17414

Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников

Курсовая

Педагогика и дидактика

Проблема эстетического воспитания особенно остро стоит перед дошкольной педагогикой. Именно в дошкольном периоде формируются зачатки эстетических чувств и переживаний, закладывается основа ценностного отношения к окружающему миру. От того, что ляжет в основу эстетического восприятия мира, сформированного в дошкольном учреждении

Русский

2014-11-21

229.5 KB

116 чел.

Теоретические основы эстетического воспитания дошкольников

Оглавление

[1] Оглавление

[2] Введение

[3] Глава 1. Значимость эстетического воспитания

[4] в дошкольном возрасте

[4.1] 1.1 Становление эстетических чувств в дошкольном возрасте

[4.2] 1.2 Задачи эстетического воспитания дошкольников

[4.3] 1.3 Принципы эстетического воспитания

[4.4] 1.4 Содержание и методы эстетического воспитания

[4.5] в дошкольном учреждении

[4.6] 1.5 Организация эстетического воспитания в детском саду

[5]

[6] Глава 2. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания

[7] Заключение

[8] Список литературы:

Введение

Педагогическая наука определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей. Понятие эстетического воспитания включает в себя категории эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Очень важно, чтобы эстетическое воспитание начиналось с самых ранних лет, поскольку эстетические чувства пронизывают всю жизнедеятельность человека, проявляются в его поведении и во многом определяют его жизненную позицию. Следовательно, становление эстетических чувств не должно быть спонтанным, самопроизвольным. Поэтому эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира и создавать ее.

Проблема эстетического воспитания особенно остро стоит перед дошкольной педагогикой. Именно в дошкольном периоде формируются зачатки эстетических чувств и переживаний, закладывается основа ценностного отношения к окружающему миру. От того, что ляжет в основу эстетического восприятия мира, сформированного в дошкольном учреждении, будет зависеть дальнейшее развитие эстетических переживаний, ценностных ориентаций будущего гражданина нашей страны.

Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, развитию эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, стимулирует интеллектуальное и познавательное развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии, а восприятие и обсуждение эстетически значимых произведений может способствовать развитию устной речи. С другой стороны, занятия, ориентированные на развитие, к примеру, художественных способностей, всегда способствуют формированию эстетических чувств и ценностей, развивают общее восприятие, мелкую моторику ребенка, способствуют формированию ценностных ориентаций. Таким образом, мы видим, что эстетическое воспитание занимает значимое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста и играет важную роль в общем развитии ребенка.

Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок. Все это обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию детей.

Однако, несмотря на значимость поставленной проблемы, особенности эстетического развития и воспитания дошкольника остаются недостаточно изученными. Педагогические исследования, посвященные вопросам воспитания эстетической культуры личности, опираются на выводы философии, эстетики и психологии (В.А. Балашов, Л.П. Печко, В.И. Самохвалова, Е.М. Торшилова и др.). В целом эстетическое развитие понимается как длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Вопросами эстетического воспитания дошкольников занимались такие ученые как Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Румер, Н. Преображенский, Н. Доломанова и др. Анализ их работ позволяет утверждать, что полноценное развитие личности невозможно без эстетического воспитания, и основы этого воспитания должны закладываться в дошкольном возрасте.

Проблема эстетического воспитания остается актуальной и на современном этапе развития педагогической науки, методологии и практики. Развитие цивилизации, становление общества требует пересмотра подходов к организации эстетического воспитания начиная с дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс становления личности ребенка в дошкольном возрасте.

Предмет исследования: процесс, содержание и методика эстетического воспитания дошкольника.

Цель исследования: изучить и обобщить теоретические и методические взгляды на проблему эстетического воспитания дошкольников

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

  1.  Изучить теоретическую и методическую литературу по теме;
  2.  Провести анализ взглядов на систему эстетического воспитания в дошкольном учреждении на современном этапе развития системы образования;
  3.  Систематизировать принципы и методы эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

 Теоретическая значимость: систематизирована психологическая, педагогическая и методическая литература по проблеме; раскрыта актуальность и значимость проблемы.

Практическая значимость: данный материал может использоваться в работе педагогов учреждений дошкольного образования, родителей, а также для всех, кто интересуется данной проблемой.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Значимость эстетического воспитания

в дошкольном возрасте

1.1 Становление эстетических чувств в дошкольном возрасте

Эстетические свойства личности не являются врожденными, они начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения. Важное значение в становлении эстетических чувств приобретает активное педагогическое руководство. В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей. Становление эстетических чувств и формирование эстетической культуры проходит несколько этапов в своей динамике 9, во многом эти этапы связаны с особенностями возрастного развития личности ребенка .

Развитие детей раннего возраста следует рассматривать как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира . Начинается он с развития различительной чувствительности сенсорного аппарата и эмоционального отклика на восприятие наиболее ярких свойств и качеств окружающих объектов. Ребёнок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности. Основным для него является чувственная форма вещей - их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует определенного развития сенсорной культуры. Красота воспринимается ребёнком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающая от встречи с прекрасным 1.

Таким образом, мы можем заключить, что существенной составляющей становления эстетических чувств становится эмоциональный отклик на воспринимаемый объект. Однако полноценное становление эстетических чувств невозможно при абстрактном, бездеятельностном восприятии объектов окружающего мира. Значительное влияние на формирование  и развитие эстетических чувств и эстетической культуры оказывает деятельность дошкольника.

В раннем возрасте , , развивается подражание в различных видах простейшей художественной и игровой деятельности, появляется чувство удовлетворения не только от процесса деятельности, но и от достижения определенного результата. Развитие речи приводит к усвоению названий все большего количества эталонных признаков, эстетических качеств в процессе их сопоставления: красивый – некрасивый, чистый – грязный, большой – маленький, веселый – грустный и так далее. Стоит отметить, что во многом для ребенка раннего возраста свойственна своеобразная «неразделимость» понятий «красиво» и «правильно». И в этом заложен огромный потенциал для реализации воспитательных задач как в эстетическом, так и в моральном планах.

В этом возрасте эстетическое воспитание осуществляется родителями по преимуществу «спонтанно», «интуитивно». Однако эстетическое воспитание в семье, несмотря на отсутствие педагогической и методической базы, имеет огромное значение как собственно в эстетическом развитии дошкольника, так и в становлении личности в целом. Эстетическое воспитание в семье во многом основано на семейных традициях, что обеспечивает преемственность между поколениями, развитие эстетических переживаний, ценностей и эталонов «по образцу». Хочется подчеркнуть: именно в связи с важной  ролью семейного воспитания эстетических чувств огромное значение приобретает просветительская работа с родителями дошкольника.  

