17961

Финансовая деятельность государства

Лекция

Финансы и кредитные отношения

ЛЕКЦИЯ 1 Финансовая деятельность государства 1. Понятие финансов и сущность финансовой деятельности государства. 2. Принципы и методы финансовой деятельности государства. 3. Финансовая система Украины ее состав. 4. Система и правовое положение органов вл...

Русский

2013-07-06

131.5 KB

18 чел.

ЛЕКЦИЯ 1

Финансовая деятельность государства

§ 1. Понятие финансов и сущность финансовой деятельности государства.

§ 2. Принципы и методы финансовой деятельности государства.

§ 3. Финансовая система Украины, ее состав.

§ 4. Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства.

§ 5. Правовые формы финансовой деятельности

§ 1. Понятие финансов и сущность

финансовой деятельности государства

Термин «финансы» произошел от французского finanse — «уплата денег», что, в свою очередь, происходит от латинского finis — окончание дела, денежного спора, срок уплаты чего-либо. А уже с XVII в. этот термин становится международным и применяется для определения всех отношений, связанных с доходами и расходами государства. В экономической и правовой литературе понятие «финансы» обычно рассматривается в двух аспектах:

как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе мобилизации, распределения и использования фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач;

как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих функций.

Финансы — это не только сами денежные средства, а и отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода.

Таким образом, финансы Украины — это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и нужд населения. Посредством финансов происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта, и контроль за удовлетворением общественных потребностей.

Центральное место в финансовой системе Украины принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств соответствующих государственных и административно-территориальных образований. В финансовую систему Украины также включаются финансы юридических лиц и граждан.

Все финансовые ресурсы в государстве подразделяются на централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Централизованные фонды находятся в распоряжении государства как субъекта власти. К ним относится государственный бюджет, бюджеты местных советов, целевые фонды — пенсионные фонды, фонды социального страхования, профсоюзов. Децентрализованные фонды образуются во всех отраслях народного хозяйства.

Государственные финансы — это система денежных отношений, которые, возникли одновременно с государством и неразрывно связаны с его существованием и функционированием.

Финансовая деятельность государства — одна из наиболее важных сфер ее деятельности, которая проявляется в отношениях, регламентируемых законодательством

Украины. На современном этапе, когда в Украине осуществляется переход к рыночным отношениям, значение финансовой деятельности государства возрастает. Государство при управлении социальными и экономическими процессами активно использует такие экономические рычаги, как деньги, кредит, налоги и т.д. Финансовая деятельность обуславливает процесс развития экономики в государстве. Итак, финансовая деятельность государства — это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению (перераспределению) и использованию финансовых ресурсов в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Характеризуя финансовую деятельность государства, следует подчеркнуть, что это особая сфера государственного управления, специальной задачей которой является планомерная мобилизация средств для всех других сфер его деятельности.

§ 2. Принципы и методы финансовой деятельности государства

Термин «принцип» происходит от латинского «principium» и означает «начало», «основа». Финансовая деятельность государства основана на определенных принципах, то есть основополагающих идеях, выраженных в праве, что придает этим идеям общеобязательный характер со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. Содержание этих принципов определяется Конституцией Украины, а также иными нормативными актами. Среди основных принципов можно выделить следующие:

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью массовой информации, содержания проектов правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и других решений государственных органов.

Принцип плановости финансовой деятельности означает, что каждая сфера этой деятельности базируется на основе финансово-плановых актов, требования к которым закреплены в соответствующих нормативных актах. Государство не может нормально функционировать и развиваться, не рассчитав свои доходы и расходы на следующий год, а для этого необходимо иметь главный плановый акт в государстве — бюджет, а также другие плановые акты — сводный баланс расходов и доходов (в министерствах), баланс доходов и расходов (на предприятиях), смета доходов и расходов (в учреждениях и организациях), кредитный план и кассовый план (в банках).

Принципом финансовой деятельности является распределение функций между представительными и исполнительными органами власти. Законодательство подробно регламентирует четкое разделение полномочий различных органов власти в области финансовой деятельности.

Следующий принцип, вытекающий из предыдущего, — это приоритет представительных органов власти перед исполнительными в сфере финансовой деятельности.

