17915

ВИДЫ ПРОВЕРОК НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

ВИДЫ ПРОВЕРОК НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ План Виды налогового контроля. Программа проверки. Требования к документам проверяющих. Оформление результатов документальной проверки. Порядок изъятия документов. Обжалование действий налоговых органов. ...

Русский

2013-07-06

269.5 KB

3 чел.

ВИДЫ ПРОВЕРОК НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

План

  1.  Виды налогового контроля.
  2.  Программа проверки.
  3.  Требования к документам проверяющих.
  4.  Оформление результатов документальной проверки.
  5.  Порядок изъятия документов.
  6.  Обжалование действий налоговых органов.

1. Виды налогового контроля

Рисунок 1 Формы налогового контроля

Наиболее важной формой налогового контроля (рис. 3) есть налоговые проверки. Налоговый контроль осуществляется органами, налоговой службы в форме безвыездной налоговой проверки (камеральная проверка) или выездной налоговой проверки (документальная проверка).

Камеральная проверка проводится налоговыми инспекторами по местонахождению государственной налоговой службы. Камеральная проверка осуществляется на основе бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций (расчетов) и других документов и приложений, которые подаются в налоговую инспекцию, а также данных, что есть в органах государственной налоговой службы, документов и ведомостей. Оформляется актом, подписанным налоговым инспектором, который осуществил проверку, и руководителем налоговой службы. Материалы камеральной проверки используются для правильности дальнейших налоговых проверок.

Документальная проверка осуществляется с выездом на объект контроля, характеризуется более, высокой объективностью изучения полноты и правильности налоговых расчетов, их сопоставлением с данными первых документов, аналитическим и синтетическим учетом, налоговым учетом и отчетностью. Документальная проверка является основным методом налогового контроля.

Проводка налогового контроля необходимо осуществлять за следующими этапами:

  1.  Предпроверочный анализ.
  2.  Планирование контроля.

Контакт с объектом контроля.

Непосредственно документальная проверка.

Завершающий этап контроля.

Реализация и контроль за выполнением материалов проверки.

Предпроверочный  анализ включает такие работы:

изучение учета плательщика в налоговом органе;

изучение налоговых деклараций и других отчетных документов;

сравнение динамики данных о начислении и уплате налогов, собрания и других обязательных платежей:

анализ развития предприятия;

анализ основных показателей предприятия.

При анализе налоговый инспектор получает необходимые общие ведомости о предприятии и определяет основные направления проверки.

На этапе планирования контроля осуществляется отбор необходимых данных о налогоплательщиках, отборе объектов для проводки документальных проверок, подготовка планов и графиков документальных проверок, а также уточнение параметров контроля, времени и объема контрольных процедур, определяются источника информации, методические приемы контроля, лица, ответственные за проводку контроля, результаты контроля.

С целью подготовки к проводке документальной проверки проводится предыдущая документальная проверка, которая имеет вспомогательный характер. Данный этап используется на стадии планирования проводки налоговой проверки для принятия оптимальных решений.

Предыдущая документальная проверка предприятий осуществляется на основании представленных деклараций, расчетов непосредственно в государственных налоговых органах. Информация, полученная по результатам предыдущей документальной проверки, используется налоговыми инспекторами для дальнейшей документальной проверки.

К началу проводки документальной проверки налогу должностные лица, которые ее осуществляют, должны ознакомиться с нормативными документами, которые регулируют деятельность предприятия, которое проверяется.

Каждое должностное лицо, которое осуществляет проверку, должна иметь свой справочник, в котором записывает короткое содержание законов, постановлений, распоряжений и указаний по вопросам налогообложения.

После ознакомления с предприятием должностные лица налоговой службы переходят непосредственно к проводке документальной проверки.


Кроме распределения налоговых проверок на камеральные и документальные, по месту проводки и объемом информации, которая проверяется, используется классификация проверок и за другими признаками (рис.2).

Рисунок2.  Схема классификации налоговых проверок

По объему вопросов, которые проверяются, налоговые проверки делятся на комплексные, тематические и оперативные.

Комплексная документальная проверка предусматривает всестороннюю проверку деятельности предприятия по вопросам соблюдения налогового и валютного законодательства, достоверности налогового и бухгалтерского учета, отчетности, правильности расчетов с бюджетом, должна охватывать все вопросы соблюдения налогового и валютного законодательства по всем видам налогов, собрания и обязательных платежей. Может быть как плановой, так и внеплановой.

Тематическая проверка осуществляется с целью проводки проверки по отдельным вопросам соблюдения налогового и валютного законодательства, действующего в

Украине. Тематическая проверка осуществляется за отдельными графиками.

Оперативные проверки предусматривают проверку объектов хозяйствования юридических лиц, их филиалы, отделений и других отделенных подразделов, которые не имеют статуса юридического лица, или физический лиц — субъектов предпринимательской деятельности по вопросам соблюдения ими установленного порядка расчетов с потребителями денежной наличностью с использованием электронных контрольно-касових аппаратов и товарно-касових книг, денежных документов, лимитов денежной наличности в кассах и ее использование при расчетах за товары, работы, услуги, наличия свидетельств о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, лицензий, торговых патентов, других специальных разрешений на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности и марок акцизного сбора, а также обследование любых производственных, складских, торговых и других помещений, которые используются как юридический адрес субъектов предпринимательской деятельности или дня получения доходов, уплаты налога с рекламы, сбора за парковку автотранспорта, рыночного сбора, курортного сбора, сбора за размещение объектов торговли и по другим вопросам, обусловленных налоговым законодательством, которые возникают в ходе оперативной проверки.

Оперативная проверка проводится по отдельным планам органов государственной налоговой службы в составе не меньше двух должностных лиц при наличии у них служебных удостоверений, личных знаков и удостоверений на право проверки объектов, расположенных на конкретной территории.

Специфика проводки оперативной проверки из позиции субъекта хозяйственной деятельности, которая проверяется, заключается именно в ее оперативности и неожиданности появления налогового инспектора, а также небольшому перечню вопросов, которые необходимо проверить.

Проводка оперативной проверки, как правило, начинается из негласной контрольной купли товара Нужно иметь в виду, который в процедуре купли может принимать участие не только работник налоговой службы, а и посторонний покупатель.

Сразу после передачи продавцом товара покупателю, проводка денежного расчета, выдачи кассового чека или другого документа, который подтверждает факт продажи товара, служебное лицо налогового органа обязана объявить руководителю или другому лицу, которое должна ее заменять в случае отсутствия, о проводке оперативной проверки. Именно в этот момент субъект, который проверяется, имеет право проверить удостоверение на проверку и записать лицо, которое осуществляет проверку, в журнал регистрации проверок.

Товары, полученные при контрольной покупке, должны оставаться на месте (прилавку, узле расчета) и могут быть перенесенные на другое место только в

присутствия материально ответственного лица, которое осуществило продажу, а также руководителя или лица, которое его заменяет. В связи с этим, поскольку контрольная купля может быть осуществлена потребителем товара под контролем лица, которое осуществляет проверку, для проводки контроля за сделанной покупкой необходимое согласие покупателя. Не лишним будет уточнить у покупателя его паспортные данные, поскольку это поможет в случае возникновения конфликтной ситуации иметь независимого свидетеля в суде.

