17913

Учет налоговых платежей

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Лекция №3. Учет налоговых платежей. План. 1. Понятие оперативного учета налогов и сборов поступающих в бюджеты и в государственные целевые фонды 2.Документы на основании которых проводится учет платежей в бюджет. Порядок ведения лицевых счетов плател...

Русский

2013-07-06

123 KB

10 чел.

Лекция №3.

Учет налоговых платежей.

План.

1. Понятие оперативного учета налогов и сборов, поступающих в бюджеты и в государственные целевые фонды

2.Документы, на основании которых проводится учет платежей в бюджет.

  1.  Порядок ведения лицевых счетов плательщиков.
  2.  Учет начисленных сумм платежей
  3.  Учет поступления платежей в бюджет
  4.  Учет отсрочки и рассрочки налоговых обязательств
  5.  Особенности учета (финансовых) санкций
  6.  Учет вторых форм расчетов
  7.  У чет возврата сумм переплат или их возмещение из бюджета

10.Подведение итогов по лицевым счетам плательщиков, их проверка, закрытие

11 .Сведения в плательщиках, имеющих налоговый долг

12.Ведение реестра поступлений и возвратов. Учет пени

13.Учет платежей, уплачиваемых крупными плательщиками налогов

14.Учет и использование бланков строгой отчетности

Контрольные вопросы

Рекомендуемая литература

1. Понятие оперативного учета налогов и сборов, поступающих в бюджеты и в государственные целевые фонды

Для обеспечения контроля полноты и своевременности расчетов плательщиков по налоговыми обязательствам органы налоговой службы ведут оперативный учет платежей.

Оперативный учет осуществляется рабочими отдела учета и отчетности в соответствии с порядком, установленным Инструкцией «О порядке ведения органами государственной налоговой службы оперативного учета налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды», утвержденная Приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 12.05.1994 г. № 37 (в редакции Приказа Государственной налоговой администрации Украины от 02.04.1999г. № 174 с изменениями и дополнениями).

С целью учета начисленных и уплаченных сумм платежей в бюджет органами государственной налоговой службы каждый текущий год открываются лицевые счета каждому плательщику по каждому виду платежа в соответствии с кодами бюджетной классификации Украины по доходам. Лицевые счета открываются:

с начала года — плательщикам, которые находятся на налоговом учете;

с момента взятия на учет — плательщикам, которые взяты на налоговый учет на протяжении текущего года.

Номера лицевых счетов юридических лиц должны отвечать идентификационным кодам из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины. Номера лицевых счетов физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности должны отвечать идентификационным кодам из Государственного реестра физических лиц - налогоплательщиков.

Форма лицевых счетов определяются в соответствии с условиями и периодичностью поступления платежей ежемесячных, квартальных с наличием

авансовых взносов, с возмещением, от конфискации имущества и т.п.). Учет платежей, по которым не предусмотрены представления плательщиком налоговой отчетности (например, государственная пошлина), ведется в отдельности в реестре поступлений и возвращений.

Форма карточки лицевого счета имеет две стороны. На одной стороне указываются условия внесения платежа и данные о налогоплательщике (сроки представление отчетности, сроки уплаты налога, вид бюджета, код бюджетной классификации), а также информация налоговые обязательства, к начисленные по результатам документальных проверок.

Обратная сторона карточки отображает состояние расчетов с бюджетом. Здесь отмечаются суммы начисленных, фактически уплаченных, рассроченных налогов, пени, штрафных санкций, выводится сальдо расчетов (переплата или недоимка). Учет поступлений осуществляется в порядке предоставления предельных сроков уплаты согласованных сумм налоговых обязательств. Все стоимостные операции в лицевых счетах плательщиков отображаются в гривнах и копейках.

Каждый лицевой счет имеет выход в Единый банк данных юридических лиц, которые позволяет накапливать и обрабатывать информацию о плательщиках налогов, включать данные из других реестров: реестра плательщиков НДС, реестра неприбыльных организаций, реестра договоров об общей деятельности и т.п..

Начислению в лицевых счетах плательщиков подлежат:

налоговые обязательства, которые самостоятельно определены плательщиком;

налоговые обязательства, которые начисленные (уменьшенные, списанные) органом государственной налоговой службы;

штрафные (финансовые) санкции, пеня;

проценты за пользование налоговым кредитом.

2. Документы, на основании которых проводится учет платежей в

бюджет.

Документами, на основании которых осуществляется начисление платежей путем занесения информации о налоговых обязательствах плательщика к базе данных, являются:

а) налоговые обязательства, которые самостоятельно определяются
плательщиком — налоговые декларации (расчеты);

б) налоговые обязательства, рассчитанные органом государственной
налоговой службы:

налоговое сообщение (решение), составленное за актом документальной проверки;

налоговое сообщение (решение) о взыскании сумм штрафных санкций за нарушение предельных сроков уплаты согласованного налогового обязательства;

решение об отмене или изменении прежде принятого решения о начислении налогового обязательства вследствие административного обжалования;

расчет суммы налогового обязательства, если в соответствии с нормативно-правовыми актами по вопросам налогообложения лицом, ответственной за начисление отдельного платежа, есть налоговый орган;

- акт документальной проверки по вопросам полноты начисление, удержания и уплаты подоходного налога из граждан:

