17730

Страховой рынок. Лицензирование страховой деятельности

Лекция

Налоговое регулирование и страхование

4 ТЕМАИ. Страховой рынок Состав и структура страхового рынка Внутренняя система и внешне окружение страхового рынка. Лицензирование страховой деятельности Страховой рынок Украины. 1.Страховой рынок часть финансового рынка где объектом куплипрод

Русский

2013-07-05

74.5 KB

2 чел.

4  ТЕМАИ. Страховой рынок

  1.  Состав и структура страхового рынка
  2.  Внутренняя система и внешне окружение страхового рынка.
  3.  Лицензирование страховой деятельности
  4.  Страховой рынок Украины.


1. Страховой рынок - часть финансового рынка, где объектом купли-продажи выступает
страховая защита формируется спрос и предложение на него.

Главной функцией стр. рынка является аккумуляция и распределение страхового фонда с целью

страховой защиты общества.

Объективная необходимость возникновения и развития СР определяется наличием общественной

потребности на стр. услуги и наличием страховщика, способного их удовлетворить.

В зависимости от критерия , положенного в основу классификации СР различают общую,

институциональную, территориальную, отраслевую и организационную структуры.

Общая структура СР представлена: .

1.   Мин. финансов, как орган гос надзора за страховой деятельностью ґ? _      -*

2    СК* ^   егМке*&*м}

3.   Перестраховочные К*, общества взаимного страхования/стр. посредники- агенты и брокеры
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ структура основана на разграничении

государственной(публичной),частной или комбинированной формы собственности, в которой создается страховая организации .Она может быть представлена акционерными, корпоративными, взаимными, государственными страховыми К*.

Публичные страховщики создаются и руководятся как правило, от имени правительства. Частные страховщики создаются физ. Лицами, акционерами, обществами с дополнительной ответственностью. Закон Украины «О хоз. Обществах» регламентирует конкретное использование различных организационно-правовых форм хозяйственных объединений.

Примером индивидуальных страховщиков может служить страховой рынок Ллойда .Такие же ринки организованы и в некоторых странах Европы и в отдельных штатах США, где физические лица, имеющие страховой бизнес, объединены в синдикаты. Синдикаты формируются , как правило, по видам страхования. Возглавляет синдикат андеррайтер, который берет на страхование риски от имени своих членов.

В Украине, как и во многих других странах, основу страховой системы составляют компании в виде акционерных обществ.,т.е.созданы и функционируют с уставным капиталом, поделенным на определенное количество частей - акций. В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ аспекте выделяют СР:

местный(региональный)

национальный (внутренний)

мировой (внешний)

Местный (региональный) удовлетворяет) страховые интересы региона, национальный - интересы, которые переросли границы региона и расширились до уровня нации( государства), мировой -удовлетворяет спрос на страховые услуги в масштабе мирового хозяйства. ПО ОТРАСЛЕВОМУ признаку страховщики делятся на 3 группы:

- те, что страхуют жизнь,

,   -    осуществляют рисковые(имущественные) виды страхования предоставляют исключительно перестраховочные услуги.

Каждое из этих звеньев имеет свою структуру (сегментацию). ОРГАНИЗАЦИОННАЯ структура СР может быть представлена так:

1.Страховое общество или страховая компания, где осуществляется формирование страхового фонда и переплетаются индивидуальные, коллективные и групповые интересы. Свои отношения с другими страховщиками экономично обособленные страховые общества строят на основе Сострахования и перестрахования Существуют и такие организационные формы страхования как взаимное страхование, при которой каждый страхователь одновременное является членом страхового общества

2. Объединения   страховщиков.Страховые   общества   могут   объединятся   в   общества,
ассоциации, пулы
и другие объединения для координации деятельности, защиты интересов
своих членов  и осуществления общих программ,  если их создание не противоречит

законодательству    Украины.     Эти    объединения    не    могут    заниматься    страховой деятельностью.

Объединения страховщиков действуют на основании уставов и приобретают права юр лица после их гос регистрации.

