17916

Упрощенная система налогообложения. Фиксированный налог с доходов вот предпринимательской деятельности

Лекция

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Упрощенная система налогообложения План Единый налог плательщики объект обложения. Условия перехода на упрощенную единую систему налогообложения. Ставки сроки уплаты и порядок учета единого налога СПД малого бизнеса Фиксированный налог...

Русский

2015-01-19

173.5 KB

3 чел.

Тема № 10

Упрощенная система налогообложения

План

  1.  Единый налог, плательщики, объект обложения.
  2.  Условия перехода на упрощенную (единую) систему налогообложения.
  3.  Ставки, сроки уплаты и порядок учета единого налога СПД малого бизнеса
  4.  Фиксированный налог с доходов вот предпринимательской деятельности.
  5.  Плата за торговый патент

1.ЕДИНЫЙ НАЛОГ

Плательщики единого налога

Большое значение сегодня отводится поддержке малого предпринимательства. Первые успехи в этом направлении были сделаны Указом Президента Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 12.05.98 г. № 456/98, в котором впервые было введено понятие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, порядок стягивания единого налога. Основными документами, которые регламентируют порядок применения единого налога, есть Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъекта малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98, Приказ ГНА Украины «Об утверждении формы расчета уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства - юридическим лицом и порядка его составления № 98» от 28.02.2003 г.

Согласно Указу Президента упрощенная система налогообложения, учета и отчетности вводится для таких субъектов малого предпринимательства:

- физический лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, на протяжении календарного года(далее - год) находится не больше чем 10 лица и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс. гривен;

- юридических лиц - субъектов предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, в которых за год среднеучетная численность работающих не превышает 50 лица и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 1 млн гривен.

В случае нарушения этих условий плательщик единого налога должны перейти на общую систему налогообложения, учета и отчетности начиная из следующего отчетного периода (квартала).

Среднеучетная численность работающих для субъектов малого предпринимательства определяется по методике, утвержденной органам статистики, с учетом всех его работников, в том числе тех, что работают по договорам и по совместительству, а также работников представительств, филиалов, отделений и других обособленных подразделов.

Порядок ведения упрощенного учета и отчетности субъектами малого предпринимательства согласно Указу Президента Украины №727/98 от 03.07.98 г. утверждается Министерством финансов Украины.

Не могут быть плательщиками единого налога:

субъекты предпринимательской деятельности, на которые распространяется действие Закона Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» в части приобретения специального патента,

доверительные общества, страховые компании, банки, другие финансово-кредитные и небанковские финансовые учреждения,

субъекты предпринимательской деятельности, в уставном капитале которых доли, которые принадлежат юридическим лицам - участникам и основателям данных субъектов, которые не являются субъектами малого предпринимательства, превышают 25 процентов,

Физические лица – субъекты предпринимательской деятельности, которые занимаются предпринимательской деятельностью без создания юридического лица и осуществляют торговлю ликероводочными и табачными изделиями, горюче-смазочными материалами.

лица, которые осуществляют общую деятельность, определенную пунктом 7.7 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий».

2. Условия перехода на единую систему налогообложения

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства может применяться возле с действующей системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством, на выбор субъекта малого предпринимательства.

Форма и порядок выдачи свидетельства о праве уплаты налога устанавливаются Государственной налоговой администрацией Украины и являются едиными па всей территории Украины.

Для перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъект малого предпринимательства подает письменное заявление в орган государственной налоговой службы по месту государственной регистрации. Субъект малого предпринимательства - юридическое лицо обязательное указывает, какую ставку единого налога он выбрал.

Заявление подается не позднее чем за 15 дней к началу следующего отчетного (налогового) периода (квартала) при условии уплаты всех установленных налогов и обязательных платежей за предыдущий отчетный (налоговый) период.

Решение о переходе на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности может быть принятое не больше чем раз за календарный год.

Орган государственной налоговой службы обязанный на протяжении 10 рабочих дней выдать бесплатное свидетельство о праве уплаты единого налога или предоставить письменный мотивированный отказ.

Отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и возвращение к прежде установленной системы налогообложения субъекты малого предпринимательства могут осуществлять с начала следующего отчетного (налогового) периода (квартала) в случае представления соответствующего заявления в органы государственной налоговой службы не позднее чем за 15 дней к законченный предыдущего отчетного (налогового) периода (квартала).

Новообразованные и зарегистрированные в установленном порядке субъекты малого предпринимательства, которые подали в государственную налоговую службу по месту их регистрации заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, считаются субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности из того квартала, в котором проведено их государственную регистрацию.

3. Ставки, сроки уплаты, порядок учета единого налога субъектами малого предпринимательства

Субъекты предпринимательской деятельности - юридические лица, КОТОРЫЕ перешли на упрощенную систему налогообложения за единым налогом,   не   имеют   права   применять   другой   способ

расчетов за отгруженную продукцию, кроме наличного и безналичного расчетов средствами.

Выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций из продажи продукции (товаров, работ, услуг).

При осуществлении операций из продажи основных фондов выручкой от реализации считается разность между суммой, полученной от реализации этих фондов, и их остаточной стоимостью на момент реализации.

