17906

Контрольная деятельность налоговых органов

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Лекция №6. Контрольная деятельность налоговых органов. План. 1. Контроль налоговых органов в сфере косвенного налогообложения. Камеральная проверка деклараций по НДС2 Документальная проверка НДС6 Направления реформирования НДС11 Проверка правил...

Русский

2013-07-06

167 KB

7 чел.

Лекция №6.

Контрольная деятельность налоговых органов.

План.

1. Контроль налоговых органов в сфере косвенного налогообложения.

  1.  Камеральная проверка деклараций по НДС 2
  2.  Документальная проверка НДС 6
  3.  Направления реформирования НДС 11
  4.  Проверка правильности начисления акцизного сбора 12
  5.  Контроль за начислением и уплатой пошлины 15

2. Контроль налоговых органов в сфере прямого налогообложения  юридических лиц.

  1.  Особенности камеральной проверки деклараций по налогу на прибыль 18
  2.  Документальная    проверка    налогообложения    прибыли предприятия 19
  3.  Аудит валовых доходов 20
  4.  Аудит валовых расходов 21
  5.  Аудит амортизационных отчислений 25
  6.  Налогообложение дивидендов 29
  7.  Контрольные вопросы 30 Литература, которая рекомендуется

1. Контроль налоговых органов в сфере косвенного

налогообложение. 1.1. Камеральная проверка деклараций из НДС.

Как определено Законом № 2181, камеральная проверка проводится налоговым инспектором исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях, без проводки любых других видов проверок налогоплательщика.

Особенности камеральной проверки деклараций из НДС обусловленные спецификой отчетности из этого налога, структурой декларации, содержанием его строк и приложений, определенных "Порядком заполнения и представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость", что утвержденный приказом ДНА Украины от 30.05.1997г. Хе 166 (с изменениями и дополнениями). Предыдущий контроль заполнения и согласование данных деклараций из НДС осуществляется с помощью АРМ "Отчет".

Следует иметь в виду, который есть две формы декларации с НДС; общая и сокращенная. Сокращенную форму декларации налогоплательщики, зарегистрированные по собственному желанию, подают в случае, если объем налогооблагаемых операций (без учета НДС) на протяжении любого периода за последние 12 календарных месяцев не достиг 3 600 НМДГ. При проводке предыдущей проверки с целью установления формы декларации, которую масс подавать плательщик, необходимо правильно определить объем налогооблагаемых операций за указанный выше период и составляется соответствующая справка. Необходимо указать, что существует несогласование законодательных положений относительно предельного объема налогооблагаемых операций что обязует плательщиков НДС применять сокращенную форму декларации. Указом Президента Украины "О некоторых изменения в налогообложении" от 07.08.98 м №857/98 установленный предельный объем на равные 1200 НМДГ, Этот вопрос имеет принципиальное значение в связи с тем, что представление декларации по сокращенной форме не дает плательщику НДС права на получение бюджетного возмещения. Дальше треба обратить внимание на своевременность представления декларации. Предельный срок налоговой отчетности с НДС согласно Закону № 2181 зависит от продолжительности налогового периода.

Как общая, так и сокращенная декларации с НДС состоят из вступительной части и 4-х разделов, из них плательщиком заполняются: вступительная часть и первые три раздела. Четвертый раздел заполняется инспектором лишь на экземпляре декларации, которая остается у ДЕЙСТВИЙ.

Во вступительный частишь указываются реквизиты плательщика НДС, название ДНИ, в которой он зарегистрированный и перед который отчитывается.

В первом разделе декларации указываются налоговые обязательства. При проверке следует обратить внимание на то, чтобы в отдельных строках были указаны операции, которые облагаются налогами по ставці 20% и по нулевой ставке, с обязательным указанием в составе последних объемов экспортных операций. При проверке строк, в которых указываются операции, что не является объектом налогообложения следует удостовериться в наличии справок произвольной формы о составе и объемах таких операций. В случае осуществления экспортных операций (кроме бартерных) в отчетном периоде налогоплательщик подает приложение № 1 "Расчет экспортного возмещения" к полной форме декларации и имеет право на возвращение НДС на протяжении 30 календарных дней из дня представления расчета.

Необходимо обратить внимание на суммы корректирования налоговых обязательств и их соответствие данному, приведенным в приложениях № 2 К. -декларации, в котором отображается расшифровка операций, которые привели к корректированию налоговых обязательств. Наличие корректирований обусловлено внесениям изменений в базе налогообложения НДС (их увеличением или уменьшением) относительно операций из продажи товаров за предыдущие налоговые периоды.

Например:

  •  увеличение базы налогообложения в связи с операциями, которое было

задекларированные  как  такие,  которые  уволены  от  налогообложения  или

облагаются налогами по нулевой ставке, но были проданы по обычной ставке (продажа на территории Украины товаров, которое предполагалось экспортировать, но не было экспортировано);

  •  уменьшение налоговых обязательств плательщика в случае уменьшения базы налогообложения относительно операций, которые облагаются налогами по ставке 20%, и которые уже было указано в декларациях предыдущих отчетных периодов (проданные товары, возвращенные поставщику, поскольку они были низкого качества, а поставщик уже задекларировал НДС в декларации предыдущего отчетного периода; или - поставленные товары не было оплачено покупателем, а долг признан безнадежным).

Во втором разделе "Налоговый кредит" отмечаются суммы НДС по приобретенным товарам (роботах, услугах), основных фондах и нематериальных активах. При этом отображается не общий объем приобретенных товаров, а проводится их распределение за следующими признаками:

товары, приобретенные с НДС или без НДС, на таможенной территории Украины или за ее пределами;

приобретенные товары, которые включаются в валовые расходы производства, и основные фонды и нематериальные активы, которые поддевают амортизации;

для каких целей используются приобретенные товары, а именно для осуществления операций, которые облагаются налогами, уволенные от налогообложения не есть ли объектом налогообложения.

Следует внимательно проверить строку, в которой указывается сумма корректирования налогового кредита. Корректирование налогового кредита может происходить в случаях, если его целиком или частично не было задекларировано во время закупки товаров (работ, услуг) в предыдущих периодах, или, наоборот, были задекларированные большие печали. Расшифровка и расчет корректирований налогового кредита предоставляется плательщиком также в приложении № 2 к декларации по НДС.