-(Лига страховых организаций Украины- объединение участников страхового рынка Украины.) -Страховщики, которым разрешено заниматься страхованием ответственности владельцев трансп средств обязаны создать моторное транспортное бюро - юр лицо, содержащееся за счет средств страховщиков. Осн задание МТСБ явл выполнения стр обязательств за страховщиков - его членов в случае их неплатежеспособности как на территории Украины так и на территории стран-членов м\н системы автострахования «ЗК». Страховщики, которым разрешено заниматься страхованием авиационных рисков и морских рисков могут создавать —Авиационное страховое бюро и Морское страховое бюро.

-Страховщики,  кот имеют разрешение  на страхование ответственности  операторов ядерных установок обязаны создавать ядерный страховой пул.

Страховой пул-объединение страховых компаний для совместного страхования определенных рисков. Деятельность пула строится на принципе сострахования. Каждая компания передает в пул застрахованные риски, получая определенную долю собранных пулом взносов и в той же доле несет ответственность по возмещению убытков.

З.Общества взаимного страхования -могут создавать граждане и юридические лица -страховщики с целью страховой защиты своих имущественных интересов в порядке и на условиях определенных законодательством украины.. Уплата страхового платежа осуществляется за счет чистой прибыли , остающейся в распоряжении членов общества. Каждый член общества при условии использования им всех обязательств перед ОВС, независимо от размера страхового взноса имеет право получить полностью страховое возмещение при наступлении страхового случая .

4. Страховые агенты  и  брокеры - страховые посредники,  через  которых  страховщики
осуществляют страховую  деятельность  (статья   15  ЗУ       о  страховании)  .Посредническая
деятельность стр. агентов и брокеров в пользу иностранных страховщиков на территории
Украины запрещена,   кроме случаев, когда это предусмотрено международными договорами
Украины.

5. Перестраховочные К* - организации, которые не выполняют прямых страховых операций,
а принимают в перестрахование риски других страховщиков и могут часть из них передавать
в   ретроцессию   (передача   перестраховщиком   некоторой   части   риска,   принятого   на
перестрахование другому страховщику или перестраховщику/

б.Орган       надзора       за       страховой       деятельностью       —       (Уполномоченный орган). Государственный надзор осуществляется с целью соблюдения требований законодательства Украины,   эффективного   развития   страховых   услуг,   предотвращения   неплатежеспособности страховщиков    и   защиты    интересов    страхователей.    До    2000    г.    надзор    осуществлялся Государственным Комитетом по надзору за страховой деятельностью, с 2000 г - Департаментом финансовых рынков при Министерстве финансов Украины. Основными функциями органа надзора за стр. деятельностью является: 1.ведение единого гос. Реестра страховщиков (перестраховщиков) 2.выдача лицензий на проведение стр. деятельности

3. выдача свидетельств о включении страховых и перестраховых брокеров в гос реестр и проверка соблюдения ими законодательства о посреднической деят-ти в страховании и перестр и достоверности их отчетности

4.контроль   за   платежеспособностью   страховщиков   в   части   выполнения   их   страховых

обязательств перед страхователями

5.установление правил формирования, размещения и учета стр. резервов

  1.  проведение и координация обучения, подготовки и переподготовки кадров и установление
    квалификационных требований к субъектам стр деят-ти
  2.  участие в м\н сотрудничестве в сфере стр-я и посреднической деят-ти в стр и перестр,
    организация выполнения м\н договоров Украины

8. осущ-е организационно-методического обеспечения проведения актуарных расчетов.
9.разработка нормативных и методических документов по вопросам стр.      деятельности
Ю.обобщение практики страховой деятельности, разработка и подача в установленном порядке
предложений   по   развитию   и   усовершенствованию   законодательства   Украины   о   стр.
деятельности.

2.ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА И ВНЕШНЕЕ ОКРУЖЕНИЕ СР.

К внутренней структуре СР относят.

  1.  страховые продукты (услуги по конкретным видам договоров страхования)
  2.  система организации продажи страховых полисов и формирование спроса на стр. продукты
  3.  гибкую систему тарифов ( цены, льготы, скидки, нацейки, штрафы, пеня и т.д.)
  4.  собственную инфраструктуру страховщика (агенства, конторы, филиалы, представительства,
    каналы коммерческой связи)
  5.  материальные и финансовые ресурсы, определяющие состояние страховщика
  6.  человеческие ресурсы К*(кадры)
  7.  финансовое состояние К* и доверие к ней со стороны финансовых институтов
  8.  ликвидность СФ.

