17909

Контроль налогообложения доходов физических лиц

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Тема № 9 Контроль налогообложения доходов физических лиц План Аудит начисления и удержания налога на доходы физических лиц. Контроль в сфере налогообложения доходов физических лиц от предпринимательской деятельности 1. Аудит начисления и удержания...

Русский

2013-07-06

66.5 KB

0 чел.

Тема № 9

Контроль налогообложения доходов физических лиц

План

  1.  Аудит начисления и удержания налога на доходы физических лиц.
  2.  Контроль в сфере налогообложения доходов физических лиц от предпринимательской деятельности

1. Аудит начисления и удержания налога на доходы физических лиц

Аудит начисления, удержания и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц (НДФЛ) из доходов, полученных по месту работы, проводится непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях на основе проверки расчетно-платежных ведомостей начисления заработной платы и удержания налога, кассовых выплат (заработной платы, премий, отпускных, разовых выплат, в подотчет и др.), документов, подтверждающих право на льготы и т.п.

Правильность определения совокупного налогооблагаемого дохода и начисления НДФЛ осуществляется отдельно по каждому работнику. При этом необходимо обратить внимание на полноту включения в объект всех налогооблагаемых выплат не только в денежной, но и в натуральной форме. В случае выплаты зарплаты продукцией собственного производства ее размер в составе совокупного налогооблагаемого дохода рассчитывается, исходя из отпускной цены-продажи продукция посторонним потребителям в текущем месяце. Прежде всего необходимо помнить, что в связи с вступлением в действие с 1 января 2004 года Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» значительно расширена база обложения НДФЛ, например, в состав общего месячного налогооблагаемого дохода включены:

доходы в виде заработной платы, другие выплаты и вознаграждения, начисленные (выплаченные) плательщику налога согласно условиям трудового или гражданско-правового договора;

доходы от продажи объектов прав интеллектуальной (промышленной) собственности, доходы в виде сумм авторского вознаграждения, роялти;

стоимость наследства, подарков в пределах, подлежащих налогообложению (с 1 января 2005 года),

суммы полученных страховых выплат по договорам долгосрочного страхования жизни и негосударственного пенсионного страхования, часть дохода от операций с имуществом, доход от предоставления имущества в аренду и т. д.

При проведении аудита необходимо убедиться в правильности применения льгот, в частности в достоверности сумм:

которые не включаются в совокупный налогооблагаемый доход (пенсии. жилищные субсидии и дотации компенсации и страховые выплаты из бюджета командировочные, доходы, полученные от размещения средств в ценные бумаги, эмитированные Министерством Финансов Украины, выигрыши в государственную лотерею и т. д.);

на которые уменьшается совокупный налогооблагаемый доход (общеобязательные взносы в социальные фонды налоговые социальные льготы).

При проведении проверки необходимо убедиться в правомочности применения социальной льготы по каждому работнику. При этом необходимо учесть, что в соответствии с Законом,  каждый работник имеет право на социальную льготу только у одного работодателя (по своему выбору) при получении заработной платы, не превышающей сумму одного месячного прожиточного минимума для трудоспособного лица,   установленного   на   1   января   отчетного   налогового  года умноженную на 1,4 и округленную до ближайших 10 гривен.

Социальная льгота уменьшает совокупный месячный налогооблагаемый доход работника на сумму минимальной заработной платы, установленной Законом на 1 января отчетного налогового года. При этом необходимо помнить, что в соответствии с заключительными положениями Закона социальная льгота составит:

- в 2004 году - в размере 30 % от установленной;

-    в 2005 году в размёрё 50 % от установленной;

- в 2006 году - в размере 80 % от установленной.

Налоговый инспектор должен проверить наличие документов, подтверждающих право на получение налоговой социальной льготы в размере:

150% от базовой (для одиноких матерей и отцов; лиц, содержащих детей-инвалидов; имеющих троих и более детей; вдов и вдовцов; лицам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы 1-й и 2-й категорий; инвалидам 1-й и 2-й групп; студентам, учащимся и т. д.);

200% от базовой (для Героев Украины, Советского Союза или полным кавалерам орденов Славы или Трудовой Славы: участникам боевых действий; узникам концлагерей и т. д.).

