другого подхода и других идей, которые я представлю в своем докладе.  

Как вы знаете, я создаю страничку, посвященную о. Александру Меню. Однажды, зайдя на страничку Свято-филаретовской Высшей Православной школы и обнаружив там статью о. Александра “Евреи и христианство”, которую я как раз собирался сканировать, я всерьез задумался о необходимости более активного обмена информацией между создателями православных Web-страниц. Чуть позже, когда возникла идея организовать конференцию, посвященную православным ресурсам Интернета, я уже четко представлял себе, что данная инициатива поможет, во-первых,  познакомить друг с другом создателей православных страниц, во-вторых, способствовать большей координации усилий и в-третьих, заявить о том, что в информационном пространстве идет очень активная работа по созданию электронной базы проповеди Евангелия.  

Около 6 лет назад я начал заниматься проблемами молодежи в Украине. За эти годы я приобрел большой опыт и собрал много информации о молодежных проблемах и разных путях их решения. Буквально с первых же дней моего знакомства с Интернетом я стал задумываться: “А что интересного может предложить  Интернет в религиозном плане, что интересного может найти молодой человек, если начнет интересоваться религией? Что может привлечь или оттолкнуть молодежь в религиозных ресурсах? Какая молодежь сейчас имеет доступ в Интернет и какие перспективы возникают в связи с расширением пользователей сети?” Чем больше я посещал религиозных страниц, тем больше убеждался, что в них практически отсутствует какая-либо молодежная направленность. Под этой направленностью я имею в виду материалы, которые привлекут молодого человека, случайно зашедшего на страницу, и побудят его снова и снова обращаться к постоянно обновляемой базе, привлекут его как формой, так и содержанием.

По моему мнению, нынешнюю молодежь, на которую можно ориентироваться при рассмотрении вопросов, связанных с Интернетом, можно условно разделить на три группы: первая - тинейджеры (13-17 лет), вторая - учащаяся молодежь (17-21) и третья - молодежь после 21 года и до возраста, когда начинают появляться другие интересы и стремление познавать мир и свое место в нем уменьшается. Самыми активными пользователями Интернета, по моим наблюдениям, являются молодые люди 15 – 20 лет. Сегодня в Украине, как впрочем и в России, мировоззрение большинства тинейджеров формируется в основном популярными печатными изданиями, большей частью весьма примитивными, а также телевидением, программы которого не отличаются интеллектуальной наполненностью, разнообразностью и воспитательной ценностью.

В данный момент рано говорить о значительном влиянии Интернета на формирование личности, однако с каждым днем его роль в повседневной жизни будет увеличиваться. Можно с уверенностью сказать, что сейчас в России и Украине начался настоящий бум информационных технологий, который рано или поздно приведет к тому, что Интернет будет играть значительную роль в воспитании молодежи. Одним из основных ограничивающих факторов для пользователей Интернета в Украине сегодня является высокая цена его использования. Неограниченный доступ можно получить за $60 в месяц или подключиться за $2 час. Конечно, тяжело это видеть в то время, как, например,  в Чикаго помесячная оплата всего лишь $20. Конечно, в недалеком будущем этот фактор минимизируется и каждый пользователь ПК сможет иметь доступ в Интернет.

