17590

Статистика. Абсолютные и относительные статистические величины

Лекция

Социология, социальная работа и статистика

1. Статистика. Основные понятия 2.Статистический показатель система показателей. 3. Статистическая совокупность. 4. Группировка статистических данных и ее роль в анализе информации 5. Статистическая таблица. 6. Статистический график 7. Абсолютные и относительные ст...

Русский

2013-07-05

184 KB

24 чел.

1. Статистика. Основные понятия

2.Статистический показатель, система показателей.

3. Статистическая совокупность.

4. Группировка статистических данных и ее роль в анализе информации

5. Статистическая таблица.

6. Статистический график

7. Абсолютные и относительные статистические величины

1. Статистика. Основные понятия

В современном обществе статистика стала одним из важнейших инструментов управления национальной экономикой. Развитие рыночных отношений в стране перед статистикой поставило новую задачу - реформирование общеметодологических и организационных основ статистической теории и практики.

В современном понимании слово "статистика" имеет несколько значений:

  •  данные, которые характеризуют массовые процессы и явления;
  •  деятельность системы статистических органов по сбору и обработке данных, относящихся к различным аспектам жизни общества;
  •  наука, имеющая свой предмет и методы.

Улучшение хозяйственного руководства неразрывно связано с возрастанием роли статистики и повышением научного уровня статистических исследований.

Как наука статистика состоит из трех частей:

  1.  общей теории статистики, которая рассматривает категории, понятия и методы изучения массовых явлений и процессов;
  2.  социально-экономической статистики, которая разрабатывает макроэкономические показатели государственного или регионального уровня, изучает социальные условия и характер труда, уровень жизни, доходов и потребления;
  3.  отраслевых статистик (промышленности, сельского хозяйства и др.).

Главной задачей статистики является исчисление и анализ статистических показателей, благодаря чему управляющие органы получают всестороннюю характеристику управляемого объекта, будь то вся национальная экономика или отдельные ее отрасли, предприятия и их подразделения.

Экономическая статистики разрабатывает общие принципы и методы статистического исследования экономических явлений, наиболее общие категории (показатели) статистики. Она является учебной дисциплиной, формирующей необходимые профессиональные знания у экономистов, менеджеров, руководителей предприятий.

Предмет статистики – изучение количественного соотношения массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественным содержанием при определенных условиях относительно места и времени.

Можно выделить такие основные методы статистики:

  •  методы массового наблюдения;
  •  методы сведения и группировки;
  •  методы определения обобщающих и синтетических показателей.

2.Статистический показатель, система показателей.

Статистический показатель – число в совокупности с набором признаков, которые характеризуют обстоятельства, к которым оно относится (что, где, когда, как измеряется).

Статистические данные - совокупность показателей, полученных вследствие статистического наблюдения или обработки данных.

Информация — данные, необходимые для решения конкретной задачи. Если данные не относятся к решаемой задаче или уже известные адресату, то они не содержат для него информации. Достоверность статистического показателя определяется его адекватностью и точностью измерения.

По способу вычисления различают первичные и производные (вторичные) показатели. Первичные получают в результате сведения данных статистического наблюдения и имеют форму абсолютных величин (объем выработанной за квартал промышленной продукции). Производные вычисляются на базе первичных или вторичных. Они имеют форму средних или относительных величин (средняя заработная плата, удельный вес работников с высшим образованием).

По признаком времени показатели делятся на интервальные и моментные (среднесписочная численность рабочих за 1995 г.; численность рабочих по состоянию на 1 января 1996 г.). Интервальные и моментные показатели могут быть как первичными, так и производными.

Сложность и многогранность социально-экономических явлений требует для их всестороннего, комплексного изучения использования системы статистических показателей» Такая система связана логикой исследование и часто представляет собой иерархическую структуру, где показатели высших уровней вычисляются на основе показателей низших уровней.

3. Статистическая совокупность.

3. Статистическая совокупность множество элементов, объединенных определенными общими условиями и причинами. Совокупность составляют отдельные единицы совокупности, которые имеют общие черты или признаки. Так, всех студентов института (курса, группы, области) можно рассматривать как статистическую совокупность. Каждый студент - элемент совокупности, которая имеет общие признаки: стать, век, специальность, экзаменационная оценка и т.д. Но каждый элемент совокупности имеет свое, индивидуальное значение (уровень) определенного признака. Так, конкретный студент П. имеет «свое» значение признака «возраст», «специальность» и др. В границах всей совокупности отдельный признак может принимать в определенных границах разные значения.