Налоговый инспектор самостоятельно рассчитывает сумму НДФЛ по каждому работнику и сравнивает свой результат с данными предприятия. В случае разногласий выясняет причины и делает соответствующие записи для отображения в акте проверки. При этом необходимо учитывать, что единая ставка НДФЛ, применяемая ко всему налогооблагаемому доходу с 1 января 2004 года, равняется 13% только до 31 декабря 2006 года. С 1 января 2007 года будет применяться базовая ставка - 15 % совокупного налогооблагаемого дохода.

По доходам, выплачиваемым нерезидентам - физическим лицам (кроме процентов, дивидендов и роялти), применяется двойной размер базовой ставки.

Итоги выплат, указанные в расчетно-платежных ведомостях, сверяются с данными кассовых документов и данными бухгалтерского учета. Затем на выбор сверяются итоги удержанных налогов в ведомостях по подразделениям (отделу, цеху, управлению) или в целом по предприятию с данными бухгалтерского учета о начисленных суммах налога. Необходимо убедиться в наличии платежных поручений, подтверждающих перечисление надлежащих сумм в бюджет. При наличии расхождений по каждому случаю несвоевременного перечисления налогов в бюджет составляется подробный расчет.

По результатам проверки составляется акт по установленной форме. В случае выявления нарушений в соответствии со ст. 17 Закона Украины № 2181 применяются финансовые санкции в двойном размере доначисленной суммы НДФЛ. Кроме того, должностные лица предприятий, учреждений, организаций, а также СПДФЛ привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере трех нмдг, а за эти же действия, совершенные повторно в течение года, - в размере пяти.

Обязательной проверке подлежит своевременность представления предприятием или СПДФЛ сведений об уплаченных работникам доходах и удержанных суммах налога за отчетный квартал по установленной форме  в налоговую инспекцию. Справка представляется в соответствии с Законом Украины «О Государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов» до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, независимо от того, получали ли доход граждане (штатные работники, совместители, работающие по гражданско-правовым договорам).

В течение года в ГРФЛ накапливаются данные о выплаченных гражданам доходах и удержанных суммах НДФЛ.

По итогам года налогоплательщик - физическое лицо - имеет право на налоговый кредит, в состав которого включаются фактически понесенные расходы:

сумма средств или стоимость имущества, переданных плательщиком в виде часть суммы процентов по ипотечному кредиту, уплаченных плательщиком; пожертвований или благотворительных взносов неприбыльным организациям, зарегистрированным в Украине, в размере от двух до пяти процентов от суммы общего налогооблагаемого дохода отчетного года;

плата за обучение плательщика или членов его семьи первой

степени родства в средних профессиональных или высших учебных заведениях, но не более суммы, равной месячному прожиточному минимуму, установленному на 1 января отчетного налогового года на одно трудоспособное лицо, умноженной на 1,4 и округленной до ближайших 10 грн;

стоимость платных услуг по лечению плательщика или членов его семьи первой степени родства в учреждениях здравоохранения, стоимость лекарств, донорских компонентов, протезно-ортопедических компонентов включенных в Перечень жизненно необходимых, установленный Кабинетом Министров Украины, и т. д.

Основания для начисления налогового кредита с указанием конкретных сумм отражаются плательщиком в годовой налоговой декларации, которую необходимо представить по итогам года в налоговую инспекцию по месту жительства плательщика. Срок подачи декларации - до 1 апреля года, следующего за отчетным.

С помощью данных о доходах граждан, поступивших в налоговую инспекцию от предприятий, учреждений и организаций и хранящихся в Государственном реестре, проверяется достоверность данных, указанных гражданами в декларациях о доходах.

Расходы, включенные налогоплательщиком в налоговый кредит, должны быть подтверждены документально, а именно: фискальным или товарным чеком, кассовым ордером, товарной накладной, другими расчетными документами или договором, которые идентифицируют продавца товаров (работ, услуг) и определяют сумму таких расходов. Эти подтверждающие документы к декларации не прилагаются, а хранятся у плательщика в течение срока, .достаточного для проведения налоговым органом (при необходимости) налоговой проверки по начислению такого налогового кредита.

