17904

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Тема № 1 Теоретические и организационные основы налогового менеджмента. План 1. Сущность налогового менеджмента как необходимого элемента налогового права. 2. Фискальный мониторинг. 3. Государственный налоговый менеджмент. 4. Корпоративный налог

Русский

2013-07-06

336 KB

32 чел.

Тема № 1

Теоретические и   организационные   основы    налогового   менеджмента.

План

1. Сущность налогового менеджмента, как необходимого элемента налогового права.

2. Фискальный мониторинг.

3. Государственный налоговый менеджмент.

4. Корпоративный налоговый менеджмент.

5. Методологические основы налогового менеджмента.

В украинской экономической науке и системе государственного управления финансово-хозяйственными процессами такое понятие, как «налоговый менеджмент» еще не распространено. Широко используется понятие «финансовый менеджмент», но в основном в сфере корпоративных финансов. Однако используемые в налоговом производстве приемы и методы управления системой налоговых правоотношений и существующие методологии налогообложения способствуют распространению понятия «налоговый менеджмент» в украинской налоговой среде.

Налоговый менеджмент - это система принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с выбором налоговой системы, расчетом налоговых платежей, постоянным контролем за их осуществлением. Налоговый менеджмент является основополагающей составляющей всей итоговой политики как на уровне государства, так и на уровне региона, отрасли, предприятий и физического лица плательщику напогов. Можно сказать, что налоговый менеджмент - это система правления процессами движения денежных средств от субъектов сферы «бизнес» к субъектам сферы «бюджет».

Налог - это не просто обязательный платеж юридического или физического лица в бюджет, это - неотъемлемый элемент финансового организма государства, сущность которого раскрывается в процессе кругооборота капитала и движения различных денежных потоков. Для управления этими потоками используются методы налогового менеджмента (по аналогии с финансовым):

                -    анализ;

планирование и прогнозирование;

регулирование;

контроль.

Исходя этого, налоговый менеджмент структурируется на соответствующие составляющие (рис. 1.1).

Рис 1.1 Структура организации налогового менеджмента


Налоги являются, прежде всего, выражением отношений собственности, при этом экономические интересы сферы «бюджет» не идентичны, а скорее противоположны интересам сферы «бизнес». Следовательно, используемые экономические методы государственного управления налогообложением, отличаются от методов управления движением капитала; (в части планирования налоговых отчислений) на уровне корпораций.

В налоговом менеджменте как в сфере управления объединяются два противодействующих, но партнерских направления:

-  государственный менеджмент;

-   корпоративный менеджмент.

Третьей    не    менее    важной ,  составляющей    налогового менеджмента является налоговый менеджмент физических лиц.

Налоговая система - это совокупность налогов и сборов (обязательных платежей), взимаемых в бюджеты и государственные целевые фонды в установленном законами данного государства порядке, на основе принимаемых принципов её построения. Налоговая система как комплекс правоотношений субъектов сфер «бизнес» и «бюджет» — это управляющая, и управляемая системы одновременно. Объединяет эти субъекты одна цель — оптимизировать параметры движение денежных средств (налогов и обязательных    платежей). Цели   оптимизации у каждого субъекта свои, причем они противоположны.  

-  увеличить налоговые платежи (для субъектов сферы «бюджет»;

         - уменьшить их (для субъектов сферы «бизнес»)

Понятие «налоговый менеджмент необходимо в данном случае для того, чтобы подчеркнуть специализацию деятельности менеджера, будь то представитель налоговой администрации, или независимый налоговый аудитор, или налоговый менеджер фирмы. Специализация влечет за собой и создание новых, свойственных налоговой среде приемов и методов управления.

Включение механизма управления налоговой сферой в систему широко    используемых    в    международном и отечественном менеджменте методов и частных приемов (с их приспособлением к  конкретным целям государственного и корпоративного менеджмента) обеспечивает большую управляемость потомками налоговых платежей.

Постепенное   формирование   партнерских отношений субъектами сфер «бизнес» и «бюджет» по поводу оптимизации налоговых   изъятий   создаст   необходимые предпосылки обоюдной    заинтересованности    в    четком прохождении всей  начисленной    суммы    налоговых    платежей  - от «кассы»налогоплательщика до «бюджетных касс»  (счета  Госказначейства Украины).

В    конечном    итоге    налоговый    менеджмент    сформирует фундаментальную информационную базу для разработки сводного финансового баланса государство — бюджета. Появится возможность разработки стратегии налогообложения наряду со стратегией социально-экономического развития страны в целом.

Для    регулирования налоговых    отношений    государство разрабатывает налоговое право -   совокупность юридических норм, определяющих виды налогов в данном государстве   порядок их взимания, связанный с возникновением ,функционированием,  изменением и прекращением налоговых отношений.

Источником налогового! права выступают налоговые законы Украины и другие нормативные акты - Указы Президента Украину, Декреты Кабинета Министров Украины, нормы, правила, распоряжения правительства У раины, инструкции ГИДУ, решения судебных органов.

Для налогового права большое значение приобретают законы,
корректирующие, а нередко и исключающие ранее принятие
законы. Это .является свидетельством уровня стабильности или
нестабильности налогового права государства. От состояния этого
уровня зависят задачи и стратегия корпоративного менеджмента и налогового менеджмента физических лиц.

Отношения в области  налогов могут существовать только в форме правоотношений.   

Налоговые правоотношения ~ это отношения, которые возникают при уплате налогов  предприятиями, физическими лицами, где стороны принимают участие как. носители прав и обязанностей, установленных законодательством.

Субъектами налоговых правоотношений выступают, с одной стороны, налоговая администрация, которая действует от имени государства и наделена властными полномочиями, а с другой – юридические и  физические лица плательщики налогов}.

Привлечь того или иного гражданина или юридическое лицо к налогообложению можно при условии наличия у него самостоятельного источника дохода или имущества.

* Все участники налоговых правоотношении наделены определёнными правами и обязанностями. Так, например, ГНАУ  имеет право требовать внесения налогов в установленные сроки и в полной сумме, применяя санкции к нарушителям налогового законодательства Плательщики налогов наделены правом на отсрочку платежей,  рассрочку платежей, налоговый кредит, возвращение переплаченных налоговых сумм, обжалование действий налоговых инспекторов и т. д.

                                                                                                                                                                                                                                                                         


^Таким образом, налоговый менеджмент является неотъемлемой Составляющей Налогового права

На рисунке 1.2 приведены методологические и организационно-правовые основы функциональной «конструкции» систем налоговых правоотношений в правовом государстве.

 


2. фискальный мониторинг

Система налогового менеджмента основывается на формировании банка информационных данных, и этот процесс приводит к появлению специализированной сферы – института фискального мониторинга.

Фискальный мониторинг - с одной стороны,  это всестороннее и глубокое исследование последствий введения налогов, и расходования налоговых доходов – с другой. Исследование таких ситуаций сопровождается соответствующими научно-практическими описаниями, выработкой рекомендаций для законодательных и исполнительных органов и публикациями в открытой печати для обсуждения.

Фискальный мониторинг могут проводить:

  •  действующие представители налоговых администраций;
  •  независимые ассоциации налогоплательщиков;
  •  объединения аудиторских служб.

Это позволяет устанавливать конструктивный диалог между налоговыми администрациями и налогоплательщиками.

Недостатком украинской практики фискального мониторинга, периода формирования рыночной экономики, являлось отсутствие для широкого изучении данных о налоговых и бюджетных планах государства, их корректировка и исполнение.

Налогоплательщик не был осведомлен о том, куда направляются уплаченные им налоги.

  •  

Стратегическая цель фискального мониторинга -  осмысление и постепенное изменение действительности, неотвратимое движение к равенству перед законом всех и каждого. Практика налогового менеджмента позволит разрабатывать и принимать программные документы по установлению равновесных налоговых прав и ответственности между субъектами сфер «бизнес» и «бюджет», непрерывно конфликтующими, но в любом случае остающимися партнерами.

Содержание докладов официальных налоговых | ведомств и сотрудничающих с ними экспертов по результатам фискального мониторинга является своеобразным индикатором состояния фискальных правоотношений, а также свидетельством! зависимости (или отсутствия таковой) между налоговой системой и другими важнейшими элементами хозяйственного механизма: денежным обращением, ценообразованием, кредитованием, страхованием и другими сферами. В конечном итоге исследователи и законодатели получают подтверждения или опровержения необходимости проведения | очередных налоговых реформ. Такие данные используются для выбора мотиваций и предпочтений в случае подтверждения необходимости налоговой реформы.


 

3. государственный налоговый менеджмент


Государственный налоговый менеджмент охватывает сферу государственной налоговой политики, то есть - налоговой политики на макроэкономическом уровне, представляющей собой систему отношений между .государством    и плательщиками налогов при удержании платежей и распределении их в государстве.

