17834

Прекращение предпринимательской деятельности

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Лекция 6 Прекращение предпринимательской деятельности 1 час План лекции: 1. Основания прекращения предпринимательской деятельности. 2. Формы прекращения предпринимательской деятельности. Реорганизация. Ликвидация. 1. Основания для...

Русский

2013-07-05

54 KB

49 чел.

PAGE  7

Лекция  6

Прекращение предпринимательской деятельности

1 час

План лекции:

1. Основания прекращения предпринимательской деятельности.

2. Формы прекращения предпринимательской деятельности. Реорганизация. Ликвидация.

1. Основания для прекращения предпринимательской деятельности.

Прекращение предпринимательской деятельности часто путают с ее приостановлением, когда предприниматель по тем или иным причинам фактически предпринимательскую деятельность не осуществляет, но юридически сохраняет возможность ее осуществлять.

Не вносит ясности в эту ситуацию и законодатель. Так, в соответствии с абз.5 ч.37 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности" за нарушение законов Украины к субъектам внешнеэкономической деятельности или иностранным субъектам хозяйственной деятельности могут быть применены такие специальные санкции, как временное приостановление внешнеэкономической деятельности. Понятно, что в последнем случае предприниматель временно юридически не может осуществлять внешнеэкономическую деятельность, которая таким образом временно прекращена.

С точки зрения юридических последствий, прекращение предпринимательской деятельности может квалифицироваться двояко:

1) как процесс, направленный на прекращение самой возможности предпринимателя извлекать прибыль;

2) как результат этого процесса.

В обоих случаях возможно использование вышеуказанного процесса заинтересованными лицами для извлечения прибыли.

В соответствии с Хозяйственным Кодексом  деятельность предпринимателя прекращается:

- по собственной инициативе предпринимателя;

- на основании решения суда или арбитражного суда;

- в случае истечения срока действия лицензии;

- при банкротстве;

- по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами Украины.

Прекращение деятельности субъекта предпринимательской деятельности по такому основанию, как истечение срока действия лицензии подразумевает, что данный субъект нелицензионной (иной лицензионной деятельности) не занимался, а получать новую лицензию не намерен.

Основания прекращения предпринимательской деятельности, предусмотренные,  следует считать общей нормой, применимой соответственно к любым физическим и юридическим лицам - субъектам  предпринимательской деятельности, за исключением Украинского государства

Иные основания являются специальной нормой. К числу "других" оснований, предусмотренных «Хозяйственным Кодексом Украины»:

а) по истечении срока, на который оно создавалось, или после достижения цели, поставленной при его создании; .....

г) по иным основаниям, предусмотренным учредительными документами.

2. Формы прекращения предпринимательской деятельности. Реорганизация. Ликвидация.

Существуют две формы прекращения предпринимательской деятельности:

  •  ликвидация;
  •  реорганизация (за исключением выделения).

Частный предприниматель без образования юридического лица может ликвидировать свою деятельность в области предпринимательства путем подачи заявления в исполком, зарегистрировавший его в таком качестве.

Деятельность частного предпринимателя может быть ликвидирована также по решению суда в случае:

  •  осуществления деятельности, противоречащей законодательству;
  •  несовременного сообщения предпринимателем об изменении своего постоянного либо временного места жительства.

Порядок осуществления мероприятий по ликвидации юридических лиц предусмотрен «Хозяйственным Кодексом Украины»: и другими законодательными актами, предусматривающими порядок создания, осуществления и прекращения деятельности отдельных видов юридических лиц (банков, страховых фирм, бирж и т.д.).

Рассмотрим в качестве примера ликвидацию предприятия.

"Ликвидация и реорганизация предприятий". Оно как раз и регулирует отношения в интересующей нас сфере. Обратим внимание, что предприятие может ликвидироваться как по собственной инициативе, так и в принудительном порядке, через суд или арбитражный суд.

Допустим, предприниматель хочет завершить хозяйственную деятельность " ввиду ее дальнейшей нецелесообразности". Тогда это решение формулируется распоряжением (если предприятие частное) или протоколом собрания (если это хозяйственное общество). В соответствии с ХК ,ликвидационной комиссией, которая создается собственником предприятия или уполномоченным им органом. Таким образом, ликвидировать предприятие может или сам директор (правление), или же эта процедура может доверяться другому лицу. В этом случае предприятием выдается соответствующая доверенность.

Орган (лицо), которое занимается ликвидацией, устанавливает ее порядок и сроки. На самом же деле это вряд ли ему удастся, поскольку время, в течение которого вы будите еще иметь головную боль из-за своего умирающего предприятия, определяется теми инстанциями, через которые придется проходить.

