17637

ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО УЧЕТА И ПРИМЕНЕНИЕ ЕГО ДАННЫХ

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Учет затрат и его основные принципы. Детализация затрат необходимая для проведения внутреннего текущего анализа. Детализация затрат необходимая для проведения внутреннего перспективного...

Русский

2015-01-28

142.5 KB

4 чел.

ТЕМА 2. ОСНОВЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО УЧЕТА И ПРИМЕНЕНИЕ ЕГО ДАННЫХ

1.  Учет затрат и его основные принципы.

2. Детализация затрат, необходимая для проведения внутреннего текущего анализа.

3.  Детализация затрат, необходимая для проведения внутреннего перспективного анализа.

Вопросы для самоконтроля.

1.  Учет затрат и его основные принципы

1.1. Понятия, связанные с учетом затрат

Использование средств – затраты, расходы, налоги, убытки.

Направления учета затрат – это что-то (причина), что о  затратах на него вы хотите узнать.

  •  на продукцию цен на центрах ответственности.
  •  на себестоимость или на отчетный период.

Необходимо учесть все возможные вариации, и для этого в управленческом учете выделяются 4 основных направления учета затрат:

1 -  получение учетных данных с целью определения себестоимости продукции и ожидаемой прибыли от ее реализации (Сколько стоит продукция, которую мы продаем, и приносит ли это прибыль?);

  1.  - получение учетных данных о фактических затратах и отчетной себестоимости с целью прогнозирования будущих издержек производства и обеспечение этой информацией руководителей всех уровней для принятия решений (Сколько стоит продукция, которую мы производим и приносит ли это прибыль? Сколько стоит производство таким способом, а не другим?);
  2.  - организация учета по центрам затрат и центрам ответственности с целью контроля за затратами по местам их возникновения (Сколько это должно стоить? Стоило это больше или меньше, чем ожидалось?).

Для того, чтобы добиться учета по трем направлениям необходимо организовать учет затрат особым образом рассмотренном в пункте 2. Но для начала необходимо ознакомиться с основными понятиями.

Центр ответственности – зона индивидуальной ответственности менеджера за свои действия.

Центры ответственности фиксируются организационной структурой предприятия. Существуют центры затрат, прибыли, инвестиций (схема 1).

Схема 1. Модель центров прибыли, затрат.

Цели деятельности центров ответственности – зачем создан центр ответственности, куда он тратит деньги:

  1.  Основной вид деятельности.
  2.  Содержание самого центра ответственности.
  3.  Услуги сторонним пользователям.

Объекты затрат – объект, стоимость которого мы хотим узнать (промежуточные и финальные).

Элементы затрат – из чего складывается стоимость объекта затрат:

  •  материалы;
  •  трудозатраты;
  •  энергоносители.
  •  сторонние услуги.

Категории затрат – дополнительные принципы классификации затрат для специальных решений.

Классификационный признак

Виды затрат

1. По способу отнесения  к целям деятельности

  •  основные
  •  накладные

2. По отношению к периоду генерирования прибыли

  •  входящие
  •  истекшие затраты

3. По отношению к продукции  

  •  прямые
  •  косвенные

4. По отношению к изменениям в деятельности

  •  постоянные
  •  переменные

5. По восприимчивости к управленческому влиянию

  •  регулируемые
  •  нерегулируемые

6. По значимости для оценки запасов

  •  производственные (на продукт)
  •  непроизводственные (на период)

7. По функции управления

  •  технологические
  •  регулируемые
  •  фиксированные

1.2. Принципы организации учета затрат

             (Виды деятельности)

Калькуляционная схема:

  1.  Область регулярного непрерывного ведения учетных записей.
  2.  Область трансформации.

Учет затрат организовывается по такой цепочке:

1.3. Методы оценки запасов

Пример.

1 февраля – 100л = 1 грн.

1марта – 100л= 2 грн.

30 марта –отпуск 100л в производство.

Жидкость слита в одну цистерну.

Так как материалы покупаются по разным ценам, то возникает проблема по какой цене отпускать материалы в производство.

Себестоимость, грн.

Запас конечный, грн.

Валовой доход, грн.

Валовая прибыль, грн.

