17478

Автоматизированные информационные системы (АИС), структура и классификация

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Лекция №2 Автоматизированные информационные системы АИС структура и классификация АИС комплекс автоматизированных информационных технологий предназначенный для информационного обслуживания организованного непрерывного технологического процесса подготовк...

Русский

2013-07-01

127 KB

307 чел.

Лекция №2 Автоматизированные информационные системы (АИС), структура и классификация

АИС - комплекс автоматизированных информационных технологий, предназначенный для информационного обслуживания — организованного непрерывного технологического процесса подготовки и выдачи потребителям научной, управленческой и др. информации, используемой для принятия решений, в соответствии с нуждами для поддержания эффективной деятельности.

Компоненты и структуры АИС

Рис. 1.2 отображает структуру типичного совокупного технологического процесса АИС, или представление АИС как совокупности функциональных подсистем — сбора, ввода, обработки, хранения, поиска, распространения информации.

Некоторые элементы рис. 1.2 являются альтернативными (необязательными):

модель объекта может отсутствовать либо отождествляться с базой данных. В экспертных системах в качестве модели объекта фигурирует база знаний (БЗ);

модель объекта и БД могут отсутствовать (а соответственно и процессы хранения и поиска данных), если система осуществляет преобразование информации и формирование выходных документов без сохранения исходной, промежуточной, результирующей информации. Если преобразование данных также отсутствует, то подобный объект информационной системой не является (он не выполняет информационной деятельности), и должен быть отнесен к другим классам систем (например, канал передачи информации и т. п.);

процессы ввода и сбора данных являются необязательными, поскольку вся необходимая и достаточная для функционирования АИС информация может уже находиться в БД и составе модели и т. д.

Классификация АИС

В связи с тем, что АИС относятся к сложным системам, целесообразно рассмотреть различные основания для классификации АИС (табл. 1.4).

1. Отрасли применения связаны с понятием сектора информационного рынка, соответствуют в основном типам деятельности пользователей, на информационное обеспечение которых ориентирована та или иная АИС. Если использовать укрупненные категории, то можно сказать, что современный информационный рынок представляют три отрасли:

1) информация (базы данных и системы предоставления информационных ресурсов пользователям), в том числе:

деловая;

научно-техническая и информация для специалистов;

потребительская и развлекательная;

  1.  электронные сделки (системы электронной торговли, банковские, биржевые и финансовые операции, продажа билетов и резервирование мест и пр.);
  2.  электронные коммуникации (электронная почта и передача данных).

2. Вид информации отражает структуру данных, поддерживаемую в БД АИС:

библиографические данные;

полнотекстовые документы;

справочные БД (указатели);

численные БД;

графические БД — основную долю составляет растровая или векторная графическая информация.

3. Методы взаимодействия с пользователями определяют две группы информационных систем:

системы с разделением времени (СРВ), в которых каждый участник как бы пользуется собственной ЭВМ и основной задачей администраторов и разработчиков является защита данных от несанкционированного доступа и взаимная изоляция участников;

системы обеспечения групповых решений (СОГР), которые ориентированы на прямо противоположную задачу — обеспечить взаимодействие пользователей в процессе принятия решений. СОГР сочетают коммуникационную, вычислительную технологии и технологию принятия решений для облегчения формулирования и решения неструктурированных проблем группой лиц. Системы, рассматриваемые в настоящем пособии —Lotus Notes и АИС электронной коммерции, — в принципе относятся к данному разряду.

4. Типы принимаемых решений характерны для информационных систем, используемых в экономике и управлении. Под информационными системами управления (ИСУ) принято понимать основанные на компьютерной технологии системы, предназначенные для обеспечения руководителей всей необходимой информацией. Основные подходы к классификации ИСУ базируются на двух различных аспектах классификации управленческих решений: степени неопределенности и уровнях руководства.

По степени неопределенности могут быть выделены четыре способа решений в зависимости от неопределенности целей и структуры взаимосвязи элементов организации:

формально-логический вывод (вычисление или использование ЭС);

коллективное обсуждение;

использование рыночного механизма;

интуитивное решение.

По уровням руководства выделяют: стратегические, административные, оперативные решения. Отдельный класс составляют ИСУ, предназначенные для контроля за исполнением решений.