Целью государственной налоговой политики является организация такой налоговой системы, которая бы удовлетворяла, с одной стороны, всё или большинство финансовых потребностей государства, а с другой – не была слишком обременительной для налогоплательщиков. , Менеджмент такого уровня должен осуществляться в зависимости от экономической и финансовой стратегии  государства и в соответствии с разработанной налоговой стратегией.

Основная цель государственного налогового   менеджмента организация наполнения доходной части бюджета государства из различных   источников      для   покрытия   затрат,   связанных   с выполнением государством своих функций.

Однако налоговая практика постоянно доказывает, что при обеспечении налоговыми доходами казны государства (фискальная системы налогообложения необходимо соблюдать экономические интересы субъектов сферы «бизнес», обеспечивая им широкие  инвестиционные возможности (регулирующая функция системы  налогообложения), в противном случае казна будет постепенно иссякать.

В настоящее время налоговые администрации применяют прогрессивные  методы планирования и прогнозирования структуры налогового потенциала, а также способы расчета и разложения совокупной налоговой нагрузки по индивидуальным плательщикам, предприятиям, отраслям и территориям. Однако смысл менеджерской деятельности субъектов сферы «бюджет», как и десятилетия назад, сведен к  управленческим   решениям:   обеспечить,   повысить,  устранить,  привлечь к ответственности  и другим,  аналогичным требованиям.

Понятно,    что    на    чрезмерное,    зачастую    экономически иное изъятие средств в казну государства субъекты «бизнес»   отвечают  традиционным   уходом  от  налогов,  стремясь укрыть, уменьшить, не отразить в учете ту или иную налогооблагаемую базу или объект..

Поэтому 'функционирование налоговой системы должно быть ориентировано не только лишь на интересы сферы «бюджет», но и учитывать необходимые условия существования и развития сферы «бизнес», потому что это прежде всего является необходимой предпосылкой развития экономики страны, а значит и расширения налогооблагаемой базы.

При разработке основ общеукраинской концепции налогового менеджмента за исходное положение принимается то, что налоги являются прежде всего выражением отношений собственности, а экономические интереса сферы «бюджет» не идентичны интересам субъектов сферы «бизнес». Следовательно, используемые экономические методы государственного управления налогообложением отличаются от  методов управления движением капитала на уровне корпораций.

Объектом государственного налогового менеджмента являются потоки финансовых ресурсов из сферы «бизнес» в сферу «бюджет» при выполнении налоговых обязательств, а также договорные отношения по предоставлению инвестиционных и других налоговых кредитов, разных видов1 льгот, контрольные действия, обусловленные необходимостью применения налоговых санкций при нарушении налогового законодательства Украины.

К субъектам Государственного налогового менеджмента относятся:

Верховная Рада Украины;

Министерство финансов Украины;

налоговые 1 администрации трех уровней фискальной иерархии ([Государственная налоговая администрация Украины : (ГНАУ), государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, государственные налоговые инспекции в районах, города*, районах в городах, межрайонные налоговые инспекции, отряды налоговой милиции при них).

Стратегическая Цель государственного налогового менеджмента — высокоэффективное управление бюджетным дефицитом:

- реструктуризация долгов;

-     экономически обоснованное банкротство несостоятельных налогоплательщиков;

-     распространение  по  всей  горизонтально-вертикальной фискальной'   иерархии   принципов   консолидированной ответственности    наряду    со    снижением    совокупной налоговой нагрузки и др.

Государственный налоговый    менеджмент выполняет    такие задачи:

  1.  Создание законодательной базы, отвечающей требованиям как государственной политики, так и стремлениям налогоплательщиков Главной чертой законодательной базы должна быть ее стабильность.
  2.  Принятие в соответствии с законодательной базой нормативной базы, которая регулировала бы формы и виды налоговых платежей с учетом условий, складывающихся на данный момент. Прежде всего это касается методик    расчета платежей. Порядка их уплаты. При этом . необходима относительная постоянность, этой базы.

3* Создание системы ^налоговых институтов, обслуживающих деятельность налогоплательщиков,  и определение системы требований, границ сферы деятельности и влияния на налогоплательщиков.

4. Создание системы штрафных санкций, с одной стороны, применительно к налогоплательщикам, нарушающим порядок уплаты налогов, с другой - к должностным лицам финансовых органов, превышающим свои полномочия. При этом должен быть создан порядок и определена методика возмещения налогоплательщикам тех утрат, которые были понесены при принятии решений руководством налоговых органов.

Оздоровление фискальных отношений в Украине тесно связано с
совершенствованием всей практики государственного экономического менеджмента (регулирования и контроля), включением в нее методов,
широко применяемых в международной практике. Прежде всего это
Индикативная налоговая политика, согласующаяся с экономически
обоснованной кредитной политикой Национального банка Украины
наряду с политикой в области финансовых займов (процентная
политика).

Государственный   налоговый   менеджмент   преследует   цель максимально оптимизировать использование двух основных каналов наполнения доходами казны  государства:   взимание   налогов  и привлечение займов.

На этапе трансформационного развития экономики Украины государственное регулирование экономики становится единственным способом перехода от экономики неустойчивого характера развития к рыночной, социально ориентированной экономике.

Широко распространенным в мировой практике методом налогового регулирования являются льготы малому и среднему бизнесу, а также  предоставление государственных гарантий фирмам, ориентирующимся на высокотехнологичные производства и создающим «внутреннюю» добавленную стоимость.

Стратегический налоговый менеджмент на общегосударственном уровне — это преимущественно сфера оценки исполнения налогового бюджета государства за истекший отчетный период и его планирование на предстоящий финансовый год.

Тактический налоговый менеджмент включает в себя, прежде всего решение проблем текущего исполнения налогового бюджета государства всеми без исключения плательщиками Следовательно, его наиболее масштабной и мобильной частью является налоговый контроль

Налоговый   контроль,   осуществляемый   на. Государственном уровне считается в административных кругах главным способом решения финансовых проблем государства. Налоговые контрольные действия охватывают всю систему налогообложения, а также осуществляются в разрезе отдельных налогов, налоговых групп, групп налогоплательщиков, территорий. Иными словами, налоговый контроль пронизывает экономику по вертикали и по горизонтали, обеспечивая фискальные интересы бюджета.

Не забывая об общенациональной важности налогового контроля, следует знать о том что одно из главных требований к налоговому контролю вытекает из известных с древности принципов налогообложения – контроль должен приносить государству значительно больше средств, нежели затрачивается на его проведение (принцип дешевизны и эффективности налоговой системы).

Одним только налоговым контролем функции государственного налогового менеджмента не ограничиваются. Здесь функционируют ещё две важные сферы:

  •  государственное налоговое планирование(прогнозирование);
  •  государственное налоговое регулирование.

Таким образом, с позиции общенациональных экономических интересов государственный налоговый менеджмент является одной из непосредственных функций государства и важным элементом его экономической политики.

4. КОРПОРАТИВНЫЙ НАЛОГОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Задачей корпоративного налогового менеджмента является разработка налоговой политики предприятия в зависимости от его экономической стратегии и направлений деятельности, а также выбор такой системы налогообложения, которая дала бы возможность получать  наибольшую     прибыль     при  оптимизации  налоговых платежей всех уровней бюджетной политики.

По мере роста качественных и количественных параметров бизнеса он становится все более сложным организмом, которому требуется структурированная форма управления финансовыми и налоговыми отношениями для обработки возрастающего потока информации. Корпоративный налоговый менеджмент вносит прямой вклад в прибыльность бизнеса, оптимизацию налоговых обязательств. Поиск путей оптимизации налоговых платежей представляет собой одно из направлений налогового планирования осуществляемого в интересах бизнеса.

Налоговое планирование с позиций налогоплательщика как один из    элементов    корпоративного    налогового    менеджмента неотъемлемая часть его финансово-хозяйственной деятельности. Этот процесс имеет крайне важное значение поскольку оптимизация налогообложения позволяет своевременно выявить финансовые резервы для их капитализации. И здесь в полной мере встает задача грамотного и в правовом отношении законного уменьшения налогового бремени для каждого налогоплательщика. Эта задача решается корпоративным налоговым менеджментом.

При решении данной задачи менеджеры сталкиваются со многими трудностями особенно при нестабильности правового обеспечения финансово-хозяйственной и налоговой деятельности. Период реформирования украинской экономики отличался частыми корректировками налогового    законодательства.  Принимаемые налоговые законы вводились в действие задним числом. В налоговую практику внедрялись корректирующие закон подзаконные акты (указания, письма, рекомендации финансово-налоговых администраций). Все это создавало для налогоплательщиков область повышенного риска при веденийи финансово-хозяйственной деятельности.

В этот же период налоговое планирование стало сферой деятельности многих аудиторских и других консультационных служб, работающих на договорной основе с налогоплательщиком. Это не снижает актуальности внутреннего корпоративного налогового планирования

Несмотря на широкое распространение практики законной оптимизации налоговых платежей, качество налогового планирования улучшается медленно. Причина здесь не только в нестабильности налогового законодательства. Несовершенна сама область правового обеспечения налоговых процессов — налоговое право. Эта важнейшая сфера науки и практики должна стать системным элементом образовательных знаний.

