17911

Контроль в сфере имущественного налогообложения

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Тема № 12 Контроль в сфере имущественного налогообложения План Налог на имущество юридических лиц Налог на недвижимое имущество физических лиц Налог на имущество переходящее в порядке наследования или дарения. Налог с владельцев транспортных сред

Русский

2013-07-06

140 KB

3 чел.

Тема № 12

Контроль в сфере имущественного налогообложения

План

  1.  Налог на имущество юридических лиц
  2.  Налог на недвижимое имущество физических лиц
  3.  Налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения.
  4.  Налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов

1. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Существует две принципиальные возможности для налогообложения имущества: в момент приобретения и в процессе использования. Первая используется через механизм косвенных налогов, акцизов. В основном акцизные рычаги затрагивают предметы потребления и выполняют наравне с фискальной функцией перераспределительную функцию. Вторая возможность налогообложения имущества — это ежегодное взимание определенного процента от его рыночной или балансовой стоимости. Это более эффективный механизм, чем усиление налогового бремени на фонд текущего потребления. Синхронная взаимосвязь при этом должна быть присуща налогу на имущество предприятий и налогу на имущество физических лиц, которая ускорит амортизацию фондов, сократит искусственное накопление чрезмерных запасов.

Налог на имущество юридических лиц имеет ряд преимуществ, благодаря которым он закреплен в налоговых системах многих государств:

  1.  владение излишним имуществом неэффективно, оно оборачивается для предприятий неоправданными затратами, что может привести к банкротству;
  2.  рынок недвижимости получает значительное пополнение за счет реализации «замороженных» основных фондов, и в то же время связывается значительная масса инфляционных денег;
  3.  затраты, связанные с приобретением имущества, перестают быть одноразовыми, что отражается на уровне цен;
  4.  ускоряется процесс перехода имущества в собственность тех субъектов, которые могут обеспечить его использование и поступление положенных налоговых сумм.

Налог на имущество предприятий является относительно новым как по времени появления, так и по механизму действия. Следует оговориться, что для налоговой системы Украины он еще не характерен. Правда, летом 1993 года перспективы его появления обсуждались довольно детально, и ожидалось, что он появится одновременно с налогом на промысел. Однако и до настоящего времени налоговая система Украины существует без этого рычага. Представляется, что все же налог на имущество предприятий будет и в Украине, поэтому остановимся на его характеристике. Тем более что в Законах Украины от 2 февраля 1994 годачи48 февраля 1997 года налог на имущество (налог на недвижимое имущество) перечислен в статье 14, где отнесён к категории общегосударственных.

Данный вид налога отличается одной особенностью. Он в определенной мере осуществляет равнонапряженное налоговое давление. Дело в том, что практически все налоговые рычаги привязаны к доходу. Если условно представить стоимость продукции предприятия как сумму материальных затрат (МЗ). заработной платы (ЗП), прибыли (П), то в той или иной форме налоговое давление приходится на ЗП+П (налог на доход / прибыль отчисление на соцстрах, фонд занятости и т. д.). Первая составляющая — МЗ — лишена давления налоговых рычагов. Речь не идет об усилении налогового пресса за счет налога на имущество, поскольку предприятия и без него задыхаются под бременем налогов. Но введение налога на имущество при параллельном уменьшении давления других налогов и отчислений могло бы привести к положительным результатам. Можно рассчитывать на такой результат, так как налог на имущество формирует систему рычагов, препятствующих нерациональному росту объемов основных производственных фондов, особенно их пассивной, не потребляемой или замороженной части.

Останавливаясь на общей характеристике и практике применения, выделим ряд общих моментов, связанных с действием этого налога в странах, использующих его, и на основании этого попробуем определить форму применения в Украине. Его особенностью является отнесение на финансовые результаты предприятия, при этом взимается он со среднегодовой стоимости имущества, под которой понимается стоимость основных средств, нематериальных активов (патенты, лицензии, ноу-хау и т. д.), денежных средств.

Плательщиками данного налога являются только юридические лица. Законодательно могут регулироваться более или менее подробно различные их разновидности: предприятия и учреждения, их филиалы и другие подразделения, имеющие отдельный баланс и

расчетный счет. К ним зачастую относятся также международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, постоянные представительства и иные обособленные подразделения иностранных фирм, банков и т. д., расположенные на территории государства. В российском законодательстве отдельно оговорено положение, исключающее из плательщиков Центральный банк РФ и его учреждения (Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992 года, № 4178-1). Важно также подчеркнуть, что исчисленная сумма налога должна относиться на финансовые результаты деятельности предприятий, а по банкам и кредитным учреждениям — на операционные и иные расходы.

Объектом обложения является имущество предприятия в его стоимостном выражении, находящееся на балансе предприятия и включающее совокупность основных, оборотных средств и финансовых активов. Для банков и кредитных учреждений объектом обложения выступают собственные основные и оборотные средства, принадлежащие им финансовые активы. При определении налогооблагаемой базы учитываются также средства, поступающие в текущем году в соответствии с заключенными договорами от заказчиков за законченные этапы работ, имеющие самостоятельное значение. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия.

