17841

ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ, ВАЛЮТНЫХ И ДРУГИХ ЦЕЛЕВЫХ ФОНДОВ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Тема 6. ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ВАЛЮТНЫХ И ДРУГИХ ЦЕЛЕВЫХ ФОНДОВ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ План 1. Внебюджетные фонды 2. Валютные фонды 3. Резервные фонды Один из институтов в системе местных финансов это разнообразные внебюджетные фонды денежных ресурсов. Он...

Русский

2013-07-05

73 KB

5 чел.

Тема 6. ФОРМИРОВАНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ, ВАЛЮТНЫХ И ДРУГИХ ЦЕЛЕВЫХ ФОНДОВ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

План

§ 1. Внебюджетные фонды

§ 2. Валютные фонды

§ 3. Резервные фонды

Один из институтов в системе местных финансов — это разнообразные внебюджетные фонды денежных ресурсов. Они, как правило, аккумулируются на отдельных счетах, используются по целевому назначению для финансирования конкретных программ или мероприятий. Образование и функционирование таких фондов осуществляется на основе законодательства и положений об этих институтах, которые утверждаются представительными органами местной власти.

В Украине до 1990 года законодательство не предусматривало правовых норм о создании местными советами подобных фондов. Институт внебюджетных, валютных и других целевых фондов в Украине внедрен лишь в конце 1990 года, после принятия законодательства о местном самоуправлении и Законе о бюджетной системе.

Коротко рассмотрим эволюцию законодательства Украины в 1990—1997 годах относительно функционирования института внебюджетных, валютных и целевых фондов.

§ 1. Внебюджетные фонды

Правовая база формирования внебюджетных фондов местных советов сложилась главным образом в 90-х гг., что укрепило финансовые основы местного самоуправления в Украине. До 1995 г. это, в сущности, был единый источник средств органов местного самоуправления, которые не перераспределялись центральной властью.

Право на внебюджетные средства местные советы всех уровней получили после принятия в 1990 г. Закону "Про местные Советы народных депутатов Украинского ССР и местное самоуправление". В ст. 15 определена возможность и источники формирования местными советами единого внебюджетного фонда, а именно: дополнительные доходы и сэкономленные средства, полученные за счет организованных местными советами мероприятий по решению экономических и социальных проблем; добровольные взносы и пожертвование граждан, предприятий (объединений), организаций и учреждений; доходы от местных займов и денежно-вещевых лотерей, аукционов, а также от прибылей, полученных от проведения субботников; штрафы, которые взимаются за получение предприятиями (объединениями), организациями и учреждениями необоснованной прибыли (дохода) в связи с завышением цен (тарифов) на продукцию (работы, услуги). В внебюджетный фонд включаются также доходы от распродажи имущества ликвидированных предприятий местного хозяйства, которые принадлежат к коммунальной собственности соответствующих административно-территориальных единиц, плата за регистрацию кооперативов и малых предприятий, а также другие средства.

Закон определил, что к единому внебюджетному фонду местных советов базового уровня дополнительно привлекаются и такие доходы: арендная плата за землю, экологический налог и штрафы за загрязнение окружающей среды и нерациональное использование естественных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежи, которые компенсируют причиненный вред. Советы базового уровня к единому внебюджетному фонду включают также штрафы за административные правонарушения, содеянные на их территории, доходы от реализации бесхозяйственного и конфискованного имущества, доходы от продажи населению квартир и домов. В этот фонд они зачисляют выявленные проверками скрытые или заниженные доходы предприятий (объединений), организаций и учреждений, размещенных на территории местного совета.

Законом установлено, что из фондов социального развития предприятий (объединений), организаций и учреждений пропорционально выделяются средства на социальное развитие тех жилых массивов, поселков, сел, в которых проживает соответствующее количество их работников. Эти средства также стали относить к внебюджетному фонду. Расходуются они на усмотрение соответствующего местного совета и находятся на специальных счетах, которые открываются в учреждениях банков и изъятию не подлежат.