Компьютерный бум и снижение цен на компьютеры заставляет все больше и больше молодых людей просить родителей купить компьютер, или зарабатывать на него самостоятельно. Затем, естественно, появляется необходимость иметь модем, чтобы, например, сыграть в Quake с соседом по дому; затем хочется подключиться к Интернету, чтобы погрузиться в совершенно новый и интересный мир. Естественно, сразу же начинаются поиски информации по наиболее интересной для данного подростка теме. Когда все возможное по какому-либо определенному вопросу уже прочитано, а жесткий диск лопается от огромного количества новых программ из Сети, можно поискать что-нибудь еще. И если возникает заинтересованность в религии, он, скорее всего, отправляется в поисковые системы или в каталоги русскоязычных сайтов. Одним из наиболее приятных списков религиозных сайтов России с точки зрения подачи материала является, по-моему, рейтинг “Top 100” в поисковой системе “Рамблер”. На первом месте в рейтинге сейчас обычно держится достаточно специфическая  страничка под названием “Апокалипсис 2000” (около 300 посещений в день). Раньше, когда работал сайт “Православние в России” ( http://www.or.ru ), он находился на первом месте с несколькими тысячами посещений ежедневно. Сейчас альтернативой ему стал очень содержательный сайт “Русское Православие” ( http://www.ortho-rus.ru ). Кстати, исходя из собственных наблюдений и мнения моих друзей, религиозный Интернет главным образом сейчас пополняется за счет Православных страничек, то есть Православная Церковь оказалась в авангарде информационных перемен.  

Однако, пройдя сверху донизу по всем страничкам, представленным в рейтинге, я, к сожалению, не нашел странички, которая была бы специально ориентирована на молодых людей, студентов, учащуюся и думающую молодежь.

Кроме “Рамблера”, есть очень интересный список религиозных страничек на web-странице конференции Relcom.religion, в котором 239 ссылок (из которых, к сожалению, около 20% не работает). И фактически во всем русскоязычном Интернете это единственное место, в котором можно получить хоть какое-то общее представление о религиозном Интернете в России. Думаю, необходима одна страничка, зайдя на которую, каждый мог бы ознакомится со списком, скажем, Православных, католических или протестантских ресурсов. А если, скажем, православные странички объединены между собой в Web-ринг - это очень облегчит перекрестный поиск и выход на главную страницу каталога.

Одной из основных проблем сегодняшнего отношения молодежи к Православию является отсутствие элементарных знаний о Православной Церкви и ее жизни в современном мире. Православная Церковь в глазах многих молодых людей остается оплотом некоего архаизма. Тот факт, что в последнее время Православных страничек в Интернете большинство, вселяет надежду на то, что сложившийся стереотип можно начать преодолевать используя последние информационные технологии. (Думаю именно для этого мы здесь сегодня и собрались). Молодой человек, обнаружив профессионально сделанные и профессионально наполненные православные странички, будет уже по-другому относиться к распространенному мнению о “несовременности” Церкви. А если молодой человек найдет в Интернете ответы на такие простые вопросы, как: что такое христианство, когда основана Церковь, в чем отличия между религиями и т.д., написанные понятным и доходчивым языком (так называемый Молодежный Интернет-Катехизис) - это послужит стимулом дальнейшей заинтересованности.

Каким я вижу сайт, который будет предоставлять молодым людям информацию о вере на понятном для них уровне?  Это должна быть страничка с вопросами, которые являются гипертекстовыми ссылками к соответствующей части страницы с развернутыми ответами. Здесь очень важно найти источник ответов.  Мне посоветовали использовать для ответов книгу иеромонаха Илариона (Алфеева) “Таинство веры” (Изд-во Братства Святителя Тихона, М., 1995). Очень доходчивая книга, по содержанию которой можно составлять список на страничке: Поиск веры, Многообразие путей, Этимология слова “Бог” и т.д.

С этой странички можно начать создавать “Молодежный сервер”.

Итак, первое, что нужно сделать - это разместить страничку Православного катехизиса для молодежи.  

Чем можно привлечь молодежь к страничке? По-моему, главное - это интерактивность, т.е. возможность получить ответ на свой вопрос, почувствовать, что ты не просто прочитал и пошел дальше, а что это страничка, создатели которой готовы с тобой общаться, готовы тебе помочь разобраться в себе и ответить на волнующие вопросы.  Если у молодого человека или у девушки возникает какой-то вопрос и она хочет узнать мнение священника, редко кто пойдет в церковь, подойдет к священнику, если он не воцерковлен, с вопросом типа:  “Батюшка, я беременна и меня бросил парень. Что мне делать?” или: “Мой отец пьет, мама ушла, мне ничего не остается, как повеситься”. Многим стыдно задавать такие вопросы открыто, а тем более священнику. А молодежь ведь постоянно ищет ответы на множество вопросов. И, к сожалению, или вовсе их не находит, или обращается к псевдо-профессиональным ответам врачей и психологов в бульварной прессе и телевидении.

