17849

ОРГАНИЗАЦИЯ КАССОВОГО ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ, КОНТРОЛЯ И АУДИТА В МЕСТНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ

Лекция

Финансы и кредитные отношения

Тема 15. ОРГАНИЗАЦИЯ КАССОВОГО ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ КОНТРОЛЯ И АУДИТА В МЕСТНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ План 1. Понятие и системы кассового исполнения местных бюджетов 2. Оборотная кассовая наличность 3. Кассовое исполнение местных бюджетов в зарубежных странах ...

Русский

2013-07-05

67 KB

0 чел.

Тема 15. ОРГАНИЗАЦИЯ КАССОВОГО ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ, КОНТРОЛЯ И АУДИТА В МЕСТНЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ

План

§ 1. Понятие и системы кассового исполнения местных бюджетов

§ 2. Оборотная кассовая наличность

§ 3. Кассовое исполнение местных бюджетов в зарубежных странах

§ 4. Контроль и аудит финансовой деятельности местного самоуправления

§ 1. Понятие и системы кассового исполнения местных бюджетов

Способ организации кассового исполнения местных бюджетов в значительной мере влияет на уровень финансово автономной местной власти. От этого во многом зависит эффективность использования бюджетных финансовых ресурсов. В чьих руках находится бюджетная касса, определяет реальные возможности ее использования с определенной целью.

Организация кассового исполнения местных бюджетов является важным элементом системы управление местными финансами.

Кассовое исполнение местных бюджетов — это организация приема, сохранения и выдачи бюджетных средств. Это также ведение учета и отчетности в процессе исполнения местных бюджетов.

Способ кассового исполнения местного бюджета сильно влияет на весь процесс его исполнения.

Есть несколько систем кассового исполнения местного бюджета: банковский, казначейский и смешанный. Некоторое время функционировали и собственные бюджетные кассы органов местного самоуправления. Собственные бюджетные кассы имели городские думы в царской России в XIX столетии. В Украине с конца 20-х гг. сложилась банковская система кассового исполнения местных бюджетов. Это означает, что средства местных бюджетов аккумулируются, сохраняются и выдаются банковскими учреждениями.

Нынешний порядок кассового исполнения местных бюджетов в Украине в основных чертах остался таким же, как и в бывшем СССР. Исполнение местных бюджетов осуществляется в границах средств, которые реально поступили на счета соответствующих бюджетов в учреждениях банков. В Украине не принято отдельного специального нормативного акта о кассовом исполнении бюджетов органов местного самоуправления.

Относительно кассового исполнения местных бюджетов в нормативных актах Украины в 1990—1997 гг. содержаться лишь отдельные положения. Законом "О бюджетной системе Украинской ССР" в редакции 1990 г. установлено (ст. 9), что кассовое исполнение республиканского бюджета Украинской ССР и местных бюджетов осуществляется учреждениями Национального банка Украины.

Указом Президента Украины "О порядке исполнения Государственного бюджета Украины" № 219/93 от 18 июня 1993 г. определено размежевание государственного бюджета Украины и местных бюджетов, общегосударственных налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативами.

В связи с Указом Президента Украины "О Государственном казначействе Украины" № 335/95 от 27 апреля 1995 г. внесены изменения в порядок размежевания доходов между государственным бюджетом Украины и местными бюджетами. К задачам Государственного казначейства Украины отнесено распределение между государственным бюджетом Украины и бюджетами Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя отчислений от общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей за нормативами, утвержденными Верховной Радой Украины. На казначейство возложены обязанности разработки нормативно-методических документов по вопросам бухгалтерского учета, отчетности и организации исполнения бюджетов всех уровней, которые являются обязательными для всех предприятий, учреждений и организаций, которые используют бюджетные средства и средства государственных внебюджетных фондов.

Постановлением Кабинета Министров Украины "О Государственном казначействе" № 590 от 31 июля 1995 г. к функциям казначейства отнесена организация и осуществление взаимных расчетов между государственным бюджетом и бюджетами Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя.

Положение о кассовом исполнении местных бюджетов помещено в Законе "О бюджетной системе Украины" в редакции 1995 г. Законом регламентировано кассовое исполнение всех бюджетов осуществлять учреждениями Государственного бюджетного банка. В Постановлении Верховной Рады Украины о введении этого Закона в действие Кабинету Министров Украины вместе с Национальным банком Украины было поручено до 1 января 1996 г. образовать Государственный бюджетный банк Украины. До сих пор такой банк в Украине не образован.

