17846

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Тема 12. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 1. Понятие государственная региональная финансовая политика 2. Цели государственной региональной финансовой политики 3. Задача государственной региональной финансовой политики 4. Регио

Русский

2013-07-05

59.5 KB

11 чел.

Тема 12.  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

§ 1. Понятие государственная региональная финансовая политика

§ 2. Цели государственной региональной финансовой политики

§ 3. Задача государственной региональной финансовой политики

§ 4. Региональная финансовая политика в зарубежных странах

§ 1. Понятие государственная региональная финансовая политика

В Украине еще не сформированы теоретические основы государственной региональной финансовой политики. Не определены в целом и концепции государственной региональной политики вообще. Как следствие, политика центральной власти относительно регионов и других территорий носит спонтанный, во многом субъективный характер. Тем не менее, следует отметить, что в последнее время в официальных документах осуществлен ряд попыток определить цели и задачи государственной региональной финансовой политики. И до сих пор государственная региональная финансовая политика рассматривается лишь в контексте региональной политики в целом. Это не оправданно. Государственная региональная финансовая политика является стрежнем всей региональной политики и требует разработки и реализации как самостоятельный инструмент влияния государства на процессы развития его отдельных составных частей. Отдельные аспекты государственной региональной финансовой политики рассматриваются в ряде публикаций как в украинских, так и в зарубежных изданиях. Среди них следует отметить работы М. Г. Чумаченка, И.И. Лукинова, И. В. Горского, В. Коровкина, В. И. Пили, И. Бусыгиной и др.

Государственная региональная финансовая политика - это составная государственной региональной экономической политики. В условиях рыночного хозяйства государственная региональная финансовая политика определяет как государственную региональную экономическую политику так, в значительной мере, и всю региональную политику государства.

Государственную региональную финансовую политику можно определить как систему мероприятий, которые осуществляются центральной властью с целью управления процессом образование, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов в регионах и в других административно-территориальных единицах. Главным элементом в системе мероприятий государственной региональной финансовой политики является систематическое предоставление центральной властью помощи властным органам тех территорий, которые не имеют достаточных ресурсов для выполнения возложенных на них функций. Сформировался арсенал механизмов предоставления такой помощи, которая отличается в зависимости от той или иной страны.

В Украине в 1991—1998 гг. сделаны отдельные шаги, хотя и противоречивого характера, которые можно отнести к мероприятиям региональной экономической, и в частности финансовой, политики центральной власти. Центральной властью принят ряд программ развития отдельных регионов Украины. Так, разработана Комплексная программа социально-экономического развития Донбасса, Государственная программа социально-экономического развития Карпатского региона и Государственная программа социально-экономического развития Полесья. Разрабатываются соответствующие программы развития регионов Подолье и Причерноморья. Разработаны проекты комплексных программ социально-экономического развития и структурной перестройки экономики Автономной Республики Крым на период до 2010 года и Комплексной программы на 1996— 2000 года стабилизации социально-экономического положения в г. Севастополе.

С участием отдельных регионов Украины созданы международные субрегионы экономического сотрудничества: "Карпатский еврорегион", "Еврорегион Буг", "Еврорегион Нижний Дунай". Украина принимает участие в международном Черноморском регионе экономического сотрудничества.

В 1993—1994 годах Президентом Украины подписано два указа относительно делегирования Днепропетровской, Донецкой, Запорожской и Луганской областным государственным администрациям полномочий по управлению имуществом, которое находится в общегосударственной собственности. В июне 1993 года принят Указ Президента Украины "О режиме открытой экономики Республики Крым", а в марте 1994 года — соответствующий акт "О некоторых мерах по обеспечению выполнения городом Киевом функций столицы Украины". В марте и в июне 1994 года приняты соответственно указы Президента Украины "О мероприятиях по развитию экономического сотрудничества областей Украины с сопредельными пограничными областями Российской Федерации" и "О мероприятиях по развитию экономического сотрудничества областей Украины с сопредельными пограничными областями Республики Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Молдова".

В 1994 году при Президенте Украины образован Совет регионов как консультативно-совещательный орган, к компетенции которого, в частности, отнесены разработка механизмов осуществления общегосударственной социально-экономической политики, реализации государственных программ по этим вопросам, которые учитывали бы специфику регионов.

В июле 1995 года Президентом Украины подписан Указ "О мероприятиях содействия экономическому и социальному развитию Закарпатской области". В период, который рассматривается, создана правовая база предоставления отдельным территориям статуса свободных экономических зон. Принят закон Украины "Об общих принципах создания и функционирование специальных (свободных) экономических зон".

