17914

Порядок погашения налогового долга

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Лекция № 4. Порядок погашения налогового долга. План 1. Понятие налоговой обязанности 22.Возникновение изменение и прекращение налоговой обязанности 5 Исполнение налоговой обязанности 8 Понятие налогового долга 9 Порядок погашения налогового

Русский

2013-07-06

102.5 KB

5 чел.

Лекция № 4.

Порядок погашения налогового долга.

План

1. Понятие налоговой обязанности 2
2.Возникновение, изменение и прекращение

налоговой обязанности 5

  1.  Исполнение налоговой обязанности 8
  2.  Понятие налогового долга 9
  3.  Порядок погашения налогового долга в случае ликвидации налогоплательщика 11
  4.  Порядок погашения налогового долга в случае реорганизации налогоплательщика 13

7. Списание и рассрочка налогового долга 16
Контрольные вопросы
 21
Рекомендуемая литература


1. Понятие налоговой обязанности.

Понятие налоговой обязанности является одной из центральных категорий налогового права. В этой главе будет рассмотрена природа возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности как совокупности обязанностей налогоплательщика. В некоторых изданиях и законодательных актах используется термин «налоговое обязательство», под которым понимается обязанность по уплате налога. Обязательство характерно для договорных отношений, использующих диспозитивные методы, развивающиеся на определенных отношениях равенства субъектов. Налоговые отношения строятся на принципах власти и подчинения, регулируются путем властных предписаний со стороны государства. Поэтому вряд ли обязательство может отражать природу комплекса обязанностей налогоплательщика имеющих безусловный и первоочередной характер. Более точным было бы Использований термина налоговая обязанность.

Содержание налоговой обязанности определяется прежде всего императивными методами финансово-правового регулирования. Особенностями отношений, складывающихся между субъектами по поводу уплаты налогов и сборов. Государственное управление в сфере финансов требует подчинения субъекта — требованию органов, которые осуществляют финансовую деятельность государства. Именно поэтому правовое регулирование отношений в области финансовой деятельности государства ориентировано на односторонние властные предписания государственных органов относительно субъектов участвующих в сфере финансовой деятельности государства. Властность предписаний государственных органов состоит прежде всего в том, что они принимают решения, обязательные для другой стороны правоотношений, и принимаются эти решения в пределах полномочий, которые делегированы органу именно государством.

Характерной особенностью налогово-правового регулирования является юридическое неравенство субъектов налогового права. Юридическое неравенство как черта налогово-правового регулирования базируется на неэквивалентной природе финансовых отношений, которая отражается в содержании и структуре прав и обязанностей субъектов налогового права, когда одни субъекты имеют юридически властные полномочия по отношению к другим, Государство или уполномоченный им орган реализует свою компетенцию через властные предписания, тогда как другая сторона реализует компетенцию, зависящую от компетенции властной стороны правоотношения.

Налоговые правоотношения регулируют систему отношений между субъектами. Особенности таких отношений определяются государственным принуждением, специфическими санкциями. Так, при нарушении плательщиком налоговой обязанности налоговый орган имеет право — обязанность применять определенные санкции. Невыполнение этого со стороны налогового органа является невыполнением функций, которыми такие органы наделены государством. Такое применение государственного принуждения фактически выступает как право — обязанность компетентного органа. Другая сторона налогового правоотношения в случае правонарушения характеризуется обязанностью испытывать меру государственного принуждения, хотя это может дополняться рядом прав и обязанностей, которые вытекают из безусловной обязанности уплаты налога и зависят от нее.

Обязанности субъектов в налоговых правоотношениях выступают как стабильные, которые закрепляются прежде всего в нормативном финансово-правовом акте. Даже тогда, когда обязанность субъектов устанавливается актами индивидуального регулирования, его содержание выступает как детализация требований, содержащихся в нормативных актах. К особенностям обязанностей, вытекающих из налоговых правоотношении, можно отнести также их сложный характер. Иными словами, сама обязанность подчиненного субъекта составляет зачастую систему обязанностей.

Так, налоговая обязанность плательщика реализуется через обязанность уплаты налогов и сборов, обязанность налоговой отчетности.

