17636

Фундаментальные понятия контроллинга

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Тема 1. Фундаментальные понятия контроллинга 1. Сущность принципы и сфера применения контроллинга. 2. Цель предмет методы и объекты контроллинга. 3. Функции и задачи контроллинга. Вопросы для самоконтроля. 1. Сущность принципы и сфера применения контроллинг...

Русский

2013-07-05

119.5 KB

9 чел.

Тема 1. Фундаментальные понятия контроллинга

1. Сущность, принципы и сфера применения контроллинга.

2. Цель, предмет, методы и объекты контроллинга.

3. Функции и задачи контроллинга.

Вопросы для самоконтроля.

1. Сущность,  принципы и сфера применения контроллинга

Контроллинг - новое явление в теории и практике современного управления, возникшее на стыке экономического анализа, планирования, управленческого учета и менеджмента. Контроллинг переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность различных служб и подразделений предприятия на достижение оперативных и стратегических целей.

Контроллинг - это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.

Под контроллингом понимают концепцию эффективного управления экономическим объектом с целью обеспечения его постоянного и продолжительного существования в постоянно изменяемой среде.

Слово контроллинг произошло от английского to control – контролировать, управлять, которое в свою очередь происходит от французского слова, означающего «реестр, проверочный список». Следует сказать, что в англоязычных источниках слово «контроллинг» практически не используется. В Великобритании и США укоренился термин «управленческий учет».

В зарубежной литературе под термином «контроллинг» понимают специально сконструированную на основе интеграции традиционных методов учета, анализа, нормирования, планирования, контроля и управления систему, которая обеспечивает получение, обработку и обобщение информации о деятельности предприятия. Такая система вместе с решением оперативных задач ориентируется и на стратегические. Задачи контроллинга значительно больше по объемам от задач управленческого учета, который входит в систему контроллинга в качестве одной из составляющих.

Контроллинг  можно определить как систему проверки того, насколько успешно предприятие продвигается к своей цели. Целью контроллинга есть поддержание эффективного функционирования предприятия. Цель определяется высшим руководством и может изменяться в зависимости от изменений факторов внутренней и внешней среды. Целью может быть высокое качество продукции, завоевание частицы и расширение рынка продажи, снижение затрат на производство, снижение цен, независимость от кредиторов.

Основная цель контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций:

  •  координация управленческой деятельности по достижению целей предприятия;
  •  информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений;
  •  создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием;
  •  обеспечение рациональности управленческого процесса.

Контроллинг, в отличие от функциональных дисциплин, есть синтетической наукой, которая базируется на учете, планировании, анализе и теории управления. Роль управления в системе контроллинга состоит в координации элементов которые входят в систему контроллинга  - учет, планирование, анализ, принятие решений.

Функции системы контроллинга реализуются через создание специальной службы, которая организовывает сбор, обработку, анализ данных и обеспечивает информацию для менеджеров высшего уровня управления с целью разработки прогноза оперативного и стратегического развития предприятия.

Контроллинг связывается с поиском слабых сторон в деятельности предприятия, ликвидацией «узких» и проблемных участков в производственной и финансовой сферах, формированием плана стратегического развития.

Если традиционные системы контроля деятельности предприятия базируются на отслеживании минувших событий (финансовый учет) или событий в реальном масштабе времени (управленческий учет), то контроллинг ориентируется на будущие события. Для системы контроллинга важнейшее значение имеют отклонения от прогнозируемых показателей на перспективу. Отдел контроллинга готовит информацию об отклонениях фактических показателей от запланированных с расшифровкой факторов, которые повлияли на эти отклонения.

Необходимость появления на современных предприятиях контроллинга можно объяснить следующими причинами:

  •  повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием (смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего, увеличение скорости реакций на изменения внешней среды, повышение гибкости предприятия, необходимость непрерывного отслеживания изменений во внутренней и внешней среде предприятия, необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости предприятия и избеганию кризисных ситуаций);
  •  усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления;
  •  информационный бум при недостатке релевантной информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;
  •  общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.

