17831

ОБЪЕДИНЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ - СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Лекция 3 ОБЪЕДИНЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2 часа 1. Понятие виды и признаки объединений юридических лиц субъектов предпринимательской деятельности. 2 Объединения предприятий. Ассоц...

Русский

2013-07-05

64 KB

9 чел.

PAGE  8

Лекция 3

ОБЪЕДИНЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ - СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2 часа

1. Понятие,   виды   и   признаки   объединений  юридических  лиц  —  субъектов предпринимательской деятельности.

2 «Объединения предприятий». Ассоциации, корпорации, консорциумы, концерны.

3. Понятие, особенности и виды промышленно-финансовой группы.

1. Понятие,   виды   и   признаки   объединений  юридических  лиц  —  субъектов предпринимательской деятельности.

Глава 12 ХК Украины рассматривает организационно-правовые аспекты Объединение предприятий.

Юридические лица — субъекты предпринимательской деятельности вправе объединять свою производственную, коммерческую и другие виды деятельности, если это не противоречит законодательству Украины.

В законодательстве Украины не определено понятие объединения юридических лиц — субъектов предпринимательской деятельности (далее — объединения). Поэтому необходимо выявить специфические черты объединения, чтобы затем сконструировать понятие.

Прежде всего, объединения могут быть классифицированы на два вида:

1) имеющие статус юридического лица (союзы, ассоциации, корпорации, консорциумы, концерны и др.);

2) не имеющие статус юридического лица (промышленно-финансовые группы и др.).

Кроме этого, объединения могут быть:

1) договорными    (ассоциации,    корпорации,    промышленно-финансовые разработаны Принципы обеспечения соответствия антимонопольному законодательству создания и деятельности Ассоциации предпринимателей

2) в зависимости от вида объединение может обладать либо не обладать статусом юридического лица, быть постоянным или временным);

3) учредителями (участниками) объединения могут быть юридические лица как одной, так и нескольких отраслей (сфер деятельности).

(По прежнему признаку можно проследить черты различия объединений и хозяйственных обществ: круг участников объединении гораздо уже, т.к. участниками хозяйственных обществ наряду с юридическими могут быть и физические лица).

Таким образом, объединение — это соглашение юридических лиц — субъектов предпринимательской деятельности одной или нескольких отраслей (сфер деятельности), имеющее постоянный или временный характер, влекущее; в случаях, предусмотренных законом, создания юридических лиц.

2. «Объединения предприятий». Ассоциации, корпорации, консорциумы, концерны

Ассоциации    —    это    договорные    объединения,    созданные    в    целях
постоянной координации хозяйственной деятельности. Хотя целью ассоциации в
законе названа координация деятельности, обычно она не единственная. Другими
ее  целями   могут  быть  обеспечение  защиты  прав  участников,   представление
общих интересов и т.п.

Ассоциация    не    имеет    права    вмешиваться    в    производственную    и коммерческую деятельность любого из ее участников. Существенным признаком такого объединения является то, что оно не обладает властными полномочиями в отношении входящих в него юридических лиц, не имеет права собственности на имущество участников ассоциации

В     целях     обеспечения     защиты     конкуренции     и     недопущения     ее неправомерного      ограничения      Антимонопольным      комитетом      Украины разработаны Принципы обеспечения соответствия антимонопольному законодательству создания и деятельности Ассоциации предпринимателей.

Эти Принципы предусматривают, в частности, что ассоциация не осуществляет предпринимательской деятельности, ни при каких обстоятельствах не дает рекомендаций по поводу цены и т.д

Корпорации договорные объединения, созданные на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов с делегированием отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников

Таким образом, решения, принимаемые корпорацией в пределах
переданных (делегированных) ей полномочий, являются обязательными
для
участников объединения.

Консорциумы — временные уставные объединения промышленного и банковского капитала для достижения общей цели. Например, для реализации крупных целевых программой проектов, в том числе научно-технических, строительных, природоохранных и др.

Концерны — это уставные объединения предприятий промышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и т.д. на основе полной финансовой зависимости от одного или группы предпринимателей.

Наиболее распространенная форма такого объединения представляет собой группу    предприятий    (дочерних   фирм)   другого   предприятия   (материнской компании).

Дочерние фирмы могут быть учреждены материнским предприятием двумя способами:

1) параллельно;

2)    по    цепочке    (дочерняя    фирма    становится    учредителем    нового предприятия.