Так «пол» может принимать два значения: «мужской», «женский»;

«экзаменационная оценка» — четыре.

Колебание значений признака в совокупности называется вариацией.

Уровень значения признака у отдельных элементов измеряется с помощью шкалы — набора свойств явления и соответствующих им значений (чисел). Выделяют три основных шкалы.

Метрическая обычная числовая шкала, используется для измерения физических величин, или результатов вычисления. Для этой шкалы могут использоваться все арифметические действия. Для измерения индивидуального уровня значения признака «возраст» будет использованная именно эта шкала. Укажем, что для определенной совокупности студентов можно вести речь про минимальное или среднее значения этого признака в совокупности.

Номинальная шкала - шкала наименований. С помощью этой шкалы в нашем примере может измеряться признак «специальность». Очевидно, не может быть и речи о какую-то «средней» или «максимальной» для группы студентов специальности, арифметические действия над числами, которыми мы кодируем отдельные специальности, не имеют смысла. Можно лишь говорить о специальности, которая чаще  встречается в совокупности. Дальше такое значение будем называть «мода».

Порядковая (ранговая) шкала определяет не только сходство элементов, а и последовательность типа «больше, чем», «лучше, чем» и т.п.. Каждой точке шкалы присваивается балл (ранг). Так, полученная на экзамене по статистике оценка «хорошо», которую обычно обозначают как «4», соответствует уровню знаний, который выше чем «удовлетворительно», но ниже от знаний, оцененных на «отлично». Но, как известно, две «2» не является «4». Таким образом, вычисление деканатом «среднего бала» является, с точки зрения статистики, не корректно.

Учитывая названые шкалы, признаки можно поделить на количественные (вариационные) и атрибутивные (качественные).

Уровень количественного признака измеряется с помощью метрической шкалы. Для атрибутивного признака измерения означает регистрацию наличия или отсутствия свойств, то есть классификация. Каждый класс замечается буквами или цифрами (проводится оцифровка). Например, атрибутивный признак «пол»:

два класса;  пометка - «м» и «ж», или - «І» и «2»;

атрибутивный признак «оценка»: четыре класса;  оценка -«5»  «4» и т.д, или - «отлично»,  «хорошо» и т.д.

С точки зрения взаимосвязи, отношения «причина-следствие», признаки разделяют на факторные и результативные (уровень квалификации - заработок; количество внесенных удобрений на 1 га - урожайность, ц/га).

В общем случае в любом статистическом исследовании присутствуют в той или другой мере такие этапы:

сбор статистических данных и их первичная обработка (чистка);

• сведения, группировки, вычисления средних и относительных величин;

анализ вариации, взаимосвязи, динамики, проверка гипотез.

Анализ, как правило, сопровождают построением статистических таблиц и графиков. Обратим внимание на то, что качество оформления текста материала (аналитической записки) не только оказывает содействие его восприятию, а и характеризует квалификацию и культуру автора.

Указанная последовательность является лишь общей, а конкретное содержание того ли другого этапа зависит от цели исследования и характера данных. На практике часто приходится возвращаться к предшествующим этапам,  повторять отдельные из них и т.п.

В специальной литературе часто в отдельности выделяют так называемый «этап разведывательного статистического анализа», целью которого есть тщательное предыдущее изучение первичных данных для дальнейшего обоснованного выбора необходимого математического инструментария.

Широкие возможности и определенную специфику придает статистическому исследованию использование компьютеров и специальных программных средств. Это значительно повышает качество и скорость выполнения работы — от формирования первичного массива к подготовке и печатание текста аналитической записки, статистических таблиц и графиков.

4.Группировка статистических данных и ее роль в анализе информации

Одним из основных наиболее распространенных методов обработки и анализа первичной статистической информации является группировка.

Под группировкой понимают расчленение единиц статистической совокупности на группы, однородные в каком-либо существенном отношении, и характеристику таких групп системой показателей в целях выделения типов явлений, изучения структуры и взаимосвязей. Следовательно, с помощью группировок решаются три задачи:

 разделение всей совокупности на качественно однородные группы - выделение социально-экономических типов. Эти группировки называются типологическими (например, группировки хозяйственных объектов по формам собственности, населения по общественным группам и др.);

 характеристика структуры явления и структурных сдвигов. Эти группировки называются структурными (например, определение значения каждого вида транспорта в транспортном балансе страны, изучение состава населения по полу, возрасту и другим признакам и т. д.);

 изучение взаимосвязей между отдельными признаками изучаемого явления. Такие группировки называются аналитическими (например, группировка предприятий определенной отрасли экономики по уровню производительности труда для выявления ее влияния на себестоимость продукции).