в) что поступают от судебных органов: решение суда о начислении или
отмене штрафных санкций, доначисленных сумм налогов, прежде начисленных сумм налогового обязательства;

г) решение об отсрочке или рассрочке уплаты налоговых обязательств,
предоставленные органами, которые, в соответствии с действующим законодательством, имеют право принимать такие решения, или их отменять;

д) что начинают, подтверждать или завершают процедуру административного обжалования:

заявление (жалоба) налогоплательщика о просмотре решения контролирующего органа;

решение контролирующего органа о полном (частичное) удовлетворение жалобы плательщика;

решение контролирующего органа, который не подлежит дальнейшему административному обжалованию; сообщение налогоплательщика о судебном обжаловании решений контролирующего органа;

е) которые подтверждают налоговый компромисс;

ж) являются основанием списания безнадежной задолженности. Разнесение данных из первичных документов о начислении, уменьшении, списании, отсрочка или рассрочка уплаты сумм налоговых обязательств осуществляется в таком порядке.

Налоговые декларации плательщиков с отметкой о регистрации направляются к отделам приема и обработки налоговой отчетности, где разносятся к электронной базе налоговой отчетности и формируются в электронные и бумажные реестры. Дале осуществляется автоматизированное занесение данных из реестров к карточкам лицевых счетов плательщиков.

На основе налоговых обязательств, начисленных налоговым органом, заполняются налоговые сообщения и регистрируются в электронном реестре налоговых сообщений. После окончания процедуры административного обжалования согласованные налоговые обязательства с указанием срока уплаты вносятся в карточки лицевых счетов налогоплательщиков.

На документах о начислении ставится дата проведения сумм в лицевом счете и подпись ответственного лица..

Записи о суммы фактических поступлений в бюджет проводятся на основании таких документов, полученных от органов Государственного казначейства Украины:

выписок с лицевых счетов в виде электронного реестра расчетных документов с прибавлениями электронных копий платежных поручений на перечисление средств из счета плательщика на счет бюджета;

- отчетов о выполнении бюджета за доходами в электронном виде;

- корешков прибыльных документов о приеме учреждениями банков платежей в бюджет денежной наличностью и других.

После получения соответствующих документов и отображения в лицевых счетах плательщиков данных о поступлении платежей за соответствующим сроком их уплаты, инспектор формирует перечень субъектов, по которым получилась недоимка. Перечень передается к структурным подразделениям налоговых органов для взыскания налогового долга. Применение штрафных санкций и расчет пени осуществляются в соответствии с нормами Закона №2181 (статья 16.17).

При наличии переплат по платежам в бюджет инспектор готовит реестр в двух экземплярах, где отмечаются данные получателя средств, название платежа, номер лицевого счета, сумма, которая возвращается. Далее оформляется вывод государственного налогового органа о наличии переплаты, которая подписывается руководителем и передается органу государственного казначейства. Последний выписывает платежное поручение на перечисление средств из учреждения уполномоченного банка на счет получателя.

Для закрытия лицевого счета на последнее число декабря в автоматическом режиме выводятся итоги начисленных, уменьшенных и повернутых сумм платежей, финансовых санкций и пени. Если имеет место недоимка или переплата, не уплаченная пеня и т.п., то эти суммы переносятся в лицевой счет следующего года. В другом случае переносится нулевое сальдо.

Органы низших уровней составляют и подают электронными средствами органам высшего уровня отчетность о поступлении, недоимке и переплате платежей в бюджет. Формы отчетности, порядок ее составления с указанием отчетного периода устанавливаются Государственной налоговой администрацией Украины.

Ежемесячный отчет по ф. № 1-П «О суммах фактических поступлений, недоимки и переплаты налогов и сборов (обязательных платежей) к бюджетам и государственных целевых фондов» по состоянию на 1 число месяца,


следующего за отчетным, формируется по данным реестров поступлений и возвращений- Формированию указанного отчета предшествует сверка данных по доходам органов государственной налоговой службы с данными соответствующих территориальных органов Государственного казначейства и финансовых органов.

Для обеспечения полноты поступления платежей в бюджет, в соответствии с бюджетной классификацией, органы государственной налоговой службы в соответствии с порядком, установленного действующим законодательством из кассового выполнения Государственного бюджета Украины а по доходам, до 1 декабря каждого года подают соответствующим органам Государственного казначейства и финансовым органам в электронном виде списки состава налогоплательщиков, которые находятся на налоговом учете в каждом районе (городе), относительно: юридических лиц и их филиалов; физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности. При изменениях в списках состава налогоплательщиков органы государственной налоговой службы на протяжении двух недель со дня возникновения указанных изменений подают дополнение к первичным спискам.

Автоматизация учетно-проверочной работы налоговых органов. Информационная система налоговой службы — это система с большими потоками информации и большой их разветвленностью, с большим количеством типов документов разной сложности. Их быстрый поиск и систематизацию может обеспечить только автоматизированная информационная система (АИС).

АИС налоговой службы — это компьютерная сеть с организацией автоматизированных рабочих мест (АРМ) налоговых инспекторов. Для обеспечения соответствия программного комплекса учета и отчетности нормам действующего законодательства проекты АИС подлежат обязательному тестированию в ГНА Украины с привлечением специалистов, которые непосредственно обслуживают налогоплательщиков.

