17865

Анализ поведения потребителя

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

Лекция 4 Тема: Анализ поведения потребителя Учебная цель лекции: изложить основные положения теории потребительского выбора в более широкой трактовке с учётом изменения размера доходов и цен благ дать понятия инструментов теории: кривой доходпотребление крив...

Русский

2013-07-05

545.5 KB

2 чел.

Лекция 4

Тема: Анализ поведения потребителя

Учебная цель лекции: изложить основные положения теории потребительского выбора в более широкой трактовке с учётом изменения размера доходов и цен благ, дать понятия инструментов теории: кривой «доход-потребление», кривой «цена-потребление», оказать содействие  развитию  у студентов  экономического мышления,  формированию самостоятельности при решении экономических  задач.

Учебные вопросы и распределение времени лекции:

План лекции

Время, мин.

Введение

5

4.1. Реакция потребителя на изменение его дохода

15

4.2. Реакция потребителя на изменение цен благ

15

4.3. Эффект замещения и эффект дохода

20

4.4. Понятие выявленных предпочтений

15

4.5. Проблемы измерения стоимости жизни

15

Выводы и ответы на вопросы

5

Всего времени

90

Учебная литература к лекции:

Наименование источника

ВНУ

БИГ

Стр.

  1.  

Базилевич В., Лук’янов В., Писаренко Н., Квіцинська Н. Мікроекономіка: опорний конспект лекцій. – К.: Четверта хвиля, 1997. –248 с.

  1.  

Баумоль У. Экономическая теория и исследование операций. М.: Прогресс, 1965.

  1.  

Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М.: Общество «Знание» России. Центральный институт непрерывного образования. 1996. с. 162-303.

  1.  

Введение в рыночную экономику /Под ред. Лившица А. Я. И Никулиной И.Н. М.:  Высшая школа, 1994.

  1.  

Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2003. – 2003. – 256 с.

  1.  

Вэриан Х. Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов/Пер. с англ. Под ред. Н.Л. Фроловой. - М.: ЮНИТИ, 1997. - 767 с.

  1.  

Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В.И. Микроэкономика. СПб.: ЭШ, 1994.

  1.  

Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1998, 447 с.

  1.  

Джуха В.М. Микроэкономика: Уч. пос. – М.: МАРТ, 2004.

65.012

Д-42 С110369

  1.  

Долан Э. Дж., Линдсей  Д. Микроэкономика/ Пер. с англ. В. Лукашевича и др. Под общ. ред. Б. Лисовика, В. Лукашевича. - СПб: 1994, 448 с.

  1.  

Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. Учебник. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство «ДИС», 1997. - 320 с.

У

Е-607

  1.  

Задоя А.О. Мікроекономіка: Курс лекцій: Навч. посібн. – К.: Т-во “Знання” КОО, 2000. – 176 с.

У

З-156

  1.  

Ивашковский С.Н. Микроэкономика. Учебник–М.: Дело, 1998. 416 с.

  1.  

Ильенкова Н.Д. Спрос: анализ и управление: Учебное пособие / Под ред.  Белявского И.К.. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 160 с.

  1.  

Камаев В.Д. и колл. авт. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории. – М.: ВЛАДОС, 1998. С. 39-119.

  1.  

Камаев В.Д. и колл. авт. Учебник по основам экономической теории (экономика). – М.:ВЛАДОС, 1997. С. 63-164.

  1.  

Курс экономической теории: Учебное пособие /Под общ. ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Московский государственный институт международных отношений МИД РФ.Киров: Изд-во «АСА», 1995. С. 76-277.

  1.  

Лисовицкий В.Н. Микроэкономика.-Харьков, РИП «Оригинал», 1993, 132 с.

  1.  

Макконнелл Кемпбелл Р., Брю Стенлі Л. Аналітична економія: принципи, проблеми, політика. Ч. 2. Мікроекономіка. / Пер. с англ. под ред. Панчишина Т. Львів.: Просвіта, 1999.

  1.  

Максимова В.Ф. Микроэкономика. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. - М.: «Соминтек», 1996, 328 с.

  1.  