В мировой практике существует множество юридических схем, отработанных долгой историей хозяйственного развития, следовательно, каждый налогоплательщик должен юридически грамотно обращаться с методикой налогового менеджмента. Это позволяет не только правильно самому ориентироваться в лабиринте налогового законодательства, но и оценивать профессионализм службы обязательного аудита. Финансовые потери по ведению таких дел значительны, однако без них риск оказаться банкротом гораздо выше.

Позитивным моментом организации налогового менеджмента является введение в практику абонементного обслуживания налогоплательщиков аудиторскими и юридическими фирмами. Интересы налогоплательщиков в этом случае отстаивают профессионалы, работающие на долговременной договорной основе. Это обеспечивает их ответственность за принимаемые решения.

В общей схеме корпоративного налогового менеджмента можно
выделить следующие возможные пути оптимизации объемов
налоговых платежей:

  1.  Выбор выгодного места регистрации и места осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

2. Грамотное использование всех пробелов и достоинств действующего законодательства, построение различных схем хозяйствования действия охватывают всю систему налогообложения, а также осуществляются в разрезе отдельных налогов, налоговых групп, групп
налогоплательщиков, территорий. Иными словами, налоговый
контроль пронизывает экономику по вертикали и по горизонтали, обеспечивая фискальные интересы бюджета

Не забывая об общенациональной важности налогового контроля, следует знать о том. что одно из главных требовании к налоговому контролю вытекает из известных с древности принципов налогообложения  - контроль должен приносить государству значительно больше средств, нежели затрачивается на его проведение (принцип дешевизны и эффективности налоговой системы).

.

Задачей корпоративного налогового менеджмента является разработка налоговой политики предприятия в зависимости от его экономической стратегии и направлений деятельности, а также выбор такой системы налогообложения, которая дала бы возможность получать наибольшую прибыль при оптимизации налоговых платежей всех уровней бюджетной политики.

По мере роста качественных и количественных параметров бизнеса он становится все более сложным организмом, которому требуется структурированная форма управления финансовыми и налоговыми отношениями для обработки возрастающего потока информации. Корпоративный налоговый менеджмент вносит прямой вклад в прибыльность бизнеса, оптимизацию налоговых обязательств. Поиск путей оптимизации налоговых платежей представляет собой одно из направлений налогового планирования, осуществляемого в интересах бизнеса.

В общей схеме корпоративного налогового менеджмента можно
выделить следующие возможные пути оптимизации объемов
налоговых платежей:

1.  Выбор выгодного места регистрации и места осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

2. Грамотное использование всех пробелов и достоинств действующего законодательства, построение различных схем хозяйствования действия охватывают всю систему налогообложения, а также осуществляются в разрезе отдельных налогов, налоговых групп, групп
налогоплательщиков, территорий. Иными словами, налоговый
контроль пронизывает экономику по вертикали и по горизонтали, обеспечивая фискальные интересы бюджета

  1.  Выбор соответствующей организационно-правовой, формы предпринимательства.
  2.  Использование возможностей хозяйственных договоров (включение в них экономически выгодных условий, комбинирование договоров, сочетание условий различных типов4договоров).   , .
  3.  Грамотное и юридически безупречное ведение бухгалтерского учета.
  4.  Использование   наиболее   экономичных способов защиты нарушенных налоговых прав.

7. Выбор альтернативной системы налогообложения.


Наибольшее распространение в украинской практике получили

1-е, 5-е и 7-е направления оптимизации налогообложения. Другие направления применяются в единичных случаях. Многообразие финансово-хозяйственных ситуаций обязывает при планировании учетно-налоговых действий особое внимание уделять подбору экономических контрагентов. Это, в свою очередь, требует знаний их отраслевых технологий. Выход украинских предпринимателей на международный рынок еще больше обостряет проблему оптимизации налогообложения, поскольку требуются знания международного права.;

Каждая конкретная сделка должна быть детально продумана не только с позиций экономической выгоды, но и оценена с точки зрения возникающих при ней налоговых обязательств на момент подготовки необходимых документов, т.е. еще до того, как сделка будет заключена.

В процессе налогового планирования следует оценить, насколько желательна предполагаемая страна в качестве места долгосрочных инвестиций, чтобы уменьшить налоговые потери или вовсе избежать налоговых платежей. Этот анализ предполагает не только поиск преимуществ налогового законодательства в каждой искомой стране, но и выявление преимуществ валютно-расчетного характера.

Даже самые простые операции на внутреннем рынке, создают проблемы ценообразования и оплаты, в решении которых должен принимать участие налоговый менеджер. Эти задачи резко усложняются при выходе фирмы на международный рынок. Цена для иностранных покупателей может устанавливаться в валюте продавца, покупателя или в валюте третьих стран. Для продавца местная валюта предпочтительнее, поскольку заранее можно ориентироваться на сумму сделки и сумму налоговых обязательств по ней при условии, что сделка подпадает под действие отечественной системы налогообложения. Но при нестабильности гривны продавец выбирает более устойчивую валюту, и тут возникает необходимость перерасчета сумм сделки и налоговых обязательств. Это обязывает налогового менеджера фирмы профессионально ориентироваться в механизмах котировок валют. При покупке необходимой иностранной валюты с нефиксированным курсом могут произойти любые изменения между моментом установления цены и моментом получения дохода. Следовательно, в круг обязанностей налогового менеджера входит и составление прогнозных расчетов учитывающих факторы риска при планировании налогов от сумм валютных операций экспорта и импорта. Кроме того, налоговому менеджеру фирмы необходимы знания специфики самих валютных операций (условия валютного свопа, форвардных, фьючерсных и тому подобных сделок).

Большое значение для налогового менеджера имеет содержание отечественного налогового, бухгалтерского, таможенного законодательств, постепенное приближение его к международным стандартам. По мере того, как процесс унификации бухгалтерских стандартов и налоговых законов будет продвигаться вперед (пример — страны ЕЭС), отпадут некоторые из упомянутых выше проблем, равно как и побудительные мотивы для поиска оптимальных с точки зрения прибыли и налогообложения сфер приложения капиталов. Но унификация не снимает вопроса о сложности положений налогового законодательства. В США, например, справочники Налогового управления насчитывают свыше 70 тыс. страниц текста. Американская система налогообложения по своей сложности не имеет мировых аналогов. Однако в течение 90-х годов четко прослеживалось тяготение украинской, российской и восточноевропейских систем налогообложения именно к американской модели налогообложения. Следовательно, налоговая отчетность будет усложняться и в связи с этим будут возрастать требования к профессиональной подготовке налоговых менеджеров.

 Большое значение имеет отчетно-аналитическая деятельность налогового менеджера. Несмотря на негативное отношение к оценке postfactum (часто ее называют посмертным анализом), фирма должна располагать информацией за несколько лет о том, какие приемы налоговой оптимизации дали положительные результаты, по каким причинам они не достигнуты и т. п. Глубокое изучение налоговых отчетов, обзоров арбитражной практики, установление интерпретаций отдельных положений налогового законодательства, выбор наиболее благоприятных путей уменьшения налогового бремени, которые могут быть документально обоснованы, — вот то основное, что определяет круг задач налогового менеджера.

Ретроспективный анализ налоговых обязательств, результатов налоговых проверок и схем оптимизации налоговых платежей создает определенную информационную базу для прогнозирования этих зависимостей. В ходе такого анализа выявляется профессиональное соответствие (несоответствие) налогового менеджера тем задачам, которые стоят перед ним в сложных условиях мировой конкуренции, и руководство делает необходимые выводы.

Прошлый опыт используется для повышения компетентности налогового менеджера. Составление проекта налогового бюджета корпорации является элементом бюджетирования и служит основой внутреннего корпоративного налогового контроля. Следование этапам корпоративного налогового планирования и  контроля позволяет управлять налоговыми расходами и на законных основаниях минимизировать совокупные налоговые обязательства не только крупных корпораций, но и относительно небольших фирм.

Кроме налогового планирования и прогнозирования функциональным блоком налоговой системы является налоговый контроль. "На базе его методологии и практических организационно-правовых норм необходимо развивать особый функциональный институт правовых контрольных действий – налоговый аудит

Контрольные расчеты следует производить еще на стадии налогового планирования. Они являются необходимым дополнением к ориентированным на продуктивный налоговый результат начальным плановым расчетам. Периодические контрольные расчеты после окончания отчетного периода (квартал, полугодие) и после исчисления объема фактически собранных налогов за весь год позволяют определить отклонения между запланированным и фактическим налоговыми потенциалами.