Треба обратить внимание на то, что для отображения суммы налога, который уменьшает или увеличивает сумму налогового обязательства или налогового кредита в результате самостоятельного исправления плательщиком ошибки, плательщик НДС подает новую уточненную декларацию. Если по результатам уточнения возникает потребность возвращения сверх меры уплаченного налога, плательщиком может быть заявление с соблюдением предельного срока ее представления (п. 15.3 Закона № 218). Наоборот, если выявленные занижения налогового обязательства, плательщик начисляет и платит штраф в размере 5% недоплаты.

В третьем разделе декларации "Расчеты с бюджетом за отчетный период" указывается чистая сумма обязательств из НДС, которая определяется как разность налоговых обязательств (результат по разделу 1) и налогового кредита (результат по разделу 2). Если разность положительная, то плательщик должен уплатить эту сумму в бюджет. Если же разность меньшая, то плательщик имеет право на возмещение из бюджета, и достоверность этой суммы следует очень тщательно проверить. Методика проверки зависит от положений действующего законодательства, частые изменения которого могут определять определенные особенности начисления и уплаты НДС.

Так, на основании "Порядка возмещения налога на добавленную Стоимость", утвержденного Приказом ДНА Украины и Госказначейства Украины от 21.05.2001 г. № 200/86 отрицательное значение налога возмещается из бюджета (после погашения налоговой задолженности и рассрочки прошлых периодов) путем уменьшения налоговых обязательств на протяжении следующих трех налоговых периодов. Остаток, если он будет иметь место, подлежит возмещению из бюджета в продолжение месяца, который наступает после представления декларации за третий отчетный период.

Таким образом, сокращенная форма декларации имеет только один приложение в случае корректирования сумм НДС; декларация по полной форме может иметь три приложения. Приложения заполняются лишь при возникновении соответствующих условий для их представления.

Если во время проверки выявленные арифметические или методологические ошибки у представленной плательщиком налоговой декларации, которое привело к занижению или завышению налогового обязательства, то налоговый инспектор самостоятельно определяет сумму налогового обязательства, надлежащего к уплате или возмещению из бюджета. По результатам проверки делается соответствующая запись в разделе IV налоговой декларации и составляется Справка о предыдущей проверке налоговой декларации из налога на добавленную стоимость. Если плательщиком в представленной декларации допущенные арифметические или методологические ошибки, которые привели к снижению суммы налога, надлежащей к уплате, то налоговый инспектор самостоятельно осуществляет перерасчет суммы налога, начисляет штрафные санкции в установленном порядке и сообщает плательщика о сумме доначислений и штрафов, надлежащих к уплате.

1.2 Документальная проверка НДС.

Обязательной   составленной   документальной   проверки   правильности начисления НДС есть установления обоснованности льгот. Для этого проверяется наличие всех необходимых документов, которые предоставляют право на их применение.

и из.

Удержанные взносы в целевые фонды

400

 

 

14.

Отгружены товары покупателю Налоговое с-

7200,

1200

15

Безвозмездно переданные ТМЦ неприбыльной организации : Налоговое обязательство с НДС'

8400

1400

16.

Начисленные проценты за использование кредита

8000

17.

Повернутая основная сумма кредита банка

100000

18.

Начисленная амортизация

2500

• V

19.

Полученная безвозвратная финансовая помощь

12000

20.

Списаны материалы на производство *

16000

21-

Списаны материалы на ремонт базы отдыха *

4000 +

500

22.

Приобретено производственное оборудование

Налоговый кредит с НДС

36000

800

6009

Всего

20500

22500

* списываются материалы, приобретенные для производственного использования (операция 2).

Проверкой установлено, что плательщик не начислил НДС по опер. 15 и опер. 21, занизил налоговое обязательство с НДС на 2200 грн. При условии, что ошибка была выявлена в грудные, финансовая санкция применяется в максимальном размере - 50% от доначисленного налогового обязательства (количество налоговых периодов равняется 6):

2200-50/100 =1100 грн.

Пример 2. Определить сумму НДС к уплате в бюджет на основе данных: В отчетном периоде фирма получила доход от реализации продукции в сумме

800 тыс. грн. (без НДС), в т.ч. от продажи льготной продукции - 100 тыс. грн.

За тот же период осуществленные расходы (из НДС):

на приобретение сырья и материалов для производства всей продукции в сумме 360 тыс. грн.;

на приобретение основных фондов производственного назначения -48 тыс. грн.

Доля налогооблагаемых операций в общем объеме продажа: (800-100)/800= 0,875.

Налоговое обязательство с НДС за отчетный период:

700-20/120   140 тыс. грн.

Налоговый кредит:

360/6 0,875 + 48/6 = 60,5 тыс. грн.

Сумма НДС к уплате в бюджет:

140-60.3-79,5 тыс. грн.

Аудит НДС, задекларированного к возмещению из бюджета.

Анализ поступлений в бюджет налога на добавленную стоимость за -2001 год удостоверил, что в сравнении с 2000 годом поступления в бюджет увеличились лишь на 100,0 млн. грн., в то время как суммы налога на добавленную стоимость, что возмещенные из бюджета, возросли на 4,2 млрд. грн., или на 145,6 процента. В 2000 году возмещенный из бюджета сумм НДС - - 9,2 млрд. грн., а в 2001 году - -13,4 млрд. грн.

Согласно "Методическим указаниям ДНА Украины по организации администрирования возмещения налога на добавленную стоимость", указанные 5 причин возникновения отрицательного значения НДС, а именно:

продажа товаров, которые были вывезены налогоплательщиком за границы таможенной границы Украины, если операции облагаются налогами по нулевой ставке НДС;

приобретение основных средств, которые используются в хозяйственной деятельности налогоплательщика;

наличие остатков готовой продукции на составе;

приобретение товарно-материальных ценностей в больших размерах;

продажа товаров по ценам, низшим за цену или приобретение таможенную стоимость.

При проводке документальных проверок обязательно выяснять, было ли получено предприятием, которое проверяется, бюджетное возмещение в прошлых годах, по которым прошел срок срока иска, о чем необходимо получать информацию из руководящей отчетности, использовав ее при проводке документальных проверок, например: если субъект предпринимательской деятельности получил бюджетное возмещение по декларации за январь 1998 г. по налоговой накладной, полученной от продавца 20 ноября 1997 p., выписанной на товары (работы, услуги), по какие не проведенные расчеты состоянием на 20 ноября 2000 p., то такой субъект предпринимательской деятельности имел бы в ноябре 2000 г. увеличить доходы на сумму кредиторской задолженности, по которой прошел срок срока иска - 1095 , и, соответственно, уменьшить печали налогового кредита, поскольку у субъекта не происходит компенсации валовых расходов (подпункт 7.4.1 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость"). Соответственно пункту 1.25 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" одной из признаков безнадежной задолженности есть задолженность по обязательствам, за которые прошел срок срока иска. Сумма задолженности налогоплательщика перед другим юридическим или физическим лицом, которое осталось невзысканной после истечения срока срока иска, в соответствии с пунктом 1-22.1 и подпунктом 4-1.6 пункта 4-1 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" относится к безвозвратной финансовой помощи.

При рассмотрении причин возникновения отрицательного значения НДС обязательно в акте документальной проверки конкретно расписывать:

1. Относительно первой причины (продажа товаров, которые были вывезены налогоплательщиком за границы таможенной границы Украины), кроме обязательных требований (контракты, условия расчетов, количество, стоимость и прочее указать условия вывоза (экспортирование) налогоплательщиком товаров за границы таможенной границы Украины в соответствии с Международными правилами толкования торговых сроков " Інко-Термс". Выяснить, дают ли возможность условия снабжения, определенные ВМД, утверждать, что товары вывезенные (экспортированные) налогоплательщиком. Если право собственности на товары перешло на территории Украины нерезиденту, который в дальнейшем его вывозит (экспортирует) за пределы таможенных границ Украины, то это необходимо отобразить в акте.

  1.  Относительно второй причины (приобретение основных средств, которые используются в хозяйственной деятельности налогоплательщика), указать, что было приобретено (оснащение, сооружение, строительство объекту). (Подпунктом 7.4.1 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" определено, что суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные (начисленные) налогоплательщиком в отчетном периоде в связи с приобретением (сооружением) основных фондов, которые подлежат (амортизации, включаются в состав налогового кредита независимо от сроков введения в эксплуатацию основных фондов, а также от того, или имеет налогоплательщик налогооблагаемые обороты на протяжении такого отчетного периода. Как видим, что право на налоговый кредит налогоплательщик получает и при приобретении основных фондов у посторонних организаций, и при их сооружении независимо от сроков введения их в эксплуатацию. Тем не менее , главным критерием для получения права на налоговый кредит по приобретенным или сооруженных основных фондах есть их назначение для использования в хозяйственной деятельности, как это предусмотрено пунктом 8.2.1 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий".
  2.  Относительно третьей и четвертой причин (наличие остатков готовой продукции на составе и приобретение товарно-материальных ценностей (ТМЦ) в больших размерах), - необходимо выяснить наличие складских помещений, на которые сохраняются остатки готовой продукции и ТМЦ; указать в акте ответственных за оприходование на составе готовой продукции и ТМЦ лиц, сопоставить с декларацией о прибыли предприятия относительно прироста ТМЦ. В случае отсутствия собственных складских помещений с помощью подразделов налоговой милиции выяснить, где содержатся остатки готовой продукции и ТМЦ.

4. Относительно пятой причины (продажа товаров по ценам, низшим за цену приобретения), необходимо указывать соответствие проведенной уценки товаров требованиям "Положение о порядке уценки и реализации продукции, которая залежалась, из группы товаров широкого потребления, продукции производственно-технического назначения и избыточных товарно-материальных ценностей", утвержденного Приказом Министерства экономики Украины и Министерства финансов Украины от 15.12.1999 г. № 149/300 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 29.12.1999 г. № 921/4214. В случае, если уценку товаров проведенный с нарушением требований указанного Положения, без учета наличия источника для такой уценки товаров, которое привело к возникновению отрицательного значения НДС и как следствие - к бюджетному возмещению, то суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные (начисленные) за приобретенные товары на расчеты с бюджетом не должны приниматься, поскольку к валовым расходам относится лишь стоимость испорченных или товаров тех, которых не хватает при отсутствии виновных. Как известно, суммы НДС, уплаченные за приобретенные товары, относятся к налоговому кредиту, в случае если их стоимость относится к валовым расходам. Кроме того, необходимо соблюдать положения Стандарта 9 "Запасы" бухгалтерского учета, которым определено, что суммы недостатков и расходов от порчи ценностей к принятию решения о конкретных виновниках отображаются на внебалансовых счетах.

1.3. Направления реформирования НДС. Дискуссии вокруг концепции налогообложения сегодня, в основном, заостряют внимание и противопоставляют два налога - налог на добавленную стоимость и налог на реализацию.

Все расхождения между налогом на реализацию и налогом на добавленную стоимость определяются тем, что первый есть брутто -, а второй - нетто-налогом из оборота. При налоге на реализацию объектом налогообложения является полная стоимость продукции, включая стоимость сырья и материалов. В случае применения НДС объектом налогообложения есть дышит стоимость, что созданная только на данном предприятии.

При использовании налога на реализацию, если число стадий больше одной, возникает кумулятивный эффект, т.е. эффект последовательного увеличения налоговой нагрузки. Это означает, что фактическая ставка налогообложения выше номинальной, поскольку она увеличивается на каждой стадии реализации продукции. Фактическая налоговая нагрузка зависит от длины пути от производителя до потребителя. Преимуществом предлагаемого налога является то, что им де-факто облагаются финансовые потоки и от него практически невозможно пойти. Предлагается пересчитывать налог от реализации в бюджет автоматически в момент зачисления выручки от продажи на расчетный счет продавца [57].

Введение налога от реализации вместо НДС и налога на прибыль разрешают упростить систему учета и отчетности - для налогоплательщиков, и процедуру проверки - для налоговых органов, уменьшить налоговую нагрузку на субъектов экономической деятельности и одновременно увеличить поступление в государственный бюджет.

