17835

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРОВ, ОПОСРЕДСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. (КУПЛЯ-ПРОДАЖА, АРЕНДА (ЛИЗИНГ), ПОДРЯД, ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ ДОГОВОРЫ)

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Лекция 7 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРОВ ОПОСРЕДСТВУЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУПЛЯ-ПРОДАЖА АРЕНДА ЛИЗИНГ ПОДРЯД ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ ДОГОВОРЫ 1. Понятие и виды договора опосредствующего предпринимательскую деят...

Русский

2013-07-05

57 KB

6 чел.

PAGE  2

Лекция 7

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРОВ, ОПОСРЕДСТВУЮЩИХ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

(КУПЛЯ-ПРОДАЖА, АРЕНДА (ЛИЗИНГ), ПОДРЯД,

ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ ДОГОВОРЫ)

1.   Понятие   и   виды  договора,   опосредствующего   предпринимательскую деятельность.

2.    Специфические    черты    договоров,    опосредствующих    предпринимательскую деятельность.

1. Договор в предпринимательской деятельности определяется, как правовой способ организации конкретный связей субъектов предпринимательской деятельности путем свободного оформления и установления их взаимных прав и обязанностей, исполнение которых опирается на возможность использования государственного принуждения [41, с.57]. Тем самым он сводит договоры в предпринимательской деятельности только к договорам между субъектами предпринимательской деятельности.

Между тем, как уже отмечалось в теме «Субъекты предпринимательской деятельности», предприниматель, извлекая прибыль, заключает договоры не только с себе подобными (например, продажа в розницу товара потребителю).

Отсюда в договорах, опосредствующих предпринимательскую деятельность, можно выделить 2 вида:

1) договоры, сторонами которых являются исключительно субъекты предпринимательской деятельности;

2) договоры, сторонами которых, помимо субъектов предпринимательской деятельности, являются иные физические (юридические) лица.

В настоящее время некоторые виды договоров как бы обременены обязательным участием субъектов предпринимательской деятельности и тем самым исключены из традиционного гражданского оборота.

Так, гражданин при заключении договора аренды должен зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности в том случае, если он желает взять в аренду имущество, принадлежащее государственной форме собственности.

2. Переход к рыночным отношениям требует освещения как общих правовых основ, на которых базируется этот процесс, так и конкретных его аспектов, в т.ч. анализа создания и деятельности новых для нас организационно-правовых форм (мы вкратце познакомились с ними).

Для договоров, опосредствующих предпринимательскую деятельность, характерно, во-первых, наличие новых субъектов сделок (АО, ООО).

Так, к началу 30-х годов практически все акционерные общества, образованные в годы нэпа, были преобразованы в государственные предприятия. С того времени в СССР сохранилось лишь два акционерных предприятия — созданный в 1924 г. Банк для внешней торговли СССР (позже — Внешэкономбанк СССР) и образованное в 1929 г. Всесоюзное акционерное общество «Интурист». Однако эти предприятия являлись акционерными лишь формально, ибо их деятельность осуществлялась на тех же принципах, что и деятельность всех других государственных организаций. В период с начала 30-х до середины 80-х годов в СССР было создано только одно акционерное общество — в 1973 г. на базе управления иностранного страхования был организован Ингосстрах СССР (Страховое акционерное общество СССР). Ингосстрах, подобно Внешторгбанку и Интуристу, акционерным обществом являлся формально.

Во-вторых, для договоров, опосредствующих предпринимательскую деятельность, характерна частно-правовая автономия участников гражданского оборота.. «Вмешательство государственных органов в хозяйственную деятельность предпринимателей не допускается, если она не затрагивает предусмотренные законодательством Украины права государственных органов по осуществлению контроля за деятельностью предпринимателей». «В условиях действия принципа «все разрешено, что не запрещено», — пишет В.Л.Мусияка, — при отсутствии современных правовых форм договорных отношений, стабильных навыков, техники самостоятельной выработки субъектами предпринимательства взаимных прав и обязанностей, определяющих целевое взаимодействие между ними, главный фактор гражданско-правового регулирования состоит в наличии у субъектов возможности согласованным волеизъявлением предусматривать в договорах взаимные права и обязанности, вообще не упоминаемые в Законе» [41, с.57].

