1760

Автомобили и автомобильное хозяйство

Другое

Логистика и транспорт

Цель методических указаний – помощь студентам при выполнении контрольной работы по дисциплине Автомобили. Излагаются основные теоретические сведения, порядок проведения расчетов и требования к оформлению контрольной работы.

Русский

2013-01-06

1.42 MB

65 чел.


Министерство образования и науки Украины 
Севастопольский национальный технический университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 
 
 
к контрольной работе № 4 
по дисциплине "Автомобили" 
для студентов специальности 6.070106 – 
"Автомобили и автомобильное хозяйство" 
заочной формы обучения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Севастополь 
2009 

 
2 УДК 629.3 
 
Методические  указания  к  контрольной  работе  №  4  по  дисциплине  "Автомобили"  / 
Сост. В.Н. Торлин, В. В. Мешков, С.В. Огрызков, А.А. Ветрогон – Севастополь: Изд-во 
СевНТУ, 2009.  20 c. 
 
Цель  методических  указаний  –  помощь студентам при выполнении контрольной 
работы  по  дисциплине  "Автомобили".  Излагаются  основные  теоретические  сведения, 
порядок проведения расчетов и требования к оформлению контрольной работы. 
Методические 
указания  предназначены  для  студентов  специальности 
«Автомобили и автомобильное хозяйство» заочной формы обучения. 
 
 
 
 
 
 
Методические  рекомендации  рассмотрены  и  утверждены  на  заседании  кафедры 
Автомобильного транспорта (протокол № 2 от 14. 10. 2009 г.) 
 
 
Допущено  учебно-методическим  центром  СевНТУ  в  качестве  методических 
указаний 
 
 
 
Рецензент:  Шрон  Л.Б.,  кандидат  техн.  наук,  доц.  кафедры  Технологии 
машиностроения 
 
 
 
 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
1. ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ................................................. 4 
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ........................................................................................ 5 
2.1 Расчет барабанного тормозного механизма ........................................................ 5 
3. ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ .................................................. 9 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ .............................................. 11 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ............................................................................. 13 
ПРИЛОЖЕНИЕ А ............................................................................................................ 14 
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ............................................................................................................ 15 
 
 

 

1. ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 
 
Целью  контрольной  работы  является  закрепление  и  расширение  теоретических 
знаний,  полученных  при  изучении  третьего  раздела  курса  «Автомобили»  и 
приобретение навыков в расчетах и проектировании тормозных систем автомобилей. 
Контрольная работа состоит из пояснительной записки и графической части. 
Графическая  часть  состоит  из  одного  листа  формата  А3.  На  листе  приводится: 
сборочный чертеж тормозного механизма. 
Пояснительная записка содержит: 
  титульный лист; 
  бланк задания; 
  введение; 
  характеристику модернизируемого автомобиля; 
  описание устройства тормозных систем автомобиля; 
  расчет  барабанного  тормозного  механизма  (определить  замедление  автомобиля, 
определить  полную  работу  сил  трения  в  тормозных  механизмах,  определить 
площадь тормозных накладок, определить ширину тормозной накладки); 
  библиографический список; 
  приложения (спецификация). 
Объем записки 10-12 листов формата А4. 

 

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 
 
Техническую  характеристику  автомобиля  прототипа  предлагается  свести  в 
таблицу 2.1. 
 
Таблица 2.1 – Характеристика прототипа 
Модель автомобиля 
 
Размерные параметры, мм 
Длина 
 
Ширина 
 
Высота 
 
База 
 
Колея, мм 
Передних колес 
 
Задних колес 
 
Весовые характеристики 
Масса в снаряженном состоянии, кг 
 
Грузоподъемность, кг 
 
Полная масса, кг 
 
Нагрузка переднее оси, кг 
 
Нагрузка задней оси, кг 
 
Скоростные характеристики 
Максимальная скорость, км/ч 
 
Время разгона до 100 км/ч, сек 
 
Тормозные механизмы 
Передней оси 
 
Задней оси 
 
 
2.1 Расчет барабанного тормозного механизма 
 
Расчет параметров тормозной системы автомобиля выполняется в соответствие с 
ГОСТ  22895-77*,  в  котором  основным  нормативным  параметром  эффективности 
тормозной  системы  является  установившееся  замедление  данного  автомобиля  j уст 
м/с2, таблица 2.2. 
 