За способом организации документальные налоговые проверки делятся на плановые и внеплановые.

Плановая выездная проверка проводится по решению органов Государственной налоговой службы с письменным сообщением налогоплательщика, собрания и других обязательных платежей. Такими считаются проверки финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, предусмотренные в плане работы контролирующего органа и проводятся по местонахождению такого субъекта или по месту расположения объекта собственности.

Формирование ежегодных проектов планов-графиков проводки плановых выездных проверок осуществляется отделениями управлений Государственного казначейства в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя), районах в городах, контрольно-ревизионными подразделами (отделами, группами) в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя), районах в городах и таможнями по местонахождению субъектов предпринимательской деятельности, которые проверяются. Эти планы-графики соглашаются 5 соответствующей районной, городской государственной налоговой инспекцией.

Замена в планах-графиках субъекта предпринимательской деятельности, которая проверяется, и изменение сроков начала проводки плановых выездных проверок запрещаются, кроме случаев возникновения объективных обстоятельств (ликвидация, банкротство субъекта, прекращение его деятельности на длительное время и т.п.).

Плановая выездная проверка проводится по письменному решению руководителя соответствующего контролирующего органа не чаще однажды на протяжении календарного года в пределах компетенции соответствующего контролирующего органа.

Руководитель соответствующего контролирующего органа несет персональную ответственность за соблюдение плана-графика проводки плановых выездных проверок.

Право на проводку документальной проверки субъекта предпринимательской деятельности предоставляется только в том случае, если ему не позднее чем за десять календарных дней до дня проводки проверки прислано письменное сообщение с указанием даты ее проводка. Телефонное или другое устное сообщение о будущей проверке является грубейшим нарушением порядка проводки проверок.

Таким образом, любое предприятие не имеет право отказать налоговым органам в проводке проверки, если последними не буди соблюденные обе указанные выше условия.

Кроме этого, сроки проводки таких проверок ограничены тридцатью рабочими на днях. Исключения представляют субъекты предпринимательской деятельности по годовой совокупной валовый прибылью 20 млн. грн. и больше: для них срок проводки проверки может превышать указанный, при этом продление срока осуществляется по решению руководителя государственной налоговой администрации, которой подчиняются соответствующая налоговая инспекция.

Если планируются выездные проверки разными органами, а именно: налоговыми, контрольно-ревизионными, таможенными или государственным казначейством, то они должны осуществляться одновременно. Координация указанных проверок положена на государственную налоговую службу. В случае невозможности осуществления одновременно всеми контролирующими органами плановой выездной проверки, проверки проводятся в разные сроки, согласованные контролирующими органами с субъектами предпринимательской деятельности. Причин, которые делают невозможным одновременную проводку плановых выездных проверок, определено лишь две:

отсутствие необходимых условий работы действие всех лиц, которые осуществляют проверку;

производственная или физическая невозможность сотрудничества работников субъекта, который проверяется, одновременно со всеми лицами, которые осуществляют проверку.

 В случае несогласования планов-графиков проводки плановых проверок между налоговой службой и другими контролирующими органами субъект предпринимательской деятельности имеет право не допускать лиц, которые осуществляют проверку, на объект.

Внеплановые выездные проверки - это проверки, которые не предусмотрены в планах работы контролирующего органа и проводятся при наличии хотя бы одной из таких обстоятельств:

  1.  по результатам проведенных встречных проверок выявленные факты, которые свидетельствуют о нарушении субъектом предпринимательской деятельности норм законодательства:
  2.  субъектом предпринимательской деятельности не представленные в установленный срок документы обязательной отчетности;
  3.  выявленное несоответствие данных, заявленных в документах обязательной отчетности;

субъект предпринимательской деятельности подал в установленном порядке жалобу о нарушении законодательства должностными лицами контролирующего органа во время проводки плановой или внеплановой выездной проверки;

в случае возникновения потребности в проверке ведомостей, полученных от лица, которое имело правовые отношения с субъектом предпринимательской деятельности, если субъект предпринимательской деятельности не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос контролирующего органа на протяжении трех рабочих дней со дня получения запроса;

проводится реорганизация (ликвидация) предприятия (внеплановые выездные проверки по этой причине проводятся только органами государственной налоговой службы и органами контрольно-ревизионной службы в пределах их полномочий).

Внеплановая выездная проверка может осуществляться и на основании решения Кабинета Министров Украины.

Согласно «Порядку взаимодействия между подразделами органов государственной налоговой службы Украины при организации документальных проверок юридических лиц», утвержденным приказом ДПАУ от 04.06.2002 г. №263, внеплановые выездные проверки проводят при наличии информации о возможном уклонении СПД от уплаты налогов в результате анализа налоговых деклараций и отчетности, базы данных из экспорта и импорта7, оперативной информации о выявленных теневых оборотах, скрытых в бухгалтерском и налоговом учете7, деятельность фиктивных фирм, субъектов хозяйствования, которые не подают отчетность, анализа внешней информации.

Встречная проверка деятельности предприятий осуществляется в меру возникновения необходимости в ее проводке. Встречная проверка предусматривает проверку взаимоотношений предприятия, которое проверяется, с другими субъектами предпринимательской деятельности по вопросам ведения хозяйственной деятельности, правильности начисления и уплаты налогов, собрания и других обязательных платежей в бюджет7, а также соблюдение налогового законодательства, действующего в Украине.

Встречная проверка осуществляется на основании письменных запросов налоговых органов, где находится плательщик налоговых обязательств, налоговым органам, где находится партнер предприятия, которое проверяется или непосредственно по письменному распоряжению о проверке партнера предприятия, которое проверяется.

Налоговые инспекторы, которые осуществляют встречную проверку, обязаны сверить данные налоговых документов с первичными документами бухгалтерского учета, достоверность и правильность отображения данных у партнера предприятия. Встречная проверка проводится по вопросам, что указанные в распоряжении или письменном обращении. После встречной проверки составляется акт проверки, а за необходимости прибавляются копии оправдательных документов.

Встречная проверка может проводиться при наличии обстоятельства, указанного в пункте «5». При этом необходимо иметь на >-весу, что соблюдение требований этого пункта существенным образом суживает права органов государственной налоговой службы.

Таким образом, встречная проверка может быть осуществлена только при наличии письменного запроса и непредставление налогоплательщиками объяснения.

На протяжении трех дней субъект предпринимательской деятельности должен подготовить объяснение и их документальное подтверждение. На третий рабочий день эти документы передаются налоговому органу. Передачу документов необходимо оформить под расписку о получении.

Кроме того, встречная проверка должна быть проведена на протяжении 10 дней со дня получения задачи о ее проводке. Однако периодичность встречных проверок (в отличие от плановых) не ограниченная и они могут проводиться «в меру необходимости». Чаще за все такие проверки проводятся с контрагентами предприятий, которые имеют большие суммы НДС к возмещению.

Кроме обычных проверок существует возможность контрольных (повторных) проверок налогоплательщиков.