В младшем дошкольном возрасте , , происходят дальнейшие изменения в эстетическом развитии ребенка. Повышается восприимчивость к художественным произведениям, к некоторым элементам их художественной формы, например к ритму, рифме, цвету. Становятся более разнообразными реакции детей и на содержание произведения в целом. Мотив оценки произведения при этом носит предметный или житейский характер. Дети младшей группы замечают лишь отдельные признаки явления, пользуются очень лаконичными выражениями, иногда очень специфическими оценками.

В этом возрасте активно развивается подражание в простейших видах художественной и игровой деятельности, формируются новые интересы и потребности. В изобразительной деятельности дети от простейших действий переходят к изображению, узнаванию, называнию, образному восприятию форм. В этот период дети овладевают простейшими навыками не только в изобразительной, но и в музыкальной деятельности, позволяющими им добиваться образности в изображаемом, самостоятельности и первоначального проявления творческой активности.

В этом возрасте особенно важен целенаправленный характер воздействия на эстетические переживания и чувства дошкольника, на становление иерархии ценностей и художественные способности в широком смысле этого слова. Педагогическое воздействие приобретает решающее значение в формировании эстетической культуры как составляющей полноценной личности в целом.

В среднем дошкольном возрасте , происходит существенное развитие детского восприятия, его точности и дифференцированности. Вместе с тем эстетическое восприятие продолжает характеризоваться фрагментарностью, оно тесно связано с личным опытом ребенка, его интересами. Дети этого возраста способны к элементарной эстетической оценке художественного образа, к осознанию некоторых эстетических средств, постепенному проникновению во внутреннюю сущность изображаемого. Дети замечают связь между содержанием произведения и его выразительно-изобразительными средствами. У них возникает предпочтение конкретных произведений и определенных жанров, возникает стремление сравнивать произведения, сопоставлять только что услышанное со знакомым и подходить к некоторым обобщениям. Дети хорошо отличают стихи от прозы, различают некоторые виды и жанры произведений литературного, музыкального и изобразительного творчества.

В среднем дошкольном возрасте активно развиваются художественно-творческие способности, дети сами придумывают загадки, сочиняют стихи, сказки, песни, создают аппликации, рисуют, лепят. У них появляется оценочное отношение к творческим проявлениям. Постепенно благодаря обучению у детей формируется эмоциональная отзывчивость на выразительные средства, на художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие сопоставления, найти выразительные слова. У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и в искусстве, к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей наблюдается ярко выраженная эмоциональная восприимчивость к поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не осознаются. На новый этап развития выходит художественное творчество, однако детские замыслы в нем характеризуются недостаточной устойчивостью и отчетливостью.

Таким образом, дошкольный возраст — это период, характеризующийся становлением эстетического восприятия, эстетического переживания и эстетической культуры в целом, совершенствующейся под воздействием воспитания, которое направлено на решение конкретных задач, вытекающих из цели эстетического воспитания и его значения в развитии личности.

1.2 Задачи эстетического воспитания дошкольников

Принцип всестороннего и гармонического развития личности, который наряду с другими качествами подразумевает воспитание трудолюбия, культуры, развитие чувства красоты. Полноценное умственное и физическое развитие, иерархия ценностей, моральная оценка окружающего и активное отношение к жизни характеризуют целостную, гармонично развитую личность, нравственное содержание которой во многом зависит от эстетического воспитания .

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, от эмоционального отклика на объект эстетических чувств к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок, к формированию ценностной шкалы отношений. Эстетическое воспитание - это кропотливая работа, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка эстетическим восприятием, эстетическим переживанием, умение облагораживать его окружение, умение создать единую систему эстетических переживаний и эталонов, которые лягут в основу эстетической культуры личности, столь же необходимой для полноценного развития дошкольника, как и любая другая сторона его личности.

Цель эстетического воспитания - развитие способности видеть красоту окружающего мира и создавать ее 14. Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.

Развитие эстетического восприятия, эстетических и художественных способностей, эстетической и художественной деятельности опирается на своевременное развитие сенсорных систем, деятельность различных анализаторов, обеспечивающих необходимую точность и тонкость дифференцировок. Решение задач эстетического воспитания тесно связано с формированием у детей таких качеств, как инициативность, умение предвидеть определенные результаты, стремиться к ним, умение мечтать.

Поэтому первая группа задач  направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. К этой группе относятся задачи, обеспечивающие развитие эстетического восприятия и эстетического сознания детей. Среди задач данной группы выделяют следующие:

  •  развитие чувственного восприятия;
  •  развитие умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное;
  •  ознакомление с «эталонной системой» качеств и признаков, с постепенным введением их названий в активный словарь детей;
  •  сообщение детям знаний о прекрасном;
  •  формирование эстетических представлений, понятий и суждений, определяющих эстетические оценки и вкусы, интересы и потребности;
  •  развитие эстетических эмоций и чувств детей: эмоциональной отзывчивости на прекрасное или безобразное, комическое или трагическое и так далее.
  •  воспитание художественного вкуса, потребности в познании прекрасного.

Поставленные задачи определяют методы и средства их достижения. Методы, по выражению А. С. Макаренко,— это инструмент прикосновения к личности, способы, с помощью которых совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанников. Ведущими методами для решения задач первой группы являются показ, наблюдение, анализ, пример взрослого. Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточенно на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании методов этой группы очень важно, чтобы воспитатель умел показывать свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Выразительность интонации при чтении стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое эмоциональное проявление взрослым своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на важнейшую особенность детства – подражательность.

Итак, первую группу задач эстетического воспитания можно считать «репродуктивной» или «реактивной» - задачи этой группы направлены на развитие способностей воспринимать и оценивать окружающее через призму эстетических эталонов.

Вторая группа задач  направлена на приобщение детей к активной эстетической и художественной деятельности, формирование художественных умений в области разных искусств. К этой группе относят обучение детей рисованию, лепке, конструированию, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества дошкольников .

Среди задач данной группы выделяют следующие:

  •  формирование первичных умений и навыков исполнительской художественной деятельности;
  •  формирование умения воспринимать и использовать разные средства выразительности того или иного вида искусства;
  •  воспитание у детей навыков и умений активно вносить элементы прекрасного в быт, природу, собственный облик, в отношения с окружающими людьми.

Для решения задач второй группы требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение . Общий принцип отбора методов –инициатива, то есть воспитателю необходимо находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» своими руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), учувствовать в художественной деятельности разных видов. Полезны всякое проявление творчества обязательно должно сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет в полной мере выразить в образах свое эстетическое чувство, проявить свой творческий потенциал, а следовательно, лишиться и возможности самовыражения и эстетического роста. Именно потому нужны методы прямого обучения: показ, упражнение, обследования предметов, описание. Творчество и эстетическое развитие становятся в данной ситуации взаимосвязанными: обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер.

