17471

Документальные системы АИС

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Лекция Документальные системы Документальные системы предназначенные для обработки поиска представления полнотекстовых документов или справочнореферативной информации ведут свое происхождение от библиотечнореферативных служб или информационных центров вы...

Русский

2013-07-01

189.5 KB

51 чел.

Лекция  Документальные системы

Документальные системы (предназначенные для обработки, поиска, представления полнотекстовых документов или справочно-реферативной информации) ведут свое происхождение от библиотечно-реферативных служб или информационных центров, выпускающих реферативную информацию (обзоры, экспресс-информацию, реферативные журналы).

Происхождение документальных АИС

Первоначально, когда системы научно-технической информации (СНТИ) начали выпускать указатели, справочно-библиографические издания и др., все они предназначались собственно для удовлетворения потребностей информационных работников, облегчения оперирования большими массивами информации. По мере осознания полезности данных вторичных документов системы стали использовать научно-технические работники, что привело к необходимости развития индустриальных методов выпуска указателей, реферативных журналов, каталогов.

Подготовка данных для ввода в фотонаборные машины при выпуске изданий в СНТИ с помощью ЭВМ привела к накоплению массивов вторичных документов на машиночитаемых носителях. Следующим естественным шагом развития явилось непосредственное использование таких массивов в АИПС.

В перечне традиционных форм информационного обеспечения выделяют реферативный журнал (РЖ) как один из важнейших, по крайней мере, самый массовый продукт СНТИ. На рис. 2.6 приводится пример РЖ Всероссийского института научной и технической информации РАН (ВИНИТИ). Аналогичную структуру имеют и другие реферативные издания, например РЖ INIS (см. рис. 1.4).

Годовой комплект РЖ ВИНИТИ «Техническая кибернетика» состоит из 12 выпусков собственно РЖ и двух указателей. Каждый выпуск содержит около 500 статей-записей, описывающих первоисточники либо их фрагменты (журнальные статьи и др.). Здесь указаны: автор, заглавие, библиографические данные (год, том, номер, классификационный индекс, место издания и др.), реферат; запись имеет уникальный внутренний номер, идентифицирующий внутренний данный документ (реферат) также в авторском и предметных указателях. Латинские символы в скобках на рис. 2.6 соответствуют меткам полей при автоматизированном поиске (см. рис. 2.10).

Навигация при ручном поиске документальной информации

Рассмотрим деятельность потребителя информации (исследователя, группы) в аспекте поиска и потребления информации. Задачей потребителя является создание массива релевантных (потенциально необходимых) сообщений. Это достигается с помощью возможностей, создаваемых системой НТИ, а также ее продуктов — каталогами, указателями, РЖ и т. д.

В обобщенном виде поиск осуществляется по принципам навигации, вкратце описанным на рис. 2.7. Проследим одну из ветвей подобного поиска. Располагая наименованием тематики релевантной информации (например, кибернетика в механико-математических и физических науках, см. рис. 2.6), потребитель по предметному указателю определяет номер и заглавие реферата.

В принципе, имея заглавие, можно адресоваться к алфавитному каталогу библиотеки, однако, во-первых, это, как правило, заглавие статьи, а не название журнала, которое собственно и является входом в каталог, а во-вторых, целесообразно по реферату уточнить релевантность статьи. По номеру реферата (8.91.560, см. рис. 2.6) пользователь в соответствующем выпуске отыскивает статью, извлекает название издания («Сообщение ОИЯИ». 1990. № Р10-13047, см. рис. 2.6), по библиотечному каталогу определяет шифр хранения, заказывает первоисточник в фонде библиотеки.

Очевидно, данная траектория поиска, как и другие, очень трудоемка, и при продвижении по ней накапливаются ошибки, возможны потери и отказы.

Поэтому возникает необходимость автоматизации информационной деятельности как в рамках СНТИ (подготовка продуктов и услуг), так и потребителя (улучшение условий их использования). С этой целью создаются автоматизированные информационно-поисковые системы.

