17843

ФИНАНСЫ КОММУНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Тема 8. ФИНАНСЫ КОММУНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ План 1. Финансы коммунальных предприятий 2. Коммунальные платежи 3. Финансы муниципальных предприятий 1. Финансы коммунальных предприятий Проблемы функционирования финансов коммунальных пред...

Русский

2013-07-05

51 KB

7 чел.

Тема 8. ФИНАНСЫ КОММУНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

План

§ 1. Финансы коммунальных предприятий

§ 2. Коммунальные платежи

§ 3. Финансы муниципальных предприятий

§ 1. Финансы коммунальных предприятий

Проблемы функционирования финансов коммунальных предприятий в украинской литературе пока что являются неисследованными. По этому вопросу фактически нет ни одной специальной публикации. Вместе с тем, институт финансов коммунальных предприятий играет важную роль в обеспечении стабильного функционирования коммунального сектора экономики, предоставлении этим сектором общественных услуг.

Становление института финансов коммунальных предприятий в Украине началось с внедрением в 1990 году коммунальной формы собственности. В связи с тем, что субъектами права коммунальной собственности в Украине были определены все местные советы соответствующих административно-территориальных единиц, образовалось несколько видов коммунальной собственности: коммунальная собственность областей, городов, районов, районов в городах, сел и поселков.

Закон Украины "О собственности" определил коммунальную собственность как одну из форм государственной собственности и, таким образом, предприятия, которые находятся в собственности соответствующих административно-территориальных единиц, получили правовой статус государственных коммунальных предприятий. В Украине образовалось несколько видов коммунальных предприятий. Это государственные коммунальные предприятия коммунальной собственности областей, государственные коммунальные предприятия коммунальной собственности городов, государственные коммунальные предприятия коммунальной собственности районов, государственные коммунальные предприятия коммунальной собственности районов в городах и государственные коммунальные предприятия коммунальной собственности сел и поселков.

Принятая в 1996 г. Конституция Украины изменила правовой статус коммунальной собственности. Согласно с ст. 142 Конституции имущество, ресурсы, земля и средство коммунальной формы собственности являются собственностью территориальной общины. То есть это означает, что отныне собственником коммунальных предприятий является лишь территориальная община. Предприятия всех других уровней власти не входят в состав коммунальных.

В связи с новым правовым режимом коммунальной собственности созданные на ее основе в 1991—1996 гг. предприятия требуют перерегистрации в форме коммунальных предприятий на смену их нынешнего статуса как государственных коммунальных предприятий.

Коммунальный сектор в Украине включает: промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство, торговлю и общественное питание, снабжение и сбыт, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения и прочие области. Например, как коммунальные зарегистрировано свыше 700 промышленных предприятий, на которых заняты почти 110 тыс. чел. Это 8% всех промышленных предприятий Украины. Часть коммунальных учреждений не имеют самостоятельных банковских счетов, а лишь субсчеты, например, школы, детские садики и др. Еще часть коммунальных учреждений и учреждений имеют смешанную систему финансирования — как сметную, так и хозрасчетную.

Конституционное определение правового статуса коммунальной собственности в Украине предопределяет необходимость принятия нового законодательства для регламентирования правового режима коммунальных предприятий.

Может быть определен правовой статус разных форм коммунальных предприятий и особенности организации их финансов. С учетом зарубежного опыта следует установить, что коммунальные предприятия могут получаться с таким правовым статусом: унитарные коммунальные предприятия, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества. Также надо установить запрет на создание коммунальных предприятий в форме полных обществ, коммандитных обществ и обществ с дополнительной ответственностью. Необходимо запретить участие органов местного самоуправления в капитале таких обществ. Таким образом, органы местного самоуправления должны получить право на создание предприятий лишь в таких формах, если их основатели несут финансовую ответственность в границах их взноса в уставной капитал. Территориальная община не может нести ответственности за деятельность коммунального предприятия всем своим имуществом.

