17842

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Тема 7. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ План 1. Исторические аспектыформирования местных налогов и сборов 2. Местные налоги и сборы в Украине 3. Зарубежный опыт местного налогообложения 1. Исторические аспектыформирования местных налогов и сборов Институт местных н

Русский

2013-07-05

99.5 KB

30 чел.

Тема 7. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

План

§ 1. Исторические аспекты формирования местных налогов и сборов

§ 2. Местные налоги и сборы в Украине

§ 3. Зарубежный опыт местного налогообложения

§ 1. Исторические аспекты формирования местных налогов и сборов

Институт местных налогов и сборов является ключевым в сфере формирования доходов местных органов власти в большинстве развитых зарубежных стран. Закономерность функционирования местных финансов заключается в том, что основным средством формирования доходов местных органов власти являются местные налоги и сборы.

Теория местного налогообложения начала интенсивно развиваться в середине XIX столетие. Одной из первых фундаментальных работ в дореволюционной России, посвященных этой проблеме, была работа В. А. Лебедева. Значительный взнос в исследования этих проблем внес русский, а со временем советский, финансист П. П. Гензель. В советской период эпохи Непа эти вопросы исследовались и другими финансистами.

В конце XIX — в начале XX столетие сформировалось две основных теории местного налогообложения. Первая из них — теория возвратной услуги — определяет местные налоги как плату за услуги, которые предоставляет орган местного самоуправления членам территориального коллектива. За этой теорией, налоги и сборы не являются государственными налогами. Вторая же теория не различает природы государственных и местных налогов и считает их обязательными платежами граждан государству. В этот же период в бывшем СССР и в Украине развиваются идеи самообложения население в сельской местности, которые пришли на смену теории и практике земских и мирских повинностей. В 30-х годах в теории и практике бывшего СССР окончательно утверждается толкование местных налогов и сборов как разновидности государственных налогов, что доминировало до начала 90-х годов. В 90-х годах проблема местных налогов и сборов начинает анализироваться в украинской литературе. Выходит первый украинский учебник по вопросам налогообложения под редакцией В. М. Федосова. Учитывая исключительно важное значение становления института местного налогообложения, рассмотрим этапы становления системы местного налогообложения в Украине в более широком контексте с учетом исторического опыта.

История внедрения местных налогов в Украине начинается еще во времена Киевской Руси и его городских самоуправляющихся общин. Городские общины Киевской Руси, как и других средневековых европейских государств, устанавливали сборы с населения, которые можно считать прообразом местных налогов и которые направлялось на решение важнейших общественных проблем в городах.

Важным этапом становления системы местных налогов в Европе было утверждение института местного самоуправления буржуазной эпохи. Эти процессы распространились и на Русскую империю и украинские земли, которые к тому времени находились в ее составе. После земской реформы 1864 года в России в Катеринославской, Полтавской, Таврийской, Харьковской, Херсонской, Черниговской губерниях Украины, а в целому в 34 губерниях империи были созданы органы местного самоуправления — земства. На правобережных украинских землях — в Киевской, Волынской и Подольской губерниях земства созданы в 1911 году. Они получили право на установление местных налогов — земского сбора, облагающими налогами недвижимое имущество в городах и уездах.

Объектами налогообложения стали земля, жилые дома, производственные и торговые помещения и прочие сооружения. Кроме недвижимого имущества, облагались налогами свидетельств на промышленную продукцию и патенты заводов из производства напитков. К земскому сбору принадлежали акцизы на учреждения от продажи напитков и на трактиры в городских поселениях, судебная таможенная пошлина, сборы за пользование переправами, путями и др. Законом определялись максимальные ставки, в границах которых земства самостоятельно устанавливали земские сборы. Так, сбор за свидетельства на промышленную продукцию не могли превышать 10-15% его цены, патентный сбор — 25% выручки от реализации, сбор из трактира — 15-60 руб. из любого учреждения. Размеры земского сбора с недвижимого имущества устанавливались земствами самостоятельно. С этой целью были созданы уездные, а со временем и губернские оценочные комиссии, которые занималось стоимостной оценкой недвижимого имущества и определением размеров сбора.