   Разновидность   акционерной   компании,   которая   владеет   контрольным пакетом акций других компаний, называется  холдингом.

Формирование холдингов является необходимым условием становления рыночной экономики Украины.

ХК Украины  Статья 126. Ассоциированные предприятия. Холдинговые компании.

1. Ассоциированные предприятия (хозяйственные организации) — это группа субъектов хозяйствования — юридических лиц, связанных между собой отношениями экономической и/или организационной зависимости в форме участия в уставном фонде и/или управлении. Зависимость между ассоциированными предприятиями может быть простой и решающей.

2. Простая зависимость между ассоциированными предприятиями возникает в случае если одно из них имеет возможность блокировать принятие решений другим (зависимым) предприятием, которое должны приниматься согласно закону и/или учредительным документам этого предприятия квалифицированным большинством голосов.

  1.   Решающая зависимость между ассоциированными предприятиями
    возникает в случае если между предприятиями устанавливаются отношения контроля-подчинения за счет преобладающего участия контролирующего предприятия в уставном фонде и/или общим собрании либо других
    органах управления другого (дочернего) предприятия, в частности владение контрольным пакетом акций. Отношения решающей зависимости могут
    устанавливаться при условии получения согласия соответствующих органов Антимонопольного комитета Украины.
  2.   О наличии простой и решающей зависимости должно быть указано в сведениях государственной регистрации зависимого (дочернего) предприятия и опубликовано в органах печати согласно статье 58 настоящего
    Кодекса.
  3.   Субъект хозяйствования, владеющий контрольным пакетом акций дочернего предприятия (предприятий), признается холдинговой компанией.
    Между холдинговой компанией и ее дочерними предприятиями устанавливаются отношения контроля-подчинения согласно требованиям данной статьи Кодекса и иных законов.
  4.   Если по вине контролирующего предприятия дочерним предприяти
    ем были заключены (осуществлены) невыгодные для него соглашения или
    операции, то контролирующее предприятие должно компенсировать при
    чиненные дочернему предприятию убытки.
  5.   Если дочернее предприятие по вине контролирующего предприятия
    окажется в состоянии неплатежеспособности и будет признано банкротом,
    то субсидиарную ответственность перед кредиторами дочернего предприятия будет нести контролирующее предприятие.

«Положение о холдинговых компаниях, которые образуются в процессе корпоратизации и приватизации» указывает ряд отраслей и сфер деятельности, в которых создание холдинговых компаний в процессе корпоратизации и приватизации не допускается:

—    торговля    товарами    народного    потребления    и    продукцией    производственно-технического назначения;

— производство и переработка сельхозпродукции;

— транспортные  предприятия;

— общепит и бытовое обслуживание населения.

Следует отметить особую значимость того, что, в соответствии с антимонопольным законодательством, вышеуказанное Положение не допускает создания холдинговой компании в том случае, если она и ее дочерние предприятия либо два и более дочерних предприятий реализуют товары (услуги), заменяющие друг друга и их доля на рынке составляет более 35 % .

3. Понятие, особенности и виды промышленно-финансовой группы.

Промышленно-финансовой группе (далее — ПФГ) присуще своеобразное соединение некоторых черт, свойственных международным концернам и договорам о совместной деятельности, целью которых является минимизация налогообложения.

Статус ПФГ предусмотрен Законом «О промышленно-финансовых группах в Украине».

Закон устанавливает порядок создания, реорганизации и ликвидации ПФГ в Украине, транснациональных ПФГ, а также финансово-экономические условия их деятельности.

Промышленно-финансовую группу (ПФГ) Закон определил как объединение промышленных, сельскохозяйственных предприятий, банков, научных и проектных учреждений, других учреждений и организаций всех форм собственности (п. 1 ст. 1)

ПГФ не имеет статуса юридического лица. Право действовать от имени ПФГ имеет исключительно головное предприятие ПФГ (там же, п. 2 ст. 2).