' Проведение внутреннего налогового контроля подчинено тем же принципам, что и налоговый контроль в целом. Вместе с тем ему свойственны особые принципиальные требования как к информационному обеспечению, так и к процедуре проведения. К таким организационно-экономическим принципам относятся:

  1.  соблюдение интересов государства и экономических контрагентов;
  2.  доступность результатов внутреннего налогового контроля для их анализа со стороны государственных налоговых и таможенных администраций и банков;
  3.  аналитичность и содержательность отчета по внутреннему налоговому контролю для установления закономерностей потока денежных средств;
  4.  простота и доступность выводов для компьютерной обработки данных.

Налоговый менеджер предприятия, занимаясь поиском способов оптимизации налоговых платежей (налоговым планированием), одновременно осуществляет и контрольные действия. Известен целый арсенал методов внутреннего контроля, применяемых в системе бухгалтерского учета. Эти методы в равной степени могут быть использованы и налоговым менеджером. К ним относятся:

1) контроль издержек предприятия;

  1.  контроль над ходом выполнения плана и погашения долговых обязательств;
  2.  контроль налогооблагаемой базы, сроков погашения налоговых задолженностей;

4) контроль над использованием новых платежных средств;

5) контроль валютных и экспортных операций.
Использование этих известных методов не снимает актуальности проблем разработки системы информационно-методического обес
печения внутреннего налогового контроля. Службы внутреннего аудита и в их составе налоговый менеджер должны для этого использовать уже разработанные стандарты общего аудита, внося в них отраслевую специфику управления потоком денежных средств.

Цели внутреннего налогового контроля в основном те же, что и для финансового контроля в целом:

  1.  Аккуратное ведение финансовых документов.
  2.  Своевременное и должное заполнение всех регистров налоговой отчетности, деклараций и промежуточных расчетов налоговых платежей, книг покупок-продаж для расчетов налога на добавленную стоимость, справок по авансовым платежам налога на прибыль и т.п.
  3.  Защищенность активов предприятия от растрат и хищений.

Обеспечение достоверности бухгалтерского учета.

Таким образом, внутренний налоговый контроль позволяет отслеживать мультиплицирующий эффект не только от инвестиционных вложений, но и от изменения налоговых обязательств. Несвоевременная уплата налогов в бюджет не только сопряжена со штрафными санкциями. Она превращает долговые обязательства в неуправляемый объект: растет сама сумма налогового обязательства, а также суммы пени и штрафов.

Состав и содержание отдельных этапов корпоративного налогового менеджмента дают возможность составить баланс предприятия, другие отчетные документы, необходимые для управления совокупными налоговыми обязательствами в условиях реформирования украинских систем бухгалтерского учета и налогообложения. Международные стандарты финансовой отчетности позволяют оперативно выявлять возможность снижения налоговых расходов не только в корпоративной сфере хозяйствования. Для государства появляются новые возможности прогнозирования будущих налоговых поступлений из сферы «бизнес», что может повысить маневренность в использовании бюджетных средств.

^Налоговое регулирование является связующим звеном между налоговым планированием и налоговым  контролем. Налоговое регулирование представляет собой процесс научно выверенного и практически обоснованного оперативного вмешательства в ход выполнения налоговых бюджетов. В практическом плане налоговое регулирование состоит из принятия решений, их детализации по обеспечению полного и своевременного выполнения по вертикали и по горизонтали задач налогового администрирования.

В том случае, если между элементами налогового менеджмента установлены устойчивые прямые и обратные связи, что способствует своевременному и продуктивному исправлению налогового процесса, регулирование признаётся органичным и эффективным


5. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ |

НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

5.1. Налоговый анализ 

Начальной составляющей налогового менеджмента является налоговый анализ, основанный на общеэкономическом анализе.

Экономический анализ - это способ познания предметов, —окружающей среды, базирующийся на расчленении целого на составляющие элементы, и изучения их многовариантных связей й зависимостей. Особенностью экономического анализа является то5, . что он относится к абстрактно-логическому методу изучений экономических явлений, т. е. его основной чертой является абстракция.

В зависимости от уровня, на котором проводится анализ, его
подразделяют на следующие:
 |

общетеоретический экономический анализ, изучающий события и явления, разные экономические процессы на макроэкономическом уровне, т. е. на уровне национальной экономической системы или отдельных ее частей; подразделов, отраслей;

анализ хозяйственной деятельности, осуществляющийся на микроэкономическом уровне, т. е. на уровне предприятий, фирм, организаций, для изучения экономических явлений, тенденций этих субъектов хозяйствования.

Налоговый анализ представляет собой изучение действующей системы налогообложения, определение тенденций ее развития, расчеты влияния разных составляющих на конечные результаты деятельности предприятия или государства (базируется на результатах фискального мониторинга).

На макроэкономическом уровне сущность налогового анализа состоит в определении структуры бюджета страны и части в нем налоговых платежей, общих тенденций изменения налогов, их динамики, составляющих, влияющих на размеры налоговой части бюджета, и выявлении негативных черт государственной налоговой системы.

На микроэкономическом уровне содержанием налогового анализа является определение динамики налоговых платежей за установленный период, складывающихся тенденций, структуры и состава налоговых платежей и возможностей их изменения для предприятий, фирм и т. д.

.Как и анализ любой экономической деятельности, все виды налогового анализа можно классифицировать в зависимости от различных признаков (рис.1.3.)


Рисунок 1.3

.

I. По признаку времени. В зависимости от этого признака выделяют два вида анализа:   ¡

1. Предварительный (иногда его называют перспективный), проводимый на стадии разработки плана налоговых платежей до их оплаты. Имеет большое значение для | принятия управленческих решении и дает возможность определить эффективность разных вариантов и выбрать лучшие. Этот анализ можно также использовать не только для -определения перспективы, но и оптимального варианта плана.

2. Следующий (ретроспективный, [прошлый, исторический). осуществляемый .после того, как какое-либо явление уже состоялось. На государственном уровне - это анализ бюджета страны, структуры его доходной части и ее главной составляющей – налоговых поступлений за отчетный период. Для предприятий это может быть анализ налоговых платежей не только после окончания финансового года, но и за полгода, по кварталам и месяцам или по окончании сроков уплаты отдельных видов налогов. Этот анализ подразделяется на такие:

А. Оперативный (ситуационный). проводимый сразу после завершения хозяйственной операции, окончания экономического явления или при смене экономической ситуации. Его цель -оперативное выявление процессов, влияющих на хозяйственную деятельность. К этим ситуациям можно отнести изменения в законодательстве, связанные с налогообложением (введение нового налогу, отмена льгот по отдельным налогам, изменение станок налогообложения и т. д.). Главная задача этого анализа изучение, влияния внешних источников и оперативное реагирование, на них

Б. Итоговый (заключительный), осуществляемый компанией за отчетный период (месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, год) При этом всесторонне анализируется вся налоговая система предприятия, все налоговые платежи в комплексе, т. е. дается полная оценка деятельности предприятия в этом направлении.

II. В      зависимости      от    |объекта      управления (хозяйствования). Этот вид анализа зависит от системы управления и тех подсистем, которые в нее входят: техники,       технологии,       экономики,       организации производства,        социальных        условий        труда, природоохранных мероприятий и т. п. Налоговый анализ относится к сфере экономической деятельности. По этому признаку выделяют такие его виды:

1     Финансово-экономический    анализ,     который    проводят финансовые и налоговые службы предприятия, его экономические подразделения. Особое внимание уделяется результатам налоговой деятельности,   Оперативности   налоговых   платежей   и   налоговой системы в целом,   определению  резервов  снижения   налоговой нагрузки, уменьшению уплаты общей суммы налогов (при соблюдении налогового законодательства)     и     повышению     прибыльности предприятия

2. Аудиторский (бухгалтерский) анализ, который представляет собой экспертную диагностику налоговых платежей, проводится независимыми аудиторскими службами.

3. Социально-экономический  анализ, состоящий  в  изучении взаимосвязи экономических и социальных проблем. Может" изучать влияние применяемой налоговой системы на социальное состояние работников.

4. Экономико-статистический анализ,  который проводится, как правило,   органами   статистики   на   разных  уровнях  управления. Например, на уровне государства изучаются общественные явления, общее состояние и тенденции по уплате налогов населением (налога на доходы физических лиц, налога совладельцев транспортных средств и т. п.). На уровне предприятия изучаются полнота уплаты налогов предприятиями, уплата всеми ^предприятиями отдельных видов налогов (НДС, акцизного сбора и т. д.).

5. Маркетинговый анализ, проводимый службами маркетинга и экономическими службами. При этом изучаются состояние рынка, спрос, предложение, связи между изменениями, происходящими на рынке товаров и услуг, и взаимосвязь между увеличением реализации отдельных товаров и изменениями в уплате налогов предприятием. В конечном итоге  этот  анализ  помогает определить  ассортимент продукции,  которая даст возможность предприятию увеличивать объёмы производства производства,  прибыльность и одновременно сокращать сумму уплачиваемых    налогов    (например,    производство    или реализация товаров, предоставление услуг или выполнение работ имеющих налоговые льготы).