Итак, второе предложение: создание интерактивной конференции, в которой можно было бы проводить беседы со священником раз в месяц, раз в неделю или раз в день, во время которой он смог бы отвечать на вопросы. Частота проведения подобных виртуальных конференций зависит от возможностей священника и технических возможностей создателей конференции. Для подобной работы необходим священник, который имеет опыт молодежной работы, умеет отвечать на простые, часто примитивные, но судьбоносные для молодежи вопросы. Ведь в возрасте 16-20 лет судьбоносные решения принимаются каждый день.

Другой вариант или отдельный проект - чат. Молодежный православный чат. Про миссионерскую направленность чата, конечно, говорить трудно, однако он будет привлекать молодежь. Если нечем заняться - можно зайти, с кем-то познакомиться, поспорить и т.д. А если иногда в чате будет появляться священник - это только добавит ему популярности.

Я  думаю, что в плане интерактивности религиозных сайтов можно вполне обратиться к опыту Католической Церкви.

Для привлечения молодежи можно также использовать различные конкурсы и викторины. Например, газета “Русь Державная” недавно проводила конкурс сочинений “Мой путь к вере Христовой”, рассчитанный, в основном на детей. Победителей затем награждали. Подобные конкурсы можно проводить и среди молодежи. Главное - разработать методы поощрения.

Вокруг Православного молодежного сервера обязательно образуется активная группа молодежи, постоянных участников и гостей. Затем их можно будет пригласить в приход для личного знакомства, воцерковления, дальнейшего развития. Можно также подключить к этой страничке православный книжный магазин и рекомендовать посетителям обращаться туда за дополнительной информацией и литературой.

Во многих епархиях есть православные молодежные центры, в которых есть активные молодые люди: в том числе программисты и дизайнеры. Они часто могут доходчиво рассказать о чем-то своему сверстнику. Можно  подключить их к работе Молодежного Православного сервера.

По опыту своей общественной работы я знаю, что главное - начать. Затем всегда появляются люди, отзывы, новые идеи. Можно создать виртуальный банк идей, сначала даже в форме гостевой книги.

Какая-либо идея, если она своевременная и необходимая, а я считаю, что создание Молодежного Православного сервера необходимо как раз сейчас, обязательно будет иметь успех и активно поддерживаться.

НАША АНКЕТА

Перед началом конференции мы составили анкету и предложили всем желающим ответить на несколько вопросов:

1. Является ли Интернет “миссионерской территорией”. Если да, то в чем

его особенности?

2. Как Вы оцениваете состояние православных ресурсов Интернет.

3. Какой православный сервер или домашняя страница является

лучшей в категории:

- богословие

- катехизация

- публицистика

- новости

- собрание икон

- оригинальность 

4. В чем причины негативного отношения православных к Интернету?

Ниже мы публикуем наиболее интересные ответы. Опрос продолжается и вы можете принять в нем участие. Пишите на mf@glasnet.ru 

Протоиерей Георгий Коваленко,

Главный редактор сервера “Православие в Украине”

george@orthodox-eparhia.sumy.ua

http://www.ukr-orthodox.sumy.ua/win/index.html

1. Как и любой источник распространения информации сеть Интернет является “миссионерской территорией”. Особенность в том, чтобы не пытаться “интернетезировать” Церковь, но воцерковлять “интернетезированный” мир.

2. К сожалению, я не имею возможности и времени детально познакомиться с инославными и нехристианскими ресурсами. Поэтому не могу сравнивать. Учитывая вышеизложенное, считаю, что православные ресурсы в стадии становления и развития (в Украине значительно слабее, чем в России). Был бы рад поучаствовать в православной конференции.

