17465

Экспертные системы. Подсистемы ЭКС

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Лекция №10 Экспертные системы Идея подобных систем способных сделать знания специалистов экспертов достоянием пользователей зародилась в 50 60е гг. XX в. По мнению многих исследователей экспертные системы ЭС являются наиболее перспективным и быстроразвивающимся н...

Русский

2015-01-29

66 KB

10 чел.

Лекция №10 Экспертные системы

Идея подобных систем, способных сделать знания специалистов (экспертов) достоянием пользователей, зародилась в 50—60-е гг. XX в. По мнению многих исследователей, экспертные системы (ЭС) являются наиболее перспективным и быстроразвивающимся направлением систем искусственного интеллекта (СИИ). Их применение в странах Запада распределяется следующим образом: 27 % — техническая диагностика, 18 % — военное дело, 18 % — финансовое планирование, 15 % — производственное планирование, по 5 % — медицина, электротехника, маркетинг, 7 % — прочие сферы. Ожидается расширение использования ЭС в управлении предприятием и техническом проектировании (особенно в проектировании АИС).

К СИИ относятся также

управление роботами (робототехника);

решение сложных математических задач (в том числе автоматическое доказательство теорем);

автоматизация разработки программ (CASE-технологии);

компьютерные игры;

распознавание образов;

распознавание речи.

Существует следующее принципиальное различие между классическими АИС и СИИ:

в первом случае рассматриваются структуры данных, которые обрабатываются с помощью программ, основанных на машин
ной логике;

во втором — системы работают с символическими представлениями знаний, причем ход обработки заранее не определен.

Развитие СИИ традиционно шло в двух направлениях:

общеконцептуальном, предполагающем наличие некоторого единого принципа, на котором строится система в целом и из
которого выводятся все частные решения;

эвристическом, предполагающем наличие большого количества правил и ограничений, относящихся к конкретным ситуациям и образующих образ поведения СИИ в целом.

Примером первого подхода является применение языка Пролог (распрострен преимущественно в Западной Европе), второго — языка Лисп (преимущественно в США). Интеграция подходов привела к появлению концепций экспертных систем (ЭС) и баз знаний (БЗ).

Разработкой СИИ занимаются:

крупные полиотраслевые фирмы — Texas Instruments, Digital Equipment, IBM, Hewlett Packard, General Motors, Xerox;

небольшие   специализированные   —   Artifical   Intelligence, Computer Thought, Intellicorp, Machine Intelligence, Symbolics, Teknowlege и пр.

ЭС известны также как системы баз знаний (Knowledge Based Systems) — программные комплексы, способные решать узкопрофессиональные задачи наравне с человеком-экспертом. ЭС комбинируют программные технологии СИИ и БЗ, содержащие профессиональный опыт экспертов.

Подсистемы ЭКС

Подсистемами ЭКС являются (рис. 2.24):

база знаний (БЗ) — Knowledge Base;

механизм логического вывода (МЛВ) — Inference Engine;

подсистема   приобретения   знаний   (ППЗ)   —   Knowledge
Acquisition Subsystem;

подсистема разъяснения результатов, интерпретации ответов
(ПРР) —
Explaining Subsystem;

интерфейс   с   человеком-пользователем   (ИП)   —   Human
Interface.

База знаний. Существуют различные методы представления знаний, из которых наиболее распространенным является метод продукций или правил — база правил, база продукций (БП). В отличие от обычных БД, где данные хранятся в точной, фактической форме, БЗ содержит как факты (безусловные утверждения), так и условные высказывания (правила вывода — Inference Rules — типа if <усло-вие> then <действие>).

Факты, выводимые из правил, могут использоваться в качестве новых правил и пр. Важным свойством ЭС является возможность обработки неопределенной информации, которая лежит в основе всякой интеллектуальной деятельности. Существуют различные теории принятия решений, позволяющие осуществлять рациональный иыбор в условиях неопределенности. Они, как правило, состоят из двух разделов: общего, связанного с раскрытием понятия «неопределенность», и нормативного, оценивающего меру неопределенности полученных выводов.

Это, в частности — теория вероятностей, методы размытых множеств, теория возможности, метод очевидности (Dempster-Shafer), формализм «групп знания» (связан с сигнатурными таблицами Саму-ш и впервые использован в медицинской диагностической системе MDX) и пр. Фактор неопределенности может включаться в систему правил. Например, ЭС MYCIN игнорирует заключения с определенностью меньше 0,2.

Альтернативой БП являются системы фреймов (фреймы — I фуктуры, аналогичные записям в реляционных БД) — полезны при обработке объектов и их классов. Кроме того, известны средства логики предикатов, семантические сети, гибридные структуры.

