17884

ПОВЕДЕНИЕ МОНОПОЛЬНОЙ ФИРМЫ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ

Практическая работа

Производство и промышленные технологии

НАЗВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: ПОВЕДЕНИЕ МОНОПОЛЬНОЙ ФИРМЫ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Рассмотреть понятие монополии условия её образования поведение монопольных рыночных структур при различных факторах внешней среды. Выяснить условия и последстви

Русский

2013-07-06

185.05 KB

1 чел.

НАЗВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

ПОВЕДЕНИЕ МОНОПОЛЬНОЙ ФИРМЫ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Рассмотреть понятие монополии, условия её образования, поведение монопольных рыночных структур при различных факторах внешней среды.

Выяснить условия и последствия ценовой политики монополии.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ИДЕИ ЗАНЯТИЯ

Монополия представляет собой рыночную структуру, в которой одна фирма (М-фирма) является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей.

Этот термин относится и к самому единственному продавцу товара.

Возникновению М-фирм способствуют юридические и естественные барьеры для входа в отрасль, которые предотвращают конкуренцию со стороны новых продавцов.

Рис. 4.1 – Оптимум монополиста в краткосрочном периоде с положительной (а), нулевой (б) и отрицательной (в) прибылью

Кривая спроса на продукт М-фирмы является кривой рыночного спроса, имеющей отрицательный наклон. Поэтому-то монополист может оказывать влияние на цену, контролируя выпуск товара.

В случае простой монополии (не прибегающей к ценовой дискриминации) предельный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы продукции, всегда ниже ее цены.

Взаимосвязь эластичности спроса по цене, общего дохода и предельного дохода простой монополии выражается уравнением:

Когда спрос эластичен, значения предельного дохода положительны и общий доход растет.

Когда спрос неэластичен, предельный доход меньше нуля и общий доход падает.

Наконец, когда спрос единичной эластичности, предельный доход равен нулю и общий доход максимальный.

М-фирма максимизирует прибыль, производя такое количество продукции при котором предельный доход равен предельным расходам.

Цена, устанавливаемая монополистом на свою продукцию, определяется высотой кривой спроса в точке кривой выпуска, дающего максимум прибыли. Такая цена всегда выше предельных расходов.

Так как монополия может манипулировать объемом производства и ценой продукта, для нее не существует какой-то определенной кривой предложения (рис. 4.1).

Фирма обладает монопольной (рыночной) властью, если кривая спроса на ее продукцию не абсолютно эластична и объем производства не превосходит уровня, при котором предельная выручка равна предельным расходам.

Степень монопольной (рыночной) власти измеряется:

а) индексом Лернера:

Предельные расходы могут быть представлены в виде:

где:

К – величина капитальных активов;

r – нормальная прибыль;

d  норма амортизации;

б) индексом Герфиндаля-Хиршмана:

где:

n – количество продавцов на рынке;

αi – доля продаж i–го продавца в виде десятичной дроби;

в) показателем уровня конкуренции - долей m крупнейших фирм на рынке - Km;

г) коэффициентом проникновения Папандреу (концепция перекрёстной эластичности остаточного спроса на товар фирмы):

где:

Qdi – объём спроса на товар монопольной фирмы;

pj – цена конкурента монопольной фирмы;

λj – коэффициент ограничения мощности конкурентов монопольной фирмы.

В свою очередь, коэффициент ограничения мощности конкурентов можно представить в виде:

где:

ΔQi – потенциальное увеличение выпуска конкурентов монопольной фирмы;

ΔQPj – рост объёма выпуска конкурентов монопольной фирмы вследствие уменьшения цены.

В некоторых ситуациях М-фирма может осуществлять ценовую дискриминацию (ЦД) – устанавливать разные цены на один и тот же продукт для разных покупателей.

В случае совершенной ценовой дискриминации – ЦД 1-й степени -  (на каждую продаваемую единицу продукции устанавливается соответствующая цена спроса) монополист перераспределяет в свою прибыль весь излишек покупателей. При этом монополия предлагает на рынок такой же объем продукции, какой был бы в условиях конкурентной отрасли.

Монополия может устанавливать одинаковую цену для всех покупателей, но дифференцировать их в зависимости от объема покупки (нелинейный тариф) – ЦД 2-й степени. При этой форме дискриминации продавец хотел бы, но не может определить платежеспособность покупателей (эластичность спроса).

Монополия может использовать сегментирование рынка, то есть устанавливать разные цены для различных групп покупателей – ЦД 3-й степени. Такая ценовая дискриминация увеличивает прибыль монополии, только если группы покупателей различаются по чувствительности на изменение цены.

Чтобы максимизировать прибыль, монополия выпускает такой объем продукции, при котором MR = MC, а затем назначает для каждой группы покупателей (рынка) максимально возможные цены, которые они готовы заплатить.

Соотношение цен на двух сегментах рынка зависит от ценовой эластичности спроса:

В сравнении с конкурентной отраслью монополия, максимизирующая прибыль, стремится произвести меньший объем продукции и установить более высокую цену на свой товар.