Еще одним принципом, обеспечивающим стабильное осуществление государством своих функций, является приоритетность публичных расходов относительно доходов казны.

Принцип учета и контроля предполагает наличие в государстве нормативного акта, устанавливающего единую методику бухгалтерского учета (постановление Кабинета Министров Украины № 25 1993 года «Об организации бухгалтерского учета в Украине»), а также осуществление специально уполномоченными на то государственными органами контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы. Это означает, что финансовому контролю подлежит процесс расходования государственных средств, своевременность и полнота мобилизации государственных ресурсов, законность доходов и расходов различных звеньев финансовой системы, соблюдение ими правил учета и отчетности.

В качестве принципов финансовой деятельности также следует указать единство финансовой деятельности и денежной системы государства, принцип социальной направленности финансовой деятельности, а также ее самостоятельность в установленных законодательством пределах.

Методы финансовой деятельности — это совокупность приемов и средств, с помощью которых уполномоченные государством органы от его имени формируют, распоряжаются и используют фонды денежных ресурсов.

Финансовая деятельность проявляется в разнообразных методах. Методы осуществления финансовой деятельности в юридической литературе принято делить на две группы: методы формирования денежных средств и методы их распределения и использования.

Методы мобилизации фондов денежных средств, в свою очередь, делятся на обязательные и добровольные. Обязательный метод формирования состоит в безвозмездном и принудительном изъятии государством части денежных средств у их собственников.

Среди таких методов важнейшим и наиболее действенным методом является налоговый метод — метод установления налогов. Кроме этого, обязательный метод формирования денежных ресурсов включает в себя различные государственные сборы (дорожные, таможенные и др.), штрафы, плату за использование природных ресурсов, обязательное страхование (страхование ответственности, страхование имущества и т.д.). К этой группе относятся также платежи в централизованные специальные фонды денежных средств (пенсионный фонд, фонд социального страхования, чернобыльский фонд и др.), которые в литературе принято называть «социальными» налогами.

В отличие от налогового метода, которому свойственны в определенной степени принудительный (обязательный) характер изъятия денежных средств, применяется и метод добровольных взносов — покупка государственных ценных бумаг, проведение лотерей, пожертвования, вклады в банки и т.д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются два основных метода, метод финансирования и кредитования.

Метод финансирования выражается в безвозмездном, безвозвратном, целевом представлении денежных средств. В зависимости от того, из какого государственного фонда выделены средства, различают бюджетное финансирование (финансовые ресурсы выделяются из Государственного бюджета), ведомственное финансирование (средства выделяются из ведомственных фондов), а также возможно финансирование из внебюджетных фондов. В зависимости от того, кому и на каких условиях предоставлены денежные ресурсы, различают дотации, субвенции, субсидии и т.д.

Под термином «дотация» понимают предоставление денежных средств кому-либо в целях покрытия недостатка собственных средств. Различают два вида дотаций:

  1.  помощь, выделяемая предприятиям, организациям, учреждениям на покрытие убытков, обусловленных независящими от них причинами;
  2.  бюджетная дотация — безвозмездная, безвозвратная

помощь вышестоящего бюджета нижестоящему, которая не носит целевого характера и предоставляется в случае превышения расходов над доходами. Субвенция — это бюджетная дотация, предоставляемая вышестоящим бюджетом нижестоящему для определенного целевого использования. В случае нарушения условий их использования, а также неиспользованные в течение бюджетного года субвенции подлежат возврату в вышестоящий бюджет.

Субсидия — это вид целевой помощи в денежной или натуральной форме юридическим или физическим лицам, органам местного самоуправления, другим государствам, предоставляемый за счет средств бюджета или целевых фондов.

Кредитование означает выделение (предоставление) денежных средств на условиях возмезности (платности) и возвратности. Финансирование применяется в отношении государственных организаций, метод кредитования — как в отношении государственных организаций, так и иных негосударственных организаций.

§ 3. Финансовая система Украины, ее состав

В структуру финансов как целостной категории входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов.

Финансовый институт — группа однородных экономических отношений, регулируемых правом и взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств.

Совокупность, входящих в состав финансов Украины финансовых институтов и иных звеньев в их взаимосвязи, образует финансовую систему Украины.