При отсутствии замечаний налоговый инспектор осуществляет расчет НДФЛ, исходя из совокупного налогооблагаемого дохода, уменьшенного на предоставленный налоговый кредит, и с учетом социальной льготы, если она была предоставлена данному плательщику налога, и определяет сальдо расчетов с бюджетом.

При этом необходимо помнить, что налоговый кредит может быть начислен исключительно резидентом, имеющим идентификационный номер. Общая сумма начисленного налогового кредита не может превышать сумму общего налогооблагаемого дохода плательщика налога, полученного в течение отчетного года как заработная плата. Если плательщик налога не воспользовался правом начисления налогового кредита по результатам отчетного налогового года, то такое право на следующие налоговые годы не переносится.

Если по результатам перерасчета необходимо доплатить налог в бюджет, то на сумму доплаты выписывается налоговое уведомление, и эту сумму необходимо уплатить в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления.

Сумма переплаты налога возмещается плательщику на его счет или путем выдачи казначейского чека.

2. Контроль в сфере налогообложения доходов физических лиц от предпринимательской деятельности

Контрольная работа налоговых инспекций в сфере налогообложения доходов от предпринимательской деятельности состоит: в регистрации и учете граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность; проверке поданных ими деклараций; обследовании доходов от предпринимательской деятельности; проверке правильности начисления, своевременности и полноты уплаты в бюджет начисленных налогов.

Налогооблагаемым доходом граждан от предпринимательской деятельности считается совокупный чистый доход, т. е. разница между   валовым   доходом   и   документально      подтвержденными расходами, непосредственно связанными с получением Дохода. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально? то они учитываются налоговыми органами при проведении окончательных расчетов по нормам, определенным ГНАУ, по согласованию с Министерством экономики Украины и Госкомитетом Украины по содействию малым предприятиям и предпринимательству. К составу валовых расходов, непосредственно связанных с получением доходов, относятся расходы, включаемые в валовые расходы производства (оборота) или подлежащие амортизации в соответствии с Законом Украины «О прибыли».

Налог, начисленный налоговыми органами, уплачивается в таком порядке: в течение года плательщики ежеквартально уплачивают в бюджет по 25% годовой суммы налога, рассчитанной, исходя из суммы дохода за предыдущий год, а плательщики, впервые привлекаемые к уплате налога, - по 25% от суммы, насчитанной им налоговым органом по оценочным доходам за текущий год. Для уплаты авансовых платежей налога устанавливаются такие сроки в ение года: до 15 марта, до 15 мая; до 15 августа и до 15 ноября.

При значительном увеличении или уменьшении в течение года дохода плательщика налоговым органом может быть проведен перерасчет сумм налога.

Суммы налога, уплаченные в течение года в виде авансовых платежей, предъявленных налоговыми органами, учитываются при окончательном расчете суммы налога на основании документально подтвержденного факта уплаты такого налога. Дополнительно начисленные по окончательным расчетам суммы налога подлежат уплате не позднее одного месяца со дня получения уведомления налогового органа, а чрезмерно уплаченные суммы налога подлежат возврату плательщику не позднее одного месяца после проведения окончательного расчета или по заявлению плательщика засчитываются в счет будущих платежей.

Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью представляют налоговому   органу декларации за   каждый отчетный квартал,   также за отчетный год. В декларации указываются общие , /!мы полученного дохода затрат и уплаченного налога за отчетный год.

В течение года работники налоговых инспекций обследуют доходы от предпринимательской деятельности по месту выполнения работ, изготовления продукции, предоставления услуг. Проверке подлежит Книга учета доходов и расходов, в которой отображаются объемы изготовленной и реализованной продукции, средняя цена единицы реализованной продукции, выручка (валовой доход) от реализации.

Если гражданин. занимающийся предпринимательской деятельностью, привлекает наемных работников, то обязательно проверяются правильность начисления и своевременность уплаты в бюджет налога на доходы физических лиц. По результатам проверки составляется1 акт по установленной форме.

