17873

Монополистическая конкуренция

Лекция

Экономическая теория и математическое моделирование

11 Лекция 12 Тема: Монополистическая конкуренция Учебная цель лекции: изложить основные положения теории монополистической конкуренции дать понятия дифференциации экономических благ неценовой конкуренции оказать содействие развитию у студ

Русский

2013-07-05

197.5 KB

41 чел.

11

Лекция 12

Тема: Монополистическая конкуренция

Учебная цель лекции: изложить основные положения теории монополистической конкуренции, дать понятия дифференциации экономических благ, неценовой конкуренции, оказать содействие  развитию  у студентов  экономического мышления,  формированию самостоятельности при решении экономических  задач.

Учебные вопросы и распределение времени лекции:

План лекции

Время, мин.

Введение

5

12.1. Признаки и распространение монополистической конкуренции

10

12.2. Модели равновесия монополистического конкурента

10

12.3. Роль дифференциации благ и рекламы как инструментов неценовой конкуренции

10

12.4. Эффективность монополистической конкуренции

10

Выводы и ответы на вопросы

5

Всего времени

90

Учебная литература к лекции:

Наименование источника

ВНУ

БИГ

Стр.

  1.  

Базилевич В., Лук’янов В., Писаренко Н., Квіцинська Н. Мікроекономіка: опорний конспект лекцій. – К.: Четверта хвиля, 1997. –248 с.

162-176

  1.  

Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2003. – 2003. – 256 с.

  1.  

Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В.И. Микроэкономика. СПб.: ЭШ, 1994.

т.2. 255-304

  1.  

Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1998, 447 с.

  1.  

Задоя А.О. Мікроекономіка: Курс лекцій: навч. посібн. – К.: Т-во “Знання” КОО, 2000. – 176 с.

У

З-156

117-130

  1.  

Карагодова О.О., Черваньов Д.М. Мікроекономіка. – К.: Четверта хвиля, 1997.

81-98

  1.  

Лисовицкий В.Н. Микроэкономика: Учебное пособие для экономических специальностей вузов. – К.: ИМСО МО Украины, ИВФ «Студцентр», 1997,

99-104

  1.  

Максимова В.Ф. Микроэкономика. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. - М.: «Соминтек», 1996, 328 с.

  1.  

Микро-макроэкономика. Практикум / Под  ред. Огибина Ю. А. - СПб: Литер плюс, Санкт - Петербург оркестр, 1994, 432 с.

  1.  

Мочерний С.В., Фомішин С.В. - Державний  іспит бакалавра з економічної теорії: питання та відповіді: Навчальний посібник. – Херсон.: Дніпро, 2003. - 297 с.

  1.  

Наливайко А.П., Євдокімова Н.М., Задорожна Н.В. Мікроекономіка: Навч.-метод. посібник для самост. вивч. дисц. / За заг. ред. А.П. Наливайка. – К.: КНЕУ, 1999.

127-135

  1.  

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, М, 1998. - 572 с.

  1.  

Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: Экономика, Дело, 1992, 510 с.

385-391

  1.  

Ястремський О., Грищенко О. Основи мікроекономіки: Підручник. – К.: Знання, 1998. – 673 с.

У

Я-856

498-506

Содержание лекции

12.1. Признаки и распространение монополистической конкуренции

Определяющие характеристики монополистической конкуренции:

1) На рынке монополистической конкуренции наличествует относительно большое количество продавцов, каждый из которых занимает незначительную долю рыночного спроса.

2) Товар каждой фирмы является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами, Продукт каждого продавца имеет исключительные качественные особенности, дающие преимущества над другими конкурентами (дифференцированное благо).

3) На рынке имеются условия для свободного входа и выхода.

Первая и третья характеристики обеспечивают «конкурентную» сторону монополистической конкуренции, вторая связана с монополистическим аспектом.

Признаки монополистической конкуренции, вытекающие из первой характеристики, представлены на рис. 12.1:

Рис. 12.1 – Признаки монополистической конкуренции 1.

Продавцы, устанавливающие цены на свои товары или определяющие объёмы продаж, не учитывают реакцию своих конкурентов, Маловероятно, чтобы какой-нибудь конкурент понёс убытки или утратил значимую часть рынка при изменении продажной цены какой-либо фирмой, из-за того, что он имеет уникальный товар, на который есть постоянный спрос.