Местные советы получили право в границах единого внебюджетного фонда создавать целевые фонды. Правовые основы формирования и использования внебюджетных фондов местных советов в 1990 г. заложен также и Законом "О бюджетной системе Украинской ССР". Статья 16 устанавливает право советов всех уровней образовывать и использовать внебюджетные фонды. Определено, что каждый совет утверждает устав (положение) фонда, который определяет сферу его деятельности, цель и задачи, структуру и методы формирования средств.

Отдельные уточнения относительно статуса и источников формирования внебюджетных фондов внесены Законом Украины 1992 года "Про местные Советы народных депутатов и местное и региональное самоуправление". Этот Закон отменил такое понятие, как единый внебюджетный фонд. Он определил, что органы местного самоуправления формируют внебюджетные и целевые фонды. Определены также дополнительно к установленных в 1990 г. новые источники формирования внебюджетных фондов. Это штрафы, которые могут устанавливаться решениями совета для физических и юридических лиц за устройство мусорников в не отведенных для этого местах, за загрязнение улиц, площадей, других территорий совета, городского транспорта, учреждений культуры, уничтожение или повреждение зеленых насаждений, клумб, нарушение правил торговли, парковка автомобилей, общественного покоя, использование громкоговорителей или мощных осветительных приборов и т.п. Сюда входит и плата за регистрацию всех субъектов предпринимательской деятельности вместо платы за регистрацию кооперативов и малых предприятий, как это определялось в 1990 г.

Дополнительные доходы внебюджетных фондов советов базового уровня, также изменены. Упразднен экологический налог, в другой редакции определена правовая база экологических платежей. В соответствии с новой редакцией Закона к внебюджетным фондам советов базового уровня отчисляются часть платежей и штрафов за загрязнение окружающей естественной среды, нерациональное использование естественных ресурсов, размещение отходов, другие платежи за нарушение законодательства об охране окружающей естественной среды, санитарных норм и правил, которые определяются соответственно нормативам, утверждаемых Верховным Советом Украины.

Упразднено право советов на зачисление в внебюджетные фонды выявленных проверками скрытых или заниженных доходов предприятий (объединений), организаций и учреждений, размещенных на территории местного совета. Уточнено также: к внебюджетным фондам советов зачисляются доходы от продажи населению лишь тех квартир и домов, которые належат к коммунальной форме собственности. В мае 1993 г. с числа источников формирования внебюджетных фондов советов базового уровня исключена арендная плата за землю.

Новые изменения статуса и роли внебюджетных фондов местных советов предусмотрен Законом Украины "О внесении изменений и дополнений в Закон Украинской ССР "О бюджетной системе Украинской ССР" от 29 июня 1995 г. В ст. 23 Закона указано, что централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения, которые создаются по решениям Верховного Совета Украины, Верховного Совета Автономной Республики Крым и местных советов, являются самостоятельными финансовыми институтами и как составные включаются в бюджеты в доходах и расходах. В ст. 18 запрещается использование бюджетных средств для финансирования внебюджетных фондов. Эти фонды могут создаваться за счет поступлений от необязательных платежей, добровольных взносов физических и юридических лиц, от других внебюджетных средств. Соответствующие положения отображены и в постановлении Верховного Совета Украины "Об основных направлениях бюджетной политики на 1996 год" от 7 июля 1995 г. (Бюджетная резолюция). С целью учета она предусматривает включение в бюджет всех внебюджетных фондов финансовых ресурсов, в том числе советов всех уровней, отчислений являющиеся обязательными в соответствии с законодательством. Целевое назначение этих фондов не изменяется.

Принятый в 1997 году Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине" восстановил самостоятельность внебюджетных фондов местного самоуправления. По ст. 65, эти средства находятся на специальных счетах в учреждениях банков. Установлен порядок формирования и использования этих средств, который определяется положением об этих средствах, и утверждается соответствующим советом.

Составной внебюджетных фондов органов местного самоуправления являются целевые фонды. Советы могут создавать в границах законодательства Украины целевые фонды для решения любых социальных и экономических проблем на подведомственной территории. На местном уровне создаются также общегосударственные целевые фонды.