Повторные (контрольные) проверки могут проводиться в двух случаях:

по решению высшего контролирующего органа, если относительно должностных или служебных лиц контролирующего органа, которые проводили плановую или внеплановую проверку субъекта предпринимательской деятельности, начато служебное расследование или возбуждено уголовное дело,

по решению ДПАУ, которое оформлено приказом за подписью ее главы.

В других случаях высший контролирующий орган может по собственной инициативе проверить лишь достоверность выводов низшего контролирующего органа путем проверки документов обязательной отчетности субъекта.

2.  Программа проверки

Программа документальной проверки -  это обязанностей минимум вопросов, которые подлежат документальной проверке, который в случае необходимости должностное лицо, которое осуществляет проверку, может расширить и усложнить.

Программа должна отображать особенности производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия относительно полного и правильного исчисления и уплаты налогов, собрания и других обязательных платежей. Вопросы, которые необходимо выяснить в программе проверки, излагаются в такой последовательности, чтобы они разрешили обеспечить не только всестороннюю документальную проверку предприятия, а и систему, которая оказывает содействие выявлению нарушений, их причин, а также определить их следствия. Программа должна содержать такие основные вопросы:

подчиненность предприятия, сферы деятельности, вид деятельности, правомерность создания и регистрации предприятия;

соответствие деятельности предприятия его устава. Наличие лицензий на право осуществления отдельных видов деятельности, в том числе: на изготовление и продажу алкогольных напитков, медикаментов; осуществление юридической практики. При установлении запрещенной деятельности или деятельности, которые осуществляется без получения лицензий, нужно указать суммы полученной выручки и прибыль от запрещенной деятельности;

проводка аудиторских проверок;

состояние бухгалтерского и налогового учета и отчетности. Устанавливается, по какой форме учета ведется бухгалтерский и налоговый учет на предприятии, обеспечивает ли организация бухгалтерского и налогового учета на предприятии проверку достоверности отчетных данных о прибыли (прибыли) предприятия;

правильность отображения в бухгалтерском и налоговом учете результатов предыдущей проверки;

соответствие показателей баланса данным главной книги, реестрам бухгалтерского и налогового учета, а также данным, отображенным в декларациях и расчетах, представленных в налоговую службу;

правильность определения валового дохода, валовых расходов, дохода от реализации продукции (работ, услуг), доходов от другой реализации, доходов от внереализационных операций;

правильность определения прибыли, которая облагается налогами;

правильность проводки инвентаризации и отображение ее результатов в учете;

правильность учета расходов на производство (обращение), которые относятся на валовые расходы;

амортизационные отчисления;

материальные расходы;

расхода на оплату труда;

отчисление на социальные мероприятия:

расхода будущих периодов:

непроизводственные расходы;

правомерность включения в состав расходов сумм, отнесенных на забракованную продукцию или на простои;

правомерность учета ущерба и других непроизводственных расходов;

правомерность налогового и бухгалтерского учета реализации готовой продукции (работ, услуг), включая бартерные операции:

правомерность определения совокупного валового дохода и скорректированного валового дохода;

правомерность определения валовых расходов с целью налогообложения;

правомерность применения льгот из налогообложения:

правильность составления деклараций на основании проверенной фактической информации;

правомерность исчисления и отображение в бухгалтерском и налоговом учете налога на добавленную стоимость;

правомерность индексации и переоценки основных средств, нематериальных активов, товарно-матеріальних ценностей и порядок их отображения в бухгалтерском и налоговом учете;

правомерность расчета и отображение в учете и отчетности, а также своевременное перечисление в бюджет акцизного сбора;

правильность содержаний, полнота отображения в учете и своевременность перечисления в бюджет подоходного налога из заработной платы работников;

правильность начисления и отчислений во внебюджетные фонды;

правильность исчисления и своевременность перечисления в бюджет налога с владельцев транспортных средств;

правильность исчисления и своевременность перечисления в бюджет местных налогов и сборов;

правильность ведения учета валютных операций, соответствие фактических данных отчетным;

соответствие установленном лимитам остатков наличных денежных средств в кассе, норм расхода наличных средств на текущие нужды, полнота налогообложения и отображение в учете и отчетности денежной наличности в кассе;

состояние просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;

своевременность и полнота погашения и перечисление пени при выявлены документальными проверками несвоевременно внесенных в бюджет сумм налогов, собрания и других обязательных платежей;

своевременность и правильность исчисления, отображение  в учете и отчетности, а также своевременное перечисление в бюджет оплату за воду и пользование землей;

своевременность поступления валютной выручки за экспортную продукцию, а также своевременное получение товарно-матеріальних ценностей, которые импортируются;

полнота и правильность ведения товарно-касової книги;

полнота и правильность ведения кассовой книги;

полнота и правильность отображения реализации товаров (работ, услуг) отчетными данными кассовых аппаратов, бухгалтерским и налоговым учетом;

полнота и правильность отображения фактических данных в отчетных декларациях и расчетах, представленных в налоговую службу;

состояние расчетов из налогов, собрания и других обязательных платежей с бюджетными и целевыми фондами;

другие вопросы, которые касаются правильности исчисления, отображение в учете и отчетности и своевременности перечисления налогов, собрания и других обязательных платежей, вопрос своевременности уплаты платежей в бюджет.

3. Требования к документам проверяющих.

Прежде чем налоговый инспектор начнет ревизию, необходимо проверить его удостоверения. Непредоставление инспектором соответствующих документов дает право налогоплательщику не допускать его к проводке проверки. Эта норма закреплена в распоряжении ДПЛУ «Об удостоверении на проверку» от 20.05.97 г. № 89-р. Удостоверения печатается на бланке государственной налоговой администрации и должно быть зарегистрировано в журнале выдачи удостоверений на проверку. Оно действительное только на указанный в нем период и должны быть заверено гербовой печатью и подписью:

па плановую проверку — руководителя налогового органа или его заместителя, которому подчиняется подраздел, который возглавляет проверку;

на внеплановую проверку — только руководителя налогового органа (лица, которое выполняет его обязанности).

В удостоверении указывается дата выдачи, название предприятия, которое проверяется, сроки проверки, должность и фамилия инспектора. Важным есть то, что удостоверение полнее быть выписано только на один работника налогового органа, в другом случае (если удостоверение выписано на нескольких человек) удостоверение можно считать недействительным.

Оперативные проверки проводят, если у контролеров есть служебные удостоверения и удостоверения на право проверки каждого СПД.

Работники без надлежащих образом оформленного удостоверения не имеют права принимать участие в проверках субъектов предпринимательской деятельности.

Кроме этого, субъекту предпринимательской деятельности, которого проверяют, нельзя забывать и о журнале регистрации проверок.

Журнал регистрации проверок ведется на добровольной основе субъектами предпринимательской деятельности всех форм собственности с целью недопущения несанкционированных проверок. В случае наличия в СПД территориально отделенных филиалов, представительств и других подразделов в каждом из них ведется отдельный журнал регистрации проверок.

Журнал прошивается СПД и заверяет печатью и подписью директора или владельца (для юридических лиц) или только подписью (для физический лиц) СПД.