Лаборатории СИИ Массачусетского Технологического институты и фирмы Xerox разрабатывают системы с базами моделей, которые могут делать выводы «по аналогии» (специалисты считают, что Га кого рода системы лучше соответствуют процессам мышления че-ювека, чем ЭС с правилами).

Механизм логического вывода интерпретирует правила и выпол-инст логический вывод. Он независим и может использоваться с р.| шичными БЗ. Известны следующие типы МЛВ:

управляемый  данными  (data  driven,  forward  chaining)  —
пользователь вводит совокупность фактов и система делает
выводы;

управляемый целями (goal driven, backward chaining) — движе
ние от целей, результатов к причинам, факторам. Этот про
цесс проще, так как не относящиеся к целям факты могут
быть игнорированы;

• смешанные типы — пользователь выбирает тип задачи, а сис
тема может задавать вопросы, чтобы приобрести необходимые
данные.

Подсистема разъяснения результатов. ЭС должна быть способной разъяснить пользователю линию рассуждений, если он запросит об этом, а также сообщить ему, какие сведения есть, а какие отсутствуют в БЗ.

Существуют следующие типы ПРР:

объяснение по запросам пользователя;

разъяснение стратегий системы при выводе заключений;

критический анализ решений, предложенных пользователем;

сообщение пользователю, какую дополнительную информа
цию он должен ввести в БЗ или указать в запросе.

Подсистема приобретения знаний. ЭС должна приобретать новые знания, удалять или модифицировать устаревшие — т. е. осуществлять редактирование БЗ. Поскольку БЗ отделена от МЛ В, она поддается автономному редактированию, что дает возможность развития ЭС в интерактивном режиме. Сначала создается прототип ЭС, который обрабатывает простые проблемы, затем БЗ расширяется. Идеальной ППЗ является автоматическая подсистема, действующая без вмешательства человека.

Интерфейс с человеком. Обеспечивает взаимодействие с непрограммирующим пользователем на языке, близком к естественному. ИП должен обеспечить как приобретение знаний при работе с экспертом, так и ввод запросов конечного пользователя и режим объяснения результатов.

Развитие ЭС

В 1970—1980-е гг. был разработан ряд прототипов ЭС (Knowledge Engineering Framework) - EMYCIN, ROSIE, KAS, EXPERT, OPS, AGE, HEARSAY — программные системы, настраивающиеся на предметную область путем загрузки в БЗ правил (продукций). Большинство таких систем в состоянии обрабатывать нечеткие правила и утверждения. Некоторые системы создавались без участия человека-эксперта, например TAXMAN была построена на основе справочников.

Существуют оболочки экспертных систем (Shell), реализующие ИП и МЛ В — EXSYS, Insight, ExpertEase и пр. БЗ и подсистема приобретения знаний должны разрабатываться пользователем. Эти системы позволяют обрабатывать до 5000 правил.

ЭС могут использоваться в следующих ролях: консультант, контролер, учитель, средство уточнения экспертизы, средство коммуникации, причем одну и ту же роль могут играть разные ЭС и наоборот;

ЭС могут использоваться для решения следующих классов проблем:

• проведение экспертизы, если специалист недоступен (дубли
кат эксперта);

• объединение мнений разных специалистов в одной БЗ (объе-

(

диненный эксперт). В ЭС GINESIS использован механизм согласования знаний (правила подтверждения). Если правила БЗ, сформулированные в результате общения с разными экспертами, совпадают, то они принимаются. В противном случае включаются вероятностные механизмы согласования для разрешения конфликта;

• запись и использование знаний по проблеме для обучения и
консультирования
(документирование).

Пределы использования ЭС

• слишком большое число правил (более 10 тыс.) требует много
времени на ввод БЗ и поиски ответа;

• ЭС применяется скорее для глубоких и узких, нежели для ши
роких и поверхностных задач;

• ЭС не приспособлены для эффективного использования имею
щихся БД, построенных по обычной технологии АИС;

ЭС не приспособлены для проблем, по которым нет согласия
экспертов;

дружественные ИП для ЭС только разрабатываются.

Кроме обычных ЭС, обеспечивающих передачу знаний от экспертов менее подготовленным пользователям, разрабатываются так-

системы разделения знаний, которые рассчитаны на использование самими экспертами, вкладывающими в них свой опыт, и пред-

пачены  для  предметных  областей,   включающих  несколько

чичных систем знаний, не связанных друг с другом логически. II качестве механизма координации разнородных фрагментов знаний могут использоваться интуитивные суждения пользователей.

