17910

Плата за специальное использование водных ресурсов

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Тема № 11 План Основная цель установления платы за ресурсы. Плата за специальное использование водных ресурсов. 3. Лесной доход. 4. Плата за пользование полезными ископаемыми. 5. Сбор за геологоразведовательные работы. Учитывая то что природные ре...

Русский

2013-07-06

90.5 KB

2 чел.

Тема № 11

План

  1.  Основная цель установления платы за ресурсы.
  2.  Плата за специальное использование водных ресурсов.

3. Лесной доход.

4. Плата за пользование полезными ископаемыми.

5. Сбор за геологоразведовательные работы.

Учитывая то, что природные ресурсы находятся в собственности государства, за пользование ними осуществляется сбор за специальное использование природных ресурсов, который включает:

сбор за специальное использование водных ресурсов та сбор за пользование водами для нужд гидроэнергетики и водного транспорта;

лесной доход;

плата за использование недр.

2. Плата за специальное использование водных ресурсов

Удержание платы за специальное использование водных ресурсов, как общегосударственного, так и местного значения осуществляются согласно Закону Украины «О охране окружающей среды» согласно правила, установленного Кабинетом Министров Украины, всеми субъектами предпринимательской деятельности, кроме тех, кто использует воду для удовлетворения собственных питьевых и санитарно-гигиенических потребностей предприятиями гидроэнергетики и водного транспорта, которые эксплуатируют речные пути.

К специальному использованию водных ресурсов принадлежит использование воды для удовлетворения производственных потребностей, которое может повлиять на количественные и качественные показатели состояния водных ресурсов. Плательщиками сбора за специальное использование водных ресурсов являются все юридические лица и граждане - субъекты предпринимательской деятельности, которые используют в хозяйственной деятельности водные ресурсы.

Объектом начисления сбора является фактический объем воды, который используют пользователи, с учетом потерь воды в системах водоснабжения.

Размеры сбора за специальное использование водных ресурсов, кроме тех, которые используются предприятиями гидроэнергетики и водного транспорта, устанавливаются соответственно нормативов, объемов использования и лимитов.

Размер платы = фактический объем воды * норматив платы.

Нормативы платы дифференцированы по признакам:

  1.  если  вода берется с  поверхностных вод в зависимости от водохозяйственных сетей,
  2.  если  вода  берется  с  подземных  вод -  в  зависимости  от административно-территориальной единицы.

Предприятиям гидроэнергетики нормативы устанавливаются в зависимости от полного объема воды, которая пропускается через агрегаты. Для предприятий водного транспорта - в зависимости от грузоподъемности транспортных средств.

Количество используемой воды определяется по показателям измерительных приборов. Лимиты устанавливаются КМУ, ВР АРК, областными, Киевским и Севастопольским Советами народных депутатов. За сверхлимитное использование плата в пятикратном размере. В пределах лимита платежи относят на расходы, за сверхлимитное использование взимают с прибыли.

Сбор не уплачивается за воду, которая используется для:

удовлетворение питьевых и санитарно-гигиенических потребностей населения,

противопожарных потребностей,

потребностей благоустройства населенных пунктов,

научных исследований,

пыле проницаемости в шахтах.

Уплачивается сбор на протяжении 10 календарных дней, после предоставления расчета сбора.

Сбор за специальное использование водных ресурсов общегосударственного назначения и сверхлимитное их использование, сбор за использование воды для потребностей гидроэнергетики и водного транспорта зачисляется в Государственный бюджет Украины, остальная сумма - в местные бюджеты.

3. За использование лесных ресурсов и земельных участков лесного

фонда уплачивается сбор за специальное использование лесных ресурсов и за пользование земельными участками лесного фонда.

Плательщиками сбора являются юридические и физические лица, которым предоставлено в постоянное или временное пользование земельные участки фонда, что подтверждается ордером или лесным билетом.

Общее использование лесных ресурсов является бесплатным. Платным является специальное пользование участками лесного фонда для потребностей охотничьего хозяйства, культурно-оздоровительных, спортивных и с туристической целью и проведения научно-исследовательских работ.