Форма Журнала регистрации проверок

Титульный лист

ЖУРНАЛ Регистрации проверок

(Название предприятия, местонахождение/ ПОП предпринимателя, местожительство)

Цель и характер проверки

Название организации что осуществляет проверку

Фамилия,

имя, отчество лица, которое осуществляет проверку

Номер служебного удостоверения и должность лица, которое осуществляет проверку

Дата выдачи и номер направления, или предписания, относительно осуществления проверки

Срок проводки проверки

Подпись лица, которое осуществляет проверку

Примечания

начало

истечение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Представитель контролирующего органа (не только ГНА) перед началом проверки должен обязательно сделать запись в журнале, заполнить предусмотренные графы, и поставить свою подпись. Отказ лица, которое проводит проверку, от подписи в журнале является основанием для недопущения ее к проводке проверки. Об этом в трехдневный срок необходимо сообщить в письменном виде контролирующий орган, в котором работает ревизор.

Результаты проверки оформляются актом, а если нарушения выявлены не было - справкой.

4. Оформление результатов документальной проверки

С целью выполнения функции доведения налоговых нарушений на заключительном этапе налогового контроля составляется акт (Приложение А), в случае отсутствия нарушений оформляется справка. Составными частями акта документальной проверки есть справки, которые составляются должностными лицами налогового органа как по отдельному вопросу плана проверки, так и с нескольких вопросов плана проверки (Приложения Б, В).

По результатам документальной проверки в акте излагаются все существенные обстоятельства финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, которые касаются фактов выявленных нарушений налогового и валютного законодательства. Акт проверки должен составляться на бумажном носителе и в электронном виде государственным языком, иметь сквозную нумерацию страниц.

Титульный лист акта документальной проверки печатается на номерном бланке органа государственной налоговой службы для составления актов документальных проверок. Первый экземпляр акта в оригинале остается в органах государственной налоговой службы, все другие экземпляры - копии.

Все стоимостные показатели указываются в гривнах, а показатели, что выраженные в Иностранной валюте, подлежат отображению в акте документальной проверки с одновременным указанием их эквиваленту в гривнах по курсу валют НБУ на дату проводки финансово - хозяйственной операции.

Акт за структурой можно условно поделить на три части: вступительную, описательную и результативную.

Во вступительной части акта проверки отмечаются фамилия и инициалы, должность, специальное звание лица, которое осуществляет проверку; название государственного налогового органа, специалисте которого осуществляли проверку. Указывается полное и сокращенное наименования предприятия, на котором проводилась проверка; фамилия, инициалы, должность руководителя предприятия, которое проверятся; фамилия, инициалы главного бухгалтера предприятия.

В акте указывается дата начала и истечение проверки, вид проверки (плановая или внеплановая), а также осуществляется запись о том, какие вопросы охвачены проверкой: налоги (собрание) и другие обязательные платежи.

Во вступительной части указывается фамилия, инициалы, должность руководителя и главного бухгалтера предприятия, ответственных на период проверки по правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (собрания) и других обязательных платежей. Указывается дата предыдущей проверки предприятия по вопросам соблюдения требований о налогообложении.

Лица, которые осуществляют проверку, указывают в акте перечень документов бухгалтерской и налоговой отчетности, регистров бухгалтерского и налогового учета (Главная книга, журнал-ордер, накопительные ведомости, книга учета продажи товаров (работ, услуг), книга учета приобретения товаров (работ, услуг и т.ін.)

В описательном разделе подается полное название предприятия, полное название органа, который зарегистрировал данное предприятие, дата регистрации и регистрационный номер, форма собственности, с которой зарегистрированное предприятие, название органа, в ведении которого находится предприятие, адрес, за которым фактически размещается предприятие. В этом же разделе проводится запись о юридическом адресе предприятия, указывается идентификационный код, под которым предприятие внесено органами статистики в Государственный реестр.

В акте указываются виды деятельности в порядке осуществления предприятием на протяжении периода, который проверяется. При этом указываются объемы по видам деятельности, а при наличии деятельности, которая не отвечает уставным документам, лицо, которое проводит проверку, фиксирует объемы по этим видам работ, в акте фиксируется наличие специальных разрешений (лицензий, разрешений на право осуществления деятельности) по тем видам, за которыми их получение предусмотрено законодательством. Указываются номера счетов, открытых для предприятия, а также названия учреждений банков, в которых открытые такие счета предприятия, остатки средств на этих счетах на дату7 составление акта проверки.

В акте анализируются факты нарушений, которые были установлены предыдущей проверкой, и полнота и своевременность их устранения. При этом оказываются случаи несвоевременной уплаты доначисленной суммы налогов (платежей), пени, финансовых санкций.

Основное место в описательном разделе отводится фактам выявленных проверкой нарушений, в частности:

ведение бухгалтерского и налогового учета объектов налогообложения,

правильность, полнота и своевременность исчисления и перечисление сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет;

правомерность осуществления денежных операций;

правильность, полнота и своевременность составления и представление к налоговым органам статистической, бухгалтерской и налоговой отчетности;

соответствие аналитического, статистического и налогового учета отчетности, которая подается в налоговые органы; соблюдение установленных лимитов остатков денежной наличности в кассах, норм расходования денежной наличности на текущие нужды и полнота оприходования денежной наличности в кассе.

Факты нарушений должны быть изложены в акте документальной проверки ясно, объективно, полно, с доказательствами, которые базируются на налоговых, бухгалтерских регистрах. В актах, расчетах, материалах и справках не допускается исправление цифр, дат и других данных.

За каждым нарушением налоговый инспектор обязанный четко описать его содержание со ссылкой на конкретные статьи и пункты законодательных и других нормативных актов, возбужденных налогоплательщиком, причем ссылка на подзаконные акты приводятся только тогда, когда соответствующая норма законом не установлена.

Документы, которые свидетельствуют о занижении прибыли (дохода) или других объектов налогообложения, подлежат изъятию у предприятий (с оставлением копий), о чем в акте делают соответствующую запись.

Инспекторы должны отобразить не только занижение сумм налога, а и завышение обязательств, переплату. Вид и размер финансовых санкций за установленные нарушения не приводятся (это связано с тем, что решение о наложении штрафов принимает начальник ДШ( А) или его заместитель).

При выявлении повторных нарушений лицо, которое осуществляет проверку, фиксирует их с указанием сумм доначисленного налога (платежа) за отчетными налоговыми периодами и конкретными видами налогов, начисляет пеню за несвоевременную уплату налога в бюджет, проводит в установленном порядке индексацию доначисленных сумм налога.

При изъятии документов в акте указывается Протокол об изъятии и описании оригиналов документов, которые изъятые в предприятия и которые прибавляются к акту проверки.

В акте проверки указываются номера и серии составленных на руководителя и главного бухгалтера предприятия протоколов об административных нарушениях.

В результативной части акта обобщаются выявленные факты.

В заключительном разделе отбиваются конкретные предложения относительно устранения выявленных нарушений и взыскание доначисленных сумм. Фиксируются суммы переплаты или недоплаты из каждого конкретного налога.

