17888

Микроэкономика. Методические указания к самостоятельному изучению дисциплины

Книга

Экономическая теория и математическое моделирование

Методические указания к самостоятельному изучению дисциплины Микроэкономика для студентов обучающихся по направлениям 0305 Экономика и предпринимательство и Менеджмент всех форм обучения Методические указания к самостоятельному изучению дисциплины ...

Русский

2013-07-06

216.5 KB

9 чел.

Методические указания

к самостоятельному изучению дисциплины «Микроэкономика»

для студентов, обучающихся по направлениям

0305 «Экономика и предпринимательство» и «Менеджмент»

(всех форм обучения)

Методические указания к самостоятельному изучению дисциплины «Микроэкономика» для студентов, обучающихся по направлениям 0305 «Экономика и предпринимательство» и «Менеджмент» (всех форм обучения)/ Сост. Ю.Г. Свиридюк – Луганск: Изд-во Восточноукраинского национального университета, 2009. – 34 с.

Методические указания содержат: перечень тем и вопросов для изучения, соответствующих программе курса «Микроэкономика»; вопросы для самоконтроля знаний; терминологический словарь основных понятий; список литературы, рекомендованной к изучению и дополнительной для углубленного изучения дисциплины.

Составитель       Свиридюк Ю.Г., ст. преп.

Отв. за выпуск       Максимов В.В., проф.

Рецензент         Мортиков В.В., проф.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Микроэкономика рассматривает экономические явления в свете законов хозяйственной деятельности первичных ячеек экономики (фирм, потребителей, наемных работников, собственников капитала, землевладельцев, отдельных предпринимателей). Она объясняет, как и почему принимаются экономические решения на уровнях этих ячеек.

Микроэкономика помогает понять закономерности развития той или иной отрасли производства и сферы услуг, то, как взаимодействуют между собой производители и потребители на рынках отдельных товаров. Она объясняет, как устанавливаются цены на одежду и автомобили, нефть и зерно, услуги адвоката и биржевого брокера; как определяется и от чего зависит уровень зарплаты; какие средства инвестируются предпринимателями в производство тех или иных товаров; сколько и почему выпускается в экономике различных благ, кто их получит.

Одним словом, микроэкономика формирует и объясняет целый ряд законов: редкости благ, спроса и предложения; убывающей предельной полезности, убывающей отдачи от факторов производства и др.

Все эти знания необходимы практически каждому грамотному человеку для понимания сложного мира хозяйственных отношений между людьми, формирования экономического мышления. Но, прежде всего, в таких знаниях нуждаются те, кто в своей профессиональной деятельности тесно связан с этими отношениями, кто должен принимать управленческие решения, заниматься маркетингом и распределять финансовые ресурсы, делать инвестиции, разрабатывать стратегию производства.

Данные методические указания помогут студентам в самостоятельной работе при изучении дисциплины «Микроэкономика» и позволят усвоить проблематику микроэкономического анализа, а также приобрести навыки по его применению для решения практических задач, в том числе и по будущей специальности.

Тема 1. Введение в микроэкономику

Вопрос 1.1. Область экономического анализа

1.1.1. Экономические институты и типы экономических систем.

Понятие экономических институтов. Три основные разновидности экономических систем: патриархальная экономика, плановая экономика и рыночная экономика. Смешанная экономическая система.

1.1.2. Принцип альтернативности и альтернативные расходы.

Экономические ресурсы. Ограниченность ресурсов. Принцип альтернативности. Понятие альтернативных расходов. Учёт альтернативных расходов как один из важных принципов экономического анализа.

1.1.3. Кривая производственных возможностей. Экономический рост.

Принцип эффективного распределения ресурсов. Понятие полный учёт производства и сравнительное преимущество. Построение кривой производственных возможностей (КПВ). КПВ и четыре фундаментальных положения: ограниченность ресурсов, необходимость выбора, существование альтернативных расходов и увеличение альтернативных расходов. Экономический рост как процесс расширения производственных возможностей общества.

Вопрос 1.2. Методы экономического анализа

  1.  Методология и методы анализа экономических явлений.

Общая характеристика методологии. Рационалистическая методология. Методы абстракции и моделирования. Позитивная и нормативная теория. Методы анализа: предельный, функциональный, графический. Построение экономических моделей.

Вопрос 1.3. Структурно-логическая схема курса

  1.  Микроэкономика как составная часть экономической теории.

Экономика как сфера человеческой деятельности и как наука. Предмет экономической теории. Что изучает микроэкономика как часть экономической науки. Предмет микроэкономики. Как микроэкономика выходит на проблемы макроэкономики. Микроэкономическая теория – основа разработки микроэкономической политики.

  1.  Содержание и задачи курса микроэкономики.

Объект микроэкономики. Какие индивидуальные субъекты существуют в экономике и что такое экономические действия. Экономический атомизм. Рациональное поведение людей. Задача курса микроэкономики. Основные проблемы микроэкономики.

Вопросы для самоконтроля:

  1.  Что изучает экономика как наука?
  2.  Что изучает микроэкономика как часть экономической теории?
  3.  Что представляет собой индивидуальный экономический субъект?
  4.  Какой смысл имеет позитивный и нормативный анализ в микроэкономике?
  5.  Охарактеризуйте основные экономические системы. Каковы их преимущества и недостатки?
  6.  Почему экономический выбор всегда сопряжен с альтернативными расходами?
  7.  Какова связь микроэкономики с другими экономическими и социальными науками?
  8.  Как кривая производственных возможностей может быть использована для экономического анализа?

Основные понятия темы

 Альтернативные расходы – это расходы на производство товара, оцененные с точки зрения потерянной возможности использования тех же ресурсов в других целях.

 Индивидуальный экономический субъект представляет собой некий первичный (простой) элемент хозяйственной системы, который невозможно разбить на составные части в рамках (терминах) этой системы и который самостоятельно осуществляет определенные экономические функции.

 Кривая производственных возможностей - это геометрическое место точек, показывающих сочетание двух благ, которые могут быть произведены при полном использовании всех имеющихся ресурсов.

 Микроэкономика – это составная часть экономической теории, изучающая деятельность индивидуальных экономических субъектов: процесс разработки, принятия и реализации ими решений для достижения собственных экономических целей.

 Предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

 Экономика как наука, или экономическая теория, в самом широком её понимании, изучает закономерности, присущие деятельности и отношениям людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления совокупности благ, необходимых для поддержания жизни отдельного человека и общества в целом.

 Экономические институты – устойчивые связи, правила, нормы и отношения и соответствующие им структуры, организующие и регулирующие экономическую деятельность людей.

Тема 2. Теория потребительского спроса

Вопрос 2.1. Анализ поведения потребителя на основе гипотез количественного измерения полезности блага (кардиналистская концепция)

2.1.1. Полезность. Закон убывающей предельной полезности.

Мотивация потребителя. Функция полезности. Общая и предельная полезность. Измерение полезности. Закон убывающей предельной полезности (1-й закон Госсена). От чего зависит предельная полезность блага. Рациональность потребителя.

2.1.2. Равновесие потребителя.

Как формируется потребительский выбор. Условия потребительского равновесия. Второй закон Госсена. Особенности потребительского выбора (суверенитет потребителя, три типичных случая взаимных влияний).

Вопрос 2.2. Анализ поведения потребителя на основе гипотез порядкового измерения полезности блага (ординалистская концепция)

2.2.1. Кривые безразличия, их карта.

Сущность ординалистского подхода к анализу полезности. Кривая безразличия. Свойства кривой безразличия. Предельная норма замещения. Карта безразличия.

2.2.2. Бюджетная линия, её построение.

Бюджетное ограничение. Построение бюджетной линии, её уравнение. Свойства бюджетной линии. Равновесие (оптимум) потребителя. Изменение оптимума потребителя при изменении его дохода. Кривая «доход – потребление». Смещение оптимума потребителя при изменении цены товара.

2.2.3. Эффект дохода и эффект замещения.

Реакция потребителя на изменение цен. Эффект замещения и эффект дохода, их графическая модель. Направления действия эффекта замещения и эффекта дохода при снижении цены товара для разных категорий благ.

 

Вопрос 2.3. Рыночный спрос и его эластичность

2.3.1. Спрос. Закон и функции спроса.

Понятие спроса. Функция спроса. Шкала спроса и кривая спроса. Закон спроса. Особенности кривой спроса.

2.3.2. Изменение спроса.

Перемещение по кривой спроса и сдвиг кривой спроса. Влияние отдельных факторов на изменение спроса.

2.3.3. Индивидуальный и рыночный спрос.

Понятие индивидуального и рыночного спроса. Построение кривой рыночного спроса.

2.3.4. Понятие эластичности. Эластичность спроса.

Сущность экономической эластичности, её свойства. Определение эластичности спроса по цене. Коэффициент точечной эластичности спроса по цене. Коэффициент дуговой эластичности спроса по цене.

2.3.5. Формы эластичности.