Исследования в области информационного поиска начались уже более тридцати лет назад. За это время из узкоспециализированной тематики информационный поиск превратился в одну из ключевых областей информатики.


Классические схемы функционирования документальных АИПС

Это режимы ретроспективного поиска (РП) и избирательного распределения информации (ПРИ). Данные схемы являются упорядоченными совокупностями функциональных подсистем реальных АИС, но не отображают структуру потоков и компоненты какой-либо из реальных современных систем и потому относятся к абстрактным АИПС.

Ретроспективный поиск. В АИПС режима РП могут быть выделены три функциональных блока: контура обработки документов, контур обработки запросов, блок поиска и выдачи документов (рис. 2.8).

Обработка первичного документа состоит в присвоении ему уникального номера (аналогичного шифру хранения, но не имеющего классификационных возможностей) и построении поискового

образа документа (ПОД) — формализованного отображения смысла сообщения на искусственном (информационно-поисковом, ИПЯ) языке. Множество ПОД образует поисковый массив. Прохождение зanpoca через систему аналогично: поисковый образ запроса (ПОЗ) подвергается обработке совместно с поисковым массивом. Каждый ПОД сопоставляется с данным ПОЗ с помощью критерия смыслового соответствия (КСС). В результате система выдает список номеров формально релевантных документов, соответствующих адресам хранения и являющихся основанием для поиска и окончательной выдачи первоисточников потребителю.

Очевидно, данный режим аналогичен библиотечному поиску (см. рис. 2.7 — тематика — предметный каталог — шифр хранения — первоисточник), а поисковый массив соответствует каталогу; кроме того, здесь поток не сохраняющихся разовых запросов сопоставляется с массивом постоянно хранящихся ПОД.

Избирательное распределение информации. В АИПС режима ИРИ (рис. 2.9), наоборот, поток не сохраняющихся ПОД взаимодействует с массивом постоянно действующих запросов (профилей ИРИ, поисковых образов абонентов — ПОА). В отличие от схемы

рис. 2.8, результаты автоматизированного поиска здесь непосредственно преобразуются в выдачу первоисточников (по номеру документа).

Современный период развития технических и программных средств начался в середине 60-х гг., когда корпорация IBM выпустила серию вычислительных установок (ЭВМ) System/360 (затем 370, 375). Программное обрамление ЭВМ составила классическая триада: OS/360, IMS/360, DPS/360:

OS (Operating System) — операционная система, функциональ
но полная и с точки зрения сегодняшнего дня;

IMS (Information Management System) — система управления
базами данных, породившая понятие
иерархической модели
данных;

DPS (Document Processing System) — программная оболочка до
кументального поиска.