Страховые продукты - специфические услуги, предлагаемые на СР. Цена их отображается в

страховом   тарифе   .Формируется   она   на   основе   конкуренции   при   равновесии   спроса   и

предложения.

Нижняя граница цены определяется условиями равновесии между поступлениями платежей в СФ

и выплатой стр. возмещения и стр. сумм, верхняя - потребностями страховщика.

Цена услуги конкретного страховщика зависит от величины и структуры его стр. портфеля,

качества   инвестиционной   деятельности,   величины   управленческих   расходов   и   ожидаемой

прибыли. Если цена его стр. услуги окажется слишком высокой , страховщик может оказаться в

невыгодном положении по сравнению со своими конкурентами и потерять клиентов.

Покупка- продажа стр. услуг оформляется стр. договором, а подтверждением этого акта является

стр. свидетельство( полис),выданный покупателю(страхователю) продавцом (страховщиком).

Перечень видов страхования называется ассортиментом СР.

Система организации продажи стр.полисов:

-непосредственно в представительствах и агенствах СК* -через страховых агентов

- через  альтернативную  сеть распространения( Италия,  Франция  50%  стр.   полисов
распространяют через банки; Великобритания - 50% через телефонную сеть)

- комбинированные формы.
Собственная внутренняя структура страховщика

представительства - подразделения страховой К*, не имеющие статуса самостоятельного юридического  лица и занимаются ,  как правило,  сбором  информации,  рекламой, презентациями, поиском клиентов, но не осуществляют коммерческой деятельности; агенства - подразделения, имеющие право выполнять все функции представительства, а также осуществлять операции по заключению и обслуживанию договоров; филиалы (отделения) СК* - подразделения, тоже не имеющие права юрид. лица и осуществляющие свою деятельность, руководствуясь законодательством, нормативными актами,   уставом   и   решениями   общих   сборов   акционеров,   совета   директоров   и

президента К*.Результаты работы филиала отображаются в консолидированном балансе страховой К*. Управление системой страхования осуществляется страховщиком.

Все элементы внутренней структуры СР взаимосвязаны., поэтому управленческому составу СК*

важно учитывать взаимосвязь этих элементов и согласовывать их с внешней средой. Внешняя  среда  СР - это  система взаимодействующих факторов,  окружающих  внутреннюю

систему рынка и влияющих на нее.

Внешняя среда СР- состоит из элементов, которыми страховщик может управлять и из тех на

которые он влиять не может, но должен учитывать в своей деятельности. Факторы на которые страховщик может влиять: рыночный спрос конкуренция

ноу-хау страховых услуг и т.д.

инфраструктура СР( правовое и нормативное обеспечение, информационнае и аудиторская сеть, научное обслуживание, кадры, система организации профессионального образования, научное обслуживание, профессиональная этика ит.д.)

К составляющим, на которые страховщик влиять не может относятся: численность населения ,его возрастная и половая структура; сезонные миграции покупательная способность населения и др.

Таким образом, СР - это открытая система, способная к расширению и сужению, зависящая как от общей экономической ситуации в стране, так и от активности страховщика.

3.   ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ - выдача страховым организациям разрешений на право проведения тех или иных видов страхования. В Украине лицензирование стр. деятельности уполномочено осуществлять Минфинансов согласно ст. 38 ЗУ»о страховании».

Лицензионные   условия   проведения   стр.   деятельности   утверждены   приказом   Гос.   Ком.   По вопросам  регуляторной  политики  и  предпринимательства Минфинансов  от   16   июля  2001   г. Уполномоченный   орган   выдаёт  страховщикам   лицензию   на   проведение   конкретных   видов страхования и перестрахования, предусмотренных ст.6 и 7 ЗУ «О стр» Для получения Лицензии страховщик должен подать в департамент

заявление

копии учредительных документов

копию свидетельства о регистрации

справку банка, подтверждающую размер уплаченного уставного фонда

справку о фин. Состоянии учредителей страховщика, подтвержденную аудиторской фирмой,
если страховщик создан в форме полного или командитного или общества с дополнительной
ответственностью

правила (условия ) страхования

экономическое обоснование запланированной страховой или перестраховой деятельности

информацию об участниках страховщика, главу исполнительного органа и его заместителе,
.копию    диплома    руководителя    о    высшем    образовании,    информацию    о    наличии
соответствующих сертификатов в случаях, предусмотренных Департаментом.