Для юридических лиц

Субъект предпринимательской деятельности - юридическое лицо, которое перешло на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, самостоятельно избирает одну из таких ставок единого налога:

бы процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора при уплате налога на добавленную стоимость согласно Закону Украины «О налоге на добавленную стоимость»;

10 процентов суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), за исключением акцизного сбора, в случае включения налога на добавленную стоимость в состав единого налога.

Субъекты предпринимательской деятельности - юридические лица платят единый налог ежемесячно не позднее чем 20 числа следующего месяца на отдельный счет Государственной Казны Украины.

Отделение Государственной Казны Украины на следующий день после поступления средств пересчитывают суммы единого налога в таких размерах:

в Государственный бюджет Украины - 20 %;

в местный бюджет - 23 %;

в Пенсионный фонд Украины - 42 %;

на обязательное социальное страхование - 15 % (в том числе в Государственный фонд содействия занятости населения - 4 %) для возмещения расходов, осуществляемых в связи > временной потерей трудоспособности, а также расходов, обусловленных рождением и погребением.

Плательщик единого налога - юридические лица ведут налоговый учет за ними налогам, плательщиками которых они есть.

Для физических лиц

Субъекты малого предпринимательства - физический лица имеют право самостоятельно избрать способ налогообложения доходов за единым налогом путем получения свидетельства об уплате единого налога.

Пруда единого налога для субъектов малого предпринимательства - физический лиц устанавливается местными советами по месту их государственной регистрации в зависимости от вида деятельности и не может представлять меньше как 20 гривен и больше как 200 гривен на месяц.

В том случае, если физический лицо - субъект малого предпринимательства осуществляет несколько видов предпринимательской деятельности, для которых установлены разные ставки единого налога, она получает одно свидетельство и платит единый налог, который не превышает установленной максимальной ставки.

В случае, если плательщик единого налога осуществляет предпринимательскую деятельность с использованием нанимаемой работы или с участием в предпринимательской деятельности членов его семьи, пруда единого налога увеличивается на 50 процентов за каждое лицо.

Субъект предпринимательской деятельности - физический лицо, которое платит единый налог, освобождается от обязанности начисления, отчисление и перечисление в государственные целевые фонды собрания, связанное с выплатой заработной платы работникам, которые находятся с ним в трудовых отношениях, включая членов его семьи.

Субъект предпринимательской деятельности - физический лицо платит единый налог ежемесячно не позднее чем 20 числа следующего месяца на отдельный счет отделений Государственной Казны Украины.

Отделение Государственной Казны Украины на следующий день после поступления средств пересчитывают суммы единого налога в таких размерах:

в местный бюджет - 43 %;

в Пенсионный фонд - 42 %

на обязательное социальное страхование - 15 % (в том числе в Государственный фонд содействия занятости населения - 1 %) для возмещения расходов, осуществляемых в связи со временной потерей трудоспособности, а также расходов, обусловленных рождение и погребение.

Доходы, полученные от осуществления предпринимательской деятельности, налогооблагаемые единым налогом, не включаются в состав совокупного налогооблагаемого дохода по итогам отчетного года такого плательщика и лиц, которые находятся с ним в трудовых отношениях, а уплаченная сумма единого налога есть окончательной и не включается в перерасчет общих налоговых обязательств как самого налогоплательщика, так и лиц, которые находятся с ним в трудовых отношениях, включая членов его семьи, которые принимают участие в предпринимательской деятельности.

Субъект малого предпринимательства, которое платит единый налог, не является плательщиком таких видов налогов и сборов (обязательных платежей):

НДС, кроме случая, если юридическое лицо избрало способ налогообложения доходов за единым налогом по ставке 6 %;

налога на прибыль предприятий;

налога на доходы физический лиц (для физический лиц-субъектов малого предпринимательства);

платы (налога) за землю;

сбора на специальное использование природных ресурсов;

сбора на обязательное социальное страхование;

коммунального налога;

налога на промысел;

- сбора за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг;

взносов в Фонд Украины социальной защиты инвалидов;

взносов в Государственный фонд содействия занятости населения;

платы за патент согласно Закону Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности».

Субъекты предпринимательской деятельности физические лица-плательщики единого налога имеют право не применять электронных контрольно-касових аппаратов для проводки расчетов с потребителями.

Субъект малого предпринимательства - юридическое лицо обязано вести книгу учета доходов и расходов и кассовую книгу.

Форма книги учета доходов и расходов и порядок ее ведения субъектами малого предпринимательства устанавливаются Государственной налоговой администрацией Украины.

По результатам хозяйственной деятельности за отчетный (налоговый) период (квартал) субъекты малого предпринимательства юридические лица подают в орган государственной налоговой службы до 20 числа месяца, который идет за отчетным (налоговым) периодом, расчеты об уплате единого налога, акцизного сбора и, в случае избрания ими единого налога по ставке 6 %, расчет об уплате НДС, а также платежные поручения в уплату единого налога за отчетный период с пометкой банка о зачислении средств.

Субъекты малого предпринимательства несут ответственность за правильность исчисления, своевременность представления расчетов и уплаты сумм единого налога согласно законодательству.

 3. Ставки фиксированного налога

Одной из преимуществ фиксированного подоходного налога есть уровень и порядок установления ставок налогообложения (табл. №1).

