17964

Государственный бюджет Украины и бюджетное право

Лекция

Финансы и кредитные отношения

ЛЕКЦИЯ 4 Государственный бюджет Украины и бюджетное право . 1. Понятие бюджета и его роль в обществе. 2. Понятие бюджетного права и его источники. 3. Бюджетноправовые отношения в обществе. 4. Бюджетная система. 5. Бюджетная классификация. 6. Государствен...

Русский

2013-07-06

175.5 KB

3 чел.

ЛЕКЦИЯ 4

Государственный бюджет Украины и бюджетное право

.

§ 1. Понятие бюджета и его роль в обществе.

§ 2. Понятие бюджетного права и его источники.

§ 3. Бюджетно-правовые отношения в обществе.

§ 4. Бюджетная система.

§ 5. Бюджетная классификация.

§ 6. Государственное внутреннее и внешнее заимствование.

§ 1. Понятие бюджета и его роль в обществе

Статья 1 Конституции определила, что Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство.

Территория его является целостной и неприкосновенной.

Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью.

Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение права и свободы человека является главной обязанностью государства, та определила Конституция Украины.

Для выполнения государственных функций, четко определенных Конституцией Украины, государству, безусловно, нужны финансовые и материальные средства, которые в условиях товарно-денежных отношений рыночной экономики имеют денежный характер.

Для покрытия расходов, связанных с выполнение? своих функций любому государству необходимы финансовые ресурсы, которые государство получает путем формирования и использования централизованного фонда денежных средств — государственного бюджета.

Бюджет (анг. Budget), роспись денежных доходов и расходов государства, предприятия, учреждения, семьи или отдельного лица на определенный период (год).

Согласно пункта 1 статьи 2 Бюджетного кодекса Украины бюджет — план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения заданий и функций, которые осуществляются органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления в течение бюджетного периода.

Бюджет — это, по существу, план образования (создания) и использования финансовых ресурсов для обеспечения функций, которые осуществляются органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым и местными органами самоуправления.

Государственный бюджет Украины является основным финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, с которого органы государственной власти получают денежные средства для материального обеспечения своего функционирования. Это определение бюджета применяется, когда речь идет о финансировании потребностей (нужд) государства.

В Законе Украины «О государственном бюджете Украины на 2002 год запланировано собрать огромную сумму денежных средств на 2002 год — 45.390.509,5 тысяч гривен, в том числе доходы общего фонда - Государственного бюджета Украины - в сумме 36.880.511,5 тысяч гривен и доходы социального Государственного бюджета Украины — в сумме 8.509.998.0 тысяч гривен, согласно дополнения № 1 к этому закону, но никогда в целостном виде денег не бывает, так как сразу же после поступления денежных средств на бюджетный счет они используются для финансирования государственных нужд (потребностей). Профессор Л.К. Воронова формулирует понятие «бюджет» таким образом, что бюджет — это только форма образования, план формирования централизованного фонда денежных средств и его использование. Это большая смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.

То есть бюджет любого государства — это его финансовый план и притом основной финансовый план. Это значит, что наряду с ним существуют другие самостоятельные финансовые планы, по отношению к которым финансовый план Украины занимает ведущее место и играет координирующую роль.

Сущность бюджета каждой страны определяется состоянием экономики, уровнем социального развития общества. Используя финансовое программирование, страны с развитой экономикой через бюджет воздействуют на структурную перестройку государства, научно-техническую политику, норму накопления, самообеспечение энергетическими ресурсами, эффективность внешнеэкономических связей, объем валового национального продукта.

В целом государственный бюджет Украины как юридический акт выполняет следующие основные функции:

перераспределяет национальный доход;

стабилизирует процесс общественного воспроизводства;

осуществляет государственную социальную политику.

Бюджет является основным средством влияния на состояние экономики. Размеры бюджета, особенно его Дефицита, характер налоговой политики и структура расходов помогают определить темпы экономического роста, тенденции изменения занятости, процентные ставки ценовые изменения.

Связь бюджета с экономикой двухсторонняя. Не только бюджет оказывает влияние на экономику, происходит и обратное воздействие: состояние экономики определяет бюджетные показатели. Любое серьезное различие между предполагаемыми и действительными экскомическими уровнями превращается в несоответствии между ожидаемыми и фактическими результатами исполнения бюджета. Отклонение развития экономики о

прогнозируемых показателей приводит к увеличении или уменьшению поступлений, расходов, дефицита. Особенно это касается доходов, которые являются очень чуткими по отношению к темпам экономического развития. Бюджет имеет и политическое значение, поскольку законодательный орган (Верховная Рада Украины) по-своему волеизъявлению утверждает объем расходов и доходов бюджета на планируемый год и этим ставит правительство под свой контроль. То же самое можно сказать и о местных бюджетах, которые утверждаются согласно статье 143 Конституции Украины, территориальными громадами или через созданные ими органы местного самоуправления.

