1760

Автомобили и автомобильное хозяйство

Другое

Логистика и транспорт

Цель методических указаний – помощь студентам при выполнении контрольной работы по дисциплине Автомобили. Излагаются основные теоретические сведения, порядок проведения расчетов и требования к оформлению контрольной работы.

Русский

2013-01-06

1.42 MB

64 чел.


Министерство образования и науки Украины 
Севастопольский национальный технический университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 
 
 
к контрольной работе № 4 
по дисциплине "Автомобили" 
для студентов специальности 6.070106 – 
"Автомобили и автомобильное хозяйство" 
заочной формы обучения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Севастополь 
2009 

 
2 УДК 629.3 
 
Методические  указания  к  контрольной  работе  №  4  по  дисциплине  "Автомобили"  / 
Сост. В.Н. Торлин, В. В. Мешков, С.В. Огрызков, А.А. Ветрогон – Севастополь: Изд-во 
СевНТУ, 2009.  20 c. 
 
Цель  методических  указаний  –  помощь студентам при выполнении контрольной 
работы  по  дисциплине  "Автомобили".  Излагаются  основные  теоретические  сведения, 
порядок проведения расчетов и требования к оформлению контрольной работы. 
Методические 
указания  предназначены  для  студентов  специальности 
«Автомобили и автомобильное хозяйство» заочной формы обучения. 
 
 
 
 
 
 
Методические  рекомендации  рассмотрены  и  утверждены  на  заседании  кафедры 
Автомобильного транспорта (протокол № 2 от 14. 10. 2009 г.) 
 
 
Допущено  учебно-методическим  центром  СевНТУ  в  качестве  методических 
указаний 
 
 
 
Рецензент:  Шрон  Л.Б.,  кандидат  техн.  наук,  доц.  кафедры  Технологии 
машиностроения 
 
 
 
 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
1. ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ................................................. 4 
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ........................................................................................ 5 
2.1 Расчет барабанного тормозного механизма ........................................................ 5 
3. ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ .................................................. 9 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ .............................................. 11 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ............................................................................. 13 
ПРИЛОЖЕНИЕ А ............................................................................................................ 14 
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ............................................................................................................ 15 
 
 

 

1. ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 
 
Целью  контрольной  работы  является  закрепление  и  расширение  теоретических 
знаний,  полученных  при  изучении  третьего  раздела  курса  «Автомобили»  и 
приобретение навыков в расчетах и проектировании тормозных систем автомобилей. 
Контрольная работа состоит из пояснительной записки и графической части. 
Графическая  часть  состоит  из  одного  листа  формата  А3.  На  листе  приводится: 
сборочный чертеж тормозного механизма. 
Пояснительная записка содержит: 
  титульный лист; 
  бланк задания; 
  введение; 
  характеристику модернизируемого автомобиля; 
  описание устройства тормозных систем автомобиля; 
  расчет  барабанного  тормозного  механизма  (определить  замедление  автомобиля, 
определить  полную  работу  сил  трения  в  тормозных  механизмах,  определить 
площадь тормозных накладок, определить ширину тормозной накладки); 
  библиографический список; 
  приложения (спецификация). 
Объем записки 10-12 листов формата А4. 

 

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 
 
Техническую  характеристику  автомобиля  прототипа  предлагается  свести  в 
таблицу 2.1. 
 
Таблица 2.1 – Характеристика прототипа 
Модель автомобиля 
 
Размерные параметры, мм 
Длина 
 
Ширина 
 
Высота 
 
База 
 
Колея, мм 
Передних колес 
 
Задних колес 
 
Весовые характеристики 
Масса в снаряженном состоянии, кг 
 
Грузоподъемность, кг 
 
Полная масса, кг 
 
Нагрузка переднее оси, кг 
 
Нагрузка задней оси, кг 
 
Скоростные характеристики 
Максимальная скорость, км/ч 
 
Время разгона до 100 км/ч, сек 
 
Тормозные механизмы 
Передней оси 
 
Задней оси 
 
 
2.1 Расчет барабанного тормозного механизма 
 
Расчет параметров тормозной системы автомобиля выполняется в соответствие с 
ГОСТ  22895-77*,  в  котором  основным  нормативным  параметром  эффективности 
тормозной  системы  является  установившееся  замедление  данного  автомобиля  j уст 
м/с2, таблица 2.2. 
 