В   соответствии   с   Законом   ПФГ   создается   решением   Правительства Украины на определенный срок с целью реализации государственных программ развития   приоритетных   отраслей   производства   и   структурной   перестройки экономики      Украины,      в     том     числе     и     программ,     предусмотренных международными договорами, производства конечной продукции и получения трактует  понятие   головного  предприятия ПФГ  как  предприятия, изготавливающего конечную продукцию, уплачивающего налоги в Украине, не имеющего льгот по налогообложению, кроме освобождения от экспортно-импортной пошлины и таможенных сборов в случаях экспорта или импорта промежуточной продукции (п. 2 ст.1, п.п.2,3 ст.4 Закона Украины «О промышленно-финансовых группах»).

Головным предприятием не может быть торговое предприятие, транспортное предприятие, предприятие в сфере общественного питания, бытового обслуживания, материально-технического снабжения, транспортных услуг, так же как создание ПФГ запрещается в вышеназванных сферах (там же, п.7 ст.2).

Участником ПФГ может быть предприятие, банк или другое учреждение, организация   Украины   или   иностранное юридическое  лицо,   изготавливающее  промежуточную   продукцию,   или   предоставляющее   банковские   либо   другие услуги участникам или головному предприятию ПФГ, а также имеющее целью   получение прибыли.

Промежуточной продукцией Закон называет продукцию, изготовленную для    производства    конечной    продукции    и    реализованную    исключительно участнику  или   головному  предприятию  ПФГ.   При  реализации  продукции  за пределами    ПФГ   продукция    промежуточной    не   считается.    Промежуточная   продукция реализуется по внутренним ценам.  Конечная продукция — продукция, ее целью которой и создается ПФГ.

   Согласно   Закону   президентом   ПФГ   является   руководитель   головного     предприятия.

ПФГ, в состав которой входят украинские и иностранные юридические лица, определяется как транснациональная.

Решение о создании (регистрации) транснациональной ПФГ принимает Кабинет Министров Украины. Для создания ПФГ уполномоченное лицо инициаторов создания ПФГ представляет в Кабинет Министров (премьер-министру) проект документов:

— поручение инициаторов создания ПФГ;

— Генеральное соглашение о совместной деятельности по производству конечной продукции;

— технико-экономический проект создания ПФГ;

— заключение отраслевого министерства, Фонда госимущества, Антимонопольного комитета Украины о целесообразности создания ПФГ;

— документ об уплате госпошлины в сумме 1000 размеров необлагаемого
минимума доходов за месяц, определенного законодательством на день подачи
документов.

Законом установлено, что в наименовании ПФГ содержится словосочетание «промышленно-финансовая группа», поэтому употребление данного словосочетания в названиях субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных не на основании данного Закона, запрещено.

Согласно Закону головное предприятие и участники ПФГ осуществляют отдельный бухгалтерский учет и статистическую отчетность по производству и реализации конечной и промежуточной продукции ПФГ согласно законодательству Украины.

Закон предусматривает, что внутренние цены не должны быть ниже себестоимости, государственное регулирование цен на промежуточную продукцию не применяется, банку-участнику ПФГ разрешается производить клиринговые зачеты задолженности по платежам за промежуточную продукцию между участниками и головным предприятием, а также между участниками ПФГ".

Исключение (выход) из состава ПФГ по этому Закону головного
предприятия влечет реорганизацию ПФГ и ее новую регистрацию, но без уплаты
госпошлины, и оформляется постановлением Кабинета Министров.