Обязательным требованием к проектам А1С учета и отчетности в органах государственной налоговой службы является защита, архивирование и сохранение данных, отслеживание по каждому налоговому обязательству и налоговому долгу историй их возникновения, обеспечение кодирования каждой операции и возможности доступа к базам данных, в том числе минувших отчетных периодов (только в режиме просмотра).

В налоговой службе в 1991 г. появилась первая версия автоматизированного рабочего места (АРМ) налогового инспектора отдела учета и отчетности — «Госдоходы». С его помощью были устраненные основные недостатки ручного оперативного учета налогов. Потом появились новые АРМ, в результате объединения которых была созданная автоматизированная информационная система налоговой службы .

АРМ — это совокупность программно-технических средств и проблемно-ориентированных комплексов, которые используются с целью существенного повышения эффективности процесса информационного обеспечения деятельности налогового инспектора, например, регистрация информации, ее обработка и систематизация.

Организационно-информационная структура налоговой службы Украины построенная по трехуровневой иерархической системой — центр, область, район.

На районном уровне готовится оперативная информация, которая является первичной информацию, которая часто возобновляется. Оперативная информация — основа в информационной иерархии автоматизированных систем. Обработка оперативной информации представляет собой работу, связанную со сбором, контролем и первичной обработкой данных, формированием новых документов, справок, отчетов. Поэтому наибольшая информационная нагрузка в работе налоговых органов положен на нижний уровень — районные ГНИ. Именно на этом уровне возникает первичная информация, связанная с непосредственной работой с плательщиками налогов (юридическими и физическими лицами). Автоматизация сбора и обработки информации на рабочих местах обеспечивает полноту, точность и актуальность документов, ускоряет их подготовку, а использование специального программного обеспечения оказывает содействие росту производительности работы. В результате с ГНИ к областной ГНА поступают файлы, в которых размещенная регламентная отчетная информация о плательщиках, состоянии налоговых платежей, выполнение платежной дисциплины и т.п., согласно с сроками его предоставления, а также информация относительно неформализованных запросов.

На областном уровне путем обобщения оперативной информации формируется тактическая информация для анализа и отработки разных вариантов относительно поступления средств в бюджет. Здесь накапливаются данные, которые поступают из ГНИ, компонуются в целому по ГНА областного уровня и передаются в ГНА Украины.

Стратегическая информация получается в результате обработки в ГНА Украины оперативной и тактической информации, которая содержит сведение, отчеты, прогнозы. На ее основе органы законодательной и исполнительной власти могут оценивать выполнение прибыльной части бюджета Украины и принимать эффективные решения, а также делать заключения о том, как работают Законы по любому из налогов, прогнозировать и поддерживать стратегию направлений развития налоговой службы Украины .

Информационное обеспечение АИС налоговой службы — это стандартизированные и унифицированные формы входной и исходной документации, единое формализованное описание данных, единая нормативно-справочная информация (НСИ), что включает систему классификации и кодирование, единые инструкции и правила обработки информации, единая иерархическая система банков данных и система Их защиты и т.п..

Для обеспечения безошибочности чтение документов (кодирование входной информации), а также скоростного введения информации из этих документов и их обработки, были разработанные единые общегосударственные справочники (классификаторы), которые и составили НСИ автоматизированной информационной системы налоговой службы. Справочник или классификатор — это документ, который представляет собой собрание кодов и наименований классификационных объектов и их группировок. Нормативно-справочная информация содержит в себе информацию о размерах ставок и сроки уплаты по любым из видов налоговых платежей, процентную ставку НБУ, бюджетную классификацию налогов и собрания, перечень банковских учреждений, в которых находятся расчетные счета плательщиков, перечень налогоплательщиков, государственных органов и др.

Стандартизация и унификация форм документов, единая НСИ и единые правила обработки информации служит основой для создания единого информационного пространства налоговой службы, которая дает возможность автоматизировать более трудоемкие процессы относительно сбора, учета и обработки информации. Все справочники разрабатываются и поддерживаются в актуальном состоянии централизованно в ГНА Украины и вместе с пакетами прикладных программ передаются на областные и районные уровни. Использование общегосударственных справочников дало возможность обмена информацией в электронном виде между налоговыми органами, банками, таможенными органами, казначейством, Госкомстатом, органами исполнительной власти всех уровней и разрешило осуществлять проведение полномасштабной и эффективного контроля за достоверностью (качеством) информации об объектах налогообложения. Информационные связи при налогообложении юридических лиц.

После регистрации в исполнительном комитете и Минстате, плательщик регистрируется в налоговой инспекции в управлении учета плательщиков, подавая для этого все регистрационные документы (устав, свидетельство о регистрации в госадминистрации, свидетельство о регистрации в ста-гуправление. соглашение об учреждении и деятельности и т.п.). Регистрация осуществляется с помощью АРМ «Учет плательщиков» и АРМ «Регистрация плательщиков НДС», в результате которой все информационные сведения поступают в базу данных АИС налоговой инспекции, с последующей передачей этих данных к центральной базе данных (ЦБД).

ГНА Украины (через областную ГНА), а именно: в Государственный реестр юридических лиц- Государственного реестра плательщиков НДС.