Перечень земских сборов разрабатывалось земской управой и утверждался земским собранием — представительным органом местного самоуправления. Земские сборы служили основным источником доходов земств — за счет их формировалось почти 70% доходной части их бюджета. В свою очередь, две трети земского сбора поступали от налогообложения недвижимого имущества и земли.

Губернатор как представитель центральной власти в губернии контролировал осуществления земством своего права на самообложение. Он имел право остановить действие решения земского собрания по вопросам местного налогообложения в случае нарушения земством законодательства или игнорирование им местных и государственных интересов. Следует отметить, что факты нарушения их устанавливались на довольно субъективной основе.

В 90-х гг. XIX ст. полномочия земств были существенно ограничены. Губернаторы получили право контроля над деятельностью земств не только относительно законности их решений, но и целесообразности. В законе от 12 июня 1900 г. ограничены полномочия земств по налогообложению. Губернаторы также получили право утверждать сметы земств при увеличении ставок земского сбора. Регламентировалось увеличение ставки налогообложение недвижимости не большее чем на 3% на год. После принятия указанного закона губернатор мог признать нецелесообразным введение земством тех или иных земских сборов. При этом земство могло обратиться в министров внутренних дел и финансов, которые на протяжении трех месяцев принимали решение, и в случае их согласия вводили земские сборы. Законом предполагалось и другое. Если министры внутренних дел и финансов признают необходимыми те или иные статьи затрат земства, а земские сборы, за счет которых они финансируются, квалифицируют их как отягощающие для населения, то в этом случае земство может получить помощь за счет этих министерств. Указанным законом земства было избавлены от необходимости финансирования ряда статей затрат, связанных с государственными потребностями.

Земства не имели собственного налогового аппарата. Земские сборы, как и государственные налоги, взимало государственное казначейство, которое также делило налоговые поступления на имущественные и земские. Хронической болезнью при применении земского сбора была неполная уплата их. В конце 90-х гг. XIX ст. недоимки земского сбора имели все 34 губернские и 367 уездных земств.

Кроме сбора, земства устанавливали и земские повинности, которые, в отличие от первых, имели целевой характер. Каждый вид таких платежей использовался для финансирования конкретных затрат. Земские повинности обеспечивали финансирование местной полиции, больниц, школ, пожарной охраны и других целевых затрат. Земские повинности обеспечивались в денежной и натуральной формах. Натуральные формы были связаны с обязанностями относительно ремонта дорог, мостов, почтового обеспечения, удержание военных частей и других государственных служб. Часть земских повинностей устанавливалась не земствами, а государством. Земские сборы и повинности было упразднены в 1917— 1918 гг., после ликвидации русскими и украинскими большевиками земского местного самоуправления.

В Украинской Народной Республике времен Центрального Совета были осуществлены попытки украинизации земского местного налогообложения.

В советской Украине в 20-е гг. в условиях Непа был принят ряд актов, которые регламентировало местное налогообложение. В 1925 г. Постановлением ВЦКБУ введено в действие Временное положение о местных финансах УСРР, которое определило перечень местных налогов и сборов, которые применяются в Украине. 27 сентября 1925 г. принято Постановление ВЦКБУ и РНК УСРР о местных налогах и сборах, которое установило детальный перечень местных налогов и собрания и порядок применения их. 2 января 1928 г. одни и те же органы власти Украины приняли постановление "О самообложении людности для удовлетворения их общественных потребностей", которым регламентирован порядок самообложения в Украине. В этот период Украина имела значительную автономию в СССР в части местного налогообложения.

В Советской России первым правовым актом, который предусмотрел местные налоги и сборы, стало Положение о денежных средствах и затратах местных Советов, принятое 3 декабря 1918 г. Декрет ВЦВК и Советов наркома России от 9 декабря того же года предусматривал право местных советов на установление 24 видов местных налогов и сборов, 15 из которых могли устанавливаться в городах.