Таблица 2.2  Значения установившегося замедления 
Тип автомобиля 
Категория 
j уст , м/с2 
Пассажирские 
М1 
7,0 
Автобусы 
М3 
6,0 
Грузовые 
N1 
5,5 
 

 

Классификация ДТС по категориям приведена в приложении А. 
1) Для  расчета  тормозной  системы  необходимо  знать  величину  среднего 
замедления  jСР , м/с2 : 

1
t j
2V
уст
max
j
 j
СР
уст
,                                                (2.1) 
t

j
2V
уст
max
 
где    ,
0 2 с для гидравлического тормозного привода; 
1
2
 8
,
с и t  0
,
1 с для пневматического тормозного привода; 
1
2
m
V
  максимальная скорость данного автомобиля, м/с. 
ax
 
2)  Далее определяется тормозной путь  T
, м.,  и время торможения  T
, с: 
 
2
S
max


T
6
,
ktVmax
,                                          (2.2) 
j уст
 
где kТ =0,1  для автомобилей категории М1; 
kТ =0,15  для автомобилей категории М2, М3, N1. 
 
2ST

.
T
                                                     (2.3) 
jср
 
3)  Затем необходимо определить работу сил трения в тормозных механизмах оси 
Ti
, Дж: 
M aVmax
W

 ,
Ti
                                                (2.4) 
T
n
 
где  M

  -  полная  масса  автомобиля, 
M

a
M
M
0
Г ,  0   -собственная  масса 
автомобиля, кг (таблица 2.1),  M Г  - грузоподъѐмность автомобиля, кг (таблица 3.3);  
m
ax      максимальная скорость автомобиля, м/с (таблица 3.4); 
i  (1 и2)  коэффициенты распределения тормозных сил по осям; 
T
  количество тормозных механизмов. 
 

h
5
,
0
 
1
  для передней оси, 
L
  
2
1 1  для задней оси. 
 
где  b  -  координаты  центра  тяжести  автомобиля  (рисунок  2.1),  мм  (  
G L
a
2

),    =  0,6…0,8  –  легковые  автомобили,    =  0,9…1,1  –  грузовые 
Ga


 

автомобили;   - база автомобиля, мм.;   
 - вес автомобиля; 
a
g M a
 - нагрузка на 
2
заднюю ось (тележку). 
Нагрузку на заднюю ось(тележку) определяют исходя из того, что: 

)
75
,
0
...
70
,
0
(

 - для двухосных грузовых автомобилей
2
a
G


)
70
,
0
...
65
,
0
(

 - для трехосных грузовых автомобилей
2
a
G


)
56
,
0
...
50
,
0
(

 - для заднеприводных легковых автомобилей
2
a
G


,
0
(
,
0
...
44
)
49 
2
a
 - для переднеприводных легковых автомобилей. 
 
 
 
Рисунок 2.1 – Координаты центра тяжести автомобиля 
 
4) Суммарная площадь тормозных накладок колесного тормоза, м2, определяется 
из выражения: 
Ti
W
K

,                                                     (2.5) 
tT NTP
 
где  N
Вт/м2
TP =
6
5
,
1 10
    удельная  допустимая  мощность  трения  фрикционного 
материала. 
5)  Ширина тормозной накладки определяется следующим образом: 
 

K
A
bH
,                                                      (2.6) 

б

 
где  б
  радиус тормозного барабана, м; 

 

  =  1800    2400    суммарный  угол  охвата  тормозных  колодок.  Значение  угла 
необходимо подставлять в радианах. 