Областные и районные бюджеты утверждают областные и районные Рады. Статья 96 Конституции Украины и пункт 1 статьи 3 Бюджетного кодекса Украины установили, что бюджетный период для всех бюджетов, которые составляют бюджетную систему Украины, составляет один календарный год, который начинается 1 января каждый год и заканчивается 31 декабря того же года. Непринятие Верховной Радой Украины закона о Государственном бюджете Украины до 1 января не является основанием для установления другого бюджетного периода. Государственный бюджет Украины — очень важный инструмент влияния на развитие экономики Украины и ее социальной сферы.

§ 2. Понятие бюджетного права и его источники

Предметом бюджетного права Украины являются общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования и исполнения государственного бюджета Украины.

Финансово-правовые нормы регулируют отношения, . возникающие в сфере государственного бюджета Украины, определяет бюджетное устройство, полномочия Украины, Автономной Республики Крым и административно-территориальных единиц в области бюджета и права отдельных государственных органов по осуществлению этих полномочий, разграничение доходов и расходов между различными звеньями бюджетов и порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения государственного бюджета Украины и входящих в него звеньев и отчетов об их исполнении.

Государственный бюджет Украины является основным институтом финансовой системы. Соответственно этому бюджетное право Украины служит основным институтом финансового права, занимая в нем главенствующее, особое место. Большинство других институтов как бы обслуживают его либо являются его развитием. Таковы, например, институты государственных доходов, государственного кредита, финансирования.

Одна из специфических черт бюджетного права состоит в том, что оно регулирует отношения только между государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. Важной чертой бюджетного права является то, что оно охватывает своим регулирующим воздействием все государственные органы, все государственные предприятия, учреждения и организации всех форм собственности. Все они так или иначе участвуют в формировании и исполнении бюджета, большинство из них связано с бюджетом тесными взаимоотношениями по поводу платежей в него или получения соответствующих ассигнований.

К числу специфических черт бюджетного права следует также отнести его большую детализированность. Финансовая деятельность государственных органов подвергается детальной регламентации в силу того, что она связана с денежными средствами, которые требуют тщательного учета и хранения, и всякие операции с ними нуждаются в строгом документальном оформлении.

Характеристика понятия и роли бюджета, предмета бюджетного права и его характерных черт позволяют дать определение бюджетного права.

Бюджетное право Украины представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования и использования государственного бюджета.

Базовым источником бюджетного права является Конституция Украины.

Бюджетный кодекс Украины является основным источником Бюджетного права Украины, которым регулируются отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения отчетов об их выполнении, а также контроля за выполнением Государственного бюджета Украины и местных бюджетов (ст. 1 БКУ, принятого 2.06.2001 года за № 2542-Ш). Также источником бюджетного права является ежегодно принимаемый Верховной Радой Украины Закон Украины «О государственном бюджете Украины», которым определяется общий объем бюджета на год, размеры ассигнований по направлениям деятельности государства, размеры отчислений в местные бюджеты от общегосударственных доходов и налогов.

Источниками бюджетного права являются и другие нормативные акты, регулирующие отношения в сфере аккумуляции и расходования бюджетных средств.

§ 3 Бюджетно-правовые отношения в обществе

Статья 1 БКУ регулирует отношения, которые возникают в процессе составления, рассмотрения, утверждения, выполнения бюджетов и рассмотрения отчетов об их выполнении, а также контроля за выполнением Государственного бюджета Украины и местных бюджетов. Общественные отношения в области бюджета, которые регулируются Бюджетным кодексом Украины и другими бюджетно-правовыми нормами, имеют название бюджетно-правовых.

Правовые нормы придают бюджетным (экономическим) отношениям официальный характер, то есть государственную защиту. Бюджетные (экономические) отношения приобретают формы отношений прав и обязанностей, то есть форму правоотношений. В пределах этих правоотношений осуществляется деятельность государственных органов, направленная на формирование бюджета и его выполнение.

Каждый конкретный акт бюджетной деятельности осуществляется исключительно на основании Конституции Украины, Бюджетного кодекса Украины и Закона Украины о государственном бюджете.

Правовое основание является основой неразрывного единства материальной и правовой стороны этих отношений, которые приобретают форму бюджетных правоотношений, а бюджетно-правовые отношения — это вид финансово-правовых отношений.

Бюджетно-правовые нормы устанавливают правила поведения для определенного круга субъекта бюджетно-правовых отношений, которые выступают в качестве сторон. Каждый субъект этих отношений принимают участие в распределении доходной и расходной части Государственного бюджета, в составлении, рассмотрении, утверждении, выполнении бюджетов и рассмотрении отчетов об их выполнении, а также контроля за выполнением Государственного бюджета Украины и местных бюджетов.