Третья группа задач  и, соответственно, методов и приемов направлена на развитие эстетических и художественных способностей, творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий детей. Эти методы предусматривают необходимость создания поисковых, «проблемных» ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных способностей.

Проблемно-поисковыми эти методы называются потому, что воспитатель предлагает детям самим найти способ решения намеченного задания или собственного замысла. Конкретные приемы будут несколько различаться в зависимости от того, связываются ли они только с восприятием или воспроизведением, с исполнительством или творчеством. В первом случае методы и приемы побуждают детей к самостоятельному высказыванию по поводу содержания, характера, выразительных средств конкретного произведения искусства, к оценке качества своего исполнения и исполнения сверстников, к различным сравнениям и сопоставлениям. Во втором случае дети выполняют задание в более сложных условиях.

Например, им не показывают способ изображения предмета, а предлагают догадаться, подумать, найти самим этот способ да еще спланировать все этапы действия и рассказать о них («Послушай пьесу, подумай, какого она характера, расскажи, как ты будешь двигаться, и танцуй так, как подсказывает тебе музыка», и т. п.).

Таким образом, ребенок учится думать, искать, пробовать, находить решение. Творческие усилия детей направляются на поиски в художественной деятельности новых средств, вариантов, комбинаций. Методы, которые используются на занятиях, при этом носят характер управления деятельностью детей.

Самостоятельная творческая деятельность детей осуществляется на праздниках, вечерах развлечений, экскурсиях и прогулках, в различных по типу играх (игре-опере, игре-сказке, игре-драматизации и т. д.). В этих случаях методы воздействия чаще всего носят лишь косвенный характер. Воспитатель создает условия для свободного и непринужденного проявления детьми своих художественных интересов и склонностей. Руководство такой самостоятельной деятельностью предполагает индивидуальный подход, и воспитатель имеет возможность наблюдать за детьми, изучать их индивидуальные особенности.

Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации. Также необходимо, чтобы приведенные задачи эстетического воспитания решались с учетом достижений современной педагогической науки на основе общедидактических принципов.

1.3 Принципы эстетического воспитания

Эстетическое воспитание подрастающих поколений осуществляется на основе принципов, выработанных современной педагогикой. В свете этого эстетическое воспитание, его средства, методы и формы должны отвечать основной цели — формированию гармонически развитой, общественно активной личности, которая не просто обладает зачатками эстетических чувств и суждений, но и демонстрирует высокий уровень эстетической культуры. Необходимо обозначить наиболее существенные принципы, которые лежат в основе концепции современного эстетического воспитания , , .

Прежде всего это принцип преемственности элементов культуры в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Этот принцип предполагает связь эстетической культуры народа, современного искусства с лучшими традициями прошлого и передовыми теориями эстетического воспитания.

 Принцип научности эстетического воспитания предполагает опору на ясную перспективу, анализ того, что достигнуто, что должно быть в конечном итоге и что связано с достижением общественно значимой цели. Он означает вооружение подрастающего поколения строго научными знаниями, соответствующими характеру современного искусства, уровню его развития. Принцип научности предусматривает также систематичность и программность в овладении знаниями, навыками и умениями. Этот принцип предполагает построение эстетического воспитания на основе глубокого изучения соответствующего возрасту детей содержания, методов и форм воспитания и обучения.

Принцип комплексности. Эстетическое воспитание связано с развитием всех сторон личности, причем эта связь и взаимовлияние реализуется в двух направлениях. С одной стороны, эстетическое развитие оказывает влияние на становление личности в целом и развитием отдельных навыков, качеств, сторон личности, с другой стороны, собственно становление личности дошкольника не может не оказать влияние на его систему ценностей, взглядов, представлений и эталонов, которые во многом имеют и эстетический характер. Особенно важно подчеркнуть, что эстетическое развитие должно осуществляться всеми имеющимися воспитательными средствами в процессе разнообразной деятельности.

Принцип единства обучения и развития творческого потенциала дошкольников предполагает теснейшую взаимосвязь между обучением и формированием самостоятельного художественного творчества подрастающего поколения. Эти процессы нельзя рассматривать изолированно, так как творчество формируется в процессе обучения знаниям, умениям и навыкам, а обучение становится более эффективным благодаря применению творческих умений. Сочетание учебного и творческого элементов может быть различным в зависимости от характера учебной задачи: чем меньше усвоен учебный материал, тем более простым должен быть творческий элемент, и, наоборот, чем лучше он усвоен, тем шире можно сочетать его с творческими задачами. Основной путь эстетического развития ребенка — это формирование его самостоятельной художественной деятельности и творчества.

Все вышеуказанные принципы тесно взаимосвязаны между собой и определяют направление и построение педагогического процесса.

1.4 Содержание и методы эстетического воспитания 

в дошкольном учреждении

Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, интересов, потребностей, оценок и вкусов.

Знания о прекрасном у детей формируются в процессе эстетического освоения окружающей действительности, во всем ее многообразии, а также искусства как наиболее концентрированного отображения прекрасного. Многообразие жизни рождает и многообразие видов и жанров искусства. Дети дошкольного возраста знакомятся с графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством. Дети приобретают знания о различных жанрах литературного и музыкального искусства: о сказках, рассказах, повестях и т. д., а также о песнях, танцах, маршах, детских операх и балетах и так далее 12, 14.

Дети также усваивают и основные эстетические понятия, отражающие наиболее существенные эстетические стороны и особенности окружающего мира. Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, приобрести знания о них, с тем, чтобы овладеть рядом навыков и умений, применять их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои чувства.

Основная эстетическая категория — это категория прекрасного. В ней выражается оценка не только эстетическая, но и нравственно-политическая. Знание о красивом формируется с раннего детства через предметы быта, которые окружают детей, игрушки, произведения искусства. Постепенно к старшему дошкольному возрасту дети овладевают понятием прекрасного и применяют его к явлениям природы, жизни, к оценке деятельности людей и их поступков. Дети начинают понимать, какие поступки оцениваются как прекрасные, какие как безобразные. Оказать помощь больному, защитить слабого — прекрасно, обидеть младшего — безобразно.

Осваивают дети и категорию комического, смешного. Комическое в действительности — это своеобразный отход от нормы, нарушение законов красоты, единства формы и содержания. В комизме отражаются противоречия между старым и новым, между должным, желаемым и реально существующим. Для выражения комизма в реальной жизни и в искусстве используют много средств. Детям дошкольного возраста в значительной степени доступен юмор — смешное в различных, в том числе и «безобидных», его проявлениях.