Общая характеристика налоговых ставок

Таблица 1

Признак

Характеристика налоговых ставок

Способ установления

В фиксированной сумме на месяц в пределах установленного законодательством диапазона

Минимальный уровень

20 грн на месяц

Максимальный уровень

100 грн на месяц

Размер ставки для осуществления деятельности на всей территории Украины

100 грн на месяц

Полномочие относительно установления

Органы местного самоуправления

Периодичность пересмотра

Законодательством не установлена

Критерии дифференциации

Территориальное расположение места торговли

Зависимость от количества наемных работников

За каждого дополнительного наемного работника пруда увеличивается на 50%

В случае изменения ставки

На протяжении действия патента перерасчет не осуществляется

Установление фиксированной ставки налога одновременно с существенным упрощением налогового учета и отчетности делает этот налог одним из наиболее удобных с точки зрения субъектов хозяйствования, а также благодаря минимизации расходов на налоговое администрирование.

, Декретом ЗД предусмотренный лишь диапазон ставок налогообложения (от 20 до 100 грн на месяц) и установленная единая ставка для


осуществления предпринимательской деятельности на всей территории Украины. Предельный максимальный размер ставок вдвое меньший сравнительно с единым налогом, который значительно увеличивает привлекательность фиксированного подоходного налога и ограничивает необоснованное завышение ставок местными советами.

В случае если субъект предпринимательской деятельности указывает в заявлении для получения патента, который имеет намерение осуществлять предпринимательскую деятельность по продаже товаров при участии наемных работников или членов своей семьи на нескольких рынках города. • патент по наибольшей стоимости, установленной органами местного самоуправления для тех рынков города, на которые осуществляется деятельность* А доплату за каждого наемного работника он платит в размере 50% этой стоимости.

Если предпринимательская деятельность осуществляется на одном рынке, который расположен на территории другого местного совета, в этом случае, на мысль ГНА Украины, патент на право уплаты фиксированного подоходного налога платится по месту регистрации такого предпринимателя (т.е. по месту его проживания), но по ставке, установленным тем местным советом, на территории которой фактически осуществляется предпринимательская деятельность. Вместе с этим в данной ситуации существует определенное несоответствие логике взыскание указанного налога, поскольку уплаченные суммы зачисляются в местный бюджет по месту уплаты, а не по месту осуществления деятельности, причем инспекторы налоговой инспекции по месту регистрации могут и не знать об уровне ставок на рынках других регионов.

Если местными советами был осуществлен пересмотр ставок, то новые ставки будут применяться к конкретному плательщику только после истечения срока действия уже оплаченного патента. Ставки фиксированного налога устанавливаются органами местного самоуправления в расчете на самостоятельную (т.е. без использования нанимаемой работы) деятельность. Если же предпринимательская деятельность осуществляется с использованием нанимаемой работы или с привлечением членов семьи предпринимателя, стоимость патента увеличивается на 50 % за каждое лицо. Причем в том случае, когда патент уже оформлен, но привлекаются дополнительные работники (члены семьи), при условии соответствующей доплаты в патент вносятся изменения на протяжении трехдневного срока после того, как плательщик сообщит об этом факте соответствующий налоговый орган.

Таким образом, единое отличие от порядка распределения средств единого налога юридических лиц заключается в том, что сумма бюджетных платежей не распределяется между государственным и местными бюджетами, а полностью направляется в местный бюджет.

4. Фиксированный налог с доходов от предпринимательской деятельности.

Уплата гражданами-предпринимателями подоходного налога в фиксированном размере (далее - фиксированный подоходный налог) с приобретением патента есть наиболее распространенным вариантом альтернативного налогообложения физический лиц -  субъектов предпринимательской деятельности.

Распространенность этой альтернативной системы налогообложения обусловлена:

  1.  простотой ее применения;
  2.  относительно небольшими размерами налоговых ставок.

Законодательной основой фиксированного подоходного налога есть Декрет Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге из граждан». Т.е. эта альтернативная система, в отличие от единого налога, «встроенная» в обычную систему налогообложения и выступает одним из разновидностей прибыльного налогообложения граждан-предпринимателей.

г

Рис.1 Варианта налогообложения доходов от предпринимательской деятельности за обычной системой налогообложения

Следствием такого ее внедрения есть минимальная (сравнительно с
другими альтернативными системами) количество разногласий относительно налога с доходов от предпринимательской деятельности, который является основным налогом, который платится физический лицами - субъектами
предпринимательства.

Положительные и отрицательные черты фиксированный налог приведен на Рис 2

Преимущества и недостатки фиксированного подоходного налога

Преимущества

 Недостатки

Фиксированный налог - это единый вариант налогообложения предпринимательской деятельности, за который плательщик освобождается от ведения обязательного учета доходов и расходов, который вместе с тем упрощает налоговую отчетность

Применение фиксированного налога стимулирует расширение масштабов деятельности (в пределах допустимого объема валового дохода) и снижение расходов

Размер фиксированного налога значительно ниже пруд единого налога

Совокупные налоговые обязательства зависят от места осуществления предпринимательской деятельности

В случае одновременного осуществления предпринимательской деятельности, которая подпадает или не подпадает под

установленные для фиксированного налога ограничения, оподаткуван ня доходов от последней осуществляется на обычных условиях, т.е. одновременно применяются два способа налогообложения

Приобретение патента нуждается в

предыдущей оплаты его стоимости, которая уменьшает собственные оборотные средства плательщика

Сфера применения фиксированного налога сравнительно с упрощенной системой налогообложения -более узкая и ограничивается продажей товаров и сопутствующими услугами на рынках

Рис 4.2. Преимущества и недостатки фиксированного подоходного налога

Решение о применении этой системы налогообложения принимается непосредственно плательщиком, т.е. предусматривает альтернативность выбора.