Врезка ХК Украины Статья 125. Промышленно-финансовые группы

  1.  Предприятие может быть участником промышленно-финансовой
    группы (или транснациональной промышленно-финансовой группы, если
    в состав группы входят украинские и иностранные юридические лица).
  2.  Промышленно-финансовая группа является объединением, создаваемым по решению Кабинета Министров Украины на определенный срок с
    целью реализации государственных программ развития приоритетных областей производства и структурной перестройки экономики Украины,
    включая программы в соответствии с международными договорами Украины, а также с целью производства конечной продукции.
  3.   В состав промышленно-финансовой группы могут входить промышленные и иные предприятия, научные и проектные учреждения, другие учреждения и организации всех форм собственности. В составе промышленно-финансовой группы определяется главное предприятие, которое имеет исключительное право действовать от лица промышленно-финансовой группы как участника хозяйственных отношений.
  4.   Промышленно-финансовая группа не является юридическим лицом и не подлежит государственной регистрации в качестве субъекта хозяйствования.
  5.   Порядок образования и иные вопросы деятельности промышленно-
    финансовых групп определяются законом о промышленно-финансовых
    группах, иными нормативно-правовыми актами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24165. Отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений 39.38 KB
  Развитие капиталистических отношений Хотя в России в начале XIX в. Наиболее дальновидные политики России начинали понимать что задержка в экономическом развитии и все возраставшее отставание страны от Запада не способствуют росту ее международного влияния и осложняют решение многих внутренних проблем. Именно с этим столкнулся Александр I в своих попытках преобразования России. в России был образован секретный комитет под руководством министра финансов графа Д.
24166. Внутренняя политика Никлая I 24.64 KB
  Наблюдательные современники уже тогда отмечали как главную черту Николая его самостоятельность. К 1819 произошли события резко менявшие положение Николая и открывавшие перед ним перспективы о каких он не мог и мечтать. Летом 1819 года Александр 1 впервые прямо сообщил младшему брату и его жене что намерен через некоторое время отказаться от престола в пользу Николая. Предполагалось захватить Зимний дворец Петропавловскую крепость убить Николая 1.
24167. Подготовка реформы 32.69 KB
  теперь подготовка крестьянского вопроса была поручена крупным помещикамкрепостникам включая министров Панина и Муравьева сменивших Киселева и Бибикова и председателя Секретного комитета по помещичьим крестьянам А. 3 января 1857 года был учреждён новый Секретный комитет по крестьянскому делу в составе 11 человек бывший шеф жандармов А. Назимову предусматривала уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков вотчинная власть над крестьянами также согласно документу оставалась за помещиками;...
24168. Отмена крепостного права. Реформы 60-70-х годов 48.07 KB
  К решительным переменам подталкивали правительство крестьянские волнения конца 1850х годов а также необычные акции как стремление записаться в армию во время Крымской войны прошёл слух что добровольцы получат вольную или трезвенное движение охватившее ряд губерний когда сельские общества запрещали крестьянам пить вино под угрозой жестокой расправы. Для разработки реформы были созданы губернские комитеты которыми руководил Главный комитет по крестьянскому делу . Результатом работы комитетов явились следующие основные...
24169. Внешняя политика России во второй половине XIX в 25.03 KB
  Сложившийся англоавстрофранцузский блок гак называемая Крымская система был нацелен на сохранение политической изоляции России и ее военностратегической слабости обеспеченной решениями Парижского конгресса. В связи с этим главной задачей русской дипломатии стала борьба за отмену этой статьи и усиление международного авторитета России. дальневосточное направление во внешней политике России постепенно изменяло свой периферийный характер.
24170. ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 36.38 KB
  Второй центр возник в России вокруг редакции журнала Современник . В журнале Земля и воля в прокламациях Барским крестьянам от их доброжелателей поклон К молодому поколению Молодая Россия К солдатам Что нужно делать войску Великорусе они разъясняли народу задачи предстоящей революции обосновывали необходимость ликвидации самодержавия и демократического преобразования России справедливого решения аграрного вопроса.Чернышевского но разуверившись в возможности народной революции в России перешли к узко заговорщической и...
24171. Социально-экономическое развитие России в начале 20 века 24.35 KB
  ведущие мировые державы вступили в империалистическую стадию своего развития. Особенностью империалистической стадии развития российского государства стало отсутствие фактов вывоза капитала за рубеж. Несмотря на высокие темпы экономического развития Россия в начале 20 в. Однако в целом отставание аграрного сектора от темпов развития промышленности принимало форму острого противоречия что говорило о необходимости полного преодоления феодальных пережитков в российской деревне.
24172. Государственный строй и внутренняя политика России в начале 20 века. Реформы С.Ю. Витте 25.82 KB
  Витте. Витте сторонник расширения вмешательства госва в экономику сторонник привлечения иностранного капитала. Крестьянский вопрос: Витте инициатор создания особого совещания о нуждах с х прти. Витте добился отмены круговой поруки в общине облегчения паспортного режима для крестьян.
24173. Классификация исторических источников 24.19 KB
  Например письменные источники делятся на следующие виды: законодательные акты актовый материал материалы делопроизводства политические сочинения и проекты публицистика периодика источники личного происхождения документы политических партий и общественных организаций статистические материалы научные и учебные труды литературные произведения экономикогеографические описания сочинения иностранцев справочные издания. Исторические источники также делят на намеренные и ненамеренные. Таким образом намеренные источники это те...