6. Экономико-экологический анализ, который на государственном уровне дает возможность сопоставлять вред, наносимый окружающей среде, размером    экологического    налога,    уплачиваемым приятиями, определить степень покрытия потерь природы. На уровне    предприятия    этот    анализ    проводится    при    уплате соответствующего    налога,    сопоставляются    его    изменения    с увеличением вреда, наносимого предприятием окружающей среде.

/// В зависимости от методики изучения объекта.

Поэтому признаку анализ подразделяется на следующие:

  1.  Сравнительный - наипростейший вид анализа, сущность которого состоит в проведении сравнения данных по всем налоговым, их общей структуры и отдельных платежей за отчетный период с предыдущим периодом или    с     показателями запланированного периода.  С  помощью сравнительного анализа можно определить динамику  изменения  налоговых платежей за определенное время. При этом главным является определение базы для его проведения.
  2.  Факторной анализ,, состоящий в определении показателей влияющих на размер налоговых платежей, и их количественного влияния. На конечном этапе факторного анализа эти показатели ранжируются в зависимости от влияния на налоговые платежи как  по предприятию в целом, так и по отдельным налогам.
  3.  Вспомогательный (экспресс-анализ), который представляет собой способ становления характера нарушения—обычного хода__ экономических ^процессов на основании типовых признаков характерных только для этого нарушения (например, увеличена численности наёмных работников при неизменной продуктивности труда приводит к увеличению фонда оплаты труда и, соответственно увеличивает отчисления на социальные мероприятия).
  4.  Маржинальный анализ, базирующийся на оценке и обосновании эффективных управленческих решений в налоговом менеджменте на основании причиинно-следственной взаимосвязи между объектами  реализации, себестоимостью, прибылью и размерами налоговых платежей (при этом затраты предприятия подразделяются на условно постоянные и переменные).
  5.  Экономико-математический анализ, который состоит в том что*определяются взаимосвязи между размерами налоговых платежей и другими показателями финансово-хозяйственной деятельности нарабатываются экономико-математические модели этих связей, которые в дальнейшем используются при расчете разных плановых документов и определении экономической и налоговой стратегий Наибольшего эффекта он достигает при применении компьютеров.    /
  6.  Функционально-стоимостный     анализ,     состоящий в определении .резервов.   Базой   для  проведения   этого   анализа являются: функции, которые выполняет предприятие в зависимости от его жизненного цикла или жизненного цикла продукции; результаты учетом минимизации затрат); налоговые платежи, имеющие при этом тенденцию к оптимизации.
  7.  7. Схоластический (дисперсный или корреляционный) метод
    который в некоторых случаях считают отдельным подвидом
    факторного анализа. Он используется при определение
    схоластических зависимостей между исследуемыми явлениями
    процессами хозяйственной деятельности (например, взаимосвязи
    между эффективной ставкой налогообложения плательщика
    и
    поступлениями в бюджет или налоговой ставкой предприятия и его
    прибыльностью).

IV. В зависимости от охвата изучаемых объектов анализ подразделяется на такие:

1. Общий анализ, охватывающий комплексно весь объект налогообложения. Окончательные выводы делаются также по всему объекту.

2. Выборочный анализ, проводимый на основании финансовой статистической и бухгалтерской отчетности по отдельному налогу или группе налогов, т.е. какой либо части всех налоговых платежей (прямых и непрямых налогов и т.п.

V. В зависимости от содержания программы

Анализ бывает:

  1.  Комплексный, состоящий во всесторонности проведения аналитических исследований всей совокупности налоговых платежей, обязательных отчислений и сборов (РИС 1.4) .


Таким образом, налоговый анализ – важнейшая составляющая всей системы управления производством, действенный способ поиска резервов повышения прибыльности предприятия и разработки научно-обоснованных управленческих решений.

5.2. Налоговое планирование и прогнозирование

Налоговое    планирование    представляет    собой    процесс разработки   налоговых  планов,   исходя   из   нормативов  (ставок), утвержденных в законодательных актах, подзаконных актах в целях своевременного и  полного определения  налоговых обязательств перед бюджетами всех уровней (государственным, местным), а также обязательных платежей и сборов во внебюджетные фонды.

Налоговое планирование и прогнозирование базируются на результатах научных исследований отчетных аналитических данных, определении негативных и позитивных черт налогообложения  в текущем году, их влияния на различные направления экономической деятельности. Примером могут служить темпы роста инвестирования, различные изменения в отрасли, соотношение уровня доходов в разных регионах государства, между разными слоями населения, между предприятиями разных направлений хозяйственной деятельности и т. п.

Планирование налоговых платежей в зависимости от уровня управления показано на рис 1.5

Рис. 1.5 Планирование налоговых платежей в зависимости от уровня управления

Государственное планирование осуществляется при разработке плана Госбюджета на будущий год. Главным при этом является анализ исполнения бюджета за предыдущий год, затрат государства и расчет затратных статей бюджета! на будущий период. Исходя из затратной части, рассчитывается и доходная часть бюджета.

Главная цель государственного планирования налоговых платежей - определение объемов финансовых ресурсов по плательщикам налогов для централизации денежных средств в общегосударственном бюджете.      !

Главным типом налогового планирования на уровне Государственного бюджета и бюджетов местных органов самоуправления является стратегическое налоговое планирование. Решения принимаются на основании разработанного плана налоговых платежей и прогнозирования. Основная его цель - экономическое обоснование качественных и количественных параметров, обеспечивающих социально-экономическое развитие государства. Планировать   можно  как  на   год,   так  и   на  более  отдаленную перспективу.

Разработка налогового прогноза (плана) на государственном уровне имеет свои особенности и состоит из отдельных этапов представленных на рис. 1.6.


Рис. 1.6. процесс разработки государственного плана налоговых платежей

Планирование   налоговых    платежей   местными   органами самоуправления проводится на основе законодательства Украины. Централизованно на государственном уровне определяются перечень местных налогов, обязательных платежей и сборов, их граничные ставки. Конкретные размеры налоговых платежей по каждому налогу устанавливает местный орган власти, исходя из местных условий хозяйствования.

Налоговое планирование предприятия имеет принудительный характер. Оно осуществляется в соответствии с той законодательной базой, которая существует в государстве, в том числе и подзаконными актами, утверждаемыми на государственном и местном уровнях.

На предприятии выделяют три уровня планирования (рис. 1.6), каждый из которых имеет свою цель, задачи и формы реализации.

1. Стратегическое  (будущее   или  прогнозируемое)   налоговое планирование осуществляется на период от одного года и более (как правило  не более трех лет). Его цель - определение налоговой стратегии на будущий период как составляющей общей финансовой стратегии предприятия.

2. Текущее планирование базируется на разработанной стратегии налоговых платежей, общей экономической стратегии предприятия на текущий период и разрабатывается по отдельным видам
деятельности., предприятия. Период разработки этих планов – до
одного года, с разбивкой по кварталам.

3. Сущность оперативного планирования состоит в разработке краткосрочных плановых налоговых платежей (на период до одного месяца). При оперативном планировании учитываются те же условия, что и при стратегическом и текущем планировании. Особое внимание уделяется постоянным изменениям законодательной базы.

Рис.1.7 Уровни планирования налоговых платежей на предприятии


Одной из предпосылок успешного корпоративного налогового менеджмента является информационное обеспечение всех его этапов анализа, планирования и прогнозирования, регулирования и контроля.

Анализ результатов управления денежными потоками в истекшем отчетном периоде позволяет ориентироваться в выборе учетной политики. Вопрос формирования правил преобразования объектов бухгалтерского учета в целях налогообложения составляет важную сферу согласования налоговых интересов субъектов сфер «бизнес» и «бюджет».

Методы управления потоком денежных средств основаны на практической логике. Они позволяют выявлять финансовые последствия от выбора предприятием альтернативных схем налогообложения и от вносимых корректировок в налоговое законодательство в течение отчетного периода. Принятие решений зависит от действия двух факторов:

  1.  распредёления во времени сроков погашения всех (в том числе и налоговых) долговых обязательств и поступления выручки на счет;
  2.  неопределённости этих потоков

Долгое время было крайне затруднительным учесть действия фактора    изменения    стоимости    покупок-продаж    и    фактора неустойчивости налогового законодательства. В настоящее время этот  вопрос снят благодаря использованию двух основных методов планирования потоков денежных средств — капитализации  и дисконтирования.

Метод капитализации сводится к нахождению средней прибыли на вложенный (инвестированный и авансированный) капитал, метод дисконтирования   заключается в применении ставки дисконта «(ставки   процента)   к  будущим   потокам  средств  для применения их к настоящему времени.