Разграничение трех видов группировки является в известной мере условным. Во многих случаях одна и та же группировка дает возможность решать все три задачи.

Группировка является аналитнко-синтетическим процессом. Выделенные при группировке однородные части, отличающиеся друг от друга качеством или условиями своего развития, детально изучаются. После этого решается синтетическая задача - отражение процесса в целом, т. е. характеристика соотношения между выделенными группами.

Признак, на основе которого производится подразделение единиц наблюдения на группы, называется группировочным признаком или основанием группировки. Группировка может выполняться по одному признаку (простая группировка) и по нескольким признакам (комбинированная группировка).

Выбор группировочных признаков всегда должен быть основан на анализе качественной природы изучаемого явления. Всесторонний теоретико-экономический анализ сущности и закономерностей развития явления должен быть направлен на то, чтобы в соответствии с целью исследования положить в основание группировки существенные признаки.

Группировочные признаки могут быть атрибутивными и количественными. Атрибутивные признаки регистрируются в виде текстовой записи (например, профессия рабочих, социальная группа населения). Количественные признаки имеют цифровое выражение (стаж работы, размер дохода).

При группировке по атрибутивному признаку число групп определяется количеством соответствующих наименований, если число этих наименований не очень велико. Если признак имеет большое количество разновидностей, то при группировке ряд наименований объединяют в одну группу. Для обоснованного объединения их в группы разрабатываются классификации. В отличие от группировок при классификации группировочные признаки установлены заранее на длительный период для решения многих задач, в то время как группировки выполняются для целей конкретного исследования. Примерами могут служить классификации отраслей экономики, автотранспортных предприятий по целевому назначению (грузовые, автобусные, таксомоторные и др.).

При группировке по количественному признаку число групп определяется в зависимости от характера изменения признака и задач исследования. Если количественный признак меняется прерывно (дискретно), т. е. может принимать только некоторые - чаще целые значения (например, тарифный разряд рабочих), то число групп должно соответствовать количеству значений признака.

При непрерывном изменении признак принимает любые значения (например, стаж работы или возраст рабочих), поэтому группы ограничиваются значениями признака в интервале «от до». 

Интервалом называется разница между максимальным и минимальным значениями признака в каждой группе. На практике используются три вида интервалов: равные, неравные (постепенно увеличивающиеся) и специализированные.

Равные интервалы используются, если нужно охарактеризовать количественные различия в величине признака внутри групп одинакового качества (например, при группировке рабочих определенной профессии по проценту выполнения норм выработки).

Величина равного интервала исчисляется по формуле

где - соответственно наибольшее и наименьшее значения признака в изучаемой совокупности; m- принятое число групп.

Для расчета величины интервала по этой формуле необходимо заранее установить число групп (при числе наблюдений более 200 используют 10-15 групп).

Возможен и другой способ определения величины интервала, не требующий предварительного установления числа групп. В этом случае используется формула Стерджесса:

где n - число наблюдений.

Выполняя расчет величины интервала по этой формуле, следует число m предварительно округлить до целого числа, поскольку количество групп не может быть дробным.

Величину интервала обычно округляют до целого (всегда большего) числа, исключение составляют случаи, когда изучаются малейшие колебания признака.

Неравные интервалы (постепенно увеличивающиеся) часто применяются в аналитических группировках. В этом случае интервалы выбираются так, чтобы число единиц в образованных группах было достаточно велико (т. е. чтобы группы были приблизительно одинаково заполнены).

Специализированные интервалы используются в типологических группировках; границы устанавливаются там, где намечается переход от одного качества к другому. Наметить точки перехода можно только на основе теоретического анализа, используя для выделения типов не отдельные, изолированные признаки, а совокупность признаков, характеризующих различные стороны изучаемого явления.

Интервалы группировки могут быть закрытыми и открытыми. Закрытые интервалы - это обычные интервалы, имеющие как нижние (т. е. «от»), так и верхние (т. е. «до») границы. Открытые интервалы - это интервалы, имеющие какую-либо одну границу - верхнюю или нижнюю. Они применяются тогда, когда признак изменяется неравномерно в широких пределах, причем большие (или малые) значения признака встречаются нечасто.