1.4.Проверка правильности начисления акцизного сбора.

При изучении этого вопроса необходимо применять подход, аналогичный к тому, что был рассмотрен во время изучения порядка проводки камеральной и документальной проверок правильности начисления НДС.

Итак, во время камеральной проверки Расчета акцизного сбора, прежде всего, нужно обратить внимание на своевременность его подачи, наличие всех необходимых приложений и правильность заполнения реквизитов, строк и столбиков.

Проверяя первый раздел "Исчисление суммы акцизного сбора", следует обратить внимание на правильность и полноту заполнения всех строк и колонок. Особое внимание следует обратить на столбики, в которых указываются не обложенные налогами обороты. Заполняя эти столбики, необходимо проверить расшифровку не обложенных налогами оборотов, которая обязательно может прибавляться к расчету. Также следует установить правильность применения ставок ацизного сбора. Проверка первого раздела заканчивается арифметическими подсчетами суммы акцизного сбора и сравнением полученного результата с данными предприятия, приведенными в расчетах.

Во время проверки второго раздела "Результаты перерасчета акцизного сбора" следует удостовериться в наличии соответствующих для этого используются данные отдела учета, где на карточках лицевых счетов отображаются фактически внесенные за отчетный период суммы. В этом же разделе отображается сумма акцизной в сборе, который подлежит уплате в или бюджет возмещению из бюджета.

Если предприятие осуществляет экспортные операции, то необходимо убедиться, что к расчету добавленные соответствующие документы (справки учреждений банков о поступлении валюты и копии платежных документов; копии грузовых таможенных деклараций с соответствующим подтверждением таможенных органов о фактическом пересечении таможенной границы Украины и прочие). На основании этих документов проверяется правильность заполнения третьего раздела расчета "Уменьшение акцизного сбора при экспорте подакцизных товаров при расчетах за иностранную валюту".

По результатам проверки налоговый инспектор делает пометку о проводке начисления суммы акцизного сбора за личным счетом плательщика, а также оценки о результатах предыдущей проверки. По необходимости делается запись о целесообразности проводки документальной проверки.

Проводя документальную проверку, прежде всего, следует обратить внимание на полноту отображения в учете оборотов от реализации подакцизных товаров. При этом треба помнить, что датой реализации является дата отгрузки продукции, или дата поступления средств за эту продукцию. Кроме того, необходимо убедиться, что к налогооблагаемому обороту также вошли операции по безвозмездной передачи подакцизных товаров, или с частичной оплатой, обменные операции, обороты от реализации товаров для собственного потребления, для своих работников, в порядке натуральной оплаты работы, обороты от реализации предметов залога.

При проверке правильности исчисления налогооблагаемого оборота следует иметь в виду, которые сейчас существуют такие группы подакцизных товаров:

алкогольные напитки;

табачные изделия;

легковые автомобили и некоторые другие транспортные средства;

бензин и дизельное топливо.

По всем видам подакцизной продукции установленные твердые ставки налога в евро или гривнах на единицу налогообложения.

Следует иметь в виду, который с 1 января 2003 года увеличены ставки ацизного сбора на пиво, бензин, дизельное топливо, а также на спирт этиловый, что используется учреждениями здравоохранения, при изготовлении духов, взрывных веществ, уксуса спиртового, лечебных средств и другой продукции.

Установленный более твердый контроль за использованием спирта. Так, впервые за нецелевое использование спирта введенные штрафные санкции, размер которых исчисляется в зависимости от объемов использованного не по назначению спирта и соответствующей ставки ацизного сбора, увеличенной в 1,5 раза.

Если во время проверки установленные случаи обмена товаров на территории Украины или использования товаров для собственного потребления, безвозмездной передачи в порядке натуральной оплаты работы, то необходимо проверить, чтобы налогооблагаемый оборот был определен исходя из средних цен, которые сложились на такую продукцию при реализации на сторону. Во время проверки также устанавливается обоснованность льгот, которыми пользуется предприятие.

1.5 Контроль за начислением и уплатой пошлины.

Контроль за начислением и уплатой пошлины осуществляют таможенные, налоговые органы, КРУ и другие органы в границах своей компетенции, определенной законодательством.

Контроль за своевременностью, достоверностью, полнотой определения налоговых обязательств и за уплатой налогоплательщиками, которые взыскиваются при ввозе (пересылке) товаров на таможенную территорию Украины, осуществляется таможенными органами. Таможенные органы начисляют пошлину , исходя из таможенной стоимости и установленных ставок пошлины . Итак, проверке подлежит достоверность таможенной стоимости, указанной в грузовой таможенной декларации. К таможенной стоимости включаются цена товара, указанная в счетах-фактурах, а также расхода на транспортировку (нагрузка, разгрузку, перегрузка и страхование) к пункту пересечения таможенной границы.

Комиссионные и брокерские услуги и т.і. При явном несоответствии заявленной таможенной стоимости реальным ценам его величину устанавливают таможенные органы, исходя из цен на идентичные товары или другие предметы, которые действуют в ведущих странах - экспортерах указанных товаров. При этом, как вспомогательный материал может использоваться информация экспертных, внешнеторговых, биржевых организаций, данные о тарифах на провоз и страхование грузов, о стоимости комиссионных и брокерских услуг, о лицензионных платежах, торговых скидки и наценки. Проверяя достоверность таможенной стоимости, также следует учитывать, что с целью предотвращения занижения таможенной стоимости для начисления и взыскание налогов в полном объеме из высоколиквидных товаров при импорте. Постановлениями Кабинета Министров Украины установленная минимальная таможенная стоимость на некоторые товары. Одной из главных задач таможенных органов при осуществлении контроля за правильностью начисления пошлины - определение тарифной позиции, который отвечает или товар предмет, который пересекает таможенная граница. Это необходимо для того, чтобы правильно применить ставку пошлины. Налогооблагаемые товары сведены в товарную классификационную схему, которая базируется на Гармонизованной системе описания и кодирование товаров. В ней выделяют разделы, главы, товарные позиции и підпозиції. Кроме того, для более точного определения товарной позиции таможенные органы руководствуются такими положениями:

предметы, предъявленные к таможенному контролю в разобранном или несобранном виде, классифицируются за той товарной позицией, к которой принадлежит предмет в собранном виде;

если предмет может быть отнесен  двух или большего товарных позициям одновременно, преимущество отдастся товарной позиции, которая содержит детальное описание предмета;

предметы, которые содержат смесь разных компонентов или наборы, предназначенные для продажи, что укомплектованные разными предметами, классифицируются по предмету или материалу, который определяет товарную характеристику набора.