Микро-макроэкономика. Практикум / Под  ред. Огибина Ю. А. - СПб: Литер плюс, Санкт - Петербург оркестр, 1994, 432 с.

  1.  

Микроэкономика в табрицах и графиках: Учебник для вузов  / Б.В. Прыкин, Т.Б.Прыкина. Н.Д.Эриашвили, С.В.Захаров. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 563 с.

У

М-597

  1.  

Микроэкономика. Под ред. Е. Б. Яковлевой. - М.: АКАЛИС, 1997, 329 с.

  1.  

Микроэкономика: Учебник / М.А. Ланец, Е.Б.Яковлева, Н.В.Нещерет и др.; Под ред. Е.Б.Яковлевой; Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». – М.: АКАЛИС, 1997. – 330 с.

У

М-597

  1.  

Мочерний С.В., Фомішин С.В. - Державний  іспит бакалавра з економічної теорії: питання та відповіді: Навчальний посібник. – Херсон.: Дніпро, 2003. - 297 с.

  1.  

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, М, 1998. - 572 с.

  1.  

Основи економічної теорії /Мочерний С.В.,Єрохін С.А., Каніщенко Л.О та ін. За ред. Мочерного С.В. К.: ВЦ “Академя”, 1998. С. 123-164.

  1.  

Осыка А.П., Клеутина Т.П. Микроэкономика, Учебное пособие. - Луганск: 1998, 184 с.

  1.  

Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: Экономика, Дело, 1992, 510 с.

  1.  

Самуэльсон П. Экономикс. В 2-х томах. - Машиностроение, 1993. Т.1. - 336 с. Т.2. - 416 с.

  1.  

Сборник задач по микроэкономике  к курсу микроэкономики Р.М. Нуреева. – М.: НОРМА, 2002. – 432 с.

65.012

С-23 С110228

  1.  

Сборник задач по экономике: Уч. пос /Отв. ред. Власьевич Ю.Е. М.: Изд-во БЕК, 1996.

  1.  

Селищев А.С. Микроэкономика. – СПб: Питер, 2002. – 448 с.

У/С-294

  1.  

Симкина Л.Г.Корнейчук Б.В. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2002. – 464 с.

У

С-373

  1.  

Слухай С.В. Довідник базових термінів та понять з мікроекономіки.-Київ: Лібра, 1998.-256 с.

  1.  

Фель У., Оберендер. Основы микроэкономики: Пер. с нем. 6-го изд. Под ред. Наливайко А.П. –Киев.: Укртипроект. –1997.  478 с.

  1.  

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М.: Дело ЛТД, 1993.

  1.  

Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. М.: Финансы и статистика, 1992.

  1.  

Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Новости, 1991.

  1.  

Чечевицина Л.Н. Микроэкономика: Экономика предприятия (фирмы). – Ростов н/Д.:ФЕНИКС, 2000. – 384 с.

У

Ч-571

  1.  

Экономическая школа. Т. 1, 2, 3, 4 СПб., 1991, 1994, 1995, 1998.

  1.  

Ястремський О., Грищенко О. Основи мікроекономіки: Підручник. – К.: Знання, 1998. – 673 с.

У

Я-856

  1.  

  1.  

Содержание лекции

Знание основ теории потребительского поведения даёт понимание закономерностям формирования индивидуального спроса на отдельные блага.

4.1. Реакция потребителя на изменение его дохода

Если предположить, что благо Х выбирается из множества других благ, то в этом случае расширенная трактовка изобады (композитная изобада) выглядит как:

I = PXX + ΣPYiYi = PXX + Y                                             (4.1)

Графическая интерпретация композитной изобады представлена на рис. 4.1: по оси Х откладывается количество блага Х, которое может приобрести потребитель в рамках своего дохода, по вертикальной оси откладываются расходы в денежной форме на приобретение всех других благ (или стоимость композитного блага).

Наклон композитной изобады будет постоянной величиной, равной цене блага Х:

tg = I/X = PX                              (4.2)

Подобным образом можно ввести понятие композитной изобайды: в этом случае ценность всех остальных благ (отображаемых по оси Y) для потребителя приобретает стоимостную оценку (рис. 4.2).