Дифференциация блага может основываться на реальных (рис.12.2) и воображаемых  особенностях (рис.12.3) неценовой конкуренции, имеющих между собой нечёткие (легко переходимые) границы:

Рис. 12.2 – Реальные отличия дифференцированного блага

Каждая из этих особенностей может служить соответствующим признаком монополистической конкуренции: качество продукта; услуги и условия, связанные с продажей товара; размещение и доступность; фирменное название и упаковка; контроль над ценами.

Рис. 12.3 – Искусственные отличия дифференцированного блага

Вход новых фирм не заблокирован, но имеет некоторые сложности в сравнении  с условиями совершенной конкуренции, поскольку необходимо иметь соответствующий размер капитала, ноу-хау и соответствующий период для признания покупателями товаров новых торговых сетей.

Кроме этого, количество свободных мест на рынках и возможных мест для строительства магазинов тоже ограничено, что становится дополнительным барьером на пути новых предприятий.

Выход фирм из отраслей с монополистической конкуренцией относительно прост. Ничто не мешает неприбыльной фирме в отрасли с монополистической конкуренцией сократить производство или закрыть его.

Отраслями, которые с сой или иной долей условности можно отнести к отраслям с монополистической конкуренцией, являются отрасли обрабатывающей промышленности (кожевенная промышленность, книгоиздание, пластиковые трубы, текстильное машиностроение), предприятия розничной торговли в столичных районах, бензозаправочные станции, парикмахерские, химчистки, магазины одежды и рестораны.

12.2.  Модели равновесия монополистического конкурента

Эластичность кривой спроса монополистически конкурентной фирмы будет зависеть от количества её конкурентов и степени дифференциации производимой продукции – чем больше конкурентов и слабее дифференциация, тем эластичнее будет кривая спроса. В пределе монополистическая конкуренция по своим характеристикам, с одной стороны, приближается к совершенной конкуренции  Если же количество конкурентов незначительно, а степень дифференциации значима, то кривая спроса будет иметь менее эластичный вид, что, с другой стороны, делает её похожей на кривую спроса монополистической фирмы.

Для анализа поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции представлена ситуация, складывающаяся в краткосрочном периоде (рис. 12.4).

1) В первую очередь обращает на себя внимание кривая спроса (D). Она удовлетворяет критерию несовершенной конкуренции - спрос не абсолютно эластичен. Другими словами, кривая не идет параллельно оси абсцисс, а имеет отрицательный наклон.

Рис. 12.4. Выбор оптимального объема производства в краткосрочном периоде

фирмой, максимизирующей свою прибыль (а) или минимизирующей убытки (б)

Причина этого состоит в дифференциации продукта.

Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, конечно, не совпадает с целой отраслью, как это было в случае фирмы-монополии. Но благодаря дифференциации на своем сегменте рынка она монополист. Поэтому и кривая спроса приобретает характерный отрицательный наклон: рост объема реализации достигается за счет снижения цен.

2) Во-вторых, виден механизм определения фирмой оптимального размера производства.

В условиях монополистической конкуренции (как и на любом другом типе рынка) фирма максимизирует прибыль при таком объеме, при котором:

SRМСSRMR.

Иными словами, фирма наращивает производство до тех пор, пока дополнительные расходы, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, не начинают превышать выручку от ее реализации. Соответственно точка пересечения SМС и SMR на графике задает тот размер выпуска продукции Q1, продавая который по цене Р фирма максимизирует свою прибыль (рис.12.4,а) или минимизирует убытки (рис. 12.4,б). Из графика видно, что Q1 меньше Q2. Если бы та же самая цена Р при тех же самых предельных расходах фирмы сложилась на рынке совершенной конкуренции, то фирма выбрала бы объем продаж Q2.

Таким образом, при анализе поведения фирмы в краткосрочном периоде наиболее заметны "родовые" черты, сближающие монополистическую конкуренцию с другими видами несовершенной конкуренции.

Разумеется, отличия тоже есть, в частности отличия количественные. Так, при монополистической конкуренции кривая спроса не идет столь круто вниз, как при монополии.

Причины этого тоже понятны. При монополистической конкуренции значима возможность переключения спроса с данного товара на его близкий заменитель, поэтому эластичность спроса здесь при прочих равных условиях выше, чем при монополии.

