1760

Автомобили и автомобильное хозяйство

Другое

Логистика и транспорт

Цель методических указаний – помощь студентам при выполнении контрольной работы по дисциплине Автомобили. Излагаются основные теоретические сведения, порядок проведения расчетов и требования к оформлению контрольной работы.

Русский

2013-01-06

1.42 MB

67 чел.


Министерство образования и науки Украины 
Севастопольский национальный технический университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 
 
 
к контрольной работе № 4 
по дисциплине "Автомобили" 
для студентов специальности 6.070106 – 
"Автомобили и автомобильное хозяйство" 
заочной формы обучения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Севастополь 
2009 

 
2 УДК 629.3 
 
Методические  указания  к  контрольной  работе  №  4  по  дисциплине  "Автомобили"  / 
Сост. В.Н. Торлин, В. В. Мешков, С.В. Огрызков, А.А. Ветрогон – Севастополь: Изд-во 
СевНТУ, 2009.  20 c. 
 
Цель  методических  указаний  –  помощь студентам при выполнении контрольной 
работы  по  дисциплине  "Автомобили".  Излагаются  основные  теоретические  сведения, 
порядок проведения расчетов и требования к оформлению контрольной работы. 
Методические 
указания  предназначены  для  студентов  специальности 
«Автомобили и автомобильное хозяйство» заочной формы обучения. 
 
 
 
 
 
 
Методические  рекомендации  рассмотрены  и  утверждены  на  заседании  кафедры 
Автомобильного транспорта (протокол № 2 от 14. 10. 2009 г.) 
 
 
Допущено  учебно-методическим  центром  СевНТУ  в  качестве  методических 
указаний 
 
 
 
Рецензент:  Шрон  Л.Б.,  кандидат  техн.  наук,  доц.  кафедры  Технологии 
машиностроения 
 
 
 
 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
1. ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ................................................. 4 
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ........................................................................................ 5 
2.1 Расчет барабанного тормозного механизма ........................................................ 5 
3. ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ .................................................. 9 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ .............................................. 11 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ............................................................................. 13 
ПРИЛОЖЕНИЕ А ............................................................................................................ 14 
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ............................................................................................................ 15 
 
 

 

1. ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 
 
Целью  контрольной  работы  является  закрепление  и  расширение  теоретических 
знаний,  полученных  при  изучении  третьего  раздела  курса  «Автомобили»  и 
приобретение навыков в расчетах и проектировании тормозных систем автомобилей. 
Контрольная работа состоит из пояснительной записки и графической части. 
Графическая  часть  состоит  из  одного  листа  формата  А3.  На  листе  приводится: 
сборочный чертеж тормозного механизма. 
Пояснительная записка содержит: 
  титульный лист; 
  бланк задания; 
  введение; 
  характеристику модернизируемого автомобиля; 
  описание устройства тормозных систем автомобиля; 
  расчет  барабанного  тормозного  механизма  (определить  замедление  автомобиля, 
определить  полную  работу  сил  трения  в  тормозных  механизмах,  определить 
площадь тормозных накладок, определить ширину тормозной накладки); 
  библиографический список; 
  приложения (спецификация). 
Объем записки 10-12 листов формата А4. 

 

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 
 
Техническую  характеристику  автомобиля  прототипа  предлагается  свести  в 
таблицу 2.1. 
 
Таблица 2.1 – Характеристика прототипа 
Модель автомобиля 
 
Размерные параметры, мм 
Длина 
 
Ширина 
 
Высота 
 
База 
 
Колея, мм 
Передних колес 
 
Задних колес 
 
Весовые характеристики 
Масса в снаряженном состоянии, кг 
 
Грузоподъемность, кг 
 
Полная масса, кг 
 
Нагрузка переднее оси, кг 
 
Нагрузка задней оси, кг 
 
Скоростные характеристики 
Максимальная скорость, км/ч 
 
Время разгона до 100 км/ч, сек 
 
Тормозные механизмы 
Передней оси 
 
Задней оси 
 
 
2.1 Расчет барабанного тормозного механизма 
 
Расчет параметров тормозной системы автомобиля выполняется в соответствие с 
ГОСТ  22895-77*,  в  котором  основным  нормативным  параметром  эффективности 
тормозной  системы  является  установившееся  замедление  данного  автомобиля  j уст 
м/с2, таблица 2.2. 
 