Получив дополнительной инспекции справку о регистрации, плательщик открывает счет в банка. На протяжении трех рабочих дней с этого момента из банка к ГНИ электронной почтой поступают сведения об открытии (или закрытие) счета.

В результате регистрации плательщика в налоговой инспекции открывается карточка лицевого счета (КЛС) по каждому виду платежа.

В соответствии с действующим законодательством плательщик отчитывается о своей прибыли и начисленных налогах и сборах перед налоговой инспекцией. Все отчетные документы (декларации и расчеты) подаются независимо от того, была ли деятельность в отчетном периоде.

Проблемным вопросом в отношениях налогоплательщика с налогового службой есть представление отчетов и их регистрация, в особенности в периоды пиковых нагрузок, проведение контроля и анализа отчетных документов налоговыми органами. Чтобы наладить быструю регистрацию налоговых отчетов, их контроль и анализ, концепция развития налоговой службы Украины определила такие пути:

- представление отчетов в электронном виде:

- внедрение программных комплексов, которые обеспечивают оперативность принятия отчетности, автоматизированную ее обработку, универсализацию технологического процесса использования в работе данных из отчетных документов налогоплательщиков и установление жесткого контроля за сроками их представления.

ГНА Украины проводит работу относительно разработки и внедрения программного комплекса из формирования всех налоговых отчетов в электронном виде. Формирование электронной отчетности плательщиками осуществляется с использованием специальных программных средств, которые состоят из двух частей: клиентской, с помощью которой плательщик «готовит» электронный отчет, и инспекторской, которая «принимает» предоставленный отчет, выполняет необходимый контроль информации и передает эти данные для обработки в других функциональных АРМ. Передача налоговых отчетов в электронном виде (электрона отчетность) происходит через представление в районной ГНИ дискеты или электронного файла с помощью электронной почты вместе с подписанными бумажными копиями.

Программный комплекс клиентской части предоставляет плательщику возможность:

генерировать и заполнять в автоматизированном режиме отчетные бухгалтерские формы соответственно действующему законодательству;

проверять в автоматизированном режиме заполнения отчетных форм, фиксируя ошибки отдельным протоколом;

защищать данные, которые передаются к налоговым органам, от несанкционированного доступа и корректирования путем «электронной подписи» электронного отчета плательщиком;

- накапливать и использовать данные электронных отчетов;

- печатать формы электронных отчетов — получать обязательные бумажные копии отчетных форм.

Относительно программного комплекса инспекторской части, то он обеспечивает:

оперативность приема отчетности;

автоматизированную обработку отчетности;

универсализацию технологической в процессе использования данных отчетных документов налогоплательщиков;

установление жесткого контроля за сроками их представления. С его помощью реализованная цель автоматизирования следующих операций:

- регистрирование форм отчетности налогоплательщиков;

- введение начисленных сумм налогов за зарегистрированными формами отчетности;

- введение данных за представленными формами отчетности налогоплательщиков:

контроль данных формы отчетности на этапе их ввода; -пакетный контроль всех представленных форм;

ведение реестров представленных и не поданных документов;

ведение реестров начисленных сумм налогов;

ведение реестров контроля форм отчетности.

Результатом эксплуатации АРМ «Отчет» является база данных всех отчетных показателей, которая используется при формировании текущих отчетов и проведении информационного анализа отчетной информации. Информация о начисленной суммы налогов, после успешного завершения автоматизированного контроля, автоматически переносится у карточки лицевых счетов плательщиков, в информационные файлы баз данных.

Практика показывает, прием отчетности на электронных носителях дает возможность сократить количество рабочих мест из приема отчетности, уменьшить время обработки и повысить достоверность полученной информации.

В карточке лицевого счета плательщика по каждому виду платежа отмечается вид проведенной операции и отображается информация о начисленные, доначисленные, реструктуризированные или отсроченные платежи, про их уплату и суммы пени, в случае несвоевременной уплаты, о сумме недоимки или переплаты из начисленных, доначисленных, реструктуризированных или отсроченных платежей, о суммах платежей, возвращенных из бюджета, и т.п.- Данные карточек имеют возможность просмотреть все инспекторы, которые работают в системе налогообложения юридических лиц, благодаря использованию сетевого варианта АРМ «Учет налогов и платежей», что имеет другое название — АРМ «ТАХ» (в прошлом — АРМ «Госдоходы»). Благодаря наличия компьютерной сети список недоимки может получить каждый отдел, который сопровождает топ или другой налог, работая на АРМ «Учет налогов и платежей».

Уменьшение недоимки есть одним из основных функциональных обязанностей отдела принудительного взыскания налогов. Отдел использует для достижения данной цели все законодательные методы. Кроме того, этот отдел вместе с сектором анализа и прогнозирование поступлений на основании актуальной информации баз данных путем обобщения, сопоставления, а, иногда, и прямого телефонного разговора с плательщиком составляет анализ динамики поступлений денег в бюджет, видов платежей, видов деятельности и т.п. для предоставления предложений и эффективного принятия решений относительно борьбы с недоимкой. При выполнении работ относительно анализа и прогнозирования поступлений инспекторы широко применяют такие программные средства Майкрософт офис, как процессор электронных таблиц Excel, СУБД Accès и текстовый редактор Ворд.