Для обеспечения правового оформления акта проверки все страницы должны быть заверенные лицом, которое осуществляет проверку

Руководители и соответствующие служебные лица предприятий, учреждений, организаций и граждане во время проверки, которая проводится органами государственной налоговой службы, обязаны давать письменные объяснения по всем вопросам, которые возникают, подписать акт о проводке проверки и выполнять требования органов государственной налоговой службы относительно устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательные платежи в бюджеты и взносы в государственные целевые фонды.

Что касается письменных объяснений, которые должен давать в ходе проверки субъект, то согласно статье 63 Конституции Украины субъект не несет ответственности за отказ давать объяснение или свидетельство относительно себя, членов семьи и близких родственников.

Акт проверки, как правило, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается служебным лицом государственного налогового органа, руководителем и главным бухгалтером предприятия.

Должностные лица предприятия подписывают акт с записью на последней странице о возражении (если они есть) и прибавляют письменные объяснения и документы (или их копии), которые подтверждают эти замечания. Документы можно предоставить и позднее — в согласованный с инспектором срок, который не должен превышать трех рабочих дней с момента7 подписание акта, о чем делают в нем запись.

После подписания акта его второй экземпляр (с приложениями) передают руководителю или главбуху предприятия под роспись: «Один экземпляр акта по приложениями (записывают их количество) получил» за подписью лица, которое получило акт, с указанием ее должности, фамилии, имя, отчество и дать.

В случае отказа руководителя или главбуха предприятия, которое проверяется, от подписания акта проверки, служебными лицами органа государственной налоговой службы составляется акт произвольной формы, который удостоверяет факт такого отказа, и акт проверки присылается по почте.

При этом в акте необходимо сделать пометку об ознакомлении руководителя и главного бухгалтера предприятия (учреждения, организации) или гражданина - налогоплательщика с содержанием акта проверки, обязанностями, правами и ответственностью налогоплательщиков, предусмотренными законами Украины о налогообложении и порядке обжалования действий служебных лиц органов государственной налоговой службы.

Акт проверки предприятия (учреждения, организации), гражданина-налогоплательщика и акт отказа от подписания акта проверки (Приложение Є) не позднее на следующий день после их составления регистрируются в специальной книге и вместе с объяснениями плательщика (если такие есть) и материалами проверки поступают для рассмотрения руководителю органа государственной налоговой службы. В случае несоблюдения указанных требований относительно составления акта7 проверки, а также из-за отсутствия выводов инспекторов из обоснованных замечаний, предоставленных руководителем или главным бухгалтером предприятия (учреждения, организации), гражданином-налогоплательщиком во время осуществления проверки, руководитель органа государственной налоговой службы обязан принять меры относительно устранения этих недостатков или назначить повторную проверку.

Решение о применении и взыскании финансовых санкций по результатам рассмотрения материалов проверки принимает руководитель органа государственной налоговой службы или его заместитель (руководитель, который рассматривал материалы проверки) по установленной форме в двух экземплярах не позднее десяти дней со дня составления акта проверки.

Первый экземпляр решения о применении и взыскании финансовых санкций вручается под расписку руководителю или главному бухгалтеру проверенного предприятия, учреждения, организации или гражданину-налогоплательщику (присылается письмом с повторением о вручении) или передается другим способом, который разрешает зафиксировать дату его получения. Второй экземпляр решения передается начальнику управления (отдела) учета и отчетности для осуществления соответствующих записей в карточках личных счетов налогоплательщиков и осуществление контроля за поступлением сумм доначисленных налогов, других платежей, финансовых санкций в бюджеты и государственных целевых фондов.

Финансовые санкции за нарушение действующего законодательства подлежат перечислению в бюджеты или государственные целевые фонды в десятидневный срок со дня принятия органом государственной налоговой службы соответствующего решения, если другое не предусмотренное законодательством Украины. Ответственность за полноту и своевременность уплаты доначисленных налогов, других платежей, финансовых санкций несут руководители предприятий, учреждений, организаций и граждане-налогоплательщики.

Если в установленном проверкой нарушении есть признаки преступления (предусмотренная уголовная ответственность), то материалы будут переданы прокурору или к органу предварительного следствия, дознание (согласно статье 253 Кодекса Украины об административных правонарушениях).

Административное взыскание может быть наложено не позднее как через два месяца со дня совершения правонарушения, а если оно длящееся — два месяца со дня его выявления. Штраф платится к учреждению Сберегательного банка Украины не со счета предприятия, а через сберкассу.


5. Порядок изъятия документов

Порядок проводки изъятия документов предусмотрен «Инструкцией о порядке изъятия должностными лицами органов государственной налоговой службы Украины у предприятий, учреждений и организаций документов, которые свидетельствуют о сокрытии (занижение) объектов налогообложения, неуплату налогов и других платежей», что утвержденная приказом ДПАУ от 01.07.1998 г. №316(далее Инструкция №316).

Изъятию подлежат только документы, связанные с фактом сокрытия или занижение налогов и сборов, установленный порядок применяется при «изъятии у предприятий, организаций и учреждений тех документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, которые свидетельствуют о сокрытии (занижение) объектов налогообложения, неуплату налогов и других платежей».

Исходя из этого, сначала сборщиками налогов должен быть установленный сам факт сокрытия (занижение) объектов налогообложения и других платежей, а также конкретный перечень документов, которые свидетельствуют о таком факте. Такие факты могут быть установлены, как правило, при проверке.

Кроме того, изъятию подлежат только документы собственное предприятия, ведение которых предусмотрено действующим законодательством.

Не могут изыматься:

документы, которые не принадлежат предприятию;

личные документы сотрудников предприятия;

документы (кроме регистрационных удостоверений или специальных разрешений - лицензий, патентов у граждан - предпринимателей;

документы, которые содержат ведомости, которые составляют государственную тайну.

Таким образом, для изъятия документов необходимое наличие фактов занижения (сокрытие) объектов обложить налогом и конкретного перечня документов, которые изымаются. В этом случае сборщики налогов имеют полное право изымать документы.

Могут быть изъятые:

первичные документы, т.е. письменные свидетельства, которые фиксируют и подтверждают хозяйственные операции, включая разрешения и распоряжение владельца предприятия (администрации) на их проводку;

денежные документы, учетные регистры (т.е. носители специального формата (бумаге машинные) в виде ведомостей, ордеров, книг, журналов, машинограмм, которые предназначены для хронологического, систематического или комбинированного накопления, группирование и обобщение информации из первичных документов, что принятые к учету;

сметы, декларации и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет;

другие справочные материалы и расчеты.

Если во время проверки установлен факт сокрытия (занижение) объектов налогообложения, неуплаты налогов и других платежей, то изъятие документов у предприятий проводится на основании письменно мотивированного постановления об осуществлении изъятия документов органа государственной налоговой службы.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ПРОВОДКЕ ИЗЪЯТИЯ ДОКУМЕНТОВ N

вол « » 200 г.

Как следствие проводки обзора и проверки документов в

(полное название субъекта, который подлежит проверке, его адрес)

на оснований того, что

(причина, из которой осуществляется изъятие

и пользуясь статьей 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 5 февраля 1998 года.