Таблица 2.2  Значения установившегося замедления 
Тип автомобиля 
Категория 
j уст , м/с2 
Пассажирские 
М1 
7,0 
Автобусы 
М3 
6,0 
Грузовые 
N1 
5,5 
 

 

Классификация ДТС по категориям приведена в приложении А. 
1) Для  расчета  тормозной  системы  необходимо  знать  величину  среднего 
замедления  jСР , м/с2 : 

1
t j
2V
уст
max
j
 j
СР
уст
,                                                (2.1) 
t

j
2V
уст
max
 
где    ,
0 2 с для гидравлического тормозного привода; 
1
2
 8
,
с и t  0
,
1 с для пневматического тормозного привода; 
1
2
m
V
  максимальная скорость данного автомобиля, м/с. 
ax
 
2)  Далее определяется тормозной путь  T
, м.,  и время торможения  T
, с: 
 
2
S
max


T
6
,
ktVmax
,                                          (2.2) 
j уст
 
где kТ =0,1  для автомобилей категории М1; 
kТ =0,15  для автомобилей категории М2, М3, N1. 
 
2ST

.
T
                                                     (2.3) 
jср
 
3)  Затем необходимо определить работу сил трения в тормозных механизмах оси 
Ti
, Дж: 
M aVmax
W

 ,
Ti
                                                (2.4) 
T
n
 
где  M

  -  полная  масса  автомобиля, 
M

a
M
M
0
Г ,  0   -собственная  масса 
автомобиля, кг (таблица 2.1),  M Г  - грузоподъѐмность автомобиля, кг (таблица 3.3);  
m
ax      максимальная скорость автомобиля, м/с (таблица 3.4); 
i  (1 и2)  коэффициенты распределения тормозных сил по осям; 
T
  количество тормозных механизмов. 
 

h
5
,
0
 
1
  для передней оси, 
L
  
2
1 1  для задней оси. 
 
где  b  -  координаты  центра  тяжести  автомобиля  (рисунок  2.1),  мм  (  
G L
a
2

),    =  0,6…0,8  –  легковые  автомобили,    =  0,9…1,1  –  грузовые 
Ga


 

автомобили;   - база автомобиля, мм.;   
 - вес автомобиля; 
a
g M a
 - нагрузка на 
2
заднюю ось (тележку). 
Нагрузку на заднюю ось(тележку) определяют исходя из того, что: 

)
75
,
0
...
70
,
0
(

 - для двухосных грузовых автомобилей
2
a
G


)
70
,
0
...
65
,
0
(

 - для трехосных грузовых автомобилей
2
a
G


)
56
,
0
...
50
,
0
(

 - для заднеприводных легковых автомобилей
2
a
G


,
0
(
,
0
...
44
)
49 
2
a
 - для переднеприводных легковых автомобилей. 
 
 
 
Рисунок 2.1 – Координаты центра тяжести автомобиля 
 
4) Суммарная площадь тормозных накладок колесного тормоза, м2, определяется 
из выражения: 
Ti
W
K

,                                                     (2.5) 
tT NTP
 
где  N
Вт/м2
TP =
6
5
,
1 10
    удельная  допустимая  мощность  трения  фрикционного 
материала. 
5)  Ширина тормозной накладки определяется следующим образом: 
 

K
A
bH
,                                                      (2.6) 

б

 
где  б
  радиус тормозного барабана, м; 

 

  =  1800    2400    суммарный  угол  охвата  тормозных  колодок.  Значение  угла 
необходимо подставлять в радианах. 

 

3. ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 
 
Задание на контрольную работу выбирается в следующей последовательности: 
1) Заполнить строку обозначение таблицы 3.1. 
2) Выбрать модель транспортного средства по таблице 3.2. 
3) Выбрать грузоподъемность проектируемого автомобиля по таблице 3.3. 
4) Выбрать максимальную скорость движения по таблице 3.4. 
 
Таблица 3.1 – Схема определения задания  
Номер зачетной книжки 






Обозначение 






 
Таблица 3.2 – Выбор модели транспортного средства 
E + F 
Модель автомобиля 
E + F 
Модель автомобиля 

РАФ-2203 
10 
АЗЛК-2141 

КрАЗ-260 
11 
ВАЗ-2104 

КамАЗ-5320 
12 
ВАЗ-2107 

ПАЗ-3205 
13 
ВАЗ-2108 

УРАЛ-4320-01 
14 
ВАЗ-2110 

ЛАЗ-695 
15 
ГАЗ-24-10 

ГАЗ-2705 
16 
ГАЗ-31029 

ЗАЗ-1102 
17 
ГАЗ-3307 

ЗИЛ-433360 
18 
УРАЛ-5557 

ГАЗ-66-11 
19 
УАЗ-31512 
 
Таблица 3.3 – Выбор грузоподъемности автомобиля 
D + F 
M Г , кг 
D + F 
M Г , кг 