Применение этих методов дает возможность на основе спрогнозированного роста прибыли определить налоговую платежеспособность предприятия в соотношении с другими срочными платежными обязательствами. Расчет зависимости стоимости от времени рекомендуется выполнять по формуле

А = S / (1 + г)n ,

Где А – сегодняшняя (текущая) стоимость;

r – процентная ставка;

n – число периодов времени;

S – сумма, которая будет получена через n периодов от настоящего времени (будущая стоимость).

Эта формула помогает прогнозировать поток средств во времени  при ранее известных ставках по всем видам долговых обязательств подсчитать ожидаемые финансовые ресурсы, которые поступят в распоряжение предприятия. Следовательно, исходя из этого прогноза можно ориентироваться, каким образом сочетать погашение первоочередных платежей и осуществление инвестиционных проектов. Менеджеры фирм используют специальные методы планирования инвестиций, которые так или иначе связаны с несением налоговых обязательств. Эти вопросы требуют специального рассмотрения из-за их сложности.

Подсистема налогового планирования и прогнозирования в составе элементов  системы   налогового  менеджмента  является наиболее важной, поскольку от нее зависит действие двух других подсистем:

  •  регулирования ;
  •  контроля.  

В   состав   подсистемы налогового планирования и прогнозирования входят:

  •  генеральное       прогнозирование       (методологический фундамент системы);
  •  стратегическое (среднесрочное) планирование;
  •  оперативное планирование (расчеты налоговых поступлений в бюджет на текущий финансовый год как по вертикали, так и по горизонтали)
  •  сводное   планирование   (верстка   консолидированного
    бюджета в части налогов).

Планированию на уровне фирмы в большей степени присущи тактический характер (определение налоговых расходов текущих и отсроченных).

Стратегическое налоговое планирование — это, прежде всего планирование достижения целей, которое принимаем на себя государственная власть. Оно должно, представлять собой по возможности одновременное планирование экономического потенциала страны (программы социально-экономического развития государства на определенный период) и налогового. На данной стадии планирования предполагаемый налоговый потенциал координируется с другими плановыми комплексами (развитием ценовых тенденций, денежных, валютных, кредитных пенсионных, страховых систем). Стратегическое налоговое планирование в данном случае следует определять как планирование наращивания налогового потенциала.

Таким образом, принятая к реализации модификация базовой концепции налогового планирования, регулирования и контроля в рамках государственного и корпоративного налогового менеджмента должна быть ориентирована на системное видение социально-экономических проблем в стране и строиться на взаимосвязи  и диалоге субъектов сфер «бизнес» и «бюджет».

Известно, что основная задача любого, выключая налоговое, прогнозирования состоит в получении информации о будущее развитии определенных параметров и ограниченной во времени и пространстве области исследования. 

За этим должна следовать целая серия аналитических оценок, позволяющих определить причины отклонений от прогнозируемых показателей. Главной задачей при этом, является необходимость установить, насколько связаны полученные изменения с влиянием внешних и внутренних факторов. Можно также попытаться выявить, насколько они связаны с прямыми нарушениями налоговыми органами своих функций. Это даст основания для подбора новых, более ответственных и профессиональных кадров. Проводился анализ причин отклонений налоговых планов от фактических налоговых поступлений. На его основе прогнозируются последствия таких расхождений и разрабатываются необходимые корректирующие мероприятия. Отображается такая последовательность действий менеджера фирмы в бизнес-плане, служащем целям корпоративного налогового менеджмента и способствующем оптимальному управлению налоговыми расходами фирмы.

При составлении бизнес-плана в основу прогноза должны быть положены в качестве исходных существующие и будущие условия. Кроме того, должна быть учтена, насколько это возможно, вероятность

наступления ожидаемых согласно прогнозу событий.

Общими объектами качественного прогнозирования состояния внешней по отношению к налоговой системе среды в первую очередь являются тенденции общественного и политико-экономического развития, отражаемые в основном законодательстве, например в Конституции государства, его Гражданском кодексе и т.д.

Закон А. Вагнера

Налоговое планирование и прогнозирование вполне правомерно рассматривать в качестве одного из базовых элементов финансового менеджмента. Закон А Вагнера определяет соотношение между объемами государственных доходов и расходов и оказывает существенное воздействие на выбор госудаственно-властных решений в области формирования гос. доходов и направлении бюджетного финансирования субсидирования. А Вагнер пришел к такому выводу, что наиболее сложным является поддержание соответствия между хозяйственными системами всех уровней, развивающимися быстрее, чем управляющие системы.

Объективность растущих финансовых потребностей обосновано А. Вагнером, которых сформулировал одноименный закон. Этот закон определил тенденции постоянного увеличения гос. расходов по многим причинам: рост населения, увеличение потребностей в сфере услуг непроизводственной сферы, повышение образовательного уровня населения и т.п. Эти услуги обычно не предоставляются корпорациями, а если и предоставляются, то оплата их столь высока, что пользоваться ими может ограниченное число граждан.

5.3 Налоговое регулирование

В условиях рыночной экономики главными методами гос. регулирования являются экономико-финансовые:

  •  налогообложение;
  •  ценообразование;
  •  финансовые методы;
  •  банковско-кредитные методы и т.д.

Налоговое регулирование представляет собой комплекс практических действий по разработке общей структуры доходной части бюджета государства, достижение оптимальности налоговых платежей.

На гос. уровне под налоговым регулированием понимают качественные изменения налоговой политики и осуществлении таких налоговых мероприятий, которые дают возможность достигнуть полноты и своевременности выполнения бюджетов всех уровней. На уровне предприятия налоговое регулирование -  это действие предприятия по принятию оперативных решений, связанных с изменениями в законодательной базе. А также регулирование на изменения условий хозяйствования.

Цель, задачи и содержание налогового регулирования определяются регулирующей функцией налогов.

Наиболее распространенными методами налогового регулирования явл.:

  •  инвестиционные налоговые кредиты;
  •  налоговые каникулы;
  •  налоговая амнистия;
  •  отсрочка уплаты налогов;
  •  заключение договоров между государствами об избежании двойного налогообложения.

Конкретное налоговое регулирование осуществляется разными способами, которые условно делят на 2 группы:

  •  предоставление налоговых льгот;
  •  применение различных штрафных санкций.

Налоговые льготы в зависимости от сферы применения делят на:

  •  общие, предоставляемые всем плательщикам определённого налога без исключения (например, так называемые необлагаемые налогом минимумы
  •  особые, предоставляемые       только       отдельным плательщикам (как юридическим, так и физическим лицам).

Особые льготы в большинстве своем имеют субъективней характер, зависят от тех, кто их предоставляет, при этом возможно    их    использование    в    корыстных    целях отдельными  плательщиками.

При проведении налогового регулирования – определении ставки налогообложения, налоговой льготы или предоставления налогового кредита - необходимо учитывать внешние факторы, основным из которых является инфляция.

В сфере налогового регулирования экономики, темпов и уровня развития производительных сил, инвестиционных процессов и тому подобного особое значение имеет оптимизация взаимосвязанных систем, таких как, налоговые базы, ставки и льготы. Смысл данного процесса заключается в достижении на практике относительного равновесия между налоговыми функциями: фискальной и регулирующей

!Построение рациональной налоговой системы зависит oт экономически обоснованной ее внутренней структуры, прежде вcero от параметров налогооблагаемых баз и ставок. Градация налоговых ставок представляет собой важную часть системы налогового регулирования. Расчет уровня оптимальности налоговых ставок — процесс крайне сложный и трудоемкий.

В зависимости от способов реализации мер налогового регулирования эта сфера государственного" воздействия подразделяется на две взаимосвязанных сферы: совокупности налоговых льгот и налоговых санкций. Оптимальное сочетание этих подсистем обеспечивает гибкость налогообложения и, в конечном счете, результативность налоговой политики. Текущие корректировки налоговые технологий влияют на развитие экономической конъюнктуры.. Налоговое стимулирование инвестиционных процессов, внешнеэкономической деятельности способно позитивно повлиять на всю структуру; финансового хозяйства государства.

Необходимость текущих налоговых корректировок через систему льгот и санкций диктуется динамичными свойствами воспроизводственных процессов. Экономические реалии, сложившиеся на момент законодательного принятия обновленной налоговой техники, могут существенно отличаться от тех, которые сложатся к концу финансового года. На эту подвижность экономико-социальных и общественно-политических отношений и призвана реагировать совокупность мер налогового; регулирования.

Мировая Залоговая практика выработала целый комплекс принципов организации системы налогового стимулирования.

Основными среди них являются следующие принципы:

  •  применение    налоговых    льгот    не    должно    носить избирательного   характера   в   зависимости   от  формы собственности, вида деятельности, субъективной оценки их важности лоббистскими группировками в законодательных органах государства;
  •  системе налоговых льгот не должно быть свойственно неэкономическое принуждение и обязательность применения;
  •  применение налоговых льгот не должно наносить ущерба доходам бюджета, корпоративным и личным экономическим интересам;
  •  порядок формирования льготного налогового портфеля определяется на общегосударственном уровне, утверждается в законодательном порядке центральной властью;
  •  на местном уровне применение льгот укладывается в
    рамки,
     определяемые общегосударственным законодательством.