FIFO

100*(100*1)

200*(100*2)

400

300

LIFO

200*(100*2)

100*(100*1)

400

200

Средневзвешенная

150*(100*1,5)

150*(100*1,5)

400

250

(100*2)+(100*1)/200=300/200=1,5 грн.

Какой метод следует использовать?

1. Используются методы для оценки запасов и расчета себестоимости продукции.

2. Для принятия перспективных решений.

2. Детализация затрат, необходимая для проведения внутреннего текущего анализа (1-е направление учета затрат)

2.1. Входящие и истекшие затраты

В упрощенном виде производственный цикл можно представить следующей схемой:

Т.е. по отношению к способности приносить доход необходимо разделить входящие и истекшие затраты.

Чтобы правильно детализировать затраты на входящие и истекшие необходимо точно знать в какой именно отчетный период эти затраты принесут доход предприятию.

Входящие затраты – это средства (ресурсы), которые были приобретены или изготовлены, и как ожидается, должны принести доход в будущем. Это – запасы предприятия, которые регистрируются в бухгалтерском балансе.

Истекшие затраты – это средства (ресурсы), которые уже были израсходованы для получения доходов в отчетный (настоящий) период, поэтому они потеряли способность приносить доход в дальнейшем.

Они регистрируются на счетах реализации(прибыли и убытков) в текущем периоде как расходы (убытки).

На выше предложенной схемы нетрудно заметить, что природа происхождения и входящих и истекших затрат далеко не однозначна, поэтому есть смысл провести еще один этап детализации.

2.2. Затраты «на продукт» и затраты «на период»

Затраты «на продукт» - это затраты, которые непосредственно связаны с физическими единицами продукции независимо от того к какому отчетному периоду они относятся.

То есть затраты как бы прилипают к тоннам, литрам, километрам конкретного вида продукции и существуют до тех пор пока эта продукция не принесет доход (т.е. не будет реализована).

Затраты «на период» - это затраты, которые непосредственно не связаны с физическими единицами продукции при ее изготовлении.

Они рассматриваются, как обязательные текущие расходы конкретного текущего отчетного периода, поэтому по истечению данного отчетного периода их рекомендуется полностью списывать, независимо от того была ли в этом отчетном периоде реализация продукции.

Поскольку затраты «на продукт» не зависят от отчетного периода и тесно связаны с процессом реализации продукции, то они могут быть как входящие (в виде запасов готовой продукции и незавершенного производства) так и истекшие с той частью продукции, которая была реализована в отчетном периоде. Затраты же «на период», наоборот, не зависят от процесса реализации, и тесно привязаны к конкретному отчетному периоду, поэтому они могут быть только истекшими.

В мировой практике к затратам «на продукт» принято относить только производственные затраты. А к затратам «на период» - непроизводственные расходы.

2.3. Основные и накладные затраты, определение прибыли

К производственным затратам принято относить две большие группы затрат:

Группа А – Основные производственные затраты;

Группа В – Производственные накладные расходы.

В свою очередь к “Основным производственным затратам” относятся:

А1. Основные материалы  - считают те, которые прямо израсходованы на производство конкретного вида продукта.

А2. Заработная плата основных производственных рабочих – т.е. зарплата, которая может быть точно отнесена на конкретный произведенный продукт.

А3. Прямые производственные расходы – оплата прочих услуг, которая может быть точно отнесена на конкретный произведенный продукт.

К “Производственным накладным расходам” при проведении внутреннего текущего анализа принято относить:

В1. Вспомогательные материалы – это те материалы, которые не могут рассматриваться как принадлежность какого-то одного продукта, поскольку они дают возможность изготавливать несколько видов товаров (запасные части) или же те материалы, расходы на которые незначительны (машинные масла, МБП и т.п.).

В2. Расходы на вспомогательную и непроизводственную рабочую силу – все прочие производственные расходы на оплату труда, которые невозможно и нецелесообразно относить на конкретный продукт.

В3. Косвенные производственные расходы – все прочие расходы, связанные с процессом производства, которые невозможно точно отнести на конкретный произведенный продукт.