Может быть урегулированы финансовые взаимоотношения коммунальных предприятий и их основателей. Следует установить, что имущество коммунальных предприятий может использоваться на основе права полного хозяйственного ведения и права оперативного управления. Первый режим может быть применен к коммунальным компаниям, которые функционируют в режиме коммерческой самоокупаемости. Второй — к коммунальным учреждениям и учреждениям, которые имеют сметное и смешанное финансирование. Необходимо также урегулировать правовые и финансовые аспекты деятельности унитарных коммунальных предприятий, то есть предприятий, в которых есть лишь один собственник — территориальная община.

В особенности сложной является проблема установления границ коммерциализации деятельности коммунальных предприятий с учетом потребностей общины в общественных услугах. Надо законодательно установить, что собственником прибылей унитарных коммунальных предприятий есть территориальная община. Она может стать собственником доходов смешанных предприятий соответственно доле органа местного самоуправления в его уставном капитале.

Правового урегулирования требует финансовая деятельность и статус предприятий, основанных на имуществе и капиталах, которые принадлежат Автономной Республике Крым. В соответствии с Конституцией Украины (ст. 138) к ведению Автономной Республики Крым принадлежит управление имуществом, которое является собственностью автономии. Это означает: указанные проблемы могут быть разрешимы в законодательстве Автономной Республики Крым.

Ныне финансы предприятий коммунальной собственности функционируют на основе законодательства, которое регламентирует деятельность всех хозяйственных структур в экономике Украины. Использование финансовых ресурсов предприятий коммунальной собственности имеет свои особенности, их прибыль распределяется в порядке, определенном соответствующими местными советами в соответствии с уставами этих предприятий. Уставы утверждаются местными советами, которым принадлежат указанные предприятия.

Прибыль предприятий коммунальной собственности подлежит налогообложению. Согласно закону "О бюджетной системе Украины" 100% налога на прибыль коммунальных предприятий зачисляется в бюджет местного совета того уровня, которому принадлежат эти предприятия. Местные советы могут предоставлять льготы или полностью освобождать от налогообложения предприятия коммунальной формы собственности в той части, в которой эти налоги зачисляются в соответствующие местные бюджеты. В 1995 году, например, в городе Винницы коммунальные предприятия уплатили 278,1 млрд. крб. налога на доходы предприятий. Это составило 7,2% всех поступлений бюджетов области от налога на доходы предприятий всех форм собственности. В Донецке этот процент составил 8,5, в Николаеве - 30, в Ужгороде - 45,2%.

Коммунальные предприятия в Украине имеют самостоятельные финансовые балансы, их счета не объединяются с бюджетными счетами органов местного самоуправления. Большинство учреждений и учреждений, которые находятся в коммунальной собственности, являются самостоятельными юридическими лицами и финансируются за счет местных бюджетов на основе смет.

Исследование проблем функционирования финансов коммунальных предприятий Украины будет невозможной без внедрения соответствующей статистической отчетности. Пока что такой статистики нет. Финансы коммунальных предприятий учитываются в составе финансов государственного сектора экономики. Местная финансовая статистика может стать одним из разделов коммунальной статистики Украины.

§ 2. Коммунальные платежи

С финансами коммунальных предприятий тесно связаны коммунальные платежи. В Украине система коммунальных платежей огосударствленна. Органы местного самоуправления фактически не имеют полномочий относительно собственной ценовой и тарифной политики в коммунальной сфере, ее определяет Кабинет Министров Украины, министерства, областные Киевская и Севастопольская городские государственные администрации. Необходимость предоставления соответствующих полномочий органам местного самоуправления является очевидной.

Частично эту проблему решает Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине" от 21 мая 1997 года. В статье 28 исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов получили право на установление в порядке и границах, определенных законодательством, тарифов с оплаты бытовых, коммунальных, транспортных и других услуг, которые предоставляются предприятиями и организациями коммунальной собственности соответствующей территориальной общины. Исполнительным органам местного самоуправления также предоставлено право согласования в установленном порядке этих вопросов предприятиями, учреждениями и организациями, которые не принадлежат к коммунальной собственности.