Реализация налоговой обязанности регулируется налоговыми правоотношениями пассивного типа значительно меньше, чем правоотношениями активного типа. Обязанности субъектов в отношениях подобного типа состоят прежде всего в том, чтобы не препятствовать компетентным органам в осуществлении их прав. Активные действия в регулятивных налоговых правоотношениях пассивного типа присущи государству и уполномоченным им органам при установлении налогов и сборов- Фактически в полной мере это не права, поскольку налоговый орган обязан их реализовывать при определенных обстоятельствах. Так, налоговые инспекции обязаны осуществлять налоговые проверки, но когда, в каком объеме — они решают самостоятельно.

Практически везде налоговую обязанность отождествляют с обязанностью по уплате налога. Но это только часть ее содержания. Действительно, уплата налога представляет собой реализацию основной обязанности налогоплательщика и может быть рассмотрена как налоговая обязанность в узком смысле. Однако налоговая обязанность в широком смысле включает:

1.) обязанность поведению налогового учета.

  1.  обязанность по уплате налогов и сборов.
  2.  обязанность по налоговой отчетности.

Налоговая обязанность в широком смысле может быть дифференцирована и по видовым обязанностям налогоплательщика, возникающим по каждому налогу или сбору. Совокупность же подобных отдельных обязанностей будет составлять комплекс налоговых обязанностей налогоплательщика или налоговую обязанность в широком смысле.

2. Возникновение, изменение и прекращение налоговой

обязанности.

Обязанность по уплате налога или сбора возникает изменяется или прекращается при наличии оснований, установленных налоговым законодательством. Важно учитывать, что в налоговых правоотношениях действует расширительный принцип, принцип дозволенного поведения, т.е. охватывающий совокупность действий, прямо предписанных законодательными актами о налогообложении. В то же время подобное положение закрепляет и определенные гарантии, устанавливая рамки для контролирующих органов: основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей, налогоплательщика как объекта контроля должны быть установлены только налоговыми законами.

Важнейшим вопросом при регулировании правоотношений по поводу уплаты налогов и сборов является выяснение момента, с которого возникает обязанность уплаты налога. Нормативные акты, регулирующие порядок внесения этих платежей, связывают обязанность их уплаты с наступлением обстоятельств, предусмотренных законами и подзаконными актами. В качестве таких оснований, в частности, может быть наличие объекта обложения при обязательном получении налогового извещения. Извещение является юридическим актом индивидуального характера, конкретизирующем содержание правоотношения в отношении отдельного субъекта. С.Д. Цыпкин на основании этого делает вывод, что для возникновения ряда налоговых правоотношений требуется наличие как материальных условий, так и особых актов финансовых органов. Таким образом формируется сложный юридический факт (фактический состав), точно указанный в гипотезе финансово-правовой нормы. Поэтому, видимо, недостаточно выделять в качестве основания возникновение налоговых правоотношений, вытекающих исключительно из закона.

Возникновение налоговых правоотношений связывается с возникновением налоговой обязанности. Налоговой обязанностью выступает непосредственная и первоочередная обязанность плательщика налога по уплате налога пли сбора при наличии определенных обстоятельств. Этими обстоятельствами выступают следующие. Во-первых, возможность отнесения конкретного субъекта к плательщику налога, определяемого в соответствии с действующим законодательством. Во-вторых, наличие у плательщика налога объекта налогообложения либо осуществление им деятельности связанной с платой налога или сбора. В-третьих, наличие нормативно-правового (прежде всего законодательного) регулирования всех элементов налогового механизма. Налоговая обязанность связывается не только с основаниями ее возникновения, но и четко определяется конкретными сроками, в течение которых она должна быть исполнена. При этом нужно иметь в виду, что исполнение налоговой обязанности является первоочередным по отношению к другим обязанностям. Плательщика, определяющим содержание всех остальных обязанностей. Исполнение налоговой обязанности реализуется уплатой налога. Однако возможны случаи когда плательщик не может выполнить. Налоговую обязанность в общем порядке. В данной ситуации необходимы определенные дополнительные гарантии, которые выделяются в форме способов обеспечения исполнения налоговой обязанности. Налоговая обязанность как обязанность налогоплательщика уплатить необходимую сумму налога в установленный срок при наличии обстоятельств, предусмотренных налоговым законодательством, возникает по каждому виду налога в отдельности.