Согласно с отчетной документацией плательщик через банк платит все суммы налогов и отчислений.

Информация об уплате налогов плательщиками из банков каждый день по электронной почте поступает в налоговую инспекцию в отдел учета и отчетности, с помощью режима Банк (он есть составной частью АРМ «Учет налогов и платежей») осуществляется автоматическое разнесение платежей к карточкам лицевых счетов плательщиков. При нарушении срока уплаты проводится автоматизированное начисление пени с отображением этой информации в карточке лицевого счета.

При наличии вида деятельности: оптовой или розничной торговли, общественного питания, обмена валют, игорного бизнеса или бытовых услуг — плательщик оформляет документы на приобретение торгового патента. С помощью режима Торговые патенты АРМ «Учет налогов и платежей» выполняется регистрация торгового патента, начисляются суммы к уплате за каждый месяц. Таким образом, создается актуальная база данных всех торговых патентов юридических лиц.

В соответствии с общим годовым планом проверок юридических лиц, которое утверждается ГНА Украины на основе общенационального годового плана проверок, службы налоговой инспекции осуществляют документальную проверку финансовой деятельности плательщиков. Проверка может быть плановой, тематической, встречной и, как правило, комплексной. В результате проверки могут быть выявленные нарушения бухгалтерского учета или налогового законодательства, тогда складывается акт и, как следствие, решение, протокол и постановление про административные и финансовые санкции и их размеры. Если в результате проверки - нарушений не выявлено, то составляется справка о факте проведения проверки. Учет результатов проверок (актов, решений, протоколов, постановлений, справок), которые проводятся управлением документальных проверок юридических лиц, отделом валютного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и соответствующими подразделами налоговой милиции, осуществляется с помощью АРМ «Аудит». В результате АРМ формирует базу данных доначисленных сумм за каждым плательщиком и видом платежа, Информация которой служит основой для проведения анализа работы инспекции и формирование срочных, квартальных и общих отчетов. Информация о доначисленной сумме налогов Из АРМ «Аудит» переносится у карточки лицевых счетов плательщиков АРМ «Учет налогов и платежей».

Плательщиков, которые имеют валютные операции, контролируют отдел контроля в сфере ВЭД и подраздел налоговой милиции, которые осуществляют проверку валютных операций. В своей работе эти подразделы используют данные АРМ «Учет налогов и платежей» и АРМ «Таможня». Информационно-справочное АРМ «Таможня» разрешает просмотреть файлы с информацией из импортных, экспортных и бартерных операций, которые осуществлялись субъектами предпринимательской деятельности соответствующего региона и были зафиксированы при пересечении границы с помощью погрузочно-таможенных деклараций.

Плательщиков, которые платят местные налоги, контролирует отдел местных налогов и собрания. Для своей работы информацию о состоянии платежной дисциплины плательщика они получают с помощью АРМ «Учет налогов и платежей», а при администрировании налога из транспортных средств используют АРМ «АВТО», предназначенное для обработки полученной в МВС (МРЕО) Информационного файла об зарегистрированных, перерегистрированных, проданных и прочих транспортных средствах соответствующего региона.

Начиная с 1996 г., для контроля по товарным и финансовым потокам субъектов предпринимательской деятельности (СПД) в подразделениях налоговой милиции введен АРМ «КРП» (контроль реализованной продукции), соответственно которого налоговые органы районного уровня проводят сбор информации о реализации ликвидной продукции на определенных субъектах, которые поступает в ГНА Украины. Накопленная Информация по СПД в отсортированном виде по названиям, количеству, стоимости приобретенной продукции возвращается к налоговой инспекции, которая дает возможность накапливать информацию о полученной продукции относительно конкретного субъекта предпринимательской деятельности, использовать во время комплексных документальных проверок, а также отслеживать взаиморасчеты с поставщиками во время проверок.

Также разработанный алгоритм дои подразделений налоговой милиции при реализации программы относительно выявления и прекращения деятельности фиктивных фирм. С помощью АРМ «ФСПД» (фиктивные субъекты предпринимательской деятельности) в налоговой службе организованное централизованное накопление информации относительно разоблаченных и отработанных ФСПД и обеспеченная рассылка по регионам данных, наличие которых необходимая для организации проверок их легальных контрагентов.

С целью предотвращения создание фиктивных предпринимательских структур на утраченные, похищенные или подделанные паспорта, за паспортами людей нетрудоспособного преклонного века, инвалидов и т.п. в налоговой службе введен в эксплуатацию АРМ «Паспорт» для создания и использования единого банка данных утраченных и похищенных паспортов. База данных заполняется ежемесячно. Если субъект предпринимательской деятельности встает на учет, проводится поиск данных руководителей и основателей в базы данных утраченных и похищенных паспортов.

Информационные связи при налогообложении физических лиц. Информация для центральной базы данных (ЦБД) потенциальных налогоплательщиков формируется в налоговых инспекциях в отделах государственного реестра физических лиц с помощью АРМ «ДРФО» на основании карточки ф. № 1-ДР, заполненной и представленной физическим лицом. В результате, каждому гражданину присваивается личный номер (идентификационный код), который фигурирует во всех финансовых документах, которые и разрешает автоматизированным способом вести учет полученных доходов, начисленных и уплаченных налогов каждого физического лица.

