17837

МЕСТНЫЕ ФИНАНСЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Тема 2. МЕСТНЫЕ ФИНАНСЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВА План 1. Функции местных финансов 2. Местные финансы как инструмент перераспределения ВВП 3. Местные финансы как фискальный инструмент 4. Местные финансы как инструмент финансирования общественных ...

Русский

2013-07-05

121.5 KB

5 чел.

Тема 2. МЕСТНЫЕ ФИНАНСЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

ГОСУДАРСТВА

План

§ 1. Функции местных финансов

§ 2. Местные финансы как инструмент перераспределения ВВП

§ 3. Местные финансы как фискальный инструмент

§ 4. Местные финансы как инструмент финансирования общественных услуг

§ 5. Местные финансы как инструмент экономического роста

§ 1. Функции местных финансов

Для большинства развитых стран с унитарным государственным устройством в послевоенный период была характерна тенденция возрастания роли местных органов власти в экономической и социальной сферах. Соответственно выросла роль местных финансов в этих государствах. Противоположная тенденция наблюдается в основных федеративных государствах. Здесь, наоборот, усиливаются функции и возрастает удельный вес затрат федеральной власти. Это наиболее характерно для США, ФРГ, Швейцарии и других стран.

Восстановление в Украине, как в унитарном государстве, института местного самоуправления объективно связано с возрастанием роли местных органов власти, деятельность которых в предшествующий период было чрезвычайно ограничено. В 1991— 1998 годах в Украине проявилась тенденция расширения задач и функций, которые возлагаются на местные органы власти. Вместе с тем, заметной является и другая тенденция — отставание процесса становления местных финансов относительно новых задачам местной власти.

Общество, экономическая мысль и правительственные структуры должны осознать новую роль местных органов власти Украины в современных условиях. Такое осознание необходимое для реализации программы развития местных финансов, что станет фактором значительного повышения действенности этих властных структур.

Очертим основные формы влияния местных органов власти, их финансов на экономику и социальную сферу государства.

Во-первых, в финансовых системам местных органов власти мобилизуется значительная часть валового внутреннего продукта. Через указанные системы осуществляется распределение и перераспределение этой части ВВП. Таким образом, местные финансы являются инструментом регулирования экономического и социального развития государства. Это означает, что, наряду с государственным регулированием экономической и социальной сфер, действует их коммунальное (муниципальное) регулирование. Государство и местное самоуправление распределяют между собою функции социально-экономического регулирования.

Функции социально-экономического регулирования, которые обеспечивают финансы местных органов власти, не ограничиваются изъятием, распределением и перераспределением части ВВП. Местные органы власти, подобно государству, в сфере своей компетенции осуществляют также и нормативное (правовое) регулирование социально-экономической деятельности, то есть они устанавливают определенные правила поведения хозяйствующих субъектов.

Во-вторых, местные финансы являются фискальным инструментом. Это обеспечивает ресурсами решение задач, которые возлагаются на местные органы власти. Как видим, существует как государственный фиск, так и фиск местных органов власти. Разность между фиском первой формы и фиском второй формы в том, что границы фискальной деятельности местных органов регламентируются государством, ее же фискальная деятельность никем не ограничивается.

В-третьих, финансы местных органов власти являются инструментом обеспечения общественных услуг. Местное самоуправление, как и государство, является институтом, который предоставляет общественные услуги. Государство и местное самоуправление распределяют между собою задачи и ответственность за предоставление гражданам страны общественных услуг.

Идеология предоставления общественных услуг как содержание деятельности местных органов власти в Украине является новой. Она идет на смену идеологии местной власти как института командования территориями. Эффективность и масштабы деятельности местных органов в сфере предоставления общественных услуг зависят, главным образом, от состояния финансов местных органов власти.

Деятельность местных органов власти в сфере предоставления общественных услуг является одной из форм регулирования экономического и социального развития.

В-четвертых, местные финансы являются инструментом обеспечения экономического роста. Обеспечение экономического роста — это также одна из форм социально-экономического регулирования. Тем не менее роль финансов местных органов власти как инструмента экономического роста настолько важна, что требует самостоятельного рассмотрения.