Закон УССР "О занятости населения", принятый в марте 1991 года, в ст. 22 предусмотрел формирование как на центральному, так и на местному уровнях Государственного фонда содействия занятости население. Среди источников его формирования определены отчисления из республиканского и местных бюджетов средства не меньшее 3% от их размеров, обязательные взносы предприятий, учреждений и организаций и т.п.. Ежегодными законами о Государственном бюджете установлены отчисления в этот фонд из местных бюджетов в размерах, определяемых самостоятельно соответствующими местными советами. Этот порядок не изменен и Законом "О Государственном бюджете Украины на 1996 год". С 1997 года установлено, что размер бюджетных ассигнований в этот фонд определяется Верховным Советом Украины.

Закон Украины "О приватизации имущества государственных предприятий" от 4 марта 1992 года в ст. 23 предусмотрел образование внебюджетного Государственного фонда приватизации и внебюджетных фондов приватизации Автономной Республики Крым и других административно-территориальных единиц Украины. Решено средства указанных фондов направить на погашение внутреннего государственного долга Украины, а также на возмещение затрат, связанных с приватизацией, на кредитование технического перевооружения приватизированных предприятий, на развитие предпринимательства и создание новых рабочих мест в границах, которые определяются Государственной программой приватизации. Вместе с тем, ежегодными законами о Государственном бюджете Украины Верховный Совет определяет порядок использования средств, полученных от приватизации имущества государственных предприятий.

Законом "О Государственном бюджете Украины на 1992 год" установлено, что средства от приватизации государственного имущества на соответствующих территориях в размере 10% поступают в местные бюджеты и используются для социальной защиты населения. По Закону "О Государственном бюджете Украины на 1993 год", 50% поступлений средств от приватизации имущества государственных предприятий зачисляются в государственный бюджет и направляются на финансирование структурной перестройки экономики. По Закону "О Государственном бюджете Украины на 1994 год", 80% поступлений от приватизации имущества государственных предприятий направляется в бюджет. Из них 30% зачисляется в государственный бюджет для финансирования затрат Пенсионного фонда на выплату пенсий. В размере 50% поступлений средств от приватизации имущества предприятий общегосударственной собственности направляются в государственный бюджет на финансирование структурной перестройки экономики. Кроме того, 50% средств от приватизации имущества предприятий коммунальной собственности зачисляется местным бюджетам на социально-экономическое развитие регионов. Законом "О Государственном бюджете Украины на 1995 год" определено: в 1995 году 80% средства, которые поступают в соответствующие внебюджетные фонды от приватизации объектов малой приватизации, зачисляются в соответствующие местные бюджеты и направляются на поддержку программ социального развития и на послеприватизационную поддержку объектов приватизации. Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 1996 год" продолжил действие норм относительно использования средств фондов приватизации на 1996 год в порядке, установленному в 1995 году.

Закон "О Государственном бюджете Украины на 1997 год" установил, что в 1997 году 80% средства, которые поступят в соответствующие внебюджетные фонды от приватизации предприятий коммунальной собственности, зачисляются в соответствующие местные бюджеты.

Создание отдельных внебюджетных счетов местных советов предусмотрен и в процессе приватизации государственного жилого фонда. Статья 9 Закона Украины "О приватизации государственного жилого фонда" от 23 июня 1992 г. определяет, что средства, полученные от приватизации государственного жилого фонда, зачисляются в специально созданные внебюджетные приватизационные жилые фонды местных советов или в соответствующие фонды предприятий, на балансе которых находится ведомственное жилье. Эти средства используются на жилищное строительство и ремонт жилья с целью обеспечения жильем граждан, которые стоят на учете тех, кто требует улучшения жилых условий. За этим же Законом 20% средства указанных фондов перечисляется в Государственный приватизационный жилой фонд, который создается для финансирования жилищного строительства в регионах с низким уровнем обеспеченности граждан жильем и для образования резерва средств по обеспечению гарантии прав на бесплатное государственное жилье новорожденных граждан Украины.

