17963

Правовые основы финансового контроля в Украине

Лекция

Финансы и кредитные отношения

ЛЕКЦИЯ 3 Правовые основы финансового контроля в Украине 1. Сущность и назначение финансового контроля. 2. Организация и органы финансового контроля. 3. Формы и методы финансового контроля. 1. Сущность и назначение финансового контроля Контроль за ра

Русский

2013-07-06

132 KB

11 чел.

ЛЕКЦИЯ 3

Правовые основы финансового контроля в Украине

§ 1. Сущность и назначение финансового контроля.

§ 2. Организация и органы финансового контроля.

§ 3. Формы и методы финансового контроля.

§ 1. Сущность и назначение финансового контроля

Контроль за развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Объектом приложения финансового контроля являются прежде всего денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и непроизводственной сфере, во всех звеньях финансовой системы. Непосредственной проверке подлежат такие показатели как выручка от реализации, себестоимость, прибыль, налоги, отчисления в фонды. Финансовым контролем охватываются практически все стороны хозяйственной жизни, где используются деньги или их эквиваленты.

Сущность финансового контроля находит свое отражение в его задачах. К важнейшим задачам финансового контроля необходимо отнести:

  1.  соблюдение действующего законодательства и нормативных актов в финансовой и хозяйственной деятельности;
  2.  содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и величиной денежных доходов государственного бюджета;
  3.  обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой всеми субъектами финансовых правоотношений;
  4.  содействие рациональному расходованию товарно-материальных ценностей и денежных средств на предприятиях и в организациях;
  5.  предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины, бухгалтерского учета и отчетности.

Результатом реализации названых задач является укрепление финансовой дисциплины, что выражается в четком соблюдении установленных предписаний по образованию, распределению и использованию денежных фондов, как государства, так и организаций. Требования финансовой дисциплины распространяются на предприятия, организации, учреждения, граждан и на государственные органы. Таким образом, финансовый контроль обеспечивает интересы государства и способствует охране прав граждан, предприятий и организаций.

Финансовый контроль неотделим от ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение ими правил финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств. Мерой этой ответственности являются финансовые санкции.

Подытоживая сказанное, финансовый контроль — это один из видов финансовой деятельности государства по проверке применения установленных законодательством методов контрольной деятельности, законности и рациональности действий субъектов хозяйствования в процессе создания, распределения и использования денежных фондов государства.

§ 2. Организация и органы финансового контроля

Органами финансового контроля называют органы, специально создаваемые для осуществления контрольных функций, либо органы исполнительной власти, на которые наряду с их основными задачами возлагаются контрольные функции в соответствующей отрасли финансовой сферы.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают государственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств и другие органы. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятия, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурные подразделения (отделы, филиалы) и т.д.

Общественный финансовый контроль выполняют группы, отдельные физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими.

Одной из форм общегосударственного финансового контроля является парламентский контроль. Верховная Рада Украины, а также органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в ходе рассмотрения и утверждения проекта государственного и местных бюджетов и отчета об их исполнении.

В соответствии со ст. 85 Конституции Украины от 28 июня 1996 г. к полномочиям Верховной Рады относится также:

принятие законов;

осуществление контроля за деятельностью Кабинета Министров Украины;

утверждение решений о предоставлении Украиной займов и экономической помощи иностранным и международным организациям, а также о получении Украиной от иностранных государств, банков и международных финансовых организаций займов, непредусмотренных Государственным бюджетом Украины, осуществление за их использованием;

  •  назначение на должности и освобождение от должностей Председателя и других членов Счетной палаты;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Национального банка Украины по представлению Президента Украины;

осуществление парламентского контроля в пределах, определенных Конституцией.

Контроль представительных органов власти осуществляется через комитеты и комиссии, образуемые представительными органами власти на каждом уровне. Однако особая роль в деле финансового контроля принадлежит комитету по бюджету, образованному Верховной Радой Украины. В частности, комитет по бюджету после поступления проекта государственного бюджета в Верховную Раду дает заключение по указанному законопроекту и предложения к проекту Закона «О государственном бюджете Украины».