Существует четыре основания прекращения налоговой обязанности. 1 .Надлежащее исполнение налоговой обязанности.

  1.  Ликвидация юридического лица налогоплательщика.
  2.  Смерть или объявление гражданина умершим.
  3.  Утрата лицом признаков, определяющих его как налогоплательщика. Прекращение       налоговой       обязанности       уплатой       налога

налогоплательщиком отражает общее положение теории права о том, что любая обязанность прекращается надлежащим исполнением. Три иных основания прекращения налоговой обязанности фактически связаны с отсутствием лица, обязанного уплачивать налоги и сборы (смерть физического лица, ликвидация юридического лица).

В некоторых случаях как основания прекращения налоговой обязанности рассматривается отмена налога. Однако вряд ли здесь совершенно однозначная ситуация. Действительно обязанность по уплате налога прекращается, но только в отношении периода следующего за отменой налога, а не в отношении истекшего периода. Но ведь в конечном счете и обязанности по уплате налога с момента его отмены не существует.

В установленных законодательством случаях прекращение налоговой обязанности может осуществляться путем взаимозачетов с бюджетом путем направления сумм переплат по одному налогу в счет погашения недоимки по другому или предстоящих платежей по этому же налогу. Проведение подобных зачетов может осуществляться тремя способами:

1.Общим порядком: излишне поступившая сумма платежа засчитывается без заявления плательщика в погашение недоимки по его иным платежам. Налоги в этом случае уплачиваются с помощью налоговых органов без участия налогоплательщиков, а о произведенном зачете налоговые органы обязаны поставить налогоплательщика в известность после его осуществления.

2. Специальным порядком: налоговый зачет устанавливается
определенными законодательными актами и инструкциями для конкретных
налогов.

3. Особым порядком: налоговый учет устанавливается в отношении
отдельных групп предприятий и носит временный характер.

3. Исполнение налоговой обязанности.

Исполнение налоговой обязанности в широком смысле предполагает реализацию всей системы обязанностей налогоплательщика, связанных с уплатой налогов и сборов (обязанности по учету, уплате и отчетности). В узком смысле исполнение налоговой обязанности означает своевременную и полную уплату налогов. Однако уплата налога опосредуется действиями и по учету, исчислению налогового оклада, т.е. всем комплексом обязанностей налогоплательщика которые составляют налоговую обязанность в широком смысле слова. Преимущественно исполнение налоговой обязанности рассматривается именно как уплата налога.

Исполнением налоговой обязанности признается уплата налогоплательщиком сумм налога в установленный срок. Уплата налога осуществляется налогоплательщиком непосредственно, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, —налоговым агентом или налоговым представителем.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате, и перечисляет ее в срок и в порядке, установленном законодательными актами. Запрещается исполнение налогового обязательства налогоплательщика третьими лицами. Нарушение этого запрета не освобождает налогоплательщика от исполнения налоговой обязанности.

Наиболее распространенным моментом прекращения обязанности по уплате налога является надлежащее исполнение этой обязанности. Этот момент определяется различными способами, в зависимости от формы расчетов и особенностей перечисления сумм налогов в бюджеты. Обязанность по уплате налога считается исполненной:

1) при уплате налога в безналичном порядке с момента предъявления плательщиком в банк поручения на уплату соответствующего налога при условии наличия денежных средств на счету плательщика, достаточных для уплаты налога, и оформления поручения надлежащим образом;

2) при уплате налога наличными денежными средствами- с момента внесения соответствующей суммы в банк или отделение связи.

В случае исполнения обязанности по уплате налоговым агентом обязанность налогоплательщика прекращается с момента, удержания сумм налога налоговым агентом. При этом необходимо учитывать, что налог удерживается до поступления денежных средств в распоряжение плательщика и налогоплательщик фактически не может повлиять на исполнение своей налоговой обязанности собственными действиями.