Иногда имеющуюся группировку необходимо несколько изменить: объединить ранее выделенные относительно мелкие группы в небольшое число более крупных, типичных групп или изменить границы прежних групп, с тем чтобы сделать группировку сопоставимой с другими. Такая переработка результатов первичной, группировки называется перегруппировкой или вторичной группировкой.

Следующей за группировкой ступенью систематизации и обобщения материалов статистического наблюдения является статистическая сводка. Под статистической сводкой в узком смысле слова понимается подсчет числа единиц в подгруппах и группах, выделенных при группировке, и подведение итогов по количественным признакам.

5. Статистическая таблица.

Результаты группировки и сводки материалов оформляются в виде статистических таблиц.

В статистической таблице выделяются два элемента.

Подлежащее (обычно помещается в первой вертикальной или в горизонтальной графе) - перечень единиц или групп, на которые подразделена вся масса единиц наблюдения.

Сказуемое - цифры, при помощи которых характеризуются выделенные в подлежащем единицы или группы.

Над таблицей помещается заголовок, отражающий в сжатой форме ее основное содержание, время и место, к которым относятся изложенные в таблице данные (табл.1).

Данные статистических таблиц используются для целей оперативного руководства, научного анализа, позволяющего вскрыть взаимосвязи и имеющиеся резервы. Различие целей сказывается на характере подлежащего.

В зависимости от характера подлежащего различают три вида таблиц: простые, групповые, комбинационные.

В подлежащем простых таблиц дается перечень единиц или групп, составляющих объект изучения (предприятия, районы, республики и др.), однако части подлежащего не являются группами одинакового качества. В сказуемом этих таблиц основное значение имеют абсолютные величины, выражающие объемы изучаемых общественных явлений. Простые таблицы дают справочный материал; они, как правило, отражают наличие и распределение ресурсов в стране и регионах.

Для целей научного анализа используются групповые и комбинационные таблицы.

Групповой таблицей называется таблица, подлежащее которой образовано в результате группировки единиц по одному какому-то признаку. Если в сказуемом групповой таблицы только одна графа, характеризующая численность группы (частота), то такая таблица называется рядом распределения.

Таблица 1.

Основные показатели работы малых предприятий Луганской области за 1995 год

(наименование, что, где, когда, как получено)

Отрасль

Количество предприятий, единиц

Выручка (валовой доход), млрд. грн.

Численность работников, чел.

Выручка на одного чел. (млн. грн.)

Всего (гр.4 + гр.5)

В том числе

Государственных предприятий

Негосудар-ственных предприятий

A

1

2

3

4

5

6

Промышленность

624

8107,5

10683

551

10132

759

Строительство

586

6375,0

13455

426

13029

474

Торговля и общественное питание

2146

7160,0

14792

100

484

Посредническая деятельность

23

48,3

148

--

148

326

Всего

Х

555

В комбинационной таблице подлежащее образовано в результате группировки единиц совокупности по двум и более признакам. В этом случае все единицы распределяются на группы сначала по одному признаку, а затем внутри каждой из выделенных групп - на подгруппы по другому признаку.

В сказуемом групповых и комбинационных таблиц на основе абсолютных величин исчисляют средние и относительные величины, позволяющие раскрыть особенности и закономерности развития изучаемого явления.

Приведем основные правила оформления таблиц:

  1.  Таблица не должна иметь незаполненных ячеек. По этому: а) отсутствие явления обозначают знаком --; б) отсутствие данных про размер обозначают 3-я точками ; в) обозначение Х означает, что ячейка не заполняется; г) цифру 0,0 ставят в том случае, если число в ячейке мало, т.е. находится за пределами точности, принятой в таблице.
  2.  Все данные одной графы приводятся с одинаковой точностью;
  3.  В наименованиях граф можно приводить способ вычисления показателя (пример табл. 1, графа 3);
  4.  Если единицы измерения различны, они приводятся в наименовании граф;
  5.  Под таблицей может быть примечание для отдельных граф или ячеек.
  6.  Разделителем целой и дробной части принята запятая.

6. Статистический график

Статистический график условное отображение числовых величин и их соотношений с помощью геометрических фигур, линий и других графических средств.

Графики классифицируют по таким признакам: функциональное назначение, вид поля, форма графического образа, система координат.