Объектом начисления сбора является древесина, которая отпускается на пне, второстепенные лесные материалы, продукты побочного пользования и отдельные участки земельного фонда.

Размер сбора = таксы сбора * объект начисления.

Таксы сбора устанавливаются КМУ и дифференцируются по:

лесным поясам,

видам пород леса,

качеству древесины,

лесозаготовительным разрядам.

На древесину выборных рубок основного пользования таксы снижаются на 20%, а выборных рубок связанных с ведением лесного хозяйства - на 30%.

На древесину для технологических потребностей устанавливается плата в размере 25% таксы на деловую мелкую древесину соответственной породы. В случае применения конкурсных условий реализации лесных ресурсов сбор на них устанавливается не ниже таксы.

Плата за земельные участки лесного фонда в пределах населенных пунктов, за занятые производственными, культурно - бытовыми, жилищными и хозяйственными сооружениями, начисляются в размере 3% от суммы земельного налога, а за пределами населенных пунктов - 0,3% от денежной оценки единицы площади пашни по области. Сумма сбора вычисляется постоянными лесопользователями и отмечается в лесорубных ордерах и лесных билетах.

Уплата проводится на протяжении десяти календарных дней, следующих за последним днем сроков предоставления расчета сбора.

Сборы за специально использование лесных ресурсов государственного значения перечисляется в размере 100% в государственный бюджет по месту расположения участков фонда.

Ответственность за правильность вычисления и своевременность, и полноту поступления лесного дохода в бюджет положена на лесхозы, которые осуществляют управление лесозаготовкой.

4. Плата за пользование полезными икопаемыми

На территории Украины действуют единые правила начисления платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых для всех субъектов предпринимательской деятельности, которые осуществляют добычу полезных ископаемых.

Объект - объем фактически погашенных в недрах балансовых и вне балансовых запасов, которые включают в себя как объем добычи так и не добытых полезных ископаемых.

Рассчитанная по базовым нормативам плата является минимальной величиной, которую пользователи уплачивают не зависимо от геологических особенностей залежей и условий их эксплуатации.

Размер платы = объект * цена единицы сырья * норматив.

Плата взимается исходя из норматива 1% , для предприятий угольной промышленности - 05%.

Базовым налоговым периодом является календарный квартал.

От уплаты сбора освобождаются землевладельцы и землепользователи, которые осуществляют добычу ископаемых местного значения для собственных потребностей. Плата в полном объеме уплачивается в госбюджет (за добычу полезных ископаемых общегосударственного значения), местного значения - в местный бюджет.

Все недропользователи, которые добывают ископаемые на территории Украины, являются плательщиками сбора за геологоразведовательные работы.

Объект - объем добытых полезных ископаемых и объем погашенных в недрах запасов.

Сбор начисляется с применением коэффициентов для тех месторождений, где выполнена:

общие и детальные поисковые работы и разведка за счет бюджета, а детальную разведку собственными средствами 06,

доразведка запасов полезных ископаемых за счет собственных средств - 06,

общие поисковые работы за счет бюджета, а предыдущую и детальную разведку за счет собственных средств - 04,

общие и поисковые работы частично из бюджета на стадии региональных работ, а детальные поисковые работы, предыдущую и детальную разведку за счет собственных средств - 02.

Сбор за внебалансовые запасы рассчитывается, исходя из объемов погашенных внебалансовых запасов, нормативов, с учетом индекса инфляции, коэффициентов, с применением коэффициента 05.

Сбор за выполненные геологоразедовательных работ не взимается за добычу:

раннее погашенных запасов полезным ископаемых, зачисленных к утраченным,

углеводного сырья из скважин, определенных как нерентабельных,

дополнительных объемов нефти и газа    из месторождений, определенных КМУ как тяжело добываемые,

подземных вод, которые не используются в с/х.

Конкретные ставки дифференцированы в зависимости от вида полезных ископаемых.

Данный сбор вносится авансовыми платежами до 20 числа первого месяца квартала и до 20 числа третьего месяца квартала в размере трети суммы, определенной в предыдущем расчете.