 

3. ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 
 
Задание на контрольную работу выбирается в следующей последовательности: 
1) Заполнить строку обозначение таблицы 3.1. 
2) Выбрать модель транспортного средства по таблице 3.2. 
3) Выбрать грузоподъемность проектируемого автомобиля по таблице 3.3. 
4) Выбрать максимальную скорость движения по таблице 3.4. 
 
Таблица 3.1 – Схема определения задания  
Номер зачетной книжки 






Обозначение 






 
Таблица 3.2 – Выбор модели транспортного средства 
E + F 
Модель автомобиля 
E + F 
Модель автомобиля 

РАФ-2203 
10 
АЗЛК-2141 

КрАЗ-260 
11 
ВАЗ-2104 

КамАЗ-5320 
12 
ВАЗ-2107 

ПАЗ-3205 
13 
ВАЗ-2108 

УРАЛ-4320-01 
14 
ВАЗ-2110 

ЛАЗ-695 
15 
ГАЗ-24-10 

ГАЗ-2705 
16 
ГАЗ-31029 

ЗАЗ-1102 
17 
ГАЗ-3307 

ЗИЛ-433360 
18 
УРАЛ-5557 

ГАЗ-66-11 
19 
УАЗ-31512 
 
Таблица 3.3 – Выбор грузоподъемности автомобиля 
D + F 
M Г , кг 
D + F 
M Г , кг 

*
 0
,
1
М
*

Гпрототип
 
10 
01
,
1
М Гпрототип
 

*
 02
,
1
М
*

Гпрототип
 
11 
03
,
1
М Гпрототип
 

*
 04
,
1
М
*

Гпрототип
 
12 
05
,
1
М Гпрототип
 

*
 06
,
1
М
*

Гпрототип
 
13 
07
,
1
М Гпрототип
 

*
 08
,
1
М
*

Гпрототип
 
14 
09
,
1
М Гпрототип
 

*
 10
,
1
М
*

Гпрототип
 
15 
11
,
1
М Гпрототип
 

*
 12
,
1
М
*

Гпрототип
 
16 
13
,
1
М Гпрототип
 

*
 14
,
1
М
*

Гпрототип
 
17 
135
,
1
М Гпрототип
 

*
 15
,
1
М
*

Гпрототип
 
18 
16
,
1
М Гпрототип
 

*
 17
,
1
М
*

Гпрототип
 
19 
,
1 2
М Гпрототип
 
* - грузоподъемность автомобиля прототипа, кг. 

 
10  Таблица 3.4 – Выбор максимальной скорости движения автомобиля 
E + F 
m
V
, м/с 
ax
E + F 
m
V
, м/с 
ax

*
 16
,
1
V
*

max прототип
 
10 
15
,
1
max прототип
 

*
 14
,
1
V
*

max прототип
 
11 
13
,
1
maxпрототип
 

*
 12
,
1
V
*

max прототип
 
12 
11
,
1
maxпрототип
 

*
 10
,
1
V
*

max прототип
 
13 
09
,
1
max прототип
 

*
 08
,
1
V
*

max прототип
 
14 
07
,
1
max прототип
 

*
 06
,
1
V
*

max прототип
 
15 
05
,
1
max прототип
 

*
 04
,
1
V
*

max прототип
 
16 
03
,
1
maxпрототип
 

*
 02
,
1
V
*

max прототип
 
17 
01
,
1
max прототип
 

*
 00
,
1
V
*

max прототип
 
18 
16
,
1
max прототип
 

*
 17
,
1
V
*
 ,
1
max прототип
 
19 
20
max прототип
 
* - максимальная скорость движения автомобиля прототипа, м/с. 
 