В-третьих, как отмечают И.Влас и А.Фанда, должен считаться снятым запрет на заключение гражданами-предпринимателями ряда договоров, в частности договора на капитальное строительство [32, с. 10]. В соответствии же с ч.1 ст.353 ГК подрядчиком выступает организация.

В-четвертых, для договоров, опосредствующих предпринимательскую деятельность, характерно то, что уже знакомые нам виды сделок: купля-продажа, аренда, подряд и другие — в условиях рыночных отношений приобретают новые черты:

— аренда имущества государственных предприятий;

— аренда земельных участков;

— купля-продажа с премией;

— купля-продажа по котировочной цене.

В некоторых же случаях — даже новые наименования:

— форвардные сделки;

— фьючерсные сделки;

— хеджирование;

— лизинг;

— франчайза;

— чартер;

— консигнация;

— контракт и т.п.

В-пятых, при разрешении споров по договорам, опосредствующим предпринимательскую деятельность, все большее применение находят торговые обычаи и деловые обыкновения.

В-шестых, с выходом субъектов предпринимательской деятельности за рубеж применение к их договорам тех или иных национальных норм может быть признано невозможным из-за противоречия последних публичному порядку.

Рассмотрим в качестве примера особенности некоторых договоров в сфере предпринимательства.

Так, сняты ограничения по срокам аренды имущества предприятий. Прежде, владея имуществом на праве оперативного управления, предприятия могли сдать в аренду часть закрепленного за ними излишнего или не полностью используемого имущества во временное пользование другим организациям, однако лишь на непродолжительный срок. Так, срок найма строения или нежилого помещения по договорам между организациями не мог превышать 5 лет, а найма оборудования или другого имущества — 1 года.

До недавнего времени законодательством устанавливалось, что при отсутствии в договоре аренды сроков его действия или сроков аренды такой договор изначально нельзя признать заключенным. Однако с выходом 7 июля 1992 г. Закона Украины «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Украины» установлено, что если договор имущественного найма (в т.ч. и договор аренды) заключен без указания срока, он считается заключенным на неопределенный срок и каждая из сторон вправе отказаться от договора в любое время, предупредив об этом в письменной форме другую сторону за три месяца.

Другой пример. Большие перспективы ожидают, по сути, неизвестный предшествующей практике договор лизинга. В силу договора лизинга одна сторона (лизинговая компания — лизингодатель) покупает изделие, необходимое его клиенту (пользователю — лизингополучатель) и сдает ему в аренду это изделие на заранее обусловленный срок за соответствующую плату. В конце согласованного срока службы объекта лизинговой сделки лизингополучатель вправе приобрести его на льготных условиях с зачетом платежей.

Возможно также продление срока действия лизингового договора, а также возврат объекта лизингодателю (оперативный лизинг).

Таким образом, в договоре лизинга сочетаются характеристики договоров имущественного найма (аренды) и купли-продажи. Вместе с тем в этом договоре можно обнаружить элементы кредитного договора: заемщик (должник) становится собственником взятого в лизинг объекта только после истечения срока действия договора.

Особый характер приобретают договоры о совместной деятельности. Кроме «классического» назначения этих договоров — совместно действовать для достижения общей хозяйственной цели: строительство и эксплуатация предприятий, жилых домов и т.д. — договоры о совместной деятельности приобрели конститутивное значение при создании различных хозяйственных обществ.

Нельзя не отметить в то же время, что в отличие от договора о совместной деятельности, где возникают отношения общей долевой собственности участников на созданное или приобретенное ими имущество (включая полученные доходы), вследствие заключения учредительного договора таких отношений не возникает, т.к.  собственником имущества становится вновь созданное учредителями юридическое лицо.

Столь же актуальными становятся договоры об оказании посреднических (торгово-посреднических) услуг. Отношение к предпринимателям, специализирующимся в этой сфере, стабильно отрицательное как в среде «простых» потребителей, так и в правительственных кругах. Свидетельство тому — попытка ограничить размеры торговых наценок и размеры посреднических «процессов». Но даже в условиях сверх дефицитной экономики без посредников невозможно было быстро соединить потребителей и производителей. Поэтому никакие ограничения деятельности посредников не способны прекратить ее окончательно: эта деятельность органична как для совершенной, так и для развивающейся экономики.

Практика вносит в эту сферу новые виды договоров, не предусмотренные в законодательстве (консигнация, агентское соглашение, франчайзинг).