В СССР местные налоги и сборы в 20-х гг. регламентировались Положением о местных финансах СССР от 25 апреля 1926 г. Оно предусматривало 4 местных налога, а союзным республикам предоставлялось право на установление дополнительных местных налогов на объекты, которые не облагались налогами в общесоюзных масштабах. Принятое после этого Постановлением ВЦКБУ Положение о местных финансах УСРР, введенное в действие с 1 октября 1926 года, дополнительно предусмотрело 14 местных налогов и сборов, которые взимались в Украине, кроме предусмотренных союзным законодательством.

В 30-х гг. права Украины в сфере местного налогообложения фактически ликвидируются. Эти налоги, как и другие, начинают регламентироваться исключительно союзным законодательством.

Правовая база местного налогообложения в СССР изменяется в ходе налоговой реформы 1930—1932 гг. ее результатом стало дальнейшее сужение полномочий местных органов в этой и в других сферах управления. Перечень местных налогов включал лишь два их вида: налог на строения и земельную ренту.

10 апреля 1942 г. Президиум Верховной Рады СССР принял указ "О местных налогах и сборах", согласно которому были установлены такие их виды: налог на строения, земельная рента, сбор с собственников транспортных средств, разовый сбор на колхозных рынках. Местные советы получили право предоставлять льготы на местные налоги или не вводить их совсем.

Последним союзным актом относительно местных налогов стал указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1981 г. "О местных налогах и сборах", согласно которому было установлено три общесоюзных местных налога: с собственников строений, земельный налог и налог с собственников транспортных средств.

Соответственно этому указу определенные полномочия в сфере местного налогообложения было предоставлено союзным республикам. Они получили право по законам или указам Президиумов Верховного Совета вводить местные сборы с граждан за предоставление им услуг, связанных с организацией туризма, отдыха и экскурсий, с рыболовством и охотой, а также за другие виды услуг для частичной компенсации затрат с этой целью. В соответствии с указом Президиумам Верховного Совета союзным республикам поручалось устанавливать размеры, порядок обсчета и стягивание разового сбора на колхозных рынках. Определялось, что эти средства должны были полностью направляться на строительство, расширение, благоустройство и эксплуатацию колхозных рынков.

Этим же указом был определен порядок проведения самообложение сельского населения, согласно которому такое самообложение осуществлялось на основе законодательных актов, которые принимались союзными республиками. При этом устанавливались общесоюзные размеры платежей по самообложению: на одно хозяйство они не могли превышать 4 руб. на год; для колхозников, служащих, рабочих, пенсионеров, инвалидов и некоторых других категорий населения размер самообложения население не мог превышать 2 руб. на год.

Указ Президиума Верховного Совета СССР был введен в действие 1 июля 1981 г., а относительно самообложения сельского населения соответствующие положения вступили в силу 1 января 1984 г. На основании этого указа было утверждено Положение о местных налогах и сборах, пунктом 28 которого установлено его применение на основе инструкции, утвержденной Министерством финансов СССР.

На основе перечисленных актов в 80-х гг. приняты правовые документы по вопросам местного налогообложения в Украине. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета УССР от 29 июня 1981 г. был установлен разовый сбор на колхозных рынках.

23 апреля 1984 г. принят указ Президиума Верховного Совета УССР "О самообложении сельского населения", в соответствии с которым установлен такой порядок самообложения сельского населения. Решение про его внедрение принимает сход села большинством голосов лиц, которым исполнилось 18 лет; смета затрат и доходов по самообложению утверждает сельский совет, а несколько сельских советов получают право объединять средства от самообложения по собственным решениям для осуществления общих мероприятий. Установлено также, что средства от самообложения зачисляются на текущий счет сельского совета и не включаются в ее бюджет, а расходуются на мероприятия, утвержденные сельским собранием. Указ предоставил право исполнительным комитетам районных советов, исполкомам райсоветов в городах отменять решения о самообложении в случае нарушения законодательства. Этот указ вступил в силу 1 января 1984 г.