Ущерб от монополии можно представить в виде чистых потерь общества, возникающих из-за того, что монополист производит меньше, чем объем эффективного выпуска. Кроме того, монополия перераспределяет в свою пользу часть доходов потребителей.

Существуют отрасли, в которых экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена. Такие отрасли называются естественными монополиями и находятся под контролем государства. По отношению к естественным монополиям возможны различные варианты государственного регулирования ценообразования:

  1.  Цена устанавливается равной предельным расходам (Р = МС).     
  2.  Цена устанавливается равной средним расходам (Р = АС).
  3.  Устанавливается «двухставочный тариф».

Эффективность всех  перечисленных вариантов регулирования проблематична.

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ К ЗАНЯТИЮ

Перечень задач и заданий.

ОПИСАНИЕ ХОДА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Обратить внимание на характерные черты монопольной рыночной структуры.

Сравнить условия производства в различных рыночных структурах.

Задача 4.1

М-фирма выпускает продукцию (электрические чайники) с экономическими расходами, рассчитываемыми по приведенной формуле. Функция спроса на продукцию фирмы определяется соответствующей формулой.

Определить производственную программу для фирмы, соответствующую условию максимизации прибыли, значение рыночной цены, а также величину прибыли для определенной производственной программы.

Таблица 4.1.

Параметры

Значения

0

Общие расходы производства М-фирмы

*

ТС=4Q + 2600

Функция спроса М-фирмы

*

QD=80 - 0,5P

Рыночная цена продукции

?

52

Производственная программа, соответствующая максимальной прибыли

?

39

Величина прибыли М-фирмы

?

442

Задача 4.2

М-фирма выпускает продукцию (заварные чайники) с экономическими расходами, рассчитываемыми по приведенной формуле. Функция спроса на продукцию фирмы определяется соответствующей формулой.

Определить выигрыш потребителя для производственной программы фирмы, соответствующей условию максимизации прибыли, величину «мертвого груза» от монополизации отрасли, индекс Лернера для данного хозяйственного субъекта.

Таблица 4.2.

Параметры

Значения

0

Общие расходы производства М-фирмы

*

ТС=4Q + 2600

Функция спроса М-фирмы

*

QD=80 - 0,5P

Потребительский излишек

?

1521

Величина «мертвого груза» от монополизации отрасли

?

1521

Индекс Лернера

?

0,95

Задача 4.3

М-фирма выпускает продукцию (жестяные чайники) со средними расходами, рассчитываемыми по приведенной формуле. Функция спроса на продукцию фирмы определяется соответствующей формулой.

Определить при каком объеме прибыль данного хозяйственного субъекта будет максимальной.

Таблица 4.3.

Параметры

Значения

0

Средние расходы производства М-фирмы

*

АС=25/Q + Q

Функция спроса М-фирмы

*

P = 144 - 3QD

Объем производства М-фирмы, максимизирующий выпуск

?

18

Задача 4.4

М-фирма выпускает продукцию (фарфоровые чайники) с экономическими расходами, рассчитываемыми по приведенной формуле.

М-фирма определила оптимальный для себя в рамках долгосрочного периода объем выпуска, приведенный в таблице.

Рассчитать конечный финансовый результат деятельности М-фирмы при установленном значении цены товара, указанном в таблице.

Таблица 4.4.

Параметры

Значения

0

Функция полных расходов фирмы

*

TC = 20Q + 2Q2

Оптимальный в рамках долгосрочного периода объем выпуска М-фирмы

*

2,5

Установленное значение цены товара

*

13

Конечный финансовый результат деятельности М-фирмы

?

0

Задача 4.5

Зубной протезист успевает и имеет возможность применять дискриминацию первой степени.

Определить величину прибыли протезиста, если  известны функции расходов и условия спроса на протезирование.

Таблица 4.5.

Параметры

Значения

0

Спрос на протезирование

*

Qd = 300 – P

Функция общих расходов

*

ТC = 0,5Q2 + 1000

Величина прибыли

?

12500

Задача 4.6

М-фирма производит продукт с постоянной отдачей от масштаба при известных предельных расходах и условиях спроса на продукцию.

Определить величину прибыли М-фирмы, применяющей ценовую дискриминацию второй степени, так что весь объем реализованной продукции может быть разделен на четыре равные части в зависимости от цены реализации, а величина «мертвого груза» равна нулю.

Таблица 4.6.

Параметры

Значения

0

Функция предельных расходов М-фирмы

*

МC = 20

Условия спроса на продукцию М-фирмы

*

Qd = 100 – P

Величина прибыли от реализации продукции М-фирмы

?

2400

Задача 4.7

М-фирма применяет ценовую дискриминацию третьей степени, разделив рынок своей продукции на два сегмента, каждый из которых характеризуются соответствующими функциями спроса и условиями производства.

Определить цену на продукцию М-фирмы на каждом из сегментов.

Рассчитать эластичность спроса на каждом из сегментов в условиях равновесия.

Рассчитать величину «мертвого груза».

Таблица 4.7.

Параметры

Значения

0

Условия спроса на продукцию М-фирмы на 1-м сегменте

*

Qd1 = 36 – P

Условия спроса на продукцию М-фирмы на 2-м сегменте

*

Qd2 = 20 – 0,5P

Условия производства продукции М-фирмы

*

ТC = 4Q

Цена на продукцию М-фирмы на 1-м сегменте

?

20

Цена на продукцию М-фирмы на 2-м сегменте

?

22

Эластичность спроса на продукцию М-фирмы на 1-м сегменте

?

-1,25

Эластичность спроса на продукцию М-фирмы на 1-м сегменте

?

-1,22

Величина «мертвого груза»

?

209

Задача 4.8

М-фирма распределила свой рынок на два сегмента, каждый из которых характеризуются соответствующими функциями спроса и условиями производства.

Определить цену на каждом из сегментов и максимально возможную величину прибыли М-фирмы.

Таблица 4.8.

Параметры

Значения

0

Условия спроса на продукцию М-фирмы на 1-м сегменте

*

Qd1 = 140 – 0,5P

Условия спроса на продукцию М-фирмы на 2-м сегменте

*

Qd2 = 100 – 0,5P

Условия производства продукции М-фирмы

*

ТC = 0,25Q2+10Q

Цена на продукцию М-фирмы на 1-м сегменте

?

168

Цена на продукцию М-фирмы на 2-м сегменте

?

136

Величина прибыли М-фирмы

?

11268

Задача 4.9

М-фирма владеет двумя заводами по выпуску силиконовых пластинок в долине А, функции общих и предельных расходов которых приведены в таблице 4.9. Там же приведена кривая спроса на силиконовые пластинки.

Рассчитать каким образом фирме следует распределить объем производства между двумя заводами, если прибыль фирмы максимизирует суммарный объем производства фирмы.

Таблица 4.9.

Параметры

Значения

0

Функция зависимости общих расходов от объема выпуска фирмы

*

TC = 6Q + 2Q2

Производственная программа

*

25

Рыночная цена продукции

*

36

Финансовый результат функционирования фирмы

?

-500

Задача 4.10

М-фирма производит установленное фиксированное количество продукта в год при установленных средних переменных и средних расходах производства.

Определить финансовый результат функционирования фирмы при известной рыночной цене продукта.

Таблица 4.10.

Параметры

Значения

0

Производственная программа

*

20

Установленное значение цены продукта

*

2500

Средние переменные расходы производства

*

1750

Средние расходы производства

*

2150

Финансовый результат функционирования фирмы

?

7000

КОНТРОЛЬ И ШКАЛА ОЦЕНОК

 

Перечень материалов

Количество баллов

Требования  для получения оценки:

«3-6»

«7-9»

«10-12»

«автомат»

Задача 1

7

х

х

х

х

Задача 2

8

х

х

х

х

Задача 3

10

х

х

х

х

Задача 4

10

х

х

х

Задача 5

10

х

х

х

Задача 6

10

х

х

х

Задача 7

10

х

х

Задача 8

10

х

х

Задача 9

12

х

Задача 10

13

х

Итого баллов:

100

25

55

75

100

НАЗВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

4ПОВЕДЕНИЕ ОЛИГОПОЛЬНОЙ ФИРМЫ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Рассмотреть проблемы, возникающие при постулировании общей взаимозависимости хозяйствующих субъектов.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ИДЕИ ЗАНЯТИЯ

Олигополия– это рыночная структура, при которой на рынке господствуют немногие  фирмы (О-фирмы), поскольку  существующие барьеры препятствуют проникновению на рынок новых производителей.

К основным относятся следующие характеристики олигополии:

взаимозависимость (поскольку в отрасли действует немного О-фирм, каждая озабочена поведением соперников и, принимая собственные решения, пытается предугадать очередные шаги конкурентов);

наличие на рынках однородных продуктов (алюминий) или дифференцированных продуктов (стиральные машины);

преобладание неценовой конкуренции над ценовой (для конкурентов выгоднее совершенствовать продукт, чем изменять его цену).

На олигополистических рынках (О-рынках) конкурируют только несколько продавцов, а вход в отрасль для новых фирм затруднен или невозможен.

Главная черта О-рынков состоит в существовании олигополистической взаимосвязи. Каждая О-фирма вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены или объема выпуска своей продукции. Олигополистическая взаимосвязь может принимать различные формы. В теории разработан ряд формальных моделей, объясняющих рыночное поведение О-фирм в зависимости от того, какие предположения строят фирмы относительно реакции своих соперников. Варианты моделей олигополий сведены в таблицу 4.1.

Таблица 4.1 – Варианты моделей олигополий

Наименование О-моделей

Признаки и допущения О-моделей

Модель дуополии Курно

Выпуск друг друга  как заданный параметр Соперник не изменит выпуска в ответ на решение фирмы, т.е. выпуск другого дуополиста предполагается заданным

Модель дуополии Чемберлина

Выпуск соперника меняется некоторым согласующимся с его собственными интересами образом Дуополисты не придерживаются предположения о заданности объема выпуска друг друга

Модель дуополии Штакельберга

Дуополисты могут придерживаться разных типов поведения. Последователь:  по Курно.  Лидер: знает кривую реагирования соперника, инкорпорирует ее в свою функцию прибыли

Модель дуополии Бертрана

Соперник не изменит цены в ответ на решение фирмы, т.е. цена другого дуополиста предполагается заданной как у Курно, но управляемый параметр – цена.

Равновесие О-фирмы по Нэшу – рыночная ситуация, в которой каждая фирма полностью реализует свой потенциал в зависимости от действий конкурентов (ни одно из предприятий не хочет изменить своего поведения в одностороннем порядке).

Частный случай равновесия Нэша – равновесие Курно – стратегия каждого предприятия заключается в выборе им своего объема выпуска. Ценовые войны на О-рынках могут приводить к тому, что цены опустятся до их уровня при конкурентном равновесии. Чтобы избежать неблагоприятного воздействия ценовой войны на доходы, О-фирмы могут договориться о создании картеля  в целях совместной максимизации прибыли путем ограничения объемов выпуска и фиксации цен. На практике картели обычно оказываются нестабильными.

Общей теории олигополии на сегодняшний день пока не существует.

Модель ломаной кривой спроса позволяет понять, почему олигополистические цены являются более устойчивыми, чем цены в других рыночных структурах. Эта модель исходит из ряда допущений :

О-фирмы производят дифференцированные продукты;

О-фирма предполагает, что соперник не станет повышать цены вслед за ней, что привело бы к потере покупателей. В случае же снижения О-фирмой цены  конкуренты предпримут аналогичный шаг, и тогда О-фирма окажется неспособной привлечь дополнительное количество покупателей;

О-фирма максимизирует прибыль, производя такое количество товаров, при котором предельный доход будет равен предельным расходам. Олигополистические цены (О-цены) обычно стабильны.

Характеристические свойства изопрофит:

  1.  вдоль изопрофиты величина прибыли дуополиста неизменна;
  2.  изопрофиты выгнуты к осям, на которых отображается выпуск того дуополиста, чья изопрофита представлена на рисунке;
  3.  чем дальше отстоит изопрофита от оси выпуска данного олигополиста, тем меньший уровень прибыли она отображает;
  4.  для любого заданного выпуска олигополиста 2 существует единственный уровень выпуска олигополиста 1, максимизирующий прибыль последнего.

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ К ЗАНЯТИЮ

Перечень задач и заданий.

ОПИСАНИЕ ХОДА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Задача 4.11

Рыночный спрос на продукцию дуополистов задаётся формулой, указанной в табл. 4.11.

Таблица 4.11.

Параметры

Значения

0

А

Б

А

Б

Постоянные расходы производства дуополистов

*

*

0

0

Предельные расходы дуополистов

*

*

60

28

Функция рыночного спроса на продукт дуополистов

*

P = 380 – 4Q

Функция реагирования первой фирмы

?

?

Q1= 40– 0,5Q2

Объемы выпуска дуополистов

?

?

24

32

Рыночная цена продукта

?

156

Прибыль дуополистов

?

?

2304

4608

Формула зависимости прибыли первой фирмы от её выпуска

?

?

π1 = 192 4Q2

Объём выпуска, максимизирующий прибыль первой фирмы

?

?

24

Рассчитать функцию реагирования первой фирмы.

Определить выпуски фирм. Вывести рыночную цену продукта.

Найти прибыль каждой фирмы. Вывести формулу зависимости прибыли первой фирмы от её выпуска, если вторая фирма сохраняет равновесный выпуск по Курно. При каком выпуске эта функция имеет максимум?

Задача 4.12

Рыночный спрос на продукцию дуополистов задаётся формулой, указанной в табл. 4.12. Дуополисты устанавливают выпуски ежемесячно в соответствии со своими кривыми реагирования.

Выпуск первого и второго дуополистов в январе приведён в табл. 4.12.

Таблица 4.12.

Параметры

Значения

0

А

Б

А

Б

Постоянные расходы производства дуополистов

*

*

0

0

Предельные расходы дуополистов

*

*

60

28

Функция рыночного спроса на продукт дуополистов

*

P = 380 – 4Q

Объемы выпуска дуополистов в январе

*

*

40

20

Объемы выпуска дуополистов в феврале

?

?

30

24

Объемы выпуска дуополистов в апреле

?

?

25,5

30

Рассчитать выпуски дуополистов в феврале и в апреле.

Задача 4.13

Рыночный спрос на продукцию дуополистов задаётся формулой, указанной в табл. 4.13. Постоянные и предельные расходы фирм также приведены в табл. 4.13.

Таблица 4.13.