Так, франчайзинг представляет собой систему договоров, основанных на предоставлении крупной фирмой своего фирменного знака (торговой марки) и ряда существенных услуг своим контрагентам (а это, как правило, малые предприятия и частные лица, только начинающие свой бизнес) в обмен на их обязательство продавать на договорной территории продукцию фирмы. Франчайзинг широко применяется в странах Западной Европы и США.

Фирма, изготавливающая товары или являющаяся инициатором какого-либо вида услуг, именуется «франчайзером», а предприятие-контрагент, осуществляющее продажу товаров (услуг) при обязательном выполнении условий, диктуемых франчайзером, получило название «франчайзн», или «дилер». В практике название «дилер» употребляется значительно чаще.

Франчайзинговые операции осуществляется путем продажи «франшиз».

«Франшиза» — это контракт между франчайзером и дилером, предусматривающий исключительное право деятельности дилера на определенной территории, включая эксплуатацию предприятий торговли, принадлежащих франчайзеру, использование его товарного знака и фирменного наименования, получение «ноу-хау». Франчайзер оказывает помощь партнерам по договорным отношениям в выборе зон деятельности, сегмента потребителей, представляет рекомендации и разработки по размещению торговой сети, ведению, рекламной работы, помогает в подготовке высококвалифицированных кадров. Авторитет франчайзера обеспечивает дилеру благоприятные условия для утверждения на различных секторах рынков сбыта. Все это позволяет максимально унифицировать и стандартизировать маркетинговые усилия по продаже товаров и предоставлению услуг для различных торговых предприятий, входящих в систему.

Франчайзер проводит экономическое консультирование дилеров по планированию и управлению, а также по ведению торговых операций. В отдельных случаях предоставляет им и финансовую помощь. Дилеры за свою деятельность получают от франчайзера регулярные платежи (премии). Размеры платежей колеблются от 1,5 до 12 % суммарных годовых продаж.

Путем продажи франшиз франчайзер может выходить непосредственно на потребителя, увеличивая число реализационных точек до оптимального предела (иногда до нескольких тысяч).

Франчайзинговые сделки подразделяются на четыре вида:

— продажа франшиз на реализацию товаров головной компании исключительно под ее товарным знаком;

— франчайзинг комплексный;

— розничный;

— международный.

По первому виду этих сделок дилер принимает на себя часть функций фирмы-поставщика, специализируясь только на ее продукции (распространено среди автомобильных дилеров, владельцев бензозаправочных станций, при продаже безалкогольных напитков).

Комплексный франчайзинг предусматривает полное обеспечение головной компанией деятельности дилера, включая предоставление права пользования товарным знаком, разработку маркетинговой стратегии и технологии бизнеса, подготовку руководств по. эксплуатации, стандартов, контроль качества продукции. Такой вид сделок распространен в сфере ресторанного бизнеса, розничной торговли, индивидуальных услуг, рейтинга, обслуживания недвижимости.

Розничный франчайзинг практикуется при продажах строительных материалов, мебели, компьютерной техники, бытовой аппаратуры.

Международный франчайзинг распространен в промышленно развитых странах и по форме может быть представлен во всех трех перечисленных видах сделок.

Новой формой франчайзинга, в том числе в его международном варианте, является так называемый комбинационный обмен франшизами непосредственно между дилерами. Эта форма взаимодействия дилеров быстро распространяется, особенно в сфере торговли пищевыми продуктами и в ресторанном бизнесе.

По оценке экономистов в перспективе франчайзинг будет более масштабно развиваться в сфере обслуживания автомобилей, содействия мелкому бизнесу, в здравоохранении. Предприниматели начали уделять франчайзингу большое внимание.

Наиболее приемлемой формой, опосредствующей статус и условия труда наиболее квалифицированной части работников, является контракт (трудовой).