Если предположить, что предельная полезность денег (MUY) для потребителя остаётся неизменной, то предельная норма замещения в каждой точке изобайды будет равна предельной полезности блага Х, выраженной в денежной форме. Поэтому наклон изобайды  (MRSXY = MUX) совпадает с наклоном изобады (PX ) в той точке, где предельная полезность блага Х, выраженная в денежной форме, совпадает с ценой товара Х, то есть равновесие потребителя достигается при условии равенства ценности данного товара и расходов на его приобретение:

MUX = PX                                                                (4.3.)

Оптимальное количество блага, которое хочет приобрести потребитель, характеризуется тем, что предельная полезность для этого количества совпадает с ценой блага. При меньших объёмах закупок блага его предельная полезность будет больше, чем цена, что побуждает к увеличению количества блага. Если закупки будут большими, чем равновесный объём, то цена блага превысит его полезность, что подтолкнёт потребителя к уменьшению покупок. Равновесие будет достигаться тогда, когда предельная полезность блага, выраженная в деньгах (максимальна сумма денег, от которой потребитель хотел бы отказаться для приобретения дополнительной единицы блага) будет равна его цене.

Выбор потребителя зависит не только от его предпочтений, но и от уровня дохода. Известно, что увеличение дохода приводит к сдвигу изобад вверх и вправо. Соответственно точки равновесия будут находиться дальше от начала координат, что будет обеспечивать большую полезность выбранного набора.

Если соединить все точки равновесия потребителя при различных уровнях дохода, то мы получим кривую «доход-потребление» (ICC) (рис. 4.3), она даст информацию о зависимости объёма потребления блага от уровня дохода (и только дохода) потребителя.

Характер этой кривой будет зависеть от оценки блага потребителем.

Исходя из классификации благ, приведённой в лекции 2, можно дать графическую интерпретацию различным видам благ по признаку «изменение дохода потребителя»: нормальные блага; блага первой необходимости (повседневные блага); блага низкого качества (неполноценные блага); нейтральные блага;  блага высшего качества; престижные блага (блага Веблена); ажиотажные блага.

Как видно из рис. 4.3, кривая «доход-потребление» имеет положительный наклон, то есть с ростом дохода потребление обоих благ X и Y увеличивается. Такие товары, как мы помним, называются нормальными (качественными).

На рис. 4.4 показана другая ситуация, - кривая «доход-потребление» имеет отрицательный наклон.

С ростом дохода потребление одного блага увеличивается (Y на рис. 4.4,а, X на рис. 4.4,6), тогда как другого сокращается (X на рис. 4.4,а, Y на рис. 4.4,6).

Благо, потребление которого с ростом дохода снижается, называется некачественным; благо, потребление которого с ростом дохода возрастает, - качественным.

Заметим, что благо Y является качественным и в ситуации, представленной на рис. 4.3, и в ситуации, представленной на рис. 4.4,а. Для их различения используется понятие высококачественное благо. Поскольку с ростом дохода потребление некачественного блага снижается, можно определить высококачественное благо как такое, прирост расходов на которое поглощает более 100% прироста дохода.

Блага первой необходимости (повседневные блага) с помощью кривой «доход-потребление» представлены на рис. 4.5.

Нейтральные блага могут быть представлены с помощью рис. 4.6.

Кривая «доход-потребление» позволяет построить индивидуальную кривую Энгеля - кривую, характеризующую связь между объемом потребления блага и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях. Для нормальных товаров кривая Энгеля имеет положительный наклон.

Кривая Энгеля может быть построена путем установления связи между оптимальными объемами потребления блага X и соответствующими уровнями дохода KL и KL1 на рис. 4.4.

Например, если E1(Х1, Y1) и E2(Х2, Y2) представляют оптимум потребителя при доходе KL и KL1, то точки E1(I1, Х1) и E2(I2, Х2) на рис. 4.7 и есть точки кривой Энгеля блага X.

Таким образом, линия FF - кривая Энгеля товара X.

Линия F1F1 - кривая Энгеля блага X, соответствующая линии доход-потребление, изображенной на рис. 4.4,а.

