17471

Документальные системы АИС

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Лекция Документальные системы Документальные системы предназначенные для обработки поиска представления полнотекстовых документов или справочнореферативной информации ведут свое происхождение от библиотечнореферативных служб или информационных центров вы...

Русский

2013-07-01

189.5 KB

50 чел.

Лекция  Документальные системы

Документальные системы (предназначенные для обработки, поиска, представления полнотекстовых документов или справочно-реферативной информации) ведут свое происхождение от библиотечно-реферативных служб или информационных центров, выпускающих реферативную информацию (обзоры, экспресс-информацию, реферативные журналы).

Происхождение документальных АИС

Первоначально, когда системы научно-технической информации (СНТИ) начали выпускать указатели, справочно-библиографические издания и др., все они предназначались собственно для удовлетворения потребностей информационных работников, облегчения оперирования большими массивами информации. По мере осознания полезности данных вторичных документов системы стали использовать научно-технические работники, что привело к необходимости развития индустриальных методов выпуска указателей, реферативных журналов, каталогов.

Подготовка данных для ввода в фотонаборные машины при выпуске изданий в СНТИ с помощью ЭВМ привела к накоплению массивов вторичных документов на машиночитаемых носителях. Следующим естественным шагом развития явилось непосредственное использование таких массивов в АИПС.

В перечне традиционных форм информационного обеспечения выделяют реферативный журнал (РЖ) как один из важнейших, по крайней мере, самый массовый продукт СНТИ. На рис. 2.6 приводится пример РЖ Всероссийского института научной и технической информации РАН (ВИНИТИ). Аналогичную структуру имеют и другие реферативные издания, например РЖ INIS (см. рис. 1.4).

Годовой комплект РЖ ВИНИТИ «Техническая кибернетика» состоит из 12 выпусков собственно РЖ и двух указателей. Каждый выпуск содержит около 500 статей-записей, описывающих первоисточники либо их фрагменты (журнальные статьи и др.). Здесь указаны: автор, заглавие, библиографические данные (год, том, номер, классификационный индекс, место издания и др.), реферат; запись имеет уникальный внутренний номер, идентифицирующий внутренний данный документ (реферат) также в авторском и предметных указателях. Латинские символы в скобках на рис. 2.6 соответствуют меткам полей при автоматизированном поиске (см. рис. 2.10).

Навигация при ручном поиске документальной информации

Рассмотрим деятельность потребителя информации (исследователя, группы) в аспекте поиска и потребления информации. Задачей потребителя является создание массива релевантных (потенциально необходимых) сообщений. Это достигается с помощью возможностей, создаваемых системой НТИ, а также ее продуктов — каталогами, указателями, РЖ и т. д.

В обобщенном виде поиск осуществляется по принципам навигации, вкратце описанным на рис. 2.7. Проследим одну из ветвей подобного поиска. Располагая наименованием тематики релевантной информации (например, кибернетика в механико-математических и физических науках, см. рис. 2.6), потребитель по предметному указателю определяет номер и заглавие реферата.

В принципе, имея заглавие, можно адресоваться к алфавитному каталогу библиотеки, однако, во-первых, это, как правило, заглавие статьи, а не название журнала, которое собственно и является входом в каталог, а во-вторых, целесообразно по реферату уточнить релевантность статьи. По номеру реферата (8.91.560, см. рис. 2.6) пользователь в соответствующем выпуске отыскивает статью, извлекает название издания («Сообщение ОИЯИ». 1990. № Р10-13047, см. рис. 2.6), по библиотечному каталогу определяет шифр хранения, заказывает первоисточник в фонде библиотеки.

Очевидно, данная траектория поиска, как и другие, очень трудоемка, и при продвижении по ней накапливаются ошибки, возможны потери и отказы.

Поэтому возникает необходимость автоматизации информационной деятельности как в рамках СНТИ (подготовка продуктов и услуг), так и потребителя (улучшение условий их использования). С этой целью создаются автоматизированные информационно-поисковые системы.

Исследования в области информационного поиска начались уже более тридцати лет назад. За это время из узкоспециализированной тематики информационный поиск превратился в одну из ключевых областей информатики.


Классические схемы функционирования документальных АИПС

Это режимы ретроспективного поиска (РП) и избирательного распределения информации (ПРИ). Данные схемы являются упорядоченными совокупностями функциональных подсистем реальных АИС, но не отображают структуру потоков и компоненты какой-либо из реальных современных систем и потому относятся к абстрактным АИПС.

Ретроспективный поиск. В АИПС режима РП могут быть выделены три функциональных блока: контура обработки документов, контур обработки запросов, блок поиска и выдачи документов (рис. 2.8).

Обработка первичного документа состоит в присвоении ему уникального номера (аналогичного шифру хранения, но не имеющего классификационных возможностей) и построении поискового

образа документа (ПОД) — формализованного отображения смысла сообщения на искусственном (информационно-поисковом, ИПЯ) языке. Множество ПОД образует поисковый массив. Прохождение зanpoca через систему аналогично: поисковый образ запроса (ПОЗ) подвергается обработке совместно с поисковым массивом. Каждый ПОД сопоставляется с данным ПОЗ с помощью критерия смыслового соответствия (КСС). В результате система выдает список номеров формально релевантных документов, соответствующих адресам хранения и являющихся основанием для поиска и окончательной выдачи первоисточников потребителю.

Очевидно, данный режим аналогичен библиотечному поиску (см. рис. 2.7 — тематика — предметный каталог — шифр хранения — первоисточник), а поисковый массив соответствует каталогу; кроме того, здесь поток не сохраняющихся разовых запросов сопоставляется с массивом постоянно хранящихся ПОД.