Абсолютно неэластичный спрос. Абсолютно эластичный спрос. Единичная эластичность спроса. Эластичный спрос. Неэластичный спрос. Изменение коэффициента эластичности при движении вдоль кривой спроса.

2.3.6. Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене.

Наличие товаров-заменителей. Универсальность использования товара. Степень необходимости товара. Дефицитность товара. Степень агрегирования товара. Фактор времени.

2.3.7. Эластичность спроса по доходу.

Определение эластичности спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу. Товары с положительной эластичностью спроса по доходу. Товары с отрицательной эластичностью спроса по доходу.

2.3.8. Перекрестная эластичность спроса.

Определение перекрестной эластичности спроса. Коэффициент перекрестной эластичности спроса. Зависимость коэффициента перекрестной эластичности от взаимоотношения товаров.

Вопросы для самоконтроля:

  1.  В чем состоит сущность категорий общей и предельной полезности?
  2.  В чем заключается сущность количественного и порядкового подхода к анализу полезности?
  3.  Как измеряется полезность?
  4.  Как аналитически найти равновесие (оптимум) потребителя?
  5.  При каком условии потребительский выбор считается рациональным?
  6.  Каковы свойства кривых безразличия?
  7.  Как, формализовав бюджетное ограничение, вывести из него уравнение бюджетной линии и какие факторы определяют её положение на графике?
  8.  Что выражают собой наклоны кривых безразличия и бюджетной линии?
  9.  Как отображается на графике ситуация потребительского равновесия?
  10.   Как потребитель реагирует на изменение дохода и цен?
  11.   Как реакция потребителя на изменение цены разделяется на эффект дохода и эффект замещения?
  12.   Может ли быть противоположным действие эффекта дохода и эффекта замещения?
  13.  Что такое спрос, какие факторы и каким образом оказывают влияние на него?
  14.  Какую зависимость отражает закон спроса?
  15.  Чем отличаются товары-субституты от комплементарных товаров?
  16.  Что показывает кривая спроса?
  17.  Что такое предложение, какие факторы и каким образом оказывают влияние на него?
  18.  В чем сущность экономической эластичности и какие виды эластичности существуют?
  19.   Почему при неэластичном спросе выручка от продажи возрастает при повышении цены?
  20.   Почему наличие товаров-заменителей оказывает влияние на эластичность спроса по цене?
  21.   Какой знак имеет коэффициент перекрестной эластичности субститутов и комплементов?

Основные понятия темы

 Бюджетная линия – это геометрическое место точек, представляющих наборы благ, покупка которых требует одинаковых затрат.

 Закон спроса  утверждает, что при прочих равных условиях количество товара, которое желают и могут приобрести потребители в единицу времени, изменяется в обратном направлении к ценам на данный товар, т.е. величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при её повышении.

 Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что с увеличением потребления количества данного блага (при неизменных объёмах потребления всех других), общая полезность возрастает, но все медленнее, а предельная снижается и даже может принимать отрицательное значение.

 Излишек потребителя – это разница между ценой спроса, т.е. максимальной ценой, которую потребители готовы были уплатить за определенное количество товара и рыночной ценой, которую они действительно отдали при сложившемся равновесии.

 Коэффициент эластичности – это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной.

 Кривая безразличия – это геометрическое место точек, отражающих те или иные  равноценные для данного потребителя наборы товаров Х и Y.

 Общая полезность – величина, отражающая общую удовлетворенность индивида потреблением данного количества блага.

 Полезность – способность товаров и услуг в процессе их потребления удовлетворять какие – либо человеческие потребности.

 Предельная норма замещения показывает от какого количества одного блага потребитель может отказаться «в пользу» приобретения еще одной дополнительной единицы другого блага, так чтобы уровень его удовлетворения остался неизменным.

 Предельная полезность – это удовлетворенность, получаемая от потребления каждой дополнительной (последующей) единицы блага.

 Равновесие потребителя означает, что он не заинтересован в изменении пропорций потребления за счёт предпочтения одного товара другому. В этом случае отношение предельных полезностей к ценам всех потребляемых товаров равны и достигается максимум общей полезности при данном бюджете и ценах.

 Рациональность потребителя – это способность человека сопоставить все доступные комбинации благ и выбрать наиболее предпочтительную со своей точки зрения.

 Спрос – количество товаров и услуг, которые потребители желают и имеют возможность приобрести в данный момент и в данном месте.

увеличивается при увеличении цены и уменьшается при её снижении.

 Эластичность – степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с ней величиной.

 Эффект дохода – доля изменения величины предъявленного спроса на подешевевший товар, вызванная соответствующим увеличением реального дохода потребителя.

 Эффект замещения – та часть прироста величины спроса на подешевевший товар, которая образовалась путем замены менее дорогостоящим благом других благ, ставших теперь сравнительно дороже.

Тема 3. Теория производства и предложения благ

Вопрос 3.1. Производственная функция и технологическая результативность производства

3.1.1. Технология и производство. Производственная функция.

Производство как процесс преобразования ресурсов в блага. Факторы производства. Технология. Характер взаимосвязи между технологией и производством. Проблема эффективности производства. Временные периоды. Понятие производственной функции, её свойства.

3.1.2. Производственный выбор в краткосрочном периоде. Закон убывающей предельной производительности (убывающей отдачи) факторов производства.

Анализ краткосрочной функции производства. Определение совокупного (общего), среднего и предельного продукта. Закон убывающей предельной производительности (убывающей отдачи) факторов производства. Кривые продукта от переменного фактора. Стадии производства. Взаимосвязь между совокупным, средним и предельным продуктом. Эластичность выпуска по переменному фактору.

3.1.3. Производственный выбор в долгосрочном периоде. Замещение факторов производства.

Анализ долгосрочной функции производства. Изокванта. Карта изоквант. Свойства изоквант. Замещение факторов производства. Предельная норма технологического замещения. Типы производственных функций и возможные конфигурации изоквант.

3.1.4. Изменение размеров производства. Эффект масштаба.

Изменение размеров производства. Понятие эффект масштаба. Положительный, постоянный и отрицательный эффекты масштаба. Характеристика эффекта масштаба по карте изоквант.

Вопрос 3.2. Понятие и функция затрат на производство

3.2.1. Природа расходов производства, их структура и виды.

Определение расходов производства. Явные и неявные расходы. Бухгалтерские и экономические расходы. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Виды расходов производства: суммарные (валовые) расходы, постоянные, переменные, средние расходы; средние постоянные, средние переменные, предельные расходы.

3.2.2. Взаимосвязь между расходами производства и объёмом выпуска: отражение зависимости затрат от эффективности факторов и масштаба производства.

Кривые расходов краткосрочного периода. Кривые суммарных расходов. Кривые предельных  и средних расходов. Кривая обучения (опыта). Взаимосвязь между средними и предельными расходами. Кривые расходов долгосрочного периода. Отдача от масштаба и динамика долгосрочных средних расходов. Взаимосвязь кривых средних расходов краткосрочного и долгосрочного периодов. Эластичность затрат по выпуску.

3.2.3. Минимизация расходов производства: определение эффективного способа производства.

Изокоста, её свойства. Минимизация расходов производства в краткосрочном и долгосрочном периодах. Положения равновесия производителя. Предельная норма технологического замещения в точке равновесия производителя. Траектория развития. Оптимальный путь роста.

Вопрос 3.3. Роль фирмы в производстве

3.3.1. Фирма как экономический субъект.

Понятие фирмы в экономической теории. Самостоятельность фирмы и принятие экономических решений. Свобода и ограничения в деятельности фирмы. Место и функции фирмы в рыночной экономике.

3.3.2. Типы фирм.

Типология фирм, основанная на разных критериях: размере, особенностях организации, форме собственности, типе рыночного поведения. Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: единичная (частнопредпринимательская) фирма; партнерство (товарищество); корпорация (акционерное общество). Типы фирм в зависимости от рыночного поведения (предпринимательская, капиталистическая, самоуправляющаяся, государственная, директорская).

3.3.3. Мотивация поведения фирмы.

Множественность целей фирмы. Допущение о стремлении к максимизации прибыли.

Вопрос 3.4. Функция и эластичность предложения

3.4.1. Предложение. Закон и функция предложения.

Понятие предложения. Функция предложения. Шкала предложения и кривая предложения. Закон предложения. Особенности кривой предложения.

3.4.2. Изменение предложения.

Перемещение по кривой предложения и сдвиг кривой предложения. Влияние отдельных факторов на изменение предложения.

3.4.3. Эластичность предложения.

Определение эластичности предложения. Коэффициент эластичности предложения по цене. Изменение коэффициента эластичности при движении вдоль кривой предложения. Факторы, влияющие на эластичность предложения.

