17882

КАРДИНАЛИСТСКАЯ ПРАКТИКА ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Практическая работа

Производство и промышленные технологии

НАЗВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: КАРДИНАЛИСТСКАЯ ПРАКТИКА ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Рассмотреть потребительское поведение с позиций предельной полезности и количественных показателей полезности максимально приближенных к аб...

Русский

2013-07-06

757.5 KB

9 чел.

27

НАЗВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

2КАРДИНАЛИСТСКАЯ ПРАКТИКА ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Рассмотреть потребительское поведение  с позиций предельной полезности и количественных показателей полезности, максимально приближенных к абсолютным числовым величинам (кардинализм).

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ИДЕИ ЗАНЯТИЯ

Количественная (кардиналистская (Х.Х.Госсен)) функция полезности - функция полезности, возникающая в том случае, когда возможно определить не только расстановку и последовательность классов безразличия, но и оценить разность в уровнях благосостояния, соответствующих каждому из таких классов.

Предельная полезность есть прирост общей полезности товара при увеличении объема его потребления на одну единицу. Математически предельная полезность есть первая производная функции полезности:

Примеры соотношения между общей и предельной полезностью представлены на рис. 2.1- 2.3.

1-й закон Госсена (закон насыщения): с увеличением объема потребления товара величина предельной полезности имеет тенденцию к уменьшению. Закон насыщения лежит в основе закона индивидуального спроса – кривая спроса понижается из-за снижения предельной полезности с увеличением объема потребления товара.

Потребительский спрос ограничен личным бюджетом покупателей, т.е. денежными доходами, сумма которых при установленных ценах определяет размеры платежеспособности каждого из них. Полезность покупаемых благ рассматривается покупателями как соответствие их набору определённых потребительских свойств. При выборе покупок потребители руководствуются правилом сопоставления полезности благ с их ценами, стремясь к условию равновесия.

2-й закон Госсена (закон балансирования потребления и он же эквимаржинальный принцип достижения рационального выбора и равновесия потребителя) - потребитель достигает максимума полезности, когда бюджет распределен так, что предельная полезность расходов одинакова для каждого товара и равна предельной полезности денег:

Потребительский излишек есть разница между реальным количеством денег, уплаченных потребителем за определенное количество товара в процессе рыночных сделок и максимальным количеством денег, которые потребители готовы были заплатить за это же количество (площадь треугольника HP0F на рис. 2.4). Чтобы выяснить, как изменяется благосостояние индивида при изменении цены блага (c P0 до P1), измеряют возникшее в связи с этим изменение потребительского излишка (площадь трапеции P0P1GF на рис. 2.4).

Величина потребительского излишка зависит от эластичности функции рыночного спроса (чем больше будет ее эластичность, тем меньшим будет потребительский излишек), типа рыночной структуры (в условиях монополии часть потребительского излишка будет присваиваться монополией), государственного регулирования рынка (ценового и налогового (рис. 2.5).

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ К ЗАНЯТИЮ

Перечень задач и заданий

ОПИСАНИЕ ХОДА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

ЗАДАЧА 2.1

Студент Нечитайлов в свободное время любит читать журналы и слушать музыку, и полезность, которую он получает от прочтения и прослушивания различного количества журналов и кассет, известна.

Необходимо рассчитать:

а) количество денег затрачиваемых Нечитайловым на покупку базового набора благ;

б) общую полезность, получаемую Нечитайловым от потребления базового набора благ;

в) предельную  полезность, которую получает Нечитайлов от потребления кассет и журналов;

г) отношение предельной полезности к цене для каждого из благ (относительную предельную полезность блага).

Необходимо построить: д) кривую относительной предельной полезности каждого блага.

Необходимо провести анализ:

е) какую полезность получит Нечитайлов при расходовании своего бюджета только на покупку кассет;

ж) какую полезность получит Нечитайлов, если весь свой бюджет будет тратить на покупку журналов;

з) при какой комбинации благ полезность окажется максимальной;

и) максимизирует ли Нечитайлов свою полезность от потребления базового набора благ ?

Т а б л и ц а 2.1

Предельная полезность студента от потребления журналов и кассет

0                                       

Полезность базового набора   (10Ж, 2К)

Полезность равновесного набора (5Ж, 3К)

1001

1042

Количество благ

Бюджет 30

Журналы

Цена журнала 1,5

Кассеты

Цена кассеты 7,5

Полезность

Предельная полезность

Полезность

Предельная полезность

1

60

60

40

360

360

48

2

111

51

34

630

270

36

3

156

45

30

810

180

24

4

196

40

26,7

945

135

18

5

232

36

24

1050

105

14

6

265

33

22

1140

90

12

7

295

30

20

1215

75

10

8

322

27

18

1275

60

8

9

347

25

16,7

1320

45

6

10

371

24

16

1350

30

4

ЗАДАЧА 2.2

Какие напитки и в каком количестве будет потреблять счастливый соискатель на банкете по поводу защиты диссертации, если еще до защиты установил для себя максимальную дозу (в мл) и полезность напитков (в условных единицах – лигрыл) в виде заданной зависимости   (в своем банкетном выборе соискатель не отходит от принципов рационального поведения, завещанным ему его научным руководителем).

Т а б л и ц а 2.2.

0

Количество в мл

50

100

150

200

250

300

Коньяк

2

3,8

5,4

6,8

8,0

9,0

Виски

1,8

3,4

4,8

6,0

7,0

7,8

Максимальная доза

450

Коньяк

250

Виски

200

ЗАДАЧА 2.3

Потребитель «В&В» может использовать продукт «Лакримоза» двумя способами.

Известна общая полезность при использовании определенного количества продукта каждым из способов.

Определить:

а) каким образом «В&В» распределяет между этими способами продукт в заданном количестве, если он хочет получить максимальную общую полезность;

б) вид функции общей полезности «В&В»;

в) предельную функцию полезности «В&В».

Т а б л и ц а 2.3.

0

Количество продукта (q)

Общая полезность использования продукта альтернативными способами

1

10

7

2

20

17

3

28

26

4

35

34

5

38

38

6

40

41

7

41

43

q

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

q1

1

2

3

2

2

3

2

3

4

4

4

5

5

5

6

6

7

q2

0

0

0

2

3

3

4

4

4

5

6

5

6

7

6

7

7

TU(q)

10

20

28

37

46

54

54

62

69

73

76

76

79

81

81

83

84

ЗАДАЧА 2.4

Необходимо почувствовать себя в роли рационального покупателя (установка - Штольц) и произвести покупку требуемых товаров для семьи, руководствуясь выделенными для этой цели средствами и функцией полезности, принятой на семейном совете и выраженной в денежном исчислении.

Домой желательно прийти с покупками и оставшимися деньгами (если тратиться будет уже не на что по причине излишне рационального поведения ).

Т а б л и ц а 2.4.

0

Количество единиц

U(A)

U(B)

U(С)

1

5

3

2,5

2

6

5,5

4

3

7

8,2

5,5

4

7

10

6,4

5

7

10

7

Цены товаров

1,5

1,3

1,0

Бюджет потребителя

12

Функция полезности

U(A,B,C)=U(A)+U(B)+U(C)

Рациональная покупка

1

4

3

Израсходованный бюджет

9,7

ЗАДАЧА 2.5

Потребитель «ВВ» составил для своего удовольствия таблицу полезности трех самых необходимых для своей семьи предметов: пейджера, видеобластера, кандибобера. После очередной разборки он смог приобрести для своей семьи новые модели по соответствующим ценам и в требуемых количествах.

Определить вероятность достижения потребителем «ВВ» максимума полезности при его бюджете.

В случае не достижения найти тот набор благ, который обеспечивает «ВВ» максимум полезности при его бюджете.

Т а б л и ц а 2.5.