Фирма получает экономическую прибыль, если кривая спроса пересекает кривую средних расходов. Если же она проходит ниже, чем кривая средних расходов, но выше, чем кривая средних переменных расходов, то фирма решает проблему минимизации убытков. То есть фирма убыточна, если выручка покрывает переменные расходы и частично постоянные расходы.

Остановка производства в такой ситуации приведт к убыткам, которые сравняются по величине с постоянными расходами.

Если кривая спроса пройдёт ниже, чем кривая средних переменных расходов, то фирма остановит производство, поскольку не окупаются даже переменные расходы, не говоря уже о постоянных.

Более отчетливо специфика монополистической конкуренции как особого типа рынка проявляется в долгосрочном периоде (рис. 12.5).

Для простоты изложения примем, что кривая расходов не меняется. Допустим также, что первоначально фирма получает экономическую прибыль (линия D1 лежит выше минимального уровня LRAC). В условиях чистой монополии такая ситуация имела бы тенденцию к закреплению на долгосрочное время, так как господствующая фирма не допустила бы на рынок новых производителей. 

Рис. 12.5. Равновесие в долгосрочном периоде

Напротив, при монополистической конкуренции вход на рынок сравнительно свободен. Если какая-нибудь фирма получает экономическую прибыль, то на этот рынок в долгосрочном периоде будут приходить новые фирмы, которые уменьшат спрос на продукцию отдельной фирмы и ограничат её предельную выручку.

Поэтому в долгосрочном периоде на него неизбежно проникнут привлеченные экономической прибылью компании. Новички станут производить товары, по своим характеристикам близкие к продукции рассматриваемой нами фирмы. В результате кривая спроса на продукцию фирмы-старожила снизится, так как часть клиентов перейдет к конкурентам и ее сегмент рынка сократится. Очевидно, что этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не исчезнет экономическая прибыль и кривая спроса не займет положение касательной к кривой расходов (D3 на рис. 12.5). Поэтому отрасль будет находиться в состоянии равновесия тогда, когда цена установится на уровне средних расходов LRAC.

При долгосрочном равновесии кривые спроса и кривые расходов не пересекаются, а имеют только одну общую точку, то есть:

P = LRAC

Свободный вход в отрасль не позволяет фирмам получать в долгосрочном периоде экономическую прибыль, они довольствуются только нормальной.

К такому же финалу приведет развитие событий и тогда, когда в начальный момент фирма несла экономические убытки. Только в этом случае компании будут сужать ассортимент убыточных товаров и кривая спроса для той фирмы, которая не покинет рынок, будет повышаться, пока тоже не займет положение касательной.

Рассмотрим более внимательно состояние устойчивого долгосрочного равновесия при монополистической конкуренции (точка А). Для начала зафиксируем уже установленный факт. Точка А лежит на кривой LRAC.

Таким образом, монополистическая конкуренция, подобно совершенной конкуренции в долгосрочном периоде, обнаруживает тенденцию к получению фирмами нулевой экономической прибыли. Эта черта обеих структур является следствием свободы вхождения на рынок и выхода с него.

Другая важная особенность положения точки долгосрочного равновесия заключается в том, что, находясь на кривой LRAC, она, однако, не совпадает с точкой минимума средних расходов. И в этом состоит важное отличие равновесия в долгосрочном периоде при монополистической конкуренции от равновесия при совершенной конкуренции. Почему же названные две точки не могут совпасть? Дело в том, что кривая спроса может быть касательной к кривой расходов в точке их минимума только в том случае, если кривая спроса горизонтальна.

Такое условие выполняется для совершенной, но не для монополистической конкуренции (вспомним: спрос при монополистической конкуренции не является совершенно эластичным). Если же кривая спроса не касается, а проходит через точку минимума расходов под углом (D2 на рис. 12.5), то это значит, что какая-то ее часть проходит выше кривой расходов, т. е. существует зона экономической прибыли. А в этом случае сохранится приток новых фирм в отрасль и кривая спроса продолжит свое смещение, пока не займет положение касательной в какой-то иной точке. На рис. 12.5 мы не случайно изобразили проходящую через минимум средних расходов линию спроса D2 как промежуточное, неустойчивое состояние спроса на его пути из положения D1 к стабильному положению D3.

Из несовпадения точки долговременного равновесия с точкой минимума средних расходов вытекают три важных следствия.