Системы передачи знаний предназначены для стимулирования работы экспертов путем обмена суждениями и мнениями о них. Доi пение интуитивных суждений экспертов к их коллективному

Опыту позволяет выработать общий взгляд на предметную область и

Найти более эффективные решения отдельных проблем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27275. Власність та її місце в економічній системі. Система відносин власності 88.24 KB
  Система відносин власності. Місце власності в економічній системі Спочатку власність розглядалась як відношення людини до речі тобто як фізична наявність цієї речі у людини і можливість її використання. Це стосується і власності. Інакше кажучи соціальноекономічна сутність власності розкривається і реалізується не в системі зв'язків людина річ а в площині взаємодії людина людина з приводу привласнення об'єктів власності.
27276. акон рідкості та основні проблеми економіки.проблеми раціонального вибору і межі виробничих можливостей суспільства 20.1 KB
  Обмеженість виробничих ресурсів є однією з важливих передумов розвитку і формування ринку. Об'єктивною її основою є дія закону рідкості знання якого дає можливість зрозуміти необхідність подолання суперечностей між зростанням потреб і обмеженістю виробничих ресурсів. Причиною існування закону рідкості є суперечності між безмежними потребами виробничих ресурсів. Зростання людських потреб весь час наштовхується на обмеженість економічних ресурсів.
27277. Форми організації суспільного виробництва. Натуральне господарство. Товарне виробництво 50.9 KB
  Форми організації суспільного виробництва. Форма суспільного виробництва це певний спосіб організації господарської діяльності. Людство пройшло довгий історичний шлях розвитку і знало дві основні форми організації суспільного виробництва: натуральну і товарну. Історично першою формою суспільного виробництва було натуральне господарство рис.
27278. Влияние факторов макросреды 25.5 KB
  Внутр: колво штатных ед корпорат культ взаимоотнош внутри коллектива профессионализм сотруд. Внешние: Микросреда штат внутр управл внутр связи партнеры конкуренты Макросреда данные факторы во многом опр потребн в обществе природные вопросы рац использ явл важн элементом побуждения кл к соверш путеш тур бренды разрабат на основе привлекат прир ресурсов демократические расчет числ населения для каждой группы населения треб свой турпродукт эконом платежеспособность населения соцкультурные...
27279. Технология перевозки туристов на ЖД транспорте 23.5 KB
  Единая железнодорожная сеть 2.Вагоны разграничены по классу билеты по категориям пассажиров по возрасту ЖД сеть РФ поделена на жел дороги 17 Перевозки грузов и пассажиров между ж д осуществляться по единому перевозочному документу оформленному по всему пути следования.
27280. Типология и классификация 26.5 KB
  Сущ различные типологии совр отелей: Отельтрадиц тип гост предпр отель люкс гост ср класса гостапартномера кварт типа гост эконом кл мотели отель курортширокий спектр услуг частные гостночлег завтрак отель гарниогран колво услуг апарт отелипредпр из неск квартир пансионпредпр с огран набором усл гост двор бунгалостроение из легких матер ротельпередвиж гост вагон кемпинглагерь авто мото туристов флотелькрупная плав гост флайтельаэрогостиница ботельспец оборуд судно на воде.
27281. Туризм как многогранное явление 26 KB
  Туризм как вид отдыха путешествия Туризм как бизнес транспорт размещение питание развлечение торговые предпр экск бюро музеи турфирмы Туризм как отрасль экономики Туризм как рынок рынок потребителей спрос на турпродукт рынок производителейвысокая конкуренция появление новых видов услуг Турпродукт комплекс услуг по перевозке и размещению оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта. Туризм как общественное движение зона предпринимат распределений...
27282. Туристские макрорег мира 30.5 KB
  АзиатскоТихоокеанский Страны Восточной и ЮВ Азии Австралия и Океания 4.Африканский Страны Африки кроме Египта и Ливии 5. Исходя из экономических природных исторических и других предпосылок можно выделить 4 туристских территории: 1ВосточноЕвропейская зона: Польша Центральный Чехия Словакия Венгрия Причерноморский Румыния Болгария 2Зона Северной Европы Скандинавские страны Норвегия Швеция Финляндия Дания 3ЗападноЕвропейская зона Британский Великобритания Ирландия Альпийский Франция Швейцария Австрия...
27283. Факторы регионализма 25 KB
  К факторам регионализма можно отнести: 1.Этнический фактор Этнос исторически возникший вид социальной группировки людей который обладает совокупностью признаков.Демографический фактор демографиянаука которая изучает воспроизводство населения.