Таким образом, налоговое регулирование, проводимое через экономически обоснованные системы льгот и санкций, представляет собой взаимообусловленный комплекс налоговых преференций стратегического действия, компенсирующий финансовые потери при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации технологических процессов, становлении в производственной сфере существенных основ среднего собственника.

При выработке принципов и применении на их основе методов налогового   регулирования   серьезное   значение   имеет  учет  их социальных последствий, поэтому социологические исследования налогообложения — важнейшая область научно-практических знаний. Результаты подобных  социологических  исследований  позволяют создать базу для разработки и принятия на правительственном  уровне экономически     обоснованных     концепций      развития налогообложения не только на один - два года, но и на более отдаленную перспективу. Наиболее перспективным методом налогового регулирования  считается инвестиционный  налоговый  кредит.   Предоставление такого кредита не меняет принципиальных основ налогообложения и в то же время позволяет оперативно вносить коррективы в ход инвестиционных процессов    и    общее    состояние    рыночной  коньюнктуры.

Важным условием оптимальности налогового регулирования является сокращение числа индивидуальных льгот.

Единственный адресат налоговых преференций — товаропроизводитель, обеспечивающий выпуск продукции, способной конкурировать на мировом рынке. Экономическим обоснованием предоставляемой налоговой льготы служит учет геополитического фактора, местоположения производителя, природно-климатических и других объективных различий территорий, предопределивших разрыв стартовых условий их
вхождения в рынок. Государственная экономическая, в том числе
налоговая, политика дoлжна быть направлена на выравнивание экономических условий развития территорий не за счет финансовых вливаний, а путем предоставления им возможностей самостоятельно организовывать и использовать имеющийся экономический потенциал.

Экономическая свобода для эффективного развития региональных экономик — это, прежде всего, экономическая свобода предпринимательской деятельности на их территориях. Этим целям должна служить вся система методов налогового регулирования и каждый метод в отдельности.

В область налогового регулирования входят не только чисто практические действия по нормализации бюджетно-налоговых отношений. Это также особая область аналитических научных исследований. Результаты исследований позволяют отследить финансово-хозяйственные тенденции в разрезе отдельного предприятия, отрасли, региона и страны в целом в зависимости от влияния принятых условий налогообложения, наличия в нем паритета между фискальной и регулирующей составляющими. Эти исследования направлены также на фиксацию в каждом налоге инфляционной составляющей, особенно это касается системы косвенного налогообложения.

Определенным образом результативность методов налогового регулирования зависит от уровня общественного сознания и профессионализма работников финансовых и налоговых администраций.

Практическая результативность мер налогового регулирования зависит от экономической и социально-политической зрелости общества.

Значительное место в налоговом регулировании любого государства, и Украины в частности, занимает открытие свободных экономических зон (СЭЗ), так называемых оффшорных зон. Они создаются в     целях     демократизации     внешнеэкономической деятельности, а также активизации работы предприятий на разных направлениях   экономической   деятельности.   Такие   зоны   имеют широкую степень открытости для иностранных инвестиций. Внутри этих зон создаются   благоприятные   таможенный,   налоговый    и инвестиционный режимы. Делается это на ограниченной территории, на которой законодательно создается1 особый экономический климат благоприятный  как для  иностранных, так и для  отечественных инвесторов.

Главной целью налогового регулирования является установление равновесия не только между государственными, но и общественными, корпоративными и личными экономическими интересами. Налоговое    регулирование    должно    быть    направлено    на конструктивные   изменения   в   экономике   и   не   должно   иметь репрессивного характера.

5.4. Налоговый контроль

В системе налогового менеджмента важное место занимает контроль,  который подразделяется' на внутренний и внешний.

Рис. 1.8 Система налогового контроля предприятия

Необходимость налогового контроля определяется объективными и субъективными причинами. К объективным причинам относятся:

нестабильность налогового законодательства;

нечеткое формулирование действующего налогового законодательства, в результате чего многие методические указания противоречат законам.

В область налогового регулирования входят не только чисто практические действия по нормализации бюджетно-налоговых отношений. Это также особая область аналитических научных исследований.
Результаты исследований позволяют отследить финансово-хозяйственные тенденций в разрезе отдельного предприятия, отрасли, региона и страны в целом в зависимости от влияния принятых условий налогообложения, наличия в нем паритета между фискальной и регулирующей составляющими. Эти исследования направлены и на фиксацию в каждом налоге инфляционной составляющей, особенно это касается системы косвенного налогообложения.

Расчет инфляционного налога в аналитических целях позволяет установить динамику тяжести налогового бремени при не меняющейся в законодательстве налоговой ставке. Размер реального налогового
изъятия обычно определяют:

  •  показатели роста (снижения) инфляции;
  •  удорожание кредитов;
  •  удешевление национальной валюты;
  •  нарастание явной и скрытой безработицы;
  •  замедление темпов экономического роста.

Инфляционный налог определяется из расчета стоимости объекта, облагаемого по номинальной ставке (утвержденной в законе), и того же объекта облагаемого по реальной ставке (той, которая определена инфляционной составляющей.

Реальная ставка рассчитывается:

  •  по гривневым кредитам  - в национальной валюте исходя из ставки рефинансирования НБУ и темпов инфляции в привязке к динамике цен на промышленную продукцию;
  •  по валютным кредитам – в привязке к эталонному валютному кредиту, привлекаемому на год под 20% годовых, а также к темпам валютной инфляции в Украине (с учетом динамики изменения курса доллара и оптовых цен промышленности).

Сравнение этих сумм дает величину инфляционного налога, а их соотношение – инфляционный налоговый коэффициент. Динамика таких коэффициентов позволяет судить о росте или снижении реального налогового бремени. Эти выводы способствуют выбору адекватных мер государственного регулирования экономики, в том числе налоговыми методами.

Результативность методов налогового регулирования в известной степени зависит от уровня общественного сознания и профессионализма работников органов власти и управления. Осознание ими необходимости ревизии государственных расходов, придания им исключительно общественно полезного характера будет способствовать стабилизации бюджетно-налоговых отношений.

К субъективным причинам необходимости налогового контроля относятся:

- непреднамеренные ошибки плательщиков при расчете сумм платежей (чаще всего это связано с  изменениями в законодательстве и несвоевременным реагированием на них)

низкая налоговая дисциплина плательщиков, идущих на преднамеренное нарушение налогового законодательства в целях уменьшения (обычно временного) сумм уплачиваемых налогов;

некомпетентность работников как предприятий (налоговых менеджеров, бухгалтеров), так и налоговых органов.

Внешний     налоговый контроль осуществляется государственными органами относительно конкретного предприятия. К контролирующим органам относятся:

- государственные налоговые службы всех уровней;

- органы внутренних дел;

- Служба безопасности Украины.

Они имеют право проводить как общий, так и тематический контроль. Его проводят не только государственные органы, но и уполномоченные государством организации и службы (обычно это контроль отдельных направлений деятельности предприятие). Например, правильности начисления, соблюдение порядка и сроков уплаты обязательных пенсионных отчислений контролирует Пенсионный фонд Украины и его отделения в регионах. Соответствующие органы контролируют вопросы, касающиеся отчислений на социальное страхование, безработицу и т. п. Однако они проверяют порядок уплаты взносов только в свои фонды.

Один из типов организаций, осуществляющих налоговый контроль, условно можно назвать независимым. K нему относятся организации, не имеющие непосредственного подчинения государственным управленческим структурам но несущие полную ответственность (в том числе и уголовную) за результаты проверок (аудиторские фирмы, банковские учреждения).

Аудиторская фирма является независимым предприятием которое проводит комплексную проверку состояния бухгалтерского учета на любом предприятии, в том числе и контроль порядка начисления и уплаты всех налогов, сборов и обязательных платежей. После завершения проверки аудиторская фирма составляет акт в  котором делает общие выводы о состоянии бухгалтерского учета на  предприятии и указывает на отдельные недостатки. В некоторых случаях налоговые службы могут требовать обязательное наличие акта аудиторской проверки как основного условия дальнейшей деятельности предприятия (прежде всего это касается новых предприятии).

Коммерческие банки контролируют    экономико-финансовую деятельность тех предприятий, которые имеют в данном конкретном банке расчетные счета. Банки осуществляют непрямой контроль за уплатой налогов,  если на это нет прямых указаний (например, в некоторых случаях может вводиться жесткий    контроль за отчислениями    на    обязательное    пенсионное    и социальное страхование, уплатой подоходного налога и т  д.). Необходимо отметить, что банк не станет, проводить операций тех предприятий, которые не представили справку об их регистрации в налоговой инспекции.

Внутренний налоговый контроль проводится силами самого предприятия. Он представляет собой процесс проверки порядка начисления, соблюдения сроков уплаты всех платежей, который организовывается непосредственно на предприятии. Целью внутреннего контроля является предупреждение нарушений и потерь от уплаты штрафных санкций.