Кроме указанных форм влияния на экономику и социальную сферу, есть и другие, например, связанные с выполнением делегированных полномочий центральной власти. В развитых странах их называют агентскими полномочиями. Эта сфера охватывает проблемы общественной безопасности, охраны правопорядка, обороны, соблюдение законности, государственного надзора и государственной регистрации и др. Итак, финансы местных органов власти являются инструментом обеспечения части функций, которые выполняет государство.

§ 2. Местные финансы как инструмент перераспределения ВВП

Через финансовые системы местных органов власти осуществляется распределение и перераспределение значительной части ВВП. Экспертами Рабочего комитета по местным и региональным органам власти Совета Европы эта проблема рассматривается в двух аспектах. Это — объем муниципальных затрат в ВВП страны и объем муниципальных затрат в совокупных государственных затратах. К европейским странам с высокими показателями муниципальных затрат в ВВП принадлежат: Швеция — 25,5%, Дания — 19,9, Норвегия — 18,9, Венгрия — 19, Финляндия — 18, Литва — 13,1%. Более 10 % ВВП перераспределяются через муниципальные затраты в Австрии, Латвии, Великобритании, Швейцарии. Около 10% — в Болгарии, Чехии, Германии, Люксембурге.

Есть страны, где удельный вес муниципальных затрат в ВВП очень низок. На Кипре он составляет 1,4%, в Греции — 3,33, в Румынии — 3,5, в Турции — 2,41, в Португалии — 4,6%.

В Украине совокупные расходы городов, сел и поселков, то есть расходы, которые могут быть признаны как муниципальные, в 1995 году составили 8% ВВП. Таким образом, Украина принадлежит к европейским странам со средними показателями перераспределения ВВП через муниципальные затраты.

Показатели, которые характеризуют уровень муниципальных затрат в совокупных государственных затратах, также очень разнообразны. Высокими они являются в Норвегии — 60%, в Литве — 58,8, в Венгрии — 53,7, в Швеции — 36, в Дании — 31,28%. Наиболее низкие показатели на Кипре — 4,1%, в Греции — 5,6, на Мальте — 0,629, в Сан-Марино — 0,19, в Португалии — 9,7%.

В Украине расходы городов, сел и поселков в 1995 году составили 17,4% расходов сводного бюджета Украины. По этому показателю Украина опережает развитые европейские государства.

Анализ роли местных органов власти в перераспределении ВВП будет более полной, если рассмотрим в целом совокупные затраты всех уровней местной власти, включительно с региональными. Часть ВВП, которая перераспределяется через расходы местных бюджетов, в 1991—1995 годах в Украине постоянно возрастала. Если в 1991 году она составляла 10,3%, то в 1995 году достигла 18% ВВП, то есть этот показатель возрос сравнительно с 1991 годом в 1,75 раза.

В 1996 году, впервые за последние 5 лет, указанный показатель уменьшился и составил 14,6% ВВП.

Сравнение относительных показателей муниципальных затрат в Украине и в других зарубежных европейских странах не могут дать полной картины. По абсолютным объемам муниципальных затрат Украина отстает от большинства европейских государств.

Перераспределяя ВВП, местные органы власти вмешиваются в процесс общественного воспроизводства и, в значительной мере, вместе с государством им управляют. Таким образом, от политики местных правительств зависит направление развития экономики и социальной сферы. Конечно, у местных правительств нет таких рычагов регулирования экономики и социальной сферы, которые принадлежат центральной власти. Это касается, в первую очередь, монетарной политики, валютного регулирования, контроля над инфляцией, таможенных тарифов, установление экспортно-импортных и других квот, процентной и курсовой политики.

Но местные органы власти, кроме перераспределения ВВП, имеют довольно весомые рычаги экономического и социального регулирования. В большинстве развитых стран органы местного самоуправления имеют право принимать уставы или хартии городов, регионов и других административных единиц, а также другие регулирующие нормативные акты.

Они составляют основу так называемого уставного права. Это право является важной составной частью муниципального (коммунального) права.

Уставным правом регламентируются особенности земле- и природопользование, порядок застройки, пользование ресурсами, ведение хозяйства и финансовых взаимоотношений с местным самоуправлением и прочие вопросы на соответствующей территории.