В системе контроллинга обязательным элементом есть определение цели предприятия и отдельных структурных подразделений, управление целями, своевременное реагирование на смену среды и соответственно уточнение цели, которая дает возможность адаптироваться к смене среды и обеспечить существование объекта.

К принципам контроллинга  принадлежат:

  •  Определение цели (целей) – необходимо для обеспечения миссии, которая является главной причиной существования предприятия, природой бизнеса;
  •  Управление целями - на протяжении года проводится наблюдение за тенденциями изменений во внешней среде и внутри предприятия для выявления внезапных и неожидаемых изменений. Выявленные изменения анализируются и разрабатываются мероприятия по адаптации к измененной среде;
  •  Достижение целей;
  •  Принцип движения и стойкости. Предприятие подчиняется этому принципу и выступает как сложная материальная система, чье движение описывается некоторым общим законом, которые характеризует целостную смену системы в пространстве и времени. Разработка и реализация обоснованных стратегических решений необходимые для того, чтобы обеспечить восходящее движение предприятия. Не стабильность работы, а нарушение стабильности есть залогом жизнеспособности системы;
  •  Принцип своевременности -  состоит в реагировании на смену среды на основе слабых сигналов о возможной угрозе существованию предприятия. Сигналы становятся информацией лишь тогда, если они пройдут через два фильтра – психологический и внутрифирменной управленческой иерархии. В основе психологического фильтра лежит модель успешности действий (собственного опыта, метода проб и ошибок), которые используют руководящие работники для выявления той информации, которая, по их мнению, есть актуальной. Фильтр внутрифирменной управленческой иерархии состоит в том, что руководители должны обобщать процессы и явления, видеть проблему в ее многоаспектности, уметь подняться над сложностью задач с многими переменными, что возникают в новых ситуациях, сосредоточиться на нескольких переменных и зависимостях, которые определяют успешность реакции на новизну ситуации;
  •  Принцип документального оформления предусматривает ведение документации и разработки стратегических планов развития предприятия, сбора информации от подотчетных лиц;
  •  Принцип стратегического мышления реализуется через механизм разработки стратегических задач. Успех внедрения контроллинга зависит от понимания важности стратегического прогнозирования и планирования  хозяйственной деятельности со стороны управления, в особенности менеджеров высшего ранга. Стратегическое мышление требует от команды менеджеров организации работы предприятия в таком режиме, чтобы создать конкурентные преимущества на рынке товаров.

Стратегическое мышление требует адекватного выбора системы управления. Смена организационной структуры управления происходит в соответствии  с системой управления (табл. 1). На основе таблицы 1  выбирают такую систему, которая в наибольшей мере удовлетворит потребности предприятия на следующие 5-7 лет.

Таблица 1

Условия применения моделей управления

Модель управления

Характеристика внешней среды

Предпринимательские способности

Темп изменений

Тип изменений

Интенсивность изменений

Реакционная

Медленнее чем реакция

Повторяемый

Нечастые

Традиционно сильные стороны

Специальная

Сопоставимый со скоростью реакции

Логически постепенный

Нечастые

Постепенная эволюция способностей

Долгосрочное планирование

Более скорый чем реакция

Прогнозируемый

Нечастые

Новые способности

Стратегическое планирование

Более скорый чем реакция

Новый

Частые

Новые способности

Принципы контроллинга невозможно усвоить и творчески развивать без использования модерационного метода мышления. Традиционные методы (производственные совещания, опрашивание, собрание и др.) всегда оказываются неэффективными в случаях ограниченного времени и если для решения проблемы нужны специалисты с определенным уровнем компетенции. Метод модерации помогает именно в таких ситуациях и оказывает содействие генерированию идей, уточнению разработки стратегии развития предприятия, материализации творческого потенциала персонала, преодолению психологического барьера невосприятия нового. Он используется для общей разработки планов несколькими специалистами с демонстрацией техники мышления привлеченных к решению проблем людей в случаях если:

  •  совещания должны дать эффективные результаты;
  •  специалисты имеют разные взгляды на проблему.

