17843

ФИНАНСЫ КОММУНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Тема 8. ФИНАНСЫ КОММУНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ План 1. Финансы коммунальных предприятий 2. Коммунальные платежи 3. Финансы муниципальных предприятий 1. Финансы коммунальных предприятий Проблемы функционирования финансов коммунальных пред...

Русский

2013-07-05

51 KB

8 чел.

Тема 8. ФИНАНСЫ КОММУНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И КОММУНАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ

План

§ 1. Финансы коммунальных предприятий

§ 2. Коммунальные платежи

§ 3. Финансы муниципальных предприятий

§ 1. Финансы коммунальных предприятий

Проблемы функционирования финансов коммунальных предприятий в украинской литературе пока что являются неисследованными. По этому вопросу фактически нет ни одной специальной публикации. Вместе с тем, институт финансов коммунальных предприятий играет важную роль в обеспечении стабильного функционирования коммунального сектора экономики, предоставлении этим сектором общественных услуг.

Становление института финансов коммунальных предприятий в Украине началось с внедрением в 1990 году коммунальной формы собственности. В связи с тем, что субъектами права коммунальной собственности в Украине были определены все местные советы соответствующих административно-территориальных единиц, образовалось несколько видов коммунальной собственности: коммунальная собственность областей, городов, районов, районов в городах, сел и поселков.

Закон Украины "О собственности" определил коммунальную собственность как одну из форм государственной собственности и, таким образом, предприятия, которые находятся в собственности соответствующих административно-территориальных единиц, получили правовой статус государственных коммунальных предприятий. В Украине образовалось несколько видов коммунальных предприятий. Это государственные коммунальные предприятия коммунальной собственности областей, государственные коммунальные предприятия коммунальной собственности городов, государственные коммунальные предприятия коммунальной собственности районов, государственные коммунальные предприятия коммунальной собственности районов в городах и государственные коммунальные предприятия коммунальной собственности сел и поселков.

Принятая в 1996 г. Конституция Украины изменила правовой статус коммунальной собственности. Согласно с ст. 142 Конституции имущество, ресурсы, земля и средство коммунальной формы собственности являются собственностью территориальной общины. То есть это означает, что отныне собственником коммунальных предприятий является лишь территориальная община. Предприятия всех других уровней власти не входят в состав коммунальных.

В связи с новым правовым режимом коммунальной собственности созданные на ее основе в 1991—1996 гг. предприятия требуют перерегистрации в форме коммунальных предприятий на смену их нынешнего статуса как государственных коммунальных предприятий.

Коммунальный сектор в Украине включает: промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство, торговлю и общественное питание, снабжение и сбыт, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения и прочие области. Например, как коммунальные зарегистрировано свыше 700 промышленных предприятий, на которых заняты почти 110 тыс. чел. Это 8% всех промышленных предприятий Украины. Часть коммунальных учреждений не имеют самостоятельных банковских счетов, а лишь субсчеты, например, школы, детские садики и др. Еще часть коммунальных учреждений и учреждений имеют смешанную систему финансирования — как сметную, так и хозрасчетную.

Конституционное определение правового статуса коммунальной собственности в Украине предопределяет необходимость принятия нового законодательства для регламентирования правового режима коммунальных предприятий.

Может быть определен правовой статус разных форм коммунальных предприятий и особенности организации их финансов. С учетом зарубежного опыта следует установить, что коммунальные предприятия могут получаться с таким правовым статусом: унитарные коммунальные предприятия, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества. Также надо установить запрет на создание коммунальных предприятий в форме полных обществ, коммандитных обществ и обществ с дополнительной ответственностью. Необходимо запретить участие органов местного самоуправления в капитале таких обществ. Таким образом, органы местного самоуправления должны получить право на создание предприятий лишь в таких формах, если их основатели несут финансовую ответственность в границах их взноса в уставной капитал. Территориальная община не может нести ответственности за деятельность коммунального предприятия всем своим имуществом.

Может быть урегулированы финансовые взаимоотношения коммунальных предприятий и их основателей. Следует установить, что имущество коммунальных предприятий может использоваться на основе права полного хозяйственного ведения и права оперативного управления. Первый режим может быть применен к коммунальным компаниям, которые функционируют в режиме коммерческой самоокупаемости. Второй — к коммунальным учреждениям и учреждениям, которые имеют сметное и смешанное финансирование. Необходимо также урегулировать правовые и финансовые аспекты деятельности унитарных коммунальных предприятий, то есть предприятий, в которых есть лишь один собственник — территориальная община.