На практике мы чаще интересуемся расходами на агрегированные группы товаров -  продовольственные, непродовольственные, услуги и т.д. В этом случае кривая Энгеля модифицируется в кривую расходов Энгеля, характеризующую зависимость расходов на ту или иную группу товаров от уровня дохода покупателя.

Кривая расходов Энгеля показывает различие между нормальными, некачественными и высококачественными товарами.

На рис. 4.8, где по ординатам отложены расходы на товар X (вместо количеств этого товара на рис. 4.7), представлены три кривые расходов Энгеля, соответствующие линиям доход-потребление на рис. 4.3 и 4.4.

На каждой из трех частей рис. 4.8 проведены лучи из начала координат под углом 45.

Если бы кривые расходов Энгеля совпадали с этими лучами, это означало бы, что весь доход потребитель расходует лишь на один товар X (или соответственно на одну агрегированную группу товаров). Поэтому такие лучи образуют верхние пределы реальных кривых расходов Энгеля.

На рис. 4.8,а расходы на товар X растут медленнее, чем растет доход. На рис. 4.8,в расходы на X растут быстрее, чем растет доход. Следовательно, товар X в данном случае является высококачественным (рис. 4.4,6). Наконец, на рис. 4.8,б расходы на товар X с увеличением дохода снижаются. Следовательно, в этом случае товар X является некачественным (рис. 4.4,а).

В XIX в. Эрнст Энгель (1821-1896) на основе данных о расходах семей с разным уровнем дохода установил, что с ростом дохода доля его, направляемая на продовольствие, снижается, доля, направляемая на жилье и связанные с ним расходы, а также на одежду, остается примерно неизменной, а доля других расходов возрастает.

Эти зависимости в микроэкономике получили статус закона Энгеля.

4.2. Реакция потребителя на изменение цен благ

При исследовании кривых «доход-потребление» и кривых Энгеля мы полагали переменным фактором только доход, а другие факторы спроса – постоянными. Если считать доход потребителя постоянным, а цены переменными, то можно построить кривую «цена-потребление».

Если доход и цены на другие блага остаются неизменными, то точка пересечения изобады с вертикальной осью останется неизменною.

При данных ценах и доходе оптимум потребителя определяется условием (3.9) (рис. 3.9). Как будет вести себя потребитель при изменении цен и дохода?

На рис. 4.9 (верхняя часть) показано изменение оптимума потребителя при изменении цены товара X, неизменной структуре предпочтений и прежнем доходе. При снижении РХ до Р'X бюджетная линия KL поворачивается вокруг точки К против часовой стрелки и занимает положение KL1. Покупатель может теперь приобрести больше товара X, если он израсходует на него весь свой доход.

В то же время ему становятся доступными все более удаленные от начала координат кривые безразличия. Оптимум потребителя смещается из точки E1 в точку E2. Соединяя все подобные точки, получим линию ЕЕ, называемую кривой «цена-потребление» (PCC). Она представляет множество всех оптимальных комбинаций товаров X и Y при изменении цены товара X.

На основе кривой «цена-потребление» можно построить линию индивидуального спроса (нижняя часть рис. 4.9).

Если потребитель покупает Х1 блага X при цене РX и X2 при цене Р'X, то на основании этой (и подобной) информации можно построить линию DD, характеризующую объем спроса на товар X как функцию его цены (кривая спроса – зависимость между ценой блага и размером потенциальных покупок для потребителя).

Спрос – это такое количество блага, которое потребитель готов и может приобрести по тем или другим ценам на протяжении определённого периода. Кривая спроса и кривая «цена-потребление» - это два разных способа описания того, как приобретаемое количество блага изменяется при изменении цены на него (при прочих равных условиях).

Поскольку зависимость между ценами благ и спросом на него достаточно стойкая, то можно говорить о законе спроса, который констатирует, что с ростом цен на благо величина спроса на него уменьшается и, наоборот, снижение цен содействует увеличению количества благ, которое может приобрести потребитель.