Ставка налога предусматривает закрепление ее предельного размера. По России это сначала была величина не больше 0,5%, а с июля 1992 года — 1% от налогооблагаемой базы. Конкретные ставки налога в зависимости от вида деятельности предприятий устанавливаются местными органами власти. При отсутствии конкретной ставки применяется максимальная, закрепленная в законе. При разработке проекта украинского Закона о налоге на имущество предусматривалось использование двух ставок (1% и 5%). Видимо, такой подход был весьма рациональным, поскольку большая ставка должна была бы применяться к стоимости имущества, которое относится на незавершенное строительство и т. д. Иными словами, под несравненно больший налоговый пресс попадала часть имущества, находившаяся на балансе предприятий и лежащая мертвым грузом, и таким образом появлялись стимулы сократить или избавиться от подобного имущества.

Налоговая ставка для конкретной местности должна определяться местными органами власти и контролироваться налоговой инспекцией. Местные органы власти могут также устанавливать
и льготы по ставкам для отдельных категорий плательщиков.'
Важно учитывать, чтобы дополнительные льготы представлялись
только в рамках сумм налоговых отчислений, которые направляются в местные бюджеты

Для освобождения имущества от налогообложения используются два принципа: пообъектный и видовой. В первом случае освобождаются от налогообложения отдельные, конкретные объекты. Во втором — некоторые виды имущества, которые принадлежат любым юридическим лицам, а также все имущество, находящееся в собственности определенных категорий юридических лиц. Льготы на данный вид налога можно сгруппировать таким образом:

исключение имущества из налогооблагаемого;

уменьшение стоимости налогооблагаемого имущества;

уменьшение налоговой ставки.

Наиболее значительная льгота связана с полным освобождением от налогообложения имущества отдельных групп предприятий. При определении льготных предприятий можно выделить две группы:

а) предприятия, которые финансируются из бюджета или
дотируются из бюджета (органы государственного управления,
бюджетные организации и учреждения, учреждения образования
и культуры). Сама логика освобождения данных предприятий от
налогообложения подсказывает, что государство уменьшает канал поступления средств предприятиям из бюджета за счет того,
что оставляет в их распоряжении часть налоговых платежей;

б) предприятия, в деятельности которых или развитии сфер
которых государство особенно заинтересовано (производство,
переработка и хранение сельскохозяйственной продукции, вновь
созданные предприятия и т. д.);

в) другие предприятия (религиозные, национально-культурные общества и т. д.).

При определении налогооблагаемой базы важно учитывать и такой вид возможной льготы, как уменьшение налогооблагаемого имущества на его балансовую стоимость (объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, которые находятся на балансе предприятия, природоохранных и противопожарных объектов, земли, спутников связи и т. д.). Льгота должна предоставляться по объектам, принятым в эксплуатацию, при

наличии отдельного бухгалтерского учета стоимости этого имущества, а при расчете налога из налогооблагаемой базы должна исключаться стоимость незавершенного строительства. Так, в этой области выделяется стоимость имущества природоохранных, объектов. Для дальнейшего налогообложения стоимость имущества предприятий уменьшается на балансовую стоимость объектов, используемых исключительно для охраны природы. Часто в каждом конкретном случае отнесение того или иного объекта к природоохранному согласовывается с соответствующими природоохранными комитетами по месту нахождения предприятий.

В отношении социально-культурной сферы льгота распространяется на объекты культуры, искусства и образования, физкультуры и спорта, здравоохранения, социального обеспечения и непроизводственных видов бытового обслуживания населения согласно Классификатору отраслей народного хозяйства.

Суммы налога должны исчисляться и вноситься в бюджет поквартально нарастающим итогом в первоочередном порядке. Уплату налога осуществляют в пятидневный срок со дня сдачи квартального отчета (по годовым расчетам — в десятидневный). Отдельные предприятия, однако, могут его только учитывать ежеквартально, но отчислять деньги один раз в год при сдаче отчета (например, совместные предприятия).

Авансовые платежи по данному налогу не производятся. Налогоплательщик вносит их самостоятельно в бюджеты своих регионов. В конце года производится окончательный перерасчет с бюджетом по данному налогу по годовому бухгалтерскому балансу. Исчисленная сумма, перечисляемая в бюджет, относится на финансовые результаты деятельности предприятия.

Этот налог рассматривается в налоговой системе Украины как перспективный и до сих пор еще находится на стадии обсуждения.

Хотелось бы обратить внимание на два подхода к имущественному налогообложению физических лиц. В Российской Федерации один законодательный акт поглощает налогообложение как движимого, так и недвижимого имущества. В Украине уже длительное время существует налогообложение движимого имущества (транспортных средств), а налогообложение недвижимости — это лишь перспективы. Понятно, что можно действующий закон о налогообложении владельцев транспортных средств дополнить разделом о налогообложении недвижимости (как в России). Но удобнее на современном этапе, на наш взгляд, дополнить действующую налоговую систему налогом на недвижимость.

Одним из основных видов прямых налогов с физических лиц в налоговых системах является налог на жилье. Этим налогом облагаются здания и помещения, являющиеся собственностью физических лиц. Помещения, которые входят в состав дома или квартиры и не используются под жилье собственником или пользователем, не исключаются из обложения. Под налогообложение попадают также помещения для служебных целей (гаражи, паркинги, подсобные комнаты и др.).