В особенности сложной является проблема установления границ коммерциализации деятельности коммунальных предприятий с учетом потребностей общины в общественных услугах. Надо законодательно установить, что собственником прибылей унитарных коммунальных предприятий есть территориальная община. Она может стать собственником доходов смешанных предприятий соответственно доле органа местного самоуправления в его уставном капитале.

Правового урегулирования требует финансовая деятельность и статус предприятий, основанных на имуществе и капиталах, которые принадлежат Автономной Республике Крым. В соответствии с Конституцией Украины (ст. 138) к ведению Автономной Республики Крым принадлежит управление имуществом, которое является собственностью автономии. Это означает: указанные проблемы могут быть разрешимы в законодательстве Автономной Республики Крым.

Ныне финансы предприятий коммунальной собственности функционируют на основе законодательства, которое регламентирует деятельность всех хозяйственных структур в экономике Украины. Использование финансовых ресурсов предприятий коммунальной собственности имеет свои особенности, их прибыль распределяется в порядке, определенном соответствующими местными советами в соответствии с уставами этих предприятий. Уставы утверждаются местными советами, которым принадлежат указанные предприятия.

Прибыль предприятий коммунальной собственности подлежит налогообложению. Согласно закону "О бюджетной системе Украины" 100% налога на прибыль коммунальных предприятий зачисляется в бюджет местного совета того уровня, которому принадлежат эти предприятия. Местные советы могут предоставлять льготы или полностью освобождать от налогообложения предприятия коммунальной формы собственности в той части, в которой эти налоги зачисляются в соответствующие местные бюджеты. В 1995 году, например, в городе Винницы коммунальные предприятия уплатили 278,1 млрд. крб. налога на доходы предприятий. Это составило 7,2% всех поступлений бюджетов области от налога на доходы предприятий всех форм собственности. В Донецке этот процент составил 8,5, в Николаеве - 30, в Ужгороде - 45,2%.

Коммунальные предприятия в Украине имеют самостоятельные финансовые балансы, их счета не объединяются с бюджетными счетами органов местного самоуправления. Большинство учреждений и учреждений, которые находятся в коммунальной собственности, являются самостоятельными юридическими лицами и финансируются за счет местных бюджетов на основе смет.

Исследование проблем функционирования финансов коммунальных предприятий Украины будет невозможной без внедрения соответствующей статистической отчетности. Пока что такой статистики нет. Финансы коммунальных предприятий учитываются в составе финансов государственного сектора экономики. Местная финансовая статистика может стать одним из разделов коммунальной статистики Украины.

§ 2. Коммунальные платежи

С финансами коммунальных предприятий тесно связаны коммунальные платежи. В Украине система коммунальных платежей огосударствленна. Органы местного самоуправления фактически не имеют полномочий относительно собственной ценовой и тарифной политики в коммунальной сфере, ее определяет Кабинет Министров Украины, министерства, областные Киевская и Севастопольская городские государственные администрации. Необходимость предоставления соответствующих полномочий органам местного самоуправления является очевидной.

Частично эту проблему решает Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине" от 21 мая 1997 года. В статье 28 исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов получили право на установление в порядке и границах, определенных законодательством, тарифов с оплаты бытовых, коммунальных, транспортных и других услуг, которые предоставляются предприятиями и организациями коммунальной собственности соответствующей территориальной общины. Исполнительным органам местного самоуправления также предоставлено право согласования в установленном порядке этих вопросов предприятиями, учреждениями и организациями, которые не принадлежат к коммунальной собственности.

Институт коммунальных платежей является атрибутом местных финансовых систем фактически во всех развитых зарубежных странах.

§ 3. Финансы муниципальных предприятий

Коротко рассмотрим зарубежный опыт функционирования финансов, муниципальные платежи муниципальных предприятий и организацию муниципальных платежей.

Финансы муниципальных предприятий являются институтом и составной частью местных финансовых систем зарубежных стран. Во многих странах финансовые ресурсы муниципальных предприятий по своим объемам приравниваются к ресурсам местных бюджетов, а в некоторых из них даже превышают бюджетные средства. Муниципальными предприятиями в зарубежных странах считаются предприятия, которые полностью принадлежат органам местного самоуправления, и хозяйственные общества, если доля в капитале органов местного самоуправления превышает 50%.