В общем случае линия спроса, приведенная на рис. 4.9 может иметь сложную (не пропорциональную) зависимость, поэтому в общем случае речь идёт о кривой спроса (рис. 4.10) (функции спроса) с достаточно общими свойствами:

кривая спроса отображает изменение уровня полезности потребителя: чем ниже цена блага, тем более высокий уровень благосостояния она обеспечивает;

в каждой точке кривой спроса потребитель максимизирует свою полезность, поскольку каждая точка кривой спроса есть точкой оптимума потребителя для соответствующего уровня полезности блага;

при снижении цены блага предельная норма замещения благ уменьшается, это уменьшение соответствует интуитивному чувству потребителя о том, что относительная ценность блага уменьшается по мере увеличения его объёма потребления (закон уменьшения предельной полезности).

Исходя из классификации благ, приведённой в лекции 2, можно дать графическую интерпретацию различным видам благ по признаку «изменение цен благ»: взаимозаменяемые блага (субституты); взаимодополняемые блага (комплементы); независимые (нейтральные) блага (индифферентные блага); обыкновенные (привычные) блага; блага Гиффена; абсолютно замещающие блага; жестко дополняющие блага.

На рис. 4.11 приводится кривая «цена-потребление» для субститутов – благ, взаимозамещающих друг друга в потреблении (в случае, когда растёт цена на благо Х).

На рис. 4.12 приводится кривая «цена-потребление» для комплементов – благ, взаимодополняющих друг друга в потреблении (в случае, когда цена на благо Х падает).

Наконец, на рис. 4.13 приводится кривая «цена-потребление» для нейтральных товаров (для случая роста цены на благо Х).

4.3. Эффект замещения и эффект дохода

Изменение цены какого-либо блага влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода.

Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного блага увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход или покупательную способность потребителя.

Эффект замены возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замены способствует росту потребления относительно подешевевшего блага, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления блага или быть нейтральным.

Для того чтобы определить эффект замены, нужно элиминировать влияние эффекта дохода. Или, наоборот, чтобы определить эффект дохода, нужно элиминировать эффект замены.

Существуют, однако, два подхода к определению реального дохода, связанные с именами английского экономиста Дж. Хикса и русского математика и экономиста Е. Е.Слуцкого.

Согласно Хиксу, разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, т.е. позволяющие достигнуть одной и той же изобайды, представляют одинаковый уровень реального дохода.

Согласно Слуцкому, лишь тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора или комбинации благ, обеспечивает и неизменный уровень реального дохода.

Подход Хикса в большей мере соответствует основным положениям порядковой теории полезности, тогда как подход Слуцкого имеет то преимущество, что позволяет дать количественное решение задачи на основе статистических материалов.

Сначала мы рассмотрим версию, предложенную Хиксом, как более общую. Затем покажем особенности решения, предложенного Слуцким.

Эффект замены и эффект дохода по Хиксу 

Разложение общего эффекта изменения цены на эффект дохода и эффект замены по Хиксу показано на рис. 4.14. Изобада KL соответствует денежному доходу I и ценам РX и РY. Ее касание с изобайдой U1U1 определяет оптимум потребителя E1, которому соответствует объем потребления блага X в количестве Х1. В случае снижения цены X до РX1 и неизменном денежном доходе I изобада займет положение KL1. Она касается более высокой изобайды U2U2 в точке E2, которой соответствует потребление блага X в объеме Х2. Таким образом, общий результат снижения цены блага X выражается в увеличении его потребления с  до Х2.

Теперь определим, каким должен был бы быть денежный доход потребителя, чтобы при изменившемся соотношении цен обеспечить ему прежний уровень удовлетворения. Для этого проведем вспомогательную изобаду К'L’, параллельную линии KL1 (т.е. отражающую новое соотношение цен), так, чтобы она касалась изобайды U1U1 (т.е. обеспечивала бы прежний уровень удовлетворения).

Отметим точку касания E3 и соответствующий объем потребления блага Х3.

Заметим, что при переходе от первоначального к дополнительному (расчетному) оптимуму (от E1 к E3) реальный доход потребителя не меняется, он остается на прежней изобайде U1U1.

Значит, сдвиг от E1 к E3 и характеризует эффект замены блага Y относительно подешевевшим благом X. Он равен разности Х3  - Х1.