4. Налоговый долг

Исполнение налоговой обязанности может быть увязано и с возникновением налогового долга, как суммы налога, подлежащего к уплате, которую плательщик не может внести в соответствующие фонды в необходимый момент времени. Закон Украины от 21 декабря 2000 года не только определил понятие налогового долга, но и закрепил особенности погашения налогового долга и сумм налога в целом (статьи 11-13, 18). При этом законодатель выделил несколько вариантов подобной процедуры. 1. Погашение налогового долга Л налогоплательщиком, находящимся в государственной или коммунальной собственности Если налогоплательщик, который н находиться в государственной или коммунальной собственности не погашает сумму налогового долга в сроки, налоговый орган осуществляет меры по продаже активов такого налогоплательщика, которые не входят в состав целостного имущественного -комплекса, обеспечивающего осуществление основной деятельности налогоплательщика. При недостаточности этой суммы налоговый орган обязан обратиться в орган исполнительной власти, осуществляющий управление таким налогоплательщиком, с предложением о принятии решения о продаже части акций корпоратизированного предприятия за денежные средства или под обязательство к погашению его налогового долга в течение текущего бюджетного года. Информация указанного органа управления о принятии или отклонении предложенного решения должна быть направлена налоговому органу в течение тридцати календарных дней со дня направления такого обращения. Организация такой продажи осуществляется по правилам и в сроки, установленные законодательством по вопросам приватизации. В случае если указанный орган не примет решения о продаже части акций для погашения налогового долга в указанные настоящим пунктом сроки, налоговый орган обязан в месячный срок со дня получения такого отказа или по истечении установленного для предоставления ответа срока обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании такого налогоплательщика банкротом.

В тех случаях, когда должником является плательщик, не подлежащий приватизации, налоговый орган осуществляет меры по продаже его активов, которые не входят в состав целостного имущественного комплекса, обеспечивающего ведение его основной деятельности. Если сумма денежных средств, полученных от такой продажи, не покрывает сумму налогового долга такого налогоплательщика и расходов, связанных с организацией и проведением публичных торгов, налоговый орган обязан обратиться в орган исполнительной власти, к сфере управления которого относится такой налогоплательщик, с представлением о принятии решения о:

 предоставлении соответствующей компенсации бюджету, в который должна зачисляться сумма налогового долга такого налогоплательщика, за счет денежных средств, предназначенных для содержания такого органа исполнительной власти, к сфере управления которого относится налогоплательщик;

 реорганизации такого налогоплательщика;

 ликвидации такого налогоплательщика и списании налогового долга;

 признании  такого  налогоплательщика  банкротом  в  порядке, установленном Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом».

Ответ о принятии одного из указанных решений должен быть направлен налоговому органов течение тридцати календарных дней со дня направления обращения. В случае если налоговый орган не получает указанный ответ в определенный настоящим пунктом срок или получает неудовлетворительный ответ, налоговый орган обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании такого налогоплательщика банкротом.

5. Погашение налогового долга    в случае ликвидации налогоплательщика.

При принятии собственником или уполномоченным им органом решения о ликвидации налогоплательщика в соответствии со ст. 12 Закона Украины от 21 декабря 2000 года активы этого

налогоплательщика используются в очередности, определенной законодательством Украины.

При этом в целях налогообложения ликвидацией налогоплательщика или его филиала, отделения или другого обособленного подразделения является(ликвидация плательщика как юридического лица или приостановление регистрации физического лица как субъекта предпринимательской деятельности, а также ликвидация филиала, отделения, обособленного подразделения налогоплательщика, вследствие которой происходит закрытие их счетов или утрата их статуса как налогоплательщика в соответствии с законодательством.

Если при ликвидации налогоплательщика или отмены регистрации физического лица в качестве субъекта предпринимательской деятельности часть его налоговых обязанностей или налогового долга остается непогашенной в связи с недостаточностью его активов, то такая часть погашается за счет активов учредителей или участников такого предприятия.