Плательщиками этого налога являются физические лица. При этом вряд ли можно рассчитывать на принципиальные отличия характеристики физических лиц по сравнению с плательщиками по подоходному налогу. Таким же образом к плательщикам относятся как граждане, так и иностранцы и лица без гражданства. Но если при подоходном налоге основанием для уплаты налога является получение дохода, то при налогообложении недвижимого имущества — наличие этого имущества в собственности плательщика.

Объектами налогообложения имущества являются: земля, здания, квартиры, дачи, гаражи, моторные лодки, самолеты. Плательщиками налога на имущество физических лиц выступают, граждане, иностранцы и лица без гражданства, которые имеют на территории соответствующего государства имущество в собственности. Налог на имущество исчисляется налоговыми органами по месту нахождения объектов налогообложения, причем налог уплачивается независимо от того, эксплуатируется это имущество или нет. Налоги на имущество физических лиц зачисляются в местные бюджеты.

Ставки налога на недвижимость устанавливаются в размере, который не превышает 0.1% от ее инвентарной стоимости. Если же эта стоимость не определена, то размер платы рассчитывается из страховой оценки имущества, которая устанавливается по состоянию на 1 января каждого года местными органами власти.

Ставка обложения устанавливается по отношению к физическому или юридическому лицу, которые являются официальными собственниками или нанимателями помещения. Основанием для обложения является то, что данное лицо пользуется помещением, причем в любой необходимый ему момент и только в своих целях (если нанимателей несколько, то налог взимается с ответственного нанимателя). При сдаче помещения внаем уплату данного налога осуществляет наниматель. В том случае, если собственник помещения продолжает пользоваться им или его частью, он продолжает сам уплачивать данный налог.

Ставка налога на жилье является постоянной для данного вида помещений и определяется в соответствии с кадастровой стоимости жилья. Например, во Франции последний раз кадастровая оценка жилых помещений проводилась в 1970 году, в ее основу была положена фактическая стоимость по официально утвержденной оценочной таблице. Ежегодно проводится перерасчет этой стоимости согласно изменениям цен и курса франка. Ставка налога обычно состоит из следующих параметров: за первых двух членов семьи взимается 10% кадастровой стоимости по минимальной шкале обложения и 15-20% по максимальной (повышенной); за всех остальных членов семьи — 15% по минимальной и 20-25% — по повышенной.

Под членами семьи, на которых рассчитывается ставка налога на жилище, понимаются: родственники нанимателя (собственника), его жена, инвалиды, проживающие совместно и не уплачивающие собственного подоходного налога; его родные или усыновленные дети, которые учитываются при исчислении подоходного налога, т. е. несовершеннолетние (до 18 лет), а также дети в возрасте до 25 лет, если они продолжают свое образование, дети независимо от возраста при их нахождении на государственной службе (в армии и др.), которые заявили о своей принадлежности к семье родителей при исчислении подоходного налогами совершеннолетние дети имеющие свою семью, но проживающие совместно со своими родителями1.

3. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО, ПЕРЕХОДЯЩЕЕ В ПОРЯДКЕ НАСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ДАРЕНИЯ

Одним из традиционных налогов с физических лиц является налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, хотя он и не используется в Украине. Это налог с имущества, принадлежащего физическим лицам, который взимается с тех, кто принимает строго перечисленное в законе имущество, которое перешло в собственность граждан при наследовании или дарении.

Подобный налог был известен еще в древности. В Риме он взимался в размере одной двадцатой части наследства и был установлен с целью накопления средств для выплаты пенсий ветеранам в период становления империи. В средневековье этот налог (релевий и гелиот) взимался как вознаграждение за дарованное сюзереном право унаследовать владение собственностью. В это время он часто перерастает в форму специфического сбора (Голландия, Франция, Англия) — сбора за утверждение воли умершего. Со временем во многих странах он включался в систему гербовых сборов, налогов на обращение имущества. Однако, несмотря на отличия и многообразие форм, в сущности это налог на получателя наследства, а не на сам процесс перехода имущества, как его нередко характеризуют.

Налог с наследства — это налог с имущества (как движимого, так и недвижимого), которое переходит к новому собственнику по праву наследования. Налог с дарения — это налог с имущества (движимого или недвижимого), которое переходит от одного собственника к другому в виде дара. Поскольку тем и другим налогом облагается имущество, право на которое переходит к новому собственнику не вследствие коммерческой операции, указанные налоги объединены в одну группу и называются налогами на переход права собственности на благосостояние.

Некоторые особенности возникают при налогообложении наследства. На первый взгляд, наследство — это вид подарка. Получение наследства не всегда адекватно увеличивает платежеспособность налогоплательщика, даже возможна ситуация уменьшения обшей платежеспособности семьи (например, смерть кормильца). При таких условиях налогообложения необходимо различать налогообложение наследства, полученного от
лица, содержащего семью,
и наследства, полученного от других
лиц. В первом случае скорее всего сумму наследства нельзя за
числять в налогооблагаемый доход. Получение же наследства от лиц, от которых нет экономической зависимости, должно облагаться налогом по общепринятым нормам.