Таблица 2.2  Значения установившегося замедления 
Тип автомобиля 
Категория 
j уст , м/с2 
Пассажирские 
М1 
7,0 
Автобусы 
М3 
6,0 
Грузовые 
N1 
5,5 
 

 

Классификация ДТС по категориям приведена в приложении А. 
1) Для  расчета  тормозной  системы  необходимо  знать  величину  среднего 
замедления  jСР , м/с2 : 

1
t j
2V
уст
max
j
 j
СР
уст
,                                                (2.1) 
t

j
2V
уст
max
 
где    ,
0 2 с для гидравлического тормозного привода; 
1
2
 8
,
с и t  0
,
1 с для пневматического тормозного привода; 
1
2
m
V
  максимальная скорость данного автомобиля, м/с. 
ax
 
2)  Далее определяется тормозной путь  T
, м.,  и время торможения  T
, с: 
 
2
S
max


T
6
,
ktVmax
,                                          (2.2) 
j уст
 
где kТ =0,1  для автомобилей категории М1; 
kТ =0,15  для автомобилей категории М2, М3, N1. 
 
2ST

.
T
                                                     (2.3) 
jср
 
3)  Затем необходимо определить работу сил трения в тормозных механизмах оси 
Ti
, Дж: 
M aVmax
W

 ,
Ti
                                                (2.4) 
T
n
 
где  M

  -  полная  масса  автомобиля, 
M

a
M
M
0
Г ,  0   -собственная  масса 
автомобиля, кг (таблица 2.1),  M Г  - грузоподъѐмность автомобиля, кг (таблица 3.3);  
m
ax      максимальная скорость автомобиля, м/с (таблица 3.4); 
i  (1 и2)  коэффициенты распределения тормозных сил по осям; 
T
  количество тормозных механизмов. 
 

h
5
,
0
 
1
  для передней оси, 
L
  
2
1 1  для задней оси. 
 
где  b  -  координаты  центра  тяжести  автомобиля  (рисунок  2.1),  мм  (  
G L
a
2

),    =  0,6…0,8  –  легковые  автомобили,    =  0,9…1,1  –  грузовые 
Ga


 

автомобили;   - база автомобиля, мм.;   
 - вес автомобиля; 
a
g M a
 - нагрузка на 
2
заднюю ось (тележку). 
Нагрузку на заднюю ось(тележку) определяют исходя из того, что: 

)
75
,
0
...
70
,
0
(

 - для двухосных грузовых автомобилей
2
a
G


)
70
,
0
...
65
,
0
(

 - для трехосных грузовых автомобилей
2
a
G


)
56
,
0
...
50
,
0
(

 - для заднеприводных легковых автомобилей
2
a
G


,
0
(
,
0
...
44
)
49 
2
a
 - для переднеприводных легковых автомобилей. 
 
 
 
Рисунок 2.1 – Координаты центра тяжести автомобиля 
 
4) Суммарная площадь тормозных накладок колесного тормоза, м2, определяется 
из выражения: 
Ti
W
K

,                                                     (2.5) 
tT NTP
 
где  N
Вт/м2
TP =
6
5
,
1 10
    удельная  допустимая  мощность  трения  фрикционного 
материала. 
5)  Ширина тормозной накладки определяется следующим образом: 
 

K
A
bH
,                                                      (2.6) 

б

 
где  б
  радиус тормозного барабана, м; 

 

  =  1800    2400    суммарный  угол  охвата  тормозных  колодок.  Значение  угла 
необходимо подставлять в радианах. 

 

3. ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 
 
Задание на контрольную работу выбирается в следующей последовательности: 
1) Заполнить строку обозначение таблицы 3.1. 
2) Выбрать модель транспортного средства по таблице 3.2. 
3) Выбрать грузоподъемность проектируемого автомобиля по таблице 3.3. 
4) Выбрать максимальную скорость движения по таблице 3.4. 
 