Законодательство Украины предусматривает формирование внебюджетных фондов местных советов для финансирования дорожных работ. Так, ст. 4 Закона "Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины" от 18 сентября 1991 г. устанавливает, что промышленные, транспортные, строительные и прочие предприятия, колхозы, совхозы, кооперативы и хозяйственные организации независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности отсчитывают средства на дорожные работы в размере от 0,4 до 0,8% объема производства продукции и выполняемых работ (услуг), а заготовительные, торговые (в том числе оптовые) и снабженческо-сбытовые организации — в размере от 0,03 до 0,06% годового оборота. Согласно закону конкретный размер отчислений, которые поступают соответственно в эту статью на развитие путей общего пользования в Автономной Республике Крым и областях, а также направления использование их определяются Верховным Советам Крымской автономии и областными советами.

Соответственно изменениям, предусмотренных Законом Украины от 19 апреля 1997 года "О внесении изменений в Закон Украины "О системе налогообложения" и Законом Украины "О Государственном бюджете Украины на 1997 год", указанные средства концентрируются в госбюджете Украины. 85% этих средств передаются местным бюджетам Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя. Соответственно законодательству Украины, местные советы образовывают также целевые внебюджетные фонды охраны окружающей среды. Статьей 46 Закона УССР "Об охране окружающей естественной среды" от 25 июня 1991 года установлены поступления платежей за загрязнение окружающей естественной среды во внебюджетные фонды его охраны, местных советов базового уровня, Автономной Республики Крым и областных советов. В размере 70% эти платежи поступают в советы базового уровня, 20% — к Автономной Республике Крым и областных советов, 10% — к Государственному внебюджетному фонду охраны окружающей естественной среды. Есть также целый ряд других территориальных внебюджетных фондов.

На местном уровне также функционируют региональные отделения Государственного инновационного фонда и местные подразделы Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, других государственных целевых внебюджетных фондов.

Опыт формирования внебюджетных фондов и целевых фондов местных органов власти в Украине показывает наличие многих нерешенных проблем как в законодательстве, так и в сфере его реализации. Многочисленными стали факты, когда органы местного самоуправления направляют во внебюджетные фонды средства, которые должны поступать в бюджет или направление не предусмотрено законодательством. Очень слабым пока что есть контроль за законностью использования этого средства. На общегосударственном уровне следует разработать типичное положение об этих фондах. Вместе с тем нельзя согласиться с предложениями относительно ликвидации их, так как это существенно ограничило бы финансовые возможности органов местного самоуправления.

Правовая база, которая регламентирует деятельность многочисленных внебюджетных целевых фондов, требует систематизации и уточнения. Следует также четко определить и разграничить компетенцию местных советов разных уровней и государства в сфере управления территориальными отделениями государственных внебюджетных фондов и местными внебюджетными фондами.

Принятие в 1995 году новой редакции Закона "О бюджетной системе Украины" и установления им порядка, согласно которому внебюджетные фонды могут создаваться лишь за счет поступлений от необязательных платежей, предопределяет необходимость нового определения источников формирования их в законодательстве о местном самоуправлении.

§ 2. Валютные фонды

Законодательство бывшего СССР запрещало местным органам власти иметь собственные валютные фонды и устанавливало государственную валютную монополию. После внедрения в Украине права на валютные фонды местных советов в 1990 г. порядок формирования их изменялся трижды.

Право на формирование валютных фондов местных советов было установлено Законом "Про местные Советы народных депутатов Украинского ССР и местное самоуправление" в 1990 г. Статья 16 этого Закона определила источника, за счет которых местного совета формируют свои валютные фонды, а именно: отчисление от стабильных долгосрочных нормативов от валютной выручки предприятий (объединений), организаций и учреждений, размещенных на территории совета, которые устанавливаются законодательством Украины; доходы от внешнеэкономической деятельности самого местного совета; добровольные взносы и пожертвование юридических лиц и граждан; поступление от реализации товаров, работ (услуг) иностранным юридическим лицам и гражданам и т.п.

По этому Закону валютные фонды сохраняются на специальных счетах в учреждениях банков и расходуются по решению соответствующего местного совета. Определено также, что эти средства не подлежат изъятию.