Метод модерации включает такие элементы:

  •  обсуждение поставленной цели;
  •  сбор соображений по первому вопросу повестки дня;
  •  оценка первого вопроса;
  •  деление участников дискуссии на небольшие группы за темами;
  •  первое обсуждение небольшой группой (4-6 лиц);
  •  дискуссия после ознакомления с результатами работы этой группы;
  •  определение кола вопросов для следующего заседания небольшой группы;
  •  формирование других небольших групп;
  •  обсуждение в нескольких небольших группах;
  •  дискуссия после ознакомления с результатами второй группы;
  •  обсуждение проблем в других группах;
  •  ознакомление с общими результатами перед проведением общей дискуссии, разработка альтернативных решений сложных проблем.

Роль управленческого  аппарата состоит в том, чтобы обнаружить изменения во внешней и внутренней среде на основе полученной экономической информации и разработать стратегию выживания фирмы в условиях жесткой конкуренции. За годы независимости Украины состоялось много политических и экономических изменений, однако сравнительно мало состоялось изменений в психологии управленческих кадров. Для устранения этого противоречия необходимо адаптировать систему управления к изменениям среды.

  1.  Цель, виды, предмет, методы и объекты контроллинга

Целью контроллинга есть диагностирование фактического, технико-экономического и финансового состояния, сравнение его с прогнозируемым, выявление тенденций и закономерностей развития экономики предприятия соответственно главной цели, предупреждение отрицательного влияния внутренних и внешних факторов на финансовый результат и положение на рынке.

Состояние контролируемых объектов определяется количественными, качественными, структурными, временными и пространственными характеристиками.

Ключевым понятием в определении цели контроллинга являются тенденции и закономерности экономики предприятия, его технико-экономического и финансового состояния. Под экономикой предприятия имеются в виду его активы, капитал и обязательства, а также потенциал с целью получения максимально возможного результата.

Как было сказано выше, контроллинг – это система управления достижением целей и неотъемлемая часть  управления предприятием. Современный менеджмент разделяет цели предприятия на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). Контроллинг позволяет осуществлять постоянный контроль за достижениями как стратегических так и оперативных целей. Контроллинг как система включает в себя два аспекта: стратегический и оперативный.

Цель стратегического контроллинга – обеспечение выживаемости предприятия и «отслеживание» движения предприятия к намеченной стратегической цели развития Стратегический контроллинг несет ответственность за обоснованность стратегических планов. Прежде чем осуществлять контроль за достижением какой-либо цели необходимо установить насколько обоснованно она выбрана и насколько реально ее достижение.

Цель оперативного контроллинга – создание системы управления достижением текущих целей предприятия, а также принятие своевременных решений по оптимизации соотношения затраты – прибыль. В отличие от стратегического, оперативный контроллинг ориентирован на  достижение краткосрочных целей. Основные подконтрольные показатели: рентабельность капитала, производительность, степень ликвидности.

Таблица 2

Характеристика понятий «контролируемость системы» и «контроллинг»

Контроллинг

Контролируемость системы

а) в структурном выражении

  •  планирование
  •  учет
  •  анализ
  •  управление
  •  не структурированная

б) в техническом выражении

  •  информационная система, которая оперативно реагирует на отклонение
  •  технология работ (плановая работа за сроками, содержанием, целью)
  •  бюджетная система управления за полными и частичными затратами
  •  электронная обработка информации
  •  разработка норм контроля
  •  сопоставление фактического и заданного уровня фирмы
  •  выявление отклонений
  •  выдача указаний на устранение нежелательных отклонений

в) ориентация во времени

  •  будущее
  •  прошлое

Сложность предмета контроллинг требует детализации его отдельных элементов и размежевания понятий «контролируемость системы» и «контроллинг» (табл. 2).

Понятие «бюджетная система управления» употреблено в контексте терминологии западных стран и означает распределение средств в разрезе отделов, продуктов и т.п., а в нашем понимании оно близкое за семантикой к слову «управление».