Осуществлялись отдельные мероприятия в сфере государственной политики развития местного самоуправления. В 1994 году подписан Указ Президента Украины "Об укреплении экономических основ самоуправления городов Украины". 9 апреля 1997 года Президент Украины подписал Указ "О мероприятиях по развитию курортной зоны Большой Ялты". В мае 1997 года Президентом Украины подписан Указ "О координационном Совете по вопросам местного самоуправления", образованный при Президенте Украины. В июне того же года Президент Украины подписал Указ "О мероприятиях по поддержке украинско-шведского проекта развития местного самоуправления в городе Ирпене". В соответствии с указом Президента разработан проект Закона Украины "О государственно-правовом эксперименте развития местного самоуправления в г. Ирпене Киевской области".

Кроме этих, приняты и другие акты, которые той или другой мерой касаются региональной финансовой политики. Среди них и Закон Украины "О статусе горных районов Украины", акты относительно возвращения депортированных народов в Автономную Республику Крым и южные области Украины.

Приведенный перечень мероприятий 1991—1998 лет подтверждает размытость целей и задач региональной финансовой политики государства. Этот тезис подтверждают и ежегодные законы Украины "О Государственном бюджете Украины", которые из года в год принимаются без определения целей и задач региональной политики.

Развитие территорий Украины, стабилизация экономической и финансовой ситуации в государстве требуют разработки и утверждения парламентом страны концепции государственной региональной политики, главным направлением которой может стать региональная финансовая политика.

§ 2. Цели государственной региональной финансовой политики

Коротко очертим основные цели государственной региональной финансовой политики Украины. Определенной мерой эти цели определяются Конституцией Украины. Так, в соответствии со статьей 95 Конституции Украины, бюджетная система Украины строится на основах справедливого и непредубежденного распределения общественного богатства между гражданами и территориальными общинами. В соответствии со статьей 142 Конституции Украины, как уже отмечалось, государство финансово поддерживает местное самоуправление.

Эти отдельные положения Конституции Украины требуют развития в постановке конкретных целей государственной региональной финансовой политики. Среди них следует выделить такие: сближение уровней социально-экономического развития отдельных регионов, предоставление финансовой помощи территориям, которые не имеют достаточных ресурсов для выполнения положенных на них функций и обязанностей, создание условий для предоставления общественных услуг по единым стандартами на всей территории страны, преодоление отставания в развития социально-культурной сферы и социальной инфраструктуры в маленьких городах, селах и поселках; обеспечение комплексного экономического и социального развития территориальных единиц; уменьшение и преодоление диспропорций территориального размещения производственных мощностей, устранение чрезмерной концентрации техногенное и экологически опасных производств в отдельных регионах; реструктуризация экономической и социальной сферы депрессивных территорий и регионов первой волны индустриализации создание условий для эффективного и рационального использования естественных и ресурсных возможностей территорий; расширение возможностей использования территориальных факторов экономического роста на основе финансовой автономии местной власти, ее инициативы и предприимчивости, укрепление финансовых основ местного самоуправления как института общественного развития и саморегуляции; создание условий для развития межкомунального и межрегионального сотрудничества как фактора повышения деловой активности в стране. В Украине важной целью государственной региональной финансовой политики является обеспечение условий для возвращения депортированных народов в Автономную Республику Крым и южные области страны.

Приведенный перечень взаимосвязан и может считаться системой целей государственной региональной финансовой политики. Все названные цели объединяются таким существенным моментом, как необходимость централизованной финансовой поддержки для их достижения.

Реализация этих целей станет возможной лишь при условии, если на уровне центральной власти будут созданы специальные целевые фонды финансовых ресурсов. В ежегодных законах "О Государственном бюджете Украины" могут быть предусмотрены специальные расходы в рамках реализации целей государственной региональной финансовой политики. Такие расходы целесообразно осуществлять на основе программно-целевого метода. Для достижения любой из целей государственной региональной финансовой политики следует разработать долгосрочную программу. Подобные программы должны быть составной частью ежегодных законов "О Государственном бюджете Украины", а также соответствующих местных бюджетов.

Только при таких условиях государственная региональная финансовая политика станет делом практики, а не только предметом обсуждения в журнальных статьях и дискуссиях.

Указанные цели региональной финансовой политики не могут быть достигнуты без внедрения соответствующих правовых, финансово-экономических и организационных механизмов их реализации. Создание таких механизмов является задачей государственной региональной финансовой политики.

§ 3. Задача государственной региональной финансовой политики

Коротко очертим основные задачи государственной региональной финансовой политики Украины.

Во-первых, может быть создана правовая база для реализации целей государственной региональной финансовой политики. В законодательном порядке следует установить: обязанностью центральной власти является обеспечение единых стандартов качества жизнь на всей территории страны. В законодательстве также следует определить, что более богатый финансово регион и территория в обязательном порядке должны передавать часть своих финансовых ресурсов для создания фондов финансовой помощи территориям со слабой финансовой базой.