Высшим проявлением эстетического освоения человеком мира является художественная деятельность — искусство. Оно утверждает прекрасное в жизни, а проявления безобразного изображает, страстно их отрицая. Задача искусства — раскрыть подлинную, порой не бросающуюся в глаза красоту человека, явление природы, творения рук человеческих. Искусство концентрирует, обостряет и шлифует эстетические чувства человека и формирует содержательные и объективные эстетические суждения.

Знания о различных видах искусства детям сообщают уже с раннего детства. Декоративная игрушка, картинка, музыка, книги входят в жизнь ребенка очень рано. Старшим дошкольникам сообщаются знания не только о видах, но и о жанрах изобразительного, литературного, музыкального искусства. Содержание знаний об изобразительном искусстве включает знания о книжной иллюстрации, эстампе, живописи, скульптуре, аппликации, декоративно-прикладном народном искусстве, о пейзаже, натюрморте, о портрете и т. д. У детей формируют знания о различных выразительных средствах искусства.

На протяжении дошкольного возраста формируются также знания о музыке: вокальной и инструментальной, разнообразии ее тематики, жанре, структуре отдельных произведений, средствах музыкальной выразительности, различных музыкальных инструментах. Дети знакомятся с народными песнями и танцами, хороводами, произведениями классической и современной музыки. В содержание эстетического воспитания входит и формирование у детей элементарных знаний о художественной литературе: отечественной и зарубежной. Дети приобретают знания о стихах, рассказах, фольклоре: поговорках, загадках, былинах, учатся понимать выразительные средства литературных произведений.

Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с именами известных отечественных и зарубежных писателей, художников, композиторов, иллюстраторов детских книг.

Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания включается и приобретение детьми эстетических навыков и умений, которые также связаны с формированием эстетических эмоций, чувств и отношений. В области музыкальной деятельности дети овладевают навыками культуры слушания музыки, а также несложными исполнительскими навыками: певческими, музыкально-двигательными, навыками игры на детских музыкальных инструментах. В процессе слушания музыки дети учатся различать жанры музыкальных произведений (колыбельная, пляска, марш), их характер (грустный, веселый, бодрый, торжественный, праздничный, шуточный), учатся вычленять основные средства выразительности (мелодию, метроритм, темп, регистр). В процессе пения дети приобретают такие навыки, как правильная дикция, дыхание, звукообразование, строй и слаженность. При исполнении музыкально-ритмических движений они овладевают умением воспринимать музыкальный образ в единстве средств его воплощения и двигаться в соответствии с ним. В игре на музыкальных инструментах дети в процессе обучения приобретают ансамблевые навыки. Все эти навыки формируют у детей выразительность исполнения песен, плясок, хороводов и игр.

В изобразительной деятельности дети приобретают навыки и умения наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, всматриваться в них, видеть как общие свойства, присущие многим объектам, так и характерные, индивидуальные, что помогает им потом при изображении наблюдаемого. Дети также учатся рассматривать произведения изобразительного искусства и анализировать их содержание и выразительные средства (композиция, колорит и др.), различать жанры. Детей учат понимать, что хотел рассказать художник своей картиной или скульптурой, какое передать настроение, а также выражать свое отношение.

При изображении различных предметов дети овладевают навыками и умениями четко передавать основную форму, величину, строение предмета, его цвет, стремясь создать образ более выразительным. Со старшего дошкольного возраста дети уже способны к изображению с натуры, хотя эта задача остается главной для овладения в школе. При изображении сюжета дети учатся связно передавать события жизни, картины природы, эпизоды из художественных произведений. Для этого их знакомят с приемами композиции, формируют умения располагать предметы в пространстве или на плоскости бумаги, ткани, устанавливать правильные пространственные отношения в ряд, на линии, на полосе. Детей знакомят со способами передачи линейной перспективы — ближе, дальше, далеко. Ими осваиваются первые элементы композиции, передача действия и движений предметов в пространстве.

Умение украшать предмет осваивается постепенно, начиная с раннего детства. Дети учатся передавать ритмический порядок элементов в орнаменте, располагать узоры на различной форме: полосе, квадрате, круге, треугольнике, на объемных формах. Они овладевают умением строить узор симметрично или асимметрично в зависимости от предметной основы, которая украшается. Дети должны научиться выполнять узоры в соответствии со стилем того или иного национального декоративного искусства как по цветовой гамме, так и по его элементам.

В содержание изобразительной деятельности входит и конструирование. В этом виде деятельности дети приобретают умения и навыки создавать предметы или объекты как из готовых частей, так и из различных материалов (готовые наборы деревянных или металлических конструкторов, природный, так называемый «бросовый» материал, полуфабрикаты). Дошкольники осваивают навыки и умения, нужные для создания горизонтальных и вертикальных построек, для придания им устойчивости (умения делать перекрытия и скреплять прочно части, умения учитывать свойства материала).

Большая работа проводится в детском саду по обучению детей и техническим навыкам: рисовать красками, углем, фломастерами, карандашом, мелками; сочетать разные материалы; использовать разные способы вырезывания ножницами. Детей также учат работать с глиной и пластилином, с природным материалом.

В содержание эстетического воспитания входит развитие у детей способов самостоятельных, поисковых и творческих действий. Детская самостоятельная художественная деятельность есть свидетельство состоявшегося художественного развития ребенка, потому что она возникает по его инициативе, отвечает его интересам, становится потребностью. Наличие этой деятельности свидетельствует о положительном влиянии правильно организованного обучения в детском саду и хорошей атмосферы в семье.

Разнообразие задач и содержания эстетического воспитания требует разнообразия как методов, так и форм организации эстетического воспитания в детском саду.

1.5 Организация эстетического воспитания в детском саду

Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности 14.

Воспитатель организует экскурсии в природу, к памятникам, в музей, на празднично украшенную улицу и т.д. Задача педагога – продумать содержание экскурсии с учетом законов детского восприятия, воспитательных задач. Следует заранее определить и изучить место проведения экскурсии, способ размещения детей вокруг объекта наблюдения, поскольку очень важно не только сообщить дошкольникам новые знания, но и вызвать у них эстетические чувства.

Одна из форм детской деятельности, способствующих эстетическому воспитанию, - театрализованные игры и игры – драматизации. Эти игры проходят под руководством воспитателя.

Значительное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения и в жизни детей занимают праздники и развлечения. Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера, другие формы работы. Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные виды искусств. Подбирается разнообразный материал – и литературный, и музыкальный, и изобразительный на одну тему. Такие вечера развлечений доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства.

