17566

Фільтри та пристрої синхронізації

Лабораторная работа

Информатика, кибернетика и программирование

Лабораторна робота №8 з дисципліни: Автоматизоване проектування ТЗЗІ Тема: Фільтри та пристрої синхронізації Теоретическая часть Фильтры Фильтрами называют устройства обеспечивающие выделение из входного сигнала тех или иных временных time domain или часто...

Украинкский

2013-07-04

157 KB

0 чел.

Лабораторна робота №8

з дисципліни: «Автоматизоване проектування ТЗЗІ»

Тема: «Фільтри та пристрої синхронізації»

Теоретическая часть

Фильтры

Фильтрами называют устройства, обеспечивающие выделение из входного сигнала тех или иных временных (time domain) или частотных (frequency domain) составляющих.

В течение длительного времени, начиная с первых шагов развития, в электросвязи и радиотехнике широкое распространение получили аналоговые фильтры на основе индуктивных и емкостных элементов, а также электромеханических и пьезокерамических резонаторов. Такие элементы имеют большие габариты, достаточно сложную технологию изготовления и, в связи достижениями микроэлектроники, успешно заменяются цифровыми фильтрами, построенными на элементах временной задержки и цифровых блоках. Так, например, такие фильтры являются основой цифровых сигнальных процессоров, обеспечивающих резкое снижение стоимости и повышение качества фильтрации.

Цифровой фильтр – это фактически дискретно-временная система, преобразующая цифровой входной сигнал в модифицированный цифровой выходной. Математически он описывается системой дифференциальных уравнений, которая обычно представляется в конечно-разностном виде:

(7.1)

Это уравнение представляет отношение между -м отсчетом выходного сигнала,  предыдущими и  последующими значениями отсчетов входного сигнала .

Фильтры могут задаваться также передаточными характеристиками. Например, если уравнение дискретного фильтра класса time domain задано в виде , то он может быть создан как в виде устройства с отдельными блоками, так и в виде блока с передаточной функцией .

Согласно дуальности (двойственности) понятий времени и частоты, временные и частотные фильтры могут быть преобразованы друг в друга. Наиболее распространены частотные фильтры, характеризующиеся АЧХ, ФЧХ характеристиками и реализованными в них математическими функциями. По виду АЧХ фильтры делятся на Low Pass – низкочастотные (ФНЧ); High Pass – высокочастотные (ФНЧ); Band Pass – полосовые (ПФ); Stop Pass – полосовые заградительные (ЗФ) фильтры. По используемым математическим функциям фильтры делятся на фильтры Баттерворта (Butterworth), Бесселя (Bessel), Чебышева (Chebyshev) и др.

Фильтр Бесселя обеспечивает одинаковую временную задержку сигналов всех частот, максимально плоскую АЧХ (без колебаний в полосе пропускания и задержки) и потому часто используется для частотной селекции. Фильтр не искажает сигнал, спектр которого лежит в пределах полосы пропускания, однако переходная характеристика этого фильтра имеет небольшое перерегулирование (выброс).

Фильтр Баттерворта имеет максимально плоскую АЧХ, что делает его предпочтительным для частотной селекции; все производные фильтра от первой до ()-й равны нулю. Нормированная АЧХ такого фильтра -го порядка задается аппроксимацией: , где  – нормированная частота (относительно частоты среза ).

Фильтры Чебышева (прямой и инверсный) обеспечивают максимальное подавление сигнала в области частот выше частоты среза. Они имеют колебательную АЧХ, но эти колебания одинаковы по уровню. Наилучшей для этих фильтров считается следующая аппроксимация: , где  – коэффициент, определяющий неравномерность АЧХ в полосе пропускания;  – полином Чебышева первого рода -го порядка. В полосе пропускания подкоренное выражение колеблется между 1 и .

Рассматриваемые в VisSim цифровые фильтры делятся на два больших класса:

IIR (Infinity Impulse Response) – рекурсивные фильтры с бесконечной импульсной характеристикой;

FIR (Finite Impulse Response) – нерекурсивные фильтры с конечной импульсной характеристикой, для которых в формуле (7.1) все .

Устройства синхронизации

Вопросы синхронизации наиболее остро стоят в синхронных системах передачи информации. Для надежного выделения на приемной стороне синхроимпульсов используются различные методы, включая и специальное кодирование (см разд. 4 6). На рис 7.18 показаны некоторые схемы аппаратной поддержки синхронизации приемников, на всех схемах выходной сигнал снимается с зажима U0, а выделенный тем или иным образом синхроимпульс подается на зажим U1.

Рис. 7.18. Схемы фазировки синхросигналов в приемнике

В схеме на рис 7.18,а выделенный в приемнике из информационной последовательности сигнал синхронизации поступает на вход  фазового детектора PhDet, а на его другой вход  – сигналы тактового генератора Osc. Если эти два сигналы не сфазированы (смешены по фазе), то разность фаз преобразуется детектором в пропорциональный ей сигнал, который через блок управления ContrDr воздействует на генератора Osc таким образом, чтобы его фаза (соответственно, и частота) отличалась на величину, определяемую коэффициентом усиления в петле отрицательной обратной связи. Распространенной реализацией такой схемы является использование управляемого напряжением генератора и усилителя выходного сигнала детектора в качестве блока управления.

В схеме на рис 7.18,б на вход детектора  подается сигнал с преобразователя Ref. в качестве которого используется двоичный или реверсивный счетчик. В первом случае, в зависимости от соотношения фаз на входах фазового детектора, блок управления ContrDr добавляет или вычитает некоторое количество импульсов из содержимого счетчика (возможен вариант и программируемого счетчика, коэффициент счета которого  меняется блоком управления). Во втором случае блоком управления осуществляется переключение направления счета – суммирование или вычитание. Очевидно, что частота генератора Osc должна быть выше тактовой в К раз.