Вместе с тем не все плательщики могут перейти на фиксированный
подоходный налог. Систему ограничений относительно его применения,
установленная ст. 14 Декрета, приведено на Рис.3

Условия для перехода на фиксированный налог

Продажа товаров и предоставление сопутствующих такой продаже услуг на рынках с уплатой рыночного сбора

Количество работников, которые находятся с налогоплательщиком в трудовых отношениях, включая членов его семьи, которые принимают участие в предпринимательской деятельности, не превышает пяти

Валовой доход налогоплательщика от осуществления предпринимательской деятельности за последние 12 календарных месяцев, которые передуют месяцу приобретения патента, не превышает семы тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан (119 000 грн)

Отсутствие торговли ликероводочным и табачными изделиями

Рис. 4.3. Система ограничений для плательщиков фиксированного подоходного налога

Первое из приведенных ограничений включает в себя три составу: И. Виды деятельности. Фиксированный подоходный налог может платиться только за двумя видами деятельности - торговой и деятельностью по предоставлению услуг, связанных с торговлей. Такое ограничение существенно суживает сферу применения этой альтернативной системы сравнительно с упрощенной системой.

Плательщик фиксированного подоходного налога может предоставлять услуги не только физическим, но и юридическим лицам и их отделенным подразделам.

Вид торговой деятельности, которую осуществляет плательщик фиксированного подоходного налога, никакого значения не имеет: он может осуществлять не только розничную, а и мелкооптовую торговлю1 .

Следует отметить, что любой перечень связанных с торговлей услуг ни законодательными, ни нормативными документами не определенный, что, с одной стороны, предопределяет довольно большая степень свободы субъекту предпринимательской деятельности, а с другого - плательщик сам вынужден доказывать связь услуги по торговой деятельностью при возникновении спорных вопросов.

2. Место осуществления торговой деятельности Торговля и предоставления сопутствующих услуг при условии уплаты фиксированного налога могут осуществляться исключительно на рынках, независимо от места их расположения. Последнее обстоятельство обусловлено тем, что фиксированный подоходный налог распространяется на всю территорию Украины.

Согласно Правилам торговли на рынках [68], предприятия сферы торговли, которые определены как рынки, могут быть классифицированные за разными признаками, а именно:

за техническим выполнением рынки могут быть: крытые, комбинированные и открытые;

за временем деятельности - постоянно действующие или сезонные, утренние и вечерние;

по месту нахождения - городские, поселковые и сельские;

по видам экономической деятельности - из оптовой торговли, из розничной торговли;

за товарной специализацией - из продажи продовольственных товаров, непродовольственных товаров, транспортных средств, скота и кормов, животных и птиц, цветов и т.п., а также смешанные.

При этом любые ограничения относительно вида рынков, на которые может осуществляться предпринимательская деятельность с уплатой фиксированного подоходного налога, действующим законодательством не установленные.

Если гражданин-предприниматель осуществляет торговую деятельность или предоставляет сопутствующие услуги вместе с тем на рынке, который имеет соответствующий статус, т.е. не является «сахмодіяльним», и вне границ рынка (например, имеет киоск, расположенный просто на улице),- за фиксированным подоходным налогом может осуществляться деятельность лишь на рынке, а другая - за обычной системой налогообложения.

При осуществлении торговой деятельности на рынках обязательным условием являются соблюдения всех соответствующих требований относительно ассортиментного перечня товаров, условий и порядка их хранения и продажи, санитарии и т.п..

Торговля продукцией животного и растительного происхождения разрешается лишь после проводки экспертизы в ветеринарно-санітарній лаборатории на рынке и предоставление соответствующего документа с оценкой качества продукции. Продавцам, которые торгуют продовольственными товарами на рынках, запрещается использовать собственную санитарную одежду, весоизмерительные приборы и торговый инвентарь.

Продавцы на рынке обязаны отпускать товар покупателям в полной мере и весом, а также выполнять требования дирекции рынка относительно соблюдения соответствующих ветеринарно-санітарних правил, а также правил: противопожарной безопасности, использование весоизмерительних приборов, торговли на рынках, безопасности движения.

Соблюдение этих требований является обязательным условием осуществления торговли на рынках, но их нарушение автоматически не приводит к вынужденному отказу плательщика от уплаты фиксированного подоходного налога, а лишь тянет за собой установленную законодательством административную ответственность.

  1.  Уплата рыночного сбора согласно действующему законодательству

Если гражданин-предприниматель, который является плательщиком рыночного сбора, фактически его не платит (уволенный от налогообложения согласно решениям органов местного самоуправления, принятыми в пределах их полномочий, или осуществляет торговую деятельность со стационарных пунктов продажи товаров), такой плательщик не может применять данную альтернативную систему налогообложения.