Совет Министров УССР в постановлении "Об установлении примерного перечня мероприятий, на которые могут расходоваться средства самообложения" регламентировал порядок использования доходов, полученных от самообложения. В соответствии с постановлением средства расходуются на строительство и ремонт клубов, библиотек, школ, больниц, фельдшерско-акушерских пунктов и приобретения хозяйственного инвентаря для них, на строительство и ремонт жилых домов при школах, автомобильных путей, мостов, колодцев, общественных бань, на благоустройство и радиофикацию сел, упорядочение кладбищ.

В 80-х гг. Совет Министров УССР принял еще два постановления, связанные со взысканием местных налогов и сборов. В постановлении "О некоторых вопросах, связанных со взысканием местных налогов" от 29 апреля 1981 г. определены льготы на местные налоги и категории граждан, которых они касаются. В постановлении "О курортном сборе с граждан, которые прибывают на отдых к курортным местностям УССР без путевок или курсовок" от 22 сентября 1983 г., определены размеры курортного сбора с лиц, которые прибывают к курортной местности самостоятельно. Курортный сбор взимался соответствующими местными советами.

§ 2. Местные налоги и сборы в Украине

Новый этап применения местных налогов и сборов началось в Украине после провозглашения ею независимости. Местные налоги и сборы фактически были разгосударствлены, выведены с состава государственных налогов, и они начали рассматриваться как собственные доходы местного самоуправления.

В Законе "Про местные Советы, местное и региональное самоуправление" предусмотрено право местных советов вводить на своей территории местные налоги и сборы.

Практика внедрения их на протяжении 1991 —1993 гг. связанная с неоднократными правовыми конфликтами между органами местного самоуправления и прокуратуры, вызванными неурегулированностью этого вопроса в специальных законодательных актах. Давняя же нормативная база не отвечала новым реалиям.

Вопрос местного налогообложения был разрешен в Декрете Кабинета Министров Украины "О местных налогах и сборах" от 20 мая 1993 г., по которому установлено 17 местных налогов и сборов. Среди них: гостиничный сбор, рыночный сбор, сбор за парковку автомобилей, сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор с собственников собак, курортный сбор, сбор за участие в бегах на ипподроме, сбор за выигрыш на бегах, сбор с лиц, которые принимают участие в игре на тотализаторе на ипподроме, налог с рекламы, сбор за право использования местной символики, сбор за право проведения кино- и телесъемки, сбор за проведение местных аукционов, конкурсной распродажи и лотерей, коммунальный налог, сбор за проезд территорией пограничных областей автотранспорта, который направляется за границу, сбор за предоставление разрешения на размещение объектов торговли. В декрете определены полномочия органов местного самоуправления относительно установления местных налогов и сборов и предоставления льгот на них, а также максимальные ставки местных налогов и сборов.

17 июня 1993 г. Верховная Рада Украины приняла Закон "О дополнении декрета Кабинета Министров Украины "О местных налогах и сборах", которым дополнительно вводится местный налог с продажи импортных товаров.

Кроме только что названных актов, местное налогообложение в Украине регламентируется также Законом "О внесении изменений и дополнений в Закон УССР "О системе налогообложения", принятым 2 февраля 1994 г. Им предусмотрено 16 местных налогов и сборов (изъятию подлежали сбор с собственников собак и налог с продажи импортных товаров), которое обнаружило определенное разногласие между принятыми законодательными актами.

Практика применения местных налогов и сборов удостоверила, что использование их в Украине пока что крайне неэффективно и они своих функций не выполняют. Так, в 1994 г. планировалось получить от местных налогов и сборов 10 трлн. крб., по плану немного большее 2% доходов консолидированного бюджета Украины и 4,8% совокупных доходов местных бюджетов. Фактически же было получено 901,9 млрд. крб. доходов от местных налогов и сборов, то есть 9% плановой суммы поступлений. Таким образом, реальные поступления от местных налогов и сборов составили в консолидированном бюджете 0,2%, а их доля в доходах местных бюджетов — 0,45%. Одна из причин срыва плана местных налогов и сборов состояла в том, что большее 6 тыс. местных советов в 1994 г. не ввели на своей территории таких налогов. В 1995 г. было запланировано получить 11 трлн. крб. местных налогов и сборов, составившие 0,55%-общих доходов консолидированного бюджета Украины и 1,55% совокупных доходов местных бюджетов.