 
11 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 
1. Основные функции подвески автомобиля. 
2. Состав и классификация подвесок. 
3. Кинематика подвески двухосного автомобиля. 
4. Колебания подвески с одной степенью свободы. 
5. Модель подвески с двумя степенями свободы. 
6. Моделирование процесса галопирования. 
7. Однорычажная независимая подвеска. 
8. Кинематика двухрычажной подвески. 
9. Кинематика подвески типа "Мак-Ферсон". 
10. Направляющие устройства зависимой подвески. 
11. Жесткость подвески. 
12. Нелинейные подвески. 
13. Рессорная подвеска и ее характеристика. 
14. Амортизаторы и их характеристики. 
15. Рабочая диаграмма амортизатора. 
16. Гироскопические силы в подвеске управляемых колес. 
17. Лонжеронные рамы, конструктивные элементы, основные требования. 
18. Хребтовые рамы, преимущества и недостатки. 
19. Напряженно-деформированное состояние рамы. 
20. Кручение рамы. 
21. Основные принципы построения несущего кузова. 
22. Каркас кузова и его элементы. 
23. Внешние панели кузова, бамперы. 
24. Пассивная безопасность автомобиля. 
25. Тенденции совершенствования конструкций кузовов. 
26. Деформации несущего кузова легкового автомобиля. 
27. Колебания каркаса несущего кузова. 
28. Поведение элементов кузова при ударных нагрузках. 
29.  Основные  характеристики  процесса  удара  автомобиля  о  неподвижное 
препятствие. 
30. Пути повышения пассивной безопасности автомобиля. 
31. Задачи и методы дизайнологии автомобиля. 
32. Требования к тормозной системе автомобиля. 
33. Основные типы тормозных систем. 
34. Состав тормозных сметем и назначение элементов. 

 
12 
 
35. Принцип максимального замедления. 
36 Тормозные силы и тормозные моменты двухосного автомобиля. 
37. Тормозные силы и тормозные моменты трехосного автомобиля. 
38. Барабанные тормозные механизмы. 
39. Кинематика барабанного тормозного механизма. 
40. Коэффициент распределения тормозных сил по осям. 
41. Определение конструктивных параметров барабанного тормоза. 
42. Характеристики фрикционных накладок тормозных колодок. 
43. Передаточное число привода барабанного тормоза. 
44.  Разжимные  силы  и  давление  в  колесных  цилиндрах  тормозной  системы  с 
гидроприводом. 
45. Тормозной гидропривод с вакуумным усилителем последовательного действия. 
46. Тормозной гидропривод с вакуумным усилителем параллельного действия. 
47.Устройства регулирования зазора тормозных колодок. 
48. Дисковые тормозные механизмы. 
49. Классификация рулевых механизмов и их основные характеристики. 
50. Усилители рулевого управления и их расчет. 

 
13 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 
 
1. 
Туренко  А.  Н.  и  др.  Функциональный  расчет  тормозной  системы 
автомобиля с барабанными тормозами.  К.: УМК ВО, 1990.  140 с. 

 
14 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ А 
(справочное) 
 
Классификация ДТС по категориям 
Категория 
Тип, наименование и полная масса ДТС 
М 
ДТС  с  двигателем  (пассажирские  автомобили,  их  модификации, 
автобусы,  троллейбусы,  пассажирские  автопоезда),  предназначенные 
для  перевозки  пассажиров  и  имеют  или  по  крайней  мере  четыре 
колеса, или три колеса и максимальную массу, которая не превышает 
1 т 
M1 
ДТС,  которые  имеют  не  более  8  мест  для  сидения,  не  считая  места 
водителя 
M2 
Те же, имеющие более 8 мест для сидения, не считая места водителя, 
с полной массой до 5,0 т 
M
Те же, с полной массой более 5,0 т

 

ДТС с двигателем (грузовые автомобили, автомобили-тягачи, а также 
их 
шасси 
со 
смонтированным 
на 
них 
оборудованием), 
предназначенные для перевозки грузов и имеют или по крайней мере 
четыре колеса, или три колеса и максимальную массу более 1 т 
N
ДТС с полной массой до 3.5 т