Предметом контроллинга являются микроэкономические процессы и явления на предприятии, которые характеризуются определенными показателями - индикаторами в их  динамике и макроэкономические процессы в стране, которые оказывают непосредственное влияние на экономику предприятия.Для контроллинга важным есть учет изменений как внутреннего, так и внешней среды, в отличие от финансового учета, который отслеживает в основному внутренние изменения в хозяйственной деятельности и управленческого, что учитывает изменения внутри системы наблюдения и лишь в определенной мере за ее пределами.

К предмету контроллинга принадлежат такие элементы:

  •  формирование системы показателей стратегического планирования (определение программы развития предприятия, составление бюджетов);
  •  разработка системы информационного обеспечения стратегического менеджмента;
  •  сбор данных из центров отслеживания с помощью отчетов;
  •  выявление отклонений и факторов отрицательного влияния на развитие предприятия;
  •  составление отчетов для менеджмента;
  •  разработка предложений относительно ликвидации «узких» мест.

Осложнения окружающей среды, в которой функционирует предприятие, требует осложнение системы контроля за его деятельностью, то есть адаптации к новым условиям.

Критерием способности предприятия адаптироваться к сменной среде есть получение результата финансовой деятельности, а потому ориентация на прибыль показывает, что предприятие демонстрирует свою волю выстоять, одолевая изменения, часто нежелательные, в окружающей среде. Поэтому предприятия должны перейти от пассивной регистрации хозяйственной деятельности (финансовый учет) к системам, которые разрешают обеспечить данные для анализа и оценки своей позиции в измененном окружении (контроллинг).

Контроллинг, как отдельная, наука имеет свои исследовательские приемы:

  •  общеметодологические – относятся методы характерные любой науке: наблюдение, сравнение, история развития, анализ, синтез, систематизация, выявление закономерностей, прогнозирование и др;
  •  общенаучные – относятся исследовательские приемы отдельных систем: планирования, учета, анализа, управления, статистики, кибернетики, информатики;
  •  специфические – контроллинг предусматривает использование моделирование процессов и явлений и на этой основе определяет конкретные задачи системы.

Объектами контроллинга являются факторы производства, показатели эффективности их использования и организации, потенциал предприятия (численность, основные средства, объемы производства и сбыта и др.), а также показатели финансового состояния в сравнении с прогнозируемыми.

Для контроллинга используется разнообразная информация финансового и управленческого учета, на основании которой определяется эффективность использования ресурсов, ход протекания хозяйственных процессов, формирование прибыли, показатели финансового состояния. Отбор показателей определяется менеджерами на основе специальных исследований.

3. Функции и задачи контроллинга

Переход от плановой модели хозяйствования сопровождается возрастанием информационных ресурсов как по объему, так и по смыслу информации (новые явления, процессы, события). Более сложными становятся коммуникационные связи, процедуры принятия решений, которые требуют дополнительной информации, отсутствующей в традиционной системе финансового учета. Управление информационным процессом ставит перед менеджерами все большие требования относительно понимания роли информации и знаний руководителя в области создания информационных систем. Функции управления постоянно усложняются. Так, обычное планирование трансформируется в проблемно-ориентированное планирование, сбыт продукции – в маркетинговую деятельность, финансовый и управленческий учет дополняется интегрированной системой контроллинга. Единая система бухгалтерского учета дифференцируется на подсистемы финансового, управленческого учета и контроллинга.

Учет теряет свою независимость и приобретает функцию сервисного обеспечения менеджмента в информации, необходимой для принятия решений. Контроллинг выполняет функции создания, обработки, анализа и передачи системной управленческой информации.

Функции контроллинга:

  •  Установление целей – определение качественных и количественных целей предприятия и выбор критериев, по которым можно оценить степень достижения поставленных целей.
  •  Планирование – превращение целей предприятия в прогнозы и планы. Первый шаг планирования – анализ сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и опасностей (SWOT-анализ). На основе этого разрабатывают стратегию предприятия, а затем – план. План – это количественное выражение целей предприятия и разработка путей их достижения. Для процесса планирования создается нормативно-справочная база, определяются объем и структура необходимой информации, разрабатываются методики составления планов по времени и содержанию;
  •  Оперативный управленческий учет – отражение всей финансово-хозяйственной деятельности предприятия в ходе выполнения плана. Специфика управленческого учета состоит в ориентации на информационные потребности руководителей предприятия и подразделений, на поддержку принятия управленческих решений. Для этого определяются потребности системы в информации, разрабатывается система показателей контроллинга и отчетные формы для сбора и обработки данных;
  •  Система информационных потоков. Процесс управления рассматривают как процесс преобразования информации: управленческое воздействие – это информация особого рода. Управлять, не владея информацией, сегодня невозможно.  Контроллинг является поставщиком информации, необходимой для функционирования системы управления на предприятии. Информация – это совокупность сведений, уменьшающих степень неопределенности. Информация должна быть достоверной, полной, релевантной, понятной, полезной, своевременной, регулярной.
  •  Мониторинг – отслеживание протекающих на предприятии процессов в режиме реального времени; составление оперативных отчетов о результатах работы предприятия за наиболее короткие промежутки времени (день, неделя, месяц); сравнение целевых результатов с фактически достигнутыми.
  •  Анализ планов результатов и отклонений направлен на оценку результатов прошлой деятельности, определение происходящего на предприятии в настоящее время, анализ возможностей предприятия добиться поставленных целей в будущем.
  •  Контроль занимается фиксированием и оценкой уже свершившихся фактов в деятельности предприятия.
  •  На основании анализа вырабатывают рекомендации для принятия управленческих решений. С учетом сложившейся ситуации, а также будущих возможностей и опасностей контроллинг определяет, какие альтернативы действий есть у предприятия в настоящее время, и оценивает эти альтернативы с точки зрения достижения целей предприятия.

Степень проявления и эффективность использования функций контроллинга зависит от таких факторов: масштаб организации, финансовое состояние, понимание руководством важности функций контроллинга, уровень диверсификации производства, виды деятельности, квалификация управленческого персонала, других факторов.

Интегральной функцией контроллинга есть координация усилий каждого подразделения предприятия и отдела управленческой системы на достижение целей, которые ставит перед собою предприятие в производственной, финансовой и управленческой деятельности.

Необходимость создания системы контроллинга обусловлена нестабильностью внешней среды и требует:

  •  усиления внимания к прогнозированию будущего состояния объектов;
  •  ускорения реакции субъектов управления на изменения в деятельности предприятия;
  •  разработки и постоянного корректирования стратегических прогнозов и планов.

В области планирования задачи контроллинга формируются таким образом:

  •  создание нормативной базы для прогнозирования развития фирмы;
  •  содействие разработчикам стратегических планов в определении целей и направлений развития;
  •  координация работ по планированию и составлению бюджетов;
  •  участие в определении количественных и качественных параметров работы фирмы;
  •  согласование промежуточных целей и планов и складывания общих стратегических планов.

В области учета задача контроллинга требуют:

  •  создание современной системы информационного обеспечения и отчетности;
  •  определение специфических потребностей менеджеров в необходимой информации и отчетности;
  •  периодического представления информации относительно отклонений фактических показателей от плановых;
  •  представление руководству отчетов с объяснением факторов, которые вызвали отклонения;
  •  анализ отклонений и обсуждение с заинтересованными лицами.

В области информационно-аналитического контроллинга необходимо:

  •  разработать архитектуру информационной структуры;
  •  отобрать показатели, носители информации, каналы их передачи;
  •  определить контрольные точки хозяйственной и финансовой деятельности;
  •  составить схему сбора и систематизации данных;
  •  разработать инструментарий для планирования, учета, контроля, анализа и принятия решений;
  •  консультировать менеджеров по вопросам функционирования системы контроллинга.

Работа работников службы контроллинга должна направляться на такие области контроля: стратегические цели; критические условия внешней и внутренней среды, которые лежат в основе стратегических планов; узкие и слабые места, которые выявлены в процессе планирования и анализа работы предприятия.

При определении системы подконтрольных показателей необходимо обеспечить такие требования: объем показателей должен быть адекватным сложности объекта управления; показатели планируются в целом по предприятию и по структурным подразделениям; показатели не изменяются на протяжении планового периода (дает возможность сравнения и выявление отклонений);  сравнимость показателей с показателями других предприятий.