Принятый в 1992 г. Закон Украины "Про местные Совета народных депутатов и местное и региональное самоуправление" в ст. 14 подтвердил полномочия органов местного самоуправления в деле формирования валютных фондов. Источники формирования их остались неизменными.

Специальным законодательством Украины определен порядок формирования валютных фондов органов местного самоуправления. Закон УССР "О внешнеэкономической деятельности", принятый в апреле 1991 г., в ст. 12 провозгласил, что на территории Украины вводится обязательное распределение выручки в иностранной валюте от внешнеэкономической деятельности между валютными фондами субъектов этой деятельности и Государственным валютным фондом Украины и валютными фондами местных советов. Установлено обязательное распределение выручки в иностранной валюте от внешнеэкономической деятельности всех его субъектов, которые имеют постоянное место пребывания или местожительство на территории Украины. Внедрен порядок распределения валюты на основе стабильных пятилетних нормативов, которые устанавливались Верховным Советом УССР по представлению тогдашнего Совета Министров УССР.

Определено также, что в случае подчинения нескольким местным советам территории постоянного местопребывания или проживание субъекта внешнеэкономической деятельности он передает 2/3 суммы, предназначенной для валютного фонда, местному совету базового уровня и 1/3 — совету высшего уровня. Базовыми, в соответствии с законодательством, считались городские, сельские и поселковые советы. За средства, которые передаются в Государственный валютный фонд и валютные фонды местных советов, субъекты внешнеэкономической деятельности получают из соответствующего бюджета компенсацию в принятой на территории Украины валюте по специальному курсу, установленному Национальным банком. В Украине было запрещено создание без соответствующего разрешения, кроме Государственного и валютных фондов местных советов, других валютных фондов, в которые субъекты внешнеэкономической деятельности передают часть своей выручки. Функции обязательного распределения валюты возлагались на соответствующие банковские учреждения, в которых размещены валютные счета субъектов внешнеэкономической деятельности.

Актами, которые определили новый порядок формирования валютных фондов местных советов, стали постановления Верховного Совета Украины "О формировании валютных фондов Украины в 1992 г." от 5 февраля 1992 г. и "О внесении изменений в Постановление Верховного Совета Украины от 5 февраля 1992 г. "О формировании валютных фондов Украины в 1992 г." от 12 мая 1992 г. устанавливалось, что субъекты внешнеэкономической деятельности платят налог на валютную выручку как к Государственному валютному фонду, так и к валютным фондам местных советов. Ставки этого налога для советов составляла 5% от валютной выручки. Распределение его между разными уровнями советов осуществлялось по ст. 12 Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности". То есть 2/3 этой суммы поступало в валютные фонды базового уровня, а остаток — на валютные фонды областных и районных советов.

Очередной раз новый порядок формирования валютных фондов местных советов предусмотрен Декретом Кабинета Министров № 15-93 "О системе валютного регулирования и валютного контроля" от 19 февраля 1993 г. Был упразднен порядок, за которым валютные фонды местных советов формировались на основе валютного налога. Также остановлено действие ст. 14 Закона Украины "Про местные Советы народных депутатов и местное и региональное самоуправление" в части формирования валютных фондов местных советов за счет отчислений, по стабильным долгосрочным нормативам от валютной выручки предприятий (объединений), организаций и учреждений, размещенных на соответствующей территории. Вместо этого ст. 14 указанного декрета вводит порядок, согласно которому правительство Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, исполнительные комитеты местных советов формируют соответственно республиканский (Автономной Республики Крым) и местные валютные фонды по средствам купли иностранной валюты на межбанковском валютном рынке Украины за счет средств соответствующих бюджетов в границах, утвержденных Верховным Советом Автономной Республики Крым и местными советами. Сохранены и другие источники формирования валютных фондов местных советов, предусмотренные законодательством Украины.

В соответствии с декретом останавливалось действие статей Закона Украины "О внешнеэкономической деятельности", которые предусматривали утверждение нормативов обязательного распределения валютной выручки между государством и местными советами.