Особую роль играет политика ценообразования, которую во многих странах имеют право осуществлять местные органы власти в части регулирования цен на продукцию и тарифов на услуги предприятий коммунального сектора. Это касается тарифов на воду, газ, теплоснабжение, услуги канализационного хозяйства, ритуальные услуги, услуги коммунального транспорта, платы за проживание в муниципальном жилом фонде и размеров возмещения за уборку и утилизацию мусора, выбросы вредных веществ в окружающую естественную среду и др.

Ценовая и тарифная политика, которую осуществляют местные органы власти, в значительной мере влияет на уровень доходов местной власти от платежей. Есть и еще один аспект этой проблемы. Предприятия, относительно которых местные органы власти осуществляют регулирование цен и тарифов, являются, как правило, монополистами на соответствующем рынке. В случае свободного ценообразования вся добытая сверхприбыль от этой деятельности шла бы на частные потребности. Ценовые и тарифные границы, установленные относительно продукции и услуг этих предприятий, играют важную социальную функцию. Вместе с тем, перед местной властью всегда стоит проблема выбора. С одной стороны, это потребность укрепления финансов, которые предопределяют применение более высоких цен и тарифов. С другой — необходимость осуществления мероприятий социальной защиты. Решить эту дилемму непросто. Но в большинстве стран, как показывает опыт, преобладает подход - защиты социальных потребностей общины.

В Украине постепенно возрастает доля доходов в местных бюджетах от платежей за услуги, которые предоставляет коммунальный сектор экономики. Тем не менее органы местного самоуправления Украины фактически лишены любых полномочий в сфере ценовой и тарифной политики относительно указанной продукции и услуг. Эти полномочия принадлежат центральным органам исполнительной власти или Совету Министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям.

Соответственно постановлению Кабинета Министров "Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских Советов относительно регулирования цен (тарифов)" №1548 от 25 декабря 1996 года указанные полномочия предоставлены лишь двум городам. Исполнительные органы Львовской и Криворожской городских советов получили полномочия относительно регулирования (установления) тарифов на перевозку пассажиров и стоимости проездных билетов в городском пассажирском транспорте (который работает в обычном режиме движения).

Зарубежный опыт показывает, что в Украине целесообразно предоставить органам местного самоуправления право самостоятельно осуществлять тарифную политику в сфере услуг, которые предоставляются коммунальными предприятиями. Это станет также и фактором укрепления финансов местных органов власти. Вместе с тем могут быть определены основы государственного регулирования этой политики.

§ 3. Местные финансы как фискальный инструмент

Важным инструментом влияния на экономику и социальную сферу является фискальная политика местных органов власти. Местные органы власти имеют право в рамках, определенных законодательством, устанавливать местные налоги и сборы. Кроме того, они могут предоставлять льготы на уплату налогов, которые поступают в местные бюджеты. Фискальная политика местных органов власти во многих странах является важным инструментом влияния на размещение продуктивных сил, на развитие территорий, на внедрение в производство достижений НТП.

Создавая особые или льготные режимы налогообложения, местная власть привлекает дополнительные инвестиции, оказывает содействие новому строительству, развитию внешнеэкономических связей, созданию специальных экономических зон и зон промышленного строительства. Опыт других стран показывает, что чем менее развита та или другая территория, тем большие налоговые льготы предоставляют ее органы власти с целью преодоления отставания. Очень часто в создании благоприятных финансовых условий для развития территорий принимает участие и государство. Система таких льгот названа преференциями. Формами преференций являются особые бюджетные режимы, налоговые каникулы, особые режимы валютного регулирования и визовые режимы.

Общие действия местной и центральной власти дополняются мероприятиями надгосударственного характера. Такие мероприятия осуществляются в рамках Европейского Союза.

В Украине местные органы власти с 1993 года также получили право на установление местных налогов и сборов. Они имеют право предоставлять льготы на уплату налогов в той части, в которой они поступают в местные бюджеты.