К “Непроизводственным расходам” (группа С) в рамках внутреннего текущего анализа следует относить:

1- общехозяйственные (административные расходы);

2- амортизацию;

3- трансакционные издержки;

4- затраты по сбыту продукции (от склада к потребителю);

Собственно говоря, предложенная детализация затрат на входящие и истекшие, затраты “на продукт” и затраты “на период” или производственные и непроизводственные, главным образом преследует одну цель – определить реальный фактический результат производственно-финансовой деятельности любой хозяйственной единицы – т.е. определить реальную (настоящую) прибыль.

Оказывается механизм определения прибыли (реальной прибыли) довольно многоступенчат и состоит из следующих этапов:

1 этап. Определяются прямые затраты на произведенную продукцию (по каждому виду продукции) = Незавершенное производство на начало периода +Производственные затраты за отчетный период (Затраты “на продукт”) – Незавершенное производство на конец отчетного периода.

2 этап. Определяются прямые затраты на готовую продукцию (по каждому виду продукции) = Запасы готовой продукции  на начало периода + Прямые затраты на произведенную продукцию в отчетном периоде.

  1.  этап. Определяются прямые затраты на проданную продукцию (по каждому виду продукции) = Прямые затраты на готовую продукцию – Запасы готовой продукции на конец отчетного периода.
  2.   этап. Определяется валовая прибыль (валовая маржа) по каждому виду продукции: GM = Выручка от реализации конкретного вида продукта (Валовой доход «TR») – Прямые затраты на проданную продукцию.
  3.  этап. Определяется операционная прибыль (чистый доход) в целом по предприятию за отчетный период.  NIn = GM – Непроизводственные расходы.
  4.  этап. Определяется чистая прибыль предприятия за отчетный период. NP = NIn – Выплата процентов за кредиты + Результат «прочей реализации» +  Результат «внереализационных операций».

3.  Детализация затрат, необходимая для проведения внутреннего перспективного анализа (информация о затратах для принятия управленческих решений)

3.1. Принимаемые и непринимаемые в расчет затраты. Переменные и постоянные затраты

В отличие от внутреннего текущего анализа внутренний перспективный анализ обращен к будущим событиям. Для целей управления менеджерам необходимо иметь исчерпывающую информацию не о прошедших результатах, а об ожидаемых в будущем затратах и доходах. Т.е. другими словами, любое управленческое решение опирается на обоснованную информацию о будущем.

Где взять информацию о будущих затратах и доходах? Оказывается, все экономические процессы обладают большой инерционностью (т.е. экономические результаты прошлых периодов оказывают огромное влияние на экономические результаты настоящего и будущего периодов). Аналогично, будущие затраты и доходы не возникают вдруг. Они исходят из затрат и доходов прошлых и настоящего периодов. И, если предприятие не намечает радикальных технологических преобразований (это в сельском хозяйстве происходит крайне редко), появляется возможность извлечь полезную информацию за истекшие периоды для перспективного анализа принимаемых решений.

Естественно возникает вопрос: «А нельзя ли для целей перспективного внутреннего анализа использовать информацию о затратах и доходах применяемую для текущего внутреннего анализа. Т.е. информацию о прямых и косвенных затратах за прошедший отчетный период?».

Ответ: «Нет, к сожалению нельзя! Использование принципов детализации затрат, принимаемых для расчета общей прибыли предприятия, в целях выработки управленческих решений могут привести дирекцию предприятия к серии неверных решений относительно отдельного вида продукции с катастрофическими последствиями для предприятия в целом».

Главный принцип детализации затрат (при проведении внутреннего перспективного анализа) для принятия управленческих решений, когда рассматриваемый прогнозный период относительно небольшой – все затраты следует подразделить на «принимаемые в расчет» и «непринимаемые в расчет».

«Принимаемые а расчет затраты» - это те будущие затраты, которые подвержены влиянию принятого решения.

«Непринимаемые в расчет затраты» - это те затраты, которые не зависят от принятого решения.

3.2. Модель безубыточности производства

Принимаемые и непринимаемые в расчет затраты по своей природе могут иметь различный вид: это возвратные и безвозвратные затраты, регулируемые  и нерегулируемые, постоянные и переменные и т.п. Но при принятии управленческих решений наибольший интерес представляют постоянные и переменные затраты.