0

Предельная полезность от пользования

Количества приобретаемых предметов

Пейджер

Видеобластер

Кандибобер

1-й

15

12

10

2-й

10

11

8

3-й

8

10

6

4-й

7

7

3

5-й

5

6

1

Цены

2

2,8

4

Базовая покупка – (общая полезность 91)

3

4

2

Бюджет «ВВ»

25,2

Относительная предельная полезность для базовой покупки

4

2,5

2

Равновесная покупка – общая полезность 95

5

4

1

Относит. предельн. полезность для равновесной  покупки

2,5

2,5

2,5

ЗАДАЧА 2.6

Построить кривые предельной полезности на основе данных табл.

Т а б л и ц а 2.6.

Параметры

Значения

0

Функция общей полезности

*

U(x)= 5-2x2

Предельная полезность

?

MU = -4x

ЗАДАЧА 2.7

Предприниматель Владимир привык при отсутствии любящей жены и тещи съедать определенное количество батончиков «ВЕДОС» на протяжении напряженной трудовой недели, получая при этом достаточное количество единиц общей полезности для поддержания своего предпринимательского тонуса.

Рассчитать предельную полезность первого батончика при заданном режиме угасания аппетита Владимира к каждому последующему батончику «ВЕДОС».

Т а б л и ц а 2.7.

Параметры

Значения

0

Привычное число батончиков за неделю

*

4

Достаточное количество единиц общей полезности

*

120

Заданный режим угасания аппетита

*

всегда снижается вдвое

Предельная полезность первого батончика «ВЕДОС»

?

64

ЗАДАЧА 2.8

Известна функция предельной полезности товара «ВДВ».

При какой запредельной цене покупатель откажется от приобретения товара «ВДВ», если известна также величина денежного эквивалента единицы полезности ?

Т а б л и ц а 2.8.

Параметры

Значения

0

Функция предельной полезности

*

MU(х) = 20 - 2x

Величина денежного эквивалента единицы полезности

*

1 ютил = 1 у.е.

Значение запредельной цены

?

ЗАДАЧА 2.9

Определить степень насыщения и точку снижения предельной полезности для функции общей полезности потребителя «ВЕЛЕС», заданной в табл. 2.9.

Т а б л и ц а 2.9.

Параметры

Значения

0

Функция общей полезности

*

TU(x) = 36x – x2 

Степень насыщения потребителя

?

x = 18

Точка снижения предельной полезности

?

ЗАДАЧА 2.10

Максимилиан - ярый приверженец компаний «КОКА-КОЛА» и «ВИДЖО». Ежедневные приемы напитка «Фанта» и печенья обходятся ему по ценам (за стакан и за пачку), приведенным в табл. Известны также полезности потребленных самого последнего стакана и самой последней пачки за истекший день.  

Максимилиан весьма ограничен в своих средствах и практически находится на рубеже физиологической выживаемости.

Определить:

а) максимизирует ли Максимилиан свою потребительскую полезность ?

б) если нет, то в каком направлении стóит Максимилиану изменять соотношения потребления напитка и печенья за день, чтобы приблизиться к Homo economicus ?

Т а б л и ц а 2.10.

Параметры

Значения

0

Цена напитка «Фанта», грн.

*

0,5

Цена пачки печенья, грн.

*

1,5

Полезность последнего стакана «Фанты» за день

*

100

Полезность последней пачки печенья за день

*

450

Заключение о максимизации полезности

?

отрицательное

Изменение соотношения в потреблении

?

Пить больше чая

КОНТРОЛЬ И ШКАЛА ОЦЕНОК

Перечень материалов

Количество баллов

Требования  для получения оценки:

«4-6»

«7-9»

«10-12»

«автомат»

Задача 1

5

х

х

х

х

Задача 2

5

х

х

х

х

Задача 3

5

х

х

х

х

Задача 4

6

х

х

х

х

Задача 5

8

х

х

х

Задача 6

10

х

х

х

Задача 7

14

х

х

Задача 8

15

х

х

Задача 9

16

х

Задача 10

16

х

Итого баллов:

21

39

68

100

НАЗВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

2ОРДИНАЛИСТСКАЯ ПРАКТИКА ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Рассмотреть потребительское поведение  с позиций ординализма и инструментов кривых безразличия, предполагающих лишь ранжирование вкусов и предпочтений потребителей по уровню полезности различных товаров.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ИДЕИ ЗАНЯТИЯ

Потребительское поведение, объясняемое в рамках и категориях ординалистской теории полезности, опирается на ранжирование полезности покупаемых благ при равных расходах личного бюджета, в этом случае оперируют относительными величинами оценки потребительских предпочтений. При этом альтернатива выбора представлена различной комбинацией (корзиной) однотипных потребительских благ, имеющих одинаковую полезность для покупателя. В этом случае безразлично, на какой из одинаковых альтернатив покупатель остановит свой выбор. Такую функцию потребительского выбора (ее проекцию) представляют в виде кривой безразличия, а также карты кривых безразличия (совокупности кривых безразличия), совмещая их с линией личного бюджета покупателя для графического нахождения потребительского оптимума.

Кривая безразличия показывает равно удовлетворительные для потребителя комбинации двух товаров, то есть все точки кривой безразличия имеют равное количество совокупной полезности. Наборы товаров, выражаемые более высокими кривыми безразличия, имеют для потребителя относительно большую полезность. Кривая безразличия имеет четыре важных качества: непрерывность, всюду плотность, непересекаемость разных кривых безразличия, отрицательный наклон.

Если потребитель замещает один товар другим, он руководствуется предельной нормой замещения: количества замещаемых товаров сопоставляются и обмениваются так, чтобы степень удовлетворения потребителя осталась без изменения.

Например, при фиксированных ценах на товары X и Y предельная норма замещения товаром Х товара Y равна:

где:

Y - количество единиц Y, которое потребитель готов уступить;

Х - количество единиц Х, приобретаемое для компенсации потери части Y;

MUX, MUY – предельные полезности товаров X и Y.

Предельная норма замены имеет тенденцию уменьшения при движении вниз по кривой безразличия. Уменьшение MRS объясняется тем, что потребитель готов отказаться от уменьшающегося количества одного товара ради приобретения единицы другого товара.

Если потребитель решит израсходовать весь свой доход на товары X и Y, то его бюджетное ограничение будет выглядеть как:

Наклон линии бюджетного ограничения данных двух товаров равен отношению цен этих товаров. Бюджетная линия характеризует реальную покупательную способность потребителя.

Изменение покупательной способности потребителей приводит к параллельному смещению бюджетного ограничения, тогда как изменение цен изменяет наклон бюджетной линии.

Стремясь к максимальному удовлетворению своих потребностей, потребитель попадает в положение потребительского равновесия (точку касания бюджетной линии с кривой безразличия на рис. 5.3), которое аналитически определяется из выражения:

Потребительское равновесие (оптимум потребительского выбора) достигается сопоставлением предельных полезностей товаров и их относительных цен (отношение цен любой пары товаров):

Относительные цены не меняются, когда все цены изменяются в одной и той же пропорции, также как не изменится реальный доход, когда номинальный доход и цены изменятся в одной и той же пропорции.

Роль излишка потребителя как инструмента для оценки влияния изменения цены блага на благосостояние в ординалистской концепции полезности играют: компенсирующая вариация дохода (CV) или добавочное изменение дохода, при котором величина полезности или благосостояние потребителя остается неизменной, несмотря на снижение или повышение цены (на рис. 2.1 величина MK) и эквивалентная вариация дохода (EV) или добавочное изменение дохода, обеспечивающее точно такое же изменение полезности (благосостояния потребителя), которое произошло бы в случае изменения цены (на рис. 2.2  величина MN).