По функциональному назначению выделяют: 1) графики группирований и рядов распределения; 2) рядов динамики; 3) взаимосвязи, сравнение.

По виду поля выделяют диаграммы, картограммы и картодиаграммы. Диаграммы наиболее распространенные, поэтому термин «диаграмма» часто отождествляют с понятием «статистический график». На рис. 1 приведены столбчатая, ленточная, линейная диаграммы, которые часто используют для изображения динамики и структуры.

На рис. 2 приведенная секторная диаграмма. Секторные диаграммы отображают структуру того или другого явления. При этом дуги секторов пропорциональные значениям соответствующих частей. Если совокупность делится больше чем на 5-6 частей или между отдельными частями большое различие, то такие диаграммы могут терять свою выразительность.

По форме графического образа различают графики линейные, плоскостные, объемные и фигурные. Среди плоскостных преимущественно используют квадратные и круговые, площадь фигур, которых пропорциональна отображаемым величинам.

По типам системы координат выделяют графики в прямоугольной и в полярной системе координат, а по типом масштабных шкал - графики с равномерными и неравномерными шкалами.

Сейчас очень эффективными являются компьютерные средства построения графических изображений.

7. Абсолютные и относительные статистические величины

Абсолютные статистические величины выражают размеры, объемы и уровни процессов и явлений. По способом выражения они делятся на индивидуальные и суммарные. Индивидуальные выражают размеры количественных признаков отдельных единиц совокупности (объем продукции, выработанной конкретным рабочим за месяц). Они  получаются непосредственно во время статистического наблюдения. Суммарные характеризуют величину того или другого признака всех единиц совокупности или отдельных ее групп и получаются в результате суммирования индивидуальных (объем выработанной цехом продукции за месяц).

Абсолютные статистические величины всегда являются именованными числами и выражаются в определенных единицах измерения. Различают по единицам измерения такие абсолютные статистические величины:

натуральные — т, км;

условно-натуральные - услов. банки, условное топливо;

трудовые - чел.-часов, чел.-дней;

  •  комплексные — т-км;

стоимостные - руб., грн.

Сравнение и сопоставление — неотъемлемая часть статистического анализа.

Относительные величины характеризуют количественное соотношение двух сравниваемых величин. При этом, как правило, применяют следующие отметки. Уровень фактический обозначается как у1, плановый и базисный - соответственно упл и у0.

Различают несколько видов относительных величин (ОВ):

выполнения плана - анализ выполнения плана (отношение фактически достигнутого уровня к запланированному уровню):

ОВвп1пл;

 планового задания — оценка плановой скорости развития (отношение запланированного уровня к базовому):

ОВпзпл0;

динамики — анализ интенсивности развития (отношение фактически достигнутого уровня к базовому уровню):

ОВд1/у0;

 структуры - анализ структуры совокупности (отношение части к целому в границах одной совокупности):

ОВстр=fi/∑fi;

координации - анализ структуры совокупности (характеризуют соотношения отдельных частей целого, одна из которых принимается за базу сравнения в границах одной совокупности):

ОВ=fi/fi+1;

сравнения - пространственные, территориальные сравнения, которые характеризуют соотношения отдельных показателей, которые относятся к разным объектам или территорий. Например, количество серного ангидрида в воздухе города А (fA) в 1,5 раза превышает количество серного ангидрида в воздухе города Б (fБ):

ОВсрав=fA/fБ=1.5;

интенсивности - анализ интенсивности развития (которые показывают степень распространенности исследуемого явления в определенной среде, например, уровень производства мяса на душу населения, фондоемкость, фондоотдача и т.п.).

Единицы измерения относительных величин представленные в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Единицы измерения относительных величин

Название

База сравнения

Коэффициенты, разы

1.0

Проценты. %

100.0

Процентные пункты, п.п.

-

Промилле, %0

1000.0

Относительные величины могут быть именованными (чел./км2, грн./грн.).

Важным условием статистического анализа является комплексное использование абсолютных и относительных величин.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем отличается понятие «статистика» от понятия «математическая статистика»?

2. Как вы понимаете процедуру «чистки» статистических данных?

3. Есть ли необходимой вариация признака, чтобы множество единиц назвать статистической совокупностью?

4. Назовите условия использования натуральных и стоимостных измерителей.

5. Можно ли считать статистической совокупностью все предприятия г. Киева; кульки, добытые с одного подшипника?

