1760

Автомобили и автомобильное хозяйство

Другое

Логистика и транспорт

Цель методических указаний – помощь студентам при выполнении контрольной работы по дисциплине Автомобили. Излагаются основные теоретические сведения, порядок проведения расчетов и требования к оформлению контрольной работы.

Русский

2013-01-06

1.42 MB

63 чел.


Министерство образования и науки Украины 
Севастопольский национальный технический университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 
 
 
к контрольной работе № 4 
по дисциплине "Автомобили" 
для студентов специальности 6.070106 – 
"Автомобили и автомобильное хозяйство" 
заочной формы обучения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Севастополь 
2009 

 
2 УДК 629.3 
 
Методические  указания  к  контрольной  работе  №  4  по  дисциплине  "Автомобили"  / 
Сост. В.Н. Торлин, В. В. Мешков, С.В. Огрызков, А.А. Ветрогон – Севастополь: Изд-во 
СевНТУ, 2009.  20 c. 
 
Цель  методических  указаний  –  помощь студентам при выполнении контрольной 
работы  по  дисциплине  "Автомобили".  Излагаются  основные  теоретические  сведения, 
порядок проведения расчетов и требования к оформлению контрольной работы. 
Методические 
указания  предназначены  для  студентов  специальности 
«Автомобили и автомобильное хозяйство» заочной формы обучения. 
 
 
 
 
 
 
Методические  рекомендации  рассмотрены  и  утверждены  на  заседании  кафедры 
Автомобильного транспорта (протокол № 2 от 14. 10. 2009 г.) 
 
 
Допущено  учебно-методическим  центром  СевНТУ  в  качестве  методических 
указаний 
 
 
 
Рецензент:  Шрон  Л.Б.,  кандидат  техн.  наук,  доц.  кафедры  Технологии 
машиностроения 
 
 
 
 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
1. ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ................................................. 4 
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ........................................................................................ 5 
2.1 Расчет барабанного тормозного механизма ........................................................ 5 
3. ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ .................................................. 9 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ .............................................. 11 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ............................................................................. 13 
ПРИЛОЖЕНИЕ А ............................................................................................................ 14 
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ............................................................................................................ 15 
 
 

 

1. ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 
 
Целью  контрольной  работы  является  закрепление  и  расширение  теоретических 
знаний,  полученных  при  изучении  третьего  раздела  курса  «Автомобили»  и 
приобретение навыков в расчетах и проектировании тормозных систем автомобилей. 
Контрольная работа состоит из пояснительной записки и графической части. 
Графическая  часть  состоит  из  одного  листа  формата  А3.  На  листе  приводится: 
сборочный чертеж тормозного механизма. 
Пояснительная записка содержит: 
  титульный лист; 
  бланк задания; 
  введение; 
  характеристику модернизируемого автомобиля; 
  описание устройства тормозных систем автомобиля; 
  расчет  барабанного  тормозного  механизма  (определить  замедление  автомобиля, 
определить  полную  работу  сил  трения  в  тормозных  механизмах,  определить 
площадь тормозных накладок, определить ширину тормозной накладки); 
  библиографический список; 
  приложения (спецификация). 
Объем записки 10-12 листов формата А4. 

 

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 
 
Техническую  характеристику  автомобиля  прототипа  предлагается  свести  в 
таблицу 2.1. 
 
Таблица 2.1 – Характеристика прототипа 
Модель автомобиля 
 
Размерные параметры, мм 
Длина 
 
Ширина 
 
Высота 
 
База 
 
Колея, мм 
Передних колес 
 
Задних колес 
 
Весовые характеристики 
Масса в снаряженном состоянии, кг 
 
Грузоподъемность, кг 
 
Полная масса, кг 
 
Нагрузка переднее оси, кг 
 
Нагрузка задней оси, кг 
 
Скоростные характеристики 
Максимальная скорость, км/ч 
 
Время разгона до 100 км/ч, сек 
 
Тормозные механизмы 
Передней оси 
 
Задней оси 
 
 
2.1 Расчет барабанного тормозного механизма 
 
Расчет параметров тормозной системы автомобиля выполняется в соответствие с 
ГОСТ  22895-77*,  в  котором  основным  нормативным  параметром  эффективности 
тормозной  системы  является  установившееся  замедление  данного  автомобиля  j уст 
м/с2, таблица 2.2. 
 