В большинстве стран действуют раздельно оба налога, в некоторых — принят единый налог с наследства и дарения. Однако в первом случае налоги, как правило, являются взаимосвязанными, т. е. регулируются общими нормами и имеют одинаковые ставки и порядок определения налогооблагаемой суммы.

Практически во всех развитых государствах налогообложение наследства и дарения осуществляется на центральном (федеральном) уровне. В Австралии и Канаде наследство и дарение не облагаются специальным налогом ни на уровне федерального правительства, ни на уровне штатов в Австралии й провинций в Канаде. В этих двух странах получаемые наследство и дарение подпадают под обложение налогами на доходы. Еще одним исключением является Швейцария, где обложение наследства и дарения осуществляется на уровне округов и имеет особенности в каждом кантоне.

Вообще плательщиками налога являются физические лица, которые принимают имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения. Имущество, подлежащее налогообложению, учитывается нотариальными органами по месту открытия наследства или по месту нахождения имущества, которое дарится. Объектами налогообложения могут быть различные формы имущества: жилые дома, квартиры, автомобили, ювелирные изделия, паенакопления, валютные ценности, ценные бумаги и т. д.

 

В зависимости от способа определения объекта обложения применяются два типа налогообложения наследства и дарения. Налогом может облагаться стоимость всего наследства или дарения. Этот тип обложения применяется в США, Великобритании. Северной Ирландии и Новой Зеландии. В некоторых странах налогом облагается часть каждого получателя имущества (inheritancetype). В Италии и Швейцарии действуют оба типа обложения.

Ставки налогообложения наследства и дарения во всех странах строятся по сложной профессии. Как правило, действует система налоговых классов, в соответствии с которой наследники и получатели дарения делятся на классы в зависимости от степени родства (I — наследники по прямой линии, II — супруги, III — братья и сестры, IV — дальние родственники и т. д). Для каждого класса определена система налоговых ставок, которые подвышаются при уменьшении степени родства. От налогового класса зависит и размер суммы, с которой начинается обложение, а также применение ряда разрешенных законом отчислений1.

Ставки налога можно разделить на две группы:

  1.  При налогообложении унаследованного имущества. В этом случае налогообложение может осуществляться на трех уровнях, в зависимости от стоимости имущества.
  2.  При налогообложении имущества, которое переходит физическим лицам в порядке дарения, может использоваться подобный механизм, но действующий на четырех уровнях.

В 80-е годы происходило дальнейшее сокращение части поступлений от налогообложения наследства и дарения в общей сумме налоговых поступлений развитых стран. Только в Японии поступление на этот вид обложения превысили 1% общих сумм налоговых поступлений в стране (1,19% в 1985 году). В других государствах это отношение составляло меньше за 1%, а в 15 странах ОЕСР — меньше 0,5%2.

Незначительная сумма поступлений от налогообложения наследств и дарений, несмотря на высокие (60-70%) уровни предельных ставок, определяется целым рядом факторов. Практически во всех странах действуют системы разрешенных отчислений с суммы наследования, которое подлежит обложению. В налогооблагаемую сумму не включается возмещение по страхованию жизни. В ряде государств подлежит вычету значительная часть стоимости земельной собственности и жилых домов (при соответствии конкретным требованиям). Во многих странах переход имущества к государству или благотворительным организациям не подлежит обложению, в других — переход собственности к благотворительным организациям или фондам, которые специально основываются, облагается на льготных условиях.

Кроме того, применяемый практически во всех странах способ обложения части каждого отдельного наследника или получателя дара приводит к тому, что отдельная часть разделенного наследства, вначале значительного, может облагаться налогами по низкой ставке. Так, во Франции сумма наследства наследников по прямой линии или супругов подпадает под обложение лишь в том случае, если превышает 275 тыс. французских франков, в Австрии — 30 тыс. шиллингов, Бельгии- 500 тыс. бельгийских франков, Дании- 100 тыс. крон (для супругов), Германии — 500 тыс. марок (для супругов), Греции- 901 тыс. драхм, Ирландии-150 тыс. ирландских фунтов, Новой Зеландии-450 тыс. новозеландских долларов1.

Льготы по налогу предусматривают освобождение от налогообложения имущества определенных категорий лиц (инвалидов 1и\2 группы; лиц, погибших при защите государства, охране правопорядок) и при определенных обстоятельствах (при проживании совместно с наследником).

Налог взимается при условии выдачи свидетельств о праве на наследство или оформлении договоров дарения. Оценка различных видов имущества может осуществляться органами коммунального хозяйства, страховыми организациями, экспертами. Нотариальные органы обязаны предоставить налоговым органам по месту открытия наследства или нахождения имущества (при дарении) справку о стоимости имущества и копию свидетельства о праве на наследство или копию договора дарения.

  1.  

4. Налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов

На протяжении многих десятилетий граждане  - собственники  транспортных средств — платили местный сбор. С принятием в 1981 году Положения о местных налогах сбор был заменен местным налогом, и к налогообложению было привлечено как население городов, так и сельское население. Начиная с 1988 года налог распространился и на транспортные средства предприятий. В Украине налог с владельцев транспортных средств взимался на основе Закона Украины от 11 декабря 1991 года «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» (с изменениями и дополнениями). 18 февраля 1997 года был принятый Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов».