Лицом, ответственным за погашение налоговых обязанностей или налогового долга налогоплательщика, является:

а) относительно ликвидируемого налогоплательщика—
ликвидационная комиссиями другой орган, проводящий ликвидацию
согласно законодательству;

б) относительно ликвидируемых филиалов, отделений, других
обособленных подразделений налогоплательщика
 такой
налогоплательщик;

в) относительно физического лица — субъекта предпринимательской
деятельности —такое физическое лицо;

г) относительно кооперативов, кредитных союзов, обществ
совладельцев жилья или других коллективных хозяйств — их члены

(пайщики) солидарно;

д.относительно инвестиционных фондов—инвестиционная компания, которая осуществляет управление таким инвестиционным фондом.

Погашение налоговых обязанностей или налогового долга ликвидируемого налогоплательщика осуществляется в сроки, предусмотренные для списания безнадежного налогового долга.

В случае ликвидации филиала, отделения или другого обособленного подразделения юридического лица это происходит затечет юридического лица. Независимо от того, является ли оно плательщиком, налога, сбора (обязательного платежа), относительно которого возникла налоговая обязанность или возник налоговый долг таких филиала, отделения, другого обособленного подразделения.

В других случаях налоговые обязанности или налоговый долг, остающиеся непогашенными после ликвидации налогоплательщика, считаются безнадежным долгом и подлежат списанию в порядка определенном Кабинетом Министров Украины. В равной мере это относится к физическому лицу — налогоплательщику, умершему или признанному судом безвестно отсутствующим либо умершим или недееспособным, за исключением случаев, когда появляются другие лица, которые вступают в права наследства, независимо от времени приобретения таких прав.

Если ликвидируемый налогоплательщик имеет суммы излишка уплаченных или не возмещенных налогов, сборов (обязательных платежей) из соответствующего бюджета, такие суммы, подлежат зачету в счет его налоговых обязанностей или налогового долга перед таким бюджетом. В случае если сумма излишне уплаченных или не возмещенных налогов, сборов (обязательных платежей) из соответствующего бюджета превышает сумму налоговых обязанностей или налогового долга перед таким бюджетом, сумма превышения используется для погашения налоговой, задолженности или залогового долга перед другими бюджетами, а при отсутствии такой задолженности (долга) — направляется в распоряжение такого налогоплательщика.

6. Погашение налогового долга при реорганизации налогоплательщика.

Реорганизацией налогоплательщика в целях налогообложения является изменение его правового статуса, которое предусматривает любое из следующих действий или их соединение:

а) изменение названия налогоплательщика, а для хозяйственных
обществ — изменение организационно-правового статуса предприятия,
которое влечет за собой изменение их идентификационного или налогового
номера;

б) слияние налогоплательщика, а именно передачу его активов в
уставные фонды других налогоплательщиков, в результате которой
происходит ликвидация юридического статуса налогоплательщика, который
сливается с другими;

в) раздел налогоплательщика на несколько лиц, а именно, распределение его активов между уставными фондами вновь созданных юридических лиц или физическими лицами, в результате которого, происходит ликвидация юридического статуса разделяемого налогоплательщика;

г) выделение из налогоплательщика других налогоплательщиков, а
именно передачу части активов реорганизуемого налогоплательщика в
уставные фонды других налогоплательщиков в обмен на их корпоративные
права, в результате которой не происходит ликвидации реорганизуемого
налогоплательщика;

д) регистрацию физического лица в качестве субъекта предпринимательской деятельности без отмены его предварительной"
регистрации в качестве иного субъекта предпринимательской деятельности
или с такой отменой.

В случае если собственник налогоплательщика или уполномоченный им орган принимает решение о реорганизации такого налогоплательщика, его налоговая задолженность или налоговый долг подлежит урегулированию в следующем порядке:

если реорганизация осуществляется путем изменения названия, организационно-правого статуса или места регистрации налогоплательщика, такой налогоплательщик после реорганизации приобретает все права и обязанности по погашению налоговых обязанностей или налогового долга, которые возникли до его реорганизации;

если реорганизация осуществляется путем объединения двух или большего количества налогоплательщиков в одного налогоплательщика с ликвидацией объединившихся налогоплательщиков, такой объединенный налогоплательщик приобретает все права и обязанности по погашению налоговых обязанностей или налогового долга всех объединившихся налогоплательщиков;

если реорганизация осуществляется путем раздела налогоплательщика на два или более лица с ликвидацией такого налогоплательщика, все налогоплательщики, которые возникнут после такой реорганизации, приобретают все права и обязанности по погашению налога или налогового долга, которые возникли до такой реорганизации.