ПОСТАНОВЛЯЮ:

у указанного выше субъекта провести изъятие

(должность, фамилия, имя, отчество лица, которой поручает осуществить изъятие)

таких документов

(название документов с чем связанные , или о чем свидетельствуют)

ИЗЪЯТИЕ УДОСТОВЕРИЛИ:

(руководитель налогового органа. (подпись) (инициалы, фамилия)

который утверждает изъятие)

М П

(лицо, которое осуществляет изъятие) (подпись)       (инициалы фамилия)

С  Постановлением ознакомился


(руководитель субъекта  у которого осуществляется изъятие)        (подпись)    (инициалы. фамилия)


Изъятие документов может быть осуществлено только при оставлении копий этих документов на предприятии. Причем обязанность из копирования документов положенный не на работников предприятия, а на должностное лицо налоговой службы, которая изымает документы.

В случае непригодности документов для дальнейшего пересмотра или в случае недооформления томов документов (не подшитые, не пронумерованные, не подписанные), в присутствии должностного лица органа государственной налоговой службы эти документы дооформлюються должностными лицами предприятия согласно требованиям по оформлению документов и документооборота в бухгалтерском и налоговом учете. При этом действующее законодательство не ограничивает эту процедуру во времени.

Порядок изъятия документов на предприятии должностными лицами ДПС приведен на рис.3.

Рисунок 3. Порядок изъятия документов на предприятии должностными лицами ДПС

Изъятие документов осуществляется в присутствии тех должностных лиц предприятия, в которых изымают документы. Наиболее важным это условие есть для предприятий, где бухгалтерский учет ведется несколькими специалистами: учет заработной платы одним, учет движения материалов другим и т.п., ведь процедура предусматривает их присутствие. В таких случаях присутствие руководителей предприятия не обязательная, но желательная.

Должностное лицо органа государственной налоговой службы составляет описание изъятых документов, где указываются название изъятого документа, дата, номер, название дела, из которого изъят этот документ, количество листов документа:

ОПИСАНИЕ ОРИГИНАЛОВ ДОКУМЕНТОВ, ЧТО ИЗЪЯТЫЕ С ДЕЛ
СОГЛАСНО ПРОТОКОЛУ  № ОТ « »  
200_ГОДА

В

      (полное название субъекта, у которого осуществляется изъятие: его адрес)

N з/п

Изъятые документы

Название дела, из которого изъяты документы

Количество

листов

(прописью)

Примечание

название документа

номер

дата

Всего изъяты документы

(количество листов записать цифрой и прописью)

единиц названий на

(количество листов записать цифрой и прописью)

ОПИСАНИЕ УДОСТОВЕРИЛИ:

(должность лица, которое осуществляло (подпись, инициалы, фамилия) изъятие)

(руководитель — должность; название (подпись)        (инициалы, фамилия)

субъекта, у которого осуществлялось

изъятие)

(главный бухгалтер)

(подпись) (инициалы, фамилия)

Если главный бухгалтер или другие ответственные должностные лица предприятия отказываются от подписания Описания документов, то должностное лицо, органа государственной налоговой службы, которая осуществляет изъятие документов, делает соответствующую отметку в Протоколе.

На изъятых документах запрещается делать любые отметки и надписи.

В том случае, если на предприятии отдельные документы утерянные и не могут быть предоставлены для изъятия, должностные лица предприятия во время проверки могут заявить о пропаже, потере, уничтожении документов. Дальше по предложению должностного лица органа государственной налоговой службы, которая осуществляет изъятие документов, руководитель предприятия письменным приказом (или устным распоряжением) назначает комиссию по расследованию причин потери или уничтожение документов. Проведенную комиссией работу оформляют актом, который утверждается руководителем предприятия. Копия акта должна быть предоставлена должностному лицу органа государственной налоговой службы, которая осуществляет изъятие документов.

В случае противодействия изъятию документов, когда существует реальная угроза уничтожения, утаивание документов, а также в случае отказа от добровольной выдачи документов, должностные лица налоговых органов могут обращаться с помощью к налоговой милиции.

Изъятие документов оформляется протоколом, в котором кроме наименования органа государственной налоговой службы, фамилий лиц, что присутствуют при изъятии, и лиц, которые изымают документы, указываются заявления и замечание присутствующих лиц, что является важным аргументом в споре с налоговыми органами в случае возникновения конфликтной ситуации.

ПРОТОКОЛ  ИЗЪЯТИЯ ДОКУМЕНТОВ N _

От « » 200 г.

На основании постановления N от « » 200 г..

утвержденной

(название государственного налогового органа, который утвердил постановлений) об изъятии и осуществляет его)

в лице

(фамилия. Имя и отчество лица, которая проводит изъятие)

При участии ,

(фамилии, Имена и отчество присутствующих)

которые работают

(место работы)

проведено изъятия документов

(полное название субъекта, его адрес: фамилия, Имя, отчество должностного лица, у которого изъяты документы: прибавить перечень документов, которые изымаются, а в случае составления специального описания документов, которые изымаются, сделать об этом запись)

Поименованным выше лицам розъяснено их право быть присутствующими при всех действиях работника государственного налогового органа проводки изъятия, и делать заявление по поводу его действий, которые возникают несогласие. Присутствующим, кроме того, розъяснено, что, на основании ст. 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» вы 5 февраля 1998 года, они имеют право удостоверить факт содержания и следствие изъятия в этом объеме и составе документов.

Перед началом изъятия работником государственного налогового органа было представленное указанное постановление об изъятии документов, после чего

(фамилия, Имя и отчество лица, у которой изымают документы)

предложено выдать:

(перечень документов, которые подлежат изъятию)

Страница 2

Заявления и замечание, которые сделали присутствуют (перед текстом замечаний указать фамилию, инициалы и должность лица, которое делает замечание):

Протокол, составленный должностным лицом государственного налогового органа, записано правильно.

ПОДПИСИ:

Присутствуют:

(фамилия, инициалы) (подпись) . (фамилия, инициалы) (подпись) (фамилия, инициалы) (подпись) Должностное лицо, которое проводило изъятие

(название должности, название государственного налогового органа: (подпись)

фамилия, инициалы)

Получил: копию Протокола « » 200 р;

копию Описания документов, которые изъяты « »  200 г.

(название должности, фамилия и инициалы должностной (подпись)

лица, которому вручены копия Протокола и копия описания изъятия) 

Изъятые документы находятся в органе государственной налоговой службы к принятию решения руководителями налогового органа.

Срок, на который могут быть изъяты документы, законом конкретно не определенный и зависит от характера выявленного нарушения, а также от мероприятий по наказанию нарушителя: или просто повернутые на предприятие, или, в случае выявления признаков уголовного преступления, могут быть переданные в налоговую милицию или к другим правоохранительным органам.

В случае принятия решения о возвращении, изъятых документы поворачиваются предприятию по почте или курьером под расписку. Если же изъятые документы передаются подразделам налоговой милиции или другим правоохранительным органам, то в Протоколе и Описании документов делается соответствующая запись.


6. Обжалование действий налоговых органов.

Обжалование действий налоговых органов налогоплательщиком может вестись в одном из двух направлений:

# административному порядку — путем представления жалобы к контролирующему органу;

в судебном порядке — путем представления иска против хозяйственного суда.