Ограничение, установленное для плательщиков фиксированного подоходного налога относительно количества нанимаемых работников (5 лиц, включая

членов семьи гражданина-предпринимателя), вдвое жестче от аналогичного ограничения для плательщиков единого налога. Исходя из формулирования ст. 14 Декрета, речь идет не о среднеучетном количестве наемных работников, а о том, что физический лицо - субъект предпринимательской деятельности не может вместе с тем иметь трудовые отношения с более чем пятью гражданами, включая членов семьи  с которыми оформленные трудовые соглашения.

ГНА Украины разъяснила, что субъект предпринимательской деятельности - плательщик фиксированного налога не может привлекать для осуществления деятельности по продаже товаров и предоставление сопутствующих этой продажи услуг на рынках лиц (включая членов своей семьи), с которыми не заключительные трудовые соглашения, поскольку это поднимает условия, которые разрешают применять способ налогообложения доходов за фиксированным размером налога.

С точки зрения контроля за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности ограничения относительно количества наемных работников нужно обратить внимание на то, что для плательщиков фиксированного подоходного налога, в отличие от плательщиков единого налога, не треба получать в налоговой инспекции справку на каждый со своих рабочих. Однако ведомости относительно наемных работников (вместо справки) содержатся в патенте, которым заверяется право субъекта предпринимательской деятельности платить подоходный налог в фиксированном размере кроме того, органы налоговой службы имеют возможность получить от службы занятости информацию относительно количества зарегистрированных каждым предпринимателем трудовых договоров, но это можно сделать только за отдельными запросами.

Ограничение объема деятельности, установленное для плательщиков фиксированного подоходного налога, есть более жестким сравнительно с упрощенной системой налогообложения. Согласно ст. 14 Декрета максимальный валовой доход, при котором еще может быть примененный фиксированный подоходный налог, равняется 7 000 необлагаемых минимумов доходов граждан. Размер последнего сейчас равняется 17 грн на месяц, поэтому в абсолютном измерении валовой доход

гражданина-предпринимателя не может быть большим за 119 тыс. грн (соответствующий показатель для упрощенной системы налогообложения физический лиц - субъектов предпринимательской деятельности равняется 500 тыс. грн).

В момент принятия решения о применении фиксированного подоходного налога  при определении размера валового дохода нужно учитывать не только доходы от той деятельности, которая будет облагаться налогами за этой системой налогообложения, а и все другие составу валового дохода.

Период, за который определяется валовой доход, равняется 12 месяцам, причем при переходе в уплату фиксированного подоходного налога необходимо учитывать валовой доход именно за предыдущие 12 месяцев, а не за предыдущий год, как это предусмотрено для плательщиков единого налога.

Ассортиментные ограничения для граждан-предпринимателей, которые платят фиксированный подоходный налог, касаются только ликероводочных напитков и табачных изделий. К перечню «запрещенных»
товаров не входят горюче-смазочные материалы, торговлю которыми не
могут осуществлять физический лица - плательщики единого налога. Вместе с тем считать, что плательщики фиксированного подоходного налога
имеют привилегированное положение относительно ассортиментного перечня товаров, было бы не совсем верным.

Дело в том, что согласно п. 41 и 47 Правил [68] на рынках запрещается продажа таких продовольственных и непродовольственных товаров:

хлеба и хлебобулочных изделий, алкогольных напитков и табачных изделий (физический лицами, которые не являются субъектами предпринимательской деятельности);

кондитерских и кулинарных изделий, полуфабрикатов из мяса и рыбы (фарша, котлет, кровяных и домашних колбас, зельцю, студня, икры рыбной и т.п.), а также консервированных продуктов (овощей, мяса, рыбы, икры и других консервов), изготовленных в домашних условиях;

готовых продуктов животного происхождения промышленного производства - масла сливочного, сырел, колбас, копчение и т.п. без наличия документов, которые удостоверяют их качество и безопасность (копии сертификата соответствия или свидетельства о признании, если продукция подлежит обязательной сертификации, и копии документа производителя, который подтверждает надлежащее качество товара, а также соответствующих ветеринарно-санітарних документов);

животных, рыб и растений, занесенных к Красной книге Украины, дыши дикорастущих растений, в том числе врачебных полевых цветов;

тропических фруктов и овощей без документов, которые подтверждают источник их приобретения и прохождение фитосанитарного контроля;

зерновых, крупяных продуктов, загрязненных семенами вредных сорняков;

огнестрельного, газового, пневматического, холодного оружия, боевых припасов и специальных средств самообороны;

готового армейского снаряжения, а также тканей, которые используются для его производства, других товаров военного ассортиментов, форменного обмундирования;

белизны со штампом организаций и предприятий;

наркотических средств;

горючего для транспортных средств, керосина, мазута;

баллонов с бытовым газом;

пиротехнических изделий и взрывных средств;

порнографических изданий;

игрушечного оружия с пластиковыми кульками.

Кроме того, Правилами утвержденный перечень товаров, которые могут продаваться только при наличии лицензии или при соблюдении определенных условий их реализации и хранения.

С точки зрения сферы применения фиксированный налог имеет определенные преимущества перед упрощенной системой налогообложения в связи с отсутствием некоторых ограничений, что предусмотренные для них действующим законодательством.