Уполномоченный орган должен рассмотреть заявление страховщика в течении 30 дней с момента получения. За выдачу лицензии уплачивается определенный сбор.

В случае несоответствии документов требований действующего законодательства возможен отказ в выдаче лицензии. При выявлении нарушений страховщиком требований законодательства Департамент выдает предписания об их устранении, в случае невыполнения которых принимается

решение о приостановлении, ограничении действия лицензии или отзыве её и исключение таких страховщиков из государственного реестра. Споры об отзыве лицензии рассматривает суд или арбитражный суд.

4. СТРАХОВОЙ РЫНОК УКРАИНЫ

В Украине периодом становления СР считается начало 90-х годов .Именно тогда возникли первые частные СК*, положившие конец монополии Госстраха. На СР Украины начали приходить иностранные СК* в основном через совместную деятельность. По оценкам специалистов СР Украины в своем развитии прошел 3 этапа:

  1.  1991-1993 г.г. характеризовался отсутствием какой -либо методологии страхования, т.к. этот
    вид деятельности регулировался ЗУ «О хозяйственных обществах Общества, хотя и называли
    себя страховыми, практически не выполняли закрепленные за страховщиками функции, однако
    их  количество  быстро  росло,  разрушая  гос.монополию  на  страховые  услуги.С   принятием
    Декрета о страховании в 1993 г. страхование сформировалось в отдельную отрасль.
  2.  Этап    1993-1996    г.г.    характеризуется    сложным    периодом    формирования    методологии
    страхования и системы взаимодействия на финансовом рынке. В течении этого периода были
    как положительные моменты, связанные с организационными процессами, так и отрицательные
    - банкротство страховых К* В Украине Комитетом по стр. надзору Было зарегистрировано
    более 800 страховщиков, но в период с  1994 по   1996 г.  отозваны лицензии у280  из  них

Основная причина - неспособность значительной части страховщиков выполнять взятые на себя обязательства перед страхователям^ уставный фонд был около 5 тыс.дол).Важным шагом стало принятие в 1996 г. ЗУ «О страховании», которым был поднят уровень УФ до 100 тыс. ЭКЮ (Сейчас - ЕВРО) и обязательство вносить 60% его деньгами .Принятый в марте 1996 г. Закон о страховании определил жесткую методологию и начался

3. этап    развития    СР(    1996-2001 г)    Развитию    рынка   полноценных   субъектов    страхования
способствовали следующие факторы:

-создание относительно больших страховых организаций с широкой сетью периферийных

филиалов( АСКО, СЛАВИЛ)

-образование  СК*  коммерческими,  торговыми,  банковскими  и  др.   предпринимательскими

структурами

-    создание   акционерных   СК*    в   отраслях,   подотраслях   страхования   (Гарант-авто,

Нефтегазстрах,)

Наряду с этим создавались СК* с целью чисто трастовой деятельности - игры на инфляции, которые нанесли большой вред и подорвали доверие к СК*.

Закон Украины «О страховании » защищает отечественного страховщика, ограничивая долю иностранных учредителей в уставном фонде СК* 49% и поднимая планку уставного фонда для совместного предприятия до 500 тыс евро. Фактически на рынке Украины действуют 2 вида СК*:

акционерные СК*(кептивные) - созданные министерствами, ведомствами, финансово-промышленными союзами для обслуживания рисков своих предприятий; созданные на частном капитале, и функционирующие на конкурентной основе. (В Украине, как и в большинстве других стран основу страховой системы составляют К* в виде акционерных обществ).

С целью формирования конкурентной среды на СР и приведения организационной формы государственной и коммерческой деятельности в соответствие страховому законодательству Украины создана Национальная СК* открытого типа «Оранта», платежей над главным учредителем которой со стороны государства явился Фонд гос.имущества.