Институт коммунальных платежей является атрибутом местных финансовых систем фактически во всех развитых зарубежных странах.

§ 3. Финансы муниципальных предприятий

Коротко рассмотрим зарубежный опыт функционирования финансов, муниципальные платежи муниципальных предприятий и организацию муниципальных платежей.

Финансы муниципальных предприятий являются институтом и составной частью местных финансовых систем зарубежных стран. Во многих странах финансовые ресурсы муниципальных предприятий по своим объемам приравниваются к ресурсам местных бюджетов, а в некоторых из них даже превышают бюджетные средства. Муниципальными предприятиями в зарубежных странах считаются предприятия, которые полностью принадлежат органам местного самоуправления, и хозяйственные общества, если доля в капитале органов местного самоуправления превышает 50%.

Это не общее правило. Законодательство многих стран предусматривает значительные национальные особенности порядка создания, деятельности и организации финансов муниципальных предприятий.

В США муниципальные услуги в основном обеспечиваются частными фирмами и компаниями. В Австрии муниципальные предприятия, которые полностью находятся в собственности общин, функционируют в системе общественного транспорта, снабжение водой и электроэнергией, канализация и уборка мусора, освоение территории и в других областях. В Дании, кроме названных областей, коммунальные предприятия занимаются продажей древесины из муниципальных лесов.

Основными формами коммунальных предприятий в зарубежных странах являются общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, ассоциации и фонды. Они, в свою очередь, делятся на два вида. Одни из них непосредственно основанные муниципалитетами, другие — являются дочерними предприятиями, основанными коммунальными фирмами и компаниями.

Порядок организации финансов коммунальных предприятий зависит от их организационной формы и отношений с местным бюджетом. Есть две основных формы организации финансов коммунальных предприятий. Первая группа предприятий ведет собственные финансовые балансы, имеет отделенные от местного бюджета счета. Вторая группа предприятий не ведет самостоятельных балансов, ее счета объединены со счетами местных бюджетов. Финансовое хозяйство таких предприятий выделено в так называемые присоединенные бюджеты.

В Швеции экономический оборот муниципальных предприятий в 1993 г. составил 123 млрд. шведских крон, что равнялось 14% всех затрат коммун. Вообще на балансе муниципальных предприятий Швеции было 420 млрд. шведских крон. Это ресурсы, которые превышают ресурсы муниципалитетов.

В целом в стране функционирует 1,5 тыс. муниципальных предприятий. Из них одна тысяча — акционерные общества, 300 — разнообразные фонды. Около половины коммун имеют от двух до четверых муниципальных предприятий каждая. В больших городах коммунам принадлежат по 50 и более таких предприятий.

Почти половина всех муниципальных предприятий в Швеции — предприятия по эксплуатации недвижимости. Средняя рентабельность муниципальных предприятий в этой стране составляет 5-15%. Муниципальные предприятия, которые объявляются банкротами, как правило, ликвидируются.

Во Франции доходы от хозяйственной деятельности коммун, которые в основном связаны с деятельностью муниципальных предприятий, составляют 15% всех муниципальных доходов. Доля этих доходов тем большая, чем меньший размер коммуны. Для многих небольших коммун во Франции основным доходом являются поступления от предприятий, которые эксплуатируют коммунальные леса.

В современных условиях для большинства зарубежных стран характерное отличие в последнее время всех протекционистских мероприятий по деятельности муниципальных предприятий, их финансы формируются на общих условиях, определенных для всех бизнес-структур.