*
 0
,
1
М
*

Гпрототип
 
10 
01
,
1
М Гпрототип
 

*
 02
,
1
М
*

Гпрототип
 
11 
03
,
1
М Гпрототип
 

*
 04
,
1
М
*

Гпрототип
 
12 
05
,
1
М Гпрототип
 

*
 06
,
1
М
*

Гпрототип
 
13 
07
,
1
М Гпрототип
 

*
 08
,
1
М
*

Гпрототип
 
14 
09
,
1
М Гпрототип
 

*
 10
,
1
М
*

Гпрототип
 
15 
11
,
1
М Гпрототип
 

*
 12
,
1
М
*

Гпрототип
 
16 
13
,
1
М Гпрототип
 

*
 14
,
1
М
*

Гпрототип
 
17 
135
,
1
М Гпрототип
 

*
 15
,
1
М
*

Гпрототип
 
18 
16
,
1
М Гпрототип
 

*
 17
,
1
М
*

Гпрототип
 
19 
,
1 2
М Гпрототип
 
* - грузоподъемность автомобиля прототипа, кг. 

 
10  Таблица 3.4 – Выбор максимальной скорости движения автомобиля 
E + F 
m
V
, м/с 
ax
E + F 
m
V
, м/с 
ax

*
 16
,
1
V
*

max прототип
 
10 
15
,
1
max прототип
 

*
 14
,
1
V
*

max прототип
 
11 
13
,
1
maxпрототип
 

*
 12
,
1
V
*

max прототип
 
12 
11
,
1
maxпрототип
 

*
 10
,
1
V
*

max прототип
 
13 
09
,
1
max прототип
 

*
 08
,
1
V
*

max прототип
 
14 
07
,
1
max прототип
 

*
 06
,
1
V
*

max прототип
 
15 
05
,
1
max прототип
 

*
 04
,
1
V
*

max прототип
 
16 
03
,
1
maxпрототип
 

*
 02
,
1
V
*

max прототип
 
17 
01
,
1
max прототип
 

*
 00
,
1
V
*

max прототип
 
18 
16
,
1
max прототип
 

*
 17
,
1
V
*
 ,
1
max прототип
 
19 
20
max прототип
 
* - максимальная скорость движения автомобиля прототипа, м/с. 
 

 
11 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 
1. Основные функции подвески автомобиля. 
2. Состав и классификация подвесок. 
3. Кинематика подвески двухосного автомобиля. 
4. Колебания подвески с одной степенью свободы. 
5. Модель подвески с двумя степенями свободы. 
6. Моделирование процесса галопирования. 
7. Однорычажная независимая подвеска. 
8. Кинематика двухрычажной подвески. 
9. Кинематика подвески типа "Мак-Ферсон". 
10. Направляющие устройства зависимой подвески. 
11. Жесткость подвески. 
12. Нелинейные подвески. 
13. Рессорная подвеска и ее характеристика. 
14. Амортизаторы и их характеристики. 
15. Рабочая диаграмма амортизатора. 
16. Гироскопические силы в подвеске управляемых колес. 
17. Лонжеронные рамы, конструктивные элементы, основные требования. 
18. Хребтовые рамы, преимущества и недостатки. 
19. Напряженно-деформированное состояние рамы. 
20. Кручение рамы. 
21. Основные принципы построения несущего кузова. 
22. Каркас кузова и его элементы. 
23. Внешние панели кузова, бамперы. 
24. Пассивная безопасность автомобиля. 
25. Тенденции совершенствования конструкций кузовов. 
26. Деформации несущего кузова легкового автомобиля. 
27. Колебания каркаса несущего кузова. 
28. Поведение элементов кузова при ударных нагрузках. 
29.  Основные  характеристики  процесса  удара  автомобиля  о  неподвижное 
препятствие. 
30. Пути повышения пассивной безопасности автомобиля. 
31. Задачи и методы дизайнологии автомобиля. 
32. Требования к тормозной системе автомобиля. 
33. Основные типы тормозных систем. 
34. Состав тормозных сметем и назначение элементов. 

 
12 
 
35. Принцип максимального замедления. 
36 Тормозные силы и тормозные моменты двухосного автомобиля. 
37. Тормозные силы и тормозные моменты трехосного автомобиля. 
38. Барабанные тормозные механизмы. 
39. Кинематика барабанного тормозного механизма. 
40. Коэффициент распределения тормозных сил по осям. 
41. Определение конструктивных параметров барабанного тормоза. 
42. Характеристики фрикционных накладок тормозных колодок. 
43. Передаточное число привода барабанного тормоза. 
44.  Разжимные  силы  и  давление  в  колесных  цилиндрах  тормозной  системы  с 
гидроприводом. 
45. Тормозной гидропривод с вакуумным усилителем последовательного действия. 
46. Тормозной гидропривод с вакуумным усилителем параллельного действия. 
47.Устройства регулирования зазора тормозных колодок. 
48. Дисковые тормозные механизмы. 
49. Классификация рулевых механизмов и их основные характеристики. 
50. Усилители рулевого управления и их расчет. 