Схема на рис 7.18,в относится к классу разомкнутых (без обратной связи), т. е. предполагается, что тактовая частота надежно выделяется из информационного потока. В этой схеме частота тактового сигнала удваивается блоком DoubF и через узкополосный фильтр , настроенный на частоту тактового сигнала, и фазовращатель PhChang подается на усилитель-ограничитель Аmр для формирования прямоугольных импульсов тактовой частоты. Удвоение частоты вводится в целях повышения надежности выделения сигналов тактовой частоты в случае нарушения периодичности следования информационных нулей и единиц. Фазовращатель предназначен для компенсации задержки сигнала в удвоителе и фильтре. Устойчивая работа схемы обеспечивается при изменении тактовой частоты передатчика, не превышающем полосы пропускания фильтра.

Ход работы

1. Конструирование IIR-фильтров

В диалоговом окне блока TransferFunction задаем коэффициенты передаточной функции :

В результате моделировани имеем:

Вызываем диалоговое окно конструктора IIR-фильтра, задаем необходимые параметры:

Method – Chebyshev (Чебышева);

Туре – тип фильтра по виду АЧХ: Low Pass (низкочастотные);

Specification Method – порядок (Order) фильтра – 3-й;

Advanced Options – погрешности (Epsilon) – 0,05 при Band Gain по умолчанию;

Frequency Specifications – частота среза – 10 Гц;

Сразу же производится расчет коэффициентов передаточной функции.

В результате моделировани имеем:

2. Конструирование FIR-фильтров

Вызываем диалоговое окно конструктора FIR-фильтра, задаем необходимые параметры:

Order – порядок фильтра – 5-й;

Kind Filter – тип устройства: FIR Filter;

Band Specification – спецификация полосы пропускания: нижняя частота (Start Freq) – 0 Гц, верхняя (End Freq) – 10 Гц, ширина полосы пропускания (Band Weight) – 10 Гц, коэффициент передачи в полосе пропускания (Band Gain) – 1. Сразу же производится расчет коэффициентов передаточной функции.

В результате моделировани имеем:


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68107. Визитка «Путешествие в страну дорожных знаков» 71 KB
  Звучит мелодия из передачи Сердце Африки на фоне мелодии звучат слова и проходят участники команды ЮИД Команда Горячая десятка из Краснодона завершая свой кругосветный информационно-просветительский тур добралась до сердца Африки. ЮИД не подведёт Звучит песня Остров невезения...
68108. Літературна вікторина “Дивовижний світ книг” 30 KB
  Що Вам відомо про найменшу у світі книгу де і коли вона була надрукована Найменша у світі книга 1х1 мм. Яка вага найтяжчої книги у світі та про що розповідається у ній Найтяжча книга у світі вагою 50 кг видана у Великобританії. Яка назва даного найбільшого видання у світі Це багатотомна збірка...
68109. Збірка прозових мініатюр «Лабіринтами життя…» 260.5 KB
  Ольга Захарівна Северин Своєрідні ліки від байдужості Збірочка оповідань Лабіринтами життя Ольги Северин це картини її власної душі. Картини душі Ольги Северин чисті наївні спонукають прислухатись до шелесту ранкових зірок ще раз переконатись що життя прекрасне тому що ми живемо й можемо творити його самі.
68110. Рекомендации по снижению уровня безработицы в городе Усть-Илимске 398.5 KB
  Рассмотреть теоретические аспекты разработки программ развития городов; провести анализ состояния социально-экономических показателей города Усть-Илимска, провести анализ стратегии развития города Усть-Илимска; сформулировать практические рекомендации по снижению уровня безработицы.
68111. Обереги нашого життя – птахи 254 KB
  Мета: збагатити знання учнів про чудодійні обереги нашого життя – птахи; творчо осмислити і систематизувати матеріал про ластівку; з’ясувати як у народі ставилися до ластівки чому її називають Божою пташкою; привчати учнів самостійно опрацьовувати додаткові навчальні та народознавчі матеріали...
68112. Біблійні легенди. «Чому людина не знає, доки живе». Підсумок за темою 118.5 KB
  Продовжити знайомити із біблійними легендами продовжувати вчити учнів читати текст за особами працювати з текстом осмислювати його зміст; формувати уміння ділити текст на частини; збагачувати словниковий запас; розвивати логічне мислення пам’ять увагучитацькі навики швидкість та виразність читання...
68113. Де літав ти, Чорногузе 158.5 KB
  Де ж ти була Далеко Як звуть тебеЛелека Отже ми з вами сьогодні поговоримо про чудового птаха про живий символ України лелеку або як його ще називають Чорногуза. Продовження бесіди Лелека є символом любові та радості. Також вважають що лелека є покровителем сім’ї і рідного дому.
68114. Будинок англійця 48.5 KB
  So, all pupils are in a good mood and we can start our lesson. Please look at the blackboard and read the motto. It is some English proverb “East or West home is best”, “There is no place like home”. Aim. Повідомлення теми та мети уроку. Today we are going to speak about your home and about...
68115. Я вибирала долю собi сама… 93.5 KB
  Мета: 1) познайомити учнів із творами Л. Костенко, їх неповторністю й оригінальністю; 2) формувати особистість, яка має почуття гідності, багатий духовний світ; розвивати акторські навички учнів; 3) виховувати громадянську позицію учнів, уміння аналізувати залежність виникнення...