Контроль за своевременностью, достоверностью, полнотой определения налоговых обязательств (а также налогового долга) и их погашением, по операциями по продаже на таможенной территории Украины товаров, предварительно завезенных (пересланных) через ее границы, осуществляют налоговые органы.

Контроль при наличии - марок акцизного сбора во время ввоза этих товаров на таможенную территорию Украины осуществляют таможенные органы. Контроль за наличием марок акцизного сбора во время реализации таких товаров на таможенной территории Украины осуществляют налоговые органы, контрольно-ревизионная служба и органы внутренних дел. В случае применения в отношении к товарам, которые были завезешь (пересланные) через границы таможенной границы Украины, налоговых льгот, которые предоставляются законодательными актами Украины при условии целевого использования таких товаров, налогоплательщик должен предоставлять таможенным и налоговым органам отчеты о направлениях их использования.

Контроль за целевым использованием товаров, оформленных в таможенном отношении с целью свободного использования на таможенной территории Украины, осуществляется   налоговыми   органами   согласно      соответствующему нормативно-правовыми актами. В случае выявления во время документальной проверки налоговым органом факта нецелевого использования товаров субъектом предпринимательской деятельности свободной экономической зоны или факта занижения суммы налогового обязательства, заявленной в налоговой декларации, налоговый орган самостоятельно определяет сумму налогового обязательства плательщика по каждым из налогов и применяет штрафные санкции и пеню в порядке, установленному законодательством.

Информация о таких фактах присылается налоговым органом, который проводил проверку, к таможенному органу, который осуществил таможенное оформление этих товаров, для дальнейшего применения к нарушителю санкций, предусмотренных Таможенным кодексом Украины.

В случае выявления во время документальной проверки налоговым органом факта или использование продажи юридическим или физическим лицом указанных товаров налоговый орган информирует об этом таможенный орган, в котором эти товары находятся под контролем. По полученной информации таможенный орган осуществляет мероприятия в порядке и в сроки, установленные Таможенным кодексом Украины.

2. КОНТРОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ПРЯМОГО

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ. 2.1. Особенности камеральной проверки деклараций по налогу на

прибыль.

Прежде всего , следует учитывать, что существует четыре разновидности деклараций по налогу на прибыль: для предприятий, страховых компаний, банков и производителей сельскохозяйственной продукции. Формы и порядок составления декларации по налогу на прибыль предприятия установлены Приказом ДНА Украины от 29.03.2003 г. № 143.

За отчетный квартал, полугодие или три квартала предприятия предоставляют декларацию по упрощенной форме, декларацию за год - в полной форме. Если налогоплательщиком выявленные ошибки в раньше предоставленной отчетности и он подает новую декларацию у истечение установленного срока, штрафные санкции не применяются. Если ошибки выявлены плательщиком после истечения установленного срока представления декларации, плательщик может уплатить штраф и предоставить отдельно уточняющий расчет или учесть корректирование при составлении декларации за следующий период.

При предыдущей проверке декларации контроля подлежат:

своевременность представления налоговых деклараций по налогу на прибыль;

соблюдение требований относительно порядка заполнения в зависимости от того, в который форме подается декларация - в полной или упрощенной;

наличие необходимых приложений и согласованность отчетных данных;

правильность   арифметических   подсчетов   и   определение   сумм налогооблагаемой прибыли или убытка за отчетный период.

Если по результатам проверки выявленные арифметические или методологические ошибки, составляется акт. Доначисленная сумма налога с финансовыми санкциями указывается в налоговом сообщении которое вручается плательщику.

Данные, приведенные в декларациях (валовые доходы, валовые расходы), используются в дальнейшем при проводке кабинетного аудиту для оценки налоговых рисков на основе анализа финансовых коэффициентов. Так, если коэффициент рентабельности деятельности предприятия снижается в динамике в сравнимые с середньоотрасльовими показателями и показателями плательщика за прошлые годы, это является фактором риска и может означать занижение объема продаж, наличие фиктивных расходов и т.і..

Необходимо обратить внимание на удельный вес материальных расходов предприятия в объеме реализации в динамике. Рост удельного веса материальных расходов может свидетельствовать о завышении себестоимости продукции (работ, услуг) и занижение налогооблагаемой прибыли.

2.2. Документальная проверка налогообложения прибыли

предприятия.

Во время документальной проверки налога на прибыль, прежде всего, необходимо удостовериться в правильности отображения в бухгалтерском учете результатов предыдущей проверки, а именно:

изменения по фактам нарушений, которые имели место в прошлом году, отображенные в отчетности текущего года как прибыль (убыток) прошлых годов, выявленный в текущем отчетном периоде, а не внесенный в отчетность за прошлый год;

ошибки в отчетности текущего года, выявленные к представлению и утверждению годового отчета за текущий год, исправленные путем сравнения неправильных записей и замены их правильными в том месяце, в котором они выявлены;

доначисленные по результатам проверки суммы налога на прибыль, штрафов, пени не отнесены на валовые расходы, которые приводит к занижению налогооблагаемой прибыли.

2.3. Аудит валовых доходов.

Соответственно действующему законодательству датой увеличения валовых доходов есть дата первого события: дата разгрузки товаров (фактического предоставления услуг, выполнение работ покупателю), или дата зачисления средств покупателя на счета плательщика. Проверка составляется в отслеживании очередности событий и соответствующих сумм. Следует быть внимательным, чтобы операции, которые будут выступать "вторым событием1*, повторно не были включены в состав валовых доходов

С помощью кассовых и платежных документов, а также транспортных, товарно-транспортних накладных оказываются случаи отгрузки или предоплаты (полученных авансов), что не нашло отображения в валовых доходах плательщика.