Указанные обязательства или долг распределяются между вновь созданными налогоплательщиками пропорционально долям балансовой стоимости активов, полученным ими в процессе реорганизации согласно распределительному балансу. В случае если одно или более вновь созданных лиц не являются налогоплательщиками, в отношении которых возникли налоговые обязанности или долг реорганизованного налогоплательщика, указанные налоговые обязанности или долг полностью распределяются между лицами, являющимися плательщиками таких налогов, пропорционально долям полученных ими активов, без учета активов, предоставленных лицам, не являющимся плательщиками таких налогов.

Реорганизация налогоплательщика путем выделения из его состава другого налогоплательщика или внесения части активов налогоплательщика в уставный фонд другого налогоплательщика без ликвидации реорганизуемого налогоплательщика не влечет за собой распределения налоговых обязанностей или налогового долга между таким налогоплательщиком и лицами, созданными в процессе его реорганизации. Решение о применении солидарной или распределительной налоговой ответственности может быть принято налоговым органом в случае, если активы реорганизуемого налогоплательщика находятся в налоговом залоге на момент принятия решения о такой реорганизации.

Реорганизация налогоплательщика не изменяет сроков погашения налоговых обязанностей или налогового долга налогоплательщиками, созданными в результате такой реорганизации.

Если реорганизуемый налогоплательщик имеет суммы излишне уплаченных или не возмещенных налогов, сборов (обязательных платежей), такие суммы подлежат зачету в счет его непогашенных налоговых обязанностей   или   налогового   долга   по   другим   налогам,   сборам

(обязательным платежам). Указанная сумма распределяется между бюджетами и государственными целевыми фондами пропорционально общим суммам налоговой задолженности или налогового долга такого налогоплательщика.

В случае если сумма излишне уплаченных или не возмещенных
налогов, сборов (обязательных платежей) налогоплательщика превышает
сумму налоговых обязанностей или налогового долга по другим налогам,
сборам (обязательным платежам), сумма превышения направляется в
распоряжение        правопреемников        такого
 налогоплательщика

пропорционально их доле в распределяемых активах согласно распределительному балансу или передаточному акту.

7. Списание и рассрочка налогового долга

Списанию с налогоплательщиков подлежит налоговый долг (кроме пени и штрафных санкции), который возник по состоянию на 31 декабря 1999 года и не уплачен на 20 февраля 2001 года (день вступления в силу ст. 48 Закона Украины от 21 декабря 2000 года).

Налоговый долг, который возник в период с 1 января 2000 года до 1 января 2000 года и не уплачен на 20 февраля 2001 года, может быть по желанию налогоплательщика рассрочен на следующих условиях:

а) рассрочка налогового долга предоставляется на срок, не
превышающий 60 календарных месяцев от месяца возникновения налогового
долга, включая такой месяц. В случае существования консолидированного
налогового долга срок рассрочки отсчитывается от месяца возникновения
первой составляющей такого консолидированного долга;

б) основная сумма налогового долга без пени и штрафных санкций)
подлежит уплате равными долями в сроки, установленные для квартального
налогового периода, с отсрочкой первого платежа на срок, который
определяется   налогоплательщиком,   но   не  может  быть  больше  двух
квартальных налоговых периодов, следующих за квартальным периодом, в котором был заключен договор при рассрочке;

в) рассрочка налогового долга предоставляется под проценты,
рассчитанные за период, который начинается от месяца заключения договора
о рассрочке и заканчивается месяцем погашения рассроченного налогового
долга, исходя из учетной ставки Национального банка Украины,
действующей на момент уплаты очередного квартального платежа.
Указанные проценты начисляются налогоплательщиком, но не
уплачиваются.

г) налоговый долг юридических лиц. признанных фиктивными в
соответствии с законом.