Реально кассовое исполнение местных бюджетов в Украине ныне осуществляется как учреждениями Национального банка Украины, так и рядом коммерческих банков. В 1996 г. сделана попытка привести в порядок этот процесс. 12 марта 1996 г. утверждено постановление Кабинета Министров Украины и Национального банка Украины "О мероприятиях по обеспечению кассового обслуживания средств Государственного бюджета Украины". Постановлением поручено Главному управлению Государственного казначейства вместе с соответствующими департаментами Нацбанка определить города и районы, в которых целесообразно развернуть сеть учреждений Национального банка, и перечень уполномоченных коммерческих банков с правом кассового обслуживания государственного бюджета Украины. Реализация таких мероприятий, безусловно, повлияла бы на ситуацию с кассовым исполнением местных бюджетов. Из-за того, что нет низовых учреждений Нацбанка, большинство этих бюджетов обслуживается коммерческими банками.

В апреле 1996 г. Кабинет Министров Украины и Нацбанк Украины приняли очередное постановление "О кассовом исполнении Государственного бюджета". Им упразднено предшествующее постановление. Право на кассовое исполнение госбюджета предоставлено Национальному банку Украины, Государственному экспортно-импортному банку Украины, Акционерному коммерческому агропромышленному банку "Украина", Акционерному коммерческому банку социального развития "Укрсоцбанк" и Украинскому акционерному промышленному инвестиционному банку "Проминвестбанк".

Правительства Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским госадминистрациям по согласованию с территориальными управлениями Нацбанка Украины было рекомендовано определить перечень банков, в которых открываются счета соответствующих местных бюджетов и предприятий, учреждений, организаций, которые финансируются из этих бюджетов. В 1996 году Постановлением Кабинета Министров и Национального банка Украины N» 1453 от 03.12.1996 года право кассовых сделок с бюджетными средствами предоставлено также Акционерному почтово-пенсионному банку "Аваль", Коммерческому банку "Приватбанк", Акционерному банку "Брокбизнесбанк". А в марте 1997 года этот перечень дополнен еще двумя банковскими учреждениями. Постановлением Кабинета Министров Украины и Национального банка Украины № 228 от 18 марта 1997 года право кассовых сделок со средствами госбюджета получили также Объединенный коммерческий банк (г. Симферополь) и Украинский кредитный банк.

Очередной раз перечень банков, которые осуществляют кассовое исполнение госбюджета, изменен правительством и Нацбанком в 1998 году.

Ситуация с правовым регулированием кассового исполнения местных бюджетов пока что является неопределенной и противоречивой.

С целью обеспечения эффективного управления местными финансами следует перейти к новому порядку кассового исполнения местных бюджетов. Целесообразно возложить функцию кассового исполнения местных бюджетов на коммунальные банки и обеспечить поэтапное создание сети таких банков. Это разрешит использовать бюджетные средства как кредитные ресурсы на потребности местного самоуправления. Кроме того, следует разработать и принять специальный нормативный акт по вопросам кассового исполнения бюджетов местного самоуправления.

§ 2. Оборотная кассовая наличность

С вопросом кассового исполнения местных бюджетов тесно связана проблема создания так называемой оборотной кассовой наличности.

Оборотная кассовая наличность аккумулируется в составе бюджетов для покрытия временных кассовых разрывов при их исполнении. Законом "О бюджетной системе Украинской ССР" от 1990 г. предполагалось образование оборотной кассовой наличности лишь в республиканском бюджете Украины. Новая редакция Закона, принятая в 1995 г., устанавливает возможность образования оборотной кассовой наличности и в местных бюджетах. Она предполагается в республиканском бюджете Автономной Республики Крым, в областных, городских, районных, сельских и поселковых бюджетах. Размер оборотной кассовой наличности определяют местные советы при утверждении соответствующих местных бюджетов. Согласно закону, оборотная кассовая наличность может формироваться в том году, на который утверждался бюджет, и в тех размерам, которые были предусмотрены.