Внедрение идентификационных номеров ДРФО дает возможность начать процесс развития единого информационного пространства, которое обеспечит одновременно не только контроль полноты уплаты налогов физическими лицами, но и предоставление субсидий, социальной помощи им, кто ее действительно требует, начисление пенсий и т.п.

Регистрация в налоговой инспекции предпринимателя осуществляется подразделением государственного реестра физических лиц с помощью автоматизированной системы учета плательщиков и АРМ «Свидетельство НДС физических лиц», в соответствии с представленными регистрационными документами-

В результате регистрации открываются карточки лицевого счета физического лица как плательщика соответствующих налогов, ведется оперативный учет налогов предпринимателей и физических лиц, которые имеют доходы не по месту основной работы и подали итоговую годовую декларацию о доходах.

Оперативный учет субъектов предпринимательской деятельности ведется по таким налогам и сборам:

подоходный налог;

налог на добавленную стоимость;

акцизный сбор;

торговый, патент;

фиксированный патент;

единый налог.

Предприниматель как субъект предпринимательской деятельности и юридическое лицо все необходимые отчетные документы (независимо от того, была деятельность или нет) подает в канцелярию налоговой инспекции для прохождения регистрации. В перспективе отчетные документы будут регистрироваться с помощью АРМ «Отчет» аналогично юридическим лицам.

После регистрации и прохождения контроля отчетные документы предпринимателей поступают в отдел налогообложения физических лиц, где с помощью АРМ «Учет налогов и платежей» выполняются квартальные или годовые расчеты и начисление подоходного налога с последовательной печатью сообщений-квитанций для ее уплаты. Все другие налоги начисляются собственное предпринимателями и вводятся в АРМ «Учет налогов и платежей» аналогично технологии учета платежей юридическими лицами.

Предприниматели осуществляют уплату налогов через банк при наличии открытого там счета или через Сбербанк. Информация об уплаченных налогах поступает в налоговую инспекцию к отделу учета и отчетности, а с помощью АРМ «Учет налогов и платежей» осуществляется (не автоматически) разнесение платежей. Аналогично юридическим лицам, при нарушении срока уплаты автоматически проводится начисление пени с отображением суммы пени в карточке лицевого счета.

Учет доначисленных сумм налогов и финансовых санкций, которые появились в результате документальных проверок деятельности предпринимателей и проведенных перерасчетов подоходного налога гражданам по основному месту работы, осуществляется с помощью АРМ «Аудит». Информация о доначисленной суммы налогов из АРМ «Аудит» автоматически интегрируется у карточки лицевых счетов плательщиков -физических лиц АРМ «Учет налогов и платежей».

СПД, которые занимаются торговлей и имеют торговые помещения (магазин, киоск, кафе и т.п.), регистрируют кассовые аппараты аналогично юридическим лицам.

Для граждан-субъектов предпринимательской деятельности или физических лиц(далее — «совместители») при представлении годовых деклараций о полученных доходах и уплаченных налогах объектом налогообложения является совокупный налогооблагаемый доход за отчетный год. То есть валовой доход, независимо от источников его происхождения, уменьшенный на доходы, которые не подлежат налогообложению, и затраты- С помощью АРМ «Учет налогов и платежей» в режиме Годовой перерасчет осуществляется перерасчет подоходного налога по совокупному годовому доходу «совместителя» с учетом предоставленных нему льгот с следующим проведением отбора подоходного налога или возвращением его- Таким образом, годовые перерасчеты выполняются и для каждого предпринимателя.

На выполнение ст. 4 и ст. 9 Закона Украины о Государственном реестре физических лиц и п. 2 Постановления КМУ «О мероприятиях по внедрению идентификационных номеров физических лиц-плательщиков налогов и других обязательных платежей» от 6 ноября 1997 г. в № 1232 разработанные формы, в которых указываются суммы выплаченных доходов и удержанных из них налогов физического лица.

Форма № 7-ДР включает в себя информацию о предпринимателях, которые формируется автоматически из баз данных их отчетов.

Форма № 8-ДР подается ежеквартально до 15 числа следующего месяца юридическими лицами всех форм собственности и физическими лицами-субъектами предпринимательской деятельности- Отчет содержит сведения о полученных доходах, начисленные и уплаченные налоги физическими лицами, которые:

- находились в трудовых отношениях с работодателем независимо от того, получали граждане доход, или нет;

- находились с работодателем в гражданско-правовых отношениях;

- получали от них выплаты в отчетном периоде. Ведение таких форм оказывает содействие получению информации о реальных поступлениях в бюджет Украины, обеспечивает накопление в центральной базе информации о доходах, полученные физическими лицами на протяжении года из разных источников, которая потом будет передаваться к государственным налоговым органам по месту постоянного проживания физических лиц в Украине, а которые не имеют постоянного местожительства в Украине — по месту их регистрации.

Кроме того, накопленная информация с ф. № 8-ДР предоставляет возможность контролировать изменения места работы- отслеживать наличие льгот у физических лиц за отчетный квартал, более широкое выполнять контроль за полнотой представления информации о все работающих нарушителей налогового законодательства (на первом этапе —для выявления лиц которые имеют несколько основных мест работы, и установление фактов нарушение налогового законодательства).