Праздники в дошкольном учреждении соответствуют принятым в нашей стране. Их можно разделить на праздники, связанные с общественной жизнью (23 февраля, 9 Мая, 12 июня и т.д.), и праздники, связанные с народной и религиозной традицией (Пасха, Масленица, Рождество, Новый год). Могут быть праздники, отражающие события местного значения (День города), а также свои, детсадовские (юбилей дошкольного учреждения, день рождения группы и т.д.). При проведении праздников решается комплекс воспитательных задач – нравственных, интеллектуальных, а также задач физического воспитания. И конечно, реализуют задачи эстетического воспитания.

Праздник должен быть эмоционально насыщенным. Красота обстановки, торжественность музыки, общее приподнятое настроение – все это повышает восприимчивость к эстетической стороне действительности. Дети хотят участвовать в празднике активно, их не удовлетворяет роль наблюдателей. И воспитателю предоставляется возможность удовлетворить желания и потребность в активности каждого ребенка. Надо только правильно подобрать форму проявления активности для каждого из воспитанников. Один будет читать стихи, другой споет, третий станцует. Нельзя ни кого из детей лишить возможности показать, на что он способен, и почувствовать себя равноправным в атмосфере общей радости.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть организованно в разных формах, и эти формы имеют свою квалификацию.

Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка, и прежде всего здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации художественной деятельности детей на занятиях и вне их.

Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса. Оснащение педагогического процесса необходимыми для эстетического развития детей пособиями, материалами, инструментами способствует более эффективному формированию детских интересов, склонностей, художественных навыков и умений, самостоятельного творчества.

В детском саду организуются зоны для самостоятельной художественной деятельности детей: музыкальной, изобразительной, художественно-игровой и т. д. В таких зонах располагаются необходимые материалы, которые предоставляются детям в свободное пользование.

Так, в зоне музыкальной деятельности следует иметь комплекты инструментов для разных возрастных групп, нотные доски с фишками для индивидуального пользования, некоторые музыкально-дидактические игры, проигрыватели и т. п. Для театрально-игровой деятельности нужна напольная трехстворчатая ширма с комплектом театральных игрушек, с костюмами и декорациями, маски зверей и птиц, плоскостные настольные театры и персонажи пальчикового театра и т. д.

Второе условие — насыщенность быта произведениями искусства: картины, эстампы, скульптура, произведения декоративно-прикладного народного искусства, художественная литература, музыкальные произведения и т. д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства. И хотя он еще может не осознавать ни содержания, ни выразительных средств, но то, что закладывается в эти годы, «ложится прочно, становится второй природой человека». Приобщение к истинной красоте формирует эстетические эмоции ребенка, которые станут основой эстетического вкуса, эстетических чувств, восприятий, суждений.

Третье условие — активная деятельность самих детей (их разнообразная художественная деятельность и стойкий интерес к ней). Создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка: можно жить среди прекрасных произведений искусства или прекрасной природы и быть слепым к ним. Только через активную, посильную деятельность ребенок приобщается к пониманию прекрасного, овладевает элементарными художественными навыками и умениями и учится вносить элементы прекрасного в жизнь.

Четвертое условие — индивидуальный подход (учет возрастных и индивидуальных особенностей и создание соответствующих условий для эстетического развития каждого ребенка). Осуществляя эстетическое воспитание, необходимо учитывать особенности возраста детей, особенности протекания всех психических процессов, участвующих и в эстетическом восприятии, и в художественной деятельности, возможности развития на каждом возрастном этапе исполнительской и творческой деятельности и т. д. Следует учитывать и индивидуальные различия в способностях детей, многообразно проявляющиеся в познавательной и эстетической деятельности, и содействовать наиболее полному их развитию.

Средствами эстетического воспитания является все то, что педагог сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей,— это эстетика быта, природа, искусство, художественная деятельность самих детей, обучение как решающее средство их эстетического формирования, поведение самого педагога, создающего творческую атмосферу в детском учреждении.

Большое внимание в дошкольных учреждениях уделяется эстетике быта. Каждая деталь оформления детского сада — цвет стен, мебели, штор, расположение картин и скульптур, размещение растений, одежда детей и взрослых — все это должно способствовать эстетическому развитию воспитанников дошкольных учреждений. Эстетика быта в детском саду и в семье определяется задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними, задачами художественного развития. Поэтому обстановка должна быть целесообразной и обеспечивать разнообразную деятельность детей. Одновременно нужно избегать украшательства, загромождения помещений ненужными предметами. Чистота и порядок — основа эстетики быта.

Оформление дошкольных учреждений выдерживается в едином ансамбле. В понятие ансамбля входит единство цветовой гаммы помещения, мебели и других предметов, комплектность мебели, ее расстановка, подбор произведений прикладного и других видов искусства, озеленение интерьеров.

Особое место в детском саду принадлежит мебели. Легкая, прочная, привлекательная и совершенно безопасная для детей, сделанная из дерева с применением мягких металлов и пластика, она должна быть подвижной, привлекать и радовать ребенка. Мебель из разных гарнитуров недопустима для оформления помещения. В цветовой отделке также должна быть гармония. В подборе вещей для украшения комнаты необходимо соблюдать чувство меры. Особенно тщательно отбираются картины, скульптура, графика, произведения декоративно-прикладного и народного искусства местного края.

В художественном оформлении детского сада используются и растения. При этом учитываются следующие условия: с одной стороны, они должны гармонировать с общим интерьером, с другой — получать необходимые им свет и тепло. Особенно красивы при оформлении помещений вьющиеся и ампельные цветущие растения.

Интерьер детского сада не должен быть статичным: необходимо время от времени изменять расположение мебели, вносить новые детали в оформление, обновлять произведения искусства.

Эстетическое воздействие на детей оказывает внешний облик окружающих взрослых и детей: их одежда, прическа, умение держаться, культура общения и т. д. Одежда взрослых и детей должна соответствовать сезону, отвечать эстетическим и гигиеническим требованиям. Не меньшее значение имеют все предметы, окружающие ребенка: игрушки, пособия, посуда. Предметы, которые используются в быту, должны отвечать требованиям эстетики, храниться в определенных местах. В воспитании детей нет мелочей. Поэтому при отборе предметов для дошкольного учреждения необходимо учитывать их эстетическое воздействие.

Важнейшим средством эстетического воспитания является природа — вечный источник разнообразных эстетических переживаний.

