17843

ФИНАНСЫ КОММУНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Тема 8. ФИНАНСЫ КОММУНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ План 1. Финансы коммунальных предприятий 2. Коммунальные платежи 3. Финансы муниципальных предприятий 1. Финансы коммунальных предприятий Проблемы функционирования финансов коммунальных пред...

Русский

2013-07-05

51 KB

8 чел.

Тема 8. ФИНАНСЫ КОММУНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

План

§ 1. Финансы коммунальных предприятий

§ 2. Коммунальные платежи

§ 3. Финансы муниципальных предприятий

§ 1. Финансы коммунальных предприятий

Проблемы функционирования финансов коммунальных предприятий в украинской литературе пока что являются неисследованными. По этому вопросу фактически нет ни одной специальной публикации. Вместе с тем, институт финансов коммунальных предприятий играет важную роль в обеспечении стабильного функционирования коммунального сектора экономики, предоставлении этим сектором общественных услуг.

Становление института финансов коммунальных предприятий в Украине началось с внедрением в 1990 году коммунальной формы собственности. В связи с тем, что субъектами права коммунальной собственности в Украине были определены все местные советы соответствующих административно-территориальных единиц, образовалось несколько видов коммунальной собственности: коммунальная собственность областей, городов, районов, районов в городах, сел и поселков.

Закон Украины "О собственности" определил коммунальную собственность как одну из форм государственной собственности и, таким образом, предприятия, которые находятся в собственности соответствующих административно-территориальных единиц, получили правовой статус государственных коммунальных предприятий. В Украине образовалось несколько видов коммунальных предприятий. Это государственные коммунальные предприятия коммунальной собственности областей, государственные коммунальные предприятия коммунальной собственности городов, государственные коммунальные предприятия коммунальной собственности районов, государственные коммунальные предприятия коммунальной собственности районов в городах и государственные коммунальные предприятия коммунальной собственности сел и поселков.

Принятая в 1996 г. Конституция Украины изменила правовой статус коммунальной собственности. Согласно с ст. 142 Конституции имущество, ресурсы, земля и средство коммунальной формы собственности являются собственностью территориальной общины. То есть это означает, что отныне собственником коммунальных предприятий является лишь территориальная община. Предприятия всех других уровней власти не входят в состав коммунальных.

В связи с новым правовым режимом коммунальной собственности созданные на ее основе в 1991—1996 гг. предприятия требуют перерегистрации в форме коммунальных предприятий на смену их нынешнего статуса как государственных коммунальных предприятий.

Коммунальный сектор в Украине включает: промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство, торговлю и общественное питание, снабжение и сбыт, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения и прочие области. Например, как коммунальные зарегистрировано свыше 700 промышленных предприятий, на которых заняты почти 110 тыс. чел. Это 8% всех промышленных предприятий Украины. Часть коммунальных учреждений не имеют самостоятельных банковских счетов, а лишь субсчеты, например, школы, детские садики и др. Еще часть коммунальных учреждений и учреждений имеют смешанную систему финансирования — как сметную, так и хозрасчетную.

Конституционное определение правового статуса коммунальной собственности в Украине предопределяет необходимость принятия нового законодательства для регламентирования правового режима коммунальных предприятий.

Может быть определен правовой статус разных форм коммунальных предприятий и особенности организации их финансов. С учетом зарубежного опыта следует установить, что коммунальные предприятия могут получаться с таким правовым статусом: унитарные коммунальные предприятия, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества. Также надо установить запрет на создание коммунальных предприятий в форме полных обществ, коммандитных обществ и обществ с дополнительной ответственностью. Необходимо запретить участие органов местного самоуправления в капитале таких обществ. Таким образом, органы местного самоуправления должны получить право на создание предприятий лишь в таких формах, если их основатели несут финансовую ответственность в границах их взноса в уставной капитал. Территориальная община не может нести ответственности за деятельность коммунального предприятия всем своим имуществом.

Может быть урегулированы финансовые взаимоотношения коммунальных предприятий и их основателей. Следует установить, что имущество коммунальных предприятий может использоваться на основе права полного хозяйственного ведения и права оперативного управления. Первый режим может быть применен к коммунальным компаниям, которые функционируют в режиме коммерческой самоокупаемости. Второй — к коммунальным учреждениям и учреждениям, которые имеют сметное и смешанное финансирование. Необходимо также урегулировать правовые и финансовые аспекты деятельности унитарных коммунальных предприятий, то есть предприятий, в которых есть лишь один собственник — территориальная община.

