17474

Географические информационные системы (ГИС)

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Лекция Географические информационные системы ГИС Важным специфическим классом АИС специализирующихся на определенном виде информации в основном графической являются географические системы ГИС. Согласно некоторым оценкам 80 всех существующих данных являю

Русский

2013-07-01

27 KB

6 чел.

Лекция Географические информационные системы (ГИС)

Важным специфическим классом АИС, специализирующихся на определенном виде информации (в основном — графической), являются географические системы (ГИС).

Согласно некоторым оценкам, 80 % всех существующих данных являются географическими (пространственными) — достаточно упомянуть терабайты информации, получаемой со спутников при фотографировании земной поверхности. Эти данные широко используются многочисленными группами пользователей для самых разнообразных целей — в исследованиях, принятии решений, в быту; их изучением занимаются ученые из разных областей — биологи используют их при описании распространения растений, метеорологи — при изучении закономерностей выпадения осадков, экологи — для уточнения зон риска, где есть угроза исчезновения каких-либо видов животных, и т. п.

В число организаций, работающих с привязанными к месту данными, входят промышленные предприятия, использующие природные ресурсы, предприятия коммунальной сферы, органы местного управления, занимающиеся учетом землепользования и сбором налогов, органы образования, пожарной охраны и охраны общественного порядка и т. д. Ранее основным видом информационных продуктов с использованием географических данных были карты. Сейчас автоматизированные ГИС способны обеспечить глобальный доступ к накопленным данным по информационным сетям.

По определению ГИС — это система, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных.

По территориальному охвату различают глобальные, региональные, локальные или местные ГИС. Проблемная ориентация ГИС определяется решаемыми в ней задачами (научными и прикладными), среди них — инвентаризация ресурсов (в том числе кадастр), анализ, оценка, мониторинг, управление и планирование, поддержка принятия решений.

Могут быть выдвинуты следующие принципы функционирования ГИС:

географическая информация должна собираться и обрабатываться признанными публичными агентствами, имеющими опыт и длительный стаж работы, а не специально создаваемыми группами или организациями;

ГИС должна удовлетворять децентрализованной структуре, отвечающей независимым требованиям, которые выдвигаются всеми агентствами-участниками, причем наблюдение за деятельностью агентств должно осуществляться в рамках действующих законодательных установок и обеспечивать стандарты качества;

ГИС должна базироваться на равноправном и справедливом участии всех заинтересованных в использовании информации, а также тех, интересы которых оно затрагивает.

ГИС можно рассматривать как модель изучаемого объекта и промежуточное звено между объектом и исследователем. Базовым компонентом любой ГИС являются географическая или пространственная информация, представленная в виде цифровых данных о пространственных объектах и включающая сведения об их местоположении и свойствах, пространственных и непространственных атрибутах. Полное описание пространственных данных складывается из взаимосвязанных описаний топологии, геометрии и атрибутики объектов.

Важной компонентой ГИС являются цифровые модели: ЦММ — цифровая модель местности; ЦМР — цифровая модель рельефа; ЦМКМ — цифровая модель карты местности; ЦМКД — цифровая модель кадастрового деления и др.

-


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58912. Тиск і сила тиску. Одиниці тиску 50 KB
  Мета: сформувати в учнів поняття про тиск як про фізичну величину; дослідити на уроці залежність тиску від сили тиску та від площі поверхні; навчати розв’язувати задачі на тиск та застосовувати знання про тиск у повсякденному житті...
58915. Повторення та узагальнення вивченого про числівник 131 KB
  Тип уроку: узагальнення та систематизація знань Міжпредметні зв’язки: українська мова географія рідного краю історія біологія Форма проведення: урок подорож Форми роботи: індивідуальна парна групова колективна...
58916. Всьому початок є любов 124.5 KB
  Мета: удосконалювати вміння учнів писати твірроздум; подати відомості про мораль та етику; розвивати вміння дітей правильно чітко послідовно висловлюватися самостійно працювати з додатковою літературою добирати й систематизовувати матеріал для твору реалізовувати власний задум...
58917. Підвищення зацікавленості та мотивації навчання учнів 5 – 6 класів на уроках української мови через використання ігрових завдань та інтерактивних технологій 93 KB
  Результативність реалізації навчальної мети свідомість міцність і глибина знань учнів з української мови перебуває у прямій залежності від активної зацікавленості предметом бажання знати його тобто від рівня мотивації учнів до вивчення предмету.
58918. Прикметники-антоніми 47 KB
  Мета ознайомити учнів з прикметниками із антонімічним значенням; розвивати увагу пам’ять мислення зв’язне мовлення учнів; розширювати словниковий запас слів; виховувати любов до праці. Що ви можете сказати про слова великої малийАнтоніми.