В материальном смысле финансовая система представляет собой совокупность денежных фондов. Под денежным фондом понимается относительно обособленная часть денежных средств государства, предназначенная для определенных целей1.

Финансовую систему Украины составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:

бюджетная система с входящими в нее Государственным бюджетом Украины, бюджетом Автономной Республики Крым и местными бюджетами;

внебюджетные целевые фонды;

финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

финансы страхования;

кредит (государственный и банковский).

Центральное место в финансовой системе принадлежит бюджетной системе, с помощью которой образуются фонды денежных средств соответствующих административно-территориальных единиц.

В финансовую систему Украины также включаются финансы юридических и физических лиц.

Характеризуя финансы юридических лиц, следует указать, что в их состав входят такие государственные внебюджетные фонды, играющие важную роль в обеспечении социальной защищенности граждан. Это Пенсионный фонд Украины, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения.

В финансовую систему включаются и негосударственные фонды (например, негосударственные пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды общественных и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

Местные финансы. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки, гласности и осуществляется в соответствии с Конституцией Украины, законами Украины, уставами муниципальных образований, другими правовыми актами органов местного самоуправления.

Местные финансы определяются как совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Таким образом, местные финансы входят в структуру финансовой системы Украины в качестве ее самостоятельного звена.

§ 4. Система и правовое положение органов власти, осуществляющих финансовую деятельность государства

Государство руководит и направляет финансовую деятельность через свои органы, которые наделены для этого специальной компетенцией. Особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти, однако, масштабы и степень такого участия неодинаковы.

Так, в соответствии с Конституцией Верховная Рада Украины утверждает Государственный бюджет, осуществляет контроль за его выполнение, принимает решение по отчету о выполнении Государственного бюджета, а также утверждает решения о предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам и международным организациям, а также о получении Украиной от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций займов, не предусмотренных Государственным бюджетом Украины, осуществляет контроль за их использованием (ст. 85 Конституции). Исключительно законами Украины Верховная Рада устанавливает: Государственный бюджет и бюджетную систему Украины, систему налогообложения, налоги и сборы, основы создания и функционирования финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков; статус национальной валюты, а также статус иностранных валют на территории Украины; порядок образования и погашения государственного внутреннего и внешнего долга; порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг, их виды и типы (ст. 92 Конституции). Президент Украины как глава государства обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, исходя из положений Конституции и законов, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, соответственно которой строится финансовая политика, осуществляет руководство финансовой деятельностью.  Президент назначает министра финансов, представляет на утверждение Верховной Рады кандидатуру председателя Национального банка Украины и назначает половину состава Совета Национального банка. Глава государства наделен полномочиями по созданию в пределах средств, предусмотренных в Государственном бюджете Украины, консультационных, совещательных и других вспомогательных органов и служб.

Президент наделен правом вето относительно принятых Верховной Радой законов с последующим возвращением их на повторное рассмотрение в Верховную Раду, а также может отменять акты Кабинета Министров Украины и акты Кабинета Министров Автономной Республики Крым (ст. 106 Конституции Украины).

Правительство Украины осуществляет свои полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, определенные Конституцией и законами Украины, актами Президента. Кабинет Министров Украины является высшим органом в системе органов исполнительной власти. Кабинет Министров ответственный перед Президентом Украины, подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины в пределах, предусмотренных статьями 85, 87 Конституции Украины. В области осуществления финансовой деятельности ст. 116 Конституции определяет такие основные функции правительства Украины как обеспечение проведения финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики, разработка законов о Государственном бюджете Украины и обеспечение исполнения, утвержденного Верховной Радой, Государственного бюджета Украины, предоставление Верховной Раде отчетов о его исполнении. Перечень указанных направлений деятельности Кабинета Министров не является исчерпывающим, так как правительство выполняет еще целый ряд функций, в том числе и связанных с управлением финансами государства.

Исполнительные местные органы, органы местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансов в пределах своей компетенции.

Органы государственного управления, выполняя свои основные функции и задачи в определенной сфере деятельности, осуществляют одновременно и финансовую деятельность, которая обеспечивает выполнение ими своих основных задач и функций.