В особенности сложной является проблема установления границ коммерциализации деятельности коммунальных предприятий с учетом потребностей общины в общественных услугах. Надо законодательно установить, что собственником прибылей унитарных коммунальных предприятий есть территориальная община. Она может стать собственником доходов смешанных предприятий соответственно доле органа местного самоуправления в его уставном капитале.

Правового урегулирования требует финансовая деятельность и статус предприятий, основанных на имуществе и капиталах, которые принадлежат Автономной Республике Крым. В соответствии с Конституцией Украины (ст. 138) к ведению Автономной Республики Крым принадлежит управление имуществом, которое является собственностью автономии. Это означает: указанные проблемы могут быть разрешимы в законодательстве Автономной Республики Крым.

Ныне финансы предприятий коммунальной собственности функционируют на основе законодательства, которое регламентирует деятельность всех хозяйственных структур в экономике Украины. Использование финансовых ресурсов предприятий коммунальной собственности имеет свои особенности, их прибыль распределяется в порядке, определенном соответствующими местными советами в соответствии с уставами этих предприятий. Уставы утверждаются местными советами, которым принадлежат указанные предприятия.

Прибыль предприятий коммунальной собственности подлежит налогообложению. Согласно закону "О бюджетной системе Украины" 100% налога на прибыль коммунальных предприятий зачисляется в бюджет местного совета того уровня, которому принадлежат эти предприятия. Местные советы могут предоставлять льготы или полностью освобождать от налогообложения предприятия коммунальной формы собственности в той части, в которой эти налоги зачисляются в соответствующие местные бюджеты. В 1995 году, например, в городе Винницы коммунальные предприятия уплатили 278,1 млрд. крб. налога на доходы предприятий. Это составило 7,2% всех поступлений бюджетов области от налога на доходы предприятий всех форм собственности. В Донецке этот процент составил 8,5, в Николаеве - 30, в Ужгороде - 45,2%.

Коммунальные предприятия в Украине имеют самостоятельные финансовые балансы, их счета не объединяются с бюджетными счетами органов местного самоуправления. Большинство учреждений и учреждений, которые находятся в коммунальной собственности, являются самостоятельными юридическими лицами и финансируются за счет местных бюджетов на основе смет.

Исследование проблем функционирования финансов коммунальных предприятий Украины будет невозможной без внедрения соответствующей статистической отчетности. Пока что такой статистики нет. Финансы коммунальных предприятий учитываются в составе финансов государственного сектора экономики. Местная финансовая статистика может стать одним из разделов коммунальной статистики Украины.

§ 2. Коммунальные платежи

С финансами коммунальных предприятий тесно связаны коммунальные платежи. В Украине система коммунальных платежей огосударствленна. Органы местного самоуправления фактически не имеют полномочий относительно собственной ценовой и тарифной политики в коммунальной сфере, ее определяет Кабинет Министров Украины, министерства, областные Киевская и Севастопольская городские государственные администрации. Необходимость предоставления соответствующих полномочий органам местного самоуправления является очевидной.

Частично эту проблему решает Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине" от 21 мая 1997 года. В статье 28 исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов получили право на установление в порядке и границах, определенных законодательством, тарифов с оплаты бытовых, коммунальных, транспортных и других услуг, которые предоставляются предприятиями и организациями коммунальной собственности соответствующей территориальной общины. Исполнительным органам местного самоуправления также предоставлено право согласования в установленном порядке этих вопросов предприятиями, учреждениями и организациями, которые не принадлежат к коммунальной собственности.

Институт коммунальных платежей является атрибутом местных финансовых систем фактически во всех развитых зарубежных странах.

§ 3. Финансы муниципальных предприятий

Коротко рассмотрим зарубежный опыт функционирования финансов, муниципальные платежи муниципальных предприятий и организацию муниципальных платежей.

Финансы муниципальных предприятий являются институтом и составной частью местных финансовых систем зарубежных стран. Во многих странах финансовые ресурсы муниципальных предприятий по своим объемам приравниваются к ресурсам местных бюджетов, а в некоторых из них даже превышают бюджетные средства. Муниципальными предприятиями в зарубежных странах считаются предприятия, которые полностью принадлежат органам местного самоуправления, и хозяйственные общества, если доля в капитале органов местного самоуправления превышает 50%.