Во-первых, равновесная цена при монополистической конкуренции в долгосрочном периоде превышает равновесную цену, которая установилась бы при совершенной конкуренции (напомним, что последняя равна минимуму средних расходов). Другими словами, структура рынка монополистической конкуренции заставляет потребителя переплачивать за товар "лишние" деньги.

Во-вторых, при монополистической конкуренции устанавливается несколько меньший, чем наиболее эффективный, объем производства. В случае совершенной конкуренции каждая фирма производит продукцию в объеме, соответствующем минимуму средних расходов, так что производство всего продаваемого на рынке объема продукта достигается при минимально возможных расходах. При монополистической конкуренции объем производства каждой фирмы несколько меньше оптимального, так что весь рыночный объем товара мог бы быть произведен дешевле - меньшим числом более крупных фирм.

В-третьих, поскольку в точке долгосрочного равновесия цена спроса выше предельных расходов фирмы, найдутся покупатели, которые согласились бы заплатить за дополнительную единицу товара больше, чем израсходовала бы на производство этой единицы фирма. И такая ситуация возникает на всех сегментах рынка. С точки зрения покупателей, отрасль недоиспользует ресурсы для производства нужного им товара. Но увеличение выпуска не в интересах фирм, так как при этом сократилась бы их прибыль,

Заметим, что чем выше степень дифференциации продукта, тем более несовершенной является конкуренция на рынке и тем значительнее отклонение используемых мощностей, объемов производства и цен от наиболее эффективных. По традиции эту закономерность принято называть теоремой об избыточной мощности при монополистической конкуренции.

Итак, теорема об избыточной мощности утверждает, что обществу приходится расплачиваться за разнообразие продуктов. Однако согласилось ли бы общество снизить расходы  производства ценой полного однообразия товаров?

12.3. Роль дифференциации благ и рекламы как инструментов неценовой конкуренции

В условиях монополистической конкуренции продукт одной фирмы конкурирует на равных условиях с аналогичными продуктами других фирм за возможность удовлетворения определённой части совокупного рыночного спроса.

Э. Чемберлин считал, что продукт - наиболее подвижная в экономической системе категория, намного подвижнее, нежели цена.

Мировая история рекламы уходит своими корнями в глубокую древность и богата традициями. "Чтобы глаза сияли, чтоб алели щеки, чтоб надолго сохранилась девичья краса, разумная женщина будет покупать притирания и благовония по разумным ценам у Экслиптоса", - так вполне в современном стиле рекламировались товары более двух тысяч лет назад в античных Афинах. Первоначально реклама существовала в форме вывесок и объявлений, а также выкриков зазывал и глашатаев (приведенный нами пример - образчик устной рекламы). С XVII в. появилась газетная реклама, а XX век породил телевизионную и радиовещательную рекламу. Прогресс же электроники в последние десятилетия выдвинул на первый план так называемую прямую рекламу - личное обращение к каждому клиенту в отдельности, что стало возможным благодаря компьютерным досье на всех потенциальных потребителей. Новые виды дополняли или вытесняли старые, но в целом развитие не прерывалось никогда.

Напротив, в нашей стране реклама долгие десятилетия практически отсутствовала. Короткий период ее расцвета приходился на годы нэпа, когда она использовалась государственными, но не действовавшими на строго коммерческой основе трестами и синдикатами. Лидеры советского художественного авангарда А. Лентулов, Л. Попова и особенно тандем А. Родченко-В. Маяковский создавали в те годы мировые шедевры рекламы.

Однако с упразднением нэпа они скоро забылись, а реклама выродилась в простой элемент оформления домов и улиц. Примером может служить призыв летать самолетами Аэрофлота (других все равно не было).

Не вдаваясь в тонкости (последние изучаются в курсе маркетинга), можно указать некоторые общие принципы рекламы, которые не следует нарушать.

Всякая реклама имеет две основные функции: информационную и побудительную. Первая состоит в том, чтобы донести до потенциального потребителя определенное сообщение о товаре. Вторая - в том, чтобы подтолкнуть его к приобретению данного товара. В связи с этим реклама должна удовлетворять следующим требованиям.