Сбор в полном объеме уплачивается в государственный бюджет.


  1.  


6. НАЛОГ НА ЗЕМЛЮ

Использование налога на землю регулируется Земельным кодексом Украины, Законом Украины от 19 сентябрям 996 года «О
плате за землю», постановлениями Кабинета Министров, изменениями по отдельным нормам э законах, регулирующими бюджетные правоотношения, ит.д.

Плата за землю в Украине взимается в виде земельного налога или арендной платы, которая зависит от качеств и местонахождения земельного участка, исходя из денежной оценки земли. Размер земельного налога определяется из расчета на год и устанавливается в виде платежей за единицу земельной площади. При этом размер налога не зависит? от результатов хозяйственной деятельности собственников или пользователей участков

Плательщики налога

Плательщиками налога выступают собственники земли и землепользователи, за исключением арендаторов.

Закон Украины от 19 сентября 1996 года допускает неточность и использует категории «субъект платы за землю» и «плательщик» (ст. 5) как синонимы, что не совсем точно. Плательщиком данного налога может быть или собственник земли, или землепользователь. В этом случае плательщиками, выступают как юридические, так и физические лица. Таким образом, земельный налог при классификации по принципу вида плательщица также относится к категории смешанных налогов (как и налог с владельцев транспортных средств, налог на операции с ценными бумагами и т. д.).

В случае прекращения права собственности или права пользования земельным участком налог выплачивается за фактический период нахождения земли в собственности или пользования в текущем году. Прекращение права пользования землей согласно ст. 27 Земельного кодекса Украины проводится по решениию соответствующего органа местного самоуправления (даже при добровольном отказе от земельного участка).

Объект налогообложения

Объектом платы является земельный участок, который находится в собственности, пользовании (в том числе и на условиях аренды). В зависимости от размеров земельных участков и их производственного назначения выделены группы земель сельскохозяйственного назначения (разд. 2 Закона Украины «О плате за землю») и земель несельскохозяйственного назначения. Единицей начисления налога, по отношению к которой используются законодательно закрепленные ставки, является один гектар пахотных земель, покосного луга, пастбищ, многолетних насаждений.

Статьей 5 данного Закона закреплено также, что объектом платы за землю является земельный участок, который находится в пользовании. Пользование землей может быть постоянным или временным. Постоянным признается землепользование без заранее установленного срока. Временное пользование землей может быть краткосрочным — до 3 лет и долгосрочным — от 3 до 25 лет. В случае производственной необходимости эти сроки могут быть продлены на период, не превышающий одного срока соответственно краткосрочного или долгосрочного временного пользования.

Ставки налогообложения

Средние ставки налога варьируют в зависимости от двух принципов:

— конкретного региона;

— целевого использования земельного участка (в зависимости от этого законодатель и закрепляет ставки по двум разделам: земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, населенных пунктов и другие).

В зависимости от областей Украины ставки делятся на две группы по землям сельскохозяйственного назначения: пахотные земли, пастбища и многолетние насаждения. Средние ставки налога за земельные участки в границах населенных пунктов устанавливаются в зависимости от численности населения. Рез кое увеличение ставок налога в 1993-1994 годах происходило прежде всего в связи с инфляционными процессами и, кроме того, в связи с тем, что в ряде случаев ставки оказывались настолько низкими, что сбор налога обходился дороже самого налога.

Ставки земельного налога по земельным участкам (за исключением сельскохозяйственных угодий) дифференцируют и утверждают соответствующие сельские, поселковые, городские советы, исходя из средних ставок налога, функционального использования и местонахождения земельного участка, но не более чем в два раза выше средних ставок налога с учетом коэффициентов, установленных Законом Украины «О плате за землю».

Законодательством предусмотрены увеличенные ставки налога на землю в случаях:

  1.  нецелевого использования;
  2.  превышения норм отвода.

Цель и назначение использования земель, а также площадь земельного участка, предоставленного во временное пользование или в аренду, т. е. нормы отвода, оговариваются в договоре на право временного пользования землей (в том числе на условиях аренды), типовая форма которого утверждена постановлением Кабинета Министров Украины от 17 марта 1993 года. К договору прилагается план землепользования.