Существует довольно много определений постоянных и переменных затрат, но наиболее универсальным является следующее:

Переменные затраты – это те затраты, которые следует принимать в расчет при изменении объема производства.

Постоянные затраты – это те затраты, которые в рамках относительно короткого промежутка времени, не следует принимать в расчет при изменении объема производства.

В экономической практике детализация затрат на постоянные и переменные имеет очень обширную область применения, но в рамках внутреннего перспективного анализа информация о переменных и постоянных расходах является основой (сердцевиной) «Анализа безубыточности производства» и метода «Контрибуционной маржи».

Анализ безубыточности производства в Украине еще не приобрел того значения, которое он имеет в цивилизованном мире, поэтому данный способ анализа можно отнести к «нетрадиционным».

Следует различать экономическую модель безубыточности и бухгалтерскую модель безубыточности.

Экономическая модель безубыточности производства предусматривает, что:

(VC) Переменные затраты – это все затраты которые в рамках краткосрочного периода времени имеют высокий коэффициент эластичности при изменении объема производства.

(FC) Постоянные затраты – это те затраты, которые в рамках краткосрочного периода времени, когда мощности предприятия ограничены, имеют низкий коэффициент эластичности при изменении объема производства.

VC                Поведение                  FC

 

(TR) Валовой доход – это выручка от реализации конкретного вида продукции.

           Поведение TR

Экономическая модель безубыточности предусматривает то, что  в рамках краткосрочного периода времени предприятие при производстве конкретного вида продукции имеет две критические точки производства.

Критическая точка производства – это пересечение графика валового дохода (TR) и графика совокупных затрат (ТС).

Экономическая модель безубыточности – это почти точная копия поведения затрат и доходов при изменении объемов производства, однако использовать данную модель при применении управленческих решений (при оперативном планировании) крайне сложно, да и нецелесообразно.

В практике хозяйственной деятельности наибольшее применение нашла бухгалтерская модель безубыточности производства в основу которой положен анализ контрибуционной маржи.

3.3. Метод контрибуционной маржи и расширенный анализ безубыточности

Бухгалтерская модель безубыточности – это максимально упрощенный вариант экономической модели безубыточности. Она предусматривает, что:

(TVC) Совокупные переменные затраты – это затраты, которые в пределах потенциальной (расчетной) возможности производственных мощностей изменяются прямопропорционально изменению объема производства.

(TFC) Совокупные постоянные затрат – это затраты, которые за относительно небольшой период времени остаются неизменными для различных масштабов производства.             

Поведение TFC, TVC, и TC, TR

ТС (совокупные затраты)=TVC+TFC

(TR) Валовой доход – это произведение средней цены реализации и соответствующего количества проданной продукции. т.е. TR = Р * Q.

(Qкрит.) Критическая точка производства (точка безубыточности) – точка пересечения графика валового дохода (TR) и совокупных затрат (ТС), это точка, где выполняется равенство: TR = ТС или TR-TFC-TVC=0.

M) Контрибуционная маржа – это разность между валовым доходом и совокупными переменными затратами. СM = TR – TVC. В критической точке производства контрибуционная маржа равняется совокупным фиксированным затратам, т.е. TR крит. – TVC крит. – TFC = 0 или СM крит. – TFC = 0, СM крит. = TFC.  

Таким образом, бухгалтерская модель безубыточности предполагает нахождение такого объема производства продукции при котором СM = TFC.  В отличие от экономической модели данная задача решается простым аналитическим путем: СM = TR – TVC = Q*P – Q*AVC, где

Q – объем производства, тонны, литры и т.п.

P – средняя цена реализации, грн.

AVC – средние переменные затраты на единицу продукции = TVC/Q.

(AVC) Средние переменные затраты в пределах потенциальной возможности производственных мощностей при любом объеме производства являются величиной постоянной. Qкрит. * (P – AVC) = TFC ↔ Qкрит. = TFC / (P – AVC)

(P – AVC). Разница между ценой и средними переменными издержками называется предельной прибылью (МР) – это дополнительная прибыль, которую предприятие может получить при производстве еще одной дополнительной единицы продукции.

(МР) Предельная прибыль – это барометр управленческих решений. Если МР>0, то это сигнал к увеличению объемов производства, если же МР<0. то в целях минимизации убытков производство продукции необходимо сокращать.