Таблица 6

Сравнительная характеристика направлений обжалования

Элемент

Представление жалобы к контролирующему органу

Представление иска против хозяйственного суда

1. Срок представления

10 календарных дней с даты подписания акта или получение решения

на протяжении 3 лет

2. Период рассмотрения

не больше 20 календарных дней с момента получения, но может быть удлиненный руководителем контролирующего органа до 60 календарных дней

неограниченный

3. Финансовые санкции

к истечению процедуры обжалования не взимаются

Основными документами, которые регламентируют порядок обжалования решения ДЕЙСТВИЙ в вышестоящих органах, есть:

Закон Украины от 21 декабря 2000 г. №2181-111 «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами»;

Положение «О порядке подачи и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы», утвержденное приказом ДПАУ от 03.03.98 г. №93 (в редакции приказа ДПАУ от 2 марта 2001 г. №82).

В соответствии с гг. 5.2.2 п. 5.2 ст. 5 Закона №2181 «если налогоплательщик считает, что контролирующий орган неправильно определил сумму налогового обязательства или постановил какое-нибудь другое решение, которое противоречит законодательству по вопросам налогообложения или что выходит за пределы его компетентные", установленной законом, такой налогоплательщик имеет право обратиться к контролирующему органу с жалобой о пересмотре этого решения, которая подается в письменной форме и может сопровождаться документами, расчетами и доказательствами, которые налогоплательщик считает необходимым подать». Жалоба подается в 10-ты дневной срок в ДГП, которая утвердила решение, которое обжалуется.

Если согласно закону орган государственной налоговой службы самостоятельно определяет налоговое обязательство налогоплательщика за причинами, не связанными с нарушением налогового законодательства, такой налогоплательщик имеет право на административное обжалование решений органа государственной налоговой службы на протяжении 30-ты календарных дней со дня получения налогового сообщения или ответа органа государственной налоговой службы на жалобу, вместо десятидневного срока.

Если налогоплательщик не успел направить жалобу в предельные сроки, он уже не может обжаловать акт ДГП в вышестоящих инстанциях.

Отказ в принятии жалобы (заявления) налогоплательщика запрещенная. Регистрация жалобы должна происходить в день ее представления или поступление в орган государственной налоговой службы, но не позднее следующего рабочего дня.

В жалобе (заявлению) должны быть указано:

  1.  фамилия, имя, отчество, местожительство физический лица, а для юридического лица - ее наименования, местонахождение;
  2.  наименование органа государственной налоговой службы, которым выдано налоговое сообщение или решение, которые обжалуются, дата и номер;
  3.  суть возбужденного вопроса, просьба или требование;
  4.  о представлении или непредоставлении искового заявления к суду (арбитражного суда) о признании недействительным налогового сообщения или решение органа государственной налоговой службы;
  5.  подпись физический лица или уполномоченного на то лица, а для юридического лица - подпись руководителя или представителя юридического лица, скрепленная печатью юридического лица.

Жалоба (заявление) должна быть изложенная в письменной форме и присланная к органу государственной налоговой службы по почте или переданная физическим или юридическим лицом через представителя.

Если жалоба (заявление) в интересах физического или юридического лица подается ее представителем, то к жалобе (заявления) прибавляется копия доверенности (доверенность), оформленной согласно требованиям действующего законодательства.

Если вопрос, возбужденные в жалобе (заявлению), полученной органом государственной налоговой службы, не входят в его полномочия, то такая жалоба (заявление) в срок не больше пяти дней пересылается за принадлежностью соответствующему органу или должностному лицу, о чем сообщается лицу, которое направило жалобу (заявление).

Жалоба рассматривается контролирующим органом на протяжении не больше 20 календарных дней из момента ее получения. Руководитель органа государственной налоговой службы (или его заместитель) может утвердить решение о продлении сроков рассмотрения жалобы налогоплательщика, но не больше 60 календарных дней, и письменно сообщить об этом налогоплательщика к истечению 20-дневного срока. Основанием для принятия такого решения может быть:

отсутствие добавленных к жалобе документов (акта проверки, расчетов к акту проверки, решение, принятого по рассмотрению жалобы);

необходимость дополнительной проверки представленных бухгалтерских документов или документов налогового учета;

необходимость документов других организаций, которые входят в их компетенцию, для выяснения обстоятельств дела.

На протяжении таких дополнительных сроков пеня не начисляется независимо от результатов административного обжалования.

После истечения рассмотрения жалобы контролирующим органом принимается мотивированное решение, которое присылается налогоплательщику на протяжении 20 календарных дней с момента получения этой жалобы от налогоплательщика.

Таким может быть одно из решений:

оставляет решение, которые обжалуются, без перемен, а жалобу без удовлетворения;

отменяет в определенной части решения, которые обжалуются, и не удовлетворяет жалобу в определенной части;

отменяет решение, которые обжалуются, и удовлетворяет жалобу налогоплательщика;

о налоговом компромиссе.

Если налогоплательщик получает ответ, который его не удовлетворяет (т.е. жалоба полностью или частично не удовлетворена), в такому вешалку он имеет право на протяжении 10 дней после получения ответа обратиться с повторной жалобой к контролирующему органу высшего уровня, а при повторном полном или частичном неудовольствии жалобы - к органу государственной налоговой службы высшего уровня с соблюдением указанного десятидневного срока для каждого случая обжалования и указанного двадцатидневного срока для ответа на него.

Жалоба в письменной форме может подаваться на имя руководителя органа государственной налоговой службы высшего уровня к органу государственной налоговой службы, решение которого оскаржується, непосредственно ли к органу государственной налоговой службы высшего уровня. О представлении повторной жалобы непосредственно к органу государственной налоговой службы высшего уровня налогоплательщик обязанный одновременно сообщить орган государственной налоговой службы, который рассматривал первичную жалобу (по месту взятия на учет налогоплательщика).

Жалоба, которая поступила, регистрируется в государственной налоговой администрации (инспекции), которая приняла решение, которые обжалуется, и на протяжении трех суток присылается вместе с документами, необходимыми для рассмотрения, к органу государственной налоговой службы высшего уровня, а именно:

на решение государственной налоговой инспекции в районе или городе, межрайонной или объединенной государственной налоговой инспекции - к государственной налоговой администрации в Автономной Республике Крым, областях;

на решение государственной налоговой инспекции в районе города с районным делением - к государственной налоговой инспекции в городе, а в городах Киеве и Севастополе - к соответствующей городской государственной налоговой администрации;

на решение государственной налоговой администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе - к Государственной налоговой администрации Украины.

К документам, которые должна подать государственная налоговая администрация (инспекция), налоговое сообщение о суммах налоговых обязательств или решение которой обжалуется к органу государственной налоговой службы высшего уровня, принадлежат:

акт проверки, решение о применении финансовых санкций и другие документы (расчеты), на основании которых определено налоговое обязательство;

налоговое сообщение о суммах налогового обязательства;

первичная жалоба налогоплательщика.

В случае обжалования других решений органов государственной налоговой службы необходимо вместе с первичной жалобой налогоплательщика подать :

решения, которые обжалуется налогоплательщиком (решение относительно:

согласование операций с заставленными активами налогоплательщика;

согласование плана реорганизации, продажи активов, которые находятся в налоговом залоге;

решение об аресте активов; о наложении ответственности за погашение остаточного долга налогоплательщика на третье лицо; о досрочном расторжении договоров о рассрочке, отсрочке налоговых обязательств по инициативе органа государственной налоговой службы).

