17474

Географические информационные системы (ГИС)

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Лекция Географические информационные системы ГИС Важным специфическим классом АИС специализирующихся на определенном виде информации в основном графической являются географические системы ГИС. Согласно некоторым оценкам 80 всех существующих данных являю

Русский

2013-07-01

27 KB

7 чел.

Лекция Географические информационные системы (ГИС)

Важным специфическим классом АИС, специализирующихся на определенном виде информации (в основном — графической), являются географические системы (ГИС).

Согласно некоторым оценкам, 80 % всех существующих данных являются географическими (пространственными) — достаточно упомянуть терабайты информации, получаемой со спутников при фотографировании земной поверхности. Эти данные широко используются многочисленными группами пользователей для самых разнообразных целей — в исследованиях, принятии решений, в быту; их изучением занимаются ученые из разных областей — биологи используют их при описании распространения растений, метеорологи — при изучении закономерностей выпадения осадков, экологи — для уточнения зон риска, где есть угроза исчезновения каких-либо видов животных, и т. п.

В число организаций, работающих с привязанными к месту данными, входят промышленные предприятия, использующие природные ресурсы, предприятия коммунальной сферы, органы местного управления, занимающиеся учетом землепользования и сбором налогов, органы образования, пожарной охраны и охраны общественного порядка и т. д. Ранее основным видом информационных продуктов с использованием географических данных были карты. Сейчас автоматизированные ГИС способны обеспечить глобальный доступ к накопленным данным по информационным сетям.

По определению ГИС — это система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных.

По территориальному охвату различают глобальные, региональные, локальные или местные ГИС. Проблемная ориентация ГИС определяется решаемыми в ней задачами (научными и прикладными), среди них — инвентаризация ресурсов (в том числе кадастр), анализ, оценка, мониторинг, управление и планирование, поддержка принятия решений.

Могут быть выдвинуты следующие принципы функционирования ГИС:

географическая информация должна собираться и обрабатываться признанными публичными агентствами, имеющими опыт и длительный стаж работы, а не специально создаваемыми группами или организациями;

ГИС должна удовлетворять децентрализованной структуре, отвечающей независимым требованиям, которые выдвигаются всеми агентствами-участниками, причем наблюдение за деятельностью агентств должно осуществляться в рамках действующих законодательных установок и обеспечивать стандарты качества;

ГИС должна базироваться на равноправном и справедливом участии всех заинтересованных в использовании информации, а также тех, интересы которых оно затрагивает.

ГИС можно рассматривать как модель изучаемого объекта и промежуточное звено между объектом и исследователем. Базовым компонентом любой ГИС являются географическая или пространственная информация, представленная в виде цифровых данных о пространственных объектах и включающая сведения об их местоположении и свойствах, пространственных и непространственных атрибутах. Полное описание пространственных данных складывается из взаимосвязанных описаний топологии, геометрии и атрибутики объектов.

Важной компонентой ГИС являются цифровые модели: ЦММ — цифровая модель местности; ЦМР — цифровая модель рельефа; ЦМКМ — цифровая модель карты местности; ЦМКД — цифровая модель кадастрового деления и др.

-


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15651. РАЗУМНЫЙ СРОК КАК ОЦЕНОЧНОЕ ПОНЯТИЕ В УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ПРАВЕ 30.83 KB
  РАЗУМНЫЙ СРОК КАК ОЦЕНОЧНОЕ ПОНЯТИЕ В УГОЛОВНОПРОЦЕССУАЛЬНОМ ПРАВЕ М.Т. АШИРБЕКОВА Ф.М. КУДИН В процессе своего реформирования уголовнопроцессуальное законодательство обогащается дополнительными приемами законодательного регулирования уголовнопроцессуаль
15652. Бедный средний класс 28 KB
  Бедный средний класс В июне обнародован доклад Малообеспеченные в России: кто они как живут к чему стремятся подготовленный Институтом социологии РАН в сотрудничестве с московским представительством Фонда имени Фридриха Эберта. Согласно этому докладу самой массо...
15653. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛОЖЕНИЙ СТ. 6.1 УПК РФ В СВЕТЕ ПРАВОВЫХ ПОЗИЦИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА 29 KB
  РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛОЖЕНИЙ СТ. 6.1 УПК РФ В СВЕТЕ ПРАВОВЫХ ПОЗИЦИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СУДА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА С.В. ЮНОШЕВ Федеральным законом от 30.04.2010 Уголовнопроцессуальный кодекс РФ был дополнен новой ст. 6.1 Разумный срок уголовного судопроизводства. В УПК введено общее ...
15654. Экологическое сознание 56.5 KB
  Экологическое сознание Научнотехническая революция... посулив золотые горы и дав многое из того чем мы ныне гордимся породила иные ранее неведомые проблемы. Решить их на путях проторенных уже не представляется возможным. В.Р.Арсеньев. Звери = боги = люди Еще древни...
15655. Символические границы детства 42 KB
  Символические границы детства Федянина М. В. В обыденном сознании существуют понятия ребенок дети детство. Существует необходимость исследовать детство как социокультурный феномен. Социокультурная модель детства включает в себя следующие компоненты:...
15656. Устройство и работа мобильных телефонов 1.43 MB
  Устройство и работа мобильных телефонов Введение Все гениальное просто. Это выражение полностью подходит к устройству мобильного телефона. Вы думаете это шутка Не улыбайтесь Перед вами Букварь по устройству мобильных телефонов и их отдельных частей. Если под рукой...
15657. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОД СТРАЖУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО 28.6 KB
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОД СТРАЖУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО С. ТЕТЮЕВ Тетюев Станислав доцент юридического факультета ЮжноУральского государственного университета кандидат юридических наук доцент. Заключение под стражу считается самой жесткой мерой пресечения посколь...
15658. Воспитание детей: организация детского праздника. Обучение в США: виды вузов 40 KB
  Воспитание детей: организация детского праздника Воспитание ребенка одна из самых сложных задач которые приходится выполнять человеку на протяжении всей его жизни. Ведь в данном случае мало чтобы ребенок был всегда накормлен тепло одет и отправлен в садик или шко
15659. Социальная психология. ВЫБОР И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ: РИСК И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ 114.5 KB
  Социальная психология. ВЫБОР И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ: РИСК И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ Автор: Е. А. САВИНА Х. Т. ВАНГ Исследуется влияние социального контекста и содержания задачи на принятие решения связанного с риском. Авторами использована эмпирическая парадигма А. Тверски