17478

Автоматизированные информационные системы (АИС), структура и классификация

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Лекция №2 Автоматизированные информационные системы АИС структура и классификация АИС комплекс автоматизированных информационных технологий предназначенный для информационного обслуживания организованного непрерывного технологического процесса подготовк...

Русский

2013-07-01

127 KB

290 чел.

Лекция №2 Автоматизированные информационные системы (АИС), структура и классификация

АИС - комплекс автоматизированных информационных технологий, предназначенный для информационного обслуживания — организованного непрерывного технологического процесса подготовки и выдачи потребителям научной, управленческой и др. информации, используемой для принятия решений, в соответствии с нуждами для поддержания эффективной деятельности.

Компоненты и структуры АИС

Рис. 1.2 отображает структуру типичного совокупного технологического процесса АИС, или представление АИС как совокупности функциональных подсистем — сбора, ввода, обработки, хранения, поиска, распространения информации.

Некоторые элементы рис. 1.2 являются альтернативными (необязательными):

модель объекта может отсутствовать либо отождествляться с базой данных. В экспертных системах в качестве модели объекта фигурирует база знаний (БЗ);

модель объекта и БД могут отсутствовать (а соответственно и процессы хранения и поиска данных), если система осуществляет преобразование информации и формирование выходных документов без сохранения исходной, промежуточной, результирующей информации. Если преобразование данных также отсутствует, то подобный объект информационной системой не является (он не выполняет информационной деятельности), и должен быть отнесен к другим классам систем (например, канал передачи информации и т. п.);

процессы ввода и сбора данных являются необязательными, поскольку вся необходимая и достаточная для функционирования АИС информация может уже находиться в БД и составе модели и т. д.

Классификация АИС

В связи с тем, что АИС относятся к сложным системам, целесообразно рассмотреть различные основания для классификации АИС (табл. 1.4).

1. Отрасли применения связаны с понятием сектора информационного рынка, соответствуют в основном типам деятельности пользователей, на информационное обеспечение которых ориентирована та или иная АИС. Если использовать укрупненные категории, то можно сказать, что современный информационный рынок представляют три отрасли:

1) информация (базы данных и системы предоставления информационных ресурсов пользователям), в том числе:

деловая;

научно-техническая и информация для специалистов;

потребительская и развлекательная;

  1.  электронные сделки (системы электронной торговли, банковские, биржевые и финансовые операции, продажа билетов и резервирование мест и пр.);
  2.  электронные коммуникации (электронная почта и передача данных).

2. Вид информации отражает структуру данных, поддерживаемую в БД АИС:

библиографические данные;

полнотекстовые документы;

справочные БД (указатели);

численные БД;

графические БД — основную долю составляет растровая или векторная графическая информация.

3. Методы взаимодействия с пользователями определяют две группы информационных систем:

системы с разделением времени (СРВ), в которых каждый участник как бы пользуется собственной ЭВМ и основной задачей администраторов и разработчиков является защита данных от несанкционированного доступа и взаимная изоляция участников;

системы обеспечения групповых решений (СОГР), которые ориентированы на прямо противоположную задачу — обеспечить взаимодействие пользователей в процессе принятия решений. СОГР сочетают коммуникационную, вычислительную технологии и технологию принятия решений для облегчения формулирования и решения неструктурированных проблем группой лиц. Системы, рассматриваемые в настоящем пособии —Lotus Notes и АИС электронной коммерции, — в принципе относятся к данному разряду.

4. Типы принимаемых решений характерны для информационных систем, используемых в экономике и управлении. Под информационными системами управления (ИСУ) принято понимать основанные на компьютерной технологии системы, предназначенные для обеспечения руководителей всей необходимой информацией. Основные подходы к классификации ИСУ базируются на двух различных аспектах классификации управленческих решений: степени неопределенности и уровнях руководства.

По степени неопределенности могут быть выделены четыре способа решений в зависимости от неопределенности целей и структуры взаимосвязи элементов организации:

формально-логический вывод (вычисление или использование ЭС);

коллективное обсуждение;

использование рыночного механизма;

интуитивное решение.