Руководитель налогового органа (его заместитель) обязан принять решение о досрочном расторжении договора о рассрочке, влекущем за собой обязанность налогоплательщика уплатить невнесенную сумму рассроченного налогового долга, а также процентов, начисленных на такую рассроченную сумму налогового долга, в случае если налогоплательщик, который заключил договор о рассрочке, до окончания действия такого договора:

накапливает новый налоговый долг или не уплачивает очередную долю реструктуризированного налогового долга в течение двух налоговых периодов, следующих за налоговым периодом возникновения такого нового налогового долга, или налоговым периодом, за который уплачивается очередная доля реструктуризированного налогового долга;

ликвидируется;

выезжает за границу на постоянное место жительства (если налогоплательщик является физическим лицом);

признается неплатежеспособным по обязательствам, отличным от налоговых.

Налоговый орган не может отказать налогоплательщику в заключении договора о рассрочке его налогового долга на условиях, определенных этим пунктом, если письменное обращение такого налогоплательщика будет направлено налоговому органу в течение 60 календарных дней со дня вступления в силу этой статьи.

Налоговый долг, возникший в период с I января 2001 года до 1 апреля 2001 года, подлежит уплате в январе — апреле'2001 года в соответствии со сроками уплаты налоговой обязанности.

В случае если налогоплательщики самостоятельно выявляют налоговые обязанности, возникшие в налоговых периодах;

предшествующих, налоговому периоду, на который приходится вступление в силу этой статьи, и осуществляют их декларирование в течение 60 календарных дней со дня вступления в силу этой статьи, налоговые обязанности (включая пеню) подлежат списанию или рассрочке в порядке, определенном этой статьей, в зависимости от времени их возникновения.

При частичном погашении налогового долга сумма такой доли определяется с учетом пени, начисленной на такую долю. Платежные документы, которые не содержат отдельно выделенную сумму налогового долга и сумму пени, не принимаются к исполнению. Подлежит списанию безнадежный налоговый долг, в том числе пеня," начисленная на такой налоговый долг, а также штрафные санкции.

Под термином, «безнадежный» следует понимать:

а) налоговый долг налогоплательщика, признанного установленном
порядке банкротом, требования по которому не были" удовлетворены в связи
с недостаточностью активов банкрота;

б) налоговый долг физического лица, которое:

признано в судебном порядке безвестно отсутствующим или умершим, в случае недостаточности имущества, на которое может быть направлено взыскание согласно законодательству;

умерло, в случае недостаточности имущества некоторое может быть направлено взыскание согласно законодательству;

более 720 дней находится в розыске;

в) налоговый долг юридических и физических лиц, относительно
которого истек срок исковой давности;

г) налоговый долг юридических или физических, лиц, возникший
вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных
обстоятельств);

д) налоговый долг юридических лиц, признанных фиктивными в
соответствии с законом.

В случае если физическое лицо, которое признается в судебном порядке безвестно отсутствующим или умершим, появляется или физическое лицо, которое находилось в розыске более 720 дней, разыскано, списанная задолженность таких лиц подлежит восстановлению и взысканию в общем порядке, без соблюдения сроков исковой давности.

В соответствии со ст. 18 Закона Украины от 21 декабря 2000 года на налоговые органы возлагается обязанность осуществлять ежеквартальное списание безнадежного налогового долга.

Законом Украины, от 2 декабря 2000 года закреплены сроки исполнения налоговой обязанности, критерии сроков давности. Этому посвящена ст. 5 указанного закона. На основании ее налоговый орган имеет право самостоятельно определить сумму налоговой обязанности налогоплательщика не позднее истечения 1095 дня, следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации, а в случае, если такая налоговая декларация была предоставлена позднее,— за днем ее фактического представления. Если в течение указанного срока_ налоговый орган не определяет сумму налога, налогоплательщик. Считается свободным от такой налоговой обязанности, а спор относительно такой декларации не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке. Налоговая обязанность может быть начислена либо производство по делу о взыскании такого налога может быть начато без соблюдения, срока давности в случае если;

а) налоговая декларация за период, когда возникла налоговая обязанность, не была представлена;

б) судом установлено совершение преступления должностными лицами налогоплательщика либо физическим лицом — налогоплательщиком относительно умышленного уклонения от уплаты указанной налоговой обязанности.