Льготы по оплате

Для освобождения имущества от налогообложения используются два принципа: объектный и видовой. В первом случае освобождаются от налогообложения отдельные, конкретные объекты. Во втором — некоторые виды имущества, принадлежащего любым юридическим лицам, а также все имущество, которое находится в собственности определенных категорий юридических лиц. Льготы на данный вид налога можно сгруппировать таким образом:

исключение имущества из налогооблагаемого;

уменьшение стоимости налогооблагаемого имущества;

уменьшение налоговой ставки.

Льготы по данному налогу позволяют выделить три группы освобождений.

  1.  Определенные виды земельных участков (заповедники, заказники, сортоучастки и т. д.).
  2.  Закрепленные законодательством учреждения (культуры, науки, образования, физической культуры и спорта, благотворительные фонды и т. д.). В связи с многочисленными запросами относительно перечня подобных учреждений, освобождаемых от земельного налога, Государственная налоговая администрация Украины опубликовала разъяснения «О перечне учебных заведений, учреждений культуры, науки, здравоохранения, социального обеспечения» № 14-403/10-599 от 16 февраля 1994 года, где указывается, что при решении таких вопросов необходимо руководствоваться Общим классификатором отраслей народного хозяйства Министерства статистики Украины.
  3.  Физические лица (инвалиды I и II группы, участники Великой Отечественной войны, граждане, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы, и т. д.).

Предусмотрены также льготы по вновь созданным крестьянским (фермерским) хозяйствам на протяжении трех лет; по радиоактивно и химически загрязненным сельхозучасткам. Кроме того, органы местного самоуправления могут устанавливать льготы по оплате за землю в форме:

а) частичного освобождения на определенный срок;

б) отсрочки уплаты;

в) снижения ставки земельного налога.

Исчисление и уплата налога

Основанием для начисления земельного налога являются данные Государственного земельного кадастра.

Государственный земельный кадастр предназначен для обеспечения органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций и граждан достоверными и необходимыми сведениями о правовом режиме земель с целью организации регулирования земельных отношений, землеустройства, обоснования размеров платы за землю. Государственный земельный кадастр включает данные регистрации права собственности, права пользования землей и договоров на аренду земли, учет количества и качества земель, зонирование территорий населенных пунктов, экономическую оценку земель. Документация Государственного земельного кадастра ведется по территориям с учетом сельскохозяйственного и лесохозяйственного районирования и функционального зонирования территории населённых пунктов.

На специальные бюджетные счета местных бюджетов поступает 30% денежных средств от земельного налога и в дальнейшем распределяется на цели, определенные ст. 22 Закона Украины «О плате за землю». Распределение средств зависит от качества земель (среднего и лучшего) с учетом их месторасположения.

Существует порядок определения ставок земельного налога, утвержденный постановлением 1£абинета Министров Украины № 532 от 16 сентября 1992 года Ставки земельного налога определяются с учетом кадастровой оценки, месторасположения земельного участка, единицы земельной площади (в зависимости от экономической оценки территории и месторасположения земельного участка). Для определения ставок земельного налога в качестве исходного показателя принимается дифференциальный (рентный) доход, который образуется в сельском хозяйстве при использовании земель среднего и лучшего качества- с учетом их расположения. Экономическая оценка сельхозучастков проводится по их производительности, окупаемости затрат и дифференциальной прибыли. Экономическая оценка земель населенных пунктов проводится в границах зон экономической оценки их территорий с учетом местоположения участков относительно центров общественного обслуживания, магистральных, инженерно-транспортных сетей, а также архитектурно-ландшафтного и историко-культурного значения территорий, их функционального назначения.

Оценка земель лесного фонда проводится на основе нормативов экономического эффекта от водоохранных, климаторегулирующих, защитных и других полезных природных свойств лесов, а также их лесосырьевого значения. Экономическая оценка земель водного фонда проводится по их месторасположению, качественному составу и объему водного объекта, его экологическому значению, а также социально-экономическим условиям использования. При оценке земель водного фонда учитывается также их производительность. Экономическая оценка других земель сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения проводится по их месторасположению, экологическому значению, инженерной обустроенности территорий, социально-экономическим условиям использования1.