Сила впечатлений от природы зависит от способности видеть красоту разнообразных форм, слышать «живой» голос леса, моря, поля, эмоционально на него откликаться. Это доступно детям с раннего возраста. Во время прогулок, экскурсий взрослые обращают внимание детей на своеобразие красок природы, их изменение и гармонию, пробуждают интерес к явлениям природы, любовь и бережное отношение к ней, готовность участвовать в ее сохранении.

В детском саду создаются уголки природы. Наблюдения и уход за живыми обитателями формируют эстетическое восприятие и отношение, приучают к активной деятельности, умению создавать красивое самому. Эстетическую радость переживают дети, работая летом на огороде, в цветниках на участке детского сада, а осенью любуясь плодами своего труда. Выезжая на дачу, дети становятся свидетелями труда колхозников, восторгаются богатством и красотой даров природы.

В целях эстетического воспитания в детском саду широко используются произведения искусства различных видов и жанров (живопись, скульптура, музыка, народное прикладное искусство, литература и т. д.). Искусство в детском саду используется для оформления быта, в процессе обучения и самостоятельной деятельности детей. Для художественного оформления детского сада наибольшее значение имеет живопись, которую М. Горький называл великим искусством, потому что живопись наиболее полно, чувственно и весомо создает образ. Эти качества живописи делают картину доступной ребенку с самого раннего возраста, наглядно показывая то, что дети не могут увидеть в данный момент. Художник как бы останавливает время, приближает явление пространственно, дает возможность рассмотреть то, что в жизни мгновенно, позволяя глубже осознать каждую деталь и образ в целом. Всякое произведение изобразительного искусства не столько украшение детского сада, сколько средство эстетического воспитания детей. Детей знакомят с различными жанрами живописи (натюрморт, пейзаж, бытовой и сказочный жанр, портрет).

Наряду с живописью в детском саду широкое применение находит графика — настенный эстамп и книжная иллюстрация. Декоративное оформление детской книги делает ее предметом искусства, помогая детям проникать глубже в содержание литературного произведения.

К декоративным формам изобразительного искусства относятся ковроткачество, портьерный текстиль, керамика, художественное стекло, деревянные изделия Хохломы и Городца, металлические подносы Жостова, вышивки, плетеные кружева и др. Необходимо использовать в детском саду произведения местного края и своей национальности. Чем чаще в работе с детьми будут применяться шедевры народного пластического и декоративного искусства, тем легче будет формироваться у них художественный вкус, любовь к родному краю, его умельцам.

Не менее важную роль в создании эстетической среды играет музыка. Музыка имеет звуковую природу, временной характер, обобщенность образов, являясь «искусством чувств», как говорил П. И. Чайковский. Музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей, включаться в другие виды их деятельности, служить развлечением и отдыхом. Музыка начинает звучать с утренней зарядки, создавая радостное, бодрое настроение у детей, активизируя, повышая их жизненный тонус. В теплое и сухое время года песня должна исполняться на экскурсиях, на прогулках, в хороводных играх, создавая общность переживаний, приподнятость настроения. Песня сплачивает детей во время труда на участке, организует ритм их движений, делает труд радостным. В вечернее время дети слушают пластинки с записями любимых песен, инструментальных произведений.

Игры с пением и хороводы строятся на произведениях народного творчества, являясь прекрасным материалом нравственно-эстетического воспитания детей. Усваивая народные интонации и образы, дети начинают чувствовать красоту родных напевов, выразительность, гармоничность языка, его ладовые особенности. Это способствует воспитанию патриотических чувств, формирует музыкальный вкус, подготавливает к восприятию классической и современной музыки.

В хороводах и играх с пением дети учатся одновременно петь и двигаться, согласуя несложные танцевальные или имитационные движения с мелодией песни.

Получая разнообразные музыкальные впечатления, дети стремятся к самостоятельному «музицированию», подбирая полюбившиеся мелодии на детских инструментах. Это способствует творческой активности детей, т. е. естественному переходу от воспроизведения знакомых мелодий к созданию своих собственных.

К важнейшим средствам эстетического воспитания относится обучение. Это специально организованная передача подрастающему поколению культурно-эстетического опыта предшествующих поколений. Обучение осуществляется под руководством взрослых и предполагает определенную программу знаний, умений и навыков, а также использование системы методов, обеспечивающих их усвоение.

Средством эстетического воспитания является и самостоятельная художественная деятельность детей.

Воспитатель управляет процессом развития детей. Дети и сами любят художественную деятельность, часто по собственной инициативе занимаются ею. Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечение внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, рисуют декорации, изготовляют атрибуты для игры, организовывают театрализованную игру и т.д.

Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.

Самостоятельная художественная деятельность тесно связана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель. Это могут быть организованные занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке.

В целях эстетического воспитания используются следующие формы организации учебной и самостоятельной деятельности детей: занятия, дидактические игры, а также праздничные утренники, вечера развлечений, экскурсии и прогулки, театрализованные зрелища, кино- и телепередачи.

Воспитательная ценность праздников, зрелищ и развлечений определяется их содержанием, музыкальным, поэтическим и изобразительным оформлением, педагогически продуманной организацией. Через яркие, радостные эмоции, формирующие эстетическую отзывчивость, дети приобщаются к общественным идеалам.

Особая роль в решении задач эстетического воспитания детей принадлежит занятиям. Это специальная форма организации педагогического процесса. Она имеет обязательный характер, осуществляется под руководством взрослых и предусматривает планомерный охват педагогическим воздействием всех детей группы. Все это позволяет строить эстетическое воспитание детей по программе, целенаправленно передавая эстетические и художественные знания, умения и навыки, формировать эстетическое развитие ребенка, постепенно и последовательно приобщая детей к эстетической культуре общества. Занятия позволяют сообщать детям программный материал в четком темпе одновременно всей группе.

В детском саду эстетическое воспитание осуществляется на всех занятиях: и на занятиях по ознакомлению с окружающим, и на занятиях по развитию речи, и на занятиях по природе, и на занятиях по формированию у детей элементарных математических представлений. Воспитатель развивает у детей наблюдательность, глазомер, чувство цвета, формы, величины и т.д., формирует умения видеть красоту в окружающем мире, эмоционально ее воспринимать, беречь и ценить.

Специальные занятия по изобразительной деятельности, музыке, по ознакомлению детей с разными видами и жанрами искусства позволяют педагогам наиболее экономно, целенаправленно, систематически и с постепенным усложнением передавать детям обязательный и соответствующий каждому возрасту объем эстетических и художественных знаний, умений и навыков, формировать исполнительскую и творческую деятельность детей. При этом педагог никогда не забывает учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, развивать художественные и эстетические интересы и склонности детей.

