17502

Изучение процесса изготовления разовой литейной формы

Лабораторная работа

Производство и промышленные технологии

Лабораторная работа № 31. Изучение процесса изготовления разовой литейной формы. Цель работы ознакомить студентов с модельным комплектом процессом изготовления разовой литейной формы в двух опоках по разъёмной модели и песчаноглинистого стержня разъёмном стерж...

Русский

2013-07-01

235 KB

28 чел.

Лабораторная работа № 31.

Изучение процесса изготовления разовой литейной формы.

Цель работы – ознакомить студентов с модельным комплектом, процессом изготовления разовой литейной формы в двух опоках по разъёмной модели и песчано-глинистого стержня разъёмном стержневом ящике

Краткие теоретические сведения

В литейном цехе фасонные детали сложной и простой конфигурации получают методом заливки жидкого метала в литейную форму. Литейная форма – это полость, отвечающая конфигурации и размерам изготовляемой детали. Детали, полученные таким способом, называют отливками. После затвердевания металла отливку выбивают из формы, обрубывают литниковую систему, очищают от пригара формовочной смеси и подвергают механической обработке для придания ей точных размеров. Поэтому в процессе изготовления литейной формы размеры её полости должны быть увеличены с учётом припусков и усадки заливаемого металла.

Стенки литейной формы могут быть изготовлены из различных материалов: песчаной смеси, гипса, алебастра, цемента, сплавов металлов. Используемый материал определяет срок службы литейной формы.

Разовые литейные формы изготавливают из песчаной формовочной смеси. Они служат для получения лишь одной детали, так как при извлечении готовой отливки форма разрушается.

Многократные литейные формы изготавливают из сплавов различных металлов, гипса, алебастра, шамота, магнезита, цемента и других огнеупорных материалов. Эти формы могут выдержать большое количество заливок. Металлическая форма называется кокилем. В кокиле можно получить от нескольких сот до нескольких десятков и сотен тысяч отливок. Количество отливок в одном кокиле зависит от температуры плавления заливаемого металла, массы и конфигурации получаемой отливки.

Для изготовления разовой литейной формы вручную необходимо иметь: песчаную формовочную и стержневую смеси; модельный комплект; парные опоки; формовочный инструмент.

1. Формовачная и стержневая смеси служат для изготовления стенок литейной формы и стержней, образующих полости в отливках. Формовачная и стержневая смеси должны обладать: высокой огнеупорностью; пластичностью; газопроницаемостью; податливостью.

Для обеспечения перечисленых свойств в качестве наполнителя используют зернистый кварцевый песок и как связку – глину. Для предотвращения пригара к металлу отливки в формовочную и стержневую смеси вводят в небольшом количестве противопригарные добавки: графит, каменный и древесный уголь, кокс, циркон и др. Добавка древесных опилок, торфа, и других органических веществ повышают податливость смесей.

При ручной формовке используют облицовочные и наполнительные

формовочные смеси. Облицовочные смеси 15 употребляют для покрытия рабочей поверхности формы, соприкасающейся с жидким металлом (рис 1.). В процессе формовки её наносят на модель слоем толщиной 15…30 мм. Облицовочную смесь приготавливают из свежих песка и глины и вводят до 10% противопригарных добавок. Наполнительную смесь 14 приготавливают из отработанной формовочной смеси с добавкой 5-10% свежих песка и глины. Она составляет основную часть литейной формы.

2. Модельный комплект служит для изготовления литейной формы. В его состав входят: модель будущей отливки; один или несколько стержневых ящиков; модели литниковой системы; подмодельная доска. Для ручной формовки модельный комплект изготавливают из древесины .

А) Модель служит для получения в литейной форме отпечатка полости, отвечающей размерам и наружной конфигурации отливки. Модели могут быть разъёмными и неразъёмными. Разъём модели облегчает её удаление из литейной формы в процессе формовки.

Б) Стержневой ящик служит для изготовления в нем песчано-глинистого стержня, в котором имеются вентиляционные отверстия  для облегчения выхода газов и металлическая проволочная арматура  для придания ему большей прочности. Стержень устанавливают на стержневые знаки в готовую литейную форму, разрез которой показан на рис. 1. Стержневой  ящик также разъёмный и половинки его центрируются с помощью шипов.

В) Литниковая система – это система каналов, по которым жидкий металл попадает в полость литейной формы. После выбивки формы литниковую систему отделяют от отливки и направляют в переплав.  

Г) Подмодельная доска служит для установки половины модели плоскостью разъёма вниз и опок в процессе формовки.

3. Опоками называются металлические рамки, в которых изготавливают песчано-глинистую литейную форму. Опока должна быть легкой, прочной, хорошо удерживать уплотнительную формовочную смесь.

Порядок выполнения работы

Изготовление стержня

Стержень в разъёмном стержневом ящике изготавливают в следующей последовательности:

Рабочую поверхность стержневого ящика протирают ветошью;

Половинки стержневого ящика собирают, центрируя по штифтам, и скрепляют струбциной;

В вертикально установленный стержневой ящик засыпают стержневую смесь;

По центру стержня вставляют каркас, смоченный глинистой суспензией;

Трамбовкой уплотняют стержневую смесь и гладилкой выравнивают знаковые части стержня;

Душником накалывают в стержне вентиляционные каналы;

Киянкой обстукивают стенки стержневого ящика и снимают струбцину;

Осторожно снимают одну половину стержневого ящика;

На вторую половину стержневого ящика со стержнем накладывают сушильную плиту, поворачивают на 180, после чего половину стержневого ящика снимают и стержень остаётся на сушильной плите;

Стержень вместе с сушильной плитой отправляют на сушку в печь.