Средства от оплаты за землю используются:

1. На финансирование мероприятий по рациональному использованию и охране земель, повышению плодородия почвы.

Система рационального использования земель должна иметь природоохранный, ресурсосберегающий, воспроизводственный характер и предусматривать сохранение почвы, ограничение негативного влияния на них, а также на растительньй и животный мир, геологические породы, водные источники и другие компоненты окружающей среды. Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованного изъятия земель из сельхозоборота, защиту от вредных влияний, а также на воспроизводство и повышение плодородия почвы, производительности земель лесного фонда, обеспечение режима земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к участкам как к сложным Природным образованиям, с учетом цели и характера их использования, зональных и региональных особенностей.

2. На ведение Государственного земельного кадастра, землеустройства, мониторинга земель. Государственный земельный кадастр содержит систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель; их распределении среди собственников земли и землепользователей, в том числе арендаторов; по категориям земель; о качественной характеристике народнохозяйственной ценности земель.

Мониторинг земель представляет собой систему наблюдения за состоянием земельного фонда, в том числе земель, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения, с целью своевременного выявления загрязнений, их оценки, предупреждения ухудшения качества земель. Структура, содержание и порядок осуществления мониторинга земель устанавливается Кабинетом Министров Украины.

3. Для экономического стимулирования собственников земли и  землепользователей на улучшение качества земель, повышения плодородия почвы и производительности земель лесного фонда.

Вопросы для самоконтроля:

  1.  Что представляет собой плата за ресурсы?
  2.  Что включает в себя сбор за специальное использование природных ресурсов?
  3.  Кто является плательщиком сбора за специальное использование природных ресурсов?
  4.  Что   является   объектом   сбора     за  специальное   использование природных ресурсов?
  5.  Как   определяется  размер   платы  за  специальное   использование природных ресурсов?
  6.  Кто является плательщиком сбора за использование лесных ресурсов?
  7.  Как   дифференцируются   таксы   сбора   за   использование   лесных ресурсов?

На кого возложена ответственность за правильность вычисления и полноту поступления лесного дохода в бюджет?

Что является объектом платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых?

Кто освобождается от уплаты сбора за пользование недрами для добычи полезных ископаемых?

Кто является плательщиком сбора за выполненные геологоразедовательные работы?

Формы платы за землю?

Плательщики налога?

Объект налогообложения?

Ставка налога?

Налоговые льготы?

Оценка земли?

Порядок исчисления и уплаты налога?

Рекомендуемая литература:

  1.  Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91г. №1251-ХП с изменениями и дополнениями.
  2.  Чиж В.И., Чернякова Т.М., Бондаренко О.В. Налоги и налогообложение в Украине Учебное пособие. - Луганск.: Изд-во ВУГУ 1999-288с.
  3.  Буряковский     В.В.     и   др.     Налоги.     Учебное     пособие Днепропетровск: Пороги, 1998 - 611с.
  4.  Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. - М. ИНФРА, 1996 - 192с.
  5.  Юткина Т.М. Налоги и налогообложение: Учебник. - М. Инфра, 1999-429с.