Еще одно важное положение о том, что ликвидационная комиссия устанавливает срок для претензий кредиторам. Он не может быть меньше двух месяцев. В объявлениях, извещениях о ликвидации чаще всего встречается или месячный срок, или сроки не указываются вообще, что не соответствует законодательству.

Итак, решение о ликвидации принято, ликвидационная комиссия назначена. Теперь нужно известить о своем решении всех заинтересованных лиц, указав при этом двухмесячный срок предъявления претензий. Это осуществляется путем публикации в прессе соответствующего объявления.

Далее следует самый важный этап процесса ликвидации - получение справки из налоговой инспекции о том, что у предприятия нет задолженности перед бюджетом. Для этого сначала необходимо пройти комплексную проверку в аудиторском отделе налоговой инспекции и представить бухгалтерскую отчетность за весь период деятельности (банк, главную, кассовую книги, договоры и т. д.) Причем в разных районных налоговых инспекциях требования могут порой существенно отличаться.

Если задолженность и нарушения не обнаружены (а это весьма сомнительно при нынешнем состоянии нашего экономического законодательства), ликвидному выдают долгожданную справку.

Однако нужно указать еще на некоторые важные моменты.

Во-первых, это очередность ликвидации. То есть предприятие могут поставить на очередь по причине нехватки налоговых инспекторов.

Во-вторых, предприятие по-прежнему обязано сдавать отчеты, несмотря на то, что ликвидируется. И в налоговой инспекции предприятие будет считаться рассчитавшимся с долгами перед бюджетом лишь тогда, когда предприятие представит копию решения соответствующего исполкома об исключении предприятия из государственного реестра. Поэтому лучше всего, если бухгалтер предприятия будет все это время "вести работу" с налоговой инспекцией.

В некоторых районных налоговых инспекциях параллельно с процессом проверки инспектора требуют, чтобы предприятие предоставило из банка справку о закрытии расчетного счета, но это не изменяет, в сущности, ничего, ибо эту справку все равно нужно будет получать. Правда, в банке может оказаться инструкция НБУ о запрещении закрывать счет до полного расчета с бюджетом, а справку об этом дает ... налоговая инспекция! Но это не самая большая проблема.

Подведем промежуточный итог. Итак, на руках ликвидкома имеется уже несколько необходимых документов:

1. Решение о ликвидации. 2. Объявление в печати (или документ, подтверждающий факт публикации). 3. справка из налоговой инспекции об отсутствии задолженности перед бюджетом. 4 Справка из банка, что предприятие закрыло свой расчетный счет и не состоит на картотеке номер два.

Следующим этапом является работа с УВД области, которому предприятие должно сдать на уничтожение печать и штамп. Для этого, во-первых, нужно написать заявление в произвольной форме, что по такой причине ликвидком просит принять на уничтожение печать и штамп.

Во-вторых, на расчетный счет УВД области нужно перечислить государственную пошлину в размере 0,1 процента минимальной заработной платы.

С этими двумя документами необходимо в приемные дни явиться в УВД.

Это практически все, мы вышли на финишную прямую. Нужно лишь отметить, что в некоторых райисполкомах требуют сдавать бухгалтерские документы в архив. В этом случае нужно будет дополнительно предоставить и документ из архива (акт, справку), подтверждающий факт сдачи документов. Если райисполкомовские юристы такого требования не предъявят, то остается лишь напомнить, что в соответствии с законодательством требуется сохранять бухгалтерские документы определенный период времени. Общий срок- 3 года, но для некоторых категорий документов установлены и более длительные сроки.

Заключительным этапом работы является процедура получения ликвидационного акта. Для этого ликвидком пишет заявление в произвольной форме на имя председателя горисполкома (райисполкома), к которому присоединяет учредительные документы, собранные в вышеперечисленных инстанциях. В некоторых районах эта процедура также сопровождается незначительной госпошлиной, которая платится из собственного кармана.

Через какое-то время выдается долгожданный документ. Желательно снять с него копию и представить ее в налоговую инспекцию, чтобы у той не возникло претензий к бывшим собственникам.

Теперь что касается реорганизации.

Частнопредпринимательская деятельность без образования юридического лица, как и предпринимательская деятельность с образованием юридического лица может быть преобразована. Однако в силу самой природы физического и его собственности не все виды реорганизации к нему применимы. Частный предприниматель не может, прекращая свою деятельность:

- слиться с другими субъектом предпринимательской деятельности;

- присоединится к уже существующему индивидуальному, частному и государственному предприятию;

- разделиться;

- выделиться;

Что касается юридических лиц, то лишь частное предприятие в силу природы частной собственности может быть реорганизовано в частного предпринимателя либо слиться с ним. Все иные юридические лица реорганизуются лишь в уже существующие или новые юридические лица.