Среди систем обеспечения управления различают:

  •  системы информационного обеспечения (СИО) на основе СУБД предоставляют доступ к данным независимо от типа принимаемых решений и предметной области;
  •  СОПР (системы обеспечения принятия решений) и системы обеспечения руководства (СОР) обеспечивают принятие решений по специфическому классу проблем; СОР предназначены для руководителя или группы управляющих.

5. Масштаб АИС определяется уровнем организации и функционирования системы, спектром информационного обслуживания, объемом информационных массивов и потоков. Различают следующие классы АИС:

организации или ее подразделения;

локальные (региональные или отраслевые);

глобальные (межотраслевые и, как правило, межрегиональные). Основным типом глобальных АИС являются онлайновые службы (хост-службы), предоставляющие доступ удаленным пользователям по телекоммуникационным сетям к некоторому множеству БД.

6. Тип организации, использующей АИС, также является основанием для типизации систем; соответственно могут быть выделены следующие АИС:

различных видов производств;

административно-управленческих организаций;

библиотек и информационных центров (АИБС);

. вузов (АИС ВУЗ);

медицинских учреждений и пр.

7. Классификация по типу используемого программного обеспечения.

Во-первых, программные реализации БД различаются по типам БД и структурам данных, их образующих:

табличные, текстовые, графические БД, что соответствует основным видам данных в ЭВМ;

документальные и фактографические БД, что соответствует в принципе табличным и текстовым БД;

реферативные и полнотекстовые, как разновидности документальных БД.

Во-вторых, для реализации документальных БД могут быть использованы по крайней мере два альтернативных средства:

универсальные оболочки (ISIS, Irbis), относительно закрытые для расширения силами пользователей;

специальные разработки в среде реляционных или постреляционных СУБД (системы программирования Foxpro, ORACLE, ADABAS), открытые для развития.

8. Классы интерфейсов конечного пользователя. Пользовательский интерфейс должен обеспечивать выполнение следующих функций:

получение справки о базах данных, доступных пользователю данной АИС;

получение информации о структуре БД (структура документа/записи, типы полей — доступ к словарю БД);

информирование пользователя о спектре значений данных в БД (доступ к частотному словарю БД);

формулирование запроса (поискового выражения, предписания, критерия) и выполнение поиска;

просмотр результатов поиска в различных представлениях (подсхемах) — фиксированных или произвольных;

использование полученных результатов для их статистической или содержательной обработки и/или их встраивания в документы, над которыми работает пользователь.

Эти возможности интерфейсов могут реализовываться в рамках следующих основных классов АИС (см. табл. 1.4):

с языковым интерфейсом — предусматривает взаимодействие с пользователем в рамках некоторой системы команд (является ранней формой интерфейсов и в настоящее время обычно используется в профессионально ориентированных системах, рассчитанных на высококвалифицированных пользователей);

с интерфейсом форматированного экрана (иногда именуется Query By ExampleQBE — поиск по шаблону);

с интерфейсом системы меню, где фрагменты словаря данных и частотных словарей образуют рубрики меню, отмечая которые курсором или указывающим устройством, пользователь комбинирует поисковое выражение;

с комбинированными оконными интерфейсами, которые включают форматированный экран, меню, фрагменты командного языка, а также элементы графического пользовательского интерфейса или виджеты (кнопки, флажки, списки, полосы прокрутки, радиокнопки и др., см. [29]).

9. Применяемые в контуре АИС модели являются необязательной компонентой и могут использоваться для поддержки принятия решения пользователем. В зависимости от вида моделей выделяются специфические (интеллектуальные или интеллектуализированные) виды АИС:

системы обеспечения принятия решений (СОПР) — системы, использующие модели объекта управления, опирающиеся на вычислительные или имитационные модели и расчетные методы. К данному классу относятся и так называемые интегральные корпоративные информационные системы (КИС), базирующихся на принципах методологии планирования потребности в материалах или планировании производственных мощностей. системы автоматизированного проектирования (САПР) — в отличие от СОПР содержат в качестве процедурной или описательной модели предметной области данные и связи, характерные для проектируемого класса объектов (машины и механизмы, электронные схемы, архитектурные сооружения и пр.);

экспертные системы — базируются на логической модели предметной области, реализованной в форме базы знаний и механизма логического вывода. В последнее время все чаще становятся средством обеспечения СОПР и САПР;

географические информационные системы (ГИС) — применяют цифровые модели местности (ЦММ) в различных разновидностях.