Вопросы для самоконтроля:

  1.  Каковы функции фирмы в рыночной экономике?
  2.  Что, с точки зрения экономической теории, лежит в основе мотивации поведения фирмы?
  3.  Каков характер взаимосвязи между технологией и производством?
  4.  Что такое производственная функция?
  5.  Объясните экономическую природу выделения краткосрочного и долгосрочного периодов производства?
  6.  Что представляет собой общий, средний и предельный продукты?
  7.  Почему принятие решения о привлечении дополнительных факторов обусловлено значениями предельного, а не среднего продукта?
  8.  Каковы закономерности изменения общего, среднего и предельного продуктов в зависимости от изменения переменного фактора?
  9.  Что такое изокванта и изокоста?
  10.   Что такое предельная норма технологического замещения ресурсов и чем она характеризуется? Проиллюстрируйте свой ответ графически.
  11.   В чем суть различия между законом убывающей отдачи и убывающим эффектом масштаба?
  12.  Какие причины обуславливают закон убывающей отдачи и убывающий эффект масштаба?
  13.   В чем суть различия между экономическими и бухгалтерскими расходами?
  14.   Как расходы производства зависят от объёма выпуска?
  15.   Как расходы производства изменяются во времени?
  16.   Как изменяются расходы производства при изменении масштабов производства?
  17.   При каких условиях достигаются минимальные расходы производства?
  18.   Какую роль в определении состояния фирмы играют предельные расходы?
  19.   Что такое экономия от масштаба и почему она существует?
  20.   Объясните, почему равновесие (оптимум) производителя достигается в точке касания изокванты и изокосты?
  21.  Какие факторы влияют на ценовую эластичность предложения?
  22.  Почему объём предложения увеличивается при росте цены и наоборот?
  23.  Какую зависимость отражает закон предложения?
  24.   Объясните суть кривой роста, траектории расширения, линии экспансии.
  25.   Виды эластичности предложения.

Основные понятия темы

 Закон предложения выражает прямую зависимость между уровнем цен и предлагаемым на рынке количеством товара, т.е. объёмом предложения

 Закон убывающей отдачи (предельной производительности) – по мере увеличения применения переменного фактора при фиксации остальных всегда достигается точка, с которой использование дополнительного количества переменного фактора ведет к постоянно снижающемуся приросту продукта, а затем и к его абсолютному снижению.

 Изокванта – кривая, показывающая все возможные комбинации факторов производства, которые могут быть использованы для выпуска данного объёма продукции.

 Изокостой называется линия, отражающая разные комбинации факторов производства, дающих равные суммарные расходы.

Неявные расходы – это альтернативные расходы использования ресурсов, которые принадлежат фирме и принимают форму потерянного дохода от использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы.

Нормальная прибыль – платежи, которые должна осуществлять фирма, чтобы приобрести и удержать предпринимательскую способность; минимальная плата (доход) за предпринимательскую способность, стимулирующую её применение в предпринимательской деятельности фирмы.

 Предельная норма технологического (технического) замещения двух факторов показывает на сколько единиц можно уменьшить объём использования одного фактора в случае увеличения использования другого фактора на единицу, сохраняя неизменным общий выпуск продукции.

 Предложение – это количество товаров и услуг, которое производители желают и могут поставить на рынок в определенный момент или период.

 Производственная функция – функциональная взаимосвязь между вводимой комбинацией факторов производства и объёмом выпуска продукции.

 Производство – процесс преобразования ресурсов в блага, прямо или косвенно служащих удовлетворению человеческих потребностей.

 Расходы производства представляют собой выраженные в стоимостной форме затраты по производству, связанные с отказом от альтернативного использования ресурсов.

 Функция производства долгосрочного периода состоит в определении оптимальной комбинации факторов, которая обеспечит максимальный объём выпуска при данном количестве факторов.

 Функция производства краткосрочного периода показывает выпуск, который может осуществлять фирма путем изменения количества переменного фактора, при данном количестве постоянных факторов.

 Эффектом масштаба называется соотношение между относительным изменением величины затрат факторов производства и относительным изменением объёма выпуска продукции.

 Явные расходы – это альтернативные расходы, принимающие форму денежных платежей собственникам ресурсов производства и полуфабрикатов.

Тема 4. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции

Вопрос 4.1. Отраслевое равновесие

4.1.1.Рыночное равновесие и его устойчивость.

Модель частичного рыночного равновесия. Сущность рыночного равновесия. Последствия установления неравновесных цен. Рынок потребителя и рынок производителя. Устойчивое и неустойчивое равновесие. Использование динамических моделей при анализе устойчивости равновесия. Свойства рыночного равновесия.

Вопрос 4.2. Фактор времени

4.2.1. Типы и признаки рыночных структур.

Понятие отрасли. Рыночная структура. Конкурентность рынка. Рыночная власть. Коэффициент Лернера. Типы рыночных структур. Важнейшие признаки основных рыночных структур (совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, монополии, монопсонии).

4.2.2. Общие принципы поведения фирмы на рынке.

Суммарный, средний и предельный доход. Прибыль. Принцип максимизации прибыли. Условие, при котором фирма должна прекратить производство.

4.2.3. «Паутинообразная модель» ценообразования

Концептуальная модель любого процесса динамики цен включает взаимодействие трех подсистем: “товаропроизводитель”, “потребитель” и “рынок”. Гипотезы паутинообразной модели.

Вопрос 4.3. Уровень цены

4.3.1. Признаки и условия совершенной конкуренции.

Определение рынка совершенной конкуренции. Определяющие признаки: атомизация рынка, стандартизация продукции, прозрачность рынка, свободный вход и выход, автономность поведения фирм. Спрос на продукцию совершенно конкурентной фирмы.

4.3.2. Равновесие в краткосрочном периоде.

Максимизация прибыли совершенно конкурентной фирмой в краткосрочном периоде. Предложение фирмы и отрасли в краткосрочном периоде. Рыночная кривая спроса. Равновесия отрасли. Четыре типа фирм (предельная, запредельная, допредельная с нормальной прибылью и допредельная со сверхприбылью).

4.3.3. Равновесие в долгосрочном периоде.

Предложение фирмы и отрасли в долгосрочном периоде. Равновесия фирмы и отрасли в долгосрочном периоде.

4.3.4. Эффективность совершенной конкуренции.

Преимущества и недостатки рынка совершенной конкуренции. Производственная эффективность и эффективность распределения ресурсов.

Вопрос 4.4. Последствия государственного регулирования рыночного ценообразования

4.4.1. Государство и рыночный механизм.

Государственное регулирование ценообразования. Фиксация цен. Налоговое регулирование. Дотация.

4.4.2. Понятие общественных излишков.

Общественная выгода от конкурентного равновесия: излишек потребителя и излишек производителя, чистый общественный выигрыш.

Вопросы для самоконтроля:

  1.  Что означают сдвиги кривых спроса и предложения?
  2.  Как устанавливается рыночное равновесие?
  3.   С какой целью и каким образом государство вмешивается в рыночный процесс?
  4.   Какие эффекты возникают в случае административного установления цен ниже или выше равновесия?
  5.   Что происходит с рыночным равновесием в случае введения товарного налога?
  6.   Что означает устойчивость равновесия и как учитывается фактор времени при её анализе?
  7.   В чем сущность излишка потребителя? Как определяется его размер?
  8.  Чем определяется структура рынка?
  9.  Почему важно знать структуру рынка?
  10.  При каких условиях фирма максимизирует прибыль?
  11.  При каких условиях фирмы вынуждены прекратить производство продукта?
  12.  Почему кривая спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы горизонтальная, а кривая спроса для всего конкурентного рынка имеет отрицательный наклон?
  13.  Как формируется кривая краткосрочного предложения конкурентной фирмы и отрасли?
  14.  Чем руководствуется совершенно конкурентная фирма, принимая решение об объёме выпуска?
  15.  При каких условиях возникает долгосрочное равновесие на рынке совершенной конкуренции?
  16.  Насколько совершенно конкурентные рынки являются эффективными?
  17.   Что показывает излишек производителя?

Основные понятия темы

 Излишек производителя представляет собой разницу между рыночной ценой, которую производители получили за свой товар, и теми ценами, по которым они готовы были продать свой товар.

 Отрасль – это группа фирм, производящих блага, предназначенные для удовлетворения одной потребности и взаимозаменяемые между собой.

 Рыночная структура – это совокупность отражающих отраслевые особенности признаков рыночной организации, обусловливающих способ установления цены и объёма выпуска, а также определяющих характер взаимодействия фирм отрасли.

 Рыночное равновесие – это такое состояние рынка, при котором для данного уровня цены объём спроса равен объёму предложения.

 Совершенная конкуренция – тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Тема 5. Рынки с монопольной властью

Вопрос 5.1. Ценообразование на монополизированном рынке

5.1.1. Признаки и условия монополии.

Определение монополии. Определяющие признаки: концентрация всего отраслевого предложения у единственного продавца, уникальность товара, блокирование входа в отрасль, совершенная информированность. Спрос и доход монополиста. Взаимосвязь дохода с эластичностью. Определение монопольной цены.

5.1.2. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Максимизация прибыли фирмой-монополистом в краткосрочном периоде. Определение оптимального объёма производства и цены. Варианты рыночного положения монополиста в краткосрочном периоде. Равновесие в долгосрочном периоде.