Для осуществления финансовой деятельности, в качестве основной функции, были созданы специальные органы государственного управления:

  •  Министерство финансов Украины;
  •  Министерство финансов Автономной Республики Крым;
  •  Государственное казначейство Украины;
  •  Государственная налоговая администрация Украины;
  •  Счетная палата Украины;
  •  Национальный банк Украины.

Систему финансово-кредитных органов возглавляет Министерство финансов Украины. В эту систему также входят: Министерство финансов Автономной Республики Крым, финансовые управления областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, финансовые отделы районных, городских и районных в городах государственных администраций.

Министерство финансов Украины в соответствии с Положением, утвержденным 26 августа 1999 г., является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой политики и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти.

Кроме указанных, задачами Министерства финансов Украины также являются:

  •  осуществление вместе с другими органами исполнительной власти анализа современной экономической и финансовой ситуации в Украине, а также перспектив ее развития;
  •  разработка стратегии относительно внутренних и внешних займов государства и погашения государственного долга;
  •  разработка проекта Государственного бюджета Украины и обеспечение порядка его исполнения;
  •  обеспечение концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Украины;
  •  осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;
  •  участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
  •  совершенствование бюджетной системы.

Минфин Украины:

  •  принимает участие в разработке перспективных показателей экономического и социального развития Украины в настоящее время и на перспективу; составляет проект Государственного бюджета, определяет порядок и срок предоставления органами исполнительной власти всех уровней материалов для подготовки проекта Государственного бюджета; принимает участие в разработке и осуществлении мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики; координирует в пределах своих полномочий деятельность центральных органов исполнительной власти, связанную с обеспечением полного и своевременного поступления налогов и сборов в Государственный бюджет и местные бюджеты; разрабатывает предложения по формированию государственной налоговой политики и проводит аналитические исследования влияния налоговой политики на экономический рост и эффективность действующей системы налогообложения; осуществляет по «поручению Кабинета Министров выпуск государственных ценных бумаг; сотрудничает с международными финансовыми организациями в пределах своих полномочий; утверждает в установленном порядке планы счетов, типовые формы бухгалтерского учета и отчетности, инструкции по их применению; осуществляет контроль в рамках своих полномочий за целевым использованием средств государственного и местных бюджетов, а также осуществляет многие другие функции, необходимые для выполнения возложенных задач.

В связи с этим Министерство финансов Украины наделено правом:

  •  получать от центральных и местных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления информацию, документы и материалы, необходимые для разработки проекта Государственного бюджета Украины, осуществления расчетов и составления отчетов о его выполнении; - получать в установленном порядке от банковских и других финансово-кредитных учреждений сведения об операциях и состоянии текущих бюджетных счетов предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, которые используют средства государственного бюджета и государственных внебюджетных фондов;
  •  в пределах своих полномочий издает приказы, организовывает и контролирует их выполнение и т.д.

Государственное казначейство Украины было создано Указом Президента от 27 апреля 1995 г. № 335 как особое подразделение Министерства финансов Украины, входящее в систему органов исполнительной власти.

Единую систему органов Государственного казначейства Украины составляет: Главное управление и его территориальные органы-управления Государственного казначейства в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе с отделами в районах, городах и районах в городах.

Главные задачи органов казначейства:

  •  организация, осуществление и контроль за исполнением государственного бюджета;
  •  осуществление управления средствами государственного бюджета, в т.ч. в иностранной валюте, средствами государственных внебюджетных фондов и внебюджетными средствами учреждений и организаций, которые содержатся за счет средств государственного бюджета;
  •  осуществление финансирования расходов государственного бюджета;
  •  учет кассового выполнения государственного бюджета, составление отчетности о его выполнении;
  •  осуществление управления государственным внутренним и внешним долгом;
  •  распределение между государственным бюджетом и бюджетами Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя отчислений с налогов, сборов и обязательных платежей по нормативам, утвержденным Верховной Радой Украины;
  •  осуществление контроля за поступлением и использованием средств государственных внебюджетных фондов;
  •  разработка и утверждение нормативно-методических документов по вопросам бухгалтерского учета, отчетности и организации исполнения бюджетов всех уровней.