Это не общее правило. Законодательство многих стран предусматривает значительные национальные особенности порядка создания, деятельности и организации финансов муниципальных предприятий.

В США муниципальные услуги в основном обеспечиваются частными фирмами и компаниями. В Австрии муниципальные предприятия, которые полностью находятся в собственности общин, функционируют в системе общественного транспорта, снабжение водой и электроэнергией, канализация и уборка мусора, освоение территории и в других областях. В Дании, кроме названных областей, коммунальные предприятия занимаются продажей древесины из муниципальных лесов.

Основными формами коммунальных предприятий в зарубежных странах являются общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, ассоциации и фонды. Они, в свою очередь, делятся на два вида. Одни из них непосредственно основанные муниципалитетами, другие — являются дочерними предприятиями, основанными коммунальными фирмами и компаниями.

Порядок организации финансов коммунальных предприятий зависит от их организационной формы и отношений с местным бюджетом. Есть две основных формы организации финансов коммунальных предприятий. Первая группа предприятий ведет собственные финансовые балансы, имеет отделенные от местного бюджета счета. Вторая группа предприятий не ведет самостоятельных балансов, ее счета объединены со счетами местных бюджетов. Финансовое хозяйство таких предприятий выделено в так называемые присоединенные бюджеты.

В Швеции экономический оборот муниципальных предприятий в 1993 г. составил 123 млрд. шведских крон, что равнялось 14% всех затрат коммун. Вообще на балансе муниципальных предприятий Швеции было 420 млрд. шведских крон. Это ресурсы, которые превышают ресурсы муниципалитетов.

В целом в стране функционирует 1,5 тыс. муниципальных предприятий. Из них одна тысяча — акционерные общества, 300 — разнообразные фонды. Около половины коммун имеют от двух до четверых муниципальных предприятий каждая. В больших городах коммунам принадлежат по 50 и более таких предприятий.

Почти половина всех муниципальных предприятий в Швеции — предприятия по эксплуатации недвижимости. Средняя рентабельность муниципальных предприятий в этой стране составляет 5-15%. Муниципальные предприятия, которые объявляются банкротами, как правило, ликвидируются.

Во Франции доходы от хозяйственной деятельности коммун, которые в основном связаны с деятельностью муниципальных предприятий, составляют 15% всех муниципальных доходов. Доля этих доходов тем большая, чем меньший размер коммуны. Для многих небольших коммун во Франции основным доходом являются поступления от предприятий, которые эксплуатируют коммунальные леса.

В современных условиях для большинства зарубежных стран характерное отличие в последнее время всех протекционистских мероприятий по деятельности муниципальных предприятий, их финансы формируются на общих условиях, определенных для всех бизнес-структур.

Значительным источником доходов в развитых зарубежных странах являются муниципальные платежи за услуги, которые предоставляются местными органами власти. Местные органы власти этих стран, как правило, самостоятельно устанавливают цены и тарифы на услуги, которые они предоставляют членам территориальных коллективов. За счет муниципальных платежей в первой половине 90-х гг. на Кипре формировалось 33% доходов муниципальных бюджетов, в Греции - 22, в Люксембурге - 29, в Португалии - 19, в Румынии, Испании и Германии - 16, в Нидерландах и Норвегии - 13% доходов низовых бюджетов. В то же время доля таких доходов в Турции и Латвии составляла 1%, во Франции - 2%.

В каждой стране сформировались собственные подходы к плате за услуги, которые предоставляются местной властью. Во многих странах плата за эти услуги не покрывает расходов на осуществление их. И это сознательная политика. В Швеции в счет платежей в 1994 г. сформирован 8% доходов бюджетов коммун, их доля в структуре доходов коммун, сравнивая с 1990 годом, сократилась вдвое. Большинство статей расходов местной власти этой страны платежи за услуги, которые лишь частично покрывают затраты.

Таким образом, социальное назначение местной власти реализуется в том, что большинство услуг, которые она предоставляет территориальным общинам, дотируется. Вместе с тем, и муниципальные платежи являются источником бюджетных доходов органов местного самоуправления.