Значительным источником доходов в развитых зарубежных странах являются муниципальные платежи за услуги, которые предоставляются местными органами власти. Местные органы власти этих стран, как правило, самостоятельно устанавливают цены и тарифы на услуги, которые они предоставляют членам территориальных коллективов. За счет муниципальных платежей в первой половине 90-х гг. на Кипре формировалось 33% доходов муниципальных бюджетов, в Греции - 22, в Люксембурге - 29, в Португалии - 19, в Румынии, Испании и Германии - 16, в Нидерландах и Норвегии - 13% доходов низовых бюджетов. В то же время доля таких доходов в Турции и Латвии составляла 1%, во Франции - 2%.

В каждой стране сформировались собственные подходы к плате за услуги, которые предоставляются местной властью. Во многих странах плата за эти услуги не покрывает расходов на осуществление их. И это сознательная политика. В Швеции в счет платежей в 1994 г. сформирован 8% доходов бюджетов коммун, их доля в структуре доходов коммун, сравнивая с 1990 годом, сократилась вдвое. Большинство статей расходов местной власти этой страны платежи за услуги, которые лишь частично покрывают затраты.

Таким образом, социальное назначение местной власти реализуется в том, что большинство услуг, которые она предоставляет территориальным общинам, дотируется. Вместе с тем, и муниципальные платежи являются источником бюджетных доходов органов местного самоуправления.

8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7493. Немецкая классическая философия, взгляды философов классиков 54 KB
  Немецкая классическая философия Иммануил Кант (1724 - 1804) - родоначальник немецкой классической философии. Родился и прожил всю жизнь в Кенигсберге (Калининград) - центр Восточной Пруссии. В 1745 г. Кант закончил Университет. После...
7494. Философские и религиозные учения Древнего Китая 46 KB
  Философские и религиозные учения Древнего Китая Китайская цивилизация непрерывна в своем развитии. Древнекитайская философия, как и любая другая, зародилась в мифологии. Два начала Ян и Инь, фигурирующие в мифологии, стали пе...
7495. Философские и религиозные учения Древней Индии 38.5 KB
  Философские и религиозные учения Древней Индии К концу II тыс. до н.э. на территорию Индии приходят с Севера, из Тибета кочевые племена ариев или арийцев. Они приносят культ поклонения животным, в частности корове, и приносят свою мифологию. Собрани...
7496. Философия Древней Греции. Космоцентризм древнегреческой философии 57.5 KB
  Философия Древней Греции. Космоцентризм древнегреческой философии Космоцентризм - это основной принцип древнегреческой философии т.к. главная проблема для философов: как устроен мир, каков мировой порядок. Одна из главных философских школ в Дре...
7497. Философия Средних Веков. Становление и развитие христианства 48.5 KB
  Философия Средних Веков. Становление и развитие христианства В средние века европейская философия теснейшим образом связана с христианством. К концу I тысячилетия до н.э. земля древнееврейских государств, Израиля и Иуде...
7498. Философия личности. Философские взгляды на личность 45.5 KB
  Философия личности Одним из первых представителей неклассической философии был немецкий мыслитель Артур Шопенгауэр (1788 г.г.). Его интересовала история Востока, восточные языки, философия Индии и Китая. Главное произведение...
7499. Философия науки 35 KB
  Философия науки Она выходит на первые места к началу XX в., потому что в XIX в. были сделаны фундаментальные открытия (Закон сохранения энергии, открытие клеточного строения живых организмов, эволюционная теория Дарвина, периодическая система ...
7500. Проект будівництва хлібопекарського заводу 1.07 MB
  Головною задачею проектування хлібопекарських підприємств є постійне підвищення технічного рівня хлібозаводів, забезпечення високої продуктивності і культури праці при найбільш ефективному використанні капітальних вкладень; утворення комплексно-механізованих хлібопекарських підприємств.
7501. Европейская философия нового времени 33 KB
  Европейская философия нового времени Европейская философия нового времени. Новое время - это период становления капиталистических отношений, период развития производства, требовавший развития науки и техники. Все это влияет на развитие философ...