Помимо указанного, Верховной Радой образован постоянно действующий орган - Счетная палата. Закон Украины «О Счетной палате» от 11 июля 1996 г. определяет ее как постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Верховной Радой Украины и подотчетен ей. Она осуществляет свою деятельность самостоятельно, независимо от каких-либо других органов государства.

Счетная палата состоит из Председателя, заместителей председателя, главных контролеров и аппарата счетной палаты.

Задачами Счетной палаты являются:

организация и осуществление контроля за своевременным исполнением расчетной части Государственного бюджета Украины, расходованием бюджетных средств, в том числе средств общегосударственных целевых фондов, по объемам, структуре и их целевому назначению;

осуществление контроля за образованием и погашением внутреннего и внешнего долга Украины, определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств, валютных и кредитно-финансовых ресурсов;

контроль за финансированием общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального и национально-культурного развития, охраны окружающей среды;

контроль за соблюдением законности в части предоставления Украиной займов и экономической помощи иностранным государствам, международным организациям, предусмотренных в Государственном бюджете Украины;

контроль за законностью и своевременностью движения средств Государственного бюджета Украины и средств внебюджетных фондов в учреждениях Национального банка Украины и уполномоченных банках;

анализ установленных отклонений от показателей Государственного бюджета Украины и подготовка предложений об их устранении, а также о совершенствовании бюджетного процесса в целом;

регулярное информирование Верховной Рады Украины, ее комитетов о ходе исполнения Государственного бюджета Украины и состоянии погашения внутреннего и внешнего долга Украины, о результатах осуществления иных контрольных функций и др. (ст. 2 Закона Украины «О Счетной палате»).

Для решения поставленных задач Счетная палата имеет следующие полномочия:

  1.  осуществляет экспертно-аналитические, информационные и иные виды деятельности, обеспечивающие контроль за использованием средств общегосударственных целевых фондов, средств внебюджетных фондов, за целевым использованием финансово-кредитных и валютных ресурсов при осуществлении общегосударственных программ;
  2.  проводить финансовые проверки, ревизии в аппарате Верховной Рады Украины, органах исполнительной власти, Национальном банке Украины, Фонде государственного имущества Украины, других подотчетных Верховной Раде Украины органах, а также на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности;
  3.  проверять в органах и на объектах денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, схемы расходов и иную документацию о финансово-хозяйственной деятельности, а также осуществлять проверку кассовых операций с наличностью и ценными бумагами, материальных ценностей, их учета, хранения и расходования;
  4.  получать от руководителей проверяемых учреждений и организаций всю необходимую документацию и иную информацию о финансово-хозяйственной деятельности;
  5.  получать от Национального банка Украины, уполномоченных банков и других кредитных учреждений необходимые сведения об осуществляемых ими операциях и состоянии счетов проверяемых учреждений и организаций, от других предприятий и организаций — справки, копии документов по операциям и счетам этих предприятий и организаций;
  6.  организовывать и проводить оперативный контроль за использованием средств Государственного бюджета за отчетный период;
  7.  проводить комплексные ревизии и тематические проверки по отдельным разделам и статьям Государственного бюджета Украины, в том числе бюджетов общегосударственных целевых фондов;
  8.  проводить экспертизу проектов Государственного бюджета Украины, а также проектов законов и иных нормативных актов, международных договоров Украины, общегосударственных программ и других документов, касающихся вопросов государственного бюджета и финансов Украины;
  9.  осуществлять анализ и исследование нарушений и отклонений бюджетного процесса, подготовку и внесение в Верховную Раду Украины предложений по их устранению, а также совершенствованию бюджетного законодательства в целом;

10) готовить и представлять заключения в Верховную Раду Украины и ее комитеты об исполнении Государственного бюджета Украины, в том числе доходов и расходов общегосударственных целевых фондов, финансировании общегосударственных программ за отчетный год;

11) направлять материалы проверок, ревизий и обследований Кабинету Министров Украины, соответствующим центральным органам исполнительной власти, Национальному банку Украины, Фонду государственного имущества Украины, предприятиям, учреждениям и организациям для рассмотрения и принятия, необходимых мер;

12) возбуждать перед Верховной Радой Украины, Президентом Украины, а также органами исполнительной власти ходатайство о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении требований действующего законодательства Украины, вследствие чего причинен материальный ущерб государству;

13) привлекать к проведению проверок, ревизий и обследований на договорных началах квалифицированных специалистов и специалистов-экспертов из других учреждений и организаций, а также работников других государственных контрольных, налоговых и правоохранительных органов с оплатой их труда в необходимых случаях за счет собственных средств (ст. 7 Закона Украины «О Счетной палате»).