В случае обжалования постановления по делу об административном правонарушении необходимо подать акт проверки, протокол об административном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушении.

Кроме этого, необходимо подать замечания и объяснение, если они были представлены лицом во время проверки и рассмотрения материалов проверки и принятие решения или вынесение постановления, выводы государственной налоговой администрации (инспекции) относительно представленных замечаний и объяснений, решение, принятые за рассмотрением первичной жалобы (заявления), а в соответствующих случаях повторной жалобы (заявления) налогоплательщика - другие имеющиеся у налогоплательщика или государственной налоговой администрации (инспекции) документы, которые удостоверяют обстоятельства дела. В выводе необходимо также указать о представлении или непредоставлении лицом искового заявления к суду (хозяйственного суда) о признании недействительным налогового сообщения или решение органа государственной налоговой службы, обжалование к суду постановления по делу об административном правонарушении, наличии постановления о нарушении уголовного дела.

Указанные документы, за исключением выводов, подаются в копии.

За рассмотрением жалобы (заявления) налогоплательщика или должностного лица налогоплательщика или гражданина принимается решение, содержание которого составляется со вступительной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Решения оформляется на бланке органа государственной налоговой службы, который рассматривал жалобу (заявление).

Во вступительной части решения отмечается полное наименование лица, которое направило жалобу (заявление): фамилия и инициалы гражданина или физический лица — субъекта предпринимательской деятельности, должностного лица налогоплательщика — юридического лица, ведомости о других лица, которые принимали участие в рассмотрении жалобы (заявления), ведомости о предмете обжалования, которого касается жалоба (заявление), дата принятия жалобы (заявления) к рассмотрению (дата и номер отмечается по данным журнала регистрации входной корреспонденции).

■ Описательная часть решения должна содержать перечень документов, которые были взяты к вниманию при рассмотрении жалобы (заявления), дату и номер налогового сообщения о суммах налоговых обязательств, решение или постановления и должность, фамилия и инициалы руководителя органа государственной налоговой службы (или его заместителя), который выдал указанные документы, и краткое изложение требований и ходатайство лица, которое направило жалобу (заявление).

В мотивировочной части решения должны быть приведены результаты исследования материалов жалобы (заявления) и доказательства, на которые основываются выводы должностного лица органа государственной налоговой службы, которая рассматривала жалобу (заявление), а также ссылка на конкретные статьи и пункты законов Украины и других нормативно-правовых актов, которыми обоснован ответ на жалобу (заявление).

Резолютивная часть решения должна содержать вывод об удовлетворении или частичном удовлетворении жалобы (заявления) или об отказе в удовлетворении требований или ходатайство лица, изложенных в жалобе (заявлению).

В решении также отмечается, что в случае несогласия лица, которое направило жалобу (заявление) с принятым решением, оно может быть обжаловано к органу государственной налоговой службы высшего уровня (в десятидневный срок со дня получения решения) или в судебном порядке.

В случае полного или частичного удовлетворения жалобы (заявления) в решении даются указания органа государственной налоговой службы, решение которого упразднено полностью или в определенной части, о совершении соответствующих действий.

Решение за рассмотрением жалобы (заявления) налогоплательщика принимает руководитель органа государственной налоговой службы (или его заместитель). Первый экземпляр решения после указания регистрационного номера исходной корреспонденции присылается (вручается) налогоплательщику.

Решения считается присланным (врученным) юридическому лицу, если его передано должностному лицу такого юридического лица под расписку или прислано письмом с уведомлением о вручении.

Решения считается присланным (врученным) физический лицу, если его вручено лично такому физический лицу или его законному представителю или прислано письмом в ее адрес по месту проживания или последнего известного места ее нахождение с уведомлением о вручении.

Второй экземпляр решения, принятого за рассмотрением первичной жалобы налогоплательщика, за резолюцией руководителя органа государственной налоговой службы (или его заместителя) передается структурному подразделу, к функциям которого входит подготовка налоговых сообщений, для совершения установленных законодательством действий и приобщается вместе с материалами рассмотрения жалобы к делу налогоплательщика из налогообложения.

Второй, а в соответствующих случаях - третий, экземпляр решения, принятого органом государственной налоговой службы высшего уровня за рассмотрением повторной жалобы налогоплательщика, присылается для выполнения к органу государственной налоговой службы (решение которого было обжаловано) по месту взятия на учет налогоплательщика и сохраняется в деле с материалами рассмотрения жалобы, которые приобщаются к делу налогоплательщика из налогообложения.

Третий, а в соответствующих случаях - четвертый, экземпляр решения, принятого органом государственной налоговой службы высшего уровня за рассмотрением повторной жалобы налогоплательщика, сохраняется в деле с материалами рассмотрения жалобы.

Если мотивированное решение за жалобой (заявлением) налогоплательщика не присылается налогоплательщику на протяжении двадцятиденного срока или на протяжении срока, продолженного по решению руководителя органа государственной налоговой службы (или его заместителя), такая жалоба (заявление) считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанных сроков. Жалоба (заявление) считается также полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика, если решение руководителя органа государственной налоговой службы (или его заместителя) о продлении сроков ее рассмотрения не было прислано налогоплательщику к истечению двадцятиденного срока.

Налогоплательщик не имеет права отстаивать свои интересы одновременно в вышестоящих инстанциях (вплоть до ДПАУ) и в хозяйственном суде. Необходимо определить, или только суд, или сначала все ДШ «за восходящей», а потом, в крайнем случае, суд. При этом нужно учитывать, что пока дело рассматривается в суде, не может быть возбужденное уголовное дело относительно должностных лиц предприятия.

В случае полного или частичного неудовольствия жалобы или иска, день истечения процедуры обжалования считается днем согласования налогового обязательства налогоплательщика.

После этого согласованное налоговое обязательство на протяжении 10 дней становится налоговым долгом, который может быть взыскан из предприятия жесточайшими методами.

Вопросы для самоконтроля

  1.  Назовите виды налогового контроля?
  2.  Что такое комплексная документальная, тематическая и оперативная проверка?
  3.  Что включает перед проверочный анализ?
  4.  Что такое Журнал Регистрации проверок?
  5.  Плановая выездная проверка?
  6.  Встречная проверка?
  7.  Для чего изымаются документы на предприятии?

Литература

  1.  Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91г. №1251-ХП с изменениями и дополнениями.
  2.  Чиж В.И., Чернякова Т.М., Бондаренко О.В. Налоги и налогообложение в Украине Учебное пособие. - Луганск.: Изд-во ВУГУ 1999-288с.
  3.  Буряковский    В.В.     и   др.     Налоги.     Учебное     пособие Днепропетровск: Пороги, 1998 - 611с.
  4.  Юткина Т.М. Налоги и налогообложение: Учебник. - М. Инфра, 1999-429с.
  5.  Завгородний В.П. Налоги и налоговый контроль в Украине. - К.: А.С.К. 2000-639с.