Реорганизация юридических лиц может проводиться:

а) путем слияния, которое заключается в образовании из нескольких субъектов предпринимательской деятельности одного;

б) присоединения, когда одно юридическое лицо не сохраняет свое существование, передовая свое имущество другому юридическому лицу;

в) разделения, когда юридическое лицо не сохраняет свое существование, а на его базе образуется несколько новых;

г) выделения, когда существующие юридическое лицо сохраняет свою деятельность, а образовавшемуся новому или новым юридическим лицам передается часть имущества старого;

д) преобразования, когда юридическое лицо не сохраняет свое существование, а изменяет свою организационную форму или форму собственности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40749. Сучасні види та способи друку 175.54 KB
  Класифікація видів та способів друку. Спеціальні види та способи друку. Класифікація видів та способів друку. Вид друку оприділяється конкретними особливостями роз положення друкарських елементів відносно пробільних на друкарських формах.
40750. АХОДИ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ КРИМІНАЛЬНОГО ПРОВАДЖЕННЯ 107.41 KB
  Затримання особи та обрання їй запобіжного заходу у вигляді взяття під варту : у чинному КПК України та у його проекті О. Поміщення особи у медичний заклад : пропозиції до нового КПК України В. 131 КПК заходами забезпечення кримінального провадження є: 1 виклик слідчим прокурором судовий виклик і привід ст. 133−143 КПК; 2 накладення грошового стягнення ст.
40751. Загальні положення досудового розслідування 41.62 KB
  Загальні положення досудового розслідування Поняття стадії досудового розслідування. Форми досудового розслідування: дізнання та досудове слідство. Поняття та характеристика загальних положень досудового розслідування.
40752. ПРОВАДЖЕННЯ СЛІДЧИХ (РОЗШУКОВИХ) ДІЙ 70.79 KB
  Забезпечення недоторканості житла чи іншого володіння особи в кримінальному процесі : Інститут слідчої дії ‑ це система правових приписів що визначають: сферу й обєкт слідчої дії його мету і завдання; підстави проведення; коло учасників та їх правовий статус; механізм реалізації ними своїх прав і обовязків; порядок здійснення і правила провадження пізнавальнозасвідчувальних дій; способи і форми їх фіксації; гарантії захисту прав і свобод людини заходи та межі примусу і відповідальності які застосовуються у разі...
40753. ПОВІДОМЛЕННЯ ПРО ПІДОЗРУ 44.63 KB
  Повідомлення про підозру займає особливе місце в структурі досудового розслідування. Воно підводить підсумок проведеної до того часу роботи, зібраним доказам, у більшості визначає подальше спрямування кримінального провадження і є початковим моментом притягнення до кримінальної відповідальності.
40754. Абразивні матеріали: класифікація, властивості та галузі використання 111.92 KB
  Абразивные материалы это материалы обладающие высокой твердостью и используемые для обработки поверхности различных материалов. Для изготовления абразивных инструментов используются частицы материалов различной зернистости обладающие высокой твердостью и способностью резания. Карбид кремния SiC обладает более высокой твердостью до3235 ГПа но имеет высокую хрупкость и малую прочность поэтому применяется для обработки хрупких материалов чугунов бронзы титановых и тугоплавких сплавов заточки твердосплавных инструментов.
40755. Регулювання конфліктів 69.82 KB
  Згладжування конфлікту. Співробітництво базується на впевненості сторін конфлікту в тому що розбіжності в поглядах є закономірними і сторони визнають право кожного на особисту думку та готові зрозуміти один одного що дає можливість аналізувати причини розбіжностей і знайти прийнятний для всіх вихід. Методика вирішення конфлікту
40756. ЗУПИНЕННЯ І ЗАКІНЧЕННЯ ДОСУДОВОГО РОЗСЛІДУВАННЯ 39.61 KB
  Підстави і процесуальний порядок зупинення та відновлення досудового розслідування. Форми закінчення досудового розслідування. Про затвердження Інструкції з організації взаємодії органів досудового слідства з оперативними підрозділами ОВС на стадіях документування злочинних дій реалізаціїоперативних матеріалів розслідування кримінальної справи та її розгляді в суді : наказ МВС України від 07 верес.
40757. ОСКАРЖЕННЯ РІШЕНЬ, ДІЙ ЧИ БЕЗДІЯЛЬНОСТІ ПІД ЧАС ДОСУДОВОГО РОЗСЛІДУВАННЯ 42.38 KB
  ОСКАРЖЕННЯ РІШЕНЬ ДІЙ ЧИ БЕЗДІЯЛЬНОСТІ ПІД ЧАС ДОСУДОВОГО РОЗСЛІДУВАННЯ Поняття і суть оскарження рішень дій чи бездіяльності під час досудового розслідування.Порядок оскарження рішень дій чи бездіяльності органів досудового розслідування. Порядок оскарження ухвал слідчого судді.