В 1996 г. было запланировано получить 189,6 млн. грн. местных налогов и сборов. Фактические поступления составили 285,1 млн. грн. Это 0,95% доходов сводного бюджета Украины и 2,4% совокупных доходов местных бюджетов. В 1997 году поступления от местных налогов и сборов составили 360,4 млн. грн.

Местные налоги пока что формируют незначительную часть доходов местных бюджетов даже в больших городах. В 1995 г. за счет их город Днепропетровск получил немного более чем 3,1% доходов, Донецк — 1,3, Одесса — 4,8, Харьков — 2,8, Киев — 1, Львов — 5,6% доходов бюджета. Лидером в этом плане является город Хмельницк. В 1996 г. за счет этих налогов в бюджете города сформировано 13% доходов.

Повышение роли местных налогов и увеличение доли доходов за их счет является главным направлением укрепления местных бюджетов, расширение их финансовой автономии. Эффективное использование института местных налогов и сборов — важный инструмент укрепления всей финансовой системы Украины. Но это не может быть одноразовым актом. Становление системы местного налогообложения в Украине может стать следствием изменений в социально-экономической системе государства, в первую очередь, в структуре собственности, за счет значительного повышения доходов населения, реформирование системы оплаты работы. Много зависит от уровня экономической и политической культуры общества.

Коренного обновления требует правовая база, которая регламентирует местные налоги и сборы в Украине. Это прежде всего касается Декрета Кабинета Министров Украины от 20 мая 1993 г. "О местных налогах и сборах" с соответствующими дальнейшими изменениями. Целесообразно разработать и принять новый закон Украины о местных налогах, платежах и сборах, в основу которого следует положить новую идеологию местного налогообложения с учетом существующего мирового опыта. Следует учесть и те изменения, которые в последние годы уже произошли в отношениях собственности, в социальной структуре, в доходах населения Украины. Как удостоверяют факты, уже почти половина основных фондов в Украине находится в негосударственном секторе экономики. Сформировались слои населения с высокими доходами, которые владеют значительной недвижимостью. Все это создает объективные предпосылки для внедрения в Украине современной системы местного налогообложения и укрепления на ее основе финансов местного самоуправления.

Прежде всего, назревшая потребность значительно расширить перечень местных налогов и полномочия органов местного самоуправления относительно внедрения их. Основу местного налогообложения должны обеспечить имущественные налоги. Целесообразно ввести местные налоги на недвижимое имущество юридических лиц, на ценное недвижимое имущество физических лиц, на землю и на наследство. Местным органам власти следует получать законодательно зафиксированную долю подоходного налога с граждан, которую нужно также рассматривать как разновидность местного налога.

Следует предусмотреть право органов местного самоуправления устанавливать местные акцизы, например налог на продажу алкогольных напитков на разлив и др.

Значительного расширения требует перечень местных экологических налогов. Можно ввести налог на утилизацию бытовых отходов или на уборку мусора, налог на охоту, на рыболовство, на использование карьерных материалов, на ветеринарное обслуживание скота и других домашних животных. Все эти налоги эффективно используются в зарубежных странах.

Зарубежный опыт также показывает, что можно вводить в Украине налоги на ценные бумаги (на эмиссию акций и облигаций), на биржевые операции, на денежные капиталы, на прирост капитала, с лиц, которые владеют двумя квартирами, на зрелища, на право размещения офисов в центральной части города и др. Конечно, язык не может идти об одновременном внедрении всех этих налогов. Делать это необходимо осторожно, поэтапно и в контексте реформы всей налоговой системы, во время которой целесообразно сбалансировать соотношения между поступлениями от общегосударственных и местных налогов в пользу значительного повышения доли вторых.