1. Целенаправленность. Реклама должна направлять внимание потребителя на товар, а не отвлекать его на не относящиеся к делу предметы. Практически для всех лучших образцов мировой рекламы свойственна концентрация зрительского внимания даже не просто на рекламируемом товаре, а на тех его особенностях, которые следует подчеркнуть. В конце 60-х гг., например, "Фольксваген" заполнил страницы мировой прессы лаконичной рекламой своего автомобиля, где изображался лишь силуэт знаменитого "жука", а рядом с ним контуры машин других фирм за разные годы: 30-е, 40-е, 50-е, 60-е. Время меняло облик всех машин... но не силуэт "жука". Таким способом рекламе удалось решить сложнейшую задачу - выразить абстрактное понятие (неподражаемый, "вечный" дизайн "жука") в живой и наглядной форме, прочно приковав зрительское внимание именно к нему.

2. Адресность. Реклама должна обращаться не к любому досужему человеку, а к тому, кто может купить товар. Классический пример важности точной ориентации на потенциальных потребителей - история рекламы мотоциклов в США. Десятилетиями она была безуспешной. Моторизованная еще Г. Фордом Америка игнорировала мотоциклы. Тот, кто привык сидеть за рулем автомобиля, испытывал инстинктивное недоверие к неустойчивой двухколесной машине, что бы ни говорила реклама о ее надежности и комфортабельности.

Успех принесла лишь радикальная переориентация рекламы на иной, молодежный круг потребителей. Теперь риск и лихость езды на мотоциклах стали не скрываться, а подчеркиваться. И вместо того чтобы отпугнуть от мотоцикла, это привлекло к нему жаждущую приключений и самоутверждения молодежь.

3. Постоянство. Реклама не оказывает воздействия на человека с первого раза. Специальные психологические исследования, в частности, показали, что телевизионная реклама в среднем должна 7-10 раз попасться на глаза потребителю, чтобы побудить его к покупке.

Величайший переворот в реализации этого рекламного принципа произвело появление в конце XIX в. так называемых марочных товаров. Клеймить и метить свою продукцию производители начали с незапамятных времен, однако пионером использования товарного знака особой символики и характерной упаковки в рекламных целях считают Уильяма Левера, создателя фирмы, которая к нашему времени превратилась в одного из лидеров мировой пищевой промышленности - гигант "Юнилевер". Левер первым догадался заранее упаковывать мыло в яркую обертку (до этого его отрезали в лавке от большого А куска и заворачивали в старую бумагу), на которой стояло название сорта (первым был "санлайт" - солнечный свет) и фирмы.

Результат был поразителен: каждый экземпляр товара стал сам себе рекламой. Однажды убедившись в высоком качестве мыла, хозяйка вспоминала об этом каждый раз, когда видела характерную картонную коробочку. Степень постоянства рекламы резко возросла - фактически реклама повторялась при каждом визите клиента в магазин, вне зависимости от того, за каким продуктом он туда пришел. Не случайно в наши дни почти все высококачественные товары продаются как марочные.

4. Правдивость в своем буквальном содержании. Почти всякая реклама содержит элемент преувеличения. Автомобиль не обретет силы дикого тигра, если его заправить бензином "эссо" (хотя именно это впечатление создавала знаменитая реклама: "Посадите себе в бензобак тигра"!). А использование даже хорошего шампуня вряд ли гарантирует успех свидания влюбленных (одна из рекламных тем крупнейшего рекламодателя мира "Проктер энд Гэмбл").

Но реклама не должна содержать явной лжи или необоснованных фактических утверждений. Пищевой продукт, рекламируемый как естественный, скажем, не может иметь химических добавок. Во многих странах по этим мотивам запрещена реклама типа: "Наш продукт - лучший в мире". В случае ее использования фирма обязана представить доказательства, что товар действительно превосходит все прочие, причем во всех отношениях, что практически невозможно.

Российская реклама пока не может похвастаться строгим следованием принципу правдивости. Не говоря уже о прямых мошенничествах, она пестрит сомнительными утверждениями вроде обещаний цен ниже рыночных чуть ли не у каждого продавца. И все же не стоит отчаиваться. Западная реклама тоже не сразу достигла современного уровня совершенства.

12.4. Эффективность монополистической конкуренции

При анализе конкурентного рынка мы вывели, что:

P = MC = ACmin

Но при монопольной конкуренции в состоянии равновесия цена не равна предельным расходам, поскольку равновесие наступает при MC = MR.