Расчет компенсационного и эквивалентного изменения дохода производится по соответствующим формулам:

,

- доход потребителя при изменившихся ценах и уровне потребительского удовлетворения;

- доход потребителя при текущих ценах и уровне потребительского удовлетворения;

- доход потребителя, компенсирующий потребителю предстоящее повышение цен.

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ К ЗАНЯТИЮ

Перечень задач и заданий

ОПИСАНИЕ ХОДА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

 

Задача 2.1

В аналитической таблице 2.1вечного студента Антона представлены в разных вариантах:

  •  сумма еженедельных карманных расходов студента Антона (на еду и развлечения), финансируемая в текущем учебном году родителями;
  •  цена единицы продуктов питания РY, грн.;
  •  цена единицы развлечений РX, грн.;

Начертить бюджетную линию Антона для каждого из вариантов параметров, обозначая продукты питания Y на вертикальной оси, а развлечения X – на горизонтальной оси.

Прокомментировать бюджетные линии г), д) и е), сравнить их с бюджетной линией а), сделать соответствующие выводы по потребительскому поведению Антона.

Таблица 2.1

Параметры

Вариант а)

Вариант б)

Вариант в)

Вариант г)

Вариант д)

Вариант е)

Сумма карманных расходов

20+N

20+N

20+N

20+N

25+N

25+N

Цена единицы питания, грн.

0,5

0,5

1,0

0,4

0,5

1,0

Цена единицы развлечения, грн.

0,5

1,0

0.5

0,4

0,5

1,0

Задача 2.2

В таблице 2.2 показаны наборы безразличия 1, 2 и 3 тех же благ (задача 2.1) для того же вечного студента Антона: продуктов питания Y и развлечений X, каждый из которых представляет различный уровень полезности Антона:

Проанализировать данные табл. 2.2. и выполнить следующие операции:

а) начертить карту безразличия Антона;

б) определить кривую безразличия, отражающую наиболее высокий уровень полезности;

в) определить кривую безразличия, отражающую наиболее низкий уровень полезности;

г) рассмотреть дежурные комбинации товаров А-Д, обозначить эти комбинации на кривых безразличия и дать экономическое заключение реализуемости означенных комбинаций в рамках бюджета Антона.

Таблица 2.2.

Набор 1

(кривая безразличия IC1)

Набор 2

(кривая безразличия IC2)

Набор 3

(кривая безразличия IC3)

(8+N)2=XY

(20+N)2=XY

(25+N)2=XY

X

Y

X

Y

X

Y

Дежурные комбинации тех же товаров

А

B

C

50+N

8+N

45+N

4+N

12+N

45+N

D

E

F

25+N

16+N

21+N

11+N

40+N

10+N

д) может ли быть использована имеющаяся информация для нахождения оптимального выбора студента Антона?

е) наложить на построенный график бюджетную линию варианта а) из задачи 2.1. и определить потребительский набор, представляющий максимальную полезность для Антона.

Задача 2.3

Функция полезности нового украинца Ярослава Мазепы, доставшаяся ему по наследству от раскулаченного деда представлена в виде таблицы 2.3. Там же указаны цены на обычные для Ярослава товары X и Y.

Предпринимательские возможности Ярослава неограниченны, но для приобретения этих товаров ему хватает дохода, оприходованного в таблице 2.3.

Определить какой набор поименованных товаров доставляет Ярославу максимальное удовлетворение.

Таблица 2.3.

Параметры

Значения

0

Функция полезности

*

Доход  Мазепы

*

6X + 10Y = 120

Количество товара X

?

10

Количество товара Y

?

6

 

Задача 2.4

Функция полезности Петра записывается в виде, представленном в таблице 2.4. Там же приведены базовые цены и доход Петра в анализируемом периоде.

Рассчитать компенсационное и эквивалентное изменение дохода в случае заданного роста цен.

Таблица 2.4.

Параметры

Значения

0

Функция полезности Петра

*

Базовые цены на товар X

*

1

Базовые цены на товар Y

*

1

Доход Петра в анализируемом периоде

*

100

Заданный индекс роста цен на товар Х

*

2

Компенсационное изменение дохода Петра

?

41

Эквивалентное изменение дохода Петра

?

30

Задача 2.5

Квазилинейная функция полезности Данилы записывается в виде, представленном в таблице 2.5.

Рассчитать компенсационное и эквивалентное изменение дохода в случае заданного роста цен.

Таблица 2.5.

Параметры

Значения

0

Квазилинейная функция полезности Данилы

*

U = X0,5+ Y

Базовая цена товара Х 

*

4

Заданный индекс роста цен на товар Х

*

2

Компенсационное изменение дохода Петра

?

Эквивалентное изменение дохода Петра

?

Задача 2.6

Городские власти субсидируют цены на бензин для жителей города. Субсидия сокращает цену бензина на планируемую величину. Потребление бензина увеличивается в результате этого на установленную  величину. Подсчитать общий потребительский излишек, сравнить его с затратами городских властей и сделать соответствующий экономический вывод.

Таблица 2.6.

Параметры

Значения

0

Базовая цена за бензин

*

2

Цена после субсидирования

*

1,5

Базовое потребление бензина, млн. л

*

2

Потребление бензина после субсидирования, млн. л

*

3

Прирост потребительского излишка, млн. грн.

?

1,25

Затраты городских властей на субсидии, млн. грн.

?

1,5

Экономический результат от субсидирования, млн. грн.

?

0,25

Задача 2.7

Оценить изменение бюджетной линии в результате мер фискальной политики, выраженных в виде введения аккордного налога, налогов и субсидий на объемы покупок товаров Х и Y.

Рассчитать наклон и степень сдвига бюджетного ограничения  для базового и проектного варианта и сделать соответствующие выводы.

Таблица 2.7.

Параметры

Значения

0

Базовое уравнение бюджетной линии

*

10X + 2Y = 20

Ставка аккордного налога, %

*

20

Ставка налога на объем покупок товара Х, грн.

*

2

Ставка субсидии на объем покупок товара Y, грн.

*

1

Наклон бюджетного ограничения для базового варианта

?

Наклон бюджетного ограничения для проектного варианта

?

Задача 2.8

Оценить изменение бюджетной линии в результате мер ценовой политики, выраженных в виде заданных изменений цен товаров Х и Y и доходов потребителя.

Рассчитать наклон и степень сдвига бюджетного ограничения для базового и проектного варианта и сделать соответствующий вывод.

Таблица 2.8.

Параметры

Значения

0

Базовое уравнение бюджетной линии

*

10X + 2Y = 20

Индекс роста цены на товар Х

*

1,2

Индекс роста цены на товар Y

*

1,3

Индекс роста дохода

*

1,4

Наклон бюджетного ограничения для базового варианта

?

Наклон бюджетного ограничения для проектного варианта

?

Задача 2.9

Кривая безразличия и бюджетная линия Ванессы заданы на рис.2.4. Цена товара Y задана в таблице 2.9. Определить доход Ванессы и рассчитать цену товара Х. Записать уравнения бюджетной линии для исходной ситуации (1), для ситуации увеличения цены на товар Y (2) и для ситуации снижения цены на товар Y (3) до означенного уровня

Рис. 2.4.

Таблица 2.9.

Параметры

Значения

0

Цена товара Y

*

12

Верхняя координата кривой безразличия (т. В)

*

45

Нижняя координата кривой безразличия (т. А)

*

75

Равновесная величина товара Y

*

Уравнение бюджетной линии исходное (1)

?

Увеличенная цена на товар Y (2)

*

15

Уменьшенная цена на товар Y (3)

*

10

Уравнение бюджетной линии (2)

?

Уравнение бюджетной линии (3)

?

Задача 2.10

Кривые безразличия и бюджетные линии Пьера заданы на рис. 2.5.

Доход Пьера составляет величину, указанную в табл.2.10. Рассчитать цену товара Y.