Анализ безубыточности позволяет найти такой критический объем производства, при котором прибыль от реализации данного объема продукции будет равна 0) , т.е. TR-TFC-TVC=0. Но целью деятельности любого предприятия является отнюдь не нулевая прибыль, а максимальная. Для расчета объема производства, при котором прибыль будет максимальной необходимо воспользоваться правилом максимизации прибыли:

Прибыль предприятия будет максимальной (убытки минимальными) при таком объеме производства, когда выполняется равенство

МС=Р

где МС – предельные затраты для данного объема производства,

       Р – цена реализации единицы продукции.

Для того, чтобы определить этот объем необходимо иметь, естественно, цену реализации(P), градации различных вариантов объемов производства(Q), соответствующие им градации среднепеременных затрат(AVC) и сумму постоянных затрат(FC). На основании этих данных можно рассчитать градации предельных затрат(МС) по формуле:

МС=,

где ТСn и Qn – совокупные затраты и объем производства n-го уровня,

  ТСn-1 и Qn-1 -  совокупные затраты и объем производства предыдущего уровня.

Если постоянные затраты (FC) неизменны для каждой градации объема производства, формулу можно упростить:

МС=,

где VC – совокупные переменные затраты.

Варианты:

1. Если Р больше AVC и Q,  крит. меньше Q,  пот., то максимальная прибыль МС=Р;

2. Если Р больше AVC и Q,  крит. больше Q,  пот., то минимальный убыток Q,  пот.;

3. Если Р меньше AVC, то убыток минимальный  при остановке производства и равен ТFC;

4. Если Р равна AVC, то все равно.

Пример.  Предприятие производит озимую пшеницу на площади 1000 га.

Имеются расчетные данные о таких вариантах производственного уровня:

  1.  5 тонн с 1 га – AVC равны 50 грн. на 1 тонну,
  2.  5,5 тонн с 1 га – AVC равны 55 грн. на 1 тонну,
  3.  6 тонн с 1 га – AVC равны  65 грн. на 1 тонну,
  4.  6,5 тонн с 1 га – AVC равны 80 грн. на 1 тонну,
  5.  7 тонн с 1 га – AVC равны 100 грн. на 1 тонну,

Постоянные затраты равны 70000 грн. и неизменны при любом варианте.

Цена реализации 350 гривень за 1 тонну.

Определить объем производства, при котором прибыль будем максимальной.

Строим расчетную таблицу:

варианты объема, Q

средне-переменные затраты, AVC

совокупные переменные затраты на 1 га, VC

предельные затраты, MC

объем, соответствующий сумме предельных затрат, Q

0

0

0

50

2,5

5

50

250

105

5,25

5,5

55

302,5

165

5,75

6

65

390

260

6,25

6,5

80

520

360

6,75

7

100

700

Как видим, наиболее близки к цене в 350 грн. предельные затраты 360 грн. для объема 6.75 тонн с 1 га. Применив интерполяцию тенденции, определим, что предельные затраты в 350 грн. соответствуют объему 6.7 тонн с 1 га. Значит максимальную прибыль предприятие получит при производстве 6.7 т с 1 га или 6700 тонн со всей площади. При желании этот результат можно подтвердить путем простого перебора расчетных вариантов.  

Вопросы для самоконтроля.

1. Охарактеризуйте понятия направления учета затрат, объекты и элементы затрат.

2. Назовите классификационные признаки затрат и виды затрат, которые к ним относятся.

3. Из каких этапов складывается процесс определения прибыли предприятия?

4. В чем отличия экономической и бухгалтерской моделей безубыточности?

5. В чем суть контрибуционной и предельной прибыли?

6. В чем суть применения правила максимизации прибыли (минимизации убытков)?


ЦЗ

ЦЗ

ЦЗ

ЦП

Элементы затрат

Затраты центров ответственности

Основной вид деятельности (А,В)

Вспомогательный вид деятельности (С)

Основной объект

Основной объект

Накладной объект

сновной объект

Накладной объект

Основной объект

М

Т

Э

У

М

Т

Э

У

М

Т

Э

У

М

Т

Э

У

М

Т

Э

У

М

Т

Э

У

переменные-постоянные

прямые-косвенные

Основные средства

Износ

Услуги внешних лиц (физических и юридических)

Внешние ресурсы

Запасы

предприятия:

а) сырье, материалы;

б) незавершенное производство;

в) готовая, но нереализованная продукция.