Если предприятие осуществляет товарообменные операции или реализует продукцию связанным лицам, то во время проверки необходимо удостоверится, что доходы от этих операций были определенные предприятием исходя из договорной цены, но не ниже за обычную, т.т. справедливую рыночную цену.

Необходимо проверить отображение в валовом доходе возвратной финансовой помощи, полученной от лица, что не является плательщиком налога на прибыль или от лица, которое платит его по низшим прудам. При возвращении сумма помощи будет включена в состав валовых расходов.

Если плательщик получает финансовую помощь от другого обычного налогоплательщика на прибыль и не возвращает ее на конец отчетного периода, валовой доход увеличивается на сумму процентов, условно начисленных за каждый день фактического использования помощи, в размере учетной ставки НБУ.

В валовой доход должны быть включены суммы кредиторской задолженности, по которым прошел срок срока иска; полученные штрафы и неустойки; суммы акцизного сбора, что уплаченные покупателем подакцизных товаров в пользу плательщика акцизного сбора и т.і.

В то же время в валовой доход не включаются суммы ГТДВ, полученные плательщиком этого налога в составе цены проданных товаров; средство или имущество, которые поступают в виде инвестиций в корпоративные права и т.і.

2.4.Ауди г валовых расходов.

Следующий блок вопросов касается проверки достоверности отображения в отчетности валовых расходов предприятия.

По аналогии с доходами, датой увеличения валовых расходов есть дата первого события: дата оприходования товаров (получение результатов работ, услуг), или дата списания средств со счетов плательщика. Но исключение из этого правила: при осуществлении операций с нерезидентами, а также резидентами, которые платят налог на прибыль по низшей ставке ( единый ли налог) датой увеличения валовых расходов есть дата оприходования товаров.

Правильность учета и списание материальных ценностей. При проверке этого вопроса, во-первых, необходимо удостовериться в наличии всех документов, которые подтверждают списание средств с банковских счетов в оплату сырья и материалов, выдачу имеющихся средств из кассы предприятия, факт оприходования товаров на состав предприятия. Для этого используются банковские документы, затратные кассовые ордера, товарно-транспортні накладные. Особое внимание следует обратить на отображение расходов в связи с приобретением материалов у связанных лиц. Такие расходы должны определяться исходя из договорной цены, но не большей за обычную цену.

Во-вторых, следует проверить правильность учета прироста (убытка) балансовой стоимости товаров, материалов, сырья, которые комплектуют изделий и полуфабрикатов на составах, в незавершенном производстве и остатках готовой продукции. Для этого используются сведение об учете балансовой стоимости материальных запасов. Определение прироста (убытка) балансовой стоимости материальных запасов проводится путем сравнения их остатков на начало и конец отчетного периода. В случае, если балансовая стоимость материальных запасов на конец отчетного периода превышает их балансовую стоимость на начало того же периода, разность прибавляется к валовым доходам плательщика. В случае, если балансовая стоимость материальных запасов на конец отчетного периода есть меньше их балансовую стоимость на его начало, разность прибавляется в состав валовых расходов плательщика.

В-третьих, в случае убытка запасов оценка их стоимости в налоговом учете осуществляется методом ОБ, или методом прямой идентификации.

Обоснованность расходов двойного назначения (т.е. расходов, которые включаются в состав валовых с ограничением). При проводке аудиту следует иметь в виду, который в состав валовых расходов относятся:

• расхода по установленным нормам на те виды спецодежды, спецобувь и спецхарчування, что утвержденные в списке Кабинета Министров Украины. Распространенные ошибки по этому поводу - отнесение на валовые расходы стоимости форменной одежды, обеспечение спецодеждой и спецобувью основателей предприятия; использование спецодежды и спецобувь в ситуациях, не связанных с выполнением профессиональных обязанностей. Для проверки следует использовать контракты на приобретение спецодежды, спецобувь, спец питания и других средств индивидуальной защиты, документы складского учета, в которых значатся наименование оприходуваних товаров, их количество, общее стоимость, платежные документы, данные о численности нанимаемых работников на предприятии и т.і.;

расхода на научно-техническое обеспечение хозяйственной деятельности в момент их осуществления и независимо от фактической результативности проведенных мероприятий (т.е. оказывали содействие они росту дохода плательщика или нет), в частности, на изобретательство и рационализацию, проводка дослідно-експериментальних и конструкторских работ, изготовление и исследование моделей и образцов, выплату роялти. Но основанием для включения указанных расходов к валовому есть их обязательная связь с направлением основной деятельности предприятия;

расхода на подготовку кадров в границах норм, установленных Кабмином, при условиях соответствия между профилем деятельности предприятия и профилем профессиональной подготовки, а также обучение в украинских учебных заведениях лиц, которые работают на данном предприятии, кроме связанных (например, основателей или предприятия членов их родин);

расхода на проводку предпродажных и рекламных мероприятий - без ограничений, кроме расходов на безвозмездную раздачу образцов товаров и проводка презентаций с рекламными целями, которые не должны в совокупности превышать двух процентов от налогооблагаемой прибыли за предыдущий год. Все расходы должны иметь документальные підтверждення: договора сметы на представительные расходы, утвержденные руководителем предприятия; накладные; товарные чеки и т.і.;

расхода на командировку, связанные с направлением основной деятельности предприятия, в том числе выиграть на проезд (включая перевозка багажа); на оплату стоимости проживания в отелях, включая расхода на питание или бытовые услуги (стирка, чистка, починку и глажка одежды, обувь или белизны); ведение телефонных переговоров; оформление загранпаспортов, обязательное страхование - в границах фактических сумм, но при условии наличия документов, которые удостоверяют стоимость этих расходов в виде транспортных билетов или транспортных счетов (багажных квитанций), счетов отелей, страховых полисов и т.і.. Дополнительно к указанным расходам могут относиться не подтвержденные документально суммы суточных расходов, в границах предельных норм, установленных Кабинетом Министров Украины. Кроме того, треба удостовериться в наличии пометок откомандированной и принимающей стороны на удостоверении о командировке; расхода на гарантийный ремонт проданных товаров, но не больше 10 процентов от их стоимости;

расхода на отдельные виды страхования (имущества, кредитных рисков, рисков гибели урожая, экологического вреда и т.і.);