Определить координаты двух точек линии спроса Пьера на товар Х. Определить зависимость положения линии спроса на товар Х от цены товара Y. Определить зависимость положения линии спроса на товар Х от дохода Пьера.

                                                                                                                                                Рис. 2.5.

Таблица 2.10.

Параметры

Значения

0

Доход Пьера

*

200

Верхняя координата 1-й кривой безразличия (т. В)

*

40

Нижняя координата 1-й кривой безразличия (т. А)

*

40

Нижняя координата 2-й кривой безразличия (т. F)

*

20

Равновесная величина товара Y для 1-й кривой (т.D)

*

15

Равновесная величина товара Y для 2-й кривой (т.C)

*

20

Равновесная величина товара X для 1-й кривой (т.G)

*

25

Равновесная величина товара X для 2-й кривой (т.E)

*

10

Цена товара Y

?

1-я координата линии спроса на товар  Х

?

2-я координата линии спроса на товар  Х

?

Зависимость положения линии спроса на товар  Х от цены товара Y

?

Зависимость положения линии спроса на товар  Х от дохода Пьера

?

Задание 2.1

Выяснить, является ли заданный порядок предпочтений домохозяйства по отношению к планам потребления А, Б, В транзитивным.

Таблица 2.11.

Ранги

Критерии оценки планов потребления

А

Б

В

1

X

Z

X

2

Y

X

Z

3

Z

Y

Y

Задание 2.2

Изученный спрос со стороны жителей на переход реки Ольховки через проектируемый мост (общее количество переходов, которое будет сделано в течение всего срока службы моста) задан в табл. 2.12

Таблица 2.12.

Цена перехода через мост, грн.

Количество переходов, миллионы в год

10

0

8

1

6

2

4

3

2

4

0

5

Издержки на строительство моста треста «Луганскбуд»

20

Издержки на строительство моста ООО «Культурист»

10

Плата за переход по мосту, устанавливаемая администрацией Каменнобродского района

3

Плата за переход по мосту, устанавливаемая ООО «Культурист»

5

Пропускная способность моста достаточна, чтобы обеспечить бесплатный переход через реку всех желающих безо всяких ограничений.   

а) какова ценность моста для города в денежном выражении, при условии, что переход бесплатный?

б) следует ли строить мост, если учесть издержки на его строительство, рассчитанные трестом «Луганскбуд» (в расчете на год) заданные в табл.2.12? Почему?

в) следует ли строить мост, если учесть издержки на его строительство, рассчитанные ООО «Культурист» (в расчете на год) заданные в табл.2.12? Почему?

г) изменится ли Ваш ответ на вопрос б), если установленная администрацией Каменнобродского района плата за переход по мосту составит указанную в табл.2.12 величину

д) изменится ли Ваш ответ на вопрос в), если установленная ООО «Культурист» плата за переход по мосту составит  указанную в табл. величину?

е) перечислить по пунктам в какого рода информации нуждаются ответственные лица перед тем, как принять решение о строительстве сооружений общественного пользования.

Задание 2.3

Построить кривые безразличия полезности для двух взаимодополняющих товаров в пропорции 3:1 и для двух абсолютно взаимозаменяемых товаров в пропорции 4:1

КОНТРОЛЬ И ШКАЛА ОЦЕНОК

Перечень материалов

Количество баллов

Требования  для получения оценки:

«4-6»

«7-9»

«10-12»

«автомат»

Задача 1

5

х

х

х

х

Задача 2

5

х

х

х

х

Задача 3

5

х

х

х

х

Задача 4

5

х

х

х

х

Задача 5

6

х

х

х

Задача 6

8

х

х

х

Задача 7

12

х

х

Задача 8

14

х

х

Задача 9

20

х

Задача 10

20

х

Итого баллов:

20

34

60

100

НАЗВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

2ПРАКТИКА СПРОСА НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Определить ключевые понятия в теории товарного спроса, выявить основные факторы, влияющие на товарный спрос, познакомиться с различными вариантами изображения спроса, провести различия между понятиями «величина спроса» и «спрос», продемонстрировать различие между движением вдоль кривой спроса и движением (сдвигом) кривой спроса.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ИДЕИ ЗАНЯТИЯ

Товарный спрос характеризует объем товаров, которые потребитель желает и может купить. Варианты представления спроса: в виде таблицы (шкалы); графически - в виде кривой спроса, показывающей количество продукции, которое потребители готовы, хотят и в состоянии купить по некоторой цене; аналитически – в виде функции спроса (прямой –зависимости объема спроса от цены, обратной – зависимости цены спроса от объема спроса).

На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы.

Зависимость объема спроса на товар от цены данного товара фиксируется законом спроса и представляется кривой с отрицательным наклоном (поскольку снижение цены на данный товар расширяет покупательную способность населения, увеличивает число покупателей, а насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительных единиц продукта и покупатели готовы покупать его только по более низкой цене). Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, перемещая ее в другие точки (например, из точки А в точку В) постоянной кривой спроса (рис. 8.1).

Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе и выражается смещением или сдвигом кривой спроса из положения D1 в положение D2 (рис. 8.2 - 8.4). К неценовым факторам спроса относятся: цены на сопряженные товары; доход потребителя; размеры рынка; предпочтения и вкусы покупателей; потребительские ожидания.

Рыночный спрос равен сумме величин индивидуального спроса при всех значениях допустимых диапазонов товарных цен.

Кривые рыночного спроса часто выражаются в виде уравнений, а не таблиц и графиков, поскольку большие объемы информации в обобщенном виде лучше всего представляются  с помощью уравнений.

Закон спроса. Если цена товара повышается  (и при этом остальные условия остаются неизменными), то величина спроса на этот товар уменьшается (или: если на рынок поступает больше определенного товара, то при других одинаковых условиях он может реализоваться только по более низкой цене).

Рис.8.1. Прямая спроса на товар Х

Закон спроса имеет обоснование с точки зрения эффекта замещения (если цена на  товар Х повышается, а другие цены остаются неизменными, товар Х становится относительно более дорогим и его потребление уменьшается) и эффекта дохода (если цена на товар У повышается, то при неизменном денежном доходе это означает снижение реального дохода покупательской способности).

С точки зрения кардиналистского подхода обоснование закона спроса сводится к тому, что употребляя любой товар, потребитель стремится получить от него удовлетворение своей потребности, поскольку этот товар имеет «полезность» и с увеличением количества потребительского товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению и между линиями спроса  и предельной полезности  существует тесная зависимость, основывающаяся  на положении, что предельная полезность последней денежной единицы дохода потребителя можно рассматривать как постоянную величину независимо от того, какое решение принимает потребитель, когда приобретает товар, а предельная полезность товара прямо пропорциональна к его цене.

С точки зрения ординалистского подхода обоснование закона спроса сводится к построению линии «цена - потребление».

Кривая компенсированного спроса отражает взаимосвязь между ценой и величиной спроса, свободной от эффекта дохода. Движение вдоль кривой компенсированного спроса отражает только эффект замены, вызванный изменением относительных цен (рис. 8.5).

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ К ЗАНЯТИЮ

«Классификация видов потребительского спроса»

Перечень задач и заданий

ОПИСАНИЕ ХОДА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Задача 8.1

При цене билета на футбольный матч  местной команды 5 грн. на местный стадион пришло точно установленное число болельщиков.

Когда менеджер стадиона установил цену билета 8 грн., число болельщиков сократилось до заданного точного минимума.

Игнорируя все прочие факторы, влияющие на посещения стадиона и предполагая линейную связь между количеством посещений стадиона и ценой за билеты, рассчитать количество болельщиков, которые придут на стадион при минимальной цене за билет и значение резервной цены спроса на матчи местной команды для данного стадиона.

Т а б л и ц а 8.1.