Следовательно, эффект дохода составит Х2  - Х3. Заметим также, что в результате действия эффекта дохода потребление обоих благ в точке E2 выше, чем в точке E3.

Такое же разложение общего эффекта может быть выполнено и для случая, когда цена блага X повышается (рис. 4.15). Здесь результатом повышения цены является перемещение оптимального положения потребителя на более низкую изобайду U1U1. Общий эффект повышения цены блага X сводится к снижению его потребления с Х1 до Х2. При этом эффект замены составит Х1 - Х3, эффект дохода  - Х3 - Х2. Заметим, что в обоих случаях эффект замены характеризуется движением вдоль одной и той же изобайды, а эффект дохода  - переходом с одной изобайды на другую.

Эффект замены всегда отрицательный. Снижение цены одного блага побуждает потребителя увеличивать его потребление, сокращая потребление другого блага (или группы благ). Повышение цены побуждает его к замещению этого блага другими, относительно подешевевшими.

Эффект дохода может быть отрицателен, как показано на рис. 4.14 и 4.15 для нормальных благ, положителен (в случае некачественного блага, когда кривая доход-потребление имеет отрицательный наклон) или нейтрален (если кривая доход-потребление вертикальна). В наших примерах эффект дохода усиливает действие эффекта замены, увеличивая потребление блага X при снижении его цены и сокращая потребление при повышении цены.

Для некачественных благ эффект дохода положителен  - чем выше реальный доход, или покупательная способность, потребителя, тем в меньшей мере он будет склонен к приобретению такого блага. Однако для большинства некачественных благ отрицательный эффект замены перекрывает положительный эффект дохода, так что общий результат изменения цены будет все же отрицательным. Так, на рис. 4.16,а (на нем показаны лишь изобады KL и KL1 и вспомогательная линия K'L', точки их касания с опущенными на рисунке изобайдами  обозначены соответственно E1-E3) общий результат повышения цены блага X (Х1 - Х2) разлагается на эффект замены Х1 - Х3 и эффект дохода Х3 - Х2, при этом (Х1 - Х3) > (Х3 - Х2).

Поэтому, как правило, кривые спроса на такие блага имеют обычно отрицательный наклон, как и в случае нормальных благ.

Лишь если положительный эффект дохода перекрывает отрицательный эффект замены, закон спроса нарушается  - его объем изменяется в том же направлении, что и цена. На рис.4.16,б, например, (Х3 - Х2) > (Х1 - Х3).

Такие блага называются благами Гиффена. В действительности потребление большинства благ требует лишь небольшой части средств потребителя и эффект дохода обычно невелик. Даже если он отрицателен, его размеры недостаточны для того, чтобы перекрыть влияние эффекта замены. Поэтому появление благ Гиффена маловероятно.

Эффект замены и эффект дохода по Слуцкому 

Подход Слуцкого к разложению общего результата изменения цены на эффект дохода и эффект замены отличается от подхода Хикса трактовкой реального дохода.

Элиминирование эффекта дохода достигается определением такого его уровня, который обеспечил бы потребителю возможность приобрести после изменения цен тот же самый набор благ, что и до изменения, а не сохранить прежний уровень удовлетворения, как это предполагается в модели Хикса.

Поэтому на рис. 4.17 вспомогательная изобада K'L', параллельная KL1, проводится не как касательная к прежней изобайде U2U2, а строго через точку E1, соответствующую оптимальному набору благ X и Y при прежнем соотношении цен. Очевидно, она окажется касательной к более высокой, чем U2U2 изобайде U3U3, что означает и возможность достигнуть (в случае полной компенсации потребителю падения его покупательной способности) более высокого уровня удовлетворения, чем при использовании модели Хикса.

Таким образом, общий результат повышения цены блага X (Х1 - Х2) разлагается на эффект замены (Х1  - Х3) и эффект дохода (Х3 - Х2). Заметим, что движение от E1 к E2 происходит не вдоль изобайды, как на рис. 4.14 и 4.15, а вдоль вспомогательной изобады K'L' 

Сравнив два подхода, мы видим, что метод Хикса предполагает знание потребительских предпочтений, изобайд, тогда как метод Слуцкого не требует этого, он базируется на наблюдаемых и регистрируемых фактах поведения потребителя на рынке.