По уровням руководства выделяют: стратегические, административные, оперативные решения. Отдельный класс составляют ИСУ, предназначенные для контроля за исполнением решений.

Среди систем обеспечения управления различают:

  •  системы информационного обеспечения (СИО) на основе СУБД предоставляют доступ к данным независимо от типа принимаемых решений и предметной области;
  •  СОПР (системы обеспечения принятия решений) и системы обеспечения руководства (СОР) обеспечивают принятие решений по специфическому классу проблем; СОР предназначены для руководителя или группы управляющих.

5. Масштаб АИС определяется уровнем организации и функционирования системы, спектром информационного обслуживания, объемом информационных массивов и потоков. Различают следующие классы АИС:

организации или ее подразделения;

локальные (региональные или отраслевые);

глобальные (межотраслевые и, как правило, межрегиональные). Основным типом глобальных АИС являются онлайновые службы (хост-службы), предоставляющие доступ удаленным пользователям по телекоммуникационным сетям к некоторому множеству БД.

6. Тип организации, использующей АИС, также является основанием для типизации систем; соответственно могут быть выделены следующие АИС:

различных видов производств;

административно-управленческих организаций;

библиотек и информационных центров (АИБС);

. вузов (АИС ВУЗ);

медицинских учреждений и пр.

7. Классификация по типу используемого программного обеспечения.

Во-первых, программные реализации БД различаются по типам БД и структурам данных, их образующих:

табличные, текстовые, графические БД, что соответствует основным видам данных в ЭВМ;

документальные и фактографические БД, что соответствует в принципе табличным и текстовым БД;

реферативные и полнотекстовые, как разновидности документальных БД.

Во-вторых, для реализации документальных БД могут быть использованы по крайней мере два альтернативных средства:

универсальные оболочки (ISIS, Irbis), относительно закрытые для расширения силами пользователей;

специальные разработки в среде реляционных или постреляционных СУБД (системы программирования Foxpro, ORACLE, ADABAS), открытые для развития.

8. Классы интерфейсов конечного пользователя. Пользовательский интерфейс должен обеспечивать выполнение следующих функций:

получение справки о базах данных, доступных пользователю данной АИС;

получение информации о структуре БД (структура документа/записи, типы полей — доступ к словарю БД);

информирование пользователя о спектре значений данных в БД (доступ к частотному словарю БД);

формулирование запроса (поискового выражения, предписания, критерия) и выполнение поиска;

просмотр результатов поиска в различных представлениях (подсхемах) — фиксированных или произвольных;

использование полученных результатов для их статистической или содержательной обработки и/или их встраивания в документы, над которыми работает пользователь.

Эти возможности интерфейсов могут реализовываться в рамках следующих основных классов АИС (см. табл. 1.4):

с языковым интерфейсом — предусматривает взаимодействие с пользователем в рамках некоторой системы команд (является ранней формой интерфейсов и в настоящее время обычно используется в профессионально ориентированных системах, рассчитанных на высококвалифицированных пользователей);

с интерфейсом форматированного экрана (иногда именуется Query By ExampleQBE — поиск по шаблону);

с интерфейсом системы меню, где фрагменты словаря данных и частотных словарей образуют рубрики меню, отмечая которые курсором или указывающим устройством, пользователь комбинирует поисковое выражение;

с комбинированными оконными интерфейсами, которые включают форматированный экран, меню, фрагменты командного языка, а также элементы графического пользовательского интерфейса или виджеты (кнопки, флажки, списки, полосы прокрутки, радиокнопки и др., см. [29]).