Государственное казначейство в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, указами Президента Украины, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров, Украины, приказами Министра финансов и Положением о Государственном казначействе Украины.

Согласно вышеуказанного Положения, Главное управление Государственного казначейства возглавляет заместитель министра финансов — начальник Главного управления государственного казначейства, который назначается в соответствии с действующим законодательством. Кабинет Министров по представлению Министра финансов назначает заместителей начальника Главного управления Государственного казначейства.

Начальники управлений Государственного казначейства в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе назначаются начальником главного управления Государственного казначейства, а начальники отделов Государственного казначейства в районах, городах и городских районах — начальниками вышестоящих органов Государственного казначейства.

Государственная налоговая администрация Украины создана Указом Президента Украины от 22 августа 1996 г. Государственная налоговая администрация Украины является центральным органом исполнительной власти, главными задачами которого является:

  •  осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты налогов, сборов, других обязательных платежей, установленных законодательством;
  •  принятие решений относительно применения финансовых санкций и административных штрафов к нарушителям налогового законодательства и обеспечение их взыскания, защита интересов государства в судебных органах по делам, касающимся уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей;
  •   принятие нормативных и методических документов по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета и отчетности.

Государственную налоговую администрацию Украины возглавляет Председатель, который по должности приравнивается к министру. Глав государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, а также главу Государственной налоговой администрации Украины назначает на должность и освобождает с должности Президент Украины.

Глав государственных налоговых администраций в районах, городах и районах в городах назначают на должность и освобождают с должности соответственно главы государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах. Государственной налоговой администрации Украины подчинены подразделения Министерства внутренних дел Украины по борьбе с уголовным утаиванием прибыли от налогообложения. Счетная палата, созданная Верховной Радой Украины, является постоянно действующим органом финансового контроля. Счетная палата осуществляет свою деятельность самостоятельно, независимо от каких-либо других органов государства.

Закон Украины «О Счетной палате Украины» определяет задачи Счетной палаты:

  •  организация и осуществление контроля за своевременным исполнением расходной части Государственного бюджета;
  •  осуществление контроля за образованием и погашением внутреннего и внешнего долга Украины;
  •  контроль за финансированием государственных программ экономического, научно-технического, социального и национально-культурного развития, охраны окружающей природной среды;
  •   анализ установленных отклонений от показателей Государственного бюджета Украины и подготовка предложений по их устранению, а также усовершенствование бюджетного процесса в целом;
  •  регулярное информирование Верховной Рады Украины, ее комитетов о ходе выполнения Госбюджета и состоянии погашения внутреннего и внешнего долга Украины;
  •  исполнение других задач, предусмотренных действующим законодательством.

Счетная палата осуществляет контроль на началах законности, плановости, объективности, независимости и гласности. Для обеспечения выполнения контрольных функций Счетная палата Украины наделена широкими полномочиями: ей предоставлено право проводить финансовые проверки, ревизии в аппарате Верховной Рады, органах исполнительной власти, Национальном банке, других органах, а также на предприятиях и в организациях в рамках, определенных законодательством, получать документацию и информацию относительно финансово-хозяйственной деятельности, информировать о фактах нарушений законодательства правоохранительные органы и т.д.

В состав Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты и члены Счетной палаты: Первый заместитель и заместитель Председателя, главные контролеры и Секретарь Счетной палаты. Для осуществления своей деятельности Счетная палата имеет аппарат согласно штатного расписания.

Председателя Счетной палаты Украины назначает на должность Верховная Рада Украины по предложению председателя Верховной Рады на 7-летний срок с правом назначения на второй срок. Первый заместитель и заместитель Председателя, главные контролеры и Секретарь Счетной палаты назначаются Верховной Радой по предложению председателя Счетной палаты путем тайного голосования на 7 лет.

§ 5. Правовые формы финансовой деятельности

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются государственно-властные действия государственных органов по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и организационными (не имеющими юридического значения). Организационные формы деятельности — это заседания различных комиссий при подготовке проектов бюджета, государственных внебюджетных фондов, совещания в аппарате финансовых органов, работа по разъяснению финансового законодательства населению и т.п. Организационные формы создают предпосылки для появления правовых форм.