Различия в подходах Хикса и Слуцкого удобно рассмотреть, совместив их на одном рисунке (рис. 4.18).

Здесь KL  - изобада при номинальном доходе I и ценах РX и РY, ее уравнение

X+ YРY=I;

KL1  - изобада при том же номинальном доходе I и ценах РX + ΔРX и РY (причем ΔРX < 0), ее уравнение

X(РX + ΔРX) + YРY = I;

E0 и E1 - комбинации благ X и Y до и соответственно после снижения цены X;

KL и KL  - вспомогательные изобады соответственно по Хиксу и по Слуцкому.

Их уравнения

IH = X(РX + ΔРX) + YРY|U = const

IS = X(РX + ΔРX) + YРY|X, Y = const

H и S – комбинации благ X и Y, отвечающие требованию неизменного реального дохода соответственно по Хиксу и по Слуцкому.

Теперь мы можем представить методы разложения общего результата изменения цены РX по Хиксу и по Слуцкому в виде двух равенств:

(Х4 - Х1) = (Х4 - Х2) + (Х2 - Х1) (по Хиксу),                                   (4.4)

(Х4 - Х1) = (Х4 - Х2) + (Х2 - Х1) (по Слуцкому).                              (4.5)

Левые части (4.4) и (4.5) характеризуют общий результат изменения цены РX в мере изменения объема спроса на благо X, и в обоих случаях они одинаковы.

Правые части представляют суммы эффектов дохода и замены. Очевидно, что разница в распределении общего результата на эффект дохода и эффект замены составляет Х3 - Х2. В (4.4) эта величина входит в эффект дохода, в (4.5)  - в эффект замены.

Эффект замены ΔХ/ΔРX всегда отрицателен, так как цена и количество изменяются в противоположных направлениях.

Знак перед первым слагаемым правой части (эффект дохода) зависит от знака сомножителя ΔХ/ΔI. Если X  - нормальное благо, ΔХ/ΔI > 0 и эффект дохода отрицателен (снижение цены увеличивает реальный доход, и покупки нормального блага возрастают).

Если X  - некачественное благо, ΔХ/ΔI < 0 и эффект дохода положителен (снижение цены увеличивает реальный доход, и покупки некачественного блага сокращаются). В этом случае эффекты замены и дохода разнонаправлены.

Наконец, если X  - благо Гиффена, положительный эффект дохода перекрывает отрицательный эффект замены, так что общий результат изменения РX оказывается положительным, ΔХ/ΔРX > 0 (повышение цены вызывает увеличение спроса на благо).

Очевидно, что изменение цены одного блага влияет на объем спроса не только данного, но и других благ.

Перечисленные свойства эффектов сведены в табл. 4.1.

Таблица 4.1.

Действия эффектов дохода и замены

Эффекты

Потребление блага

нормального

некачественного

Гиффена

Эффект дохода: цена блага

растёт

уменьшается

Эффект дохода: цена блага

уменьшается

растёт

Эффект замены: цена блага

растёт

растёт

растёт

Эффект замены: цена блага

уменьшается

уменьшается

уменьшается

Общий эффект: цена блага

растёт

растёт

Общий эффект: цена блага

уменьшается

уменьшается

4.4. Понятие выявленных предпочтений

4.5. Проблемы измерения стоимости жизни

Потребности – внутренние побудительные стимулы деятельности любого человека.  Это

Таблица 2.1 - Экономическая классификация  личностных потребностей

Признак классификации

Характеристика признака

Резюме:

Контрольные вопросы

Тесты

Задачи

Основные термины и понятия

I/PX

I

Y

X

Рис.4.1 - Композитная изобада

Х2 = I/PX2

tg = PX

Y1

Х1 = I/PX1

Y2

Y

X

Рис.4.2 - Композитная изобайда

I1

U1

Y

X

Рис.4.3 – Кривая «доход-потребление»