Законом также предусмотрен порядок получения ссуд в случае временных кассовых разрывов при исполнении местных бюджетов. При их наличии в ходе исполнения бюджета Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя при ходатайстве соответствующих исполнительных органов бюджетные ссуды могут предоставляться Министерством финансов Украины за счет государственного бюджета. Ссуды должны возвращаться в установленный срок на протяжении бюджетного года.

Если кассовые разрывы возникают при исполнении городских, районных, сельских и поселковых бюджетов, то при ходатайстве соответствующих исполнительных органов советов бюджетные ссуды могут предоставляться из бюджета высшего уровня. Решение об этом принимают руководители соответствующих финансовых органов. Эти ссуды должны предоставляться в порядке, который уже отмечался.

§ 3. Кассовое исполнение местных бюджетов в зарубежных странах

Рассмотрим отдельные аспекты организации кассового исполнения местных  бюджетов в зарубежных странах на предмет возможного использования положительного опыта в Украине.

В зарубежных странах применяются разные подходы к организации кассового дела в органах местного самоуправления. В одних странах органы местного самоуправления самостоятельно определяют условия кассового исполнения собственных бюджетов. В других странах они такого права не имеют, оно принадлежит государственной власти.

Самостоятельно определяют условия кассового исполнения местных бюджетов органы местного самоуправления США, Германии, Австрии, Польши и других стран. В этих странах кассовое дело обеспечивают уполномоченные органами местного самоуправления банковские учреждения. Например, согласно со статьей 60 закона Республики Польша "О территориальном самоуправлении" установлено, что обслуживание местных бюджетов осуществляется банком, который назначается соответствующим советом. При этом исключается возможность привлекать Народный Польский банк.

В отдельных странах органы местного самоуправления назначают коммунальные (муниципальные) банки финансовыми учреждениями, на которые возлагается кассовое исполнение местных бюджетов и других фондов финансовых ресурсов. Там, где органы местного самоуправления имеют автономию в вопросах организации кассового дела, муниципалитеты назначают собственных казначеев. Они обеспечивают финансовый баланс, совместно с банками следят за ликвидностью, готовят финансовые отчеты.

В тех странах, где кассовое дело в органах местного самоуправления находится под контролем государственной власти, она организуется государственным казначейством. Примером таких стран является Франция. В этой стране органы местного самоуправления обязаны открывать свои счета лишь в органах государственного казначейства, которое является структурным подразделением Министерства экономики и финансов Франции. Французские коммуны самостоятельно осуществляют распоряжение средствами собственных бюджетов, но кассовые сделки с бюджетными средствами обеспечиваются и контролируются государственными бухгалтерами, которые назначаются в каждый орган местной власти. При этой системе муниципалитеты имеют лишь фонд "мелких денег".

В Италии и Португалии используются смешанные системы организации кассового дела в органах местного самоуправления. В Италии в больших муниципалитетах кассовое дело контролируется и обеспечивается государственным казначейством. Муниципалитеты с численностью населения до 5 тыс. лица и горные муниципалитеты с численностью населения до 10 тыс. лиц имеют определенный уровень автономии в организации кассового дела. В Португалии автономия местного самоуправления в вопросах организации кассового дела значительно расширена после принятия в 1995 году нового законодательства о местном самоуправлении.

Казначейская система дает возможность правительству распоряжаться всей кассой, которая позволяет оперативно решать финансовые проблемы. Но она лишает автономии органы местного самоуправления, их инициативы обеспечить наиболее эффективное использование кассы в конкретных условиях каждой территории.

Автономия местного самоуправления в вопросах организации кассового дела расширяет границы их финансовой самостоятельности. Вместе с тем, она связана с возможностью определенных злоупотреблений, с распылением ресурсов, перераспределением доходов от пользования кассой в банковские структуры. Оптимальным в этой ситуации является организация кассового дела коммунальными банками, основанными местными органами власти.

Систему таких банков целесообразно восстановить в Украине. Кроме того, следует законодательно установить порядок кассового исполнения бюджетов территориальных общин, который определяется их представительными органами.

§ 4. Контроль и аудит финансовой деятельности местного самоуправления

Важным элементом системы управление местными финансами является организация контроля и аудита. В Украине его осуществляют Министерство финансов Украины, Главное контрольно-ревизионное управление, Главное управление государственного казначейства, Государственная налоговая администрация Украины, местные государственные администрации и прочие органы. Общий финансовый контроль осуществляет Верховный Совет Украины и Счетная палата Верховной Рады Украины.