5.1.3. Ценовая дискриминация.

Понятие ценовой дискриминации. Условия, при которых возможно её применение. Три степени ценовой дискриминации.

5.1.4. Эффективность монополии.

Преимущества и недостатки монополии. Производственная эффективность и эффективность распределения прибыли.

Вопрос 5.2. Ценообразование на рынке монополистической конкуренции

5.2.1. Признаки и условия монополистической конкуренции.

Определение монополистической конкуренции. Определяющие признаки: большое количество мелких фирм в отрасли, дифференциация товара, неценовая конкуренция, свобода входа в отрасль и выхода из нее. Кривая спроса фирмы.

5.2.2. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Определение цены товара и объёма выпуска в краткосрочном периоде. Эластичность кривой спроса. Предложение фирмы в условиях монополистической конкуренции. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.

5.2.3. Неценовая конкуренция.

Неценовые факторы конкуренции: дифференциация товара, предоставление льготных условий продажи, пищевая специализация, реклама. Стратегия неценовой конкуренции.

5.2.4. Эффективность монополистической конкуренции.

Преимущества и недостатки монополистической конкуренции. Производственная эффективность и эффективность распределения ресурсов.

Вопрос 5.3. Ценообразование на рынке олигополии

5.3.1. Признаки и условия олигополии.

Определение олигополии. Основные признаки: ограниченное количество фирм; значительная концентрация производства у отдельных фирм; товар стандартизированный или дифференцированный; всеобщая взаимозависимость; высокие барьеры для вступления в отрасль. «Жесткие» и «мягкие» олигополии. Кривая спроса фирмы.

5.3.2. Поведение фирмы в краткосрочном периоде.

«Жесткость» цен и её причины. Расходы в краткосрочном периоде. Нормальная кривая спроса. Нормальная цена и объём выпуска. Установление цены товара и объёмов его выпуска фирмой-олигополистом.

5.3.3. Стратегическое взаимодействие фирм в долгосрочном периоде.

Кооперативная и некооперативная стратегии. Модель картеля. Модель ценового лидерства. Модель сознательного соперничества. Модель дуополии Курно. Модель ломаной кривой спроса. Модели теории игр. Барьеры для вхождения в отрасль.

5.3.4. Эффективность олигополии.

Преимущества и недостатки олигополии. Производственная эффективность и эффективность распределения ресурсов.

Вопросы для самоконтроля:

  1.  Почему кривая спроса на продукцию монопольной фирмы имеет отрицательный наклон?
  2.   Чем руководствуется монополист, принимая решение о цене и объёме выпуска?
  3.   Как устанавливается равновесие в условиях монополии?
  4.   Необходимо ли вмешиваться в деятельность монополий?
  5.   Всегда ли результатом существования монополии являются более высокие цены и более низкий объём производства по сравнению с совершенной конкуренцией?
  6.   Следует ли обществу, исходя из постулатов справедливости запрещать фирмам применение ценовой дискриминации?
  7.   На рынках каких товаров преобладает монополистическая конкуренция и почему?
  8.   Характеризуется ли монополистическая конкуренция ограничением конкуренции?
  9.   Может ли фирма, работающая в условиях монополистической конкуренции получать монопольную прибыль?
  10.   Достигается ли производственная эффективность в условиях монополистической конкуренции?
  11.   Какая эффективность может быть достигнута при монополии?
  12.   Что является условием эффективности распределения ресурсов и в каких рыночных структурах она достигается?
  13.   Каковы причины «жесткости» цен при олигополии?
  14.   Какие формы взаимодействия между фирмами характерны для олигополии?
  15.   Какие факторы затрудняют организацию картеля?
  16.   Почему ценовые войны выгодны потребителям?
  17.   В чем состоит особенность установления рыночного равновесия для дуополии Курно?
  18.   Достигается ли экономическая эффективность в условиях олигополии?
  19.   Всегда ли дуополия ведёт к соглашению между фирмами?
  20.   Какие олигополистические структуры являются устойчивыми, а какие – нет?
  21.   Какие методы ценообразования применяют олигополисты?
  22.   Каковы условия и ограничения ценовой дискриминации?

Основные понятия темы

 Монополистическая конкуренция – тип рыночной структуры, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.

 Монополия – тип рыночной структуры, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя.

 Монопсония – тип рыночной структуры, характеризующийся концентрацией рыночной власти у покупателя.

 Олигополия – это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно.

 Рыночная власть производителя – это обусловленная особенностями рыночной организации его способность воздействовать на рыночную цену блага посредством регулирования объёма его предложения.

 Ценовая дискриминация – способ реализации рыночной власти, заключающийся в продаже блага различным покупателям по разным ценам и направленный на увеличение прибыли за счёт перераспределения потребительского излишка в пользу производителя.

Тема 6. Ценообразование факторов производства

Вопрос 6.1. Предложение факторов производства

6.1.1 Предложение экономических ресурсов.

Мобильность ресурсов. Различия цен ресурсов. Принцип максимизации общей выгоды. Трансфертное вознаграждение и экономическая рента. Кривая предложения. Эластичность предложения.

6.1.2. Кривая индивидуального предложения труда. 

Ставка заработной платы, её реальная величина. Возможность монополизации рынка труда, как со стороны спроса, так и со стороны предложения. Предложение труда. Кривая предложения для фирмы и отрасли на совершенно конкурентном рынке труда. Определение равновесной ставки заработной платы в отрасли. Определение оптимальной ставки заработной платы и количества нанятых рабочих для отдельной фирмы. Влияние изменения числа нанятых рабочих на эффективность использования труда.

6.1.3. Цена и кривая цены предложения капитала. 

Понятие дисконтированной величины. Концепция сегодняшней и будущей стоимости. Виды процентных ставок. Реальная и номинальная процентная ставка. Уровень доходности, доход на капитал. Показатели сегодняшней и будущей стоимости в принятии инвестиционных решений. Равновесие на рынке капитала. Формирование процентной ставки как равновесной цены капитала.

Вопрос 6.2. Спрос на  факторы производства

6.2.1. Спрос на экономические ресурсы.

Предельный продукт в денежном выражении. Условие максимизации прибыли при использовании экономических ресурсов. Определение спроса на ресурс. Кривая спроса на ресурс. Факторы, определяющие спрос на ресурс. Оптимальное соотношение ресурсов. Эластичность спроса на ресурсы. Спрос на труд и факторы, влияющие на него. Предельный и средний продукты труда в денежном выражении. Кривая спроса на труд фирмы и отрасли. Определение самой высокой ставки заработной платы, которую может заплатить фирма. Цена и кривая цены спроса капитала.

Вопрос 6.3. Прокатная цена факторов производства

6.3.1. Рынок труда в условиях совершенной конкуренции.

Труд как фактор производства, его особенности. Спрос и предложение труда. Экономические аспекты труда.

6.3.2. Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции.

Влияние профсоюзов на рынок труда. Кривая спроса и кривая предложения труда. Повышение ставки заработной платы и сокращение численности рабочих. Последствия уменьшения числа занятых в отрасли. Монопсония и условия при которых она возникает. Кривая спроса и предложения труда в условиях монопсонии. Понижение ставки заработной платы и сокращение численности рабочих. Влияние монопсонии на эффективность использования труда. Двухсторонняя монополия.

Вопрос 6.4. Капитальная цена факторов производства

6.4.1. Дисконтированная стоимость.

Капитал как одна из ключевых экономических категорий. Инвестирование. Понятие дисконтированной или текущей стоимости. Процентный доход. Ставка процента. Базовая формула для определения дисконтированной стоимости.

6.4.2. Принятие фирмой инвестиционного решения.

Определение оптимального уровня инвестирования для отдельной фирмы. Внутренняя норма окупаемости инвестиций. Ставка процента: номинальная и реальная. Взаимосвязь внутренней нормы окупаемости и ставки процента.

Вопросы для самоконтроля:

  1.  Почему при исследовании рынков ресурсов в центре внимания находится проблема ценообразования на факторы производства?
  2.  При каком условии фирма увеличивает использование факторов производства?
  3.  Каковы особенности функционирования рынков факторов производства?
  4.  Что такое экономическая рента?
  5.  В чем различие между капиталом и инвестициями?
  6.  В чем сущность дисконтирования?
  7.  Какие факторы влияют на величину процентной ставки?
  8.  В чем особенность труда по сравнению с другими факторами производства?
  9.  Как формируется спрос фирмы на труд в условиях разных типов рынка?
  10.   Как формируется равновесие на рынке труда при совершенной конкуренции и в условиях рыночной власти?
  11.  Какие аргументы можно привести «за» и «против» профсоюзного движения?
  12.  Почему монопсоническая власть обуславливает снижение и масштабов занятости и уровня заработной платы?

Основные понятия темы

 Дисконтированная (текущая) стоимость будущего дохода – сумма денег, которую инвестор (юридическое или физическое лицо) должен инвестировать сегодня, чтобы к каким-то определенным датам, определяемым самим инвестором, располагать суммами денег, которые он намерен получать к установленным срокам.