50% расходов на приобретение горюче-смазочных материалов для легковых автомобилей и оперативную аренду легковых автомобилей, независимо от целые их, использование;

расхода на содержание, эксплуатацию и обеспечение основной деятельности объектов социально-культурной сферы, которое было в балансе предприятия на момент вступления в силу Закона "О налогообложении прибыли предприятий*'; детских садоков и яслей;

учреждений среднего и средне технического, профессионально-технического образования и повышение квалификации; детских музыкальных и художественных школ;

учреждений здравоохранения, пунктов безвозмездного медицинского обследования, профилактики и помощи работникам;

спортивных залов и площадок, которые используются бесплатно для физического и психического оздоровления работников, клубов и домов культуры;

помещений, которые используются для организации питания работников предприятия;

многоквартирного жилищного фонда и объектов жилищно-коммунального хозяйства, которые находятся на балансе предприятия;

детских лагерей отдыха, если они не кажутся в аренду.

Нельзя в состав валовых относить расхода капитального характера по объектам социально-культурной сферы и на текущее финансирование домов отдыха І туристических баз.

Аудит уплаченных арендных платежей. Размер арендной платы, которую можно относить на валовые расходы, зависит от формы собственности имущества (основных фондов), что арендуется. При аренде имущества коммунальной формы собственности и государственного имущества на валовые расходы можно относить суммы арендной платы лишь в границах установленных законодательством размеров. Аренда имущества коммерческих предприятий разрешает относить на валовые расходы всю сумму арендной платы, что обоснованная расчетом к договору аренды.

Аудит расходов на оплату работы и собрание к государственным целевым фондам. При проверке этого вопроса налоговому инспектору следует удостовериться, чтобы в составе валовых расходов не значились те расходы, которые не связаны непосредственно с оплатой работы. К ним относятся; материальная помощь (в том числе в границах прожиточного минимума), дивиденды, расхода на финансирование личных потребностей физический лиц, не подтвержденные документальными доказательствами, что такие выплаты являются компенсацией за фактически предоставленные или услуги отработанное время. Исключением является компенсация стоимости услуг, полученных от работника. В случае выплаты заработной платы натурой треба удостовериться, что такая выплата осуществлена разрешенными товарами по ценам не низшими от их себестоимости.

2.5.Аудит амортизационных отчислений.

Аудит начисления амортизации в налоговом учете предусматривает проверку:

правильности определения объектов амортизации и возможное установление фактов начисления амортизации на объекты непроизводственного назначения; правильности применения норм амортизационных отчислений. Для этого следует учитывать, что все основные фонды для начисления амортизации делятся на группы, к каждой с который применяется соответствующая норма амортизационных отчислений, а именно:

первая группа - дома, сооружения, их структурные компоненты, передаточные устройства -1,25% на квартал в 2003 году, 2% - с 01.01.2004 года;

вторая группа - автомобильный транспорт, мебель, быту электронные, оптические, электромеханические приборы и инструменты, другое конторское (офисное) оснащение, оборудование и принадлежность к ним - 6,25% на квартал в 2003 году, 10% - из 01.01.2004 года;

третья группа - любые другие основные фонды, не включенные в групп 1, 2,4-3,75% на квартал в 2003 году, 6% - из 01.01-2004 года;

четвертая группа - вычислительные, електронно-обчислювальні машины, другие машины для автоматической обработки информации, их программное обеспечение, средства считывания или печати информации, информационные системы, телефоны, микрофоны и рации, приобретенные с 2003 года - 15% за квартал.

Неправильное распределение основных фондов по группам может привести к ошибочному начислению амортизации и налогооблагаемой прибыли:

правильности определения балансовой стоимости группы основных фондов ( отдельных ли объектов для 1 группы основных фондов), к которым применяются нормы амортизации. Балансовая стоимость группы основных фондов на начало отчетного периода рассчитывается за такой формулой:

Бс = Бн + Пп - Вп - Ап,

где: Бс - балансовая стоимость группы на начало отчетного периода;

Бн - балансовая стоимость группы на начало предыдущего периода;

Гг - сумма расходов, понесенных на приобретение основных фондов, осуществление капитального ремонта, реконструкции, модернизации и других усовершенствований основных фондов на протяжении предыдущего отчетного периода в границах норм;

Вп - сумма выведенных из эксплуатации основных фондов на протяжении предыдущего периода;

Ап - сумма амортизационных отчислений, начисленных в предыдущем периоде.

Пример. Стоимость 4 группы основных фондов на начало второго квартала составляет 40 тыс. грн. На протяжении второго квартала введены основные фонды на сумму 8 тыс. грн. и выведенные основные фонды на сумму 12 тыс. грн. Рассчитать сумму амортизационных отчислений по 4 группе основных фондов за второй и третий кварталы.

Сумма амортизационных отчислений за второй квартал:

40 000-0,15=6000 грн.

Балансовая стоимость основных фондов на начало третьего квартала: 40000 + 8 000 - 2 000 -6000= 30 000 грн. Сумма амортизационных отчислений за третий квартал: 30000-0,15 =4 500 грн.

Особое внимание при проверке этого вопроса следует уделять правильности увеличения и уменьшение балансовой стоимости групп основных фондов. Так, в случае продажи объектов І группы основных фондов и нематериальных активов сумма превышения выручки над их балансовой стоимостью включается в состав валовых расходов. Наоборот, сумма превышения балансовой стоимости над выручкой зачисляется к валовым расходам. Это правило не распространяется на продажу основных фондов групп 2, 3 и 4 в случае продажи объектов уменьшается стоимость группы на сумму стоимости продажи таких основных фондов;

правильности налогового учета расходов на улучшение основных фондов. Так, амортизации не подлежат и относятся в состав валовые расходы предприятия на приобретение, ремонт, реконструкцию, или модернизацию другие улучшение производственных фондов в размере 10% от совокупной стоимости групп основных фондов на начало отчетного периода. Расходы, которые превышают такую сумму, увеличивают балансовую стоимость основных фондов и распределяются пропорционально стоимости групп основных фондов (и объектов 1 группы основных фондов) на начало отчетного квартала.