Таблица 3.1 – Схема определения задания  
Номер зачетной книжки 






Обозначение 






 
Таблица 3.2 – Выбор модели транспортного средства 
E + F 
Модель автомобиля 
E + F 
Модель автомобиля 

РАФ-2203 
10 
АЗЛК-2141 

КрАЗ-260 
11 
ВАЗ-2104 

КамАЗ-5320 
12 
ВАЗ-2107 

ПАЗ-3205 
13 
ВАЗ-2108 

УРАЛ-4320-01 
14 
ВАЗ-2110 

ЛАЗ-695 
15 
ГАЗ-24-10 

ГАЗ-2705 
16 
ГАЗ-31029 

ЗАЗ-1102 
17 
ГАЗ-3307 

ЗИЛ-433360 
18 
УРАЛ-5557 

ГАЗ-66-11 
19 
УАЗ-31512 
 
Таблица 3.3 – Выбор грузоподъемности автомобиля 
D + F 
M Г , кг 
D + F 
M Г , кг 

*
 0
,
1
М
*

Гпрототип
 
10 
01
,
1
М Гпрототип
 

*
 02
,
1
М
*

Гпрототип
 
11 
03
,
1
М Гпрототип
 

*
 04
,
1
М
*

Гпрототип
 
12 
05
,
1
М Гпрототип
 

*
 06
,
1
М
*

Гпрототип
 
13 
07
,
1
М Гпрототип
 

*
 08
,
1
М
*

Гпрототип
 
14 
09
,
1
М Гпрототип
 

*
 10
,
1
М
*

Гпрототип
 
15 
11
,
1
М Гпрототип
 

*
 12
,
1
М
*

Гпрототип
 
16 
13
,
1
М Гпрототип
 

*
 14
,
1
М
*

Гпрототип
 
17 
135
,
1
М Гпрототип
 

*
 15
,
1
М
*

Гпрототип
 
18 
16
,
1
М Гпрототип
 

*
 17
,
1
М
*

Гпрототип
 
19 
,
1 2
М Гпрототип
 
* - грузоподъемность автомобиля прототипа, кг. 

 
10  Таблица 3.4 – Выбор максимальной скорости движения автомобиля 
E + F 
m
V
, м/с 
ax
E + F 
m
V
, м/с 
ax

*
 16
,
1
V
*

max прототип
 
10 
15
,
1
max прототип
 

*
 14
,
1
V
*

max прототип
 
11 
13
,
1
maxпрототип
 

*
 12
,
1
V
*

max прототип
 
12 
11
,
1
maxпрототип
 

*
 10
,
1
V
*

max прототип
 
13 
09
,
1
max прототип
 

*
 08
,
1
V
*

max прототип
 
14 
07
,
1
max прототип
 

*
 06
,
1
V
*

max прототип
 
15 
05
,
1
max прототип
 

*
 04
,
1
V
*

max прототип
 
16 
03
,
1
maxпрототип
 

*
 02
,
1
V
*

max прототип
 
17 
01
,
1
max прототип
 

*
 00
,
1
V
*

max прототип
 
18 
16
,
1
max прототип
 

*
 17
,
1
V
*
 ,
1
max прототип
 
19 
20
max прототип
 
* - максимальная скорость движения автомобиля прототипа, м/с. 
 

 
11 
4. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ 
1. Основные функции подвески автомобиля. 
2. Состав и классификация подвесок. 
3. Кинематика подвески двухосного автомобиля. 
4. Колебания подвески с одной степенью свободы. 
5. Модель подвески с двумя степенями свободы. 
6. Моделирование процесса галопирования. 
7. Однорычажная независимая подвеска. 
8. Кинематика двухрычажной подвески. 
9. Кинематика подвески типа "Мак-Ферсон". 
10. Направляющие устройства зависимой подвески. 
11. Жесткость подвески. 
12. Нелинейные подвески. 
13. Рессорная подвеска и ее характеристика. 
14. Амортизаторы и их характеристики. 
15. Рабочая диаграмма амортизатора. 
16. Гироскопические силы в подвеске управляемых колес. 
17. Лонжеронные рамы, конструктивные элементы, основные требования. 
18. Хребтовые рамы, преимущества и недостатки. 
19. Напряженно-деформированное состояние рамы. 
20. Кручение рамы. 
21. Основные принципы построения несущего кузова. 
22. Каркас кузова и его элементы. 
23. Внешние панели кузова, бамперы. 
24. Пассивная безопасность автомобиля. 
25. Тенденции совершенствования конструкций кузовов. 
26. Деформации несущего кузова легкового автомобиля. 
27. Колебания каркаса несущего кузова. 
28. Поведение элементов кузова при ударных нагрузках. 
29.  Основные  характеристики  процесса  удара  автомобиля  о  неподвижное 
препятствие. 
30. Пути повышения пассивной безопасности автомобиля. 
31. Задачи и методы дизайнологии автомобиля. 
32. Требования к тормозной системе автомобиля. 
33. Основные типы тормозных систем. 
34. Состав тормозных сметем и назначение элементов. 