Плательщики налога

Плательщиками налога являются юридические и физические лица (как украинские, так и иностранные или лица без гражданства), имеющие собственные транспортные средства, зарегистрированные в Украине, которые и являются объектами налогообложения.. К плательщикам налога относятся также собственники моторных лодок, мотосаней и т. д., перечисляющие средства в местные бюджеты по месту нахождения собственников транспортных средств. К числу плательщиков не отнесены филиалы и другие обособленные подразделения юридических лиц. Поэтому рассчитывать и вносить в бюджет налог с владельцев транспортных средств должны именно юридические лица.

Налогом с владельцев транспортных средств облагаются транспортные средства, которые в установленном порядке подлежат регистрации с получением регистрационных знаков (государственных) для участия в дорожном движении. Регистрация, перерегистрация или технический осмотр транспортных средств без предъявления квитанции и платежного поручения об уплате налога не проводится. Хотелось бы сделать одно замечание. Дело в том. что едва ли правомерно акцентировать внимание на том, что плательщиком является собственник транспортного средства. В определенной ситуации им пользуется лицо по генеральной доверенности, и реально налог оплачивает оно, а не собственник. Именно эта особенность учтена Законом Украины от 16 июня 1999 года «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно финансирования дорожного хозяйства», где подчеркивается, что налог уплачивается или владельцем или от его имени лицом, которому передано право пользования.

Графики прохождения технического осмотра согласовываются с органами местного самоуправления, в обязательном порядке представляются органам Государственной налоговой администрации и обычно предусматривают проведение техосмотра до 1 августа. При перенесении даты проведения техосмотра предприятие обязано своевременно известить об этом органы Государственной налоговой администрации. Необходимо обратить внимание на то, что Рекомендациями о порядке учета плательщиков начисление налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов (утвержденными Государственной налоговой администрацией Украины по согласованию с Госавтоинспекцией, Гостехосмотром и Гос-флотосмотром Украины) установлено обязательное ежегодное прохождение техосмотра тем транспортом (как юридических, так и физических лиц), который используется в коммерческих целях. В том случае, когда для таких транспортных средств предусмотрено проведение техосмотра два или более раз в год, налог уплачивается перед прохождением первого из таких техосмотров.

Объект налогообложения

Учитывая, что налог на транспортные средства взимается с владельцев транспортных средств, которые зарегистрировали их, одним из требований постановления Кабинета Министров Украины № 873 От 21 октября 1993 года «Об утверждении правил государственной регистрации и учета автомобилей, автобусов, самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов и мотоколясок», является

обязательность регистрации транспортных средств на протяжении 10 суток после их приобретения, получения или появления обстоятельств, которые требуют внесения изменений в регистрационные документы. Согласно Закону Украины от 30 июня 1993года «О дорожном движении» (ст. 34) государственной регистрации и учету подлежат предназначенные для эксплуатации на улично-дорожной сети общего пользования автомобили, автобусы, самоходные машины, сконструированные на шасси автомобили, мотоциклы всех типов, марок и моделей, прицепы, полуприцепы и мотоколяски.

Транспортные средства регистрируются на предприятия и граждан. Если транспортное средство принадлежит нескольким гражданам, то регистрация осуществляется на одного из них (гражданина, на которого оформлены документы, подтверждающие правомерность приобретения средства). Регистрация транспортных средств осуществляется на основании заявления собственника, документов, подтверждающих его личность, а также документов, подтверждающих правомерность приобретения или получения транспортного средства, соответствие конструкции транспортного средства установленным требованиям безопасности, а также требованиям, которые служат основой для внесения изменений в регистрационные документы. Регистрация транспортных средств осуществляется при условии уплаты предусмотренных налогов, сборов и других видов платежей (при пересечении через таможенную границу Украины транспортного средства импортер должен предоставить документ, подтверждающий уплату таможенного сбора, акцизного сбора и НДС). Правомерность приобретения транспортных средств, номерных агрегатов подтверждается документами, выданными торговыми организациями, таможенными органами и судами, нотариусами, органами социальной защиты населения, предприятиями — изготовителями транспортных средств, воинскими частями, отделами материальных фондов оперативных командований предприятии, подразделений Госавтоинспекции и т. д.

Особенностью новой редакции Закона является высокая мера детализации объектов налогообложения: впервые в налоговом законодательстве (не учитывая акцизного сбора и таможенных сборов),  объекты налогообложения закреплены четырехзначным кодом в соответствии с Гармонизированной системой описи и кодирования товаров, что в значительной мере упрощает работу по этим налогам, поскольку разделом вторым рекомендаций о порядке учета плательщиков, начисления налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов дана подробная характеристика каждого вида транспортного средства.

Налогообложению подлежат все включенные в объект налогообложения и зарегистрированные в Украине в соответствии с действующим порядком транспортные средства (включая ведомственную регистрацию транспорта воинских частей, технологического транспорта — органами Госнадзорохрантруда, спортивных автомобилей — органами Госкомспорта и т. д.), а не только те, которые подлежат регистрации в органах Госавтоинспекции Украины.

Ставка налогообложения

Ставки налога установлены в гривне за 100 см2 объема цилиндров двигателя из расчета на 1 квт (для транспортных средств с электродвигателями) или из расчета на 100 см длины (для катеров и яхт).