 
N2 
Те же, с полной массой от 3,5 т до 12т 
N3 
Те же, с полной массой более 12т 

ДТС без двигателя (прицепы и полуприцепы) 
O
ДТС с полной массой до 0,75 т

 
О
Те же (прицепы и полуприцепы, за исключением прицепов категории

 
M ), с полной массой до 3,5 т
1
 
Оз 
Те же, с полной массой от 3,5 до 10 т 
O4 
Те же, с полной массой свыше 10т 


 
15 
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 
Пример выполнения графической части работы 
 
Рисунок Б.1 – Пример выполнения графической части работы 



 
16 
 
 
ции
а
ик
циф
пе
с
 
ния
 
 
ыполне
в
р 
е
Прим
 


.
Б
 
унок
ис
Р
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
Заказ №_____ от "____" _____ 2009 г. 
Тираж ____ экз 
Изд-во СевНТУ 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52150. Логічні операції та вирази 225.5 KB
  Вчитель математики: Розглянемо Поняття висловлення Основним поняттям математичної логіки є поняття просте висловлення Алгеброю логіки називають розділ математичної логіки який вивчає загальні властивості виразів складених із окремих висловлень. Такі речення називаються простими висловленнями. Наприклад: Число 8 ділиться на 2; Берлін столиця Франції; Перше висловлення є простим та істинним бо однозначно можна сказати що дійсно число 8 ділиться на 2.
52151. Числові функції. Зростаючі і спадні, парні і непарні функції 962.5 KB
  На початку року в 10 класі декілька годин відводиться на узагальнення і систематизацію знань учнів про функції здобутих в попередніх класах. Тема: Числові функції. Зростаючі і спадні парні і непарні функції.
52152. Повторення. Перетворення графіків квадратичної функції 186.5 KB
  Мета. Розвивати уміння учнів узагальнювати та систематизувати знання про перетворення графіків квадратичної функції. Розвивати спостережливість, прийоми аналізу та синтезу, вміння та навички групової роботи та роботи на комп’ютері. Узагальнити та закріпити поняття найпростіших перетворень графіків функцій через виконання конкретних завдань. Формувати соціальні компетенції: почуття єдності команди, відповідальне відношення до навчання.
52154. Організація алгоритмів розгалудження мовою Turbo Pascal 483.5 KB
  Навчити вирішувати задачі по темі Організація розгалуження мовою Turbo Pаscаl. Активізувати знання по темі Організація розгалуження мовою Turbo Pаscаl для рішення задач по данній темі. Перевірка знання теорії по темі Організація алгоритмів розгалуження мовою Turbo Pscl 7 хвилин IV.
52156. Програмування циклічних обчислень 64.5 KB
  Мета уроку: навчальна, навчитись практично застосовувати теоретичні відомості до розвязання задач; закріпити оформлення та запис на мові програмування; придбати практичні навички використання вказівок розгалуження та повторення при розв’язку задач;
52157. АЛГОРИТМ ОФОРМЛЕНИЯ КОНСПЕКТА УРОКА ЧТЕНИЯ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ 45.45 KB
  чтение слогов слов текста с изученными буквами в основном выборочное с попутным проведением лексической работы грамматической и орфографической пропедевтики; беседа по картинке на основе наблюдений жизненного опыта детей прослушивание и анализ подготовленных дома рассказов развитие коммуникативной компетенции в режиме публичного монолога; повторение изученных звуков и букв признаков гласных и согласных звуков звуков парных по твердости мягкости звонкости глухости в процессе работы с демонстрационными и слоговыми таблицами...
52158. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА, ЗАНЯТИЯ 29 KB
  Планконспект урока должен состоять из следующих рубрик: ТЕМА: название темы берется из календарнотематического плана. ЦЕЛЬ урока. ТИП урока: определяется исходя из целей и задач урока.