Информация о физических лицах необходимая многим службам и ведомствам. Но сведения Государственного реестра являются информация с ограниченным доступом и предоставляются другим государственным органам только соответственно действующему законодательству. Информация из Государственного реестра о физических лицах предоставляется на письменные запросы Министерства внутренних дел, прокуратуры и других государственных органов в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Передача другим министерствам, ведомствам, организациям и учреждениям информации о налогоплательщиках в объемах или фрагментах Единого банка данных о плательщиках налогов - юридических лиц или банка данных Государственного реестра физических лиц-плательщиков налогов и других обязательных платежей — запрещается.

На базе информации форм № 7-ДР и № 8-ДР внедряется контроль достоверности представленных годовых деклараций, перекрестный контроль со ответствующих данных из разных документов (нескольких основных мест работы, предоставление льгот по подоходному налогу и т.п.), формирование справочной информации для предоставления субсидий и начисления пенсий и т.п..

Годовые декларации о полученных доходах подают только государственные служащие и граждане, которые получило прибыли в отчетном году по не основному месту работы. Годовые перерасчеты осуществляются инспекторами государственных налоговых инспекций с помощью соответствующих режимов АРМ «Учет налогов и платежей)».

Регистрация физических лиц-плательщиков земельного налога, начисление этого налога и учет его уплаты в налоговых инспекциях осуществляется с применением АРМ «Земля» отделом налогообложения физических лиц.

Для регистрации граждан, которые осуществляют несистематическую продажу выработанной, перерабатывающей и купленной продукции, вещей, товаров, используется АРМ «Учет налога на промысел». С его помощью проводятся контроль и анализ несистематической торговли физическими лицами, которые не являются субъектами предпринимательской деятельности, а осуществляют торговлю не большее четверых раз на протяжении календарного года.

Информационные связи при составлении отчетности налоговых органов. В условиях постоянных изменений налогового законодательства и порядка уплаты платежей в бюджет возникшая необходимость создания отчетности, которая позволяла бы отображать все изменения и осуществлять контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты платежей. Так появились отчетные АРМ, с помощью которых в отделах ДП1 формируют отчеты в виде электронного файла для передачи по электронной почте к ГНА областного уровня, а потом в объединенном виде — к ГНА Украины.

Отчет — это согласованная форма представления информации, которая содержит информацию из базы данных и (или) результаты ее обработки.


Сформированный отчет можно пересматривать на экране, выводить в текстовый файл и печатать на принтере.

На основе объединенных отчетов в ГНА Украины формируется информационная база данных для проведения анализа того ли другого аспекта деятельности налоговой службы.

Типичными представителями таких баз данных есть аналитические информационные системы «Льготы» и «Область», которые базируются на использовании отчетных информационных файлов.

Аналитически-информационная система «Льготы». Составными частями аналитически-информационной системы «Льготы» является АРМ «Форма № 1 ПП» (районного и областного уровней) и БД «Льготы» ГНА Украины.

АРМ выполняет такие функции: поиск плательщика, регистрацию и введение формы № 1ПП, формирование отчета и прочие.

Аналитическо-информационная система «Область». Главная цель создания аналитической информационной системы «Область» — это проведения автоматизированным средством анализа информации и принятие эффективных управленческих решений относительно развития народнохозяйственного комплекса Украины на основе мобилизации средств в бюджет, обеспечение контроля и анализа налоговой активности во всех областях народного хозяйства Украины на всех уровнях (город, район, область, государство).

Аналитическая информационная система «Область» функционирует на основе использования информации таких баз данных ЦБД, как:

реестры налогоплательщиков, юридических и физических лиц;

общегосударственная нормативно-справочная информация;

- база данных о начислении, доначислении (результаты документальных проверок) суммы налогов, суммы уплаты, начисленную и уплаченную пеню, реструктуризированные суммы налогов и их уплату, проведение взаимозачетов и т.п..

На районному равные ежедекадно на 1, 11 и 21 числа месяца формируются отчетные файлы для системы «Область»; на областном уровне осуществляется объединение всех районных файлов, а на уровне ЦБД — областных файлов.

На основе этой информации на центральном уровне работает большой программный комплекс из анализа состояния мобилизации средств в бюджет. Используются количественный, сравнительный- структурный и Прочие методы анализа. Анализ налогоплательщиков (юридических и физических лиц) проводится за следующими классификационными признаками:

органами управления;

областями и видами экономической деятельности;

территориальной принадлежностью;

организационно-правовой формой;

формой собственности;

видом бюджета;

видами налогов и отчислений;

большими налогоплательщиками и т.п..

То есть анализируются важнейшие структурные элементы народнохозяйственного комплекса. Важно, что анализ динамики указанных элементов разрешает строить прогнозные выводы и готовить управленческие решения на государственном уровне.

Аналитическая информационная система «Область» применяет современные телекоммуникационные средства и новые технологии. Это разрешает интегрировать и координировать базовые информационные потоки между районными, областными и центральной ГНА. Имеющаяся информационная база показателей АИС «Область» центрального уровня и архивы областного уровня удовлетворяют сектор информационных потребностей государственных учреждений, руководства ГНА, отраслевых управлений. Внедрение системы «Область» дало возможность начать новый этап работы с большими налогоплательщиками. Подсистема «Плательщик — ГНА» обеспечивает электронный мониторинг деятельности и финансово-экономического состояния больших плательщиков. Они имеют возможность благодаря обеспечению информационными комплексами предоставлять отчетные документы налоговым органам непосредственно из офисов.