Привязка ставок налога к объему цилиндров двигателя транспортного средства в современных условиях, на наш взгляд, не отражает особенностей налогообложения транспортных средств. Дело в том, что один и тот же объем цилиндров двигателя может быть связан с неодинаковой мощностью. И при этом мощность двигателя (к которой, в сущности, должно привязываться налогообложение транспортного средства) не отражается его объемом; следует также учитывать и некоторые способы, которые увеличивают мощность двигателя (турбонаддувы, и т. п.). Именно поэтому необходимо при установлении ставок налогообложения за основу принимать количество лошадиных сил, которое отражает мощность двигателя транспортного средства.

Ставка налога, рассчитывается на 1 день квартала, в котором осуществляется уплата налога. По большинству транспортных средств (особенно по легковым автомобилям) ставка налога в сравнении с предыдущей редакцией Закона существенным образом увеличена.

Законодательством установлена обязанность уплаты налога с владельцев автомобилей легковых, грузовых (грузоподъемностью более 7 тонн), автобусов. Все транспортные средства, которые относятся к этим категориям, подлежат налогообложению по одним ставкам, для остальных самоходных машин и механизмов предусмотрено использование других размеров ставок налога. При этом необходимо иметь в виду, что пассажирские автомобили вместимостью до 8 человек, включая водителя, относятся к легковым автомобилям, более 8 человек – к автобусам.

Этот налог характерен тем, что в отличие от основной массы налоговых рычагов, которые используют относительные ставки, он предусматривал систему абсолютных ставок (от 50 копеек до 2 рублей 04 копеек), что при значительных темпах инфляции было абсурдно. Изменения ст. 3 как раз и коснулись этой стороны проблемы, вследствие чего были заложены ставки в частях от минимальной заработной платы без индексации (от 0,005 до 0,03 минимальной зарплаты), а затем в ЭКЮ. И в итоге опять произошел возврат к ставкам, выраженным в национальной валюте Украины: от 0,5 грн. до 30 грн. (Закон Украины от 16 июня 1999 года). Размер ставки налога устанавливается в зависимости от объекта налогообложения (автомобили легковые, грузовые, мотоциклы, мотороллеры, моноблоки и т. д.), определенного в соответствии с кодом по Гармонизированной системе описи и кодирования товаров, и ставки налога на год: с 100 см3 объема цилиндров двигателя, с 1 квт мощности двигателя или 100 см длины). Ставка налога закреплена в гривне и варьирует в пределах от 0,5 грн. с 1 КВт по автомобилям с электродвигателем до 30 грн. по легковым автомобилям с объемом цилиндров от 3501 куб. см и более.

Законом не предусмотрено прогрессивное налогообложение, поскольку объект обложения неизменный, и применяются твердые ставки налога.

Льготы по налогу

Сравнительно традиционная система льгот может быть разделена на две группы. Первая включает плательщиков, которые полностью освобождаются от уплаты налога. Сюда относятся предприятия автомобильного транспорта общего пользования, государственные бюджетные учреждения и организации, инвалиды, имеющие мотоколяски или автомобили с ручным управлением, и т. д. Другая включает плательщиков, для которых ставка

налога сокращается на 50% (пожарные машины, машины скорой помощи и т. д.). Закон предоставляет право местным органам государственной власти освобождать полностью или частично от уплаты налога отдельных плательщиков при наличии веских причин. Законом Украины «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» предусмотрены следующие льготы по этому налогу.

  1.  Полностью освобождены от уплаты налога предприятия автомобильного транспорта общего пользования — по транспортным средствам, занятым на перевозке пассажиров, на которые в установленном законом порядке определены тарифы оплаты проезда. Такая льгота была и ранее, но при ее применении нужно иметь в виду, что передача таких транспортных средств в аренду (если даже они будут использованы арендатором для перевозки пассажиров и по тем же тарифам) рассматривается как нецелевое использование транспорта, а значит арендодатель теряет право на льготу, что подтверждается письмом Государственной налоговой администрации Украины № 17-114-4/10-447 от 28 октября 1996 года.
  2.  Учебные заведения, полностью финансируемые из бюджетов в отношении учебных транспортных средств при условии использования их по назначению.

Лимиты количества единиц транспортных средств устанавливает вышестоящая организация, о чем выдается лимитная справка о затратах бюджета на следующий год, которая определяется Положением о порядке составления единой сметы доходов и затрат бюджетного учреждения и организации, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины № 180 от 21 февраля 1997 года.

В случае, если учреждения и организации, которые финансируются из Государственного бюджета, используют транспортные средства не по целевому назначению, права пользования такой льготой бюджетная организация не имеет. Что касается использования в размере лимита количества транспортных средств, то, если количество транспортных средств превышает установленный лимит, налог бюджетными учреждениями и организациями за такие единицы транспортных средств уплачивается на общих основах.

3. Лица, указанные в пп. 1 и 2 ст. 14 Закона Украины «О статусе
и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыль-

ской
катастрофы»1, статьях 4-11 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»2, статьях 6 и 8 Закона Украины «СЩ основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине»3, постановлении Кабинета Министров Украины №1026 от 31 августа 1996 года «Об упорядочении предоставления льгот гражданам по некоторым видам налогов», могут пользоваться льготой на один легковой автомобиль с объемом цилиндров двигателя до 2500 см3, а инвалиды I  и II групп независимо от объема цилиндров, или на один мотоцикл с объемом цилиндров до 650 куб. см, или на одну лодку моторную или катер (кроме спортивного) с длинной корпуса до 7,5 м.