Таблица 2.2  Значения установившегося замедления 
Тип автомобиля 
Категория 
j уст , м/с2 
Пассажирские 
М1 
7,0 
Автобусы 
М3 
6,0 
Грузовые 
N1 
5,5 
 

 

Классификация ДТС по категориям приведена в приложении А. 
1) Для  расчета  тормозной  системы  необходимо  знать  величину  среднего 
замедления  jСР , м/с2 : 

1
t j
2V
уст
max
j
 j
СР
уст
,                                                (2.1) 
t

j
2V
уст
max
 
где    ,
0 2 с для гидравлического тормозного привода; 
1
2
 8
,
с и t  0
,
1 с для пневматического тормозного привода; 
1
2
m
V
  максимальная скорость данного автомобиля, м/с. 
ax
 
2)  Далее определяется тормозной путь  T
, м.,  и время торможения  T
, с: 
 
2
S
max


T
6
,
ktVmax
,                                          (2.2) 
j уст
 
где kТ =0,1  для автомобилей категории М1; 
kТ =0,15  для автомобилей категории М2, М3, N1. 
 
2ST

.
T
                                                     (2.3) 
jср
 
3)  Затем необходимо определить работу сил трения в тормозных механизмах оси 
Ti
, Дж: 
M aVmax
W

 ,
Ti
                                                (2.4) 
T
n
 
где  M

  -  полная  масса  автомобиля, 
M

a
M
M
0
Г ,  0   -собственная  масса 
автомобиля, кг (таблица 2.1),  M Г  - грузоподъѐмность автомобиля, кг (таблица 3.3);  
m
ax      максимальная скорость автомобиля, м/с (таблица 3.4); 
i  (1 и2)  коэффициенты распределения тормозных сил по осям; 
T
  количество тормозных механизмов. 
 

h
5
,
0
 
1
  для передней оси, 
L
  
2
1 1  для задней оси. 
 
где  b  -  координаты  центра  тяжести  автомобиля  (рисунок  2.1),  мм  (  
G L
a
2

),    =  0,6…0,8  –  легковые  автомобили,    =  0,9…1,1  –  грузовые 
Ga


 

автомобили;   - база автомобиля, мм.;   
 - вес автомобиля; 
a
g M a
 - нагрузка на 
2
заднюю ось (тележку). 
Нагрузку на заднюю ось(тележку) определяют исходя из того, что: 

)
75
,
0
...
70
,
0
(

 - для двухосных грузовых автомобилей
2
a
G


)
70
,
0
...
65
,
0
(

 - для трехосных грузовых автомобилей
2
a
G


)
56
,
0
...
50
,
0
(

 - для заднеприводных легковых автомобилей
2
a
G


,
0
(
,
0
...
44
)
49 
2
a
 - для переднеприводных легковых автомобилей. 
 
 
 
Рисунок 2.1 – Координаты центра тяжести автомобиля 
 
4) Суммарная площадь тормозных накладок колесного тормоза, м2, определяется 
из выражения: 
Ti
W
K

,                                                     (2.5) 
tT NTP
 
где  N
Вт/м2
TP =
6
5
,
1 10
    удельная  допустимая  мощность  трения  фрикционного 
материала. 
5)  Ширина тормозной накладки определяется следующим образом: 
 

K
A
bH
,                                                      (2.6) 

б

 
где  б
  радиус тормозного барабана, м; 

 

  =  1800    2400    суммарный  угол  охвата  тормозных  колодок.  Значение  угла 
необходимо подставлять в радианах. 