Контрольные вопросы

  1.  На основании каких документов осуществляется начисление налогов по лицевому счету плательщика?
  2.  На основании каких документов осуществляется учет поступлений платежей по лицевому счету плательщика?
  3.  Охарактеризуйте порядок открытия и ведение лицевого счета налогоплательщика.

4. В каких случаях начисляется пеня? По каким ставкам?

5. В каких случаях начисляются штрафные санкции в автоматическом
режиме?

6. В каком порядке платятся пеня и штрафные санкции?

7. Назовите основные АРМ при налогообложении юридических и физических лиц.

8. Назовите функции АИС «Льготы» и АИС «Область».

Рекомендуемая литература

  1.  Налоговый менеджмент под ред Т.М. Рева , Киев - 2002 г
  2.  Д. Костюк. Что и как проверяет налоговый инспектор, - X: Фактор, 2001 -276с,
  3.  Н. Н. Скворцов. Налоговый менеджмент стратегия и тактика: , Киев - 2002 - 222 с.
  4.  Т. Ю. Исаншина. Податковий менеджмент: Навч.- метод. Пос1бник для са-мост. вивч. дисц. - К: КНЕУ-2001 -150 с 1
  5.  Д. Ю. Мельник. Налоговый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2002-352 с.
  6.  6. А.І. Крисоватий, А.Я. Кізима. Податковий менеджмент, навчальний посібник. – Тернопіль: карт-бланш, 2004 - 304 с.





 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29093. Гражданское правоотношение (понятие, структура, виды) 31 KB
  Гражданское правоотношение это урегулированное нормами гражданского права правоотношение возникающее между юридически равными субъектами по поводу имущества а также нематериальных благ выражающаяся в наличие у них субъективных прав и обязанностей. Структура гражданских правоотношений: Субъект: Физические лица граждане иностранцы лица без гражданства Юридические лица российские иностранные Публичноправовые образования органы МСУ Объект: Имущественные вещи деньги ценные бумаги Интеллектуальные права Личные...
29094. Юридические факты в гражданском праве. Законодательные основания возникновения гражданских прав и обязанностей 31 KB
  Юридические факты делятся на: события обстоятельства не зависящие от воли человека стихийные бедствия действия обстоятельства зависящие от воли человека.
29095. Физические лица как субъекты гражданского права (правоспособность, дееспособность, ограничение и лишение дееспособности, эмансипация) 33.5 KB
  Физические лица как субъекты гражданского права правоспособность дееспособность ограничение и лишение дееспособности эмансипация. Физические лица как субъекты гражданского права: граждане РФ иностранцы лица без гражданства Правосубъектность способность лица иметь и осуществлять непосредственно или через представителя юридические права и обязанности т. быть субъектом права. Правосубъектность включает в себя: Правоспособность потенциальная способность физического лица иметь гражданские права и нести обязанности возможность иметь...
29096. Понятие и признаки юридического лица 13.33 KB
  лица: организационное единство внутренняя структура организации факт государственной регистрации наличие органов управления наличие учредительных документов имущественная обособленность обязательный учёт имущества на самостоятельном балансе либо по смете наличие имущества правовой режим имущественного допуска право собственности у большинства право оперативного управления Рап РФ право хозяйственного ведения Муниципальных унитарных предприятий самостоятельная имущественная ответственность возможность обращения кредиторами...
29097. Теории создания и юридических лиц 24.5 KB
  Теория фикции – юридическое лицо – это искусственное образование фактически не существующее так как за ним стоит лицо его создавшее. Фридрих фон Савинье Реалистическая теория – особый организм с собственной волей. Теория социалистической реальности – юридическое лицо служит решению государственных задач Генкин Теория коллектива – работники воспринимаются как единое целое имеющие много прав. Теория директора – руководитель представляет юридическое лицо.
29098. Классификация юр.лиц 13.31 KB
  В зависимости от формы собственности: государственные частные негосударственные По составу учредителей: Юридические лица учредителями которых являются только юридические лица союзы и ассоциации Только государственные унитарные предприятия Любые субъекты гражданского права все остальные юридические лица В зависимости от форм собственности: оперативного управления на имущество учреждения казённые предприятия хозяйственного ведения государственные и муниципальные предприятия кроме казённых собственности на имущество все...
29099. Признаки и виды некоммерческих предприятий 13.83 KB
  Виды некоммерческих организаций: потребительских кооперативов общественных или религиозных организаций объединений учреждений благотворительных и иных фондов а также в других формах предусмотренных законом. Допускается создание объединений коммерческих и или некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов. Признаки некоммерческой организации: не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками могут создаваться для достижения социальных...
29100. Признаки и виды коммерческих организаций 13.09 KB
  Обладают обособленным имуществом на права собственности хозяйственного ведения или оперативного управления иного вещного права; имущество может быть арендованным; Отвечают по своим обязательствам принадлежащим им имуществом; Приобретают и осуществляют от своего имени имущественные и неимущественные права; несут обязанности; Могут быть истцом и ответчиком в суде.