СПДФЛ имеют право самостоятельно выбрать альтернативный способ налогообложения доходов - путем уплаты фиксированного налога или единого налога (ЕН).

При выборе плательщиком уплаты фиксированного налога путем приобретения фиксированного патента должны быть соблюдены -Следующие условия:

  •  количество" лиц,   работающих на плательщика, включая членов его семьи, не должно превышать пяти человек; валовой   доход   такого   СПДФЛ   от   самостоятельного осуществления предпринимательской деятельности или с использованием наемного   труда   за   последние   12 календарных месяцев не должно превышать 7000 нмдг;
  •  гражданин, осуществляющий      предпринимательскую деятельность  по  продаже товаров  и  предоставление сопутствующих такой продаже услуг на рынках, должен быть     плательщиком рыночного сбора согласно законодательству; не      позволяется      применение фиксированного   налога   при   осуществлении   торговли ликёро-водочными и табачными изделиями.

Для получения патента налогоплательщик подает в налоговый орган заявление, составленное в произвольной форме, содержащее: информацию о месте    осуществления    предпринимательской деятельности; перечень лиц, находящихся в трудовых отношениях с плательщиком и их идентификационные коды; информацию о доходах плательщика за последние 12 месяцев или про неполучение таких доходов. Налоговый орган обязан выдать патент в течение трех рабочих дней со дня принятия заявления от налогоплательщика.

Предварительная проверка достоверности данных, указанных в заявлении, о доходах гражданина налоговым органом не проводится. Ответственность за Достоверность таких данных несет плательщик налога в соответствии с законодательством Украины.

Размеры фиксированного налога устанавливаются соответствующим     местным советом в зависимости от территориального расположения места торговли и не могут быть менее 20 грн и более 100 грн. в месяц для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность самостоятельно.

В случае осуществления предпринимательской деятельности с использованием наемного труда или с участием членов семьи СПДФЛ размер фиксированного налога увеличивается на 50% за каждое лицо.


Вопросы для самоконтроля

  1.  Где проводиться аудит начисления и удержания налога на доходы физических лиц.
  2.  Чем должны быть подтверждены расходы, включенные налогоплательщиком в налоговый кредит?
  3.  Какие условия должны быть соблюдены при выборе плательщиком уплаты фиксированного налога путем приобретения фиксированного патента?
  4.  В чем состоит контрольная работа налоговых инспекций в сфере налогообложения доходов от предпринимательской деятельности?