В процессе занятий по ознакомлению детей с изобразительными, литературными произведениями и музыкальным искусством педагог специально учит детей вслушиваться в звуки певческой и поэтической речи, звуковысотные, ритмические, тембровые и динамические отношения, привлекает их внимание к различным свойствам музыкальных звуков, оттенкам цветов спектра. В процессе занятий воспитатель формирует у детей знания о видах и жанрах искусства, об изобразительных материалах, о различных выразительных средствах. При этом воспитатель целенаправленно и постепенно развивает эстетическое восприятие, эстетические суждения, оценки, эстетические отношения, эстетические чувства и т. д. В процессе художественных занятий дети овладевают способами образного выражения и изображения в рисунке, танце, песне, драматизации. Формирование образного начала в художественной деятельности с раннего детства подготавливает детей к творчеству.

Воспитатель использует каждое занятие с тем, чтобы формировать у детей элементы творчества и самостоятельности. В процессе занятий создаются наилучшие условия для развития интересов, склонностей и способностей всех детей. Педагог, систематически осуществляя дифференцированный подход к каждому ребенку, способствует наиболее полному развитию общих эстетических и специально художественных дарований ребенка.



Глава 2. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания 

Условное наименование

Основатели, представители

Основная идея

Основные положения

Источники

1

2

3

4

5

Традиционная «советская» коллективистская

Н.К. Крупская

А.С. Макаренко

Эстетическое воспитание - важная составная часть процесса всестороннего и гармонического развития учащихся. Понятие прекрасного в так называемой буржуазной эстетике подвергалось критике. Этой эстетике была противопоставлена марксистско-ленинская эстетика, которая источником прекрасного признавала жизнь, общественную практику во всем ее многообразии.

1) помочь ребенку воспринять и освоить прекрасное в искусстве, природе, общественных отношениях, вызвать у детей интерес к эстетическим сторонам действительности, научить чувствовать и понимать красоту, в чем бы она ни проявлялась;

2)развивать черты прекрасного в духовном и физическом облике ребенка;

3) сформировать у детей художественно-творческие способности, стремление вносить красоту в окружающую жизнь, в учение, труд, поведение;

4) и, наконец, выработать у дошкольников непримиримое отношение к безобразному, антиэстетическому в поведении, внешнем облике, бытовой обстановке, а также к безыдейности, серости, антихудожественным произведениям искусства

Крупская Н. К., Педагогические соч., т. 3, 5, 8, М., 1959

Макаренко А. С., Соч., (2 изд.), т. 4—5, М., 1957

Лихачев Б. Т., Эстетика воспитания, М., 1972

Эстетическое воспитание школьников, под ред. А. И. Бурова и Б. Т. Лихачева, М., 1974

Условное наименование

Основатели, представители

Основная идея

Основные положения

Источники

1

2

3

4

5

Традиционный педагогический подход

Г.С. Лабковская,

Б.Т. Лихачев,

Н.И. Киященко

и другие

Эстетическое воспитание – существенный элемент воспитания и обучения, нацеленного на формирование полноценной личности, в эстетическом воспитании очень важно опираться на принцип эстетизации детской жизни

1) создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений.

2) формирование развития способностей художественного и эстетического восприятия

3) формирование у каждого воспитуемого эстетической творческой способности

Лихачев Б. Т., Эстетика воспитания, М., 1972

Эстетическое воспитание школьников, под ред. А. И. Бурова и Б. Т. Лихачева, М., 1974

Психологический подход

Б.Т. Лихачев,

Г.З. Апресян

Эстетическое воспитание оказывает влияние на психологический мир ребенка, развивая эстетическое восприятие, формируя эстетические чувства, обеспечивая становление эстетических суждений

1)в процессе эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание.

2) от его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов.

Лихачев Б. Т., Эстетика воспитания, М., 1972

Борев Ю. Эстетика. – М.: Изд-во политической литературы, 1988. – 496 с.

Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников / Под общ. ред. В.Н. Шацкого. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 336 с.

Условное наименование

Основатели, представители

Основная идея

Основные положения

Источники

1

2

3

4

5

Психолого-педагогический подход

Ф. Шиллер

С.М.

Эйзенштейн,

Л.С. Выготский,

П.А.Флоренский

и др.

Эстетическое воспитание должно быть направлено на раскрытие эстетического сознания личности (чувств, оценок, вкусов, суждений, идеалов, ценностей, взглядов), ее потребностей, оценочных, эстетических отношений и их реализации в поведении, предпочтениях и деятельности (восприятии, оценивании, сотворчестве и самостоятельном творчестве, рефлексии, анализе).

1) развитие непрерывного художественного образования,

2) формирование музыкальной культуры воспитанников,

3) театральное воспитание и образование,

4) развитие литературных способностей и т.д.

Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. — М., Педагогика, 1982—1984.

Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. Методологические основы дискуссии в эстетике. – М.: Искусство, 1975. – 176 с.

Социокультурный подход

к эстетическому воспитанию

А.В. Антонова,

Н.С. Боголюбов,

Л.С. Выготский,

В.С. Мухина,

Т.Я. Шпикалова,

Дж. Гилфорд,

А. Маслоу,

Э.П. Торранс

и др.

Социокультурный подход к эстетическому воспитанию дошкольников заключается в гуманистическом содержании образования, когда ребёнок воспринимается как полноценный участник воспитательного процесса. У детей возникает эстетическое отношение прежде всего к результатам деятельности, собственной личности и к другому человеку.

Социокультурный подход к эстетическому воспитанию предполагает формирование у детей дошкольного возраста личного отношения к эстетическим фактам и явлениям, а также эстетическое отношение к окружающим людям, выражающееся в эстетизации общения.

Стеркина Р. Б. О новых актуальных программах по дошкольному образованию // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 1.- с. 4- 11.

Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.

Условное наименование

Основатели, представители

Основная идея

Основные положения

Источники

1

2

3

4

5

Вальдорфский подход

Рудольф Штайнер

Главное в вальдорфском подходе к воспитанию, особенно эстетическому – это метод ненавязывания каких-либо традиционных установок, на раскрепощение индивидуальной фантазии. Ребенок должен овладеть азбукой творчества сам, без какой-либо установки извне.

Эстетический блок доминирует, причем дети учатся не только рисованию, музыке, танцу, но и бытовым и практическим навыкам: шитью, ткачеству, изготовлению кукол и лепке посуды, резке по дереву.

Общий принцип - природосообразности развития и воспитания - конкретизируется в следующих положениях:

- воспитание через подражание и пример;

- культивирование многообразных форм игровой деятельности (прежде всего «свободной игры», ритмических игр, традиционных народных игр);

- ритм и повторение;

-общий художественно-эстетический фон.

Обучение в вальдорфской школе. Сборник статей. М.: Москва, 1995.