В новом законе о местных налогах и сборах целесообразно предусмотреть две группы местных налогов и сборов.

Первая группа — это местные налоги и сборы, которые полностью регламентируются центральной властью. Местные органы власти будут иметь право на установление льгот на эти налоги.

Вторая группа местных налогов и сборов может самостоятельно устанавливаться местной властью. Механизм государственного контроля предусматривает включение двух элементов: обязательную регистрацию таких налогов в Министерстве финансов Украины и установление верхних границ налоговых ставок. При этом нецелесообразно заимствовать опыт Российской Федерации. Как известно, в соответствии с Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года местные органы власти с 1 апреля 1994 года получили право на внедрение любых местных налогов. Количество их и верхние ставки совсем не ограничиваются. Как показывает опыт, такая практика может привести к произволу на местах и дискредитации самой идеи местных налогов. Поэтому целесообразно ориентироваться на более взвешенный подход и опыт западных стран, выверенный столетиями.

В 1996—1997 гг. в Украине сделаны попытки пересмотреть идеологию местного налогообложения. В июне 1996 г. состоялись парламентские слушания об усовершенствовании законодательства о местных налогах и сборах. По их итогам приняты рекомендации. В рекомендациях предложено расширить полномочия органов местного самоуправления в сфере местного налогообложения и перечень местных налогов и сборов. Эта проблема отмечена также и в бюджетной резолюции на 1997 г. В постановлении Верховной Рады Украины от 3 июля 1996 г. "Об основных направлениях бюджетной политики на 1997 год" (Бюджетная резолюция) Кабинету Министров было поручено до 1 сентября 1996 г. внести предложения о расширении перечня местных налогов и сборов, а также о расширении полномочий в этой сфере органов местного самоуправления. Представленный в связи с этим поручением Кабинетом Министров Украины проект Закона "О местных налогах и сборах" был отклонен Верховной Радой.

Проблема местных налогов и сборов нашла свое отображение и в постановлении Верховной Рады Украины от 4 декабря 1996 г. "Об основных положениях налоговой политики в Украине". Этим постановлением предусмотрено в процессе реформирования налоговой системы Украины ввести 19 местных налогов и сборов. Но такой перечень местных налогов не разрешит кардинально повысить их роль в налоговой системе. Лишь при условии, при котором местными налогами будет признан налог на недвижимое имущество юридических лиц, налог на недвижимое имущество физических лиц, подоходный налог с граждан, плату за землю, местные акцизы и некоторые другие, они начнут играть существенную роль в формировании доходов органов местного самоуправления.

§ 3. Зарубежный опыт местного налогообложения

Местные налоги в зарубежных развитых странах являются основным доходным источником местных бюджетов. Местные налоги — это главный атрибут института местного самоуправления. В международной терминологии местные налоги и сборы определяются как локальные налоги, которые являются основной статьей доходов местных бюджетов в большинстве западных государств.

В середине 90-х гг. за счет местных налогов формировался 61 % коммунальных доходов в Швеции, 51 - в Дании, 46 - в Швейцарии, 43 - в Норвегии, 36 - во Франции, 34 - в Финляндии, 31% - в Испании. Очень высок этот показатель в США. Вместе с тем в Греции он составляет лишь 2%, в Словении, Румынии, Нидерландах - 5, в Венгрии - 4, в Болгарии - 1, в Латвии - 6%.

Вследствие многовековой эволюции на Западе сложилась разветвленная система местных налогов и сборов, характерной особенностью которой есть их многочисленность: в Бельгии внедрено 100 местных налогов и сборов, в Италии - 70, во Франции - более как 50. Вместе с тем, в отдельных странах применяется лишь несколько местных налогов, а в Великобритании, например, - лишь один (до 1990 г. это был налог из недвижимого имущества. Правительством Маргарет Тетчер его заменило на подушный налог, который также считается имущественным).

Страны, где применяется лишь несколько местных налогов, составит исключение. Многочисленность местных налогов и сборов обеспечивает универсальные возможности использования их в разных по потенциалу и условиям административно-территориальных образований, которые служит гарантией стабильности налоговых поступлений.