Эти пожелания имеют принципиальное значение и, как показывает зарубежный опыт, закреплены в конституциях многих стран. К сожалению, в Конституции Украины это не нашло соответствующего закрепления.

Во-вторых. На основе объективных критериев следует определиться с перечнем и классификацией регионов и территорий Украины. Вышестоящими органами государственной власти может быть установлен перечень регионов и территорий, которые требуют финансовой поддержки центральной власти. Например, в рамках Европейского Союза единая классификация регионов разработана еще в 80-х гг. На начало 90-х гг. в Европейском Союзе функционировало 189 регионов. Среди них выделено 25 наименее развитых. Предложения относительно возможного перечня регионов Украины уже неоднократно высказывались в украинских средствах массовой информации. С учетом зарубежного опыта следует ввести синтетический индекс развития регионов, который может учитывать такие факторы, как объем производства ВВП на душу населения, ВВП в расчете на одного занятого, уровень безработицы, перспективы возрастания занятости, которые соотносятся один к одному в пропорциях 2,5:2,5:4:1.

В-третьих. Может быть использован нагроможденный во многих странах опыт организационных механизмов достижение целей государственной региональной финансовой политики. Среди них: территориальное планирование, программы социально-экономического развития регионов, создание международных регионов экономического сотрудничества, предоставление территориям особого экономического статуса (свободных, специальных, офшорных, торговых зон, зон пограничного сотрудничества и преференций), технополисов и технопарков, организация межкомунальных и межрегиональных горизонтальных объединений и их разнообразных ассоциаций, подготовка кадров для местной власти.

Особое значение приобретает образование на общегосударственном уровне объединений и союзов территориальных общин и регионов, которые бы репрезентовали в правительстве и парламенте интересы регионов и местного самоуправления в процессе изготовления и принятие решений по финансовым вопросам, которые касаются интересов местной власти. Одним из таких союзов является Ассоциация городов Украины, которая объединяет свыше 240 городов государства. Указанные и прочие организационные механизмы достижения целей региональной финансовой политики в Украине используются крайне слабо.

Четвертое. Чрезвычайно важной задачей государственной региональной финансовой политики является внедрение и использование арсенала финансовых инструментов достижения ее целей. Это специальные бюджетные режимы для местной власти, преференции, кредиты, налоговые льготы и полное освобождение от налогообложения предприятий, которые оказывают содействие расширению занятости в депрессивных регионах и на территориях, уменьшение процентных ставок по займам, снижение арендной платы за пользование помещениями и земельными участками, предоставление земельных участков под новое строительство бесплатно. Это также создание благоприятных условий для развития мелкого бизнеса. Решающим фактором ускоренного развития территорий является развитием мелкого бизнеса, который дает питательную силу экономике.

Важная роль принадлежит таким инструментам, как государственные, региональные и местные финансовые фонды развития и инвестиций, создание которых является неотложной задачей государственной региональной финансовой политики в Украине. Важной является роль такого инструмента, как создание государством новых предприятий, которые потом будут передаваться в частные руки.

В особенности важное место принадлежит мероприятиям государства по развитию производственной и социальной инфраструктуры, которая создает условия для конкурентоспособной деятельности бизнесовых структур в депрессивных регионах и на территориях, которые отстают в своем развитии.

Зарубежный опыт показывает, что исключительную роль в содействии развития депрессивных регионов и территорий, которые отстают в своем развитии, играют банки, биржи, пенсионные фонды, инвестиционные компании и прочие финансовые институты. Именно они оказывают содействие привлечению в такие регионы дополнительных финансовых ресурсов.

В связи с этим следует отметить: в зарубежной литературе сформировалось новое научное направление, которое получило название финансового структурализма. В соответствии с этой теоретической концепцией, отсутствие указанных финансовых институтов является основной причиной, которая сдерживает развитие нормальных рыночных механизмов, оказывает содействие непроизводственному использованию ресурсов разных стран и территорий.

Это лишь отдельные финансовые инструменты, которые могут быть задействованы в процессе достижения целей и задач государственной региональной финансовой политики Украины. Такая политика, в случае ее целенаправленной реализации, станет мощным фактором выхода страны из финансового кризиса. Подобная политика является фактором повышения эффективности использования бюджетных средств, в которых Украина испытывает значительную потребность. По оценкам экспертов Европейского Союза, реформа региональной политики в странах этого союза разрешила повысить эффективность использования бюджетных средств на 20-30%.

§ 4. Региональная финансовая политика в зарубежных странах

Региональная политика постоянная важным фактором экономического регулирования и экономического роста не только для отдельных зарубежных стран. Она теперь активно осуществляется в масштабах многих межгосударственных группировок, в первую очередь в рамках Европейского Союза. В 80—90-х годах здесь создан ряд институтов для реализации этой политики. В 1988 году Европейский парламент принял Хартию регионализма. В рамках Евросоюза образованы Комиссия регионов, Собрание регионов Европы, Совет регионов и общин Европы и прочие институты.