При осуществлении своих полномочий Счетная палата осуществляет следующие виды деятельности: контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности.

По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет органам государственной власти, руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений. В случаях выявления в ходе проверки и ревизии фактов хищения государственных средств и иных злоупотреблений Счетная палата передает материалы проверки или ревизии в правоохранительные органы и информирует Верховную Раду Украины.

Одной из форм государственного контроля является президентский контроль, осуществляемый Президентом и его аппаратом.

Президент Украины, как глава государства, наделен правом контроля за соблюдением законности и государственной дисциплины во всех сферах функционирования государственной исполнительной власти. Он является гарантом соблюдения Конституции Украины и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Как глава государства в течение пятнадцати дней после получения закона, касающегося финансовой деятельности, подписывает его, принимая к исполнению, официально обнародует либо возвращает закон со своими мотивированными предложениями в Верховную Раду Украины для повторного рассмотрения. По экономическим вопросам издает Указы. Ему непосредственно подчинена Администрация Президента, которая является постоянно действующим органом и организует контроль за выполнением органами исполнительной власти и их должностными лицами законов Украины, указов и распоряжений Президента Украины, имеет право по поручению Президента ставить перед руководителями соответствующих органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления вопрос об устранении выявленных нарушений законности в их деятельности. В структуре Администрации Президента действует главное управление по контролю на основании Положения утвержденного Указом Президента Украины в 1995 г.

К высшей форме государственного контроля относится также правительственный контроль, который включается в систему контроля со стороны органов государственной исполнительной власти и осуществляется Кабинетом Министров Украины.

Кабинет Министров Украины:

  •  обеспечивает проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики; политики в сфере труда и занятости населения, социальной защиты, образования, науки и культуры, охраны природы, экологической безопасности и природопользования;
  •  разрабатывает и осуществляет общегосударственные программы экономического, научно-технического, социального и культурного развития Украины; - разрабатывает проект закона о Государственном бюджете Украины и обеспечивает исполнение утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины, представляет Верховной Раде Украины отчет о его исполнении;
  •  направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти (ст. 116 Конституции Украины).

В пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, являющиеся обязательными к исполнению.

Важное значение в силу своей повседневности, регулярности имеет финансовый контроль, осуществляемый государственными органами, деятельность которых специально направлена на область финансов. К ним относится, прежде всего, Министерство финансов Украины. Правовое положение Министерства финансов Украины определяется Положением «О Министерстве финансов Украины» от 26 августа 1999 г. и другими нормативно-правовыми актами.

Минфин Украины является центральным органом государственной исполнительной власти по управлению финансами, следовательно, и по контролю за движением и расходованием государственных финансовых ресурсов. Минфин Украины осуществляет контроль за исполнением государственного бюджета, за соблюдением учреждениями НБУ, коммерческими банками правил кассового исполнения государственного бюджета по доходам. Осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства на каждой стадии бюджетного процесса как относительно государственного бюджета, так и местных бюджетов и другие.

Для осуществление контрольной функции в структуре Министерства финансов Украины создаются специальные контрольно-ревизионные подразделения: Государственная контрольно-ревизионная служба и Государственное казначейство Украины.

Контрольно-ревизионные органы Минфина Украины действуют в соответствии с Законом Украины «О Государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» от 26 января 1993 г.

Государственная контрольно-ревизионная служба состоит из Главного контрольно-ревизионного управления

Украины, контрольно-ревизионных управлений в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, контрольно-ревизионных подразделениях (отделов, групп) в районах, городах и районах в городах.

Главной задачей государственной контрольно-ревизионной службы является осуществление государственного контроля за расходованием средств и материальных ценностей, их сохранностью, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые получают средства из бюджетов всех уровней и государственных валютных фондов, разработка предложений по устранению выявленных недостатков и нарушений и предупреждению их в дальнейшем (ст. 2 Закона Украины «О Государственной контрольно-ревизионной службе в Украине»).

Для выполнения поставленных задач органам контрольно-ревизионной службы предоставлено право:

- ревизовать и проверять в министерствах, государственных комитетах и других органах государственной исполнительной власти, государственных фондов, на предприятиях, в учреждениях и организациях денежные и бухгалтерские документы, отчеты, сметы и другие документы, подтверждающие поступление и расходование средств и материальных ценностей, проводить проверки фактического наличия ценностей;

— беспрепятственного доступа на склады, в хранилища, производственные и другие помещения для их обследования и выяснения вопросов, связанных с ревизией или проверкой. Прекращать на расчетных и других счетах в банках и иных финансово-кредитных учреждениях операции в случаях, когда руководство объекта, на котором необходимо провести ревизию или проверку, препятствует работнику государственной контрольно-ревизионной службы исполнять свои обязанности;

привлекать на договорных началах квалифицированных специалистов соответствующих министерств, государственных комитетов, других органов государственной исполнительной власти, государственных фондов, предприятий, учреждений и организаций для проведения контрольных обмеров строительных, монтажных, ремонтных и иных работ, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, других проверок с оплатой за счет специально предусмотренных для этой цели средств;

требовать от руководителей объектов, которые ревизуются или проверяются, проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов, в необходимых случаях опечатывать кассы и кассовые помещения, склады, архивы, а при выявлении подделок, других злоупотреблений изымать необходимые документы на срок до окончания ревизии или проверки, оставляя в делах акт изъятия и копии или реестры изъятых документов;

получать от Национального банка Украины и его учреждений, коммерческих банков и других кредитных учреждений необходимые сведения, копии документов, справки о банковских операциях и остатках средств на счетах объектов, которые ревизуются или проверяются, а от других предприятий и организаций, в том числе негосударственной формы собственности, — справки и копии документов об операциях и расчетах с предприятиями, учреждениями, организациями, которые ревизуются или проверяются;

получать от должностных и материально-ответственных лиц объектов, которые ревизуются или проверяются, письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок;

предъявлять руководителям и другим должностным лицам объектов, которые ревизуются или проверяются, требования по устранению выявленных нарушений законодательства по вопросам сохранности и использования государственной собственности и финансов, изымать в бюджет выявленные ревизиями или проверками скрытые и заниженные валютные и другие платежи, ставить перед соответствующими органами вопрос о прекращении бюджетного финансирования и кредитования, если полученные предприятиями, учреждениями и организациями средства и ссуды используются с нарушением действующего законодательства;

-взыскивать в доход государства средства, полученные министерствами, ведомствами, государственными комитетами, государственными фондами, предприятиями, учреждениями и организациями по незаконным сделкам, без установленных законом оснований и с нарушением действующего законодательства;

— налагать в случаях, предусмотренных законодательными актами, на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций административные взыскания;

-применять к предприятиям, учреждениям, организациям и другим субъектам предпринимательской деятельности финансовые санкции, предусмотренные п. 7 ст. 11 (ст. Закона Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине»).

В случаях выявления злоупотреблений работники государственной контрольно-ревизионной службы обязаны передавать правоохранительным органам материалы ревизий, а также сообщать о выявленных злоупотреблениях и нарушениях государственные органы и органы, уполномоченные управлять государственным имуществом.

В Министерстве юстиции 21 марта 1997 зарегистрировано Главное управление Государственного казначейства Украины при Минфине Украины.

Казначейство — финансовый орган, на который возложили функции по кассовому использованию государственного бюджета Украины. Раньше в системе государственной исполнительной власти ничего похожего не было. Казначейства существовали в России до 1918 года. Сейчас появление этого органа вызвано многими обстоятельствами. Ведь действующая схема исполнения государственного бюджета не обеспечивает системного контроля как за прохождением государственных ресурсов через коммерческие банки, так и за использованием этих средств распорядителями кредитов на местах. Государственные финансовые ресурсы рассеяны по многочисленным текущим счетам министерств и ведомств. Чтобы навести порядок, обеспечить эффективное управление средствами государственного бюджета, повысить оперативность в финансировании расходов, 27 апреля 1995 г. Президент Украины издал Указ № 335/95 «О Государственном казначействе Украины» в соответствии с которым при Министерстве финансов создано Государственное казначейство. А постановлением от 31 июля 1995 г. № 590 Кабинет Министров утвердил Положение «О Государственном казначействе Украины». Государственное казначейство:

  •  -организует исполнение Государственного бюджета Украины и осуществляет контроль за этим;
  •   осуществляет управление имеющимися средствами государственного бюджета, в том числе в иностранной валюте, и средствами государственных внебюджетных фондов и внебюджетными средствами учреждений и организаций, которые содержатся за счет средств государственного бюджета;
  •  -осуществляет финансирование расходов государственного бюджета;
  •  —ведет учет кассового использования государственного бюджета, составляет отчетность о состоянии исполнения государственного и сводного бюджетов;
  •  осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом в соответствии с действующим законодательством;
  •  распределяет между государственным бюджетом и бюджетами Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя отчисления от общегосударственных налогов, сборов и обязательных платежей по нормативам, утвержденным Верховной Радой Украины;
  •  осуществляет контроль за поступлением и использованием средств государственных, внебюджетных фондов, внебюджетных средств;
  •  -разрабатывает и утверждает нормативно-методические документы по вопросам бухгалтерского учета, отчетности и организации исполненных бюджетов всех уровней (п. 4 Положения о Государственном казначействе Украины).

Весьма эффективен контроль, осуществляемый Государственной налоговой службой. Государственная налоговая служба создана в соответствии с Законом Украины «О государственной налоговой службе в Украине».

К системе органов государственной налоговой службы относятся: Государственная налоговая администрация Украины, государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, государственные налоговые инспекции в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя), районах в городах.

В составе органов государственной налоговой службы находятся соответствующие специальные подразделения по борьбе с налоговыми правонарушениями (налоговая милиция). Основными задачами налоговой службы являются:

  •  -осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов(обязательных платежей), а также неналоговых доходов, установленных законодательством;
  •  внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию налогового законодательства;
  •  принятие в случаях, предусмотренных законом, нормативно-правовых актов и методических рекомендаций по вопросам налогообложения;
  •  формирование и ведение Государственного реестра физических лиц — плательщиков налогов и других обязательных платежей и Единого банка данных о плательщиках налогов — юридических лицах;
  •  разъяснение законодательства по вопросам налогообложения среди плательщиков налогов;
  •  предупреждение преступлений и иных правонарушений, отнесенных законом к компетенции налоговой милиции, их раскрытие, пресечение, расследование и производство по делам об административных правонарушениях (ст. 2 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине»).

Государственный финансовый контроль осуществляют в ряде случаев и банки. Правовое положение которых определяют: Закон Украины «О банках и банковской деятельности» от 7 декабря 2000 года Закон Украины «О Национальном банке Украины» от 20 мая 1999.

Развитие рыночных отношений и создание акционерных обществ привело к необходимости создания независимого финансового контроля — аудита. Аудит — это проверка публичной бухгалтерской отчетности, учета, первичных документов и другой информации о финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования с целью определения достоверности их отчетности, учета, его полноты и соответствия действующему законодательству и установленным нормативам (ст. 4 Закона Украины «Об аудиторской деятельности).

По форме и цели осуществления различают аудит внешний (независимый) и внутренний (зависимый, т.е. подчиненный той ферме, в которой он проводится).

Цель и задачи внешнего аудита отличаются от контроля на государственных предприятиях. В наиболее общем виде цель и задачи последнего состоят в обеспечении сохранности государственной собственности, экономного использования ресурсов, выполнения плановых заданий, правильности ведения учета, составления отчетности и др. Целью же и задачей внешнего аудита является подтверждение правильности отчетности, учета, оценка соответствия внутреннего контроля (аудита) политике, цели деятельности предприятия.

Внутренний аудит осуществляют службы внутреннего контроля фирм, филиалов, дочерних компаний и т.д. Он нацелен на проведение проверок по поручению руководства. Конкретные цели служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требований руководства предприятия. Внутренний аудит должен проводиться непрерывно. Только таким образом можно активно и своевременно воздействовать на ход коммерческих и финансовых операций, вовремя устранять недостатки в работе.

По масштабам работы внутренний аудит подразделяют на общий --по всем вопросам аудита фирмы (компании) в целом и локальный --по отдельным направлениям аудита (технологии, бухучета и т.д.)

Внешний аудит может быть добровольным (по желанию предприятий — клиентов) и обязательным (в соответствии с законодательными актами). Так, согласно ст. 10 Закона Украины «Об аудиторской деятельности» проведение аудита обязательно для:

  •  подтверждения достоверности и полноты годового баланса и отчетности коммерческих банков, фондов, бирж, компаний, предприятий, кооперативов, товариществ и иных хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности и вида деятельности, отчетность которых официально обнародуется, за исключением учреждений и организаций, которые полностью содержатся за счет государственного бюджета и не занимаются предпринимательской деятельностью.
    •  Обязательная аудиторская проверка годового баланса и отчетности хозяйствующих субъектов с хозяйственным годовым оборотом менее чем двести пятьдесят необлагаемых минимумов доходов граждан проверка финансового состояния учредителей коммерческих банков, предприятий с иностранными инвестициями, акционерных обществ, холдинговых компаний, инвестиционных фондов, доверительных обществ и других финансовых посредников;
    •  эмитентов ценных бумаг;
    •  государственных предприятий при сдаче в аренду целостных имущественных комплексов, приватизации, корпоратизации и других изменениях формы собственности;
    •  возбуждения вопроса о признании неплатежеспособным или банкротом.

Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора (аудиторской фирмы). Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.

В соответствии с действующим законодательством была создана Аудиторская палата Украины, деятельность которой направлена на активизацию, упорядочение, становление и дальнейшее развитие института аудиторов, повышение качества их работы, в том числе и с учетом требований международных правил.

§ 3. Формы и методы финансового контроля

Под формой финансового контроля следует понимать способы конкретного выражения и организации контрольных действий. В зависимости от времени совершения контроля различают три формы финансового контроля — предварительный, текущий, последующий.

Предварительный финансовый контроль производится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет бюджетных организаций и т.п. Он предшествует осуществлению хозяйственных операций и призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов и тем самым предотвращать нанесение косвенного или прямого ущерба деятельности предприятия.

Текущий контроль называют иначе оперативным. Он ежедневно осуществляется финансовыми службами для предотвращения нарушений финансовой дисциплины в процессе привлечения или расходования денежных средств, выполнения предприятиями, организациями, учреждениями обязательств перед бюджетом.

Последующий осуществляется после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения.

Финансовый контроль осуществляется разнообразными методами, под которыми понимают приемы или способы, средства его осуществления. Различают следующие методы финансового контроля: наблюдения, проверки, обследования, анализ, ревизии.

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится на месте с использованием балансовых, отчетных, расходных документов для выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий.

Обследование осуществляется в отношении отдельных сторон финансовой деятельности и опирается на более широкий круг показателей, что отличает ее от проверки.

Анализ, как и предыдущие методы, нацелен на выявление нарушений финансовой дисциплины. Он проводится на базе текущей или годовой отчетности и характерен системным и факторным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как средние и относительные величины, группировки и т.д.

К основным методам финансового контроля относятся также ревизии и проверка.

Проверка — это обследование и изучение отдельных участков финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учреждения, организации или их подразделений. Результаты проверки оформляются справкой или докладной запиской (ст. 2 Закона Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине).

Проверки подразделяются на тематические и документальные. Тематические проверки — это изучение отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта. Документальные проверки - это изучение финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта только на основании документов: балансов, отчетов, и т.д.

Ревизия — это метод документального контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, учреждения, организации, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности, способ документального выявления недостач, растрат, присвоение и краж средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений (ст. 2 Закона Украины «О Государственной контрольно-ревизионной службе в Украине». Ревизии подразделяются на несколько видов. По содержанию ревизии делятся на документальные и фактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовых документов, в том числе счетов, платежных ведомостей и др. В ходе фактической ревизий проверяются не только документы, но и наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей.

По организационному признаку они могут быть плановыми (предусмотрены в плане работы соответствующего органа), внеплановыми (назначены в связи с поступлением сигналов) и комплексными (проводятся совместно несколькими контролирующими органами).

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность проверяемого субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяются на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях. В них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

Результаты ревизии оформляются актом, который подписывают ревизующие, руководитель и главный бухгалтер ревизуемой организации. Акт ревизии состоит из текста акта и приложений к нему, на которые имеются ссылки в тексте (документы, копии документов, объяснения должностных и материально-ответственных лиц и т.п.)

В акте ревизии указываются: выявленные факты нарушений законов Украины, нормативных актов Президента Украины и Кабинета Министров Украины, а также министерств и других центральных органов исполнительной власти, зарегистрированных в установленном порядке в Министерстве юстиции Украины; факты неправильных расчетов с бюджетом, незаконного и не по целевому назначению расходования финансовой дисциплины, нарушений ведения бухгалтерского учета (составления отчетности) и составления финансовой отчетности (п. 4.21. Инструкции о порядке проведения ревизии и проверок органами государственной контрольно-ревизионной службы в Украине).

На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины; также разрабатываются мероприятия по предупреждению нарушений государственной дисциплины; виновные привлекаются к соответствующим видам ответственности. При необходимости материалы ревизии передаются следственным органам проводится один раз в три года.

14


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18081. АНТЕНИ ТА ЕЛЕКТРОМАГНІТНА СУМІСНІСТЬ (ЕМС) 384 KB
  ЛЕКЦІЯ №10 з навчальної дисципліни ПРИКЛАДНІ ПИТАННЯ АНТЕННИХ ПРИСТРОЇВ ТЕМА 4: Антени та ЕМС. Моделювання та проектування антеннофідерних пристроїв ЗАНЯТТЯ 1: Антени та електромагнітна сумісність ЕМС 1. НАВЧАЛЬНІ ПИТАННЯ ...
18082. Работа со строками в Java 311.5 KB
  Лабораторная работа 5 Работа со строками в Java. Цель работы Целью работы является приобретение навыков программирования с использованием строк языка Java. Состав рабочего места. Оборудование: IBMсовместимый персональный компьютер ПК. Программное...
18083. Программирование апплетов в Java 364 KB
  Лабораторная работа 303 Программирование апплетов в Java 1. Цель работы Целью работы является приобретение навыков программирования апплетов Java с использованием средств AWT. 2. Состав рабочего места 2.1. Оборудование: IBMсовместимый персональный компьютер ПК. ...
18084. Использование системы Swing в Java 493 KB
  Лабораторная работа 7 Использование системы Swing в Java 1. Цель работы Целью работы является приобретение навыков программирования графических приложений Java с использованием элементов управления AWT. 2. Состав рабочего места 2.1. Оборудование: IBMсовместимый п
18085. Программирование ввода-вывода в Java 276.5 KB
  Лабораторная работа 8 Программирование вводавывода в Java 1. Цель работы Целью работы является приобретение навыков использования потоков вводавывода в программах на языке Java. 2. Состав рабочего места 2.1. Оборудование: IBMсовместимый персональный компьютер...
18086. Использование потоков в Java 104.5 KB
  Лабораторная работа 903 Использование потоков в Java 1. Цель работы Целью работы является приобретение навыков работы с потоками при программировании на языке Java. 2. Состав рабочего места 2.1. Оборудование: IBMсовместимый персональный компьютер ПК. 2.2. Про
18087. Цивільний захист, конспект лекцій 699 KB
  Навчальна дисципліна «Цивільний захист» є нормативною дисципліною, що включається в навчальні плани як самостійна дисципліна обов’язкового вибору. Вона зберігає свою самостійність за будь - якої організаційної структури вищого навчального закладу.
18088. Технология программирования на языке Java. Работа с массивами в Java 561.5 KB
  Лабораторная работа 4 Технология программирования на языке Java. Работа с массивами в Java 1. Цель работы Целью работы является приобретение навыков программирования с использованием операторов управления и массивов в языке программирования Java. 2. Состав рабоч
18089. ОСНОВИ ЗАКОНОДАВСТВА УКРАЇНИ ПРО ОХОРОНУ ПРАЦІ 79.5 KB
  ОСНОВИ ЗАКОНОДАВСТВА УКРАЇНИ ПРО ОХОРОНУ ПРАЦІ Тема 1.1. ЗМІСТ ЦІЛІ І ЗАДАЧІ ОХОРОНИ ПРАЦІ Навчальні питання лекції Місце і роль охорони праці в трудовій діяльності нашого суспільства. Законодавчі та нормативноправові акти з охорони праці. Основні п