3. Безусловным лидером по большинству категорий был бы сервер “Православие в

России” (жду возрождения). А на сегодняшний день.

- богословие - “Русская христианская страница” - страница Олега Воскресенского

http://www.bethel.edu/seminary_academics/international/russian/russian4.htm 

- катехизация: затрудняюсь ответить

– публицистика: Православный медико-просветительский центр “Жизнь” http://user.cityline.ru/~dmitrym 

– новости: “Метафрасис” http://www.glasnet.ru/~mf

- собрание икон: Иконы и сокровища Новгородского музея http://www.novsu.ac.ru/novgorod/novgorod.html 

- оригинальность: “Русское православие”  http://www.ortho-rus.ru 

4. Воинствующее невежество значительной части  духовенства и мирян. Пресс-секретарь грузинского патриарха как-то сказал: “Проще сказать, что телевизор – ящик сатаны, чем проповедовать по телевидению”.

Тимофей Золотусский,

сотрудник ОВЦС МП, редактор официального сервера Русской Православной Церкви

commserv@mospat.dol.ru

http://www.russian-orthodox-church.org.ru 

1. Да, является. Особенности следующие:

- Интернет принципиально не является ни чьей “канонической территорией”,

- Интернет одно из тех немногих мест, где Церковь выходит навстречу неверующим людям. Мы не проповедуем на улице, мы обычно ждем, пока человек придет к нам в храм. А здесь мы можем выйти навстречу человеку, который сам просто не догадается, что ответы на многие очень важные для него вопросы, на самом деле, даст только его Создатель.

Пресса с этой ролью не справляется :( Религиозную читают только верующие, а светская слишком зависит от конъюнктуры рынка и, потому, вместо свидетельства о Христе часто слишком занята полемикой (что, впрочем, относится и к части религиозных изданий).

2. Во-первых, уже есть такое явление – православные ресурсы.

Во-вторых, число их неуклонно растет, но они не очень связаны друг с другом.

В-третьих, Интернет дает почти уникальную возможность увидеть почти весь спектр мнений. Только бы это не привело к тем же проблемам, что и с прессой (см. п.2).

3. По всем категориям не скажу. Что касается катехизации, то здесь мне кажутся

лучшими те, на которых реально организована обратная связь, что, на мой

взгляд, является одним из важнейших условий катехизаторского служения.

Некоторые из них:

Журнал “Фома” - www.trimo.com/foma

Крестовоздвиженский мужской монастырь в Екатеринбурге - www.skyman.ru/~crossl

вопросы и ответы сервера “Русское Православие” - www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ns_list.cgi?5+2

4. В недостатке информации. Для кого-то в менталитете. В свое время книгопечатание тоже считали признаком “оскудения благодати”. Мне кажется, что люди с такой точкой зрения есть и будут всегда. Недавно в журнале “Благодатный огонь” (приложение к журналу “Москва”) был опубликован рассказ “Сатанинский патруль”. Цитата: “Сначала ввели вместо чековых книжек пластиковые карточки, а чуть погодя, из-за того, мол, что карточки часто теряются, решили поставить всем единый код специальной биологической краской прямо на теле и по наличию этого кода отпускать товары в магазинах... Ну а потом процедуру, так сказать, упростили, сведя все к трем обязательным шестеркам на лбу”. Комментарии излишни. Беда в том, что сюжет рассказа почти копирует сценарий поведения древлеправославных (старообрядцев) во времена гонений. И выход автору видится только один – в леса, к “добрым людям”...

По-моему, происходит постоянная ротация, часть из тех, кто считает, что наша Церковь “недостаточно православна” уходит к древлеправославным или зарубежникам, а часть их паствы переходит к нам.

Андрей Тополев,

Главный редактор Агентства социальной информации (АСИ)

asi@glasnet.ru

1. Несомненно является. В Интернете обсуждаются абсолютно любые вопросы, поэтому вопросы веры, в том числе православной, не являются исключением. Главное, на что надо обратить внимание - на возрастной и профессиональный состав пользователей сети. В основном, это молодежь, причем молодежь “яйцеголовая”, достаточно образованная и не чуждая интеллектуальных изысков.