Это не общее правило. Законодательство многих стран предусматривает значительные национальные особенности порядка создания, деятельности и организации финансов муниципальных предприятий.

В США муниципальные услуги в основном обеспечиваются частными фирмами и компаниями. В Австрии муниципальные предприятия, которые полностью находятся в собственности общин, функционируют в системе общественного транспорта, снабжение водой и электроэнергией, канализация и уборка мусора, освоение территории и в других областях. В Дании, кроме названных областей, коммунальные предприятия занимаются продажей древесины из муниципальных лесов.

Основными формами коммунальных предприятий в зарубежных странах являются общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, ассоциации и фонды. Они, в свою очередь, делятся на два вида. Одни из них непосредственно основанные муниципалитетами, другие — являются дочерними предприятиями, основанными коммунальными фирмами и компаниями.

Порядок организации финансов коммунальных предприятий зависит от их организационной формы и отношений с местным бюджетом. Есть две основных формы организации финансов коммунальных предприятий. Первая группа предприятий ведет собственные финансовые балансы, имеет отделенные от местного бюджета счета. Вторая группа предприятий не ведет самостоятельных балансов, ее счета объединены со счетами местных бюджетов. Финансовое хозяйство таких предприятий выделено в так называемые присоединенные бюджеты.

В Швеции экономический оборот муниципальных предприятий в 1993 г. составил 123 млрд. шведских крон, что равнялось 14% всех затрат коммун. Вообще на балансе муниципальных предприятий Швеции было 420 млрд. шведских крон. Это ресурсы, которые превышают ресурсы муниципалитетов.

В целом в стране функционирует 1,5 тыс. муниципальных предприятий. Из них одна тысяча — акционерные общества, 300 — разнообразные фонды. Около половины коммун имеют от двух до четверых муниципальных предприятий каждая. В больших городах коммунам принадлежат по 50 и более таких предприятий.

Почти половина всех муниципальных предприятий в Швеции — предприятия по эксплуатации недвижимости. Средняя рентабельность муниципальных предприятий в этой стране составляет 5-15%. Муниципальные предприятия, которые объявляются банкротами, как правило, ликвидируются.

Во Франции доходы от хозяйственной деятельности коммун, которые в основном связаны с деятельностью муниципальных предприятий, составляют 15% всех муниципальных доходов. Доля этих доходов тем большая, чем меньший размер коммуны. Для многих небольших коммун во Франции основным доходом являются поступления от предприятий, которые эксплуатируют коммунальные леса.

В современных условиях для большинства зарубежных стран характерное отличие в последнее время всех протекционистских мероприятий по деятельности муниципальных предприятий, их финансы формируются на общих условиях, определенных для всех бизнес-структур.

Значительным источником доходов в развитых зарубежных странах являются муниципальные платежи за услуги, которые предоставляются местными органами власти. Местные органы власти этих стран, как правило, самостоятельно устанавливают цены и тарифы на услуги, которые они предоставляют членам территориальных коллективов. За счет муниципальных платежей в первой половине 90-х гг. на Кипре формировалось 33% доходов муниципальных бюджетов, в Греции - 22, в Люксембурге - 29, в Португалии - 19, в Румынии, Испании и Германии - 16, в Нидерландах и Норвегии - 13% доходов низовых бюджетов. В то же время доля таких доходов в Турции и Латвии составляла 1%, во Франции - 2%.

В каждой стране сформировались собственные подходы к плате за услуги, которые предоставляются местной властью. Во многих странах плата за эти услуги не покрывает расходов на осуществление их. И это сознательная политика. В Швеции в счет платежей в 1994 г. сформирован 8% доходов бюджетов коммун, их доля в структуре доходов коммун, сравнивая с 1990 годом, сократилась вдвое. Большинство статей расходов местной власти этой страны платежи за услуги, которые лишь частично покрывают затраты.

Таким образом, социальное назначение местной власти реализуется в том, что большинство услуг, которые она предоставляет территориальным общинам, дотируется. Вместе с тем, и муниципальные платежи являются источником бюджетных доходов органов местного самоуправления.