Так, в частности в Декрете прямо не установленное предостережение относительно отсутствия бюджетной задолженности на момент перехода на фиксированный подоходный налог. Что правда, авансовый характер уплаты фиксированного налога автоматически обеспечивает отсутствие непогашенных налоговых обязательств и подоходного налога, но наличие задолженности из других налогов и сборов (например, из налога с владельцев транспортных средств или земельного налога), —соответствующего законодательства этой упрощенной системы.

5. Плата за торговый патент

С 1996 г. в Украине внедрено такой налоговый платеж, как плата за патент.

Согласно Постановления Кабинета Министров Украины от 27.04.1998 г. № 576 патентованию подлежат такие виды деятельности:

торговая деятельность (за наличные средства, а также с использованием других форм расчетов и кредитных карточек);во всех пунктах продажи;

деятельность по обмену наличных валютных ценностей;

деятельность из предоставление услуг в сфере игорного бизнеса;

деятельность из предоставление бытовых услуг.

Торговый патент — государственное свидетельство, которое удостоверяет право субъекта предпринимательской деятельности заниматься тем или другим видом деятельности.

Плательщиками за торговый патент есть юридические лица и субъекты предпринимательской деятельности, которые не имеют статуса юридического лица, — резиденты и нерезиденты, а также их отделенные подразделы, которые занимаются предпринимательской деятельностью, что является объектом уплаты за торговый патент.

Законами предполагается торговая деятельность без приобретения торгового патента. Не платят стоимости торгового патента:

— предприятия и организации Укрспилки, военной торговли, аптеки, которые находятся в государственной собственности, торгово-виробничі государственные предприятия рабочего снабжения в селах, поселках и городах районного подчинения;

— субъекты предпринимательской деятельности — физический лица, которые:

а) осуществляют торговую деятельность по лоткам, прилавкам и
платят рыночный сбор (плату) за место для торговли
продукцией в пределах рынков всех форм собственности;

б) платят налог на промысел в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

в) осуществляют продажу выращенных в личном подсобном
хозяйстве, на приусадебной, дачной, садовом и огородном
участках продукции растениеводства, скота, кролей, нутрий, птицы, продукции собственного пчеловодства;

г) платят государственную пошлину за нотариальное удостоверение
договоров об отчуждении собственного имущества, если товары
каждой отдельной категории отчуждаются не чаще
однажды на календарный год;

д) платят фиксированный налог согласно законодательству о налогообложении доходов физический лиц;

— субъекты предпринимательской деятельности, созданные общественными организациями инвалидов, которые имеют налоговые льготы согласно действующему законодательству и осуществляют торговлю исключительно продовольственными товарами отечественного производства и продукцией, изготовленной на предприятиях Украинского общества слепых и Украинского общества глухих.

Без приобретения торгового патента субъекты предпринимательской деятельности или их структурные подразделы осуществляют торговую деятельность исключительно с использованием таких видов товаров отечественного производства:

хлеб и хлебобулочные изделия;

мука пшеничная и ржаное;

соль, сахар, масло подсолнечное и кукурузная;

молоко и молочная продукция, кроме молока и сливок сгущенных с добавками и без них;

продукты детского питания;

безалкогольные напитки;

мороженое;

говядина и свинина;

домашняя птица;

яйца:

рыбы;

ягоды и фрукты;

картофель и плодоовощная продукция;

комбикорма для продажи населению.

Также не нуждается в патентовании:

— реализация субъектом предпринимательской деятельности продукции собственного производства физический лицам, которые находятся с ним в трудовых отношениях, через пункты продажи товаров, встроенные в производственные или административные помещения этого субъекта;

деятельность субъектов предпринимательской деятельности по закупке у населения продукции, если дальнейшая ее реализация происходит по расчетам в безналичной форме (пункты приема стеклотары, макулатуры, отходов бумажных и картонных, заготовка сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;

деятельность в торговельно-производственной сфере (общественное питание) на предприятиях, в учреждениях, организациях, в том числе в учебных заведениях, из обслуживания исключительно работников этих предприятий, учреждений, организаций и учеников и студентов в учебных заведениях.

Льготный торговый патент выдается субъектам предпринимательской деятельности или их структурным подразделам, которые осуществляют торговую деятельность исключительно с использованием таких видов товаров отечественного производства:

почтовые марки, открытки, приветственные открытки и конверты непогашенные, ящики, коробки, мешки, сумки и другая тара из дерева, бумаги и картона, который используется для почтовых отправлений предприятиями Государственного комитета связи Украины, и фурнитура к ним;

периодические издания печатных средств массовой информации (независимо от страны их происхождения);

проездные билеты;

товары народных промыслов (кроме антикварных и тех, что представляют культурную ценность согласно перечню, который устанавливается Министерством культуры Украины);

готовые лечебные средства и витамины для населения, ветеринарные препараты, бумага туалетная, зубные пасты и порошки, косметические салфетки, детские пеленки, тампоны, другие виды санитарно-гигиенических изделий из целлюлозы или ее заменителей, термометры, индивидуальные диагностические приборы (независимо от страны их происхождения);

уголь, угольные брикеты, топливо печное бытовое, газ осветительный и газ сжижен, торф топливный кусковой, торфяные брикеты и дрова для продажи населению;

мило хозяйственное, а также спички (независимо от страны их происхождения)

семена овощных, бахчевых, цветковых культур, кормовых корнеплодов и картофеля (независимо от страны его происхождения).

Субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществляют продажу периодических изданий печатных средств массовой информации, получают льготный торговый патент на торговлю сопутствующей продукцией за таким перечнем:

печатные книги в твердой или мягкой обложке отечественных производств;

книги для разрисовывания, ноты, карты географические или гидрографические, включая атласы, глобусы и топографические планы, открытки почтовые, приветственные открытки, конверты, картинки переводные, тетради и книжки для записей, блокноты, бумага печатная, для рисования и копирование, бланки, журналы регистрационные, календаре, другие канцелярские товары из бумаги или картона (независимо от страны их происхождения);

ручки, карандаше, инструменты для черчения, кисти, мольберты, краски, лаки, растворители и закрепители для рисования и живописи, полотно, багеты, рамки и подрамники для картин, скоросшивателе, другая канцелярская и конторская принадлежности, кроме изготовленных из драгоценных и полудрагоценных металлов (независимо от страны их происхождения).

Субъекты предпринимательской деятельности, которые реализуют инвалидам товары повседневного употребления и продукты питания через торговые учреждения, созданные для этой цели общественными организациями инвалидов, получают льготный торговый патент.

Также получают льготный торговый патент субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществляют торговую деятельность на территории военных частей и военных учебных заведений исключительно товарами военной атрибутики и повседневного употребления для военнослужащих.

Стоимость торгового патента устанавливается органами местного самоуправления в зависимости от вида деятельности, места нахождения пункта продажи и ассортиментов товаров в пределах таких предельных уровней (за календарный месяц):

на территории г. Киева, областных центров - от 60 до 320 гривен;

на территории г. Севастополя, мост областного подчинения (кроме областных центров) и районных центров - от 30 до 160 гривен;

— на территории других населенных пунктов — до 80 гривен.

Если пункты продажи товаров расположены в курортных местностях или на территориях, близлежащих к таможням, других пунктов перемещений через таможенную границу, органы местного самоуправления, в бюджеты которых направляется плата за торговый патент, могут принять решение относительно увеличения платы за торговый патент, но не больше 320 гривен за календарный месяц.

Стоимость торгового патента на осуществление операций по торговле валютными ценностями устанавливается в фиксированном размере 320 гривен за календарный месяц.

Стоимость торгового патента на осуществление операций по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса устанавливается в фиксированном размере (за год):

для использования игрального автомату с денежным или имущественным выигрышем - 1400 гривен;

для использования игрального стола с кольцом рулетки - 64000 гривен;

для использования других игральных столов (специальных столов для казино, кроме столов для бильярда) - 48000 гривен за каждый стол;

для использования кегельбанов, которые вводятся в действие с помощью жетона, монеты или без них, - 2000 гривен за каждый игральный желоб (дорожку);

для использования столов для бильярда, которые вводятся в действие с помощью жетона, монеты или без них, кроме столов для бильярда, которые используются для спортивных любительских соревнований, - 600 гривен за каждый стол для бильярда;

для проведения других видов игорного бизнеса, включая розыгрыши с выдачей денежных выигрышей в наличной форме вне банковских учреждений или в имущественной форме на месте, - 2400 гривен за каждый отдельный вид (место) игорного бизнеса.

Торговый патент на осуществление операций по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса должны быть выдан на каждое отдельное игральное место (игральный автомат, игральный стол).

В случае приобретения льготного торгового патента субъект предпринимательской деятельности вносит одноразовую плату в размере 25 гривен за весь срок действия патента.

Торговый патент выдается за оплату субъектам предпринимательской деятельности государственными налоговыми органами 272

по месту нахождения этих субъектов или местом нахождения их структурных подразделов, субъектам предпринимательской деятельности, которые занимаются торговой деятельностью или предоставляют бытовые услуги (кроме передвижной
торговой сетки), — по
месту нахождения пункта
продажи товаров или пункта по предоставлению бытовых услуг, а субъектам предпринимательской деятельности, которые осуществляют торговлю через передвижную торговую сетку, по месту регистрации этих субъектов.

Срок действия торгового патента составляет:

для осуществления торговой деятельности и предоставление бытовых услуг - 12 календарных месяцев;

для осуществления операций по торговле валютными ценностями - 36 календарных месяцев;

для проводки операций по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса - 60 календарных месяцев.

Для осуществления несистематической торговли можно выкупать краткосрочные патенты: на 1-15 дней; плата за 1 день - 10 грн.

Торговый патент оплачивается ежемесячно до 15 числа месяца, который передует отчетному, а краткосрочный не позднее чем за один день к началу осуществления торговой деятельности.

Оплата стоимости торгового патента на осуществление операций по торговле наличными валютными ценностями и предоставление услуг в сфере игорного бизнеса проводится ежеквартально до 15 числа месяца, который передует отчетному кварталу.

Во время приобретения торгового патента на осуществление торговой деятельности и торговли валютными ценностями, субъект предпринимательской деятельности вносит одноразовую плату в размере стоимости торгового патента за один месяц, а в случае приобретения торгового патента на осуществление операций по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса - за 3 месяца. На сумму, уплаченную во время приобретения торгового патента, уменьшается размер платы за торговый патент, которая подлежит внесению в последний месяц его действия.