Параметры

Значения

0

А

Б

А

Б

Постоянные расходы производства дуополистов

*

*

0

0

Предельные расходы

*

*

60

28

Функция рыночного спроса на продукт дуополистов

*

P = 380 – 4Q

Объемы выпуска дуополистов в случае А

?

?

36

26

Прибыль дуополистов в случае А

?

?

2592

2704

Объемы выпуска дуополистов в случае Б

?

?

16

48

Прибыль дуополистов в случае Б

?

?

1024

4608

Объемы выпуска дуополистов в случае В

?

?

Прибыль дуополистов в случае В

?

?

-936

768

Объемы выпуска дуополистов в случае Г

?

?

Прибыль дуополистов в случае Г

?

?

2432

4784

Определить выпуск и прибыль каждой фирмы в стратегическом случае А, когда первая фирма – лидер, а вторая фирма – последователь.

Определить выпуск и прибыль каждой фирмы в стратегическом случае Б, когда вторая фирма – лидер, а первая фирма – последователь.

Определить выпуск и прибыль каждой фирмы в стратегическом случае В, когда обе фирмы – лидеры.

Определить выпуск и прибыль каждой фирмы в стратегическом случае Г, когда обе фирмы – последователи.

Задача 4.14

Три крупных фирмы выпускает продукцию (фарфоровые чайники) с экономическими расходами, рассчитываемыми по приведенной формуле (табл. 4.14).

Каждая фирма определила оптимальный для себя в рамках долгосрочного периода объем выпуска, приведенный в табл. 4.14.

Рассчитать конечный финансовый результат деятельности О-фирмы при установленном значении цены товара, указанном в табл. 4.14.

Таблица 4.14.

Параметры

Значения

0

Функция полных расходов фирмы

*

TC = 20Q + 2Q2

Оптимальный в рамках долгосрочного периода объем выпуска О-фирмы

*

2,5

Установленное значение цены товара

*

13

Конечный финансовый результат деятельности О-фирмы

?

0

Задача 4.15

Спрос на продукцию и расходы для продукции дуополий представлены соответствующими уравнениями в таблице.

Определить уравнение реакции для каждой фирмы в предположении, что фирма, принимая решение об изменении выпуска, предполагает, что производство фирмы-конкурента сохранится на прежнем уровне.

Таблица 4.15.

Параметры

Значения

0

Спрос на продукцию отрасли

*

Qd = 55 – P

Предложение продукции отрасли

Qs = 2P – 5

Восходящий участок кривой предельных расходов

*

MC = 3Q + 5

Рыночная цена, максимизирующая прибыль фирмы

?

20

Объем производства, максимизирующий прибыль

?

5

Задача 4.16

Дуополисты устанавливают выпуски ежемесячно в соответствии со своими «осторожными» стратегиями. Каждый дуополист может устанавливать выпуски, указанные в табл. 4.16. Функция рыночного спроса и расходов также приведены в табл. 4.16.

Составить матрицы выигрышей для обоих дуополистов.

Определить, какой выпуск установит дуополист А и какую ежемесячную прибыль он при этом получит?

Определить, какой выпуск установит дуополист Б и какую ежемесячную прибыль он при этом получит?

Таблица 4.16.

Параметры

Значения

0

А

Б

А

Б

Постоянные расходы производства дуополистов

*

*

0

0

Предельные расходы

*

*

60

28

Функция рыночного спроса на продукт дуополистов

*

P = 380 – 4Q

Объём выпуска дуополистов

?

?

20 или 30

30

Ежемесячная прибыль дуополистов

?

?

2400

3360

Матрица выигрышей дуополиста А

1/2

10

20

30

10

?

?

?

20

?

?

?

30

?

?

?

Матрица выигрышей дуополиста Б

1/2

10

20

30

10

?

?

?

20

?

?

?

30

?

?

?

Задача 4.17

На рынке всего две фирмы с объёмами продаж, указанными в табл. 4.17. Как изменится уровень конкуренции, если каждая фирма увеличит объём продаж на заданную величину?

Таблица 4.17.

Параметры

Значения

0

А

Б

А

Б

Объёмы продаж дуополистов

*

*

10

20

Увеличение объёма продаж дуополистами

*

*

5%

5%

Уровень конкуренции

?

Не изменится

Задача 4.18

На рынке всего две фирмы с объёмами продаж, указанными в табл. 4.18. Как изменится уровень конкуренции, если фирма А ежегодно увеличивает объём продаж на заданную величину?

Таблица 4.18.

Параметры

Значения

0

А

Б

А

Б

Объёмы продаж дуополистов

*

*

20

30

Увеличение объёма продаж дуополистами

*

10

Уровень конкуренции в исходном году

?

К1 = 0,6; К2 = 1

Уровень конкуренции через 1 год

?

К1 = 0,5; К2 = 1

Уровень конкуренции через 2 года

?

К1 = 0,57; К2 = 1

Уровень конкуренции через 3 года

?

К1 = 0,625; К2 = 1

Уровень конкуренции через 4 года

?

К1 = 0,67; К2 = 1

Уровень конкуренции через сто лет

?