Достучаться до нее не просто и в этом проблема, особенно в условиях свободы доступа к любой информации, включая духовную. Для ведения диалога на другом конце провода должны находиться адекватные собеседники, способные  мыслить в тех же категориях и разговаривать на том же языке (вернее слэнге). Другая целевая группа - профессионалы, которые пользуются сетью в сугубо прагматических целях и чтобы отвлечь их от поиска деловой информации надо сильно постараться. Им еще рано задумываться о вечном, но “кризис среднего возраста” - потенциально благоприятная почва для распространения идей православия.

2, 3. К сожалению, не знаком с этими ресурсами, а посмотреть их специально просто не было времени.

4. В первую очередь - консерватизм, внутренне присущий  православию, во-вторую - положение “государственной религии”, которое мешает ему динамично развиваться и искать новые формы работы, особенно с молодежью. Отсутствие (на непросвещенный светский взгляд) четко сформулированной “молодежной” политики серьезно подрывает перспективы православия в России, чего, к сожалению, нельзя сказать о многочисленных так называемых “тоталитарных сектах”, активно работающих у нас.  Несомненно, негативное отношение к Интернету вызвано в том числе и тем, что он воспринимается как  явление, привнесенное с Запада, а следовательно, вредное. Кроме того,  не добавляет Интернету популярности у верующих и свободное циркулирование в сети порнографии.

Электронную версию бюллетеня вы можете найти на страницах:

www.df.ru/~arlas

http://www.unibest.ru/~sva/koinonia.html 

http://sobor.mbt.ru 

Приглашаем к сотрудничеству всех, кто заинтересован в развитии православных ресурсов Интернет.

При цитировании просьба ссылаться на бюллетень.

Над выпуском работали:

Сергей Чапнин, Алла Чернушкина

PAGE  2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19995. Профилактика употребления ПАВ подростками 338.5 KB
  Учащиеся делятся на 6 групп каждая путем жеребьевки получает лист определенного цветасогласно которому она будет выступать и задание: оценить степень своей осведомленности о проблеме профилактики злоупотребления ПАВ и распространения ВИЧ. Занятие 5 Тема: Профилактика распространения ВИЧ
19996. Что, где, когда, интеллектуальная игра по профилактике курения 35.5 KB
  Хорошо известно, что красота и здоровье обратно пропорциональны распространению курения. Красивым и здоровым хотят быть все. Однако далеко не все спешат расстаться с привычкой курить, или просто допускают возможность курить от случая к случаю. Так ли это безобидно для здоровья? Сегодня в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» мы хотим затронуть эту тему. Итак, мы начинаем.
19997. Берегите здоровье! 94.61 KB
  о начала игры команды в специальном протоколе проставляют количество баллов за каждый вопрос темы. При правильном ответе команда получает, а при неправильном - штрафуется на указанное количество баллов.
20000. Здоровое поколение 36.5 KB
  Эта программа проводится на дискотеке. Перед началом танцевальной программы с участниками проводится игра «Крестики-нолики» на тему «Здоровый образ жизни». Зал зрительно делится на две равнозначные половины – это команды. Одна – «крестики», другая – «нолики»
20002. Сказ о том как царевнуМенделевну выдавали замуж и что из этого вышлоИли Замуж не напасть кабы замужем н. 54.5 KB
  Действующие лица: Скоморох Царь ЦаревнаМенделевна Нянька Дворецкий Заморский граф Табакян Яговна Медичка Звучит заставка к мультфильму Пластилиновая ворона. Жил во граде энтом царь Делото ведь было в старь. Кликнул царь по Интернету Выходит царь и кричит в рупор: Царь: Так и так невеста есть И добра у ней не счесть. Вызвал Царь к себе Царевну.