9. Применяемые в контуре АИС модели являются необязательной компонентой и могут использоваться для поддержки принятия решения пользователем. В зависимости от вида моделей выделяются специфические (интеллектуальные или интеллектуализированные) виды АИС:

системы обеспечения принятия решений (СОПР) — системы, использующие модели объекта управления, опирающиеся на вычислительные или имитационные модели и расчетные методы. К данному классу относятся и так называемые интегральные корпоративные информационные системы (КИС), базирующихся на принципах методологии планирования потребности в материалах или планировании производственных мощностей. системы автоматизированного проектирования (САПР) — в отличие от СОПР содержат в качестве процедурной или описательной модели предметной области данные и связи, характерные для проектируемого класса объектов (машины и механизмы, электронные схемы, архитектурные сооружения и пр.);

экспертные системы — базируются на логической модели предметной области, реализованной в форме базы знаний и механизма логического вывода. В последнее время все чаще становятся средством обеспечения СОПР и САПР;

географические информационные системы (ГИС) — применяют цифровые модели местности (ЦММ) в различных разновидностях.

АИС по законодательству (профессионально ориентированные, документальные, справочные или полнотекстовые, реализованные в универсальных оболочках или реляционных БД);

офисные АИС (универсально функциональные, интегрированные, документальные или табличные БД);

системы электронной коммерции (табличные БД, универсальные интерфейсы, специализированные оболочки);

библиотечные АИС (табличные и текстовые БД, универсальные и специализированные оболочки, поддерживают тип организации, интерфейсы типа меню).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9520. Критерии психики, как особенной формы отображения 24.5 KB
  Критерии психики , как особенной формы отображения Психическое отражение это отражение объективного мира в его связях и отношениях. Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), ...
9521. Интеллектуальная форма регуляции деятельности 26 KB
  Интеллектуальная форма регуляции деятельности Предпосылкой и основой развития интеллекта животных является манипулирование, причём прежде всего с биологически нейтральными объектами. В ходе манипулирования происходит наиболее глубокое ...
9522. Сравнительный анализ этологии, зоопсихологии, поведенческой экологии 23 KB
  Сравнительный анализ этологии, зоопсихологии, поведенческой экологии Этология. Проблемы: эволюция поведения и его функционированое значения. Методы: наблюдение. Зоопсихология. Проблемы: развитие и проксимальные механизмы поведения, восприятия. Метод...
9523. Подходы к рассмотрению развития психики в филогенезе 24 KB
  Подходы к рассмотрению развития психики в филогенезе В качестве объективного критерия психики А.Н.Леонтьев предложил рассматривать способность живых организмов реагировать на нейтральные биотические воздействия. Выделение стадий развития психики по ...
9524. Экологическая валидность в зоопсихологических исследованиях 25 KB
  Экологическая валидность в зоопсихологических исследованиях Термин, первоначально введенный Эгоном Брунсвиком для обозначения степени, в которой дистальные и проксимальные стимулы ковариируют. Он полагал, что главной операцией восприятия является на...
9525. Сообщество. Условия его существования 24.5 KB
  Сообщество. Условия его существования Сообщество - это стабильная группа особей, члены которой поддерживают интенсивную коммуникацию и находятся в некоторых постоянных отношениях друг с другом. Сообщества имеют разную структуру: Же...
9526. Ритуализация поведения 23.5 KB
  Ритуализация поведения Ритуализация представляет собой эволюционный процесс, в результате которого какая-либо форма поведения изменяется таким образом, что либо становится сигналом, используемым для общения, либо усиливает свою эффективность в качес...
9527. Принцип Оккама. Канон Ллойда - Моргана. Основы синтетической теории эволюции 26 KB
  Принцип Оккама. Канон Ллойда - Моргана. Основы синтетической теории эволюции. Бритва (лезвие) Оккама - методологический принцип, получивший название по имени английского монаха-францисканца, философа-номиналиста Уильяма Оккама. В упрощенном виде о...
9528. Кіммерійці, скіфи, сармати та інші народи на українських землях 46.5 KB
  Кіммерійці, скіфи, сармати та інші народи на українських землях. Бронзовий вік в Україні був завершальною стадією первіснообщинного ладу. В ньому поступово визріли передумови для виникнення станово-класових відносин, які утвердилися в часи патріар...