К сожалению, роль и значение фискальной политики местных органов власти для развития экономики в Украине пока остаются крайне незначительными. В отличие от большинства европейских стран, где местные налоги и сборы являются основным доходным источником местной власти, в Украине они играют незначительную роль. В 1996—1997 годах за счет местных налогов и сборов сформировано лишь 3% доходов местных бюджетов. Вот почему развитие фискальной деятельности местных органов власти Украины является ключевым направлением усиления влияния их на состояние дел в экономике.

§ 4. Местные финансы как инструмент финансирования общественных услуг

Чрезвычайно важной является роль - финансов местных органов власти в сфере предоставления общественных услуг.

Закономерным явлением для большинства европейских стран является такое распределение функций между государством и местным самоуправлением в сфере предоставления общественных услуг, когда на местные органы возлагается главная ответственность за услуги социального характера. Центральная же власть сосредоточивается на услугах экономического характера, на обеспечении обороны, безопасности и т.п. Эта тенденция наиболее выразительно проявилась в послевоенный период. Уже в 70-х годах 90% всех государственных затрат на образование и профессиональную подготовку в США, Канаде, Великобритании и других странах осуществлялись за счет затрат местных органов власти. В этот же период от 70 до 99% затрат на здравоохранение обеспечивали местные органы власти США, ФРГ, Канады. Также значительную роль играют местные органы власти в социальном обеспечении. В указанный период в ФРГ доля местных органов власти в нем составила 65%.

В Украине тоже наблюдается указанная тенденция. Местные органы власти финансируют основную часть государственных социальных расходов. В 1995 году за счет местных бюджетов профинансирован 83,3% всех расходов сводного бюджета Украины на социальную защиту населения, и 81,8% — на социально-культурную сферу. За счет местных бюджетов финансировалось 74,8% расходов на образование, 66,8 — на культуру и средства массовой информации, 92,1 — на здравоохранение, 66,3 — на молодежные программы, физическую культуру и спорт.

Государственные расходы на жилищно-коммунальное хозяйство почти полностью финансируются из местных бюджетов. В 1995 году на 96,5%. Не будет преувеличением такое утверждение, которое местные органы власти доминируют на рынке социальных услуг и именно они определяют социальный микроклимат в обществе (см. табл. 1).

Таблица 1.

Доля местных бюджетов Украины в совокупных государственных затратах на финансирование отдельных областей социальной сферы и народного хозяйства, %

Область

Годы

1992 

1995 

Социальная защита населения 

65 

83,3 

Социально-культурная сфера (всего) 

75,1 

81,8 

В том числе

образование

66,1 

74,8 

информации 

61,1 

66,8 

здравоохранение 

89,9 

92,1 

Физическая культура и спорт 

34,4 

66,3 

Жилищно-коммунальное хозяйство 

 

96,5 

Народное хозяйство 

16 

16,5 

Всего расходов 

37,8 

39,3 

Социальные расходы в местных бюджетах составляют свыше 80 процентов их общего объема (см. табл. 2).

Еще одна социальная область, где чрезвычайно большое влияние имеют финансы местных органов власти, — это занятость населения. Местные органы власти являются одним из наибольших работодателей на рынке работы. В Швеции в начале 90-х лет на муниципальных предприятиях и в коммунальном хозяйстве было занято 19% всего работающего населения страны. Еще 10% работало в хозяйстве, которое принадлежит губерниям. Для сравнения скажем, что в государственном секторе насчитывалось 9% всех занятых в экономике. Во многих странах занятость в муниципальном секторе намного превышает занятость в государственном секторе.

Таблица 2.

Доля социальных и других расходов в общих расходах местных бюджетов Украины, %

Статьи расходов

Годы

1992 

1995 

Социальная защита населения 

31,9 

29,0 

Социально-культурная сфера (всего) 

48,1 

52,5 

Усталость числе: 

образование

21,9 

23,8 

информации 

3,0 

3,0 

здравоохранение 

23,1 

25,1 

физическая культура и спорт 

80 

81,5 

Народное хозяйство 

15,6 

4,1 

Содержание жилищно-коммунального и дорожного хозяйства 

 

7,9 

Правоохранительные органы 

2,2 

4,2 

Другие расходы 

2,2 

2,3 

Всего расходов 

100 

100 

В Дании местная власть дает работу 75% всех государственных служащих. В Великобритании этот показатель составляет 60%. Значительная роль коммунального сектора и в Германии — 30% всех государственных служащих, в Нидерландах — 34, во Франции — 27%.