Действуют также ревизионные комиссии, которые создаются непосредственно представительными органами местного самоуправления для контроля использования средств бюджета, внебюджетных, валютных и целевых фондов. Отдельные контрольные функции в этой сфере выполняют сами представительные органы местного самоуправления и их комиссии.

Системы специального государственного финансового контроля за деятельностью органов местного самоуправления в Украине пока что нет. Есть общий контроль за использованием бюджетных средств и обязательный аудит предприятий и организаций, включая и коммунальный сектор.

Расширение финансовой автономии органов местного самоуправления Украины требует внедрения специальных процедур финансового контроля и аудита их счетов и финансовых операций. С этой целью целесообразно разработать и принять закон о финансовом контроле в Украине. При его разработке может быть учтен зарубежный положительный опыт. Коротко рассмотрим отдельные аспекты этого опыта.

Во многих развитых зарубежных странах различают внутренний и внешний финансовый контроль в местных органах власти. Внутренний финансовый контроль осуществляется избранными представительными органами местной власти специальными комиссиями или комитетами. Так, в Северной Ирландии контроль за финансовой деятельностью органа местного самоуправления возложен на специально образованный финансовый комитет, который контролирует осуществление расходов с точки зрения их соответствия финансовой политике органа местного самоуправления. Создание такого комитета не является обязанностью муниципального совета, но он обязан вести финансовые дела на необходимом уровне. Подобные структуры внутреннего финансового контроля есть и в местных органах власти других стран.

Внешний финансовый контроль деятельности местных органов власти осуществляется органами государственной власти по линии как исполнительной, так и законодательной и судебной власти. Внешний финансовый контроль направлен на соблюдение законности в решениях местных органов власти в финансовой сфере. В Швеции, например, внешний финансовый контроль деятельности коммун осуществляется лишь законодательной и судебной государственной властью. Что же по поводу делегированных местной власти полномочий государственной власти, то внешний финансовый контроль касается и целесообразности действий местной власти.

Во Франции созданы специальные органы финансового контроля за деятельностью местной власти — региональные счетные палаты. Это органы судебного характера. Определенные полномочия в этой сфере предоставлены префектупредставителю правительства в регионах и департаментах. Именно он подает в региональную счетную палату материалы о финансовой деятельности коммун и других органов местной власти. Региональная счетная палата может вменить в обязанность местным органам власти отменить решения, которые противоречат закону.

Установлена также особая процедура контроля местного бюджета. Если бюджет коммуны не принят до 31 марта текущего года или до 15 апреля года обновление муниципальных советов, префект департамента немедленно обращается к региональной счетной палате, которая в течение месяца выносит публичное решение. В этот период бюджет коммуны регулируется префектом. Муниципальный совет на это время теряет право управления бюджетом.

В Ирландии все статьи затрат и доходов местной власти контролируются в рамках системы бухучета и аудита под руководством министра окружающей среды. Счета местной власти ежегодно ревизуются центральной властью.

В Австрии финансовые документы любой общины с численностью населения свыше 20 тыс. лиц ежегодно должны предоставляться правительству земли и налоговому управлению.

В Испании финансовую деятельность местной власти контролирует специальный ревизионный суд.

В Нидерландах правительство осуществляет предшествующий контроль налоговых подзаконных актов и муниципального бюджета, создание фондов, ассоциаций, общих предприятий, кооперативов и других органов, предусмотренных гражданским правом.

В Норвегии предшествующему контролю подлежат такие финансовые операции, как займы и передача основных фондов собственности.

В Португалии муниципальные отчеты о исполнении бюджетов сначала подаются в Ревизионный совет, которая проверяет их на предмет соответствия законам, а потом они выносятся на муниципальный совет.

Эти и прочие факты удостоверяют, что в большинстве зарубежных стран финансовая автономия местной власти уравновешена довольно жестким финансовым контролем и аудитом государства. Это является важным фактором повышения эффективности функционирования местных финансов и законности финансовой деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц.

С учетом положительного зарубежного опыта в Украине целесообразно обеспечить организацию специального государственного финансового контроля счетов и операций органов местного самоуправления.