1

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80549. Організація розрахунків на підприємстві 275 KB
  Організація зберігання і обігу грошових коштів. Суть безготівкових розрахунків полягає в тому що платежі здійснюють шляхом списання коштів із банківського рахунку платника і зарахування їх на банківський рахунок одержувача тобто проведенням відповідних записів на банківських рахунках обох учасників розрахунків. Розрахунковий документ це відповідно оформлений документ на переказ грошових коштів. За часів переходу до ринкових відносин організація безготівкових розрахунків повинна сприяти вирішенню таких завдань: удосконалення...
80550. Оцінка фінансового стану підприємства 178 KB
  Оцінка фінансового стану підприємства. Фінансова звітність як інформаційне забезпечення оцінки фінансового стану підприємства. Фінансовою звітністю є зведенням інформації про фінансовий стан на визначену звітну дату результати діяльності рух коштів підприємства та власного капіталу за визначений звітний період на підставі даних бухгалтерського обліку. У фінансовій звітності відображаються показники діяльності дочірніх підприємств філій представництв відділень та інших відокремлених підрозділів; підприємства що функціонують у...
80551. Поточне фінансове планування та бюджетування 76.5 KB
  Фінансове планування на підприємствах. Вироблення управлінських рішень оцінка та вибір найбільш ефективних варіантів форм і засобів їхнього виконання здійснюється на основі планування розвитку економіки підприємства в цілому. Фінансове планування виражає розвиток підприємства у відповідних фінансових показниках Ринок ставить високі вимоги до якості фінансового планування оскільки нині за негативні наслідки своєї діяльності відповідальність нестиме само підприємство. Фінансове планування це процес визначення обсягу фінансових ресурсів за...
80552. Фінансова санація підрприємства 97.5 KB
  Неплатоспроможність у свою чергу є підставою для оголошення підприємства банкрутом. Водночас банкрутство підприємства та його ліквідація означають не тільки збитки для акціонерів кредиторів виробничих партнерів споживачів продукції а й зменшення податкових надходжень у бюджет а також збільшення безробіття що теж може стати одним із факторів макроекономічної нестабільності. За умови проведення санації оздоровлення чи реструктуризації такі підприємства можуть розрахуватися з боргами і продовжити діяльність. Під фінансовою кризою...
80553. Планування санації 102.5 KB
  Оцінка санаційної спроможності підприємства. Аналіз факторів і причин впливу на підприємство стану підприємства. Головним критерієм прийняття рішення щодо санації чи ліквідації підприємства є його санаційна спроможність. Санаційна спроможність це наявність у підприємства що зазнало фінансової кризи фінансових організаційнотехнічних та правових можливостей які забезпечуватимуть успішне проведення його фінансової санації.
80554. Джерела санації підрприємств 95 KB
  У цьому випадку мова іде насамперед про зменшення статутного фонду за рахунок зменшення номінальної вартості акцій та зменшення їх кількості з метою: одержання санаційного прибутку з наступним спрямуванням його на покриття балансових збитків; приведення у відповідність розміру основних та оборотних засобів підприємства з розміром його власного капіталу та ін. Санаційний прибуток це прибуток який виникає внаслідок викупу підприємством власних корпоративних прав акцій паїв за курсом нижчим від номінальної вартості цих...
80555. Реорганізація і банкрутство підприємства 157.5 KB
  Тема: Реорганізація і банкрутство підприємства. Зовнішнім показником банкрутства неспроможності підприємства є припинення його поточних платежів і нездатність забезпечити виконання вимог кредиторів якщо вони сукупно складають не менше 300 мінімальних розмірів заробітної плати і не були задоволені боржником протягом як правило трьох місяців з дня настання строків їх виконання. До зовнішніх можна віднести: скорочення попиту на продукцію підприємства і спад цін на неї; зростання цін на сировину матеріали й енер горесурси; економічна...
80556. Особливості організації фінансів на підприємствах різних форм господарювання. Фінансовий механізм 142 KB
  Корпоративними є підприємства створені у формі господарських товариств: повного товариства товариства з обмеженою відповідальністю товариства з додатковою відповідальністю командитного товариства акціонерного товариства тощо. Підприємство колективної власності корпоративне або унітарне підприємство що діє на основі колективної власності засновників зокрема господарські товариства це підприємства...
80557. Доходність і прибутковість підприємств 231 KB
  Для кожного підприємства важливо знати його фінансовий стан у плановому періоді згідно з передбачуваними витратами і конюнктурою ринку на ті види продукції які воно виробляє і реалізує. Насамперед менеджерам підприємства треба знати при якому обсязі реалізації того чи іншого виду продукції обсяг продажу досягається беззбитковість виробництва нульова рентабельність. Менеджерам підприємства також важливо знати на скільки потрібно збільшити обсяг виробництва і реалізації продукції щоб одержати бажану суму прибутку і як вплине на...