 
12 
 
35. Принцип максимального замедления. 
36 Тормозные силы и тормозные моменты двухосного автомобиля. 
37. Тормозные силы и тормозные моменты трехосного автомобиля. 
38. Барабанные тормозные механизмы. 
39. Кинематика барабанного тормозного механизма. 
40. Коэффициент распределения тормозных сил по осям. 
41. Определение конструктивных параметров барабанного тормоза. 
42. Характеристики фрикционных накладок тормозных колодок. 
43. Передаточное число привода барабанного тормоза. 
44.  Разжимные  силы  и  давление  в  колесных  цилиндрах  тормозной  системы  с 
гидроприводом. 
45. Тормозной гидропривод с вакуумным усилителем последовательного действия. 
46. Тормозной гидропривод с вакуумным усилителем параллельного действия. 
47.Устройства регулирования зазора тормозных колодок. 
48. Дисковые тормозные механизмы. 
49. Классификация рулевых механизмов и их основные характеристики. 
50. Усилители рулевого управления и их расчет. 

 
13 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 
 
1. 
Туренко  А.  Н.  и  др.  Функциональный  расчет  тормозной  системы 
автомобиля с барабанными тормозами.  К.: УМК ВО, 1990.  140 с. 

 
14 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ А 
(справочное) 
 
Классификация ДТС по категориям 
Категория 
Тип, наименование и полная масса ДТС 
М 
ДТС  с  двигателем  (пассажирские  автомобили,  их  модификации, 
автобусы,  троллейбусы,  пассажирские  автопоезда),  предназначенные 
для  перевозки  пассажиров  и  имеют  или  по  крайней  мере  четыре 
колеса, или три колеса и максимальную массу, которая не превышает 
1 т 
M1 
ДТС,  которые  имеют  не  более  8  мест  для  сидения,  не  считая  места 
водителя 
M2 
Те же, имеющие более 8 мест для сидения, не считая места водителя, 
с полной массой до 5,0 т 
M
Те же, с полной массой более 5,0 т

 

ДТС с двигателем (грузовые автомобили, автомобили-тягачи, а также 
их 
шасси 
со 
смонтированным 
на 
них 
оборудованием), 
предназначенные для перевозки грузов и имеют или по крайней мере 
четыре колеса, или три колеса и максимальную массу более 1 т 
N
ДТС с полной массой до 3.5 т

 
N2 
Те же, с полной массой от 3,5 т до 12т 
N3 
Те же, с полной массой более 12т 

ДТС без двигателя (прицепы и полуприцепы) 
O
ДТС с полной массой до 0,75 т

 
О
Те же (прицепы и полуприцепы, за исключением прицепов категории

 
M ), с полной массой до 3,5 т
1
 
Оз 
Те же, с полной массой от 3,5 до 10 т 
O4 
Те же, с полной массой свыше 10т 


 
15 
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 
Пример выполнения графической части работы 
 