В 1989 году создан Консультативный совет региональной и местной власти. В рамках Совета Европы, членом которой является Украина, образован Рабочий комитет по местным и региональным органам власти, Комитет экспертов из местных финансов и прочие структуры, которые уже действуют.

Особая роль в реализации региональной финансовой политики в рамках Европейского Союза принадлежит Европейскому фонду регионального развития. Этот финансовый институт образован в 1985 году для финансирования мероприятий по преодолению диспропорций и приближения уровней развития отдельных регионов в странах Союза. Фонд функционирует в составе бюджета ЕЭС. Выделение субсидий из фонда осуществляется на основе решений Совета Европейского Союза. Средства фонда используются в рамках специальных комплексных межгосударственных программ, перечень которых также утверждается Советом Союза.

10


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21220. Психология цвета. Книга 832.5 KB
  Последние три главы посвящены цветолечению в них описываются особенности заболеваний людей с разными цветовыми типами поведения и цветомедитация метод который автор разрабатывает в течение последних десяти лет. Последние три главы посвящены цветолечению в них описываются особенности заболеваний людей с разными цветовыми типами поведения и цветомедитация метод который автор разрабатывает в течение последних десяти лет. СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПОЛЯ ЦВЕТОВ СПЕКТРА Цвета ахроматической оси Цвета хроматического круга...
21221. Система планов предприятия и их взаимоувязка 64.5 KB
  Все виды планов на предприятии могут быть систематизированы по таким основным классификационным признакам, как содержание планов, уровень управления, методы обоснования, время действия, сфера применения, стадии разработки, степень точности и др.
21222. Психология цвета 871.5 KB
  Бехтерев Цвет в рекламе понятие святое. Начиная серию публикаций о цвете мы осознаем что тема это сложна и обширна. Вашему вниманию предлагается первая часть темы: психология восприятия цвета.
21223. Психология цвета. Символика цвета. Цвет и характер. Цвет и работоспособность 94 KB
  Символика цвета. Цвет и характер. Цвет и работоспособность.
21224. Цвет влияет на принятие решений 84.5 KB
  Эксперты советуют чаще использовать зеленый утверждения зеленого цвета вызывают согласие. По заказу компании НР была проанализирована возможность влиять на отношение аудитории к напечатанным утверждениям используя различные цвета печати. Результаты этого исследования должны помочь компаниям лучше понять каким образом различные группы реагируют на цвет и в свою очередь дадут им возможность проанализировать и улучшить использование цвета во внутренних и внешних коммуникациях. Согласно исследованию использование зеленого цвета оказалось...
21225. Психология цвета в одежде 43 KB
  Вам хотелось бы знать как цвет одежды влияет на того кто ее носит и как воспринимаются определенные цвета окружающими Посмотрите одну из существующих классификаций воздействия цвета. Цвет Эмоциональное воздействие Символическое значение Желтый теплый Стимулирует веселит бодрит оживляет Солнце благодарность Желтый холодный Тошнота отвращение бред Ревность зависть измена Оранжевый Радует ободряет активирует Солнце радость богатство мощь роскошь торжество Краснооранжевый Возбуждает дразнит подстрекает Любовь гордость мощь...
21226. Психология цвета в рекламе 61 KB
  Цвета обращаются к чувствам а не к логике человека. Цвета обращаются к чувствам а не к логике человека а именно: вызывают психологическую реакцию: подчеркивают качество настроение чувство; создают теплую или холодную среду; отражают времена года и т. Как показывают специальные исследования 80 цвета и света поглощаются нервной системой и только 20 зрением.
21227. Педагогическая психология 22.98 KB
  Если в дидактике Каменского Песталлоци психологическая сторона образовательного процесса разработана еще не достаточно то начиная с работ Дистервейка и Ушинского поднимается вопрос о необходимости изучения психологии ученика и психологии учителя разработка психологического подхода к рассмотрению образовательного процесса как совокупности обучения и воспитания с конца 19до начала 80х годов 20 века оформленея педагогической психологии в самостоятельную отрасль появление первых экспериментальных работ в этой области. характеризуется...
21228. Психологические аспекты теории и практики обучения 32.62 KB
  Леонтьев учение рассматривал как тип ведущей деятельности. Которая не только занимается большой период времени но и в ее русле формируется мама личность ученика более частные виды деятельности. Платонов считал что учение это вид деятельности в процессе которой осуществляется обучение личности и достигается ее обученность Научение. Ительсон считал что научение это устойчивое целесообразное изменение физической и психической деятельности поведения которое возникает благодаря предшествующей деятельности и не вызывается непосредственно...