В Украине роль коммунального сектора в сфере занятости также довольно значительна. В 1995 году на предприятиях коммунальной формы собственности и в коммунальных организациях было занято 2 млн. 616,7 тыс. чел. Это почти 17% всех занятых в народном хозяйстве Украины и 24,6% — в общественном секторе экономики.

Местные органы власти занимаются основными вопросами, связанными как с переподготовкой трудоспособных, так и с трудоустройством безработных.

Украина сравнительно с другими европейскими странами имеет особенности в сфере предоставления общественных услуг. Исторически так сложилось, что в ходе индустриализации и коллективизации, которые осуществлялись в 30-х годах, и благодаря экономической политике СССР послевоенного периода материальную базу, связанную с предоставлением общественных услуг, в основном создали при производственных предприятиях, заводах, фабриках, шахтах, колхозах, совхозах и при других хозяйственных структурах. То есть основную часть задач, которые в западноевропейских странах обеспечивают органы местного самоуправления, в Украине, как, кстати, и в других республиках бывшего СССР, было возложено на хозяйственные структуры. В начале 90-х годов в ведомственном подчинении на балансе хозяйственных структур находилось половина государственного жилого фонда, 50-60% детских садиков, клубов, дворцов культуры, поликлиник, пионерских лагерей, начальных школ, домов отдыха и других объектов социально-культурной сферы. Значительную часть энергетических, тепловых и водопроводных сетей, которые обслуживали города и поселка, также создали предприятия.

Много городов, сел и поселков вообще своим появлением обязаны строительству или созданию тех или других предприятий. Традиционно так сложилось, что властные структуры этих населенных пунктов были слабыми и фактически зависимыми от руководителей больших предприятий, министерств и ведомств. Об этом неоднократно отмечалось еще в советский период, если принимались очередные постановления высших партийных органов про так называемое повышение роли местных Советов. На так называемых паевых основах из взносов этих предприятий формировалась большая доля финансовых ресурсов городов и других населенных пунктов.

С начала 90-х годов вступает в силу тенденция передачи объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства в ведение местных советов. Этот процесс начат постановлением Кабинета Министров Украины "О размежевании государственного имущества Украины между общегосударственной (республиканской) собственностью и собственностью административно-территориальных единиц (коммунальной собственностью)" № 311 от 5 ноября 1991 года, которое связано с несколькими обстоятельствами. Во-первых, в Украине начался процесс создания экономических и финансовых основ местного самоуправления. Во-вторых, услуги, которые предоставлялись предприятиями, были для них дорогими и чрезвычайно отягощающими, снижали конкурентоспособность продукции. В-третьих, эти услуги тормозили процесс формирования рынка труда и развитие частного предпринимательства. Люди, которые работали на предприятиях, которые имели развитую систему услуг, не были заинтересованы изменять место работы, поскольку в таком случае они теряли доступ к ведомственному обслуживанию.

Процесс изменения собственника объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства началось не только в Украине, а охватил все страны СНГ и страны Восточной Европы. В Восточной Европе он завершился менее болезненно. В Украине и в других странах СНГ этот процесс еще длится и приобрел довольно неуправляемый характер.

В условиях резкого спада производства, остановки многих предприятий большинство объектов социально-культурной сферы остались без источников финансирования, в сущности, стали просто ничьими. Ново сформированные органы местного самоуправления оказались также неготовыми взять это имущество в свое управление через слабую финансовую базу и отсутствие управленческого опыта. Ярким примером этого является судьба многих шахтерских городков в Донбассе.

Перечисленные факторы стали причиной глубокого кризиса, который охватил социальную сферу и жилищно-коммунальное хозяйство, их упадка.