Следовательно, в случае, если гражданин в соответствии с действовавшим законодательством освобождался от уплаты этого налога на все личные транспортные средства при проведении технического осмотра, то при проведении технического осмотра транспортных средств после 1 сентября 1996 года он согласно требованиям указанного постановления может быть освобожден от уплати налога лишь на транспортные средства, указанные в постановлении, а на другие личные транспортные средства налог должен уплачиваться на общих основах. Что и разъясняется в письме Государственной налоговой администрации Украины № 17-0317-110/10-1375 от 24 февраля 1997 года5.

  1.  Лица, указанные в пп. 3 и 4 ст. 14 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» — на один легковой автомобиль с объемом цилиндров двигателя до 2500 см3 или один мотоцикл с объемом цилиндров до 650 куб. см или на одну лодку моторную или катер (кроме спортивного) с длинной корпуса до 7,5 м. до их отселения и на протяжении трех лет после переселения из зоны гарантированного добровольного отселения и зоны усиленного радиоэкологического контроля.

Снижение налога на 50% — с сельскохозяйственных предприятий-товаропроизводителей по тракторам колесным, автобусам и специальным автомобилям для перевозки людей с количеством мест не менее десяти (специализация предприятия определяется уставом или общим классификатором отраслей хозяйства Министерства статистики Украины). Подобная же льгота предусмотрена для граждан, в собственности которых находятся дековые автомобили (код 87.03), произведенные в странах СНГ и поставленные на учет в Украине до..1.99.0.года включительно.

Льгота в текущем году предоставляется, если право на нее возникло до наступления срока уплаты налога, т. е. перед регистрацией или перерегистрацией и техническим осмотром транспортных средств. При появлении права на льготу после срока уплаты налога льгота в данном году не предоставляется.

Не признаются объектами налогообложения: трактора на гусеничном ходу; мотоциклы, мопеды и велосипеды с объемом цилиндра двигателя до 50 см?; автомобили специального назначения: скорой помощи и пожарные; машины и механизмы для сельскохозяйственных работ; транспортные средства грузовые, самоходные, которые используются на заводах, в портах и аэропортах для перевозки грузов на короткие расстояния; отдельные виды яхт, парусных судов и лодок, спортивный водный транспорт. Транспортные средства, не являющиеся объектами налогообложения, перечислены в разделе 3 рекомендаций к Гармонизированной системе описи и кодирования товаров «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности».

Налог с владельцев транспортных средств не взимается за транспортные средства, если они не находятся на учете Госавтоинспекции или других органах, производящих их регистрацию, перерегистрацию или техосмотр. Если право пользования транспортным средством передано по доверенности другому лицу, налог с владельцев транспортных средств уплачивается его владельцем или от его имени лицом, которому оно передано, если это предусмотрено в поручении на право пользования транспортным средством по месту жительства собственника.

Согласно Закону Украины «О системе налогообложения» Верховная Рада Автономной Республики Крым, сельские, поселковые, городские советы могут устанавливать дополнительные льготы по налогообложению в пределах сумм, которые поступают в их бюджеты. Для решения вопросов о предоставлении дополнительной льготы по налогу с владельцев транспортных средств плательщик должен обратиться в соответствующий совет. Подача заявления об освобождении от уплаты налога не прекращает его уплаты или взысканий. В случае, если просьба предприятия о предоставлении дополнительной льготы будет удовлетворена соответствующим советом, в лицевом счете плательщика на основе такого решения проводится соответствующая запись.

  1.  

  1.  Исчисление и уплата налога

Сроки уплаты налога практически привязываются ко времени осуществления технического осмотра транспортного средства. Уплачивается налог ежегодно, но не позднее первого полугодия перед регистрацией, перерегистрацией или ежегодным техническим осмотром. Исчисление налога осуществляется, исходя из суммарной мощности транспортного средства, с учетом его разновидности и ставки, закрепленной в статьях 2 и 3.

Конкретные сроки уплаты налога Законом не предусмотрены, однако зафиксировано, что он выплачивается перед регистрацией, перерегистрацией или техническим осмотром транспортных средств. При этом органам Госавтоинспекции или другим органам, уполномоченным провести регистрацию или технический осмотр, предъявляются квитанции (платежные поручения) об уплате налога или документы, которые служат основанием для предоставления льготы (для граждан этими документами являются удостоверение, свидетельства о праве на льготы, а также справки, выданные органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Службы безопасности Украины).