6. Назовите два образца признаков для каждой известной вам шкалы измерения.

7. В каких случаях применяют условно-натуральные единицы измерения абсолютных величин?

8. Какие интервалы носят название закрытыми, открытыми? Назовите пример.

9. Которые бывают типы статистических группирований?

10. Чем отличается классификация от группирования?

11. Назовите два примера аналитического группирования.

12. Из каких соображений надо выбирать ширину интервала?

13. Как вычислить середину открытого интервала?

14. Постройте макет таблицы, которая описывает распределение населения страны по признаками пола, возраста и местожительства (город, село).

15. Постройте макет таблицы, которая характеризует зависимость успеваемости обучения студентов от возраста и семейного положения. Кроме анализа общей успеваемости, выделите успеваемость по математическим дисциплинам. Определите подлежащее, сказуемое, вид таблицы и вид разработки показателей.

16. Является ли расписание движения поездов статистической таблицей?

17. Постройте макет таблицы, которая характеризует динамику вкладов городского и сельского населения Украины в сберкассы. Назовите подлежащее, сказуемое и вид таблицы.

18. Какой признак вы положите за основу группирования при распределении хозяйств, которые специализируются на выращивании зерновых, по размеру?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51120. Исследование устойчивости системы автоматического регулирования с использованием критериев Гурвица и Михайлова 73.21 KB
  По критерию Михайлова система 1 устойчива график начинается на положительной вещественной полуоси проходит против часовой стрелки 3 квадранта система 2 неустойчива график проходит через 3 квадранта но не против часовой стрелки система 3 устойчива график проходит через точку 00. для системы третьего порядка критерий Гурвица сводится к положительности всех...
51121. Моделювання лінійних систем в часовій та частотній області 500.67 KB
  Сформувати два синусоїдальних сигнали частоти 3 та 20 Гц тривалістю1 с. Проілюструвати властивість адитивності системи, визначивши реакціюсистеми спочатку на кожний з сигналів окремо, а потім на суму цих сигналів.Проілюструвати властивість однорідності системи.
51122. Разработка программы с использованием элементов Radiobutton, Button, Listbox 77.03 KB
  Задание на работу: Разработать программу с использованием элементов Rdiobutton Button Listbox. Предметная область фотопрокат. Код программы (файл Form1.cs)...
51123. Исследование устойчивости системы автоматического регулирования с использованием критерия Найквиста 50.13 KB
  В ходе лабораторной работы был изучен критерий устойчивости Найквиста. Получены АФЧХ разомкнутых систем с астатизмом и без, переходные характеристики замкнутых систем с астатизмом и без. По полученным характеристикам была определена устойчивость систем.
51124. Моделирование непрерывно-стохастической системы массового обслуживания 106.86 KB
  На вход n-канальной СМО с отказами поступает поток заявок с интенсивностью l = 6 заявок в час. Среднее время обслуживания одной заявки 0.8 часа. Каждая обслуженная заявка приносит доход 4у.е. Содержание одного канала обходится 2 у.е./час. Определить экономически целесообразное количество каналов.
51125. Спектральний аналіз сигналів за Фурьє 1.43 MB
  Як відомо, спектри всіх дискретних сигналів періодичні, а амплітудні спектри є парними функціями частоти. Засобами MatLAB можна розрахувати дві половини одного періоду спектру, які є дзеркальними копіями одна одної відносно частоти Найквіста. Через це на всіх графіках амплітудних спектрів достатньо і необхідно виводити лише половину періоду спектру, оскільки вона повністю описує амплітудний спектр
51126. Разработка текстового редактора с использованием файлового ввода/вывода 54.26 KB
  Задание на работу: Разработать текстовый редактор с использованием файлового ввода/вывода. Код программы (файл Form1.cs)...
51127. Исследование точности САУ в установившемся режиме 77.99 KB
  Графики ошибок Усилительное звено Пи-регулятор Дифференциальное звено Расчеты значений установившейся ошибки: Усилительное звено Пи-регулятор Дифференциальное звено Вывод В ходе лабораторной работы было исследовано влияния степени астатизма на установившуюся ошибку при ступенчатом воздействии.
51128. Фільтрація сигналів 889.81 KB
  Мета роботи: набути навичок проектування цифрових фільтрів, задавання специфікації фільтрів залежно від властивостей сигналів, які треба фільтрувати; набути навичок реалізації дискретної фільтрації сигналів у середовищі MatLAB.