Производство

Реализованная продукция = Доход предприятия

Истекшие

затраты

Входящие затраты

Реализованная продукция

грн.

Q, т

грн.

Q, т

грн.

Q, т

TR

ТС

грн.

Q, т

TC

TFC

Q, пот.

Q,  крит.

TR

TVC

Грн.

Q, т

MC

ATC

P

Истекшие затраты

незавершенное производство

нереализованная продукция

Входящие затраты

Затраты «на период»

Затраты «на продукт»

Запасы сырья, материалов, топлива и т.п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75481. Понятие инвестиционного плана и его содержание в ИС Project Expert 28.5 KB
  Понятие инвестиционного плана и его содержание в ИС Project Expert Инвестиций план затраты подготовительного периода затраты на приобретение и создание активов земли оборудования календарный план и сетевой график проекта. Раздел инвестиционный план предназначен для составления календарного графика работ проекта с указанием отдельных этапов необходимых финансовых ресурсов для выполнения этих этапов установления взаимосвязей между этапами формирования активов предприятия проекта описания способов и сроков амортизации созданных...
75483. Операционный план и его основное содержание в ИС Project Expert 35 KB
  Диалог План сбыта состоит из двух основных частей: таблицы содержащей список продуктов и информацию о ценах верхняя часть диалога; диалоговой панели для ввода информации об объемах и условиях сбыта текущего продукта нижняя часть диалога которая изменяется от степени детализации вводимых данных опция Детальное описание...
75484. Формирование запроса в MS Access, создание запроса на выборку в многотабличной БД 28.5 KB
  С помощью Access могут быть созданы следующие типы запросов: запросы на выборку, запросы на изменение, перекрестные запросы, запросы с параметром. Для начала создания запроса следует открыть базу данных, и, перейдя на вкладку Запросы нажать кнопку Создать. Появится окно Новый запрос для выбора способа построения запроса...
75485. Методы оценки финансового состояния предприятия с использованием Project Expert 25.5 KB
  Методы оценки финансового состояния предприятия с использованием Project Expert Финансовая оценка финансовая состоятельность т. Отчет о прибылях и убытках отражает операционную деятельность предприятия здесь и далее под операционной деятельностью понимается процесс производства и сбыта продукции или услуг за определенные периоды времени месяц квартал год. Балансовая ведомость в отличие от Отчета о прибылях и убытках отражает финансовое состояние предприятия определенный момент времени например 31 декабря 2001 года. Балансовая...
75486. Объект планы счетов 33 KB
  Слева от каждой строки находится пиктограмма характеризующая состояние данного счета. Если пиктограмма желтого цвета то это означает что счет является групповым то есть к нему открыты субсчета. Как например счета 01 или 03. Заметим что групповые счета не могут использоваться в проводках в них могут использоваться только его субсчета а сам групповой счет служит для аккумулирования информации по всем субсчетам в целом.
75487. Индексация данных. Индексы в базах данных. Нормализация БД 59.5 KB
  Первичный ключ атрибут или совокупность атрибутов которые уникальным образом однозначно идентифицируют экземпляр объекта запись таблицы. если у таблицы задан первичный ключ то любые записи данной таблицы должны отличаться значениями первичных ключей. Вторичный ключ атрибут или совокупность атрибутов предназначенных для упорядочения таблицы. Нормализация – это разбиение таблицы на две или более обладающих лучшими свойствами при включении изменении и удалении данных.
75488. Назначение и основные особенности применения программы PIC Holding 22 KB
  Система обеспечивает контроль хода выполнения проектов. С использованием PE Prof оценивается эффективность реализации группы инвестиционных проектов. Pic Holding модификация Project Expert Professionl предназначена для группы диверсифицированных предприятий реализующих спектр проектов. Программа позволяет создать систему финансового управления холдинговой компанией: одно из предприятий распределяет финансовые ресурсы необходимые для выполнения проектов.