Итак, финансово-правовые акты — это организационно-властные предписания государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию, принятые в соответствующей форме в установленном законодательством порядке.

Финансово-правовые акты классифицируются по юридическим свойствам, по органам, издающим их, и по другим основаниям.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения, которые не исчерпывают свою регулятивную силу их однократным применением. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.

Общие правила, установленные в нормативных актах, применяются индивидуальными финансово-правовыми актами к конкретному жизненному случаю. Индивидуальный финансово-правовой акт обращен к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений.

Таким образом, индивидуальные финансово-правовые акты — это акты применения норм права. Принятие их — необходимое условие для практического претворения в жизнь нормативных финансово-правовых актов и выполнения задач по созданию, распределению или использованию финансовых ресурсов государства.

По органам, издающим финансово-правовые акты они делятся на:

а) законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Верховной Радой Украины по вопросам финансовой деятельности государства,

б) подзаконные. Это наиболее многочисленная группа финансово-правовых актов. Сюда входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона.

Характерной особенностью системы финансово-правовых актов является наличие в ней большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием — диспозиция правовой нормы в них выражена в цифровых показателях.

Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, они по сути являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

Существование финансово-плановых актов обусловлено действием принципа плановости в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов.

К финансово-плановым актам относится основной финансовый план государства, Государственный бюджет Украины, а также местные бюджеты, финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления, финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений, кассовый план НБУ и т.д.

Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.

13


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11690. Застосування постійного запамятовуючого пристрою (BIOS) для визначення конфігурації ЕОМ 33 KB
  Практична робота №7 Тема: Застосування постійного запам’ятовуючого пристрою BIOS для визначення конфігурації ЕОМ. Мета: Отримати практичні навички при роботі з базовою системою введення виведення даних BIOS. Структура заняття І. Організаційна частина зан
11691. Програмування таймера 61.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №8 Тема: Програмування таймера. Ціль: Вивчення функцій системного таймера і закріплення практичних навичок роботи з ним. Теоретичні відомості. Усі компютери IBM містять 3х канальніий 16ти розрядний пристрій званий системним таймером. Для...
11692. Діагностика памяті 107 KB
  Лабораторна робота №9 Діагностика пам’яті Ціль роботи: вивчити теоретичний матеріал по даній темі ознайомитися з настроюванням таймінгов памяті в BІOS SETUP ознайомитися з програмами для перевірки й тестування системної памяті MemTest86 TestMem 4 SM Everest вивчити апаратні й...
11693. Програмування клавіатури 44 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №10. Тема: Програмування клавіатури. Ціль: Навчитися управляти перериваннями клавіатури. Теоретичні відомості Порти для роботи з к...
11694. Теория систем и социальные системы бизнеса 246.41 KB
  Теория систем и социальные системы бизнеса В последние годы в мире явно наблюдается возрастание интереса к теоретическим вопросам эффективной организации и ведения бизнеса. Особое внимание уделяется подведению теоретического фундамента под практическую деятельно...
11695. Визначення конфігурації ПК 87.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №9. Тема: Визначення конфігурації ПК. Ціль: Отримати практичні навички програмування визначення конфігурації компютера. Теоретичні відомості У вас є дві можливості визначити модель компютера і отримати деяку інформацію про конфігурац...
11696. Використання розширеної памятіта можливостей XMS драйверів 106.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №12. Тема: Використання розширеної пам’ятіта можливостей XMS драйверів. Ціль: Отримати практичні навички звернення до драйвера розширеної памяті і вивчити її основні функції. Теоретичні ві...
11697. Ознайомлення з функціями драйвера EMS 119.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА №13. Тема: Ознайомлення з функціями драйвера EMS. Ціль: Вивчити здатність роботи з розширеною памяттю. Теоретичні відомості. На відміну від розширеної памяті додаткова память за допомогою спеціальної апаратури і програмного забезпечення в
11698. Многократные равноточные измерения. Точечная оценка результатов наблюдения 470.5 KB
  Многократные равноточные измерения. Точечная оценка результатов наблюдения. 1. Цель работы 1.1. Выбор средства измерения. 1.2. Освоение метода непосредственной оценки при проведении многократных равноточных измерений. 1.3. Освоение метода ...