Выход из этой ситуации — укрепление органов местного самоуправления, обретение ними такой же ведущей роли, которую выполняют западные муниципалитеты. Все это требует ускоренного развития финансов местной власти. Есть еще один путь выхода из этой ситуации. В развитых западноевропейских странах наметилась тенденция передачи органами местного самоуправления части функций предоставление общественных услуг частным, смешанным и другим структурам. То есть местные органы власти уже не только непосредственно предоставляют такие услуги, а и обеспечивают предоставление их с привлечением рыночных механизмов. Причем акцент на обеспечение организации предоставления услуг все более усиливается.

В условиях Украины часть услуг подобного характера также может быть возложена на рыночные структуры под непосредственным контролем местных органов власти.

Следует подумать над возможностью использования и опыта США относительно создания специальных целевых районов для управления отдельными областями, которые предоставляют общественные услуги. Такие районы не совпадают с границами административно-территориальных единиц, их специализация разрешает наладить эффективное управление и рациональное финансирование указанных объектов. Так, по вопросам управления естественными ресурсами в США создан 6473 района, пожарной охраны — 5063, городского водоснабжения — 3056, жилищного строительства и общественного развития на местном уровне — 3460, кладбищ — 1629, канализации — 1605, строительства новых школ — 707, парков и рекреационных зон — 1004, больниц — 784, библиотек — 830, автомагистралей — 620, здравоохранения — 481, аэропортов — 367, других специальных (одноцелевых) районов — 1491. Кроме того, есть 1917 многоцелевых районов. Всего в США 29 487 специальных районов по предоставлению услуг.

Подобные специализированные районы можно было бы создать в тех регионах, где органы местной власти пока остаются слабыми и несостоятельными наладить управление объектами социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, которые принадлежало ведомствам.

§ 5. Местные финансы как инструмент экономического роста

Влияние финансов местных органов власти на  экономический рост осуществляется через капитальные затраты, через деятельность на рынках ссудного капитала, недвижимости, земли. Местные органы власти, наряду с государством, создают также общие условия для экономического роста.

Органы местного самоуправления во многих странах являются довольно значительными инвесторами. Некоторые из них тратят на инвестиции свыше трети мобилизованных финансовых ресурсов. Так, в Чехии на инвестиции направляется 40% всех муниципальных затрат, в Португалии — 34,85, в Ирландии — 32, в Швейцарии — 31,7, в Испании — 24,43, в Польше — 22,5, в Бельгии — 17,8%. В то же время в Италии такие затраты составляют лишь 3,31%, в Дани — 5,7. В Литве этот показатель составляет 0,64%.

В Украине доля инвестиционных затрат в расходах местных бюджетов остается крайне низкой, даже сокращается. Если в 1992 году она составляла 5,8, то в 1995 году лишь 3,4%.

Уровень инвестиционной активности органов местного самоуправления может быть оценен таким показателем, как доля муниципальных инвестиций в общих правительственных инвестиционных затратах.

В Нидерландах эта доля составляет 80,1%, в Германии — 64,3, в Норвегии — 60, в Чехии — 55,9, в Болгарии — 54,2, в Польше — 52, в Дании — 51,4%. То есть во многих странах муниципальные инвестиционные затраты превышают половину всех правительственных (государственных) инвестиций. Лишь в отдельных странах этот показатель остается незначительной. На Кипре это 6,7%, в Латвии — 7,76.

В Украине доля инвестиционных затрат местных бюджетов в 1995 году составляла 15,72% всех государственных централизованных инвестиций.

Эти показатели не дают представления об инвестиционной деятельности местных органов власти. Наиполнейшим показателем является доля муниципальных инвестиций в ВВП. В 1989 году капитальные затраты местных органов власти развитых европейских стран в процентах к ВВП были такими: в Италии — 4,3, Португалии — 4, Австрии — 2,6, Нидерландах — 2,9, в Норвегии — 2,2. Наиболее низкий показатель был в Ирландии и составлял лишь 1,4%.

Украина по этим показателям значительно отстает. Совокупные инвестиционные затраты всех местных бюджетов (муниципальные вместе с региональными) составили в 1995 году лишь 0,61% ВВП. Итак, инвестиционная деятельность местных органов власти Украины пока что не является постоянным влиятельным фактором экономического роста. Более того, общий объем инвестиций как центральной власти, так и местной постоянно уменьшается. Сокращается доля инвестиций в ВВП, которая указывает на нарастание в Украине тенденции проедания национального богатства.