 Инвестиции –затраты на создание капитала.

 Капитал – все средства производства, созданные людьми с целью увеличения производства товаров и услуг. Капитал включает в себя машины, здания, сооружения, средства передвижения, инструменты, запасы сырья, полуфабрикаты и т.п.

 Монопсония на рынке труда – это рынок труда, на котором действует единственный наниматель труда.

 Предельные расходы на ресурс – изменение суммарных расходов производства в связи с привлечением дополнительной единицы ресурса.

 Предельный продукт в денежном выражении – изменение суммарной выручки фирмы за счёт продажи единиц товара, выпущенных с использованием дополнительной единицы ресурса.

 Природные ресурсы (земля) – это естественные блага, которые используются при создании товаров и услуг (полезные ископаемые, лес, вода, воздух и т.п.).

 Профсоюзы – организации, создаваемые для того, чтобы представлять интересы работников в переговорах о трудовых контрактах, касающихся заработной платы, профессиональных льгот и условий труда (а также, представляющие интересы работников при контроле за выполнением этих контрактов).

 Труд – это способность человека к любой интеллектуальной или физической деятельности, направленной на получение благ или оказание услуг.

 Факторы производства - ресурсы, участвующие в производстве товаров и услуг.

 Экономическая рента – разница между фактической платой за использование ресурса и минимальным количеством средств, которое необходимо заплатить владельцам факторов, чтобы они согласились продать факторы на рынке.

Тема 7. Общее экономическое равновесие и общественное благосостояние

Вопрос 7.1. Частичное и общее равновесие

7.1.1. Концепции и анализ частичного равновесия. 

Частичное равновесие. Эффект обратной связи. Формирование системы равновесных цен.

7.1.2. Концепции и анализ общего равновесия. 

Общее равновесие. Эффект обратной связи. Взаимоотношение между отраслями и рынками. Статическое равновесие экономики. Равновесие динамического роста. Закон Вальраса.

Вопрос 7.2. Конкурентное равновесие и общественное благосостояние

7.2.1. Равновесие в экономике обмена.

Необходимость и выгоды рыночного обмена. Сравнение предельных норм замены для обменивающихся товаров. Диаграмма Эджворта. Эффективность в обмене. Кривая контрактов. Парето-эффективное распределение. Кривая потребительских возможностей. Общее равновесие по Парето.

7.2.2. Эффективность в производственной сфере.

Распределение производственных ресурсов. Диаграмма Эджворта. Кривая производственных контрактов. Парето-оптимальное распределение ресурсов. Эффективность на конкурентных рынках товаров.

7.2.3. Совместная Парето-эффективность в обмене и производстве.

Первая теорема теории общественного благосостояния. Вторая теорема теории общественного благосостояния.

Вопрос 7.3. Экономическая эффективность и социальная справедливость

  1.  Общее равновесие и экономика благосостояния.

Общая эффективность конкурентных рынков. Причины ограниченной возможности рыночного регулирования. Оптимум и квазиоптимум рыночной системы. Теория общего равновесия и политика в отрасли экономики благосостояния. Критерии оценки благосостояния. Кривая Лаффера. Критерий Роулза. Паушальный налог.

Вопросы для самоконтроля:

  1.  На что направлен анализ общего равновесия?
  2.  Какое состояние экономики называется Парето-оптимальным?
  3.  Что характеризует предельная норма трансформации двух продуктов?
  4.  Какое состояние экономики называется эффективным в производстве?
  5.  Что такое эффект обратной связи? Какова его роль в рыночной экономике?
  6.  Каковы достоинства и недостатки модели рыночного социализма?
  7.  Каким образом участники обмена двух товаров в модели Эджворта достигают Парето-эффективного распределения?
  8.  Как соотносятся эффективность и справедливость политики государства?
  9.  Перечислить основные препятствия длядостижения Парето-эффективного размещения ресурсов и распределения благ, существующие в реальной экономике?
  10.  Всегда ли государственное регулирование рынка частного товара, где отсутствуют внешние эффекты и монопольная власть, препятствует достижению экономической эффективности?

Основные понятия темы

 Диаграмма Эджворта – графическая модель, позволяющая проиллюстрировать оптимизацию решений по эффективному распределению благ и ресурсов в процессе обмена

Закон Вальраса – частичное равновесие ещё не гарантирует общего равновесия для всей экономики в целом

Кривая Лаффера – кривая, показывающая связь между налоговыми ставками и объёмом налоговых поступлений, выявляющая такую налоговую ставку, при которой налоговые поступления достигают максимума

Кривая производственных возможностей – кривая, демонстрирующая различные комбинации двух благ, которые могут быть произведены в экономике при полном использовании данного объёма ресурсов и данной технологии

Общее экономическое равновесие – равновесие, возникающее в результате взаимодействия всех рынков, когда изменение спроса или предложения на одном рынке влияет на равновесные цену и объёмы продаж на всех рынках

Парето-эффективность в обмене – такое распределение благ, при котором невозможно улучшить чьё-либо благосостояние (посредством перераспределения) без ущерба для благосостояния другого лица

Парето-эффективность в производстве – такое размещение ресурсов, при котором нельзя увеличить выпуск одного товара, не сократив выпуск другого

Предельная норма продуктовой трансформации – показывает минимальное количество товара Y, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства товара X на единицу

Теорема общественного благосостояния – если соблюдаются все исходные положения, то полученное конкурентное рыночное равновесие является Парето-оптимальным

Критерий Роулза – максимизация полезности наименее обеспеченных членов общества

Тема 8. Экономическая роль государства

Вопрос 8.1. Отказы рынка

8.1.1. Экономическая роль государства в рыночной экономике. 

Необходимость и причины вмешательства государства в экономические процессы в рыночных условиях. Функции государства. Позитивный (описательный) анализ поведения правительства. Применение теории общественного выбора к поведению правительства.

8.1.2. Провалы рынка. 

Монополизация. Внешние издержки и выгоды. Общественные блага. Недостаток информации.

Вопрос 8.2. Внешние эффекты

8.2.1. Внешние эффекты и их экономическое содержание.

Понятие внешних эффектов. Общественные и частные затраты (выгоды). Корректирующие налоги и субсидии. Теорема Коуза-Стиглера.

Вопрос 8.3. Общественные блага

8.3.1. Общественные товары и общественный выбор.

Понятие общественных благ. Частные и общественные блага. Спрос на общественные блага и их эффективный объём. Обеспечение общественными благами: возможность рынка и государства.

Вопрос 8.4. Асимметричность рыночной информации

8.4.1. Спрос на товар неизвестного качества.

Формирование кривой спроса на товар неизвестного качества (или смесь товаров различного качества) есть вертикальное усреднение кривых спроса на товар отдельных градаций качества с весами, равными долям этих градаций.

8.4.2. Равновесие рынка с асимметричной информацией.

Условия равновесия на рынке с асимметричной информацией. Особенность рассматриваемого типа рынка состоит в том, что от цены зависит не только общий объём, но структура предложения, т. е. соотношение объёмов товара разных градаций качества, равновесие на рассматриваемом рынке характеризуется тем, что при установившейся цене кривая спроса соответствует структуре предложения, а объём спроса равен объёму предложения.

8.4.3. Эффекты асимметрии. Неблагоприятный отбор.

Асимметричное распределение информации приводит к полному или частичному вытеснению с рынка "хороших" товаров "плохими". Это явление получило название неблагоприятного отбора (возможно, по контрасту с биологическим естественным отбором - отбором благоприятных свойств). Ущерб от неблагоприятного отбора терпят и продавцы хороших товаров, и покупатели, и страховые фирмы, и страхователи, словом, участники всех рынков, на которых этот эффект оказывается значительным.

8.4.4. Эффекты асимметрии. Риск недобросовестности.

Возникающая у одного из участников контракта возможность использовать отсутствие контроля со стороны другого участника для извлечения выгоды получила название риска недобросовестности. Обычно в качестве иллюстраций риска недобросовестности приводят различные ситуации в страховании, однако сфера его проявлений значительно шире. Другой обширный класс ситуаций, связанных с риском недобросовестности, образует продажа на условиях абонементной платы - шведский стол, помесячная оплата телефона, газа и т. д.

8.4.5. Преодоление информационной асимметрии.

Асимметрия информации, как мы видим, снижает эффективность рынка в целом, но, прежде всего, она невыгодна продавцам хороших товаров. Они заинтересованы в том, чтобы покупатель мог выделить их товар из общей массы товаров, предлагаемых на рынке. Этой цели служат различные сигналы. Фирма, пользующаяся хорошей репутацией, стремится затруднить продажу подделок своей продукции. Фирмы, производящие товары длительного пользования, могут информировать покупателей о надежности своей продукции с помощью гарантий.

8.4.6. Проблема "принципал-агент".