 
13 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 
 
1. 
Туренко  А.  Н.  и  др.  Функциональный  расчет  тормозной  системы 
автомобиля с барабанными тормозами.  К.: УМК ВО, 1990.  140 с. 

 
14 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ А 
(справочное) 
 
Классификация ДТС по категориям 
Категория 
Тип, наименование и полная масса ДТС 
М 
ДТС  с  двигателем  (пассажирские  автомобили,  их  модификации, 
автобусы,  троллейбусы,  пассажирские  автопоезда),  предназначенные 
для  перевозки  пассажиров  и  имеют  или  по  крайней  мере  четыре 
колеса, или три колеса и максимальную массу, которая не превышает 
1 т 
M1 
ДТС,  которые  имеют  не  более  8  мест  для  сидения,  не  считая  места 
водителя 
M2 
Те же, имеющие более 8 мест для сидения, не считая места водителя, 
с полной массой до 5,0 т 
M
Те же, с полной массой более 5,0 т

 

ДТС с двигателем (грузовые автомобили, автомобили-тягачи, а также 
их 
шасси 
со 
смонтированным 
на 
них 
оборудованием), 
предназначенные для перевозки грузов и имеют или по крайней мере 
четыре колеса, или три колеса и максимальную массу более 1 т 
N
ДТС с полной массой до 3.5 т

 
N2 
Те же, с полной массой от 3,5 т до 12т 
N3 
Те же, с полной массой более 12т 

ДТС без двигателя (прицепы и полуприцепы) 
O
ДТС с полной массой до 0,75 т

 
О
Те же (прицепы и полуприцепы, за исключением прицепов категории

 
M ), с полной массой до 3,5 т
1
 
Оз 
Те же, с полной массой от 3,5 до 10 т 
O4 
Те же, с полной массой свыше 10т 


 
15 
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 
Пример выполнения графической части работы 
 
Рисунок Б.1 – Пример выполнения графической части работы 



 
16 
 
 
ции
а
ик
циф
пе
с
 
ния
 
 
ыполне
в
р 
е
Прим
 


.
Б
 
унок
ис
Р
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
Заказ №_____ от "____" _____ 2009 г. 
Тираж ____ экз 
Изд-во СевНТУ 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

704. Особенности проведения корреляционно-регрессионного анализа 133 KB
  Используя метод наименьших квадратов определить наличие линейной зависимости между двумя признаками f1 и f2. Коэффициент линейной корреляции между признаками η.
705. Погрузочно-разгрузочные машины напольного действия и область их применения 35 KB
  Погрузочно-разгрузочные машины напольного действия предназначены для погрузки-выгрузки тарно-штучных, сыпучих грузов на транспортные средства, а также для перемещения на складах (складирование и сортировка).
706. Комплексная механизация и автоматизация погрузо-разгрузочных работ и складских операций с зерновыми грузами 43 KB
  Характеристика зерновых грузов и типы зернохранилищ. Зерновые склады по назначению подразделяются на заготовительные, перевалочные, производственные и базисные. Элеватор состоит из рабочей башни и силосных корпусов. КМАПРР и складские операции для вяжущих строительных материалов.
707. Лекарственные средства, влияющие на функции органов дыхания 58.5 KB
  Классификация лекарственных средств, влияющих на дыхание. Противокашлевые средства. Отхаркивающие средства. Бронхолитические средства. Аналептики прямого и рефлекторного действия.
708. Утренняя гигиеническая гимнастика 97 KB
  Сущность утренней гигиенической гимнастики. Методические указания к использованию физических упражнений в комплексах утренней гигиенической гимнастики. Комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики. Самоконтроль для занимающихся утренней гигиенической гимнастикой.
709. Территориальная организация хозяйства 131.5 KB
  Территориальная организация хозяйства России. Территориальная организация хозяйства Мурманской области. Отрасли с наибольшим удельным весом в структуре промышленного производства страны.
710. Социология социальной сферы: предметная область 176 KB
  Предмет социологии социальной сферы и место в структуре социологического знания. Функции социологии социальной сферы и уровни организации изучения социальных процессов. Понятийный аппарат социологии социальной сферы.
711. Закон больших чисел и предельные теоремы теории вероятностей 49.5 KB
  Среднее арифметическое математических ожиданий. Теорема Чебышева. Ее сущность и значение для практики. Случайные величины имеют различные математические ожидания.
712. Анализ динамики обменного курса рубля 58.5 KB
  Используя средства Microsoft Excel и статистические показатели, научиться оценивать динамику реального курса рубля. Установление валютного курса (в результате торгов или государственными органами). Осуществление взаимного обмена валютами при торговле товарами и услугами, при движении капиталов и кредитов.