 

3. ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 
 
Задание на контрольную работу выбирается в следующей последовательности: 
1) Заполнить строку обозначение таблицы 3.1. 
2) Выбрать модель транспортного средства по таблице 3.2. 
3) Выбрать грузоподъемность проектируемого автомобиля по таблице 3.3. 
4) Выбрать максимальную скорость движения по таблице 3.4. 
 
Таблица 3.1 – Схема определения задания  
Номер зачетной книжки 






Обозначение 






 
Таблица 3.2 – Выбор модели транспортного средства 
E + F 
Модель автомобиля 
E + F 
Модель автомобиля 

РАФ-2203 
10 
АЗЛК-2141 

КрАЗ-260 
11 
ВАЗ-2104 

КамАЗ-5320 
12 
ВАЗ-2107 

ПАЗ-3205 
13 
ВАЗ-2108 

УРАЛ-4320-01 
14 
ВАЗ-2110 

ЛАЗ-695 
15 
ГАЗ-24-10 

ГАЗ-2705 
16 
ГАЗ-31029 

ЗАЗ-1102 
17 
ГАЗ-3307 

ЗИЛ-433360 
18 
УРАЛ-5557 

ГАЗ-66-11 
19 
УАЗ-31512 
 
Таблица 3.3 – Выбор грузоподъемности автомобиля 
D + F 
M Г , кг 
D + F 
M Г , кг 

*
 0
,
1
М
*

Гпрототип
 
10 
01
,
1
М Гпрототип
 

*
 02
,
1
М
*

Гпрототип
 
11 
03
,
1
М Гпрототип
 

*
 04
,
1
М
*

Гпрототип
 
12 
05
,
1
М Гпрототип
 

*
 06
,
1
М
*

Гпрототип
 
13 
07
,
1
М Гпрототип
 

*
 08
,
1
М
*

Гпрототип
 
14 
09
,
1
М Гпрототип
 

*
 10
,
1
М
*

Гпрототип
 
15 
11
,
1
М Гпрототип
 

*
 12
,
1
М
*

Гпрототип
 
16 
13
,
1
М Гпрототип
 

*
 14
,
1
М
*

Гпрототип
 
17 
135
,
1
М Гпрототип
 

*
 15
,
1
М
*

Гпрототип
 
18 
16
,
1
М Гпрототип
 

*
 17
,
1
М
*

Гпрототип
 
19 
,
1 2
М Гпрототип
 
* - грузоподъемность автомобиля прототипа, кг. 

 
10  Таблица 3.4 – Выбор максимальной скорости движения автомобиля 
E + F 
m
V
, м/с 
ax
E + F 
m
V
, м/с 
ax

*
 16
,
1
V
*

max прототип
 
10 
15
,
1
max прототип
 

*
 14
,
1
V
*

max прототип
 
11 
13
,
1
maxпрототип
 

*
 12
,
1
V
*

max прототип
 
12 
11
,
1
maxпрототип
 

*
 10
,
1
V
*

max прототип
 
13 
09
,
1
max прототип
 

*
 08
,
1
V
*

max прототип
 
14 
07
,
1
max прототип
 

*
 06
,
1
V
*

max прототип
 
15 
05
,
1
max прототип
 

*
 04
,
1
V
*

max прототип
 
16 
03
,
1
maxпрототип
 

*
 02
,
1
V
*

max прототип
 
17 
01
,
1
max прототип
 

*
 00
,
1
V
*

max прототип
 
18 
16
,
1
max прототип
 

*
 17
,
1
V
*
 ,
1
max прототип
 
19 
20
max прототип
 
* - максимальная скорость движения автомобиля прототипа, м/с. 
 