Особую сферу проявлений риска недобросовестности составляют контрактные отношения между сторонами, одна из которых поручает другой за вознаграждение выполнение каких-либо действий. Сторона, отдающая поручение, получила в экономике название принципала, а сторона, выполняющая поручение, - агента. И принципалом, и агентом могут быть и отдельный человек, и фирма, и организация, и государственное учреждение.

Вопросы для самоконтроля:

  1.  Имеет ли смысл блага различного качества считать различными благами?
  2.  В каких ситуациях покупатель не в состоянии оценить качество приобретаемого блага в момент совершения покупки?
  3.  С точки зрения экономики продукты различны, если потребитель считает их различными, вне зависимости от того, различаются ли они "на самом деле"?
  4.  С точки зрения экономики - если потребитель не видит различий между товарами, по крайней мере, на момент покупки, то это - единый товар, и вполне уместно говорить о спросе на этот товар?
  5.  Что на практике означает неполноту информации о товаре?
  6.  Что имеется в виду, когда говорится о том,  что покупатель нейтрален по отношению к риску?
  7.  Ради чего мы всюду в данной лекции считаем, что потребители рисконейтральны?
  8.  Чем можно описать желание покупателей купить товар, если бы покупатели точно знали качественные характеристики приобретаемого товара?
  9.  В чём состоит ограниченность информации, имеющейся у покупателя о товаре?
  10.  Какой информацией об имеющемся на рынке товаре располагает потребитель?
  11.  Как формируется цена спроса на товар, если  предлагаемый товар – товар разного качества?
  12.  Что собой представляет обратная функция спроса?
  13.  Как формируется кривая спроса на товар неизвестного качества (или смесь товаров различного качества)?
  14.  Каким словом на американском сленге называют негодные вещи?
  15.  По какой цене будут продаваться качественные товары при полной информированности покупателей?
  16.  В каком случае качественные товары могут продаваться и покупаться по своей равновесной цене?
  17.  Различают ли продавцы единицы товара с разными градациями качества?
  18.  Что представляет собой общий рыночный объём предложения товара при каждом значении цены?
  19.  Как формируется кривая предложения, с которым встречаются покупатели?
  20.  В чём состоит особенность рассматриваемого типа рынка лимонов?
  21.  Как можно рассчитать долю общего объёма предложения, приходящиеся на каждую градацию качества?
  22.  Когда хороший товар полностью вытесняется плохим?
  23.  Когда имеет место так называемый эффект "лимонов"?
  24.  В силу чего асимметрия информации в той или иной мере присутствует на всех рынках?
  25.  Каким образом асимметрия информации наблюдается на рынках труда?
  26.  Какой информацией обладает нанимающийся на работу (продавец трудовых услуг)?
  27.  Какое представление имеет работодатель (покупатель трудовых услуг) о категории работников, к которой может быть отнесен данный человек?
  28.  На основе чего устанавливается ставка заработной платы работодателем?
  29.  Возможна ситуация, когда покупатель обладает более полной информацией об объекте сделки, чем продавец?
  30.  Что называют рискофобией страховой фирмы?
  31.  Почему при полной информированности обеих сторон о вероятности страхового случая возможны будут лишь сделки с нулевым эффектом?
  32.  Что является необходимым условием добровольного страхования при любом распределении информации?
  33.  Можно ли утверждать, что все лица, заключившие договоры добровольного страхования, не склонны к риску?
  34.  К чему приводит, кто бы ни обладал большей полнотой информации - продавец или покупатель, - асимметричное распределение информации?
  35.  Какое явление получило название неблагоприятного отбора?
  36.  Кто терпит ущерб от неблагоприятного отбора?
  37.  При каком эффекте асимметрии идёт речь об изменении поведения субъекта после заключения контракта, когда другой участник сделки не в состоянии проконтролировать поведение своего контрагента?
  38.  При каких условиях фирма была бы вынуждена сохранять уровень безопасности, имевший место до страхования?
  39.  Почему  представляется совершенно невозможным контроль водительского поведения владельца застрахованного автомобиля?
  40.  Каким понятием обозначается возникающая у одного из участников контракта возможность использовать отсутствие контроля со стороны другого участника для извлечения выгоды?
  41.  Какие ситуации обычно иллюстрируют риск недобросовестности?
  42.  С каким риском  связана продажи на условиях абонементной платы – «шведский стол», помесячная оплата телефона, газа и т. д.?
  43.  Чему равны предельные расходы едока, оплатившего «шведский стол»?
  44.  Почему цена за «шведский стол» не привлекает обжор-рекордсменов?
  45.  В комплекте с чем обычно предоставляется возможность пользоваться «шведским столом»?
  46.  Вследствие чего действие неблагоприятного отбора сводится на нет?
  47.  Чем характеризуются все ситуации риска недобросовестности
  48.  Чему равны частные предельные расходы в случаях абонементной платы?
  49.  Какое обстоятельство вызывает отклонение размещения ресурсов от оптимального?
  50.  Почему асимметрия информации невыгодна продавцам хороших товаров?
  51.  Кто заинтересован в том, чтобы покупатель мог выделить их товар из общей массы товаров, предлагаемых на рынке?
  52.  Какой цели служат различные рыночные сигналы?
  53.  Какое условие требуется выполнить, чтобы сигнал о качестве товара был эффективным?
  54.  Какую задачу выполняют свидетельства о качестве, сертификаты и другие документы, выдаваемые заслуживающими доверия учреждениями, в частности государственными?
  55.  Что использует фирма, пользующаяся хорошей репутацией, чтобы затруднить продажу подделок своей продукции?
  56.  С помощью чего, фирмы, производящие товары длительного пользования, могут информировать покупателей о надежности своей продукции?
  57.  Как в экономике называется сторона, отдающая поручение?
  58.  Как в экономике называется сторона, выполняющая поручение?

Основные понятия темы

Агент – сторона, выполняющая поручение

Блага различного качества –это различные блага, и продаются они на различных рынках. Однако существуют ситуации, когда качество приобретаемого блага покупатель в момент совершения покупки не в состоянии оценить.

Вертикальное усреднение кривых спроса на товар – формирование кривой спроса на товар неизвестного качества (или смесь товаров различного качества) отдельных градаций качества с весами, равными долям этих градаций.

Неблагоприятный отбор – асимметричное распределение информации приводит к полному или частичному вытеснению с рынка "хороших" товаров "плохими"

Неполнота информации о товаре – покупатель знает, какими качественными характеристиками могут обладать различные экземпляры товара и насколько распространены среди предлагаемых на рынке экземпляры того или иного качества; но он не знает качество того конкретного экземпляра, который он намеревается купить.

Ограниченность информации, имеющейся у покупателя – потребитель знает, какие на рынке имеются товары (т. е. знает множество значений показателя k), и, кроме того, знает доли wk товаров каждого уровня качества на рынке, но не знает, к какой категории качества относится тот или иной экземпляр товара.

Принципал – сторона, отдающая поручение

Проблема "принципал-агент" – несовпадение интересов принципала и агента; информационная асимметрия (в пользу агента) в отношении качества выполнения условий контракта; несовершенство рынка агентских услуг.

Риск недобросовестности – возникающая у одного из участников контракта возможность использовать отсутствие контроля со стороны другого участника для извлечения выгоды

Сигналы – выполняют свидетельства о качестве, сертификаты и другие документы, выдаваемые заслуживающими доверия учреждениями, в частности государственными. Этой же цели служит репутация продавца (изготовителя), основанная на прошлом опыте покупок и передаваемая от покупателя к покупателю.

Структура продаж – соотношение объёмов товара разных градаций качества

Условия равновесия на рынке с асимметричной информацией – при установившейся цене кривая спроса соответствует структуре предложения, а объём спроса равен объёму предложения.

Эффект "лимонов" – ситуация на любом рынке, в которой при большей дифференциации хороший товар полностью вытесняется плохим товаром.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Микроэкономика»