Поскольку при монопольной конкуренции цена всегда больше MR, то она больше и MC (P > MC). Наблюдается недоиспользование ресурсов для производства товаров.

Таким образом, монополистическая конкуренция не обеспечивает оптимального распределения и использования ресурсов. Существует много случаев недоиспользования производственных возможностей на практике.

При монополистической конкуренции цена больше, чем минимальные средние расходы (P > ACmin). То есть, потребители всегда платят на рынке монополистическая конкуренция за блага больше, чем это могло бы быть на конкурентном рынке.

Недогруженные мощности предприятий и завышенные цены - это плата общества за монополистическую конкуренцию.

Позитивным моментом есть то, что монополистическая конкуренция постоянное нацеливает фирму на поиск вариантов выделения своего продукта среди аналогичных товаров отрасли, полнее учитывая при этом разнообразие потребностей потребителей. Это достигается путём проведения неценовой конкуренции.

Методами неценовой конкуренции являются:

1) усовершенствование продукта. Продукт может изменяться без коренного изменения его потребительских свойств (упаковка, дизайн, способы продажи), но в долгосрочном периоде фирма ориентируется на разработку новых моделей товара, которые вбирают в себя новые достижения науки и техники.

2) ориентация на рекламно-пропагандистскую деятельность. Цель рекламы - увеличение части продукции на рынке и усиление  лояльности потребителей к товару фирмы.

Резюме:

Контрольные вопросы

  1.   На рынках каких товаров преобладает монополистическая конкуренция и почему?
  2.   Характеризуется ли монополистическая конкуренция ограничением конкуренции?
  3.   Может ли фирма, работающая в условиях монополистической конкуренции получать монопольную прибыль?
  4.   Достигается ли производственная эффективность в условиях монополистической конкуренции?
  5.   Какая эффективность может быть достигнута при монополии?
  6.   Что является условием эффективности распределения ресурсов и в каких рыночных структурах она достигается?

Тесты

Задачи

Задача 12.1

Исходя из экономического и графического положения двух фирм на монополистически конкурентном рынке определиться с истинностью (ложностью) приведенных утверждений:


  1.  Фирма А максимизирует прибыль при объеме выпуска q1.
  2.  Фирма А оперирует на долговременном временном интервале.
  3.  Фирма А максимизирует общий доход при объеме выпуска продукции q1.
  4.  Фирма А будет получать экономическую прибыль независимо от того, на каком временном интервале она функционирует.
  5.  Валовая прибыль фирмы А равна площади прямоугольника Р0Р2АС.
  6.  Фирма А несет экономические убытки.
  7.  Общие постоянные издержки фирмы А равны площади прямоугольника Р0Р1ВС.
  8.  Общие переменные издержки фирмы А равны площади прямоугольника ОР0СD0.
  9.  Точка D лежит на эластичном участке кривой спроса фирмы А.
  10.  Валовая прибыль фирмы В равна площади прямоугольника Р0Р1АВ.
  11.  С точки зрения общества фирма В эффективно использует производственные факторы при объеме выпуска продукции q0.
  12.  Фирма  В максимизирует чистый выигрыш общества при объеме выпуска продукции q1.
  13.  Точка А лежит на эластичном участке кривой спроса фирмы В.
  14.  Фирма В оперирует на долговременном временном интервале.
  15.  Обе фирмы оперируют при избыточных производственных мощностях.

Задача 12.2

МК-фирма имеет от продажи продукции предельный доход в соответствующем размере.

Предельные затраты МК-фирмы в долгосрочном периоде  предaтавлены соответствующей формулой.

Определить избыток производственной мощности МК-фирмы, возникающий вследствие монопольного влияния при установленном минимальном значении  долгосрочных средних издержек.

Т а б л и ц а 20.2.

Параметры

Значения

0

Предельный доход от реализации

*

MR = 20 – 2Q

Предельные затраты

*

MC = 3Q –10

Минимальное значение  долгосрочных средних издержек.

*

11

Избыток производственной мощности МК-фирмы

?

1

Задача 12.3

Спрос на продукцию МК-фирмы задается соответствующим уравнением.

Общие затраты МК-фирмы в долгосрочном периоде  представлены соответствующей формулой.

Определить избыток производственной мощности МК-фирмы, возникающий вследствие монопольного влияния при установленном минимальном значении  долгосрочных средних издержек.