8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42215. ИЗУЧЕНИЕ КОНСТРУКЦИИ И ПРИНЦИПА ДЕЙСТВИЯ УГОЛЬНОГО МИКРОФОНА И ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ТЕЛЕФОНА 106 KB
  Действие угольных микрофонов основано на изменении угольного порошка под влиянием звуковых колебаний воздействующих на мембрану микрофона. Устройство микрофона в упрощенном виде и способ его включения в электрическую цепь показаны на рис. Постоянная составляющая этого тока i0 является током питания микрофона; переменная составляющая разговорным током i .
42216. Огляд систем керування базами даних (СКБД) 80 KB
  Завдання Відповідно до варіанту з таблиці 1 знайти в періодичній літературі та мережі Інтернет інформацію про СКБД. У додатках наводяться формули таблиці схеми якщо вони суттєво полегшують розуміння роботи. Якщо в роботі є рисунки і таблиці які розташовані на окремих аркушах їх слід включати до загальної нумерації. Таблиці Цифровий матеріал доцільно подавати у вигляді таблиць.
42217. Нейросетевое прогнозирование. Методические указания 204 KB
  В наиболее распространенном случае ИНС обучается прогнозу на 1 отсчет времени вперед используя предыдущих значений. Другими словами на вход ИНС предъявляется вектор и требуется чтобы на выходе ИНС появилось значение: . Обучение ИНС производится по известному временному ряду .
42218. Моделирование источника заявок в системе массового обслуживания в среде Simulink 23.5 KB
  Источник генерирует последовательность однородных заявок отличающихся моментами времени появления. Интервалы времени между моментами появления заявок являются случайными величинами с известным законом распределения параметры которого остаются постоянными в течение моделируемого интервала времени . Результатом работы источника заявок является последовательность значений в пределах от нуля до .
42219. Реализация БД визуальными средствами СУБД Access 2003 358.5 KB
  В Access 2003 имеется возможность открывать таблицы, запросы, представления, сохраненные процедуры, функции и формы в режимах сводной таблицы и сводной диаграммы. Теперь анализировать данные и создавать сложные сводные таблицы и сводные диаграммы можно гораздо проще. Существует возможность сохранять представления в режимах сводной таблицы и сводной диаграммы в качестве страниц доступа к данным, которые затем может просмотреть любой
42220. Комитетные методы обучения нейронных сетей 109.5 KB
  Применение комитетных методов теоретически не хуже применения одного классификатора. Это правило часто наблюдается и на практике однако бывают случаи когда комитетная классификация работает несколько хуже одного классификатора. обучение mго классификатора зависит от результата обучения предыдущих m1 классификаторов. При этом во время обучения mго классификатора больше внимания уделяется примерам на которых чаще ошибаются предыдущие классификаторы.
42221. Решение задачи линейного программирования 146 KB
  Кабель первого типа содержит 1 телефонных b1 телеграфных и c1 фототелеграфных каналов а кабель второго типа 1 телефонных b2 телеграфных и c1 фототелеграфных каналов. Стоимость 1 км кабеля первого типа равна p1 тыс. второго типа p2 тыс. Кабель первого типа содержит 41 телефонных 3b1 телеграфных и 2c1 фототелеграфных каналов а кабель второго типа 11 телефонных 2b2 телеграфных и 5c1 фототелеграфных каналов.
42222. Аппараты защиты. Тепловое реле тока типа ТРТ-111 и автоматический выключатель типа АК-50К 53.5 KB
  Предмет исследования Объектом исследования является тепловое реле тока типа ТРТ111 и автоматический выключатель типа АК50К [1 2]. Тепловое реле тока предназначено для автоматического отключения защищаемого электротехнического объекта при наличии в цепи длительно действующих токов перегрузок. Тепловое реле тока входит составной частью в конструкцию магнитного пускателя функционально предназначенного для управления асинхронными электродвигателями. Структурная схема исполнения типовой конструкции теплового реле тока представлена на рис.
42223. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСТАТОЧНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ В СТЕКЛЕ 100 KB
  Эти лучи вследствие различия в показателях преломления распространяются в образце с разной скоростью что приводит к возникновению между ними разности хода. Используя компенсационную пластинку создающую между лучами дополнительную разность хода  4 на выходе из неё получают линейно поляризованный свет. Основной причиной разности хода являются термоупругие напряжения образующиеся на заключительных этапах производства стекла. Исследованиями установлено что если в образце имеет место напряженное состояние в пределах упругости...