Местные налоги используются на всех уровнях местного самоуправления. В унитарной Франции это коммуны, департаменты и регионы. К местных относятся также налоги, которые применяются в федеративных государствах субъектами федерации. В Германии это - земли, в США - штаты. То есть каждый уровень власти в большинстве развитых стран Запада имеет свою налоговую систему.

Еще одной особенностью местных налогов и сборов на Западе является их массовость. Они платятся фактически всем взрослым населением, независимо от социального статуса и уровня доходов. Например, в США в бюджете семьи из четверых лиц с годовым доходом 50 тыс. долл. платежи по всем местными налогами составляют в среднем 4,4 тыс. долл. ежегодно — 8,9% ее доходов. В целом этот показатель в отдельных штатах минимальный и равняется 3,5%, а в других достигает 14% доходов семей указанной категории.

Особенностью местных налогов и сборов большинства развитых стран является также их регрессивность, то есть доля местных налогов и сборов уменьшается относительно совокупного размера доходов, если доходы возрастают. В то же время часть стран относительно главных местных налогов применяют прогрессивные ставки налогообложения. Это характерно, например, для Финляндии, Норвегии, Испании, Швеции, Швейцарии при налогообложении личного имущества граждан.

Практически во всех развитых странах создана надежная правовая основа применения местных налогов и сборов. Право органов местного самоуправления устанавливать местные налоги и сборы гарантируется конституциями этих стран. В ФРГ, например, права органов местного самоуправления и земель на использование местных налогов регламентируются конституцией государства, а также рядом законов. Среди них есть два специальных: Положение об уплате налогов, сборов и таможенной пошлины, которая, в сущности, является налоговым кодексом, и Положение об уплате местных налогов.

Местные органы власти на Западе имеют разную компетенцию относительно установления местных налогов и сборов или относительно так называемого права налоговой инициативы. В унитарных странах местные органы власти, как правило, такого права не имеют. Все виды местных налогов вводятся законами, которые принимает парламент страны. Местные органы власти имеют полномочия относительно установления ставок налогов в границах законодательно определенных их предельных уровней. К компетенции местных органов власти включено также право принимать решение о внедрении местных налогов, определенных законодательством.

В некоторых странах применяется другая модель контроля центрального правительства за местными налогами. Местные органы власти самостоятельно устанавливают местные налоги и сборы, а центральная власть ограничивает их максимальные ставки. С 1983 г. такая практика действует в Норвегии и Бельгии. В федеративных государствах основной круг вопросов местного налогообложения находится в компетенции субъектов федерации. Виды местных налогов устанавливаются органами власти штатов в США, кантонов - в Швейцарии, властными структурами провинции Квебек - в Канаде. Ставки местных налогов в этих странах определяют муниципалитеты. Вместе с тем, и в большинстве федеративных стран законодательство федерации определенной мерой регламентирует применение местных налогов и сборов.

Есть несколько основных моделей налоговых систем местных органов власти. В их основе лежит способ, с помощью которого устанавливаются и зачисляются в местные бюджеты отдельные местные налоги. Рассмотрим это на примере подоходного налога.

Первая модель. В ФРГ, Австрии, Испании, Люксембурге местные органы власти автоматически получают фиксированный процент (долю) от подоходного налога по стране, который зачисляется ко всем уровням бюджетов.

Вторая модель. В Бельгии, Канаде (кроме Квебека), Дании, Норвегии местные органы самостоятельно устанавливают дополнительные местные надбавки к ставкам подоходного налога, который поступает в центральный бюджет.

Третья модель. Местные органы целиком самостоятельно устанавливают ставки налогообложения и его базу по подоходному налогу. Соответствующие местные налоги не учитываются центральным правительством при определении прибыльного дохода для налогов, которые поступают в центральный бюджет. Такая модель налоговой системы применяется в Швейцарии, провинции Квебек (Канада) и в некоторых других странах. В США местные ставки подоходного налога учитываются при определении ставок этого налога в центральный бюджет.