В   настоящее   время   в   Украине   действуют       310   страховых   К*,    1500   их   филиалов   и представительств, свыше 10 тыс. страховых агентов и брокеров.

Страхование - одна из отраслей экономики, в которой в последние годы наблюдается рост основных показателей:
устранение административных барьеров для отдельных видов страхования и создание равных
условий для всех страховщиков

увеличение инвестиционных возможностей страховщиков, превращения накопительных стр.
резервов в источник инвестирования национальной экономики

достижение высокой конкурентоспособности украинских СК*, приведение отечественного СР в соответствие с мировыми стандартами. Определяющими показателями реформирования СР должны стать:

законодательные    акты,    регламентирующие    функционирование    СР,    приведение    ЗУ    «О
страхованию^ соответствие с законодательством Европейского союза

стратегия интеграции Украины в Европейский союз

развитие социально значимых видов сграхования, реформирование системы соц. Страхования

повышение финансовой надежности страховщиков

- восстановление доверия к стр. отрасли

изменения в системе подготовки и обеспеченности кадров страхования

изменения в системе подготовки и обеспеченности кадров страхования

применение    мировых    аналогов    развития    СР    и     собственного    опыта    развития    и
функционирования СР.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25457. Теория социальной работы как наука. Механизмы взаимодействия теории и практики социальной работы 15.18 KB
  Теория социальной работы как наука. Механизмы взаимодействия теории и практики социальной работы Теоретическое обоснование соц. Вопервых определяется место соц.работы как науки среди таких дисциплин как соц.
25459. Основные группы категорий социальной работы 11.87 KB
  основные группы категорий социальной работы Любая гуманитарная наука в том числе теория социальной работы отражает изменчивые тесно переплетающиеся друг с другом многообразные социальные явления например взаимодействие человекчеловек человексреда обобщая и интерпретируя которые ученые выдвигают понятия – краткие но всеобъемлющие определения способные объяснить особенности того или иного явления не позволяющие его толковать двояко. Категориально понятийный аппарат социальной работы. В теории социальной работы сложился...
25460. Февральский переворот 1917 г 12.75 KB
  В ходе боев формируется убеждение что земля не может не перейти крестьянам в награду за страдания жертвы и гибель за Царя тем более что община провожая солдат на войну говорила : Защитите землю и отвоюйте ее в руки крестьянские Вера в победоносное и непременно скорое окончание войны побуждало солдат безропотно нести свой крест и выполнять свой долг перед Царем и Отечеством. Объективно особых причин для этого не было но традиционное сознание ориентировано на то что правдивую информацию поставляет ближайшее окружение то есть солдат при...
25461. Взаимосвязь процесов в обществе социальной политики и социальной работы 12.45 KB
  Решение соц. проблем через личностные потребности и интерес клиентов Зависимость результативности ср от профессионализма нравственных Закономерности соц работы носят объективный характер Жуков 2 группы: 1 законодат функц и разв системы СР 2 законод отраж существ связи между С и О соц дти и их диалектика полит обусловл СР взаимосвязь соц пол госва и сод СР объем и финанс соц прогр: стрра соц служб кат нас все завис от соц пол госва детермин сод и форм СР с социокульт услми ее сущя проф компетентность и ориентир соц служб ...
25462. Вторая половина 1918 г. 12.51 KB
  в стране насчитывалось до 10 типов изданий проводивших политику правящей партии. Но самым примечательным стал выход 28 новых центральных изданий. Среди центральных изданий возникших в годы гражданской войны следует назвать газету Жизнь национальностей – орган Народного Комиссариата по делам национальностей. они выпустили около 500 различных изданий.
25463. Принципы и методы профессиональной социальной работы 15.61 KB
  Принципы и методы профессиональной социальной работы Принципы соц. Именно через применение принципов осуществляется непосредственное соотнесение теоретических положений воплощенныхв категориях и закономерностях с практикой соц. Теория соц.рты выявляет и описывает основные тенденции закономерности разя и функционирования всего комплекса взаимосвязанных компонентов соц.