Параметры

Значения

0

Установленное число болельщиков при цене билета 5 грн.

*

37002

Заданный минимум болельщиков при цене билета 8 грн.

*

34045

Минимальная цена за билет

*

3

Расчетное число болельщиков при минимальной цене

?

38973

Резервная цена спроса за билет

?

43

 

Задача 8.2

Определить (аналитически и графически) кривую суммарного (рыночного) спроса на крем «МИРРА-ЛЮКС» (питательный, для нормальной кожи) на основании данных об индивидуальном спросе на этот крем отдельных потребителей.

Т а б л и ц а 8.2.

Параметры

Потребители

0

Q(1)

Q(2)

Q(3)

Q(1)

Q(2)

Q(3)

Значения кривой спроса  в диапазоне цен Р  20 грн./ 50 мл

*

*

*

40-8Р

Значения кривой спроса в диапазоне цен Р > 20 грн./ 50 мл

*

*

*

0

Значения кривой спроса в диапазоне цен Р  25 грн./ 50 мл

*

*

*

70-7Р

Значения кривой спроса в диапазоне цен Р > 25 грн./ 50 мл

*

*

*

0

Значения кривой спроса в диапазоне цен Р  40 грн./ 50 мл

*

*

*

32-4Р

Значения кривой спроса в диапазоне цен Р > 40 грн./ 50 мл

*

*

*

0

Кривая суммарного спроса при  0 <Р  20

?

Кривая суммарного спроса при 20 <Р  25

?

Кривая суммарного спроса при 25 <Р  40

?

Кривая суммарного спроса при Р > 40 грн./ 50 мл

?

Задача 8.3

При изменении цены на 2 грн./ 50 мл изменение значения величины спроса на крем «Мадонна» составило заданную величину. Изменение доходов привело к изменению спроса на крем «Мадонна» на определенную величину.

Определить величину спроса на крем в новых условиях при заданной величине цены, если резервная цена составляла первоначально известную фиксированную величину, а кривая спроса на крем «Мадонна» линейного вида.

Т а б л и ц а 8.3.

Параметры

Значения

0

Изменение значения величины спроса на крем «Мадонна» (в тюбиках 50 мл)

*

20

Изменение спроса на крем «Мадонна», %

*

25

Первоначальная резервная цена на крем «Мадонна», грн./ 50 мл

*

10

Заданная цена на крем «Мадонна», грн./ 50 мл

*

5

Величина спроса на крем «Мадонна» в новых условиях (в тюбиках 50 мл)

?

59,5

Задача 8.4

Величина спроса на мороженое обратно пропорциональна его цене и равна заданному значению при фиксируемой цене.

Определить величину спроса на мороженое при расчетной цене при условии, что потребители в день не могут обойтись хотя бы без одной порции мороженого.

Т а б л и ц а 8.4.

Параметры

Значения

0

Заданное значение величины спроса на мороженое, тыс. порций за день

*

30

Фиксированная цена на мороженое, грн.

*

4

Расчетная цена на мороженое, грн.

*

5

Величина спроса на мороженое при расчетной цене, тыс. порций за день

?

24

Задача 8.5

Экономист Костанжогло, изучавший спрос на минеральную воду, продаваемую в супермаркетах города обнаружил, что взаимосвязь между спросом на воду Х и конъюнктурой городского рынка описывается формулой:

где

Х  количество минеральной воды, продаваемой в супермаркетах, литров в год;

Рх  цена в гривнях за литр воды, продаваемой в супермаркетах;

Рy  цена в гривнях за литр воды, доставляемой заказчикам на дом;

Pz  цена бумажных стаканчиков в копейках за стаканчик;

I  годовой доход покупателей (в гривнях).

Проанализировав исходные данные, найти:

а) степень сопряженности между водой, продаваемой в супермаркетах и водой, поставляемой непосредственно на дом (взаимозаменяемость или взаимодополняемость);

б) степень сопряженности между водой, продаваемой в супермаркетах и бумажными стаканчиками;

в) характеристику воды, продаваемой в супермаркетах с позиций классификации экономических благ (нормальный товар или товар низшей категории);

г) количество литров воды, проданное в супермаркетах при заданной конъюнктуре данного рынка;

д) количество литров воды, проданное в супермаркетах, если Px  изменится до фиксированного уровня, а остальные цены и доход останутся на прежнем уровне;

е) резервное значение цены на воду, продаваемую в супермаркетах.

Т а б л и ц а 8.5.

Параметры

Значения

0

A

*

400

B

*

-200

C

*

10

D

*

--0,2

E

*

0,01

Заданная конъюнктура рынка

Цена за литр воды, продаваемой в супермаркетах, Рх

*

1,75

Цена за литр воды, доставляемой заказчикам на дом, Рy

*

2,50

Цена бумажных стаканчиков в копейках за стаканчик, Pz

*

3

Годовой доход покупателей (в гривнях), I

*

20000

Фиксированное значение цены за воду,  Рх1

*

1,45

Результаты анализа

а) Характер связи между товарами X и Y

?

Subst

б) Характер связи между товарами X и Z

?

Complem

в) Вид товара X

?

Нормальній

г) Объем продаж при установленных значениях  цен

?

274,4

д) Объем продаж при фиксированном значении цены воды

?

324,4

е) Резервное значение цены на воду, грн.

?

2

Задача 8.6

Функция рыночного спроса на супербальзам «УМА-БАЛЬЗАМ» (для любого типа кожи) имеет установленный вид.

Изменение доходов населения привело к изменению спроса на супербальзам «УМА-БАЛЬЗАМ» на фиксированную величину для каждого значения цены.

Определить новый вид функции спроса и рассчитать величину рыночного спроса при заданной цене.

Т а б л и ц а 8.6.

Параметры

Значения

0

Функция рыночного спроса на супербальзам

*

Qd = 100 - 4P

Изменение спроса, вызванное увеличением доходов населения, %

*

20

Заданное значение цены, грн.

*

5

Новый вид функции спроса

?

Qd = 120 - 4,8P

Величина рыночного спроса при заданной цене, тыс. флаконов

?

96

Задача 8.7

Рыночный спрос на учебники по экономике выражается соответствующей прямой спроса. Облгосадминистрация решила закупить   по рыночной цене не выше 20 гривень дополнительное количество учебников для бесплатного использования в системе альтернативного образования.

Определить новый рыночный спрос на учебники.

Т а б л и ц а 8.7.

Параметры

Значения

0

Прямая рыночного спроса на школьные учебники

*

Qd = 200 - 5P

Дополнительное количество учебников, тыс. шт.

*

10

Новый рыночный спрос на учебники

?

Qd = 200 - 5P при Р>=20; Qd = 190 - 5P при Р<20

 

Задача 8.8

Кривая спроса на бальзам для волос задается соответствующим уравнением.

Начертить кривую изменения выручки на бальзам в зависимости от цены и определить максимальную выручку.

Т а б л и ц а 8.8

Параметры

Значения

0

Кривая рыночного спроса на бальзам

Qd = 200 - NP

Qd = 1000 – 10P

Максимальная выручка, тыс. грн.

?

P=50

Задача 8.9

Определить функцию сбыта (спроса) по экспериментальным данным.

Т а б л и ц а 8.9

Параметры

Значения

Цена товара

54

50

55

59

60

59

64

68

Объем сбыта товара

570

600

580

510

480

500

450

520

Функция спроса на товар

?

Задача 8.10

Функция полезности потребителя имеет вид:

где

x - потребление пепси;

y - расходы на все прочие товары и услуги.

Функция v(x) обладает свойством убывания предельной полезности. Потребитель имеет постоянный доход M.  Цена пепси – Р.

Определить кривую спроса на пепси при заданном виде функции v(x).

Рассчитать предельную полезность дополнительного дохода потребителя.

Т а б л и ц а 8.10

Параметры

Значения

0

Заданная функция v(x)

*

Кривая спроса на пепси

?

Предельная полезность дополнительного дохода

?

Задание 8.1

Функция рыночного спроса на кофе представлена в виде:

где     Q - количество реализуемых упаковок кофе;

         P - цена упаковки кофе;

         A - затраты на рекламу кофе;

          I - потребительский доход.

Рассчитать последовательно изменение потребления кофе при заданном изменении цены, при заданном изменении дохода, при заданном изменении затрат на рекламу кофе (табл.8.11).

Т а б л и ц а 8.11

Параметры

Значения

0

Функция рыночного спроса на кофе

Индекс изменения цены на кофе

0,9

Индекс изменения затрат на рекламу кофе

0,85

Индекс изменения дохода

1,1

Задание 8.2

Вывести функцию спроса на благо А для потребителя, функция полезности которого имеет соответствующий вид. Остальные параметры и товары связаны с благом А через бюджетное ограничение:

Т а б л и ц а 8.12

Параметры

Значения

0

Функция полезности степенная

Функция полезности взаимозаменяемых товаров

Функция полезности взаимодополняемых товаров

Функция полезности товаров разнородных

Квазилинейная функция полезности

КОНТРОЛЬ И ШКАЛА ОЦЕНОК

Перечень материалов

Количество баллов

Требования  для получения оценки:

4-6

7-8

9-10

11-12

Задача 1

5

х

х

х

х

Задача 2

5

х

х

х

х

Задача 3

5

х

х

х

х

Задача 4

5

х

х

х

х

Задача 5

6

х

х

х

Задача 6

8

х

х

х

Задача 7

12

х

х

Задача 8

14

х

х

Задача 9

20

х

Задача 10

20

х

Итого баллов:

20

34

60

100

НАЗВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

2ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Изучить различные виды эластичности спроса и предложения, выяснить как ценовая эластичность спроса (или предложения) может быть использована для измерения реакции объема спроса (предложения) на изменения в цене товара, выявить причины, обусловливающие различия в значениях ценовой эластичности спроса и предложения, эластичности спроса по доходу и перекрестной эластичности спроса и предложения на различные товары в зависимости от различных факторов (детерминантов) эластичности спроса и предложения.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ИДЕИ ЗАНЯТИЯ

Спрос и предложение товаров реагируют по разному на изменения детерминантов спроса и предложения.

Ценовая эластичность спроса или предложения товара отражает процентное изменение величины спроса или предложения данного товара при однопроцентном изменении его цены.

В зависимости от значения  этого показателя различают спрос (предложение) неэластичный (неэластичное) (еР<1), единичной эластичности (еР=1), эластичный (эластичное) (еР>1),  абсолютно неэластичный (неэластичное) (еР=0), абсолютно эластичный (эластичное) (еР= ).

Ценовая эластичность линейного спроса (предложения) зависит от уровня цены: - при высоких ценах спрос и предложение являются эластичными, при низких – неэластичными.

Если спрос неэластичен, то общая выручка продавца изменяется в том же направлении, что и цена реализуемого товара. При эластичном спросе направления изменений этих величин противоположны.

Спрос на данный товар эластичнее: на стадии начального насыщения спроса на данный товар; если у данного товара много заменителей; если высок удельный вес расходов на данный товар в бюджете потребителя; и тем эластичнее, чем выше размер дохода; чем продолжительнее исследуемый период времени; чем больше запас этого товара у потребителя; чем менее он функционально необходим потребителю; чем больше разнообразных возможностей использования товара и чем доступнее товар потребителю.

Спрос на данный товар тем жестче, чем более агрегирован товар, чем более ограничен доступ к товару и чем насущнее потребность, удовлетворяемая данным товаром.

Перекрестная эластичность спроса (предложения) характеризует степень реакции объема спроса (предложения) на один товар (Х) при изменении цены другого товара (Y).

Товары могут быть взаимозаменяемыми (если ,), взаимодополняемыми (, ) и нейтральными ().

Эластичность спроса по доходу показывает степень реакции объема спроса на продукт при изменении величины дохода потребителя.

Товары могут быть недоброкачественными (низкокачественными) с точки зрения их потребительских свойств (ei<0), нормальными (ei>0), товарами первой необходимости (0<ei<1), второй необходимости (ei=1),  товарами роскоши (третьей необходимости) (ei>1).

Предложение данного товара тем эластичнее, чем мобильнее факторы его производства и выпуска; чем продолжительнее исследуемый период времени для изменения объема предложения и больше возможности его приспособления к изменению цены и перераспределению факторов между альтернативными областями их использования.

Связь между ценовой эластичностью спроса, изменением цены и выручкой продавца представляется в виде зависимости:

Взвешенная по соответствующим расходам в общем доходе сумма эластичностей спроса по доходу для всех покупаемых товаров равна единице:

Закон Энгеля: для  каждого товара (товарной группы) с эластичностью спроса по доходу меньшей единицы должен существовать товар (товарная группа) с эластичностью спроса по доходу большей единицы.

Сумма прямой и перекрестной эластичности спроса по цене и эластичности спроса по доходу для отдельного товара равна нулю:

Графическое изображение эластичности спроса и предложения представлено на рис. 10.1-10.3.

Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налога ложится на потребителей, и тем меньшая часть налога ложится на производителей (т. е. акциз тем полнее перекладывается на потребителя, чем более эластично предложение и менее эластичен спрос: чем ближе eD/eS к нулю, тем Р ближе к Т). Это следует из соотношения между приращениями цены и налога при достижении рыночного равновесия:

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ К ЗАНЯТИЮ

«Микроэкономическая классификация товаров 2»

Перечень задач и заданий.

ОПИСАНИЕ ХОДА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Задача 10.1

В аналитической таблице 10.1 представлен объем спроса на мороженое для различных уровней цены.

Проанализировав исходные данные, требуется:

  1.  построить кривую спроса на мороженое и определить изменение объема спроса при уменьшении цены на заданное значение при определенном базовом значении цены и при всех остальных значениях цены;
  2.  определить расходы на мороженое и значение предельной выручки для каждой из значений цены;
  3.  рассчитать ценовую эластичность спроса для всех указанных интервалов цены;
  4.  построить кривую расходов на мороженое и кривую предельной выручки;
  5.  определить цену, при которой выручка оказывается максимальной (максвырученная цена);
  6.  определить цену, при которой ценовая эластичность спроса равна единице (единичная цена);
  7.  определить интервалы цен для эластичного и неэластичного спроса на мороженое.

Т а б л и ц а 10.1.

0

Цена за порцию, грн.

Объем спроса, тыс. порций

Расходы на мороженое, тыс. грн.

Предельная выручка

Ценовая эластичность спроса

2,10

10

21

2,1

4,33

1,80

20

36

1,5

2,20

1,50

30

45

0,9

1,29

1,20

40

48

0,3

0,78

0,90

50

45

-0,3

0,45

0,60

60

36

-0,9

0,23

0,30

70

21

-1,5

Задача 10.2

Данные о конъюнктуре рынка природного газа в стране сведены в аналитическую таблицу 10.2.

Государство, исходя из интересов низкооплачиваемых категорий населения, принимает решение установить на природный газ пороговую (максимальную) цену.

Рассчитать неминуемо возникающий в результате этой государственной акции дефицит в предположении линейных функций спроса и предложения природного газа в стране.

Т а б л и ц а 10.2.

Параметры

Значения

0

Цена, грн /тыс.куб.м.

*

2800

Объем продаж, трлн. куб. м

*

20

Эластичность спроса

*

-0,5

Эластичность предложения

*

0,2

Максимальная цена за природный газ, грн /тыс.куб.м.

*

2300

Дефицит природного газа, трлн. куб. м

?

-11,50

Задача 10.3

При изменении цены на молотый кофе от базового до установившегося уровня величина спроса на кофе изменилась и стабилизировалась на определенном уровне, а ценовая эластичность спроса составила величину E.

Определить изменение при этом выручки продавца.

Т а б л и ц а 10.3.

Параметры

Значения

0

Базовый уровень цены, грн.

*

17

Установившийся уровень цены, грн.

*

19

Величина спроса на кофе при установившемся уровне цены, тыс. банок

*

20

Ценовая эластичность спроса на кофе (Е)

*

-2

Изменение выручки продавца, тыс. грн.

?

-31,57

Задача 10.4

Функция спроса на рынке астраханских арбузов выражается соответствующим уравнением, где Y доход покупателей. Функция предложения этих же арбузов выражена другим соответствующим уравнением.

Определить изменение показателя ценовой эластичности спроса, соответствующего ситуации равновесия, если доход покупателей изменится с базового до установившегося уровня.

Т а б л и ц а 10.4.

Параметры

Значения

0

Функция спроса на рынке астраханских арбузов

*

Q d = 200 - 3P + Y

Функция предложения этих же арбузов

*

Q s= 4P – 60

Базовый уровень дохода

*

160

Установившийся уровень дохода

*

230

Изменение ценовой эластичности спроса, %

?

- 4,55 %

Задача 10.5

Функции спроса и предложения мясопродуктов на Центральном рынке выражены соответствующими уравнениями. Определить для условий Центрального рынка:

  1.  эластичность спроса и предложения по цене в условиях равновесия;
  2.  на какую величину изменится доход продавцов, если:

(а) будет введен поштучный налог;

(б) будет введен налог с объема продаж;

(3) величину избыточного налогового бремени для каждого налога.

Т а б л и ц а 10.5.

Параметры

Значения

0

Функция спроса на мясопродукты

*

Qd = 105 - 0,5P

Функция предложения мясопродуктов

*

Qs = 2,5P - 15

Величина поштучного налога, грн.

*

6

Ставка налога с объема продаж, %

*

10

Эластичность спроса и предложения по цене в условиях равновесия (1)

?

-0,24; 1,18

Изменение дохода продавцов из-за введения поштучного налога (2а)

?

-182,5

Изменение дохода продавцов из-за введения налога с объема продаж (2б)

?

-363

Величина избыточного налогового бремени в случае поштучного налога (3а)

?

7,5

Величина избыточного налогового бремени в случае налога с объема продаж (3б)

?

3,97

Задача 10.6

Аналитические данные о конъюнктуре мирового рынка нефти в 1973 году сведены в аналитическую таблицу 10.6. Предложение стран-членов ОПЕК считать фиксированным (не зависящим от рыночной цены).

Провести анализ:

  1.  что могут  сделать производители нефти для увеличения своей выручки от продаж, если они объединятся в один союз?
  2.  функций спроса и предложения нефти, соответствующих приведенным данным, в предположении, что эти функции линейны;
  3.  что произойдет с рыночным равновесием, если ОПЕК снизит предложение на 25%?

Т а б л и ц а 10.6.

Параметры

Значения

0

Цена нефти,  долл/баррель

*

4

Объем продаж нефти,  млрд баррелей, из них:

*

18

предложение ОПЕК, млрд. баррелей

*

12

Эластичность спроса (краткосрочная)

*

0,05

Эластичность предложения (предложение стран не членов ОПЕК)

*

0.1

Функция спроса на нефть

?

Qd=18,9-0,225P

Функция общего предложения нефти

?

Qs=17,4+0,15P

Изменение рыночной цены

?

200%

Задача 10.7

Показатели эластичности продуктов питания и напитков, рассчитанные по данным маркетингового исследования фирмы «Новотроника» приведены в таблице 10.7.

Кривые спроса продуктов питания и напитков представлены в таблице соответствующими функциями.

Определить:

  1.  характер эластичности товаров на данном рынке;
  2.  влияние изменения цен продуктов питания на потребление напитков;
  3.  характер связи между продуктами питания и напитками;
  4.  положение кривой спроса на вино в результате роста цены на продукты питания;
  5.  положение кривой спроса на вино в результате роста цены на пиво.

Т а б л и ц а 10.7.

0

Товары

Функции спроса

Ценовая эластичность

спроса

Перекрестная эластичность в зависимости от изменения цен на:

продукты питания

вино

пиво

Продукты питания

Qпп=16-8P

-0,25

-

0,06

0,01

Вино

Qв=10-P

-1,2

-0,13

-

0,27

Пиво

Qп=8-2P

-0,85

0,07

0,41

-

  1.  характер эластичности товаров

неэластичный

эластичный

неэластичный

  1.  влияние цен продуктов питания на потребление напитков

увеличение цены

падение спроса

увеличение спроса

  1.  характер связи между продуктами питания и напитками

взаимодополняющие товары

товары

  1.  

взаимозаменяемые

  1.  положение кривой спроса на вино в результате роста цены на продукты питания

увеличение цены

сдвиг кривой спроса влево

  1.  положение кривой спроса на вино в результате роста цены на пиво

сдвиг кривой спроса вправо

увеличение цены

Задача 10.8

Луганск. Июль. Жара. Цена проезда в городском транспорте, невзирая ни на какие слухи,  по прежнему 50 копеек.

За день услугами транспорта в среднем успевают воспользоваться заданное в табл. 10.8. число  пассажиров.

Ценовые эластичности спроса и предложения на перевозки пассажиров составляют величины, указанные в таблице 10.8.

Рассчитать:

  1.  параметры функций спроса и предложения пассажирских перевозок в краткосрочном периоде (в предположении их линейного вида);
  2.  новую цену проезда, которая грядет вследствие изменения спроса на услуги городского транспорта (на достаточно приемлемую величину) из-за увеличения цен на бензин;
  3.  состояние рынка пассажирских перевозок после оглашения новой цены проезда;
  4.  состояние рынка пассажирских перевозок после вмешательства городского головы и запрета повышения цены проезда.

Т а б л и ц а 10.8.

Параметры

Значения

0

Среднедневное количество пассажиров в городском транспорте

*

10800

Ценовая эластичность спроса на перевозки пассажиров

*

-0,6

Ценовая эластичность предложения пассажирских перевозок

*

1,0

Параметры функций спроса на перевозки, Qd = a0+a1P

?

?

a0=17280

a1=-6480

Параметры функций предложения перевозок, Qs = b0+b1P

?

?

b0=0

b1=10800

Изменение спроса на пассажирские перевозки в городском транспорте, %

*

10

Прогнозируемая цена проезда в городском транспорте

?

1,06

Состояние рынка пассажирских перевозок

?

-1080

Задача 10.9

Данные о структуре семьи за два года представлены в таблице 10.9.

Необходимо заполнить таблицу и охарактеризовать поименно каждый товар относительно его свойств.

Проанализировать влияние уменьшения дохода на положение кривых спроса на товары A, B и C, когда расчетная величина эластичности спроса по доходу для этих товаров составит значение, указанное в табл. 10.9.

Т а б л и ц а 10.9.

0

Потребительская корзина

Цена

Товаров

Расходы на приобретение, тыс. грн.

Доля в

бюджете семьи

Эластичность спроса по доходу

Расчетная величина

Характер

Товара

1-й год

2-й год

1-й год

2-й год

1-й год

2-й год

Товар A

6

6

30

50

0,3

0,25

0,67

1,7

Первой необходим

Товар B

400

400

30

70

0,3

0,35

1,33

-0,8

Роскоши

Товар C

5

5

25

20

0,25

0,10

-0,2

0

Недоброкачествен

Товар D

2300

2300

15

60

0,15

0,30

3

Роскоши

Итого:

100

200

1,0

1,0

Задача 10.10

Моришима в жизни озабочен только посещением рок-концертов и местного бассейна.

Конъюнктурные составляющие рынка этих услуг, влияющие на поведение Моришимы, представлены в таблице.

Т а б л и ц а 10.10.

Параметры

Значения

0

Ценовая эластичность спроса на концерты рок-групп

*

1

Эластичность спроса по доходу

*

3

Перекрестная эластичность по цене между посещениями концертов и бассейна

*

- 2

Посещаемость концертов Моришимой в прошлом году, количество

*

100

Изменение цены билета на концерт в текущем году, %

*

+ 15 %

Изменение цены билета в бассейн в текущем году, %

*

- 5 %

Изменение дохода Моришимы в текущем году, %

*

+ 10 %

Посещаемость концертов Моришимой в текущем году, количество

?

105

Определить количество концертов, посещённых Моришимой в текущем году.

Задание 10.1

Даны функции спроса на шоколадки «Сказки Пушкина»: новых русских:P1 = 15-0,5  Q; школьниц: P2 = 30 - 2  Q; бабушек-пенсионерок: P3 = 20 - 2  Q.

а) Какая формула спроса скорее всего описывает спрос каждой  из трех перечисленных категорий населения ? (3  балла)

б) Пусть функция рыночного предложения: P = Q+1;

Найти равновесные цены и объем продаж. (2 балла).

в) Если предложение изменится: P = Q+7;

Что происходит с равновесной ценой и равновесным объемом продаж? (2 балла).

Задание 10.2

Влияет ли каким-либо образом транспортная система страны на эластичность спроса?

Задание 10.3

Чему равен коэффициент эластичности в каждом из двух случаев, приводимых ниже?

В обоих случаях совокупные расходы не меняются при изменении цены. Что из этого следует применительно к эластичности спроса между этими двумя ценами ? (2.35)

Цена за билет

Количество билетов

Цена чашки кофе

Количество чашек кофе

2

200

0,35

600

1

400

0,70

300

Задание 10.4

Будет ли эластичность спроса толпы людей на холодный лимонад зависеть от близости фонтана с питьевой водой ? (2.24)

Задание 10.5

Построить график эластичности линейной функции спроса.

Задание 10.6

Построить график эластичности линейной функции предложения.

Задание 10.7

Является ли спрос на товар и предложение товара эластичным, если известна следующая конъюнктура рынка:

Цена

Объем спроса

Объем предложения

500

300

200

700

240

400

800

200

450

900

180

480

Задание 10.8

Как влияет на ценовую эластичность спроса увеличение объема информации о товарах и возможностях их приобретения?

Задание 10.9

Как влияет на ценовую эластичность спроса научно-технический прогресс?

Задание 10.10

Может ли эластичность спроса по доходу быть отрицательной?

КОНТРОЛЬ И ШКАЛА ОЦЕНОК

Перечень материалов

Количество баллов

Требования  для получения оценки:

«3»

«4»

«5»

«автомат»

Задача 1

5

х

х

х

х

Задача 2

5

х

х

х

х

Задача 3

5

х

х

х

х

Задача 4

5

х

х

х

х

Задача 5

6

х

х

х

Задача 6

8

х

х

х

Задача 7

12

х

х

Задача 8

14

х

х

Задача 9

20

х

Задача 10

20

х

Итого баллов:

20

34

60

100


Y

Х

D

Количество журналов

Рис. 2.2

S1

TU

Х

P1

Y4

Y

P

Рис 2.3

Рис. 2.2

Рис. 2.5

Количество  кассет

TU

Y

Y5

Рис 21

M

N

Х

Q0

Y2

Y

Q1

TU

F

Х

Х

Х2

Потребительский набор при увеличении цены Х

Х

Х1

Исходный уровень благосостояния

Х1

Исходный уровень благосостояния

MU

K

P

K

M

Y6

Y3

Х6

Х3

Х1

PX 

U2

Рис 2.1

A1

U3

A1

MU

Q2

P2

S2

Х

Q*

Y6

Y1

Х3

A0

U4

Х2

A2

Потребительский набор при увеличении цены Х

P1

1

H

P*

MU

P0

Х

Х

Х2

Х1

U1

Рис. 2.3

PX 

A0

Х6

Q

Х3

G

Относительная предельная полезность

Х1

Рис. 2.4

Х

Х3

Х2

Х1

B

O

C

A

Х

Y

B

A

O

C

D

E

F

G

Цена товара Х

Количество  товара Х

D

D

P1

P2

Q1

Q2

Уравнение прямой спроса, проходящей через две точки

A

B

Х

Х

PХ

PХ

PХ

Х

D1

D0

Рис.8.2.

Рис.8.3.

Рис.8.4.

D1

D1

D0

D0

Х

PХ

I  

Товар Х

Товар Х

Рх

Товар Y

Кривая маршаллианского спроса

Кривая компенсированного спроса

Х1

Х2

Х3

Х1

Х2

Х3

Рис. 8.5

Кривая неэластичного предложения

Кривая эластичного предложения

D2

D1

ep=1

ер<1

ер>1

ер=

Кривая эластичного спроса

Кривая неэластичного спроса

ер=0

Рис.10.3.

Рис.10.2.

Рис.10.1.

S0

S1

PХ

PХ

PХ

Х

Х

Х


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18579. Системы распределенных вычислений 42.5 KB
  Системы распределенных вычислений При выполнении проектных процедур с использованием более чем одного узла сети различают режимы удаленного узла и дистанционного управления рис. 5.1. В режиме удаленного узла основные процедуры приложения исполняются на терминальн...
18580. Информационная безопасность. Симметричную и асимметричную схемы шифрования 38 KB
  Информационная безопасность При обмене информацией между участниками проектирования возможны как утечка конфиденциальных данных так и нарушение целостности данных. Поскольку в САПР зачастую используются связи со смежными предприятиями через сети общего пользовани
18581. Основные функции и проектные процедуры, реализуемые в ПО САПР 40 KB
  Основные функции и проектные процедуры реализуемые в ПО САПР В состав развитых машиностроительных САПР входят в качестве составляющих системы CAD САМ и CAE. Функции CADсистем в машиностроении подразделяют на функции двумерного и трехмерного проектирования. К функциям 2D...
18582. Автоматизированные системы управления Автоматизация управления предприятиями 42 KB
  Автоматизированные системы управления Автоматизация управления предприятиями Системы управления в промышленности как и любые сложные системы имеют иерархическую многомодульную структуру. Если предприятие является концерном научнопроизводственным объединение
18583. Логистические системы 36 KB
  Логистические системы Сложность задач управления которые приходится решать в современных производственных системах обусловливает интерес к логистике и развитию логистических систем. Традиционно логистику связывали с управлением процедурами движения сырья от исто
18584. Автоматизация управления технологическими процессами 45.5 KB
  Автоматизация управления технологическими процессами В автоматизированных системах управления технологическими процессами часто называемых системами промышленной автоматизации можно выделить свои иерархические уровни. На верхнем диспетчерском уровне АСУТП ос...
18585. Автоматизированные системы делопроизводства 37 KB
  Автоматизированные системы делопроизводства Информационные технологии и АСУ документами и документооборотом пользуются все возрастающим вниманием среди предприятий и фирм различного профиля поскольку организация работы с документами существенно влияет на эффекти...
18586. Инструментальные средства концептуального проектирования автоматизированных систем 41.5 KB
  Инструментальные средства концептуального проектирования автоматизированных систем В современных информационных технологиях важное место отводится инструментальным средствам и средам разработки АС в частности системам разработки и сопровождения их ПО. Эти технол
18587. Функции в языке ANSI C 2.74 MB
  Задача лабораторной работы состоит в практическом освоении основ создания собственных функций, написание приложения по индивидуальному варианту.