Новая редакция Закона предусматривает разные сроки уплаты налога. Если для физических лиц он совпадает с моментом осуществления технического осмотра перед регистрацией, перерегистрацией или техническим осмотром транспортного средства, то юридические лица уплачивают его поквартально равными долями до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом

Сумы, которые поступают за счет этого налога, распределяются в соотношении: 85% — используются на финансирование ресурсов, связанных со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог общего пользования, а также сельских дорог; 15% — поступают в бюджеты местного самоуправления на ремонт и содержание улиц в населенных пунктах, которые находятся в коммунальной собственности, автомобильных дорог и дорог общего пользования государственного значения. Предприятия уплачивают налог ежеквартально равными частями, исходя из расчета суммы налога за год, а граждане могут его уплачивать ежегодно или один раз в два года, но не позднее первого полугодия года, в котором осуществляется технический осмотр. Сумма налога рассчитывается основании действующих ставок. За украденное транспортное средство налог не уплачивается при условии, что факт кражи подтвержден документами компетентного органа, который возбудил уголовное дело.

Налог с владельцев транспортных средств является источником" финансирования строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования „ проведения природоохранных мероприятий на водохранилищах.

Организация контроля за правильностью взимания налога согласно Закону Украины «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» возложена на Государственные налоговые органы и органы, которые осуществляют регистрацию, перерегистрацию и техосмотр транспортных средств. Государственные налоговые инспекции обязаны систематически контролировать в органах, которые осуществляют регистрацию, перерегистрацию и техосмотр транспортных средств, в том числе водных, правильность взимания налога, полноту и своевременность уплаты налога и в случае неуплаты налога принимать меры по его взысканию.

Контрольные вопросы:

  1.  Место налога с владельцев транспортных средств в налоговой системе Украины.
  2.  Плательщики налога
  3.  Объект налогообложения.
  4.  Налоговые ставки.
  5.  Льготы по налогу с владельцев транспортных средств.
  6.  Распределение средств от уплаты налога с транспортных средств
  7.  Порядок исчисления и уплаты налог
  8.  Место налога на недвижимое имущество физических лиц
  9.  Плательщики налога.
  10.   Объект налогообложения
  11.   Ставка налога
  12.   Налоговые льготы
  13.   Место налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, в налоговых системах
  14.   Плательщик налога на имущество
  15.   Налоговые льготы по налогу на имущество
  16.   Льготы по налогу на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения
  17.   Ставка налога на имущество.

Литература:

  1.  Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91г. №1251-ХП с изменениями и дополнениями.
  2.  Чиж В.И., Чернякова Т.М., Бондаренко О.В. Налоги и налогообложение в Украине Учебное пособие. - Луганск.: Изд-во ВУГУ 1999-288с.
  3.  Буряковский     В.В.     и   др.     Налоги.     Учебное     пособие Днепропетровск: Пороги, 1998 - 611с.
  4.  Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. - М. ИНФРА, 1996 - 192с.
  5.  Юткина Т.М. Налоги и налогообложение: Учебник. - М. Инфра, 1999-429с.

1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68320. Обгрунтування економічної ефективності відкриття магазину подарунків «Радість» в місті Запоріжжі 606 KB
  Магазин подарунків «Радість» в місті Запоріжжя відкривається з метою задовольнити потреби людей в купівлі подарунків. Аби покупці з легкістю могли підібрати потрібний їм подарунок, сувенір для своїх рідних та близьких. Туристи зможуть тут знайти безліч сувенірів, які будуть нагадувати їм про подорож до міста
68321. Механизм функционирования финансового менеджмента и его место в системе управления организацией 160 KB
  Рассмотреть цели, задачи и принципы финансового менеджмента; определить базовые концепции и функции финансового менеджмента; установить сущность и структуру финансового менеджмента; выявить место финансового менеджмента в системе управления организацией и механизмы его функционирования.
68322. Функції мікрофлори ШКТ, можливі порушення, профілактика 128.5 KB
  Життєдіяльність людини не можлива без нормального функціонування єдиного екологічного комплексу макро- і мікроорганізму. За останні 20-30 років зросла кількість різних патологічних станів, в основі яких є порушення нормального мікробіоценозу організму людини – дисбактеріоз.
68324. Транспозон. Типи транспозонів та механізми їх пересування 36.5 KB
  Мобільні генетичні елементи за типом транспозиції можна поділити на два класи: ДНК-транспозони які застосовують метод вирізати й вставити та ретротранспозони пересування яких має в своєму алгоритмі синтез РНК з ДНК та подальшим зворотнім синтезом ДНК з молекули РНК тобто метод копіювати й вставити.
68325. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 32 KB
  В ответ нам покажут один максимум три листика с аккуратным указанием количества часов по каждому предмету в каждом классе. То есть практически учебный план сетка часов. Учебный план должен состоять из двух частей: объяснительная записка и сетка часов.
68326. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 74.5 KB
  Нормативный текст определяющий цели ценности образования учебный план учебные программы педагогические технологии и методики их практической реализации и определения результата. Организационно-управленческое знание позволяющее реализовать принцип личностной ориентации...
68327. Учебник. Учебный материал 66 KB
  Как известно содержание единицы учебника параграфы главы характеризуется следующими параметрами: структурная сложность число разнородных единиц элементов их иерархия связи и отношения; содержательная сложность категория цели; информативность степень изменения тезауруса учебника...
68328. Формы, уровни, содержание и участники процесса правового обучения 236 KB
  Формы и уровни содержание гражданско-правового юридического образования право как обучение. Формы и уровни содержание гражданско-правового образования право как предмет обучения. Уровни образования. Законодатель допускает возможность получения образования в следующих формах каждая из которых есть особый способ...