К1 = 0,97; К2 = 1

Задача 4.19

Две фирмы контролируют рынок цитрусовых. Продавая апельсины по цене, указанной в табл. 4.19, они реализуют указанное количество апельсинов в месяц.

Каким будет их равновесное предложение в результате конкуренции между фирмами по Бертрану, при неизменных средних расходах, указанных в табл. 4.19?

Таблица 4.19.

Параметры

Значения

0

Средние расходы реализации

*

АC = 10

Объём реализации апельсинов в месяц, тн

*

40

Рыночная цена апельсинов, кг

*

20

Равновесное предложение по Бертрану, тн

?

80

Задача 4.20

Рассчитать показатели уровня конкуренции, если объёмы продаж всех фирм на рынке одинаковы, а количество фирм равно значениям, указанным в табл. 4.20.

Таблица 4.20.

Параметры

Значения

0

Количество фирм в случае А

*

1

Количество фирм в случае Б

*

2

Количество фирм в случае В

*

3

Количество фирм в случае Г

*

4

Показатель уровня конкуренции в случае А

?

1

Показатель уровня конкуренции в случае Б

?

0,5; 1

Показатель уровня конкуренции в случае В

?

0,33; 0,67; 1

Показатель уровня конкуренции в случае Г

?

0,25; 0,5; 0,75; 1

КОНТРОЛЬ И ШКАЛА ОЦЕНОК

 

Перечень материалов

Количество баллов

Требования  для получения оценки:

«3-6»

«7-9»

«10-12»

«автомат»

Задача 1

7

х

х

х

х

Задача 2

8

х

х

х

х

Задача 3

10

х

х

х

х

Задача 4

10

х

х

х

Задача 5

10

х

х

х

Задача 6

10

х

х

х

Задача 7

10

х

х

Задача 8

10

х

х

Задача 9

12

х

Задача 10

13

х

Итого баллов:

100

25

55

75

100

НАЗВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

4ПОВЕДЕНИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКИ КОНКУРЕНТНОЙ  ФИРМЫ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

Дать представление об основных чертах монополистической конкуренции, условиях формирования, выяснить условия и последствия дифференциации продукции.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ИДЕИ ЗАНЯТИЯ

 Между идеальными моделями совершенной конкуренции и монополии находится целый спектр рыночных структур, среди которых наибольший интерес представляет монополистическая конкуренция

На рынках с монополистической конструкцией каждая из множества мелких фирм производит товар, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов; существует свободный вход на рынок. Кривые спроса на товар любой фирмы имеют отрицательный наклон (убывают). Поэтому производители обладают некоторым контролем над ценой своих товаров. Объем выпуска, при котором прибыль фирмы максимальна, определяется пересечением кривой предельных расходов и кривой предельного дохода, а цена задается кривой спроса.

Свободный вход на рынок новых производителей приводит к тому, что в долгосрочной перспективе на таких рынках устанавливается равновесие, при котором цена равна средним общим расходам, и каждая фирма получает только нормальную прибыль (нулевую экономическую прибыль). Тем не менее, цена превышает предельные расходы и минимально возможные в долгосрочном плане средние расходы. Это значит, что монополистически конкурентные фирмы оперируют с избыточными мощностями.

Рынки, не являющиеся ни монополистическими, ни совершенно конкурентными, рассматриваются теорией монополистической конкуренции и различными теориями олигополии. Эти теории объясняют возникновение у фирм стимулов для дифференцирования своей продукции, а также появление предпосылок к совместной деятельности при установлении цен.

Монополистическая  конкуренция является рыночной структурой с элементами и совершенной конкуренции, и монополии. Монополистическая конкуренция является рыночной структурой с элементами и совершенной конкуренции, и монополии.

Монополистическая конкуренция характеризуется главным образом следующими  чертами:

  1.  дифференциация продукта. Каждая фирма производит товары, отличные от товаров других фирм. Эта дифференциация может быть реальной или мнимой;
  2.  обладание некоторой долей монопольной власти, полученной производителем в результате дифференциации продукта. Отсюда–стимул дифференциации;
  3.  устойчивость клиентуры. Если цена на продукт повышается, фирма не теряет всех своих покупателей. Кривая спроса на продукт монополистически конкурентной фирмы имеет наклон сверху вниз направо. Однако существование многих фирм, продающих аналогичные продукты, придает характеру кривой спроса эластичность;
  4.  игнорирование соперников, независимо действующих на рынке ;
  5.  отсутствие серьезных преград для вхождения в отрасль.

Монополистически конкурентной фирме в значительной мере  свойственны черты монополиста. Фирма производит такое количество товаров, при котором соблюдается равенство предельного дохода предельным расходам (MR=MC).

В краткосрочном периоде действуют следующие правила: если цена превышает средние расходы  – фирма получает прибыль; если цена меньше, чем средние расходы, но больше, чем средние переменные расходы – фирма продолжает действовать, так как имеет возможность возмещать постоянные расходы; если цена меньше средних переменных расходов – фирма прекращает производство и покидает рынок.

