17666

Комбінаційне розсіяння світла

Доклад

Физика

Комбінаційне розсіяння світла. При спектральных исследованиях рассеяния света Мандельштам и Ландсберг обнаружили что каждая спектральная линия падающего света сопровождается появлением системы линий измененной частоты называемых сателлитами .Изменение длины волн

Украинкский

2013-07-05

30.54 KB

5 чел.

Комбінаційне розсіяння світла.

При спектральных исследованиях рассеяния света Мандельштам и Ландсберг обнаружили, что каждая спектральная линия падающего света сопровождается появлением системы линий измененной частоты, называемых сателлитами .Изменение длины волны оказалось значительно больше, чем при рассеянии Мандельштама — Бриллюэна. Это явление называется комбинационным рассеянием света или эффектом Рамана.  законы комбинационного рассеяния

  1.  Частоты сателлитов отличаются от частоты возбуждающей их линии на jкомб где j — номер сателлита, так что различным сателлитам соответствуют различные комб. При переходе от одной спектральной линии первичного пучка к другой совокупность значений jкомб остается одной и той же. частоты спектральных линий и их изменения обозначим v и v, v = 1/,.
  2.  Каждому сателлиту с частотой   - комб,   смещенной в красную сторону спектра, соответствует сателлит с частотой + комб, смещенной в фиолетовую сторону.
  3.  Число различных сателлитов и их относительная интенсивность  зависят от рассеивающего вещества. интенсивности фиолетовых сателлитов значителн. меньше интенсивностей соответствующих им красных сателлитов и проявляют общую тенденцию к ослаблению по увеличению vкомб.
  4.  Постоянные  комб,  характерные для  рассматриваемого вещества, совпадают с собственными частотами инфр инфракрасных колебаний того же вещества.
  5.  Линии комбинационного рассеяния света более или менее поляризованы. Степень поляризации различных сателлитов одной и той же линии не одинакова и не находится в прямой связи с поляризацией основной линии рассеянного света. Характер поляризации красных, и фиолетовых сателлитов, соответствующих данному значению комб всегда одинаков и не зависит от частоты основной линии.

2.В поле световой волны Е электроны внутри молекулы приходят в колебания, и молекула приобретает индуцированный дипольный момент p=E. С классической точки зрения тензор поляризуемости молекулы  определяется мгновенными положениями ее атомных ядер. Но сами ядра не находятся в покое, а совершают беспорядочное тепловое движение. По этой причине поляризуемость  не остается постоянной, а меняется во времени. Ее можно представить наложением гармонических колебаний, частоты которых определяются колебаниями атомных ядер, т. е. совпадают с собственными частотами инфракрасных колебаний молекулы. Возникает модуляция колебаний индуцированных дипольных моментов р. Если внешнее электрическое поле Е меняется во времени гармонически с частотой , то в колебаниях дипольного момента р появятся комбинационные частоты ± инфр. Такие же частоты появятся и в излучении этих дипольных моментов, т. е. в рассеянном свете.

; =

- антистоксова компонента;   стоксова компонента

Первое слагаемое соответствует релеевскому рассеиванию, а два других – комбинационному.

3. Успехи в классической теории связаны с относительно большими массами атомных ядер, благодаря чему многие особенности их колебаний правильно передаются уравнениями классической механики.  классическая теория объясняет не все закономерности комбинационного рассеяния света. она не может объяснить соотношения между интенсивностями соответственных красных и фиолетовых сателлитов. По классической теории эти интенсивности должны быть практически одинаковы. Опыт  показывает, что интенсивность красных сателлитов всегда больше интенсивности состветственных фиолетовых сателлитов.

Квантовая теория дает естественное объяснение этой закономерности. а потому

   

Эта формула вполне объясняет наблюдаемое соотношение интенсивностей.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54772. Общее недоразвитие речи 30.5 KB
  Познакомить учащихся с документацией, необходимой для обследования детей с ОНР. Развивать практические навыки и умения у учащихся при частичном обследовании детей с ОНР. Формировать интерес к профессии логопеда и воспитывать гуманное отношение к детям с тяжелыми нарушениями речи.
54773. ЖИЗНЬ В ОКЕАНЕ 178 KB
  Продолжить формирование представлений и знаний о Мировом океане. Познакомить учащихся с особенностями и условиями жизни в океане с разнообразием его обитателей и их распределением и распространением. Оборудование: карта полушарий или карта Мирового океана книги видеофильм Жизнь в Океане таблицы рисунки доклады учащихся.
54774. Безработица 52 KB
  Основные понятия: безработица рабочая сила рынок труда естественная безработица фрикционная институциональная добровольная вынужденная структурная региональная циклическая скрытая частичная уровень безработицы полная занятость.
54775. Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей 94 KB
  Этот период называют Великой греческой колонизацией временем когда греки активно осваивали новые земли и основали множество колоний. Нам предстоит сегодня выяснить: Что дала грекам колонизация т ответить навопросы слайд 2 Далее учитель обращается к учащимся с вопросом...
54776. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 126 KB
  Физкультурные минуты во время уроков; физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах; ежедневный час здоровья в группах продленного дня; занятия ритмикой.; группы общей физической подготовки; б общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия...