17962

Предмет, метод и система финансового права

Лекция

Финансы и кредитные отношения

ЛЕКЦИЯ 2 Предмет метод и система финансового права 1. Понятие финансового права. 2. Место финансового права в системе права. 3. Понятие и виды финансовоправовых норм. 4. Финансовоправовые отношения их особенности. 5. Система финансового права. 6. Исто...

Русский

2013-07-06

115.5 KB

6 чел.

ЛЕКЦИЯ 2

Предмет, метод и система финансового права

§ 1. Понятие финансового права.

§ 2. Место финансового права в системе права.

§ 3. Понятие и виды финансово-правовых норм.

§ 4. Финансово-правовые отношения, их особенности.

§ 5. Система финансового права.

§ 6. Источники финансового права.

§ 1. Понятие финансового права

Украина стала суверенным государством с целью развития рыночных отношений и защиты национальных интересов каждого своего гражданина. Важная роль в достижении этих целей отводится финансовому праву.

Финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе плановой аккумуляции, распределения и использования денежных фондов государством, необходимых для выполнения задач, поставленных на каждом этапе его развития.

Специфика отношений, регулируемых нормами финансового права, состоит в том, что они складываются в особой сфере жизни общества — финансовой деятельности государства и местного самоуправления. Присущая финансовому праву развитая и сложная совокупность объективных закономерностей позволяет рассматривать предмет финансового права как отношения, складывающиеся в процессе деятельности государства и муниципальных образований по аккумулированию, распределению и использованию соответствующих фондов денежных средств, необходимых для реализации программы социально-экономического развития.

Общественные отношения, составляющие предмет финансового права, характеризуются следующими признаками:

— имеют имущественный характер;

направлены на образование, распределение и использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов;

одной из сторон всегда выступает государство или его орган.

Более полное представление о структуре предмета финансового права дает его классификация по различным основаниям.

Прежде всего, в зависимости от функций финансовой деятельности, предмет финансового права составляют отношения, складывающиеся в ходе:

  1.  аккумулирования денежных средств в государственные или муниципальные денежные фонды;
  2.  распределения государственных или муниципальных денежных средств;
  3.  использования государственных или муниципальных ресурсов;
  4.  эмиссии денежных знаков;
  5.  осуществления финансового контроля.

В зависимости от институциональной принадлежности выделяются следующие отношения:

  1.  бюджетные;
  2.  возникающие в процессе деятельности государственных или муниципальных внебюджетных фондов;
  3.  по поводу образования государственных или муниципальных доходов;
  4.  по поводу осуществления государственных или муниципальных расходов;
  5.  складывающиеся в процессе финансовой деятельности предприятий, организаций, учреждений;
  6.  налоговые;
  7.  кредитные;
  8.  страховые;
  9.  денежного обращения и расчетов;

10) возникающие в процессе валютного регулирования.

По экономическому критерию общественные отношения подразделяются также на финансовые и нефинансовые.

Финансовыми являются отношения, о посредующие движение денежных средств и обладающие характерными признаками финансов (например, отношения по бюджетному регулированию).

Нефинансовыми являются отношения, в результате функционирования которых не происходит движения денежных средств, однако эти отношения лежат в основе финансовых и направлены на создание, изменение или прекращение финансовых (например, установление налога).

Указанные классификации позволяют сделать вывод о том, что предмет финансового права составляют не все денежные отношения, существующие в обществе, а только определенная их часть, опосредующая процессы образования, распределения и использования государственных и муниципальных фондов денежных средств в общественных интересах. Одновременно с финансовыми отношениями существуют другие группы денежных отношений в обществе, образующие предметы правового регулирования других отраслей права (например, гражданского, трудового и т.д.). Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения.

Дополнительным критерием разграничения отрасли в системе права является метод правового регулирования, под которым понимается совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых обеспечивается правовое регулирование качественно однородных, обособленных общественных отношений.

Основным методом правового регулирования финансового права является метод властных предписаний (императивный, командно-волевой). Такой метод свойственный и другим отраслям права, например, административному. Однако административное право не регулирует финансовых отношений, их специфика определяет необходимость применения финансово-правового метода. Большая часть таких предписаний исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности.

Эти органы связаны с другими органами государства лишь по линии функциональной финансовой деятельности. Здесь нет подчинения в полном объеме как при отраслевом управлении. В связи с этим различна и степень императивности норм, есть особенности выражения в них экономических методов руководства. Примером могут служить кредитные санкции банка.

В нормах финансового права жестко закрепляются требования государства в области финансовой деятельности. Причем степень императивности норм почти не снижается как на уровне закона, так и других подзаконных актов.

Методы финансового права не могут оставаться неизменными, они изменяют свою сущность в зависимости от реформирования финансовых отношений, задачи которых стоят перед государством на современном этапе его развития. В настоящее время применяется актуальность метод рекомендации, который наиболее свидетельствует о постепенном переходе украинской экономики к рыночным отношениям.

§ 2. Место финансового права в системе права

Имея свой предмет и метод правового регулирования, финансовое право обоснованно признается самостоятельной отраслью единой правовой системы государства. Но самостоятельность финансового права не означает его абсолютной обособленности. Финансовое право тесно взаимосвязано со всеми отраслями права, но наиболее тесно связано с конституционным правом, административным и гражданским.

Конституционное право является ведущей отраслью в системе права. Это значит, что его нормы являются определяющими для регулирования общественных отношений всеми отраслями права, в том числе и финансовым.

Так, форма государственного устройства, разделение власти в государстве, соотношение государственной власти и местного самоуправления и многие другие вопросы, урегулированные нормами конституционного права, прямо оказывают влияние на конкретные формы финансовой деятельности. Норма статьи 67 Конституции Украины, закрепившая обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, является базовой для конкретизации прав и обязанностей налогоплательщика в нормах финансового права.

Учитывая выше изложенное, необходимо иметь в виду, что конституционно-правовые нормы, будучи базовыми, для финансового права, остаются в рамках права конституционного и возникающие на их основе правоотношения являются только конституционно-правовыми со всеми присущими им особенностями. Таким образом, конституционное и финансовое право являются смежными отраслями в системе права, но не пересекающимися.

Связь финансового права с административным проявляется прежде всего в том, что устанавливаемые его нормами принципы исполнительной и распорядительной деятельности органов государственного управления распространяются и на финансовую деятельность нашего государства. В финансовом праве применяются и административные методы воздействия на общественные отношения, в которых один из субъектов (например, финансовый орган) наделен властными функциями по отношению к другому (к гражданину, обязанному уплатить налог). Но если в административном праве главным в предмете регулирования являются отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, то в финансовом — это отношения в области мобилизации, распределения и использования денежных фондов государства.

Поскольку финансовые отношения содержат в себе элементы имущественного характера (направленные на образование необходимых государству фондов денежных средств), правомерна постановка вопроса о связи финансового права с гражданским правом, которое регулирует имущественные отношения, обусловленные использованием денежных реформы. Гражданское право не регулирует отношения по образованию и использованию необходимых государству фондов денежных средств. Субъекты гражданского права выступают по отношению друг к другу в качестве экономически обособленных и юридически равных сторон, что для финансового права не характерно. Следовательно, как предмет так и методы воздействия на общественные отношения у этих отраслей права различны. Однако есть такие области финансовой деятельности государства, которые регулируются одновременно как нормами финансового, так и нормами гражданского права. Это кредитные, расчетные, страховые и другие.

Аналогичным образом может быть прослежена и связь финансового права с другими отраслями — аграрным, уголовным, что свидетельствует о тесном взаимодействии различных отраслей права.

§ 3. Понятие и виды финансово-правовых норм

Норма в переводе с латинского языка означает правило, точное предписание, образец. Иначе говоря, норма представляет собой сведения о должном поведении в тех или иных условиях.

Финансово-правовые нормы — это первичные элементы, клеточки, которые включают финансовое право. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но имеют и особенности характерные для этой отрасли права.

Как правовая норма, она характеризуется следующими общими чертами:

содержится в нормативно-правовых актах или в других источниках, принимаемых компетентными органами государства, должностными лицами, органами местного самоуправления.

становится общеобязательной для всех участников регулируемых общественных отношений;

- реализация этой нормы, признанной государством, обеспечивается его принудительной силой.

Главная особенность финансово-правовых норм состоит в том, что они носят государственно-властный, императивный характер. Государство предписывает правила поведения юридическим лицам, гражданам в области финансовой деятельности. Требования к участникам финансово-правовых отношений выражаются в категорической форме. Участники финансовых отношений, урегулированных нормой финансового права, не вправе изменить предписания нормы и условий ее применения.

Учитывая изложенное, под финансово-правовой нормой необходимо понимать установленное государством и обеспеченное нормами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственных денежных фондов, с предоставлением участникам этих отношений юридических прав и возложенных на них юридических обязанностей.

Нормы финансового права структурно разделяются на три компонента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть финансовые правоотношения и указывают на субъектов — участников этих правоотношений. Например, чтобы юридическое лицо уплатило налог на прибыль, оно как минимум должно получать от своей деятельности доход.

Диспозиция — «сердцевина» нормы, содержит предписание о том, как должны поступать участники финансовых отношений, т.е. определяет их права и обязанности. Например, уплата либо не уплата налога.

Санкция — это мера ответственности, применяемая к нарушителям финансово-правовых норм. Это пени и штрафы, применения кредитных санкций банка и другие меры.

Иногда в статье закона формулируется только часть нормы, а другие ее части следует искать в других статьях или в ином нормативном акте. Отсюда следует необходимость различать норму финансового права и статью закона. Кроме того, в одной статье нормативного акта содержится порой две, три нормы и более.

Пониманию нормы права, полному представлению о ее назначении служит классификация норм права.

Классификация финансово-правовых норм осуществляется по различным основаниям.

В зависимости от характера воздействия на участников финансовых отношений они подразделяются на обязывающие, запрещающие, уполномочивающие.

Обязывающие нормы права регулируют активное поведение субъектов и предписывают в категорической форме совершать определенные действия, например, встать на учет в налоговых органах. За неисполнение либо несвоевременное исполнение субъектами финансового права возложенных на них обязанностей со стороны государства применяются различные меры принуждения. Обязывающий характер присущ большинству финансово-правовых норм, что является отражением метода финансового права — метода властных предписаний.

Запрещающие финансово-правовые нормы регулируют пассивное поведение субъектов финансовых отношений и предписывают не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину и законность. Этот вид финансово-правовых норм нацеливает субъектов финансового права на пассивное поведение в виде отказа от совершения запрещенных государством деяний. Например, на совершение кредитных операций коммерческим банком требуется получение лицензии Национального банка Украины.

Уполномочивающие нормы наделяют правом совершать определенные юридически значимые действия, например, уполномочивают налоговые органы контролировать соблюдение налогового законодательства гражданами и юридическими лицами.

Финансово-правовые нормы в зависимости от содержания могут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют содержание финансово-правовых отношений, т.е. состав финансовой системы, юридические факты, правовой статус субъектов финансового права, бюджетное устройство, виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц перед государством определяют объем и направление расходов государства, т.е. закрепляют материальное, денежное содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Процессуальные нормы финансового права устанавливают порядок применения и действия норм материального права. Так, законодатель определяет бюджетный процесс как регламентируемую нормами права деятельность, связанную с составлением, рассмотрением, утверждением бюджетов, их исполнением и контролем за их исполнением, рассмотрением отчетов об исполнении бюджетов (ст. п. 11 ст. 2 Бюджетного кодекса Украины).

В финансовом праве нет такого четкого подразделения на материальную и процессуальную части: большинство институтов в единстве концентрируют и материальные и процессуальные нормы. Однако процессуальные нормы более прослеживаются в бюджетном праве; нормы процессуального характера выделяются и в налоговом праве.

По действию во времени финансово-правовые нормы подразделяются на постоянные (не определены во времени действия) и временные (определены во времени действия).

§ 4. Финансово-правовые отношения, их особенности и виды

Финансовые правоотношения — это общественные от ношения, возникающие при мобилизации, распределении использовании фондов денежных средств и урегулированные нормами финансового права.

Финансово-правовые отношения являются разновидностью правоотношения, поэтому им и присущи черты последнего.

Можно выделить следующие признаки: во-первых, финансовые правоотношения возникают в соответствии с нормами права, которые указывают условия их возникновения и определяют участников. Во-вторых, носят волевой характер. В-третьих, характерна связь сторон в форме юридических прав и обязанностей. Здесь всегда есть две стороны: одна, обладающая субъективным правом (управомоченная) и другая, несущая соответствующие юридические обязательства (обязанная).

Обладая общими с другими правоотношениями чертами, финансовые правоотношения имеют особые характеристики, обусловленные спецификой предмета и метода финансово-правового регулирования. Финансовые правоотношения отличаются тем, что:

а) они возникают в процессе финансовой деятельноети государства;

б) одним из субъектов должен быть соответствующий

возникают они по поводу денег — платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.

Эти отличительные черты, рассматриваемые в единстве, придают финансовым правоотношениям характер государственно-властных имущественных (денежных] правоотношений.

Финансовое правоотношение, как и любое иное органически целое образование, имеет свою строго определенную структуру (состав), т.е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов: субъект, объект и содержание. Субъекты финансового правоотношения - это лица, участвующие в конкретном правоотношении и являющиеся носителями финансовых обязанностей и прав, к которым можно отнести все три основные группы, на которые подразделяются субъекты права: а) общественно-территориальные образования; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты. Но при этом нельзя забывать о том, что одной из сторон в финансовом правоотношении всегда будет выступать государство или его уполномоченный орган. Субъект финансового правоотношения связан с субъектом финансового права, который, реализовав свою правосубъектность, становится субъектом финансово-правового отношения.

В основном субъект финансового права и финансового правоотношения совпадают в одном лице. Например, физическое лицо, организация, реализовав свою финансовую правосубъектность, становятся субъектами финансового правоотношения. Однако в ряде случаев субъект I финансового права и субъект финансового правоотношения могут не совпадать в одном лице.

Главным образом это имеет место тогда, когда государство как субъект финансового права вступает в финансовое правоотношение.

Под объектом финансового правоотношения следует понимать то, на что направлено поведение участников финансового правоотношения, детерминированное их интересами в рамках принадлежащих им субъективных  прав и обязанностей. Объектом являются деньги или денежные обязательства в связи с образованием и использованием денежных фондов,

Права и обязанности субъектов финансового правоотношения образуют юридическое содержание финансового правоотношения.

Субъективное право — это предусмотренная нормами права мера возможного поведения участника правоотношения.

Субъективная обязанность — это предусмотренная нормой права мера должного поведения.

Названные правоотношения можно классифицировать по ряду оснований. Так, по материальному содержанию они делятся на бюджетные, налоговые, в области страхования, кредита (государственного и банковского), расчетов, финансовые правоотношения по поводу регулирования денежного обращения и валютного законодательства.

В зависимости от характера финансово-правовых норм, лежащих в основе финансовых правоотношений, они бывают материальными и процессуальными. Первые возникают на основе материальных норм финансового права и выражают правовой статус субъектов, участвующих в финансовой деятельности государства или муниципальных образований.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование.

Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений является юридический факт. Юридические факты — это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Как и в других отраслях права, к юридическим фактам в финансовом праве относятся действия (правомерные либо неправомерные) и события. События — это явления, не зависящие от воли людей. Например, смерть налогоплательщика. В отличие от событий действия являются осознанными и совершаются по воле человека (Например, правонарушения, договора).

§ 5. Система финансового права

Под системой понимается сложноорганизованное целое, включающее отдельные элементы, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями.

Система предполагает внутреннее строение, структуру, связь, дифференциацию. Система финансового права — это его определенная внутренняя структура (строение, организация), которая складывается объективно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений в финансовой сфере.

Система финансового права позволяет уяснить, из каких подотраслей, институтов, частей состоит эта отрасль права, и как эти составные элементы взаимодействуют между собой.

Финансовое право, как и другие отрасли права, подразделяется на Общую и Особенную части.

Общая часть финансового права охватывает основные начала финансовой деятельности государства, ее задачи, формы и методы ее осуществления, правовые основы финансового контроля, круг и компетенцию органов, участвующих в финансовой деятельности.

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в Особенной части. Особенная часть финансового права включает в себя под отрасли и правовые институты, содержащие нормы права, регулирующие отношения в области бюджета, налогового права, государственных доходов, государственных расходов, кредита, страхования, расчетов, денежного обращения и валютного регулирования.

Основным институтом финансового права является институт бюджетного права, так как в бюджетной системе мобилизируются основные государственные финансовые ресурсы, которые обеспечивают деятельность органов государственной власти.

Бюджет — это доходы и расходы государства, поэтому следующим институтом будет институт государственных доходов, где основными являются нормы, регулирующие налоговые отношения, складывающиеся в государстве как в отношении юридических и физических лиц. Сюда же и относятся институты, объединяющие финансово-правовые нормы, регулирующие децентрализованные фонды денежных средств, а также институт государственного кредита и страхования.

Для функционирования финансовой системы Украины необходимо не только аккумулировать доходы в фонды денежных средств, но и собранные средства правильно направлять и расходовать. Поэтому вслед за институтом государственных доходов идет институт расходов в государстве.

Поскольку финансовая деятельность это деятельность, основывающаяся на деньгах и денежном обращении, то в систему финансового права входит институт — деньги и денежное обращение, а также валютное регулирование.

§ 6. Источники финансового права

Для того, чтобы нормы права могли выполнить свою задачу регуляторов общественных отношений, они должны быть известны их участникам и выражены вовне от имени государства. Таким образом, источники права в формальном смысле — это внешняя форма выражения права, это способ объективирования государственной воли.

Источники финансового права — это конкретные формы его выражения, т.е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы финансового права. Основным источником финансового права является Конституция Украины от 28 июня 1996 г., которая закрепила формы, методы, принципы осуществления финансовой деятельности государства, правовое положение органов государственной власти и управления в этой сфере, принципиальные основные положения финансового права. Следующим нормативно-правовым актом является Бюджетный кодекс Украины 2001 г. Бюджетным кодексом Украины регулируются отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджетов и рассмотрения отчетов об их исполнении, а также контроля за исполнением Государственного бюджета Украины и местных бюджетов. Законодатель в настоящее время работает и над проектом Налогового кодекса.

Важнейшее значение среди источников права имеют законы, например, Закон Украины «О Счетной палате», Закон Украины «О системе налогообложения», и прежде всего закон о государственном бюджете на текущий год. Закон о государственном бюджете устанавливает объем поступающих на счет государства средств и цели их расходования. Особенность этого закона заключается в том, что он принимается на определенный срок — вступает в силу с 1 января и заканчивает свое действие 31 декабря.

В систему источников финансового права включаются также и подзаконные нормативно-правовые акты. Подзаконными являются постановления Верховной Рады, указы Президента, постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины, инструкции и нормативные приказы руководителей министерств и прежде всего Министерства Финансов Украины, распоряжения глав местных государственных администраций, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления и их исполнительных органов.

Частью национального законодательства в соответствии со ст. 9 Конституции Украины являются также действующие международные договора, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство. Идет процесс его изменения, обновления особенно тех финансово-правовых актов, которые способствуют повышению эффективности и действенности таких рыночных механизмов как налоги, денежно-кредитная система и другие.

Систематизация законодательства — это деятельность по упорядочению и усовершенствованию нормативно-правовых актов, сведению их к единой, внутренне согласованной системе.

Целями систематизации являются: устранение противоречий между нормативными актами; повышение эффективности законодательства; обеспечение доступности пользования законодательством для всех субъектов права.

Различают два способа систематизации законодательства:

  1.  Кодификация — способ систематизации, при котором осуществляется существенная переработка и согласование группы юридических норм, связанных общим предметом правового регулирования. Результатом кодификации может быть кодекс, например, Бюджетный кодекс Украины, Налоговый кодекс (проект).
  2.  Инкорпорация — способ систематизации законодательства, состоящий в упорядочении существующих нормативных актов без изменения содержания норм права, которое их составляет. Результатом инкорпорации являются сборники, в которых нормативные акты размещены в хронологическом или алфавитном порядке.

11


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

69015. Р-п структури різного призначення. Випрямні властивості р-n переходу 267 KB
  Їх виготовляють за сплавною або дифузійною технологією. Конструкції малопотужних сплавних і дифузійних діодів однакові. До кристалу з р-n переходом припаюють виводи і розміщують у корпусі на кристалодержаку. Вивід емітера ізольований від корпусу, вивід бази зв’язують з корпусом...
69016. МОДЕЛІ НАПІВПРОВІДНИКОВИХ СТРУКТУР 160 KB
  Бар’єрна ємність визначається нерухомими іонами атомів домішок дифузійна рухомими носіями заряду. Бар’єрна ємність існує при зворотній напрузі дифузійна при прямій. Бар’єрна ємність Бар’єрну ємність СБАР утворює об’ємний заряд нерухомих позитивних іонів атомів домішок Q який розміщується...
69018. Статичні характеристики біполярних транзисторів 290 KB
  Статичні характеристики біполярних транзисторів Вольтамперні характеристики БД Для розрахунку електричних ланцюгів що містять транзистори необхідно знати залежності між струмами і напругами на їх входах та виходах. Вхідна статична характеристика це залежність вхідного струму від...
69019. Робота транзистора в ключовому режимі 131.5 KB
  В апаратурі телекомунікацій часто виникає необхідність використання каскадів, котрі пропускають сигнал або його не пропускають. Такі каскади називають ключовими. Вони будуються на БТ, які працюють у ключовому режимі (режимі перемикання).
69020. Багатопереходні структури. Призначення, будова, класифікація та позначення тиристорів 215.5 KB
  Основу тиристора складає пластинка з монокристалу силіцію з областями p і nтипу які чергуються рис. Анод і катод тиристора мають відводи. Класифікація і позначення тиристорів середньої і малої потужності Крім того відвод у тиристора може бути і від внутрішньої області.
69023. Підсилювальні властивості польового транзистора 394 KB
  Відповідні схеми наведено на рис. а б в Рис. Робота ПТ в режимі підсилення На схемах рис.1 напруга Езм що подається на затвор є напругою зміщення яка необхідна для вибору положення робочої точки на статичних характеристиках рис.