  1.  1.1. Микроэкономика как составная часть теоретической экономики
  2.  1.2. Субъекты и объекты экономических отношений на микроуровне
  3.  1.3.  Методология микроэкономического анализа
  4.  1.4. Микроэкономические модели и принципы их построения
  5.  1.5. Модель кривой производственных возможностей и альтернативные расходы
  6.  1.6. Эффективность, сравнительное преимущество
  7.  1.7.  Структурно-логическая схема курса МИЭ
  8.  2.1. Понятие потребности, виды потребностей.  Экономические блага и их виды
  9.  2.2. Понятие полезности: общая и предельная полезность
  10.   2.3. Понятие равновесия потребителя: второй закон Госсена
  11.   2.4. Особенности потребительского спроса
  12.   3.1. Выбор потребителя в ординалистской концепции
  13.   3.2. Кривая безразличия (изобайда), её свойства
  14.   3.3. Бюджетное ограничение (изобада) и возможности потребителя
  15.   3.4. Равновесие потребителя в ординалистской концепции
  16.   4.1. Реакция потребителя на изменение его дохода
  17.   4.2. Реакция потребителя на изменение цен благ
  18.   4.3. Эффект замещения (замены) и эффект дохода
  19.   4.4. Понятие выявленных предпочтений
  20.   4.5. Проблемы измерения стоимости жизни
  21.   5.1. Рыночный спрос и закон спроса
  22.   5.2. Рыночное предложение и закон предложения
  23.   5.3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие
  24.   5.4. Эластичность спроса и предложения
  25.   6.1. Предприятие как производственно-рыночная система
  26.  6.2. Цели экономической деятельности предприятия
  27.   6.3. Параметры предприятия как микроэкономической модели
  28.   7.1. Частичная вариация факторов производства (производственная функция с одним переменным фактором производства)
  29.   7.2. Изоквантная вариация факторов производства (ПФ с двумя факторами производства)
  30.   7.3. Пропорциональная вариация факторов производства (эффект масштаба)
  31.   7.4. Изоклинная вариация факторов производства
  32.   7.5. Оптимум производителя
  33.   8.1. Теории расходов и прибыли
  34.   8.2. Расходы производства в краткосрочном периоде
  35.   8.3. Расходы производства в долгосрочном периоде
  36.   9.1. Модель рынка совершенной конкуренции и её характеристики
  37.   9.2. Рыночное поведение предприятия в краткосрочном периоде
  38.   9.3. Рынок совершенной конкуренции в долгосрочном периоде
  39.   9.4. Эффективность рынка совершенной конкуренции
  40.   10.1. Модель чистой монополии и её характеристики
  41.   10.2. Определение цен и объёмов производства монополистом
  42.   10.3. Особенности функционирования реальных монополизированных рынков
  43.   10.4. Монопольная власть и ценовая дискриминация
  44.   10.5. Экономические эффекты монополизации
  45.   11.1. Теоретические модели олигополии
  46.   11.2. Моделирование поведения олигополистов по их реакции на рыночные  изменения
  47.   11.3. Эффективность олигополии
  48.   11.4. Признаки и распространение монополистической конкуренции
  49.   11.5. Модели равновесия монополистического конкурента
  50.   11.6. Роль дифференциации благ и рекламы как инструментов неценовой конкуренции
  51.   11.7. Эффективность монополистической конкуренции
  52.   12.1. Производный спрос при совершенной конкуренции (спрос на факторы производства)
  53.   12.2. Влияние несовершенной конкуренции на производный спрос
  54.   12.3. Эластичность производного спроса
  55.   12.4. Оптимальное соотношение факторов производства
  56.   12.5. Спрос и предложение труда в условиях совершенно конкурентного рынка факторов
  57.   12.6. Рынок труда с несовершенной конкуренцией
  58.   12.7. Дифференциация ставок заработной платы. Человеческий капитал.
  59.   12.8. Капитал как фактор производства
  60.   12.9. Понятие выбора во времени
  61.   12.10. Анализ инвестиционных решений. Дисконтирование.
  62.   12.11. Рынок земли.
  63.   13.1. Анализ общего равновесия
  64.   13.2. Эффективность в производственной сфере
  65.   13.3. Равновесие в сфере обмена
  66.   13.4. Общее равновесие, экономика благосостояния
  67.   14.1.Правовые предпосылки рыночного хозяйства
  68.   14.2. Внешние эффекты. Теорема Коуза
  69.   14.3. Общественные блага
  70.   14.4. «Провалы» рынка и функции государства в рыночной экономике
  71.   14.5. Предпосылки теории общественного выбора
  72.   14.6. Общественный выбор в условиях прямой демократии
  73.   14.7. Общественный выбор в условиях представительной демократии
  74.   14.8. Бюрократия и проблемы формирования конституционной экономики

ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ К ИЗУЧЕНИЮ

  1.  Гальперин В.М., Игнатьев С.И., Моргунов В.М. «Микроэкономика» в 2-х томах / под ред. В.М. Гальперина – СПб.: Эконом. школа, 1999.
  2.  Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. – СПб., изд-во СПбУЭФ, 1996. – 352с.
  3.  Горобчук Т.Т. Мікроекономіка: Навчально-методичний посібник. – Київ: ЦУЛ, 2002. – 236 с.
  4.  Ивашковский С.Н. Микроэкономика. Учебник. – М.:Дело, 1998. – 416 с.
  5.  Максимова В.Ф. Микроэкономика. Учебник, издание третье, переработанное и дополненное. – М.:”Сомнитек”, 1996. – 328 с.
  6.  Микро-макроэкономика. Практикум / под ред. Огибина Ю.А. – С-Петербург:«Литера плюс», «Санкт-Петербург оркестр», 1994. – 432 с.
  7.  Микроэкономика. Под ред. Е.Б. Яковлевой. – М.: АКАЛИС, 1997. – 329 с.
  8.  Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА-ЦИФРА, М., 1998. – 572 с.
  9.  Осыка А.П., Клеутина Т.П. Микроэкономика. Учебное пособие. – Луганск, 1998. – 184 с.
  10.  Сборник задач по микроэкономике к «Курсу микроэкономики» Р.М. Нуреева / Гл. ред. д.э.н. проф. Р.М. Нуреев. – М.: Издательство «Норма», 2002. – 432 с.
  11.  Тарануха Ю.В., Земляков Д.Н. Микроэкономика. Учебник / под общей ред. д.э.н. проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: издательство «Дело и сервис», 2002. – 304 с. – (серия «Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова).