Местные налоги по форме установления их и по способу зачисления в местные бюджеты также распределяются на три группы.

К первой группе принадлежат прямые и косвенные местные налоги, которые почти во всех странах вводятся местными органами власти и полностью поступают в их бюджеты. Прямыми налогами в этой группе являются промышленные налоги, налоги на недвижимое имущество физических лиц, на землю, автомобили, профессию и т.п. Косвенными налогами в этой группе являются индивидуальные и универсальные местные акцизы на потребление предметов широкого потребления и других ресурсов. Это акцизы на бензин, алкогольные напитки и прочие товары. В Японии - акцизы на потребление газа и электроэнергии. В Великобритании местных косвенных налогов нет.

Ко второй группе местных налогов и сборов принадлежат налоги, которые устанавливаются местными органами власти как надбавки к общегосударственным налогам или как отчисление от них. Эта группа местных налогов, собственно, дублирует общегосударственные налоги на местном уровне. К ним принадлежат местные надбавки к земельному и сельскохозяйственному налогу в Италии, отчисление от подоходного налога физических лиц, налог на прибыль корпораций в США, надбавка к налогу на добавленную стоимость во Франции и др. Причем в отдельных странах местные налоги этой группы учитываются центральным правительством при определении ставок налогов, которые поступают в центральный бюджет как фактор уменьшения их. В некоторых из них налоги центрального правительства не уменьшаются на сумму соответствующих местных налогов. В то же время законодательство ФРГ запрещает местным органам власти устанавливать налоги, которые уже взимаются на уровне федерации.

Третья группа местных налогов наибольшая. Это разнообразные налоги, главным образом фискального характера или экологические. Среди них: налоги на занятие торговлей, на собак, на развлечения, на зрелища, на владение транспортными средствами, на торговлю спиртными напитками, на предоставление лицензий на наследство, на подарки, на лица, которые владеют двумя квартирами, на охоту и рыболовство, на открытие питьевых учреждений, отелей, на уборку улиц и ликвидацию бытовых отходов, на карьеры, на рекламу и прочих (подобные налоги центральная власть, как правило, не взимает).

Основную роль в странах с развитой рыночной экономикой играют имущественные местные налоги, в первую очередь на недвижимое имущество физических и юридических лиц и на землю. В США за счет налогов на имущество формируется около 45% всех доходов местных бюджетов, в Франции - 40%.

Местные налоги обеспечивают реальную финансовую автономию органов местного самоуправления и местных органов государственной власти. Такая самостоятельность проявляется также и в том, что в федеративных государствах субъекты федераций имеют собственные службы, которые собирают местные налоги. Муниципальные налоговые службы есть и в органах местного самоуправления во многих федеративных и унитарных государствах. Контроль за изъятием общегосударственных налогов, которые поступают в центральный бюджет, осуществляют государственные налоговые службы.

17


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50570. КИНЕМАТИКА И ДИНАМИКА ВРАЩАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ 450 KB
  Найти работу момента сил трения от начала торможения до остановки. Найти величину изменения момента силы тяжести и момента импульса тела за время его полета и определить среднюю мощность развиваемую силой тяжести за время полета тела. Найти работу момента сил трения от начала торможения до остановки. Из закона сохранения момента импульса следует что угловая скорость стержня с шариком может быть найдена из уравнения: где момент инерции шарика; угловая скорость шарика; момент инерции стержня с шариком.
50572. КИНЕМАТИКА И ДИНАМИКА МАТЕРИАЛЬНОЙ ТОЧКИ 1.12 MB
  Найти зависимость от времени радиусвектора частицы вектора ее мгновенной скорости и векторов полного нормального и тангенциального ускорений. Определить в этот момент времени радиусвектор частицы вектор ее мгновенной скорости и средней скорости а также векторы полного нормального и тангенциального ускорений радиус кривизны траектории и показать их на графике в самостоятельно выбранном масштабе. Найти зависимость от времени радиусвектора частицы вектора ее мгновенной скорости и векторов полного тангенциального и нормального...