Антимонопольное законодательство ограничивает или даже запрещает некоторые виды договоров, если они приводят к уничтожению или существенному нарушению нормальной конкуренции. К такого рода договорам, как правило, относят соглашения, которые закрепляют за их участниками определенные объемы производства того или иного товара, распределяют между ними источники сырья, запрещают участникам продавать товары по демпинговым ценам и т.п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30263. Понятие об уровнях текста 23.5 KB
  Первый верхний уровень идейнообразный. Второй уровень средний стилистический. Третий уровень нижний фонический звуковой. Нижний звуковой уровень мы воспринимаем слухом: чтобы уловить в стихотворении хореический ритм или аллитерацию на р нет даже надобности знать язык на котором оно написано это и так слышно.
30264. Языковой уровень текста. Лингвистический анализ художественного текста 26 KB
  Языковой уровень текста. Лингвистический анализ художественного текста Лингвистический анализ текста как искусство постижения многогранности слова и проникновения в духовный мир произведения Изучение литературы нельзя считать процессом направленным только на получение специфических знаний воспитание души и расширение читательского кругозора – это прежде всего проникновение в глубины и восхождение к высотам Языка – “одного из самых великих творений человечестваâ€. Лингвистический анализ художественного текста – это фундамент его...
30265. Образный уровень текста. Поэтическая лексика, её художественные функции 23 KB
  Поэтическая лексика её художественные функции Слова образность образный используются в стилистике в разных значениях. Образность в широком смысле этого слова как живость наглядность красочность изображения неотъемлемый признак всякого вида искусства форма осознания действительности с позиций какогото эстетического идеала образность речи частное ее проявление. Стилистика рассматривает образность речи как особую стилевую черту которая получает наиболее полное выражение в языке художественной литературы.
30266. Характерологический уровень текста. Способы психологической характеристики персонажа: портретная, речевая характеристика 23.5 KB
  Способы психологической характеристики персонажа: портретная речевая характеристика ПОРТРЕТ в литературе описание внешнего облика персонажа лица фигуры мимики одежды один из способов его характеристики. Место портрета в произведении равно как и способы его создания менялось. В фольклоре в античной и средневековой литературе где индивидуальное начало было выражено довольно слабо портретные характеристики либо вовсе отсутствовали либо сводились к предельно обобщённым описаниям и устойчивым эпитетам которые прямо соответствовали...
30267. Характерологический уровень текста. Способы психологической характеристики персонажа: характеристика через биографию, через художественную деталь, через точку зрения других персонажей и др 23 KB
  Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов – это и характер и внешность и профессия и увлечения и круг знакомств и отношение к себе и окружающим. Один из главных – речь персонажа в полной мере раскрывающая и внутренний мир и образ жизни.Характеризующая чтобы лучше раскрыть образ героя его индивидуальность подчеркнуть какието черты характера или принадлежность к определенной группе профессиональной этнической социальной особенности воспитания.Выделительная чтобы сделать образ запоминающимся...
30268. Сюжетно-композиционный уровень текста. Сюжет. Мотив. Фабула 35.5 KB
  Сюжет. Фабула Сюжет то что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов система событий художественного произведения раскрывающая характеры героев и способствующая наиболее полному выражению идейного содержания. Система событий единство развивающееся во времени а движущей силой сюжета является конфликт. Сюжет может излагаться: в прямой хронологической последовательности событий; с отступлениями в прошлое ретроспективами и экскурсами в будущее; в преднамеренно измененной последовательности.
30269. Пространственно-временной уровень текста. Способы организации художественного пространства 24.5 KB
  Понятие о хронотопе М. Виды хронотопов: Пространственновременная организация литературного произведения хронотоп. Под хронотопом М. По Бахтину хронотоп в первую очередь принадлежность романа.
30270. Пространственно-временной уровень текста. Способы организации художественного времени 37 KB
  В нем всегда так или иначе присутствуют время и пространство. Важно понимать что художественное время и пространство – это не абстракции и даже не физические категории хотя и современная физика очень неоднозначно отвечает на вопрос что же такое время и пространство. Лессинг о чем мы уже говорили во второй главе а теоретики последних двух столетий особенно ХХ века доказали что художественное время и пространство не только значимый но зачастую определяющий компонент литературного произведения. В литературе время и пространство являются...
30271. Идейно-философский уровень текста. Понятия темы и идеи художественного произведения 35 KB
  Идейнотематический анализ выделяет в произведении основную центральную смысловую организацию материала под понятиями тема и идея. Если анализ действия пьесы изучает взаимосвязь событий и форму протекания действия то идейнотематический определяет смысл который наполняет эти действия; отвечает на вопрос почему это происходит. Он занимается поиском мотивов но мотивы если говорить более точно суть абстрактные и универсальные понятия по определению Пави а темы в отличие от них есть конкретизированные и индивидуализированные мотивы...