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1.  Бажал Ю. М. Економічна теорія технологічних змін: Навч. посібник. — К.: Заповіт, 1996. — 240 с.
  2.  Базилевич В., Лук’янов В., Писаренко Н., Квіцинська Н. Мікроекономіка: опорний конспект лекцій. — К.: Четверта хвиля, 1998. — 248 с.
  3.  Баумоль У. Экономическая теория и исследование операций. М.: Прогресс, 1965.
  4.  Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М.: Общество «Знание» России. Центральный институт непрерывного образования. 1996. с. 162-303.
  5.  Введение в рыночную экономику /Под ред. Лившица А. Я. И Никулиной И.Н. М.:  Высшая школа, 1994.
  6.  Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. – СПб.: Питер, 2003. – 2003. – 256 с.
  7.  Вэриан Х. Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход: Учебник для вузов/Пер. с англ. Под ред. Н.Л. Фроловой. - М.: ЮНИТИ, 1997. - 767 с.
  8.  Гамільтон Дж. Методичний посібник до «Мікроекономки» Р. Піндайка і Д. Рубінфелда / Пер. з англ. А. Олейника, Р. Скільського. — К.: Основи, 1996. — 233 с.
  9.  Джуха В.М. Микроэкономика: Уч. пос. – М.: МАРТ, 2004.
  10.  Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика: Пер. с англ. / Под общ. ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича. — СПб.: Экон. шк., 1994. — 448 с.
  11.  Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. В. Лисовика и В. Лукашевича. — СПб.: Экон. шк., 1992. — 496 с.
  12.  Економічна теорія: В 2-х кн.: Навч. посібник / За ред. З. Г. Ватаманюка. — К.: Заповіт, 1997. — Кн. 2: Мікроекономіка. — 280 с.
  13.  Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика. Учебник. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство «ДИС», 1997. - 320 с.
  14.  Задоя А.О. Мікроекономіка: Курс лекцій: Навч. посібн. – К.: Т-во “Знання” КОО, 2000. – 176 с.
  15.  Ильенкова Н.Д. Спрос: анализ и управление: Учебное пособие / Под ред. Белявского И.К.. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 160 с.
  16.  Камаев В.Д. и колл. авт. Практическое пособие к семинарским занятиям по экономической теории. – М.: ВЛАДОС, 1998. С. 39-119.
  17.  Камаев В.Д. и колл. авт. Учебник по основам экономической теории (экономика). – М.:ВЛАДОС, 1997. С. 63-164.
  18.  Карагодова О. О., Черваньов Д. М. Мікроекономіка: Навч. посібник. — К.: Четверта хвиля, 1997. — 204 с.
  19.  Кириленко В. І. Мікроекономіка: Навч. посібник для студентів екон. спец. вузів. — К.: Таксон, 1998. — 334 с.
  20.  Курс экономической теории: Учебное пособие /Под общ. ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Московский государственный институт международных отношений МИД РФ.Киров: Изд-во «АСА», 1995. С. 76-277.
  21.  Лисовицкий В. Н. Микроэкономика: Учеб. пособие. — 2-е изд., доп. и перераб. — К.: ИСИМО МО Украины, НВФ Студцентр, 1997. — 160 с.
  22.  Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Аналітична економія. Принципи, проблеми і політика. Ч. 2. Мікроекономіка / Пер. з англ. 13-го вид. С. Панчишина, О. Ватаманюка, З. Ватаманюка; Керівник проекту З. Ватаманюк. — Львів: Видавнича спілка «Просвіта», 1999. — 649 с.
  23.  Менар К. Экономика организаций / Пер. с франц.; Под. ред. А. Г. Худокормова. — М.: ИНФРА-М, 1996. — 160 с.
  24.  Микроэкономика в таблицах и графиках: Учебник для вузов  / Б.В. Прыкин, Т.Б.Прыкина. Н.Д.Эриашвили, С.В.Захаров. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 563 с.
  25.  Микроэкономика. Под ред. Е. Б. Яковлевой. - М.: АКАЛИС, 1997, 329 с.
  26.  Микроэкономика: Учебник / М.А. Ланец, Е.Б.Яковлева, Н.В.Нещерет и др.; Под ред. Е.Б.Яковлевой; Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». – М.: АКАЛИС, 1997. – 330 с.
  27.  Мікроекономіка і макроекономіка: Підручник для студентів екон. спец. закладів освіти / За заг. ред. С. Будаговської. — К.: Основи, 1998. — 518 с.
  28.  Мікроекономіка: Навч.-методичний комплекс: У 3-х ч. / Укл. А. П. Наливайко та ін. — К.: КДЕУ, 1997. — 267 с.
  29.  Мочерний С.В., Фомішин С.В. - Державний  іспит бакалавра з економічної теорії: питання та відповіді: Навчальний посібник. – Херсон.: Дніпро, 2003. - 297 с.
  30.  Основи економічної теорії /Мочерний С.В.,Єрохін С.А., Каніщенко Л.О та ін. За ред. Мочерного С.В. К.: ВЦ “Академя”, 1998. С. 123-164.
  31.  Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика / Сокр. пер. с англ.; Науч. ред. А. Т. Борисович, В. М. Полтерович, В. И. Данилов и др. — М.: Экономика, Дело, 1992. — 510 с.
  32.  Пода А. К., Вашків О. П., Куц Л. Л. Мікроекономіка. Збірник задач для студентів економічних спеціальностей:Навч. посібник.—К.: ІКДО, 1995.  123 с.
  33.  Райхлин Э. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков продукции. — М.: Наука, 1995. — 347 с.
  34.  Самуэльсон П. Экономикс. В 2-х томах. - Машиностроение, 1993. Т.1. - 336 с. Т.2. - 416 с.
  35.  Сборник задач по экономике: Учеб. пособие / Отв. ред. Ю. Е. Власьевич. М.: Изд-во БЕК, 1996. — 273 с.
  36.  Селищев А.С. Микроэкономика. – СПб: Питер, 2002. – 448 с.
  37.  Семюельсон Пол А., Нордгуаз Вільям Д. Мікроекономіка / Пер. з англ. С. Панчишина. — К.: Основи, 1998. — 676 с.
  38.  Симкина Л.Г.Корнейчук Б.В. Микроэкономика.– СПб.: Питер, 2002. – 464 с.
  39.  Слухай С. В. Довідник базових термінів та понять з мікроекономіки. — К.: Лібра, 1998. — 256 с.
  40.  Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Экономика для технических специальностей: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2002. – 288 с.
  41.  Теория фирмы / Под. ред. В. М. Гальперина. — СПб.: Экон. шк., 1995. — Вехи экономической мысли; Вып.2. — 534 с.
  42.  Тироль Ж.: Рынки и рыночная власть: Теория организации промышленности / Пер. с англ. — СПб.: Экон. шк., 1996. — 745 с.
  43.  Фандель Г. Теория производства и издержек / Пер. с нем.; Науч. ред. М. Г. Грещака. — К.: Таксон, 1998. — 528 с.
  44.  Фель У., Оберендер П. Основи мікроекономіки / Пер. з нім. 6-го вид.; За ред. А. П. Наливайка. — К.: Укртиппроект, 1998. — 478 с.
  45.  Фишер С.,Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. 2-го изд. – М.: Дело ЛТД, 1995. — 864 с.
  46.  Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и приложения / Пер. с англ. — М.: Финансы и статистика, 1992. — Т. 1. — 384 с.; Т. 2. — 384 с.
  47.  Хейне П. Экономический образ мышления. — М.: Новости, 1991. — 704 с.
  48.  Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости / Пер. с англ.; Под ред. Ю. Я. Ольсевича. — М.: Экономика, 1996. — 351 с.
  49.  Чечевицина Л.Н. Микроэкономика: Экономика предприятия (фирмы). – Ростов н/Д.:ФЕНИКС, 2000. – 384 с.
  50.  Экономика: Учеб. для экон. акад., вузов и фак. / Под ред. А. С. Булатова. — М.: Изд-во БЕК, 1995. — 604 с.
  51.  Экономическая школа. Вып. 1, 2, 3,4. Систематический курс лекций по экономической теории. — СПб.: Экон. шк., 1991; 1994; 1995; 1998.
  52.  Ястремський О., Грищенко О. Основи мікроекономіки: Підручник. – К.: Знання, 1998. – 673 с.
  53.  Ястремський О. І. Основи теорії економічного ризику: Навч. посібник для студ. екон. спец. вищ. навч. закладів. — К.: АРТЕК, 1997. — 248 с.

УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к самостоятельному изучению дисциплины

«Микроэкономика»

для студентов, обучающихся по направлениям

0305 «Экономика и предпринимательство» и «Менеджмент»

(всех форм обучения)

Составитель:     Свиридюк Ю.Г.

Редактор     Л.В. Бугоркова

Техн. редактор    Т.Н. Дроговоз

Оригинал-макет       


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45370. Системы развивающего обучения 47.5 KB
  Системы развивающего обучения План Понятие и сущность развивающего обучения ЗАР ЗБР принципы структура Дидактическая система Л. Зонкова цель принципы методы формы результат Теория содержательного обучения и дидактическая система Эльконина и Давыдова цели требования к процессу обучения. Формы уроков методы результат Теория поэтапного формирования умственных действий Гальперина Талызиной цели 6 этапов Понятие и сущность развивающего обучения С 30г. В России начинается разработка дидактических систем развивающего...
45371. Сущность процесса обучения: его противоречия, функции, этапы 53.5 KB
  Сущность процесса обучения: его противоречия функции этапы. План Сущность обучения Особенности процесса обучения Закономерности процесса обучения Принципы процесса обучения общие спеуифические Противоречия процесса обучения перечисление противоречий задачи для их преодоления Функции обучения Образовательная Воспитательная Развивающая Этапы процесса обучения Живое созерцание Абстрактное мышление Практика Двусторонний характер обучения Процесс преподавания Процесс учения 1. Сущность обучения – то что...
45372. Многообразие форм организации обучения в школе. Психолого-педагогические требования к современному уроку 52.5 KB
  Многообразие форм организации обучения в школе. План Формы организации обучения. Критерии выбора форм организации обучения. Общие формы обучения Фронтальная форма Групповая Парная Индивидуальная.
45373. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды В.А.Сухомлинского 38.5 KB
  Нравственное воспитание 6. Воспитание потребностей культура желаний 7. Трудовое воспитание 8. Другие идеи воспитание без наказаний зубрежка основа на эмоциональночувственной сфере 3 составные части воспитательного процесса.
45374. Место и роль государства в политической системе общества 47.01 KB
  Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подза конных актов которые порой могут между собой находиться в противоречии. Отсюда систематизация – это упорядочение нормативных актов приведение их в определённую систему. Выделяют такие виды систематизации как: 1 инкорпорация – форма систематизации путём объединения нормативных актов без изменения их со держания в сборник где каждый из актов сохраняет своё самостоятельное юридическое значение. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе...
45375. Правовое государство: понятие и признаки 50.64 KB
  Основоположник античной политической науки Аристотель обосновал идею господства права и правовой законности а также идею права как критерия справедливости. Появляется теория разделения властей прав человека первое представление о законности. принципы и юридические гарантии законности Для начала следует отметить что законность это политикоправовое явление которое характеризует процесс совершенствования государственноправовой формы организации общества путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего...
45376. Соотношение гражданского общества и государства 54.37 KB
  соотношение гражданского общества и государства Гражданское общество и государство представляют собой понятия которые отражают различные стороны жизни общества и противостоят друг другу. Без зрелого гражданского общества невозможно создание правового демократического государства поскольку именно сознательные свободные граждане способны формировать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Соотношение гражданского общества и государства характеризуется тем что их нельзя ни отождествлять ни противопоставлять друг другу тем более...
45377. Исторические предпосылки возникновения права 57.96 KB
  Есть лишь отношения объективно требующие или не требую щие правового опосредования. Лишь в отдельных случаях субъект может не знать что стал участником правового отношения например оказавшись наследником по закону после смерти родственника проживавшего в другом городе. Механизм правового регулирования: понятие структура стадии процесса Право как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения обеспе чивая реализацию позитивных интересов субъектов. Каждый из этапов и юридических элементов правового...
45378. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ ПРАВА 43.74 KB
  Ценность права выражается в том что оно прежде всего выступает средством: − регулирования общественных отношений придаёт действиям людей согласованность упорядоченность уверенность; − защиты существующего общественного строя устанавливает меры юридической ответственности за общественно опасные и вредные деяния; − обновления общества фактором его прогресса содействует развитию тех социальных связей в которых заинтересовано общество; − решения глобальных проблем современности оборонных экологических и т. Эффективность правового...