17502

Изучение процесса изготовления разовой литейной формы

Лабораторная работа

Производство и промышленные технологии

Лабораторная работа № 31. Изучение процесса изготовления разовой литейной формы. Цель работы ознакомить студентов с модельным комплектом процессом изготовления разовой литейной формы в двух опоках по разъёмной модели и песчаноглинистого стержня разъёмном стерж...

Русский

2013-07-01

235 KB

27 чел.

Лабораторная работа № 31.

Изучение процесса изготовления разовой литейной формы.

Цель работы – ознакомить студентов с модельным комплектом, процессом изготовления разовой литейной формы в двух опоках по разъёмной модели и песчано-глинистого стержня разъёмном стержневом ящике

Краткие теоретические сведения

В литейном цехе фасонные детали сложной и простой конфигурации получают методом заливки жидкого метала в литейную форму. Литейная форма – это полость, отвечающая конфигурации и размерам изготовляемой детали. Детали, полученные таким способом, называют отливками. После затвердевания металла отливку выбивают из формы, обрубывают литниковую систему, очищают от пригара формовочной смеси и подвергают механической обработке для придания ей точных размеров. Поэтому в процессе изготовления литейной формы размеры её полости должны быть увеличены с учётом припусков и усадки заливаемого металла.

Стенки литейной формы могут быть изготовлены из различных материалов: песчаной смеси, гипса, алебастра, цемента, сплавов металлов. Используемый материал определяет срок службы литейной формы.

Разовые литейные формы изготавливают из песчаной формовочной смеси. Они служат для получения лишь одной детали, так как при извлечении готовой отливки форма разрушается.

Многократные литейные формы изготавливают из сплавов различных металлов, гипса, алебастра, шамота, магнезита, цемента и других огнеупорных материалов. Эти формы могут выдержать большое количество заливок. Металлическая форма называется кокилем. В кокиле можно получить от нескольких сот до нескольких десятков и сотен тысяч отливок. Количество отливок в одном кокиле зависит от температуры плавления заливаемого металла, массы и конфигурации получаемой отливки.

Для изготовления разовой литейной формы вручную необходимо иметь: песчаную формовочную и стержневую смеси; модельный комплект; парные опоки; формовочный инструмент.

1. Формовачная и стержневая смеси служат для изготовления стенок литейной формы и стержней, образующих полости в отливках. Формовачная и стержневая смеси должны обладать: высокой огнеупорностью; пластичностью; газопроницаемостью; податливостью.

Для обеспечения перечисленых свойств в качестве наполнителя используют зернистый кварцевый песок и как связку – глину. Для предотвращения пригара к металлу отливки в формовочную и стержневую смеси вводят в небольшом количестве противопригарные добавки: графит, каменный и древесный уголь, кокс, циркон и др. Добавка древесных опилок, торфа, и других органических веществ повышают податливость смесей.

При ручной формовке используют облицовочные и наполнительные

формовочные смеси. Облицовочные смеси 15 употребляют для покрытия рабочей поверхности формы, соприкасающейся с жидким металлом (рис 1.). В процессе формовки её наносят на модель слоем толщиной 15…30 мм. Облицовочную смесь приготавливают из свежих песка и глины и вводят до 10% противопригарных добавок. Наполнительную смесь 14 приготавливают из отработанной формовочной смеси с добавкой 5-10% свежих песка и глины. Она составляет основную часть литейной формы.

2. Модельный комплект служит для изготовления литейной формы. В его состав входят: модель будущей отливки; один или несколько стержневых ящиков; модели литниковой системы; подмодельная доска. Для ручной формовки модельный комплект изготавливают из древесины .

А) Модель служит для получения в литейной форме отпечатка полости, отвечающей размерам и наружной конфигурации отливки. Модели могут быть разъёмными и неразъёмными. Разъём модели облегчает её удаление из литейной формы в процессе формовки.

Б) Стержневой ящик служит для изготовления в нем песчано-глинистого стержня, в котором имеются вентиляционные отверстия  для облегчения выхода газов и металлическая проволочная арматура  для придания ему большей прочности. Стержень устанавливают на стержневые знаки в готовую литейную форму, разрез которой показан на рис. 1. Стержневой  ящик также разъёмный и половинки его центрируются с помощью шипов.

В) Литниковая система – это система каналов, по которым жидкий металл попадает в полость литейной формы. После выбивки формы литниковую систему отделяют от отливки и направляют в переплав.  

Г) Подмодельная доска служит для установки половины модели плоскостью разъёма вниз и опок в процессе формовки.

3. Опоками называются металлические рамки, в которых изготавливают песчано-глинистую литейную форму. Опока должна быть легкой, прочной, хорошо удерживать уплотнительную формовочную смесь.

Порядок выполнения работы

Изготовление стержня

Стержень в разъёмном стержневом ящике изготавливают в следующей последовательности:

Рабочую поверхность стержневого ящика протирают ветошью;

Половинки стержневого ящика собирают, центрируя по штифтам, и скрепляют струбциной;

В вертикально установленный стержневой ящик засыпают стержневую смесь;

По центру стержня вставляют каркас, смоченный глинистой суспензией;

Трамбовкой уплотняют стержневую смесь и гладилкой выравнивают знаковые части стержня;

Душником накалывают в стержне вентиляционные каналы;

Киянкой обстукивают стенки стержневого ящика и снимают струбцину;

Осторожно снимают одну половину стержневого ящика;

На вторую половину стержневого ящика со стержнем накладывают сушильную плиту, поворачивают на 180, после чего половину стержневого ящика снимают и стержень остаётся на сушильной плите;

Стержень вместе с сушильной плитой отправляют на сушку в печь.