Через несколько лет система DPS была сменена более совершенным продуктом — STAIRS (STorage And Information Retrieval System — система хранения и выдачи информации). STAIRS унаследовала основные положительные черты DPS и стала прототипом для многих аналогичных разработок вплоть до 1990—2000-х гг.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81395. Теоретико-категориальный аппарат социальной работы. Понятия «социальная помощь», «социальная защита», «социальная реабилитация», «социальные гарантии» 33.49 KB
  Теоретикокатегориальный аппарат социальной работы. Под социальной защитой можно понимать систему мероприятий осуществляемых обществом и его различными структурами по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека. Социальная помощь система социальных мер в виде содействия поддержки и услуг оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей поддержания их социального статуса и...
81396. Антидискриминационная направленность социальной работы. Эйджизм, сексизм и инвалидизм в современном обществе 39.68 KB
  С точки зрения феминистской теории сексизм это проявление патриархата то есть такого устройства общества при котором мужчины как социальная группа обладают властью над женщинами как социальной группой. Для оправдания идеологии сексизма как правило используются эссенциалистские утверждения объясняющие социальное неравенство мужчин и женщин их природными различиями. Исторически женщины были а в некоторых странах остаются ущемлены в гражданских правах по сравнению с мужчинами например лишены избирательных прав. Она может выражаться в...
81397. Явление стигматизации в современном обществе. Виды стигматизации. Приведите примеры проявления 39.99 KB
  В отличие от слова клеймение слово стигматизация может обозначать навешивания социальных ярлыков. В этом смысле стигматизация ассоциация какоголибо качества как правило отрицательного с конкретным человеком или группой людей хотя эта связь отсутствует или не доказана. Стигматизация является составной частью многих стереотипов. Виды социальной стигматизации можно классифицировать следующим образом: Культурная стигматизация социальные ярлыки укоренившиеся в культуре государства либо мировой культуре чукчи недогадливы.
81398. Виктимизация и криминализация как социальное явление 37.5 KB
  Виктимизация это процесс превращения человека в жертву преступления и результат этого процесса как в единичном так и в массовом порядке. Виктимизация Обстоятельства тормозящие нормальное развитие личности человека: Общество и его культура; Низкий уровень жизни; Безработица обычаи и традиции народа; Особенности семейного воспитания; Плохие экологические условия на месте проживания; Слабая социальная поддержка государства Все эти факторы могут превращать в жертву социализации. Виктимизация – процесс превращения человека в...
81399. Пенсионеры как объект социальной работы и социологического анализа 38.97 KB
  Роуз согласно которой культура становится стержнем объединяющим людей пожилого возраста создает особую близость между ними и в то же время обосабливает их от других возрастных когорт. Эта теория предполагает возрастную дифференциацию наряду с социальной разделяя людей на группы по их образу жизни и материальному положению. Терапевтические модели образующие фундамент практической работы с пожилыми людьми должны использовать 3 принципа: Изучение индивида в его социальной среде Понимание психосоциологического становления и развития...
81400. Социально-демографическая категория пожилых людей. Основные подходы к рассмотрению процесса ресоциализации пожилых людей 39.08 KB
  Основные подходы к рассмотрению процесса ресоциализации пожилых людей. У людей избравших в старости цель сохранения себя как личности важным является сохранение системы социальных связей и передача своего жизненного опыта. Рассматривая данную стратегию старения ученые отмечают что психика пожилых людей в этом случае отличается ориентировкой на настоящее и отсутствием депрессивной проекции на прошедшее.
81401. Принципы социальной работы с пожилыми людьми и основные аспекты социальной поддержки пожилых людей 39.62 KB
  Принципы социальной работы в отношении пожилых граждан следующие: принцип независимости подразумевает что пожилые люди должны иметь: доступ к основным благам и обслуживанию; возможность работать или заниматься какимилибо видами деятельности приносящей доход; участвовать в определении сроков прекращения трудовой деятельности; сохранять возможность участия в программах образования и профессиональной подготовки; жить в безопасных условиях с учетом личных наклонностей и изменяющегося состояния; получать содействие в проживании в домашних...
81402. Основные положения социальной политики в отношении пожилых людей 37.81 KB
  Устойчивое повышение уровня и качества жизни поддержание социально приемлемого образа жизни граждан старшего поколения осуществляется с учетом специфики положения возрастной и иной дифференциации пожилых людей национальных традиций конфессиональных и других различий по следующим основным направлениям: 1. усиление правовой защиты граждан пожилого возраста путем продвижения в действующее законодательство специальных норм способствующих реализации конституционных гарантий их прав осуществления комплексных мер оказания правовой и иной защиты...
81403. Социальное обслуживание пожилых людей 37.36 KB
  Традиционно в нашем обществе сложились три направления деятельности органов социальной защиты населения в том числе пожилых людей и старых людей: социальная помощь представление старым людям льгот и преимуществ; социальное обслуживание; организация пенсионного обеспечения. Для Большинства пожилых людей выход на пенсию это снижение доходов в полтора два и более раз. Отсутствие возможности у пожилых людей самостоятельно или с помощью родственников удовлетворять свои потребности не всегда должно являться основанием для помещения в...