Т а б л и ц а 20.2.

Параметры

Значения

0

Функция спроса на продукцию МК-фирмы

*

Qd = 19 – 0,5Q

Общие затраты МК-фирмы

*

TC =Q3 -30Q2 +233Q

Избыток производственной мощности МК-фирмы

?

1

Задача 12.4

Каждая из фирм МК-отрасли имеет кривую индивидуального спроса на продукцию МК-фирмы, заданную соответствующим уравнением. Количество фирм в отрасли задано соответствующим числом.

Определить кривую индивидуального спроса при вхождении в отрасль заданного количества новых фирм.

Т а б л и ц а 20.2.

Параметры

Значения

0

Функция индивидуального спроса на продукцию МК-фирмы

*

Pd = 10 – 0,001Q

Общее количество МК-фирм в отрасли

*

20

Основные термины и понятия

 Монополистическая конкуренция – тип рыночной структуры, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79823. Разработка программного обеспечения контроллера камер со сверхмалым временем экспозиции 681 KB
  В данной дипломной работе было разработано программное обеспечение отладочной платы контроллера видеокамер НПК «Видеоскан», реализующее функции начальной загрузки и сборки компонентов ядра операционной системы для обработки изображений в режиме реального времени.
79824. Становление отечественной оперы во II половине XVIII века 279.5 KB
  Западноевропейская опера в России в XVIII веке. Общеевропейские тенденции развития музыкальной культуры итальянская опера в России. Французская опера в России. Становление отечественной оперы во II половине XVIII века. Начало русской оперы. Фомин и его вклад в развитие русского музыкального театра. Историческое значение русской комической оперы. Тематический анализ оперных спектаклей II половины XVIII века...
79827. Стратегия инновационного развития 75 KB
  Таким образом инновационная стратегия это план на весь процесс от исследований через производство и сбыт до использования инновационного продукта. Кроме того ИП представляет собой сложный неопределенный по своему исходу насыщенный неожиданностями на промежуточных участках трудно прогнозируемый процесс инновационная стратегия должна учитывать необходимость подготовки альтернативных планов. Следовательно стратегия означает программу постоянно учитывающую перспективную цель выбор путей и средств ведущих к ее достижению.
79828. ИСТОЧНИКИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКИ 60.5 KB
  Для реализации инновационного проекта как и любого другого замысла требуются в наличии три основных фактора: люди готовые воплотить замысел в жизнь материальная база средства труда финансовые ресурсы. Поэтому ключевой вопрос реализации инновационного проекта вопрос о финансировании. В рамках такой системы в качестве источников финансирования инновационного проекта можно выделить: собственные средства основателей проекта; государственное бюджетные финансирование; кредитные ресурсы. а Собственные средства авторов проекта...
79829. МИРОВОЙ ОПЫТ И СХЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ 45.5 KB
  Однако общепризнанно что кредитным ресурсам принадлежит ведущая роль в мировой практике финансирования инновационной сферы. в Кредитный союз Кредитный союз объединение нескольких нуждающихся в финансировании фирм создающих общий фонд финансирования и пользующихся им в качестве залога или резерва совместно по очереди. чиновников и часто используется для финансирования в небольших масштабах.
79830. МАЛЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 84.5 KB
  Обычно создание венчурной фирмы предполагает наличие трех условий: идеи нововведения предпринимателя готового на основе этой идеи образовать новую фирму и капитала. Поэтому в инновационной деятельности здесь принимают участие не только инновационные фирмы но и компании рискового капитала. В отличие от промышленного и банковского капитала рисковый капитал отличается рядом особенностей. Вкладчики капитала заранее соглашаются на возможность потери средств при неудаче финансовой фирмы в обмен на высокую норму прибыли в случае ее успеха.
79831. Анализ эффективности инвестиционных проектов 224.5 KB
  В условиях рыночных отношений в основе определения эффективности инвестиционного проекта должны лежать другие критерии и методы. С позиций финансового анализа реализация инвестиционного проекта может быть представлена как два взаимосвязанных процесса: процесс инвестиций в создание производственного объекта или накопление капитала и процесс получения доходов от вложенных средств. В случае производственных инвестиций интенсивность результирующего потока платежей формируется как разность между интенсивностью расходами в единицу времени...