Нужно заметить, что контроллинг не берет непосредственного участия в процессе управления, а выполняет сервисную функцию в нем (собирает, обрабатывает, анализирует и комментирует явления), обеспечивая информацию для менеджеров. Итак, контроллинг находится в таком же положении, как финансовый или управленческий учет, которые являются подсистемами общей информационной системы, которые обслуживают систему менеджмента. Принципиальным отличием контроллинга есть направленность на будущее (стратегическое планирование), без чего невозможно продолжительное существование предприятия в рыночной среде.

Вопросы для самоконтроля:

  1.  Дайте определения контроллинга и системы контроллинга.
  2.  Сформулируйте основные принципы контроллинга.
  3.  В чем состоит сущность модерационного метода мышления?
  4.  Назовите основную цель контроллинга?
  5.  Перечислите основные виды контроллинга.
  6.  В чем состоят принципы контроллинга?
  7.  Раскройте содержание предмет контроллинга и охарактеризуйте его элементы.
  8.  Опишите исследовательские приемы контроллинга.
  9.  Что выступает объектами контроллинга?
  10.  Какие основные и специальные функции контроллинга?
  11.  Перечислите задачи контроллинга в области планирования, учета, информационно-аналитического обеспечения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2649. Радиоэлектронное оборудование самолетов Як-18Т, Як-52 и его летная эксплуатация 13.03 MB
  В пособии приведены сведения о радиоэлектронном оборудовании самолетов Як-18Т и Як-52. Даны основные тактико-технические характеристики, комплект и размещение оборудования на самолете, органы управления и индикации, порядок проверки работоспособност...
2650. Физика твёрдого тела 5.85 MB
  Физика твёрдого тела Лекция Зонная теория твёрдых тел Рассматривая квантовую теорию электропроводности металлов не учитывалось, что положительные ионы кристаллической решётки создают в металле электрическое поле и как вообще появля...
2651. Электромеханические и магнитные элементы систем автоматики 6.81 MB
  Настоящий учебник написан в соответствии с учебной программой предмета «Электромеханические и магнитные элементы систем автоматики» и предназначен для учащихся электроприборостроительных техникумов, обучающихся по специальности «Производство электро...
2652. Молекулярная физика и термодинамика 1002.96 KB
  Основные положения техники безопасности в лаборатории механики и молекулярной физики. Определение коэффициента вязкости жидкости методом Стокса. Определение отношения удельных теплоемкостей воздуха методом адиабатного расширения. Методика измерения линейных длин с помощью штангенциркуля и микрометра.
2653. Программирование в сетях 1007.68 KB
  Программирование в сетях (курс лекций) Архитектуры информационных приложений. Общая классификация архитектур информационных приложений. Основные технологии построения современных распределенных систем. Технология построения систем...
2654. Инженерные сооружения в транспортном строительстве 716.11 KB
  Инженерные сооружения в транспортном строительстве Тема: "Основные понятия об инженерных сооружениях на автомобильных дорогах. Их значение и необходимость" Инженерные сооружения являются составной частью автодорог: наряду с земельным полотном и дорогами...
2655. Конспект лекций по курсу Национальная экономика 203.12 KB
  Конспект лекций по курсу Национальная экономика. Национальная экономика как система Национальная экономика - это структурированная в отраслевом и региональном пространствах экономическая деятельность в масштабах страны, регулируемая институционализма...
2656. Строительство и ремонт автомобильных дорог 809.63 KB
  Технический прогресс в строительстве и ремонте автомобильных дорог Основные направления технического прогресса в дорожном хозяйстве Внедрение новой техники Повышение уровня механизации Организация и обслуживание рабочих мест...
2657. Теория физики и энергетических цепей 575.03 KB
  Законы Ома и Кирхгофа для цепей постоянного тока. Разветвленными называются цепи, содержащие узлы, т. е. точки, к которым подходит не менее трех проводников. Поскольку энергия в узлах накапливаться не может, сумма токов, притекающих в любой момент...