Более детально об инвестиционных затратах местных бюджетов Украины — в табл. 3.

Таблица 3.

Инвестиционные затраты местных бюджетов Украины (в текущих ценах)

Затраты

Годы

1991

1992

1993

1994

1995

Общий объем инвестиций в народное хозяйство Украины за счет всех источников финансирования (в млрд. грн.)

42,7

866

29310

229904

937816

Централизованные государственные инвестиции  (в млрд. грн.)

11

241

6488

53001

205416

В том числе:

Инвестиции за счет местных бюджетов

1,2

42

1281

8271

32299

Доля инвестиционных затрат местных бюджетов, в % ко всем инвестициям

2,81

4,85

4,37

3,59

3,44

Доля инвестиционных затрат местных бюджетов, в % к инвестиционным затратам сводного бюджета Украины

10,9

17,42

19,74

15,61

15,72

Доля инвестиционных затрат в общих расходах местных бюджетов, %

3,8

5,8

5,7

4,3

3,4

Доля инвестиционных затрат местных бюджетов, в % к ВВП

0,4

0,84

0,88

0,69

0,61

Важным фактором экономического роста является деятельность местных органов власти на рынке ссудного капитала. Займы, которые размещаются местными органами власти, и банковские кредиты, полученные этими властными структурами, используются исключительно на инвестиционные программы и приобретение оснащения. Законодательство развитых стран Европы запрещает использование заимствованных средств на текущие потребности. Этим коммунальные займы и кредиты отличаются от займов центрального правительства, если подобных ограничений нет.

Итак, деятельность местных органов на рынке ссудного капитала направлена исключительно на расширение объемов и качества услуг, которые предоставляются ими территориальным общинам.

Есть еще одно обстоятельство, которое усиливает роль этой деятельности. Инвестиции центрального правительства связанные в значительной мере с военно-промышленным комплексом. Мобилизованные местными органами власти средства идут на развитие гражданских областей экономики и социальной сферы. Таким образом, от 70 до 90% всех инвестиций, которые вкладываются властными структурами в гражданские области, обеспечиваются за счет деятельности местной власти на рынке ссудного капитала.

В Украине деятельность на рынке ссудного капитала проводится лишь отдельными городами: Киев, Харьков, Днепропетровск, Донецк, Мариуполь, Львов, Одесса и некоторые другие. Доля заимствованных ресурсов в 1995 году не превышала 0,1% доходов местных бюджетов, тогда как во многих развитых европейских государствах она каждый год достигает от 6 до 19% доходов муниципалитетов.

Значительное влияние на экономическую ситуацию имеет деятельность местных органов власти на рынке земли и недвижимости. Местные органы власти как большие собственники земли и недвижимости имеют действующие рычаги влияния на развитие предпринимательства на своей территории. Осуществляя разнообразные операции с землей и недвижимостью — сдавая в аренду, отчуждая, резервируя и т.п., — местные органы власти значительно влияют на уровень деловой активности предпринимательских структур, которые используют эту землю и недвижимость.

В Украине рынка земли еще нет. Отдельные города осуществляют лишь аукционы на право долгосрочной аренды земли. Что касается недвижимости, то к принятию в 1996 году Конституции Украины коммунальная собственность рассматривалась как одна из форм государственной. Это ограничивало полномочие местной власти по использованию недвижимого имущества. Лишь после принятия законодательства, который определит правовой режим коммунальной собственности как имущества негосударственного, включительно с землей, органы местного самоуправления в Украине станут полноправными участниками рынка земли и недвижимости. Это станет фактором усиления влияния их на экономический рост.

Характер влияния местных органов власти и их финансов на экономический рост не сводится лишь к прямым затратам этой власти или к хозяйственным операциям, которые она осуществляет. Местные органы власти создают общие условия для экономического роста. Инвестиции местной власти направляются, как правило, в непривлекательные для частного капитала сферы, в экономическую и социальную инфраструктуры, в экологию и в другие области. Эти инвестиции имеют и значительные сроки самоокупаемости. Взяв на себя такие расходы, местная власть создает условия для конкурентоспособной экономической деятельности частного сектора, она в значительной мере обеспечивает его кадрами, что ведет к увеличению занятости. Такое побочное содействие имеет большее влияние на экономический рост, чем прямые расходы из бюджета. По расчетам, проведенным в США, расширение занятости в промышленности на 100 рабочих тянет за собою рост населения на 338 лиц, доходов граждан — на 749 тыс. долларов на год, банковских вкладов — на 343 млн. долларов, объемов розничных продажа — на 457 млн. долларов в год, дополнительной занятости — на 172 лица.