Избирательное распределение информации. В АИПС режима ИРИ (рис. 2.9), наоборот, поток не сохраняющихся ПОД взаимодействует с массивом постоянно действующих запросов (профилей ИРИ, поисковых образов абонентов — ПОА). В отличие от схемы

рис. 2.8, результаты автоматизированного поиска здесь непосредственно преобразуются в выдачу первоисточников (по номеру документа).

Современный период развития технических и программных средств начался в середине 60-х гг., когда корпорация IBM выпустила серию вычислительных установок (ЭВМ) System/360 (затем 370, 375). Программное обрамление ЭВМ составила классическая триада: OS/360, IMS/360, DPS/360:

OS (Operating System) — операционная система, функциональ
но полная и с точки зрения сегодняшнего дня;

IMS (Information Management System) — система управления
базами данных, породившая понятие
иерархической модели
данных;

DPS (Document Processing System) — программная оболочка до
кументального поиска.

Через несколько лет система DPS была сменена более совершенным продуктом — STAIRS (STorage And Information Retrieval System — система хранения и выдачи информации). STAIRS унаследовала основные положительные черты DPS и стала прототипом для многих аналогичных разработок вплоть до 1990—2000-х гг.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34493. Русское искусство 19в.: От классицизма к романтизму в творчестве К.П. Брюллова 35 KB
  Брюллова. Однако постепенно действительность начинает вторгаться и в мысли и в творчество академиста Брюллова. В подавляющем большинстве портретов Брюллова есть нечто общее герои портретов Брюллова почти всегда привлекательны. Высшими достижениями Брюллова в области интимного портрета по праву можно назвать портрет князя Г.
34494. Русское искусство 19в.: П.А. Федотов – первый русский художник критического реализма 32 KB
  Осенью 1849 года в Академии художеств открылась очередная трехгодичная выставка Всеобщий интерес вызывали три небольшие картины начинающего тогда еще почти безвестного художника Федотова Свежий кавалер Разборчивая невеста и Сватовство майора.Героями картин Федотова стали не знаменитые мужи древности не персонажи евангельских и библейских легенд а простые маленькие люди с их повседневной жизнью обыденными чувствами и негероической судьбой. Новым в художественной системе Федотова был прежде всего дух социального протеста и...
34495. Русская живопись второй половины 19в.: Теория реалистического искусства. Передвижничество. Представители направления 34 KB
  Борьба между новым реалистическим искусством и Академией получила выражение в знаменитом академическом бунте 1863 года: четырнадцать молодых художников выпускников Академии решительно отказались писать программу то есть дипломную картину на заданную тему из древнескандинавской мифологии и демонстративно покинули Академию. Среди них был ряд известных впоследствии художников: возглавлявший группу протестантов И. Выйдя из Академии протестанты образовали Артель художников. Кроме петербургских художников в том же направлении работала в...
34496. Русская живопись к.19-н.20в.: Мир искусства – союз русских художников. Голубая роза. Бубновый валет 51.5 KB
  : Мир искусства – союз русских художников. Мир искусства группа в которой зародилось это сильное и влиятельное культурноэстетическое течение возникла в Петербурге в самом начале 1890 годов. Дягилев будущий вдохновитель и руководитель практической деятельности “ Мира искусстваâ€. Этапным событием на этом пути явилось издание первого номера журнала “Мир искусстваâ€.
34497. Графический дизайн в 1920-х гг. Окна роста. В. Маяковский. Д.А. Моор. Агитационно-массовое искусство 35.5 KB
  Окна роста. Окна Роста или Окна сатиры Роста особого типа плакаты на политические военные и хозяйственные темы дня которые выпускались с осени 1919 года по январь 1922 года включительно. Окна Роста обладают рядом устойчивых признаков. Типичная структура Окна Роста: несколько от 2 до 14 самостоятельных рисунков расположенных в логической последовательности и вместе с сопровождающим их текстом раскрывающих единую тему.
34498. Конструктивизм – главенствующий стиль Советской России. Этапы развития 32.5 KB
  Конструктивизм возник в Советской России как концепция формообразования в художественном творчестве и производственном искусстве 1920х гг. Первый этап сложения концепции конструктивизма экспериментальнохудожественный. Конструктивизм исходил из концепции построения форм основанной на выражении внутренних структурных связей между абстрактными геометрическими элементами изучении выразительности сочетаний различных материалов.
34499. Искусство первобытнообщинного строя. Зарождение искусства и первые шаги художественного развития человечества. Мадленский период. Росписи Альтамиры, Ляско. Анималистический жанр. Образ человека в первобытном искусстве. Мезолит. Наскальные росписи Восточн 23.57 KB
  Образ человека в первобытном искусстве. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки происходило общение людей друг с другом. Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Например к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и беспорядочные переплетения волнистых линий...
34500. Искусство Древнего Египта. Искусство Древнего царства. Архитектура гробниц и храмов. Искусство Среднего царства. Архитектура, скульптура, росписи. Искусство Нового царства. Новый тип храмов (Карнак, Луксор), скульптура, росписи 23.44 KB
  Искусство Древнего Египта. Искусство Древнего Египта живопись скульптура архитектура и другие виды искусства которые зародились в Нильской долине ок. Архитектура Древнего Египта. Скульптура Древнего Египта одна из наиболее самобытных и строго канонически разработанных областей искусства Древнего Египта.
34501. Эгейское искусство. Крито-микенская культура 15.29 KB
  Памятники искусства и материальной культуры важнейшие материалы для изучения эгейской культуры. Районы распространения эгейской культуры: побережье Малой Азии острова Эгейского моря материковая Греция Крит. Развитие центров эгейской культуры на материке Дворцыкрепости Гириафа и Микен. Искусство времени расцвета Микенской культуры XVXIII вв.