§ 3. Резервные фонды

Формирование резервных фондов местных советов предусмотрено в 1990 г. Законом "О бюджетной системе Украинской ССР". В соответствии с ним резервные фонды формировались в составе местных бюджетов, в частности их расходов. Статья 13 предусматривала самостоятельное образование местными советами резервных фондов за счет собственных доходов и части превышения доходов над расходами бюджетов низшего уровня. Эти средства, согласно закону, могли передаваться на договорных и компенсационных основах совету высшего уровня для финансового сбалансирования бюджетов низшего уровня путем дотаций и субвенций. Объемы резервных фондов тогда законодательно не устанавливались и определялись местными советами при утверждении бюджета. Более детально создание резервных фондов регламентирует новая редакция Закона "О бюджетной системе Украины", принятого в 1995 г. Статья 20 этого Закона устанавливает, что в республиканском бюджете Автономной Республики Крым, областных, городских (городов Киева и Севастополя и городов областного подчинения) и в районных бюджетах создаваемых резервные фонды правительства Автономной Республики Крым, а также исполнительных органов областных, городских (городов Киева и Севастополя и городов областного подчинения) и районных советов. Эти фонды создаются в размере до 1% расходов любого из соответствующих бюджетов. Резервные фонды используются для финансирования неотложных мероприятий, не предусмотренных соответствующими местными бюджетами. Согласно закону, эти фонды создаются за решениями соответствующих советов. Финансирование из них осуществляется на основе постановления соответствующих местных исполнительных органов власти.

Согласно закону правительство Автономной Республики Крым, исполнительные органы соответствующих местных советов обязаны подавать ежеквартальные письменные отчеты о расходах из резервных фондов с обоснованием их необходимости, экономичности и эффективности. Верховный Совет Автономной Республики Крым и соответствующего местного совета рассматривают и принимают решения относительно одобрения или неодобрения этих расходов. Они также могут принимать решение о восстановлении резервных фондов. Причем Верховный Совет Автономной Республики Крым может это сделать во время ближайшего рассмотрения вопроса о внесении изменений и дополнений в закон о республиканском бюджете автономии. Местные советы уполномочены решать подобный вопрос на ближайшей сессии.

Проблема взаимодействия представительных и исполнительных органов власти на местах при формировании и использовании резервных фондов может приводить и к определенным разногласиям между ними. С целью избежания их целесообразно разработать типичное положение о резервных фондах местных органов исполнительной власти.

В процессе становления института внебюджетных, валютных и целевых фондов в Украине целесообразно также использовать отдельные аспекты соответствующего зарубежного опыта.

13


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58205. Принципы бухгалтерского учета 75.5 KB
  Принципы бухгалтерского учета Развитие модели рыночной экономики в России вызывает необходимость изменения базисных категорий бухгалтерского учета к которым в первую очередь относятся принципы ведения бухгалтерского учета.
58206. Производство и потребности 39.5 KB
  Целью любого производства является удовлетворение человеческих потребностей. Связь между производством и потребностями проявляется в действиях: потребности запросы потребителя стимулируют производителя а производство создавая новые блага оказывает влияние на потребление...
58208. Создание web-страниц. Добавляем голос 30 KB
  Музыкальные файлы можно добавлять двумя способами: ссылка на файл, активация которой открывает диалоговое окно. С помощью этого окна можно сохранить файл или прослушать через программу – музыкальный проигрыватель...
58210. Створення молекули поліпептиду 221.5 KB
  Використання діалогового вікна амінокислот mino cids Очистіть робочий простір шляхом перезапуску HyperChem або вибравши пункт New в меню File. Перевірте чи неактивна команда Show Secondry Structure в меню Disply. Виберіть пункт mino cids в меню Dtbses. Виберіть пункт Lbels в меню Disply.
58212. Открытое [ɔ] и закрытое [o] во французском языке. Правила чтения 139.5 KB
  Шапка le cours est fini занятие окончено cdeu подарок bureu m письменный стол кабинет бюро контора отдел couteu m нож Прослушайте текст обращая внимание на звук [о]. C’est Mdme Cdet qui fit le cours. Mme Cdet s’dresse ux élèves et dit : Regrdez les mots u tbleu s’il vous plît Estce...