Пример. Распределить стоимость расходов, осуществленных на ремонт основных фондов. Стоимость основных фондов на начало отчетного периода составляет 10000 грн., в т.ч. по группам:

  1.  группа - 1000 грн.;
  2.  группа - 3000 грн.;
  3.  группа - 5000 грн.;
  4.  группа - 1000 игры.

Расхода на ремонт в отчетном периоде - 3000 грн. В состав валовых будут включены расходы в размере 10% от суммы 10000 грн.: 10000* 0.1 = 1000 грн.

На увеличение балансовой стоимости основных фондов будет отнесенный: 3000 - 1000 - 2000 грн., в т.ч. по группам:

  1.  группа: 2000 /10000 * 1000 = 200 грн.;
  2.  группа: 2000 / 10000 * 3000 - 600 грн.:
  3.  группа: 2000/10000 * 5000 = 1000 грн.;
  4.  группа: 2000 /10000 * 1000 * 200 грн.

2.6. Налогообложение дивидендов.

При проводке аудиту налогообложения прибыли предприятия треба знать, что выплаты дивидендов владельцам корпоративных прав осуществляются пропорционально их доли в уставном фонде, независимо от наличия налогооблагаемой прибыли. Источником их уплаты есть собственные средства предприятия. Одновременно с выплатой дивидендов в бюджет вносится авансовый взнос налога на прибыль в размере действующей ставки от суммы дивидендов без уменьшения такой выплаты.

Начисленная дальше сумма налога на прибыль за отчетный период уменьшается на сумму авансового взноса, уплаченного при выплате дивидендов. В случае убыточного результата авансовый взнос увеличивает отрицательное значение налоговых обязательств.

Эти нормы налогообложения дивидендов не распространяется на плательщиков единого налога - эмитентов корпоративных прав.

У юридических лиц, которые получают дивиденды, их сумма не включается в состав валового дохода, у физический лиц - облагается налогами согласно нормам законодательства о налогообложении физический лиц.

Контрольные вопросы

  1.  Охарактеризуйте виды и структуру декларации с НДС.
  2.  Как определяются отчетные периоды и сроки уплаты НДС?
  3.  Особенности контроля оборотов из продажи продукции (работ, услуг).
  4.  Контроль сумм НДС, включенных в налогового кредита.

Назовите отличия между льготными операциями и операциями, которые облагаются НДС по нулевой ставке.

Какая дата е датой увеличения суммы налогового обязательства с НДС?

Назовите особенности камеральной проверки по налогу на прибыль.

В чем заключается аудит амортизационных отчислений?

Литература

1. Н. Н. Шпаків. Податковий менеджмент стратегія і тактика:, Київ - 2002 -222 с.

2. Т. Ю. Ісаншина. Податковий менеджмент: Навч.- метод. Посібник для самост. вивч. дисц. - К: КНЕУ-2001 -150 з 1

3. Д. Ю. Мірошник. Податковий менеджмент. - М: Фінанси і статистика, 2002-352 с.


з/п

Зміст господарської операції

Сума операції з ПДВ

Налоговое

обязательство

Налоговый кредит

1.

Отримано кредит банку

40000

2.

Полученные материалы от поставщика "А" На-

24000

4000

3.

Подписан акт о выполнении (получение) работ Налоговый кредит с НДС

3000

500

4.

Получен товар от производителя Налоговый

12000

2000

5.

Полученная предшествующая азиата за про-

21995

6.

Перечисленные средства поставщику "А" (2

24000

7.

Продан объект основных фондов 2 группы На-

12600

2100

8.

Подписан акт выполнения (получении) работ

60000

10000

9.

Отгруженная продукция согласно бартерного соглашения

Налоговое обязательство с НДС

90000

15000

10.

Начисленная заработная плата

8000

 

11.

Осуществленные начисления на заработную

3000

 Р

12.

Удержан подоходный налог

1600

 

риклад 1. Перевірка нарахування ПДВ за травень (у грн.):


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72172. Понятие и принципы трудового права 28.5 KB
  Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях отвечающих требованиям безопасности и гигиены на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным...
72173. Трудовой договор 43 KB
  В этом определении выделены родовые признаки трудового договора. Конкретное содержание трудового договора зависит от соглашения сторон. Заключение контракта на определенный срок означает заключение срочного трудового договора.
72174. Трудовые споры. Коллективные и индивидуальные трудовые споры 21.5 KB
  Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения провозглашенное ч. Коллективные трудовые споры рассматриваются в порядке определяемом федеральным законом.
72175. Рабочее время и время отдыха 31.5 KB
  Трудовой кодекс не изменяет установленные КЗоТом нормальную продолжительность рабочего времени не более 40 часов в неделю и сокращенную продолжительность рабочего времени для определенных категорий работников. В соответствии со статье 94 ТК РФ продолжительность ежедневной работы...
72176. Прекращение трудовых отношений 33.5 KB
  Удельный вес различных оснований прекращения трудового договора в общем объеме увольнений неоднозначен. Наиболее распространенными основаниями расторжения трудового договора являются увольнения по инициативе работника и по инициативе работодателя и поэтому они нуждаются...
72177. Понятия и принципы уголовного права 31 KB
  С этих исходных позиций мы сможем со знанием дела уяснить понятие и круг источников уголовного права их содержание. Уголовное право как отрасль права традиционно определяется как совокупность юридических норм которые устанавливают преступность и наказуемость деяний представляющих...
72178. Наказание. Понятие, цели и виды 60.5 KB
  Надо добавить что назначение и исполнение наказания означает в то же время порицание судом от имени государства содеянного виновным и его самого как нанесшего вред обществу. Иными словами содержанием наказания является кара за преступление о чем уже упоминалось в связи с общей...
72179. Понятие административного права 48.5 KB
  Административное право представляет собой совокупность правовых норм регулирующих определенные сферы общественных отношений составляющих предмет этой отрасли права. При этом предмет административного права отвечает на вопрос что какие общественные отношения регулируются нормами...
72180. Административные правонарушения в РФ 63 KB
  Нарушение правил о которых говорилось выше иногда может повлечь уголовную ответственность если это прямо предусмотрено Уголовным кодексом. Для подобных случаев а они наиболее часты государство и учредило административную ответственность которая по характеру мер менее сурова...