Отсчет срока давности прекращается на любой период в течение которого налогоплательщик находится за пределами Украины, если такой период является непрерывным и равен или больше 180 дней.

В случае если налоговая обязанность была начислена налоговым органом до окончания срока давности неналоговый долг, возникший в связи с отказом в самостоятельном погашении налоговой обязанности, может быть взыскан в течение последующих - 1095, календарных дней со дня согласования налоговой обязанности. Если платеж взыскивается по решению суда (арбитражного суда), сроки взыскания устанавливаются до полного погашения такого платежа либо до признания долга безнадежным.

Предельные сроки для представления налоговой декларации, заявлении о пересмотре решений контролирующих органов, заявлений о возврате излишне уплаченных налогов, сборов (обязательных платежей) подлежат продлению руководителем налогового органа (его заместителем) по письменному запросу налогоплательщика, если такой налогоплательщик в течение указанных сроков:

 находился за пределами Украины;

—находился в_ плавании на морских судах за границей Украины в составе команды (экипажа) таких судов;

 находился в местах лишения свободы по решению суда;

 имел ограниченную свободу передвижения в связи с заключением или пленом на территории других государств либо вследствие других обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных документально;

—был признан по решению суда без вести пропавшим либо находился в розыске в случаях, предусмотренных законодательством.

Контрольные вопросы:

  1.  Понятие налоговой обязанности.
  2.  Содержание налоговой обязанности.
  3.  Основания возникновения налоговой обязанности.
  4.  Изменение налоговой обязанности.
  5.  Основания прекращения налоговой обязанности.
  6.  Исполнение налоговой обязанности.
  7.  Момент прекращения обязанности по уплате налогов и сборов.
  8.  Налоговый долг.
  9.  Сроки давности.

Рекомендуемая литература

1. Налоги и налоговое право: Учебное пособие/ под ред. A.B.
Брызглина 1997 - с 341

  1.  Налоговый менеджмент под ред Т.М. Рева , Киев - 2002 г
  2.  Т. Ю. Исаншина. Податковий менеджмент: Навч.- метод. Посібник для самост. вивч. дисц. - К: КНЕУ-2001 -150 с.
  3.  А.І. Крисоватий, А.Я. Кізима. Податковий менеджмент, навчальний посібник. – Тернопіль: карт-бланш, 2004 - 304 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70206. Расчёт и проектирование фундаментов различного заложения 1.9 MB
  В процессе производства буровых работ подземные воды вскрыты скважинами на глубине 5,30 м от поверхности земли на абсолютной отметке 135,30 м. Максимально высокое положение уровня воды следует ожидать в весеннее время. Подземные воды являются слабоагрессивными.
70207. Проектирование застройки жилого комплекса в климатических условиях г. Новосибирска 525.5 KB
  Приобретение навыков: обоснования минимальной мощности и проектирования структуры организационной системы по осуществлению программы жилищного строительства; проектирования директивного графика строительства объектов в реальном масштабе времени, т.е. с учетом влияния климатических факторов...
70209. Основные понятия экологии. Экосистема - основная функциональная единица в экологии 152 KB
  Окружающая среда совокупность компонентов природной среды земля недра почвы поверхностные и подземные воды атмосферный воздух растительный и животный мир и иные организмы а также озоновый слой атмосферы и околоземное пространство природных и природно-антропогенных объектов...
70211. Техногенні та природні процеси порушення умов життя 155.5 KB
  Відповідно до причин походження подій що можуть зумовити виникнення надзвичайних ситуації на території України розрізняються: Таблиця 1 Класифікація надзвичайних ситуацій Надзвичайні ситуації Техногенного походження Природного походження Соціальнополітичного походження Воєнного походження...
70212. Kryminalistyka a jej wybrane elementy 723 KB
  Kształtowanie przedmiotu nauki kryminalistyki ma pewny historyczny aspekt, treść którego przed ten czas składa dyskusyjny problem. Przedmiot dowolnej nauki rozwija się, doskonalą się jego treść i metody w odpowiedniości do ogólnego gromadzenia naukowych wiedz i socjalnych warunków rozwoju społeczeństwa.