В долгосрочном периоде монополистически конкурентная фирма зарабатывает только нормальную прибыль. Если фирма терпит убытки – она уходит из отрасли. Это означает, что остающиеся фирмы имеют больше потребителей. Кривая спроса каждой остающейся фирмы сдвигается вправо. Если фирма получает прибыль – это привлекает в отрасль новые фирмы. В результате на каждую фирму в отрасли приходится меньшее количество покупателей и кривая спроса смещается влево.

В долгосрочном периоде предельный доход фирмы равен предельным расходам: MR=MC (фирма максимизирует прибыль) и P=LRACmin (цена равна долгосрочным средним расходам: фирма получает нормальную прибыль).

Оценивая воздействие монополистической конкуренции на экономику, необходимо учесть ряд обстоятельств:

  1.  в условиях МК-рыночной структуры ресурсы не распределяются эффективно, так как цена превышает предельные расходы в условиях равновесия и общество выиграло бы, если бы было произведено больше товаров.
  2.  в условиях МК-конкуренции в минимальной точке кривой LRAC производство не осуществляется, т.е. фирмы не используют преимуществ увеличения масштабов производства. (Меньшее число фирм, производящих независимо больше продуктов, создавало бы товары с более низкими средними расходами, однако наличие большего количества фирм означает, что потребители имеют более широкий выбор  продуктов и затрачивает меньше усилий, чтобы найти продавца).
  3.  для МК-рыночной структуры характерна неценовая конкуренция. Неценовая конкуренция предполагает, что привлекательность продукта для потребителей достигается не столько снижением цен, сколько  повышением качества, созданием новых продуктов, улучшением сервиса. Важным средством неценовой конкуренции является реклама. Монополистически конкурентная фирма имеет стимул создавать продукты, отличающиеся от продуктов других производителей. Таким образом, она может переместить кривую спроса вправо и увеличить прибыль в краткосрочном периоде.

Современная модель монополистической конкуренции сосредоточена на моделях, которые исследуют специфические характеристики товаров, благодаря которым покупатели выбирают конкретный продукт среди многих других.

Пространственная модель монополистической конкуренции поясняет взаимодействие между количеством фирм, объёмами выпуска и территориальным размещением фирм. В этой модели учитываются кроме первоначальных расходов на открытие дополнительной фирмы также транспортные расходы.

Оптимальное количество фирм (N*) определяется по формуле:

Это количество возрастает с ростом транспортных расходов (t) и увеличением количества потребителей (L) и уменьшается с увеличением первоначальных расходов на открытие ещё одной фирмы (FC).

Модель моет быть использована практически к любой дифференцированной продукции. Оптимальное разнообразие обратно соотносится с первоначальными расходами на обеспечение новых характеристик продукции или изменение местоположения.

ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ К ЗАНЯТИЮ

Перечень задач и заданий

ОПИСАНИЕ ХОДА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Задача 4.21

Исходя из экономического и графического положения двух фирм на монополистически конкурентном рынке определиться с истинностью приведенных ниже утверждений:

  1. Фирма А максимизирует прибыль при объеме выпуска q1.
  2. Фирма А оперирует на долговременном временном интервале.
  3. Фирма А максимизирует общий доход при объеме выпуска продукции q1.
  4. Фирма А будет получать экономическую прибыль независимо от того, на каком временном интервале она функционирует.
  5. Валовая прибыль фирмы А равна площади прямоугольника Р0Р2ас.
  6. Фирма А несет экономические убытки.
  7. Общие постоянные расходы фирмы А равны площади прямоугольника Р0Р1bc.
  8. Общие переменные расходы фирмы А равны площади прямоугольника 0cq0.
  9. Точка d лежит на эластичном участке кривой спроса фирмы А.
  10. Валовая прибыль фирмы В равна площади прямоугольника Р0Р1ab.
  11. С точки зрения общества фирма В эффективно использует производственные факторы при объеме выпуска продукции q0.
  12. Фирма  В максимизирует чистый выигрыш общества при объеме выпуска продукции q1.
  13. Точка a лежит на эластичном участке кривой спроса фирмы В.
  14. Фирма В оперирует на долговременном временном интервале.
  15. Обе фирмы оперируют при избыточных производственных мощностях.

Р

a

MC

AC

AVC

d

c

q0

q1

Q

D

MR

Р2

Р1

Фирма А

b

Р

Р1

Р0

a

MC

AC

c

b

q0

q1

Q

D

MR

Р0

Фирма В

Задача 4.22

МК-фирма имеет от продажи продукции предельный доход в соответствующем размере.

Предельные расходы МК-фирмы в долгосрочном периоде  представлены соответствующей формулой.

Определить избыток производственной мощности МК-фирмы, возникающий вследствие монопольного влияния при установленном минимальном значении  долгосрочных средних расходов.

Таблица 4.22.

Параметры

Значения

0

Предельный доход от реализации

*

MR = 20 – 2Q

Предельные расходы

*

MC = 3Q –10

Минимальное значение  долгосрочных средних расходов.