Рисунок Б.1 – Пример выполнения графической части работы 



 
16 
 
 
ции
а
ик
циф
пе
с
 
ния
 
 
ыполне
в
р 
е
Прим
 


.
Б
 
унок
ис
Р
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
Заказ №_____ от "____" _____ 2009 г. 
Тираж ____ экз 
Изд-во СевНТУ 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45497. Теоретические основы передачи данных 378.5 KB
  Ограничения на пропускную способность передачи данных.5c ∑ n sin2pnft∑ bncos2pnft f частота nbn амплитуды nой гармоники t время передачи сигнала gt определенное ограничение на пропускную способность. При этом скорость передачи информации зависит от способа кодирования и скорости изменения кодирования.
45498. Магистрали 261 KB
  Основное достижение это применение одного канала для передачи сигналов между различными источниками и приемниками. Основано на разделении передачи сигналов от разных источников по различным несущим частотам. Это связано с тем что пропускная способность составляет 25000 Гц и за счет этого в оптических каналах скорость передачи на порядок выше. Это связано с тем что после получения канала с аналоговой петли скорость передачи данных может быть увеличена в несколько раз поэтому для цифровых каналов связи применяется метод мультиплексирования...
45499. Коммутация 466 KB
  Для систем передачи используются три способа коммутации: коммутация сообщений; коммутация каналов; коммутация пакетов. При использовании коммутации каналов снижаются накладные расходы на передачу информации. При коммутации пакетов все сообщения разделяются на определенные пакеты. В отличие от коммутации каналов абонент не может монополизировать линию.
45500. Использование амплитудно-импульсной модуляции (АИМ) для построения систем передачи с временным разделением канала 311.5 KB
  При амплитудноимпульсной модуляции амплитуда периодической последовательности импульсов изменяется в соответствии с изменеием модулирующего сигнала. АИМ1 амплитуда импульсов пропорциональна амплитуде моделирующего сигнала. При преобразовании: частота дискретизации; скважность определяет количество времени свободное для передачи сигнала. Для простоты моделирующее колебание представляется: Для амплитудномоделирующей последовательности выражение: показывает глубину модуляции после преобразования получим ряд: Из данного...
45501. Использование широкоимпульсной модуляции (ШИМ) для построения систем передачи с временным разделением канала 299 KB
  Использование фазовоимпульсной модуляции ФИМ для построения систем передачи с временным разделением каналов. ФИМ является более помехоустойчивым видом модуляции чем ШИМ и АИМ. При ФИМ используется следующий моделирующий сигнал: В этом случае основным определяющим элементом является величина фазового сдвига которая определяется по следующей формуле: ∆τmx максимальный временной сдвиг между импульсами: ∆τmx=MФИМUmx MФИМ коэффициент глубины модуляции. Модуляция фазы импульсов определяется в соответствии со следующим...
45502. CASE-средства. Общая характеристика и классификация 51 KB
  Общая характеристика и классификация Современные CSEсредства охватывают обширную область поддержки многочисленных технологий проектирования ИС: от простых средств анализа и документирования до полномасштабных средств автоматизации покрывающих весь жизненный цикл ПО. Наиболее трудоемкими этапами разработки ИС являются этапы анализа и проектирования в процессе которых CSEсредства обеспечивают качество принимаемых технических решений и подготовку проектной документации. Графические средства моделирования предметной области позволяют...
45503. Типизация проектных решений АСОИУ. Использование коробочных продуктов и адаптируемых интегрированных систем. Подходы к созданию автоматизированной системы 58 KB
  Подходы к созданию автоматизированной системы В настоящее время существуют различные подходs к построению АСОИП отличающиеся признаками положенными в основу классификации. Полученная таким образом схема классификации подходов к построению АСОИП приведена на рис. В соответствии с этой схемой при выборе подхода к построению АСОИП решается вопрос о возможности использования существующих на рынке тиражируемых систем или необходимости создавать уникальную систему полностью ориентированную только на задачи конкретного предприятия. Подходы к...
45504. Графические средства представления проектных решений АСОИУ (IDEF, DFD, UML, ERD и т.п.) 36 KB
  DFD диаграммы потоков данных являются основным средством моделирования функциональных требований к проектируемой системе. Первый шаг моделирования извлечение информации из интервью и выделение сущностей. Второй шаг моделирования идентификация связей. Язык UML находится в процессе стандартизации проводимом OMG организацией по стандартизации в области ОО методов и технологий в настоящее время принят в качестве стандартного языка моделирования и получил широкую поддержку в индустрии ПО.
45505. Анализ и оценка производительности АСОИУ 23 KB
  В основе такой оценки лежит понятие производительности. Есть 2 показателя производительности процессов по чистому времени: показатель производительности процессоров на операциях с данными целочисленного типа MIPS отношение числа команд в программе к времени ее выполнения показатель производительности процессоров на операциях с данными вещественного типа при все кажущейся простоте критерия оценки чем MIPS тем быстрее выполняется программа его использование затруднено вследствие нескольких причин: процессоры разной архитектуры...