АИС по законодательству (профессионально ориентированные, документальные, справочные или полнотекстовые, реализованные в универсальных оболочках или реляционных БД);

офисные АИС (универсально функциональные, интегрированные, документальные или табличные БД);

системы электронной коммерции (табличные БД, универсальные интерфейсы, специализированные оболочки);

библиотечные АИС (табличные и текстовые БД, универсальные и специализированные оболочки, поддерживают тип организации, интерфейсы типа меню).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30537. Иерархия прав и обязанностей руководителей и исполнителей при построении системы информационной безопасности, их взаимодействие 16.49 KB
  Иерархия прав и обязанностей руководителей и исполнителей при построении системы информационной безопасности их взаимодействие. ОТВЕТ: В жизненном цикле системы информационной безопасности можно выделить следующие этапы: Инициация и разработка системы. После проведения аудита информационной системы проектировщик предоставляет его результаты и рекомендации по построению системы ИБ заказчику который в свою очередь формирует требования к будущей системе безопасности. На основании полученных материалов проектировщик предлагает варианты...
30538. Аудит системы информационной безопасности на объекте как основание для подготовки организационных и правовых мероприятий. Его критерии, формы и методы 55.85 KB
  Управление ключами: генерация ключей; накопление ключей; распределение ключей. Главное свойство симметричных ключей: для выполнения как прямого так и обратного криптографического преобразования шифрование расшифровывание вычисление MC проверка MC необходимо использовать один и тот же ключ либо же ключ для обратного преобразования легко вычисляется из ключа для прямого преобразования и наоборот. С одной стороны это обеспечивает более высокую конфиденциальность сообщений с другой стороны создаёт проблемы распространения ключей в...
30539. Система управления информационной безопасностью. Процессный подход к построению СУИБ и циклическая модель PDCA. Цели и задачи, решаемые СУИБ 1.75 MB
  Процессный подход к построению СУИБ и циклическая модель PDC. PDC PlnDoCheckct циклически повторяющийся процесс принятия решения используемый в управлении качеством. Система управления информационной безопасностью ГОСТ Р ИСО МЭК 270012006 определение Процессный подход к построению СУИБ и циклическая модель PDC Цикл PDC Методология PDC представляет собой простейший алгоритм действий руководителя по управлению процессом и достижению его целей. Применение В практической деятельности цикл PDC применяется многократно с различной...
30540. Стандартизация в области построения СУИБ: сходства и различия стандартов 26.41 KB
  Доска: Стандарты: Ornge Book Red Book ISO IEC 15408 ISO IEC 17799 Стандарт BSI Стандарт США NIST 80030 РД гостехкомиссии России и стандарт ГОСТ Р ИСО МЭК 15408 Выступление: Рассмотрим стандарты информационной безопасности: Здесь выделены такие аспекты политики безопасности как добровольное дискреционное и принудительное мандатное управление доступом безопасность повторного использования объектов. Определяются инструменты оценки безопасности ИС и порядок их использования. В отличии от Ornge Book не содержит...
30541. Единые критерии (ГОСТ Р ИСО 15408). Профиль защиты. Задание по безопасности 29.73 KB
  Задание по безопасности.Положение по разработке профилей защиты и заданий по безопасности Гостехкомиссия России 2003 год Выступление: Профиль защиты это нормативный документ предназначенный для изложения проблемы безопасности определенной совокупности продуктов и систем ИТ и формулирования требований безопасности для решении данной проблемы. ПЗ не регламентирует каким образом данные требования будут выполнены обеспечивая таким образом независимое от реализации описание требований безопасности. Профиль защиты разрабатывается для...
30542. Криптографические протоколы – основные виды и типы, область применения. Идентификация и аутентификация 43.95 KB
  Под протоколом понимается распределенный алгоритм с двумя и более участниками. Протокол является криптографическим если он решает по крайней мере одну из трех задач криптографии обеспечение конфиденциальности целостности неотслеживаемости. Компонентами к протокола являются участники протокола каналы связи между участниками а также либо алгоритмы используемые участниками либо постановка той задачи которую протокол призван решать.
30543. Идентификация и аутентификация. Криптографические протоколы – основные виды и типы, область применения 19.83 KB
  Криптографические протоколы основные виды и типы область применения. Ответ: Все эти типы можно условно разделить на две группы: прикладные протоколы и примитивные. Примитивные же протоколы используются как своеобразные строительные блоки при разработке прикладных протоколов. Мы в данном учебном пособии будем рассматривать только примитивные криптографические протоколы которые при некоторой адаптации к реальным системам связи могут использоваться на практике.