10


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32069. Теоретические и эмпирические исследования социально-психологических свойств и типов личности 50 KB
  Теоретические и эмпирические исследования социальнопсихологических свойств и типов личности. Проблема выделения и изучения социальнопсихологических свойств личности. проблема: каков перечень социально психологических качеств свойств личности и каковы критерии для их выделения. Основа типологии – отношение лти к соц.
32070. Большие социальные группы и методы их исследования 61 KB
  Большие социальные группы и методы их исследования. Большие соц группы – общности людей отличаются от МГ наличием слабых постоянных контактов между всеми их представителями но объединенные не меньше и потому оказывают существенное влияние на общественную жизнь. Классификация: 2 больших класса: 1 случайно стихийно возникшие достаточно кратковременно существующие общности толпа масса – неорганизованные; публика аудитория митинг полуорганизованные; 2 именно социальные группы т. группы сложившиеся в ходе исторического развития...
32071. Проблема малой группы в социальной психологии 59 KB
  Проблема малой группы в социальной психологии Проблема определения малой группы Само понятие группа возникло в середине 19 века когда начали изучаться отношения между людьми психология масс народов толпы а изучение малой группы началось с начала 20го века. Как минимум существует 4 группы определений малой группы: 1. – любое количество лиц находящихся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи или ряда встреч во время которых каждый член группы получает некоторое восприятие каждого другого члена группы....
32072. Становление малой группы как психологической общности 63.5 KB
  Становление малой группы как психологической общности Детерминанты возникновения малой группы факторы общественноэкономического характера требования производства специфика Дти запросы общества социальные факторы: престижность профессии безработица ради выживания чел может браться за самую непрестижную работу престижность группы не зависит от престижности профессии материальный фактор успешность группы. Психологические факторы для неофициальных неформальных групп: потребности человека в безопасности в самоуважении в...
32073. Управление малой группой 59.5 KB
  Социальная власть занимался Левин Шоу Коллинс Равен – актуальное часто потенциальное влияние оказываемое одним членом группы на другого а также контроль над другими людьми. По материалам эмпирических исследований наиболее влиятельный субъект воспринимается членами группы как своеобразный коммуникативный центр группы поэтому Равен добавил ещё один тип власти – информационную прямая и косвенная формы способна очень длительно воздействовать. Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации. Лидер...
32074. Межличностная совместимость и групповая сплочённость 51 KB
  предполагает оптимальную согласованность определенных индивидуальнопсихологических характеристик членов группы характерологических мотивационнопотребностных ролевых и др. Поведенческая – личностные свойства членов группы образуют типичные поведенческие модели модели могут быть совместимые и несовместимые очень мало исследований В них рассматриваются только отдельные личностные качества преимущественно авторитарность и доминантность. Структурный – выявление оптимальных сочетаний психологических характеристик членов группы...
32075. Изучение межгрупповых отношений в социальной психологии 39.5 KB
  предложена общая деятельность по уборке лагеря в ходе которой были выявлены стихийно сложившиеся дружеские группы; 2. подростков разделили на две группы так чтобы разрушить естественно сложившиеся дружеские отношения измерили враждебность между группами – не выявилась; 3. группы были вновь объединены и занялись общей деятельностью ремонтировали водопровод. Затем произвольно разделили людей на две группы: в одну попали те кто зафиксировал больше точек на первой в другую – на второй картине.
32076. Прикладные аспекты в социальной психологии 45.5 KB
  Чтобы проанализировать основные линии возможного приложения сп знаний нужно знать специфику прикладного исследования. Прикладные исследования в различных областях науки обладают рядом общих черт. Специфика прикладного исследования в социальной психологии. : различные области народного хозяйства и культуры финансируют сп исследования и создают благоприятные возможности для развития науки; СП не готова ответить на некоторые вопросы поставленные практикой мало теории но в условиях острой общественной потребности она дает эти ответы...
32077. Межличностные конфликты в малой группе. Петровская 68.5 KB
  Структура конфликта. стороны участники конфликта отдельные индивиды социальные группы и организации государства; участники конфликта характеризуются в первую очередь мотивами целями ценностями установками и пр. условия протекания конфликта социальнопсихологическая среда разл группы с их специфической структурой динамикой нормами ценностями и т. возможные действия участников конфликта участники конфликта в действиях передают противостоящей стороне свои намерения оценки и демонстрируют свои возможности.