Арапов М. Что такое вальдорфская школа. Москва. Журнал «Курьер» 1999, №5

Загвоздкин В.К. Рудольф Штайнер - основатель вальдорфской педагогики. Биографический очерк. Москва. Журнал «Человек» 1998, №1

Загвоздкин В.К. О вальдорфской педагогике и ее критиках. Москва. Журнал «Человек» 1998, №1


Заключение

Дошкольный возраст – это период, характеризующийся значительным личностным ростом, в том числе и в плане эстетического развития, совершенствуемого под воздействием воспитания.

Работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны, и результаты проявляются в различных видах деятельности. Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует к формированию многих качеств личности ребенка. Это сложный и длительный процесс. Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.

Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное совершенствование которой во многом зависит от эстетического воспитания.

Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, интересов и потребностей, оценок и вкусов. Знания о прекрасном у детей формируются в процессе эстетического освоения окружающей действительности, во всем ее многообразии, а также искусства как наиболее концентрированного отображения прекрасного. Многообразие жизни рождает и многообразие видов и жанров искусства. Дети дошкольного возраста знакомятся с графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, каждое из которых имеет свои жанры.

Дети приобретают знания о различных жанрах литературного и музыкального искусства: о сказках, рассказах, повестях и т.д., а также о песнях, танцах, маршах, детских операх и балетах и т.д.

Дети также усваивают и основные эстетические понятия, окружающие наиболее существенные эстетические стороны и особенности окружающего нас мира. Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом навыков и умений, применять их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои чувства.

В современных условиях в детском саду выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания:

  1.  Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.
  2.  Приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.
  3.  Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.
  4.  Развивать художественно-творческие способности детей. Их деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем более эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее развивается его творческая деятельность.

Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.

Воспитатель помогает семье создать необходимые условия для правильного эстетического воспитания детей. Он рассказывает о важности эстетики быта, советует, что читать детям, какие пластинки для слушания музыки приобрести, добивается, чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проявления детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги.

Установление преемственности в эстетическом воспитании детского сада и семьи формирует первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.

Список литературы:

  1.  Бабунова, Т.М.  Дошкольная   педагогика: учебное пособие / Т. М. Бабунова. — Москва: ТЦ Сфера, 2007. — 204 с. 
  2.  Болотина, Л.Р.  Дошкольная   педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений. / Л. Р. Болотина [ и  др.] — М.: Академия, 1999. — 226 с.
  3.  Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста. – М.: Владос, 2007. – 301 с.
  4.  Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студентов / Под ред.  В.И. Логиновой,  П.Г. Саморуковой . — М: Университетское. — 1988. — Ч. 2. — 254 с.
  5.  Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для студентов / Под ред. В.И . Логиновой , П.Г. Саморуковой . — М. : Университетское. — 1988. — Ч. 1. — 245 с.
  6.  Козлова, С.А., Куликова, Т.Д. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 416 с.
  7.  Менчинская Н.А. Психическое развитие ребенка от рождения до 10 лет. – М.: ин-т практической психологии, 1996. – 185 с. 
  8.  Мир детства: Дошкольник / под. ред. А.Г. Хрипковой; отв.ред. А.В.Запорожец. – 2-е изд., доп. – М.: Педагогика, 1987. – 256 с. 
  9.  Мухина, В.С. Возрастная психология. – М., 2000. – 456 с.
  10.  Основы дошкольной педагогики / под. ред. В.А.Запорожца, Т.И.Марковой. – М., 1980. – 275 с. 
  11.  Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении: Базисная программа и метод. реком. / А. И. Васильева [и др.] ; под ред. Е. А. Панько. — 3-е изд. — Минск: НМЦентр, 2000. — 472 с.
  12.  Психология дошкольника: Хрестоматия / сост. Г.А. Урунтаева. - 2-е изд., перераб. и доп – М.: Академия, 2000. – 408 с. 
  13.  Художественное творчество в детском саду / под. ред. Н.А.Ветлугиной. - М., 1974. 
  14.  Эстетическое воспитание в детском саду: пособие / под. ред. Н.А. Ветлугиной. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. – 207 с.

PAGE   \* MERGEFORMAT2


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8434. Стандартный файловый ввод-вывод 114.5 KB
  Стандартный файловый ввод-вывод 1. Цель работы. Целью лабораторной работы является получение практических навыков в работе с файловыми функциями форматного ввода-вывода. 2. Темы для предварительной проработки Функции форматного файлового вв...
8435. Параметризовані класи (шаблони) 69.5 KB
  Параметризовані класи (шаблони). Мета работи Ознайомитись з принципами створення шаблонів. Теми для попереднього вивчення Введення у класи Структура класу и функції. Варіанти індивідуальних завдань...
8436. Тесты по философии 219 KB
  Тесты по философии А Автор работы Похвала глупости, обосновавший известный тезис От великого до смешного один только шаг - (Э. Роттердамский) Автором книги Происхождение человека и половой отбор является... (Ч. Дарвин) Автором работы Государь...
8437. Мировоззрение. Его типы. Мифология. Религия. Философия. Наука. Их соотношение 37.61 KB
  Мировоззрение. Его типы. Мифология. Религия. Философия. Наука. Их соотношение. Мировоззрение выражает определенную жизненную позицию того, кто выступает его носителем (выразителем)-человек, любая социальная группа людей, общество в целом. Термин мир...
8438. Атрибуты материи 15.41 KB
  Атрибуты материи. Атрибуты - неотъемлемые свойства. К атрибутам материи относятся пространство, время и движение. Свойства материи: Вечность, неуничтожимость и неразрушимость. Отражение - способность одной материальной системы ...
8439. Античная философия 15.61 KB
  Античная философия. Античная философия - совокупность философских учений, созданных в период античности, т.е. греческой и греко-римской древности. Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические и пол...
8440. Философская картина мира: бытие и материя как фундаментальные философские категории 20.67 KB
  Философская картина мира: бытие и материя как фундаментальные философские категории Категория бытие в философии. Основные формы бытия Материя как философская категория. Этапы развития философских представлений о материи Философское...
8441. Милетская школа 15.03 KB
  Милетская школа Как уже говорилось, становление собственно греческой философии происходит в VII в. до н. э. Это столетие ознаменовано важными революционными переменами. В это время появляются выдающиеся мыслители, политики, законодатели, художники, ...
8442. Римская философия 40.67 KB
  Римская философия С начала III столетия до н. э. в регионе Средиземного моря существенно усиливается влияние Рима, который из городской республики становится сильной державой. Во II в. до н. э. он владеет уже большой частью древнего мира. Под его эк...