Налоговый контроль пронизывает как по горизонтали, так и по вертикали всю налоговую систему на всех уровнях. Главным условием его осуществления является то, что денежные средства, которые он приносит государству, должны быть значительно большими, чем затраты на его проведение.

Основная  задача  налогового  контроля  -  это  препятствие возможности налогоплательщиков уклоняться от уплаты налогов. Часто оно является обратной реакцией на чрезмерно угнетающую налоговую политику государства.

Причины уклонения от уплаты налогов условно подразделяются на 4 группы (рис.1.8).


Первая группа - моральные причины. В любом случае налоги воспринимаются плательщиком как лишние затраты, уменьшающие их чистую прибыль. В условиях нестабильного и несовершенного налогового законодательства    (при    его    частом    нарушении предоставлении       необоснованных      льгот),   неравномерного распределения налогового бремени, коррупции в органах власти и
налоговом ведомстве основной задачей налоговых органов остается взимание   налоговых   платежей   в бюджет   любыми   способами (например, целевое планирование дополнительных существенных поступлений в бюджет от штрафных санкций). Поэтому уклонение от уплаты  налогов воспринимается  налогоплательщиками  морально обоснованным.

Налогоплательщики, к сожалению, не воспринимают налог как плату за услуги, получаемые от государства (экономическую социальную защиту, охрану, оборону и т. д.), т. е. налогоплательщик не ощущает своих прав на пользование тем, что может получить от государства, поэтому эти права остаются для него только декларативными.

Другая группа - политические причины.    Более всего они действуют   тогда,    когда   плательщик   видит   несправедливость распределения налогов, которые он уплачивает. Это происходит, когда   в   органах   власти,   распределяющих   доходы   бюджета, лоббируются интересы отдельных отраслей, предприятий. В этом случае плательщик защищает себя и своих работников, уклоняясь от уплаты налогов, т. е. чисто политическая причина состоит в том, что на государственном уровне интересы отдельных групп предприятий (или отдельных отраслей) ставятся выше интересов других групп без экономического обоснования этого.

Третья группа - экономические причины. Увеличение налоговых ставок приводит к уменьшению дохода налогоплательщика, т. е. чем выше ставка налога, тем больше искушение уклонения от уплаты налогового платежа. Однако при этом плательщик должен сопоставить прибыль от уклонения от налогообложения с потерями, которые он понесет, если это уклонение будет раскрыто налоговыми органами.

Среди экономических причин особое значение приобретает жизненный цикл развития государства. Так, если государство находится на стадии подъема или высокого уровня развития экономики, производитель имеет больше возможностей переложить налоговый пресс на потребителя, поэтому вероятность уклонения от уплаты налогов уменьшается, и, наоборот, в период кризисного состояния экономики вероятность уклонения от уплаты налогов увеличивается. Поэтому в этот период государство должно более жестко регулировать рынок, иначе появляется теневой рынок, не контролируемый государством, на котором большая часть деятельности предприятий не облагается налогами.

Способствует уклонению от уплаты налогов и либерализация внешнеэкономических отношений государств, открытие между ними рынков, особенно финансовых. Это дает возможность предприятиям выводить свои деньги из-под контроля государства  (например, при ведении операций в оффшорных зонах) и не уплачивать налоги на территории Украины.

Особенно   это   касается   ситуации,   когда состояние экономики государства нестабильно, проводится изменение его экономического курса   и   в   стране   действуют   совместные предприятия или транснациональные компании (ТНК).

Четвертая группа - технические причины. Условиями действия этих причин являются несовершенное законодательство, неточные и запутанные методики расчета налогов, когда определение размера  налога становится технически сложным. Это усложняет как расчет налога, так и контроль за его уплатой. Все субъекты   налогового   контроля   (налогоплательщики - юридические и   физические   лица)    несут   следующие    виды ответственности:

  •  гражданско-правовую      -      ответственность      перед кредиторами, акционерами, собственниками предприятия;
  •  финансовую - ответственность перед государством при осуществлении   нарушений   порядка   и   сроков   уплаты налогов;
  •  административную - ответственность за нарушения, регламентируемые Административным кодексом Украины;
  •  уголовную - ответственность перед государством, когда плательщик преднамеренно     нарушает     налоговое законодательство и наносит вред государству в крупных  размерах.

Все нарушения можно квалифицировать как экономические и организационно-технические.

При выявлении    доказательства     нарушения     налогового законодательства к нарушителю  применяются  санкции,  которые можно подразделить на следующие:

  •  административные изъятия;
  •  штрафы,
  •  пеня,
  •  доначисления;
  •  назначение принудительных расчетов по счетам в банках, арест счетов;
  •  закрытие счетов в банках;
  •  лишение  лицензии   на   вид  деятельности или  государственных допусков;
  •  арест   имущества   плательщика   налогов, проведение процедуры банкротства;
  •  лишение свободы плательщика налогов - физического лица или должностного лица предприятия - и конфискация его имущества.

Выделяют два направления борьбы с нарушениями налогового законодательства:

  •  профилактика (предупреждение), осуществляемая с помощью консультирования, методической помощи налогоплательщикам, своевременного освещения в прессе изменений налогового   законодательства, публикаций наиболее типовых  нарушений,  обзора арбитражных  и судовых процессов;
  •  наказание,      заключающееся      преимущественно      в' применении репрессивных мер.

Контрольные вопросы для самостоятельной проверки знаний

1. Сущность   налогового   менеджмента как необходимого элемента налогового права.

2. Основные методы налогового менеджмента.

  1.  Налоговый анализ, его сущность, содержание и классификация в соответствии с различными признаками.
  2.  Характеристика составляющих процесса налогового планирования. Единство и противоречия государственных и корпоративных интересов при формировании портфеля налоговых обязательств.
  3.  Направления развития налогового планирования. Сравнительная характеристика форм совершенствования налогового планирования с - позиций государства и налогоплательщика.
  4.  Пути совершенствования системы методов налогового регулирования.
  5.  Характеристика понятия «налоговый контроль», раскрытие природы налоговых контрольных действий, их методов и конечных целей.

  1.  Место и роль контрольных налоговых действий в системе государственного налогового менеджмента.
  2.  Определение понятия «внутренний налоговый контроль». Его содержание и необходимость для успешного ведения бизнеса

  1.  Основные составляющие внешнего налогового контроля.
  2.  Какие негативные процессы в экономике способно регулировать налогообложение и какими конкретными способами?
  3.  Определение понятия «государственный налоговый менеджмент» и характеристика практического механизма действий, заключенных в нем.
  4.  Содержание понятий «налоговая тактика» и «налоговая стратегия», механизмы их реализации, раскрытие их единства и противоречия.
  5.  Необходимость, содержание и перспективы развития корпоративного налогового менеджмента.
  6.  Причины уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов и .сборов.
  7.  Фискальный мониторинг и его роль в государственном налоговом планировании.
  8.  Планирование налоговых платежей в зависимости от уровня.

Рекомендуемая литература

  1.  Налоговый менеджмент под ред Т.М. Рева , Киев - 2002 г
  2.  Н. Н. Скворцов. Налоговый менеджмент стратегия и тактика: , Киев - 2002 - 222 с.
  3.  Т. Ю. Исаншина. Податковий менеджмент: Навч.- метод. Пос1бник для са-мост. вивч. дисц. - К: КНЕУ-2001 -150 с 1
  4.  Д. Ю. Мельник. Налоговый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2002-352 с.
  5.   А.І. Крисоватий, А.Я. Кізима. Податковий менеджмент, навчальний посібник. – Тернопіль: карт-бланш, 2004 – 304.с.

6. Юткина Т.Ф. «Налоги и налогообложение», учебник – М. :Цифра  - М; 2003 – 576с.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60740. Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов 64.5 KB
  Задачи урока: дать представление о русских народных инструментах оркестре; развивать интерес к народным традициям и культуре русского народа; воспитывать чувство патриотизма.
60741. Работа с табличными базами данными 1.03 MB
  Цель: дать понятие учащимся о работе с табличными базами данных в среде Microsoft Excel. Задачи: сформировать у учащихся представления о работе с табличными базами данных в среде Microsoft Excel.
60744. Тихий океан – найбільший океан Землі 438.5 KB
  Мета уроку: вивчити історію дослідження Тихого океану удосконалювати навики роботи учнів з географічною картою формувати вміння описувати географічне положення океану та будову його дна...
60746. Роль права в жизни человека, общества, государства 81.5 KB
  Для развития творческого мышления учащихся, познавательного интереса к предмету, воспитания правовой культуры разработан урок усвоения нового материала с элементами практической работы...
60747. Строение и работа сердца 97 KB
  Раскрыть связь строения сердца с его функцией. Дать понятие о сердечном цикле причине неутомляемости сердца. Рассмотреть причину автоматизма сердца.