В условиях Украины, если в большинстве городов наблюдается сокращение занятости в ключевых областях производства, деятельность местной власти по созданию благоприятных условий для экономического роста имеет исключительно важное значение.

18


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84939. Урок розвитку зв’язного мовлення у 2 класі 40 KB
  Пізньої осені, коли промерзає ґрунт, зменшується кількість корму, насамперед у комах; їжаки зариваються в опале листя і впадають у сплячку аж до березня. У цей час у них дуже повільне дихання (до 6 разів на хвилину), різко знижується температура тіла, серце робить лише кілька ударів на хвилину.
84940. Визначення роду і числа прикметників 32 KB
  Мета. Закріплювати вміння змінювати прикметники за родами і числами, вдосконалювати вміння визначати рід, число прикметників у зв’язку з іменниками,добирати найвлучніші прикметники, розвивати вміння аналізувати, узагальнювати,зіставляти мовні явища. Розвивати увагу, спостережливість.
84941. Складання тексту-розповіді про осінь 62 KB
  Мета: вчити учнів складати текстрозповідь красиво говорити; правильно послідовно висловлювати свої думки на основі власних спостережень через художнє слово. Чаґосовського Пори року Осінь; ілюстрації із зображенням осені осінні листочки; зошит з розвитку зв’язного мовлення роздатковий дидактичний матеріал.
84942. Урок-казка «Таємниці зими» 40 KB
  Мета уроку: Розкрити перед дітьми «секрети зими». Формувати вміння підбирати споріднені слова, синоніми. Стимулювати дитяче захоплення; сплеск образної уяви; щирість естетичних суджень. Розвивати увагу, фантазію, оригінальність мислення.
84943. Речення. Основні ознаки речення 210 KB
  Мета. Формувати поняття про речення як одиницю мовлення; вчити виділяти речення тексту, відокремлювати речення одне від одного, удосконалювати навички інтонування речень; розвивати увагу; інтонаційну виразність; виховувати доброзичливе ставлення до природи...
84944. Тварини – частина живої природи. Види тварин. Спостереження за тваринами 62 KB
  Мета: Формувати поняття «тварини-живі організми»; поняття про види тварин; розвивати вміння спостерігати за тваринами, увагу, кмітливість; виховувати дбайливе ставлення до тварин. Обладнання: малюнки із зображенням тварин, картки з завданням, мікрофон, фільм про тварин, проектор, комп’ютер.
84945. «Шукачі скарбів». Виховна година, присвячена 175-річниці з Дня народження Марка Твена 116 KB
  Мета: виховувати шанобливе ставлення до книг; виховувати такі почуття, як дружба, відповідальність, любов. Тип заняття: брейн-ринг Обладнання: уривки художніх фільмів, видання книжок М.Твена для дітей,; декорації: паркан, квіти, скриня із кульками «доброта», «щирість», «відданість», «підприємливість»...
84946. Масляна. Складання розповіді 31.5 KB
  Навчити будувати зв’язну розповідь за опорними словами та малюнками, вдосконалювати вміння висловлюватися реченнями, активізувати і поповнити словниковий запас, висловлювати свої думки в логічній послідовності, формувати навички усного і писемного мовлення, закріпити уміння добирати прикметники...
84947. Написання твору за картиною Р.Г.Романова «Зимовий ліс» 3.32 MB
  Організація учнів до уроку. Створення позитивного настрою. З хорошим настроєм, бажанням вчитися та пізнати щось нове розпочнемо наш з вами урок. Станьте, діти, всі рівненько, Посміхніться всім гарненько, Привітайте гостей, що до нас завітали. Хочу чути, чого б ви сьогодні їм всім побажали?