U2

U3

I2

ICC

4.4.  Кривая

ICC

I2

U3

U2

I1

U1

Y

X

Рис.4.5 – Х –благо первой необходимости»

ICC

I2

U3

U2

4.8-

4.7-

Y

X

Рис.4.6 – Х – нейтральное благо

4.9 – Кривая

4.14

4.15

4.16

РCC

4.17

4.18

I2

U3

U2

РХ

U1

Y

X

Рис.4.13 – Кривая «цена-потребление» для нейтральных товаров

I

P2

X1

D

P1

РCC

X2

P

X

Рис.4.10 – Кривая спроса на благо Х

U3

U2

U2

U1

Y

X

Рис.4.12 – Кривая «цена-потребление»

для комплементов

РCC

I

U3

РХ

U1

Y

X

Рис.4.11 – Кривая «цена-потребление»

для субститутов

РХ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82702. Як поводитися за столом? Гостини 909.5 KB
  Мета уроку ― ознайомити учнів з правилами етичної поведінки в гостях, ознаками гостинності; з’ясувати сутність понять ввічливий, уважний, чемний, грубий; вчити розв’язувати поведінкові ситуації; виховувати навички культурної поведінки в гостях, гостинність.
82703. Охорона природи в Україні 373.5 KB
  Інтерактивна дошка презентація Охорона природи в Україні атласи гасло: Не просто слухати а чути. Яку тему вивчали на минулому уроці Яка кількість населення України Які народи складають населення України Яка державна мова України На що поділена територія України Скільки областей в Україні...
82704. Останні години життя Ісуса Христа на Землі 370 KB
  Допомогти зрозуміти учням початкових класів, учасникам і глядачам велич Христових страждань. Усвідомити цінність терпінь як вияву любові. Допомогти внести в систему моралі дитини відчуття Божої турботи про людство. Дати розуміння Посту – як часу тиші, пре задуми і роздумів над Хресним шляхом Ісуса.
82705. Як Шевченко у футболі, забиваемо ми голи 269 KB
  Мета: навчальна: ознайомити учнів з поняттями досягнення; обговорити складові успіху; на прикладах відомих людей показати шлях до здійснення мети; поглиблювати знання людей про видатних людей; розвивальна: розвивати вміння аналізувати і робити висновки; розвивати навички пошукової активності...
82706. Милосердя в нашому житті 183 KB
  Мета: розкрити поняття милосердя; поглибити знання учнів про милосердя і безкорисливість; виховувати повагу добре ставлення до оточуючих; розвивати вміння доводити свою думку аналізувати свої вчинки та вчинки інших; формувати навички творчої роботи; розвивати навички синтезу та аналізу дослідницькі...
82707. Природа навколо нас 245 KB
  Діти сьогодні у нас особливий урок – урок краси доброти і милосердя. Діти читають вірші про довкілля 1 учень. Запрошую вас діти на театральну стежинку до театру. учні тричі дзвонять у дзвіночок Бажаю вам діти веселої гри та вдячних глядачів.
82708. М.Трублаїні «Про дівчинку Наталочку і сріблясту рибку» 439 KB
  Мета: вчити правильно висловлювати свої думки, характеризувати героїв казки; удосконалювати діалогічне мовлення; розвивати увагу, пам’ять, спостережливість, уміння переказувати за малюнковим планом виховувати моральні принципи, дружбу, товариськості і взаємодопомоги.
82709. Мандрівка у творчість Наталі Забіли 57.5 KB
  Мета: формування ключових компетентностей: вміння вчитися – самоорганізовуватися до навчальної діяльності у взаємодії; загальнокультурної – дотримуватися норм мовленнєвої культури, зв’язно висловлюватися в контексті змісту, вникати в суть прочитаного; соціальної – здатність працювати в групі...
82710. Чорна кішка, або магічне число сім 59 KB
  Мета: вдосконалювати вміння орієнтуватися в структурі тексту, аналізувати й виділяти головне у творі, формувати вміння висловлювати власні судження, оцінювати свої висловлювання та думки інших, аналізувати їх і робити висновки; розвивати критичне мислення, зв’язне мовлення, техніку читання...