Изготовление формы

Для изготовления разовой формы по разъёмной модели в двух опоках необходимо осуществить следующие операции в такой последовательности:

На подмодельную доску кладут нижнюю половину модели и накрывают нижней опокой;

Полумодель покрывают облицовочной смесью толщиной 15-30 мм, остальную часть опоки засыпают с избытком наполнительной смесью;

Смесь в опоке уплотняют ручной трамбовкой;

Линейкой срезают излишки формовочной смеси на одном уровне с опокой и иглой накалывают вентиляционные каналы;

Готовую нижнюю полуформу поворачивают на 180 и на нижнюю полумодель устанавливают верхнюю полумодель;

Плоскость разъёма нижней полуформы посыпают разделительным сухим песком и устанавливают верхнюю опоку, соединяя с нижней с помощью ушок и штырей;

Устанавливают модели литниковой системы и повторяют все операции, выполняемые при набивке нижней полуформы;

В готовой верхней полуформе возле модели стояка вырезают литниковую чашу;

Снимают верхнюю полуформу и устанавливают рядом с нижней, перевернув на 180;

Подъёмник забивают в полумодели, расталкивают их в стороны  и осторожно удаляют из полуформ;

Форму поправляют и отделывают формовочным инструментом;

В нижнюю полуформу устанавливают готовые высушеные стержни на стержневые знаки;

Форму собирают и нагружают;

Собранную форму заливают металлом и после выдержки выбивают готовую отливку.

                       

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


Змн
.

Лист

№ докум.

ідпис

Дата

Арк.

4

ЭК-11

Розроб.

Дворничен И.Ф.

Перевір.

Реценз.

Н. Контр.

Затверд.

Лабораторная

работа №31

Літ.

Акрушів

4

НТУУ КПИ

Рис. 31.2.

Рис. 31.1.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53920. Ці неповторні квіти. Позакласний захід 469 KB
  Учень 1: Квіти улюблені супутники людини з давніх часів. Хімчук Учень 2: Сонце засяє і все ожива Все розквітає на дворі весна Учень 3: Весна оживає природа. Звучить запис дзвіночка Учень 4: Ведуть доріжки до весняного лісу. Учень 5: Дзвонить радісно підсніжник: Я зпід снігу рвавсь щосили.
53921. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КВН 50.5 KB
  Капитан 1 команды: Наша команда: БАМ. Наша команда: Дважды 2 Наш девиз: Чтоб врачом моряком Или летчиком стать Надо твердо на 10 математику знать Приветствие: Победившим не хвалиться Проигравшим не реветь. Наша команда: Пупс. Наша команда: ХУ Наш девиз: Чтобы водить корабли.
53922. ГІДРО- І АЕРОСТАТИКА 70 KB
  Ведучі повідомляють тематику КВВ представляють команди семикласників і восьмикласників і їх вболівальників. ПРИВІТАННЯ: Команди називають свою назву в цікавій формі розповідають чому саме так вона називається; оголошують девіз команди; висловлюють побажання команді суперників і журі. Оцінюється авторська майстерність членів команди логічність мислення та ін. Ведучі оголошують конкурс і запрошують по 1 учаснику від кожної команди.
53923. Использование лизинга для финансирования деятельности компании 31.5 KB
  Под лизингом обычно понимают долгосрочную аренду машин и оборудования, купленных арендодателем для арендатора с целью их производственного использования при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора.
53924. Ми любимо природу палко 78 KB
  Цей конкурс має виявити хто з вас краще знає природу рідної землі і проблеми її збереження. Конкурс Привітання команд Команда Кмітливі Кмітливі труднощі долають Вони завжди перемагають. Наш девіз: Бережімо кожну Квіточку й травинку Бо ми всі природи Рідної частинки Конкурс Переставлянка Учитель: ялинки підготували вам чудовий вислів але завірюха розвіяла слова по всьому лісу. Конкурс Закінчи вислів Команда Кмітливих Колючий як .
53925. Клуб веселих та кмітливих 290.5 KB
  Hello, boys and girls! We gathered here to see the competition of those who know English well, who are cheerful and quick–witted. Look, we have two teams: “English girls” and “Real friends”. Now let me introduce our jury. They are real experts in English. Well, let’s start.
53926. Сценарій КВК (для дітей і батьків) 55.5 KB
  Першим конкурсом буде конкурс представлення команд. Проведення конкурсів: Після представлення команди займають свої місця. Тому наш конкурс і називається 1. Журі оцінює конкурс привітань Ведучий: Молодці Тепер ви розім'ялися і ми можемо почати основні конкурси.
53927. Шкільний КВК ,,Люби, вивчай рідну мову!’’ 70 KB
  Ведучий: Кожному народові дорога його мова Ведучий: УвагаУвагаУвага Розпочинаємо змагання на кращих знавців рідного слова між командами 6х класів.Перемагає та командаяка правильно і найшвидше це зробить КОНКУРС КАПІТАНIB Скажи без затримки†Учитель чітко називає дібрані слова що мають антоніми. Префікс від слова перенестикорінь від слова казати переказ 2. Корінь від слова квітка суфіксвід слова вудочка закінченнявід слова зірка квіточка 3.
53928. КВН «В мире точных наук» 50.5 KB
  Жюри вам не помеха Добьетесь вы успеха. Для чего же КВН веселее жить Для чего командам в бой что бы победить Для чего нужно жюри что бы правде быть Для чего же капитан чтоб руководить Звучит песня: Мы начинаем КВН Выходят две команды и садятся каждая на свое место. Заповеди КВНа: Проиграл не расстраивайся в следующий раз выиграешь Выиграл не обольщайся в следующий раз проиграешь Уважаемое жюри О справедливости вашей можно будет судить по весам правосудия. И пусть жюри определит Того из нас кто победит.