*

11

Избыток производственной мощности МК-фирмы

?

1

Задача 4.23

Функция спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы представлена в таблице. Общие расходы МК-фирмы  также представлены соответствующей формулой в таблице. Определить оптимальный объём выпуска МК-фирмы и цену, позволяющие фирме максимизировать прибыль.

Таблица 4.23.

Параметры

Значения

0

Функция спроса

*

Р = 60 – 0,2Q

Общие расходы

*

ТC = 200 +30Q

Оптимальный объём выпуска.

?

Прибылемаксимизирующая цена

?

Задача 4.24

Спрос на продукцию МК-фирмы определяется соответствующим уравнением.

Общие расходы МК-фирмы в долгосрочном периоде  представлены соответствующей формулой. Определить избыток производственной мощности МК-фирмы, возникающий вследствие монопольного влияния при установленном минимальном значении  долгосрочных средних расходов.

Таблица 4.24.

Параметры

Значения

0

Функция спроса на продукцию МК-фирмы

*

Qd = 19 – 0,5Q

Общие расходы МК-фирмы

*

TC =Q3 -30Q2 +233Q

Избыток производственной мощности МК-фирмы

?

1

Задача 4.25

Каждая из фирм МК-отрасли имеет кривую индивидуального спроса на продукцию МК-фирмы, заданную соответствующим уравнением. Количество фирм в отрасли задано соответствующим числом.

Определить кривую индивидуального спроса при вхождении в отрасль заданного количества новых фирм.

Таблица 4.25.

Параметры

Значения

0

Функция индивидуального спроса на продукцию МК-фирмы

*

Pd = 10 – 0,001Q

Общее количество МК-фирм в отрасли

*

20

Заданное количество МК-фирм, входящих в отрасль

*

5

Функция индивидуального спроса на продукцию МК-фирмы

?

КОНТРОЛЬ И ШКАЛА ОЦЕНОК

Перечень материалов

Количество баллов

Требования  для получения оценки:

«5»

«8»

«11»

«автомат»

Задача 1

5

х

х

х

Х

Задача 2

8

х

х

Х

Задача 3

10

х

Х

Задача 4

12

х

Х

Задача 5

15

Х

Итого баллов:

50

5

13

35

50


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3218. Проектирование детали Вал-шестерня и ее технологические характеристики 959 KB
  Введение. Машиностроение – важнейшая отрасль промышленности. Его продукция – машины различного назначения поставляются всем отраслям народного хозяйства. Рост промышленности в значительной степени зависит от уровня развития машиностроения....
3219. Монтаж санитарно-технических кабин. Кладка столбов и простенков. Сварка швов в нижнем положение. 696.22 KB
  Монтаж санитарно-технических кабин. 1. Общая характеристика санитарно-технической кабины. В настоящее время в связи с массовым строительством крупноблочных и крупнопанельных зданий решают по-новому вопросы индустриализации монтажа санитарно-технич...
3220. Проект девятиэтажного жилого дома с подвалом 48.34 KB
  Введение В данной курсовой работе разработан проект девятиэтажного жилого дома с подвалом. Проект разработан в соответствии с заданием на проектирование. Объемно-планировочное конструкционное решение здания соответствует требованиям нормативной доку...
3221. Технологические харатеристики детали 532 KB
  Данная деталь называется «вал-шестерня» и служит для установки сопрягаемых деталей и передачи вращающего момента. Вал устанавливается в корпусе редуктора с помощью двух подшипников. Вращение передается через шпонку.
3222. Проектирование кулисного механизма 306.5 KB
  Одной из ведущих отраслей современной техники является машиностроение. По уровню развития машиностроения судят о развитии производительных сил в целом. Прогресс машиностроения в свою очередь определяется созданием новых высокопроизвод...
3223. Теория информационных процессов и систем 393 KB
  Теория информационных процессов и систем : методические указания к лабораторным работам № 1–4 для студентов специальности 071900 «Информационные системы и технологии» сост. А. В. Левенец. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2...
3224. Предмет физики и его связь со смежными науками 327 KB
  Предмет физики и его связь со смежными науками. Физика (природа в переводе с греческого) - одна из основных наук о природе, изучающая общие свойства и законы движения вещества физических полей. В современном виде физика включает в себя следующие осн...
3225. Генератор импульсных последовательностей 295 KB
  Техническое задание. Спроектировать генератор двух идентичных псевдослучайных последовательностей, сдвинутых во времени. Временной сдвиг может изменяться от 0 до 99999 мкс с шагом 1 мкс. Период последовательности T = 65535 мкс. Длительность импул...
3226. Выполнение аналитического исследования для получения экономической информации при принятии определенного управленческого решения 128.85 KB
  Введение Цель подготовки курсовой работы – приобретение студентами навыков самостоятельного выполнения аналитических исследований по вопросам оценки эффективности экономико-финансовой деятельности предприятия, сбора необходимой для этого эконом...