Литература

  1.  Налоговый менеджмент под ред Т.М. Рева , Киев - 2002 г
  2.  Д. Костюк. Что и как проверяет налоговый инспектор, - X: Фактор, 2001 -276с,
  3.  Н. Н. Скворцов. Налоговый менеджмент стратегия и тактика: , Киев - 2002 - 222 с.
  4.  Т. Ю. Исаншина. Податковий менеджмент: Навч.- метод. Пос1бник для са-мост. вивч. дисц. - К: КНЕУ-2001 -150 с 1
  5.  Д. Ю. Мельник. Налоговый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2002-352 с.
  6.  6. А.І. Крисоватий, А.Я. Кізима. Податковий менеджмент, навчальний посібник. – Тернопіль: карт-бланш, 2004 - 304 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83541. Режим морських портів 36.21 KB
  Прибережна держава самостійно вирішує питання про характер порту зокрема його закритість або відкритість для міжнародного судноплавства. Прибережна держава не повинна проте відмовляти у дозволі на вхід до закритого порту судну яке знаходиться в небезпеці у випадку аварії або штормової погоди судну що зазнає лихо. З метою забезпечення власної безпеки прибережна держава може. Прибережна держава зазвичай не втручається у відносини між капітаном екіпажем та пасажирами.
83542. Правовий режим архіпелажних вод 38.18 KB
  Суверенна влада прибережної держави обмежена правом безперешкодного проходу та правом архіпелажного проходу морськими коридорами що надається іноземним морським та повітряним суднам в архіпелажних водах ст. Архіпелажний прохід морськими коридорами означає що усі судна і літальні апарати користуються правом архіпелажного проходу такими морськими коридорами і прольоту по таким повітряним коридорам з ціллю безперервного і швидкого транзиту через архіпелажні води з однієї частини відкритого моря або виключної економічної зони до іншої частини...
83543. Поняття і межі територіального моря. Право мирного проходу. Правовий режим територіальних вод 37.22 KB
  Правовий режим територіальних вод Територіальне море це пояс морських вод шириною до 12 морських миль що розташований між берегом чи безпосередньо за внутрішніми морськими водами або архіпелажними водами держави та відкритим морем або водами спеціальних зон. Територіальне море як й внутрішні морські води є частиною території прибережної держави. На підставі цього права торгівельні судна можуть проходити через територіальне море іноземної держави без спеціального дозволу лише за умови дотримання права прибережної держави. Прохід...
83544. Поняття та правовий режим прилеглої зони 36.05 KB
  Сстановлює що прилегла зона не може пролягати далі ніж на 12 морських миль від вихідної лінії від якої відміряється ширина територіального моря проте Конвенція з морського права 1982 р. містить положення що прилегла зона не може пролягати за межі 24 морських миль від цієї лінії Розвитком інституту прилеглої зони стала практика встановлення прибережними державами за межами свого територіального морязон виключного рибальства. Ширина морських зон виключного рибальства в практиці держав різниться.
83545. Виключна економічна зона та її правовий режим 33.18 KB
  Ширина виключної економічної зони не повинна перевищувати 200 морських миль що відраховуються від вихідних ліній від яких відмірюється ширина територіального моря. Прибережна держава в межах виключної економічної зони має суверенні права на розвідку розробку і збереження природних ресурсів як живих так і неживих що знаходяться у її водах на морському дні або його надрах. Прибережна держава в межах своєї виключної економічної зони користується не тільки економічними повноваженнями але й юрисдикцією щодо створення і використання штучних...
83546. Континентальний шельф і його правовий режим. Межі континентального шельфу. Делімітація континентального шельфу 36.65 KB
  Межі континентального шельфу. Делімітація континентального шельфу Відповідно до Конвенції ООН з морського права 1982 р. Підводна околиця материка включає продовження континентального масиву прибережної держави що знаходиться під водоюі складається з поверхні і надр шельфу схилу і підйому. внутрішнім кордоном континентального шельфу є зовнішня межа територіального моря лінії на відстані 12 морських миль від вихідної лінії.
83547. Відкрите море І його правовий режим. Свободи відкритого моря 37.48 KB
  Свободи відкритого моря За зовнішньою межею територіального моря знаходяться простори морів і океанів які не входять до складу територіальних вод будьякої держави і утворюють відкрите море. відкрите море визначено як усі частини моря які не входять ані до територіального моря ані до внутрішніх вод будьякої держави. встановила що положення Частини VII Відкрите море застосовуються до всіх частин моряякі не входять ані до виключної економічної зони ані до територіальною моря або внутрішніх вод будьякої держави ані до архіпелажних...
83548. Правовий статус Міжнародного району морського дна. Використання ресурсів Міжнародного району морського дна. Міжнародний орган з морського дна 35.92 KB
  Використання ресурсів Міжнародного району морського дна. Міжнародний орган з морського дна Морське дно за межами континентального шельфу і економічної зони є територією з міжнародним режимом і утворює міжнародний район морського дна далі Район. 1 Конвенції ООН з морського права 1982 р.
83549. Поняття і види міжнародних проток. Правовий статус і режим міжнародних проток 36.7 KB
  Берега протоки можуть належати одній державі або двом чи більше державам. Якщо ширина протоки перевищує подвійну ширину територіального моря прибережної держави або держав на тій частини протоки що знаходиться поза межами територіального моря діє принцип свободи судноплавства. Якщо ж ширина протоки не є більшою ніж подвійна ширина територіального моря міжнародноправовий статус протоки є подібним до статусу територіального моря так звані територіальні протоки. Традиційно на підставі звичаєвої норми міжнародного морського права в водах...