Вопросы для самоконтроля

  1.  Что такое Единый налог?
  2.  Какие условия перехода на систему единого налога?
  3.  Ставки единого налога?
  4.  Сроки уплаты и порядок учета единого налога?
  5.  Что такое фиксированный налог и как он рассчитывается?
  6.  Как осуществляется плата за торговый патент?

Литература

  1.  Закон Украины «О системе налогообложения» вот 25.06.91г. № 1251-ХП с изменениями и дополнениями.
  2.  Чиж В.И., Чернякова Т.М., Бондаренко О.В. Налоги и налогообложение в Украине Учебное пособие. - Луганск.: Изд-Во ВУГУ 1999-288с.
  3.  Буряковский     В.В.     и   др.     Налоги.     Учебное     пособие Днепропетровск: Пороги, 1998 - 611с.
  4.  Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. - М. ИНФРА, 1996 - 192с.
  5.  Юткина Т.М. Налоги и налогообложение: Учебник. - М. Инфра, 1999-429с.

1


Доходи від підприємницької діяльності можуть оподаткуватися

За фіксованим розміром податку

Виходячи з розрахункового чистого доходу (витрати розраховуються за встановленими нормами і не потребують документального підтвердження)

Виходячи з чистого доходу, обчисленого як різниця між валовим доходом та витратами, безпосередньо пов’язаними з одержанням такого доходу, які включаються до складу валових витрат виробництва (обігу, а бо підлягають амортизації.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77963. Острый и хронический пиелонефрит 20.61 KB
  Наиболее частым возбудителем пиелонефрита является кишечная палочка реже – стафилококки энтерококки протей клебсиелла. ХП как правило является следствием ранее перенесенного острого пиелонефрита. Факторы способствующие развитию пиелонефрита: нарушение оттока мочи создающее благоприятные условия для роста и размножения микроорганизмов: обратный заброс мочи рефлюксы на различных уровнях вследствие атонии мочевых путей опухоли мочевых путей и предстательной железы почечнокаменная болезнь; нарушение кровоснабжения почек...
77964. Гломерулонефрит 18.25 KB
  Острый гломерулонефрит – острое иммуновоспалительное заболевание почек с преимущественным поражением клубочков и в меньшей степени канальцев и интерстициальной ткани.
77965. Хроническая почечная недостаточность 49 KB
  ХПН не является самостоятельным заболеванием а представляет собой конечную фазу любого прогрессирующего заболевания почек. В норме в почках около 2 млн нефронов клинические проявления ХПН появляются тогда когда остается меньше 30 нефронов. При ХПН нарушается водный баланс развивается полиурия никтурия снижается относительная плотность мочи развивается изостенурия выделение мочи с монотонно низким удельным весом осмотическому давлению мочи = плазмы крови в полиурической фазе развиваются симптомы дегидратации.
77966. Мочекаменная болезнь 15.49 KB
  По химическому составу конкрементов выделяют: оксалаты ураты карбонаты фосфаты и органические камни. Большие камни лежащие в лоханке без движения могут не беспокоить больного или проявляться тупой длительной болью в поясничной области в связи с присоединением воспалительного процесса. Диагностика: клиническая картина изменения в оам небольшая протеинурия гематурия единичные цилиндры и соли рентгенологические методы выявляют уратные цистиновые и смешанные камни сочетают с УЗИ. При уратных конкрементах используются препараты...
77967. Основные симптомы заболеваний мочевыделительной системы. Лабораторные и инструментальные методы диагностики 22.88 KB
  Изменение цвета мочи Нефротический синдром. Преимущественная локализация На нижних конечностях На лице мешки под глазами Время суток К концу дня Утром Характер отеков Плотные ямки остаются долго Мягкие Рыхлые подвижные ямки быстро исчезают Цвет кожи над отеками Цианотичная Бледная Симптомы обусловленные расстройством мочеотделения Полиурия увеличение суточного количества мочи более 2 л Олигурия уменьшение количества мочи менее 500 мл. Анурия – уменьшение суточного количества мочи менее 100150 мл или полное отсутствие...
77968. Организация меню. Создание главного и контекстного меню 54 KB
  Создание главного и контекстного меню Для создания меню используют 2 компоненты: TMinMenu и TPopupMenu расположенные на странице Stndrd. Компонент класса TMinMenu определяет главное меню формы. На форму можно поместить сколько угодно объектов этого класса но отображаться в полосе меню в верхней части формы будет только тот из них который указан в свойстве Menu формы.
77969. Создание и работа со списками 80 KB
  Компонент класса TListBox представляет собой стандартный для Windows список выбора с помощью которого пользователь может выбрать один или несколько элементов выбора. В компоненте предусмотрена возможность программной прорисовки элементов поэтому список может содержать не только строки но и произвольные изображения. Если MultiSelect=Flse совпадает с индексом выделенного элемента TBorderStyle: перечисл Определяет стиль рамки: bsNone нет рамки; bssingle рамка толщиной 1 пиксель Count: Integer; Содержит количество строк в компоненте...
77971. Структура программы. Идентификаторы переменных, констант 57.5 KB
  Программы в Delphi пишутся на языке Object Pscl который является развитием языка Turbo Pscl. Программы работающие в операционных системах семейства Windows называют приложениями. Комментарий во время выполнения программы игнорируется его основное назначение – пояснения к тексту программы.