8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84536. Спряження збудження і скорочення в міокарді. Механізми скорочення і розслаблення міокарду 44.46 KB
  Тобто ПД викликає скорочення таким чином: ПД поширюється по мембрані ТКМЦ в тому числі і по мембрані Ттрубочок відкриття кальцієвих каналів саркоплазматичного ретикулума СПР вихід йонів кальцію із СПР підвищення концентрації йонів кальцію в міоплазмі з 108 до 105 моль л дифузія йонів кальцію до скоротливих білків протофібрил взаємодія з регуляторними білками з тропоніном зміна третинної структури тропоніну та тропоміозину відкриття активних центрів актину взаємодія активних головок міозину з активними центрами актину...
84537. Векторна теорія формування ЕКГ. ЕКГ, відведення. Походження зубців, сегментів, інтервалів ЕКГ 42.75 KB
  ЕКГ відведення. Походження зубців сегментів інтервалів ЕКГ. Крива змін цієї різниці потенціалів в часі називається електрокардіограмою ЕКГ.
84538. Серцевий цикл, його фази, їх фізіологічна роль. Показники насосної функції серця і методи їх дослідження 58.82 KB
  Показники насосної функції серця і методи їх дослідження. Його будова повністю пристосована для виконання функцій насоса: СЕРЦЕ насос ШЛУНОЧКИ ПЕРЕДСЕРДЯ КЛАПАНИ Резервуарна функція Забезпечення одностороннього току крові Насосна функція ХОК який є адекватним потребам організму Таким чином насосну функцію виконують перш за все шлуночки серця. Серце як насос працює циклічно мають місце ритмічне чергування систоли скорочення та діастоли розслаблення відділів серця. Чергування систоли та діастоли різних відділів серця можна...
84539. Характеристика періодів і фаз СЦ 47.19 KB
  Починається скорочення передсердя з мязевих пучків які охоплюють гирла вен; це попереджує рух крові по градієнту тиску із передсердя в вени так як клапани тут відсутні. і внаслідок цього в шлуночок надходить остання порція крові яка складає від 8 до 30 від всього обєму крові що надходить в шлуночок при його діастолі. Тому напруження міокарду шлуночка і тиск в ньому не змінюється не відбувається рух крові через порожнини серця; не змінюється положення клапанів. В стані спокою в шлуночку знаходиться близько 150 мл крові.
84540. Показники насосної функції серця і методи іх дослідження 42.01 KB
  Цей показник можна визначити за допомогою ехокардіографії тетраполярної реографії не інвазивні методи за допомогою методу розведення барвника внутрішньовенно вводять певні барвники і по динаміці зміни її концентрації в крові розраховують ХОК а також за допомогою методу Фіка він заснований на визначенні хвилинного поглинання кисню організмом людини і на визначенні артеріовенозної різниці вмісту кисню; для визначення а в різниці необхідно провести зондування правого передсердя для отримання змішаної венозної крові; далі розрахунок...
84541. Роль клапанів серця у гемодинаміці. Тони серця, механізми їх походження ФКГ, її аналіз 42.92 KB
  Клапани розташовані при вході та при виході обох шлуночків серця. Мітральний та трьохстулковий клапани перешкоджають зворотньому закиду крові регургітації крові в передсердя під час систоли шлуночків. Перший систолічний тон виникає на початку систоли шлуночків. Його формують такі компоненти: закриття стулок передсердношлуночкового клапану; це основний компонент першого тону дає осциляції найбільшої висоти виникає на межі фаз ізометричного та асинхронного скорочень; міокардіальний компонент повязаний із напруженням та вібрацією...
84542. Артеріальний пульс, його походження СФГ, її аналіз 43.09 KB
  При аналізі СФГ враховують перш за все стан стінок крупних артеріальних судин. Про це можна судити за конфігурацією СФГ вираженості окремих її хвиль. Розрахунок тривалості серцевого циклу проводять по полікардіограмі синхронно зареєстровані ЕКГ ФКГ СФГ.
84543. Регуляція діяльності серця. Міогенні та місцеві нервові механізми регуляції діяльності серця 40.8 KB
  Міогенні та місцеві нервові механізми регуляції діяльності серця. Баланс притоку та відтоку крові притік крові до серця по венозних судинах; відтік за рахунок активного вигнання крові шлуночками серця; 2. Рівний хвилинний обєм крові ХОК правого та лівого відділів серця; 3.
84544. Місцеві міогенні механізми регуляції серцевої діяльності 48.71 KB
  Залежність ССС від вихідної довжини КМЦ. Залежність ССС від опору вигнанню рівня артеріального тиску. Залежність ССС від ЧСС. Тому суть цього механізму можна викласти так: чим більше крові притікає до серця під час діастоли тим більша вихідна довжина КМЦ тим більша ССС СО.