Изготовление формы

Для изготовления разовой формы по разъёмной модели в двух опоках необходимо осуществить следующие операции в такой последовательности:

На подмодельную доску кладут нижнюю половину модели и накрывают нижней опокой;

Полумодель покрывают облицовочной смесью толщиной 15-30 мм, остальную часть опоки засыпают с избытком наполнительной смесью;

Смесь в опоке уплотняют ручной трамбовкой;

Линейкой срезают излишки формовочной смеси на одном уровне с опокой и иглой накалывают вентиляционные каналы;

Готовую нижнюю полуформу поворачивают на 180 и на нижнюю полумодель устанавливают верхнюю полумодель;

Плоскость разъёма нижней полуформы посыпают разделительным сухим песком и устанавливают верхнюю опоку, соединяя с нижней с помощью ушок и штырей;

Устанавливают модели литниковой системы и повторяют все операции, выполняемые при набивке нижней полуформы;

В готовой верхней полуформе возле модели стояка вырезают литниковую чашу;

Снимают верхнюю полуформу и устанавливают рядом с нижней, перевернув на 180;

Подъёмник забивают в полумодели, расталкивают их в стороны  и осторожно удаляют из полуформ;

Форму поправляют и отделывают формовочным инструментом;

В нижнюю полуформу устанавливают готовые высушеные стержни на стержневые знаки;

Форму собирают и нагружают;

Собранную форму заливают металлом и после выдержки выбивают готовую отливку.

                       

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.


Змн
.

Лист

№ докум.

ідпис

Дата

Арк.

4

ЭК-11

Розроб.

Дворничен И.Ф.

Перевір.

Реценз.

Н. Контр.

Затверд.

Лабораторная

работа №31

Літ.

Акрушів

4

НТУУ КПИ

Рис. 31.2.

Рис. 31.1.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53276. Гімнастика як дієвий засіб оздоровлення дітей в дошкільному навчальному закладі 163.5 KB
  Ведмежатасилачі молодша група Діти заповзають до зали спираючись на руки та ноги і сідають біля розкладених гир. Сидячи ноги разом руки з гантелями на колінах. Ноги на ширині пліч руки з гантелями біля тулуба пояса. Ноги поставити разом руки з гантелями простягнути перед собою і присідати 5 разів.
53277. EVERYDAY HEALTHY HABITS 107 KB
  Aims:to practice some grammar points (adverbs of frequency, Present Simple, Present Continuous); to ask and answer questions to find out about classmates’ health habits; to give practice in reading a text for specific information; to develop students’ listening skills; to create a relaxed, non-threatening atmosphere in the classroom.
53278. Халдейське царство 45 KB
  Мета: розкрити роль і значення Халдейського царства в історії стародавнього світу, виробляти в учнів уміння аналізувати, спів- ставляти, узагальнювати вивчений матеріал, висловлювати власну думку, розвивати творче мислення школярів, виховувати інтерес до історії найдавніших цивілізацій
53279. TRADITIONS. CUSTOMS. HALLOWEEN 95.5 KB
  The ancient people who inhabited what we now call Great Britain divided the year into two seasons: growing season and winter. Life and Death. Druids placed great importance on passing of one season to the next. Summer officially ended on October 31-st. On that day people celebrated the Celtic New Year. And the next day was the first day of winter. Being between two seasons it was a very magical time, when the barriers between our world and the spirit world were at their weakest...
53280. Halloween 1.25 MB
  Good morning, boys and girls! I’m glad to see you. I hope you are OK. In our today’s lesson we’ll get to know some new facts about one of the children’s best loved holidays, read the text, sing a song, play a game and do a lot of interesting activities.
53281. Halloween 136.5 KB
  What holiday is it? Ps: It is Halloween T: And what will be the topic of our lesson? Ps: Halloween. T: Yes, you are right. Today we are going to speak about famous American holiday- Halloween. At our lesson we learn new words, make up dialogues, write stories, sing songs and speak about Halloween.
53282. HANDOUT 85 KB
  Fats and sugars are things like oils, biscuits, sweets, chocolate and ice cream. These foods give us energy and are important for our nervous system. But too much of this food can make you fat and can be bad for your teeth. You should not eat more than two sweet or fatty things a day.
53283. Святкування Нового року 69.5 KB
  In England we do not stay at home on the New Year’s Day. We go for a walk to the central square. We listen to the strikes of the largest clock in Great Britain – Big Ben and enjoy the New Year coming. We celebrate Christmas on the 25th of December. On this day our Christmas holiday begin. That is why we like Christmas so much. Soon it will be the New Year , so I sent a postcard to all of you and wish you a happy New Year.
53284. Загальна характеристика дешифраторів 136.5 KB
  У загальному випадку дешифратор має n однофазних входів іноді 2n парафазних і m=2ⁿ виходів де n розрядність довжина коду який дешифрується. Індекс функції Fi визначає номер обраного виходу і відповідає десятковому еквіваленту вхідного коду. Тому дешифратор є перетворювачем вхідного позиційного коду в унітарний вихідний код.