 
11 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 
1. Основные функции подвески автомобиля. 
2. Состав и классификация подвесок. 
3. Кинематика подвески двухосного автомобиля. 
4. Колебания подвески с одной степенью свободы. 
5. Модель подвески с двумя степенями свободы. 
6. Моделирование процесса галопирования. 
7. Однорычажная независимая подвеска. 
8. Кинематика двухрычажной подвески. 
9. Кинематика подвески типа "Мак-Ферсон". 
10. Направляющие устройства зависимой подвески. 
11. Жесткость подвески. 
12. Нелинейные подвески. 
13. Рессорная подвеска и ее характеристика. 
14. Амортизаторы и их характеристики. 
15. Рабочая диаграмма амортизатора. 
16. Гироскопические силы в подвеске управляемых колес. 
17. Лонжеронные рамы, конструктивные элементы, основные требования. 
18. Хребтовые рамы, преимущества и недостатки. 
19. Напряженно-деформированное состояние рамы. 
20. Кручение рамы. 
21. Основные принципы построения несущего кузова. 
22. Каркас кузова и его элементы. 
23. Внешние панели кузова, бамперы. 
24. Пассивная безопасность автомобиля. 
25. Тенденции совершенствования конструкций кузовов. 
26. Деформации несущего кузова легкового автомобиля. 
27. Колебания каркаса несущего кузова. 
28. Поведение элементов кузова при ударных нагрузках. 
29.  Основные  характеристики  процесса  удара  автомобиля  о  неподвижное 
препятствие. 
30. Пути повышения пассивной безопасности автомобиля. 
31. Задачи и методы дизайнологии автомобиля. 
32. Требования к тормозной системе автомобиля. 
33. Основные типы тормозных систем. 
34. Состав тормозных сметем и назначение элементов. 

 
12 
 
35. Принцип максимального замедления. 
36 Тормозные силы и тормозные моменты двухосного автомобиля. 
37. Тормозные силы и тормозные моменты трехосного автомобиля. 
38. Барабанные тормозные механизмы. 
39. Кинематика барабанного тормозного механизма. 
40. Коэффициент распределения тормозных сил по осям. 
41. Определение конструктивных параметров барабанного тормоза. 
42. Характеристики фрикционных накладок тормозных колодок. 
43. Передаточное число привода барабанного тормоза. 
44.  Разжимные  силы  и  давление  в  колесных  цилиндрах  тормозной  системы  с 
гидроприводом. 
45. Тормозной гидропривод с вакуумным усилителем последовательного действия. 
46. Тормозной гидропривод с вакуумным усилителем параллельного действия. 
47.Устройства регулирования зазора тормозных колодок. 
48. Дисковые тормозные механизмы. 
49. Классификация рулевых механизмов и их основные характеристики. 
50. Усилители рулевого управления и их расчет. 

 
13 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 
 
1. 
Туренко  А.  Н.  и  др.  Функциональный  расчет  тормозной  системы 
автомобиля с барабанными тормозами.  К.: УМК ВО, 1990.  140 с. 

 
14 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ А 
(справочное) 
 
Классификация ДТС по категориям 
Категория 
Тип, наименование и полная масса ДТС 
М 
ДТС  с  двигателем  (пассажирские  автомобили,  их  модификации, 
автобусы,  троллейбусы,  пассажирские  автопоезда),  предназначенные 
для  перевозки  пассажиров  и  имеют  или  по  крайней  мере  четыре 
колеса, или три колеса и максимальную массу, которая не превышает 
1 т 
M1 
ДТС,  которые  имеют  не  более  8  мест  для  сидения,  не  считая  места 
водителя 
M2 
Те же, имеющие более 8 мест для сидения, не считая места водителя, 
с полной массой до 5,0 т 
M
Те же, с полной массой более 5,0 т

 

ДТС с двигателем (грузовые автомобили, автомобили-тягачи, а также 
их 
шасси 
со 
смонтированным 
на 
них 
оборудованием), 
предназначенные для перевозки грузов и имеют или по крайней мере 
четыре колеса, или три колеса и максимальную массу более 1 т 
N
ДТС с полной массой до 3.5 т

 
N2 
Те же, с полной массой от 3,5 т до 12т 
N3 
Те же, с полной массой более 12т 

ДТС без двигателя (прицепы и полуприцепы) 
O
ДТС с полной массой до 0,75 т

 
О
Те же (прицепы и полуприцепы, за исключением прицепов категории

 
M ), с полной массой до 3,5 т
1
 
Оз 
Те же, с полной массой от 3,5 до 10 т 
O4 
Те же, с полной массой свыше 10т 


 
15 
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 
Пример выполнения графической части работы 
 
Рисунок Б.1 – Пример выполнения графической части работы 



 
16 
 
 
ции
а
ик
циф
пе
с
 
ния
 
 
ыполне
в
р 
е
Прим
 


.
Б
 
унок
ис
Р
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
Заказ №_____ от "____" _____ 2009 г. 
Тираж ____ экз 
Изд-во СевНТУ 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10791. Диаграммы потоков данных DFD 31.51 KB
  Диаграммы потоков данных DFD В основе данной методологии методологии Gane/Sarson [11] лежит построение модели анализируемой ИС проектируемой или реально существующей. В соответствии с методологией модель системы определяется как иерархия диаграмм потоков данных ДПД или D...
10792. Общие требования к методологии и технологии проектирования 23.16 KB
  Общие требования к методологии и технологии проектирования Методологии технологии и инструментальные средства проектирования CASEсредства составляют основу проекта любой ИС. Методология реализуется через конкретные технологии и поддерживающие их стандарты метод
10793. Подход RАD. Стадии планирования требований и проектирования 18.62 KB
  Подход RАD. Стадии планирования требований и проектирования. Одним из возможных подходов к разработке ПО в рамках спиральной модели ЖЦ является получившая в последнее время широкое распространение методология быстрой разработки приложений RAD Rapid Application Development. Под этим ...
10794. Разработка системы управления технологическим процессом на базе контроллера Siemens Logo 1.29 MB
  Разработка системы управления технологическим процессом на базе контроллера Siemens Logo Реферат Курсовой проект содержит 46 страниц 21 рисунков 12 таблиц 11 источников 3 приложения 2 листа графического материала вынесенного в приложения. Ключевые слова: автомати
10795. Розвиток і розміщення туристичного комплексу Франції 1.46 MB
  Курсова робота з курсу Розміщення продуктивних сил на тему: Розвиток і розміщення туристичного комплексу Франції Вступ Туризм відіграє одну з головних ролей в світовій економіці забезпечуючи десяту частину світового валового національного прод
10796. Особливості розвитку і розміщення туристичного комплексу Туреччини 79.5 KB
  Курсова робота з дисципліни Маркетинг Особливості розвитку і розміщення туристичного комплексу Туреччини Вступ3 1. Сутність значення і місце рекреаційнотуристичного комплексу в господарстві5 2. Передумови розвитку і розміщення рекреаційнотуристичного к
10797. Программное обеспечение в полиграфическом производстве 70.27 KB
  ВВЕДЕНИЕ В последние годы принтеры плоттеры или другие печатающие устройства настолько плотно вошли в наш быт что встретить их можно повсеместно не только в малом офисе а и на столах дома причем достаточно часто на столах даже у домашних пользователей одновременно ...
10798. Проектирование онлайн-семинаров 70.3 KB
  ВВЕДЕНИЕ В связи с бурным развитием технологий и ростом аудитории пользователей сети Интернет возникает возможность реализации дистанционного подхода к образованию. Одним из приоритетных направлений получения образования является онлайнсеминары. Я выбрала эту те...
10799. Автомобили. Теория эксплуатационных свойств. Анализ конструкции, элементы расчета 1.3 MB
  Автомобили Теория эксплуатационных свойств. Анализ конструкции элементы расчета Учебное пособие по выполнению расчетно-практических занятий и курсового проекта по дисциплине Автомобили. Разделы: 1. Теория эксплуатационных свойств, 2. Анализ конструкций элементы...