Субъектом бюджетных правоотношений выступает Украина, как суверенное государство в лице Верховной Рады, Президента Украины и Кабинета Министров, Верховная Рада и Правительство Автономной Республики Крым, местных государственных администраций, местных органов самоуправления.

Объем прав и обязанностей органов исполнительной власти как субъектов бюджетных правоотношений зависит от места и роли в системе государственного аппарата и в системе исполнительных органов местного самоуправления.

Субъектами бюджетных правоотношений являются и отраслевые органы исполнительной власти, особенное место здесь занимают финансовые органы, они действуют от имени государства и вступают в бюджетные правоотношения со всеми органами государства, которые мобилизуют или расходуют денежные средства, принимают участие во всех стадиях бюджетного процесса.

Бюджетные правоотношения согласно ст. 3 БКУ имеют бюджетный период для всех бюджетов и составляют один календарный год, который начинается 1 января каждый год и заканчивается 31 декабря того же года. Непринятие Верховной Радой Украины закона о Государственном бюджете Украины до 1 января не является основанием для установления другого бюджетного периода.

§ 4. Бюджетная система

Согласно ст. 5 БКУ — бюджетная система Украины состоит из государственного бюджета и местных бюджетов.

Бюджетами местного самоуправления признаются бюджеты территориальных общин сел, поселков, городов и их объединений.

Местными бюджетами признаются бюджет Автономной Республики Крым, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления.

Бюджетная система — это совокупность всех видов бюджетов, основанная на экономических отношениях в соответствии с Бюджетным кодексом Украины.

Каждое государство имеет свою бюджетную систему и устанавливает принципы ее построения.

Бюджетное устройство в государстве определяется формой государственного устройства и включает в себя: организацию бюджетной системы, принципы ее построения, полномочия законодательных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления и их исполнительных органов.

Согласно Бюджетного кодекса Украины бюджетное устройство — это организация и принципы построения бюджетной системы, ее структуры, взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы (статьи 5.7 БКУ). Бюджетное устройство Украины определяется с учетом государственного устройства и административно - территориального деления.

Статья б Бюджетного кодекса Украины выделяет и сводный бюджет, который является совокупностью показателей бюджетов, используемых для анализа и прогнозирования экономического и социального развития государства.

Сводный бюджет Украины включает показатели Государственного бюджета Украины, сводного бюджета Автономной Республики Крым и сводных бюджетов областей и городов Киева и Севастополя.

Сводный бюджет Автономной Республики Крым включает показатели бюджета Автономной Республики Крым, сводных бюджетов ее районов и бюджетов городов республиканского значения.

Сводный бюджет области включает показатели областного бюджета, сводных бюджетов районов и бюджетов городов областного значения этой области.

Сводный бюджет района включает показатели районных бюджетов, бюджетов городов районного значения, поселковых и сельских бюджетов этого района.

Сводный бюджет города с районным делением включает показатели городского бюджета и бюджетов районов, которые входят в его состав в случае, когда городу или району в городе административно подчинены другие города, поселки или села, сводный бюджет города или района в городе включает показатели бюджетов этих городов поселков и сел.

Статья 61 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» установила, что органы местного самоуправления в селах, поселках, городах самостоятельно разрабатывают, утверждают и выполняют соответствующие местные бюджеты.

Бюджетное устройство (бюджетная система) в Украине основывается на следующих принципах, предусмотренных статьей 7 БКУ Украины:

-принцип единства бюджетной системы Украины заключается в обеспечении единой правовой базой, единой денежной системой, единой бюджетной классификацией и единым регулированием порядка выполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.

На этом принципе основываются целостность и единство бюджетной системы как финансовой основы. Этот принцип, направленный на укрепление функций государства в осуществлении внутренней и внешней политики путем обеспечения ее финансовыми ресурсами в процессе реализации единой общегосударственной бюджетной политики;

  •  -принцип сбалансированности — полномочия на осуществление расходов бюджета, которые должны соответствовать объему поступлений в бюджет на соответственный бюджетный период, то есть, как определено в ст. 95 Конституции Украины, чтобы полномочия на осуществление расходов бюджета соответствовали объему поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период и покрывались реальными доходами;
  •  принцип самостоятельности — самостоятельность бюджетов обеспечивается закреплением за звеньями бюджетной системы соответствующих источников доходов, правом соответствующих органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления на определение направлений использования денежных средств бюджета согласно с законодательством Украины правом Верховной Рады Автономной Республики Крым и соответствующих местных советов самостоятельно формировать и утверждать соответствующие бюджеты согласно с положениями Бюджетного кодекса Украины; — принцип полноты, когда в состав бюджетов подлежат включению все поступления в бюджеты и расходы бюджетов, которые осуществляются в соответствии с нормативно-правовыми актами органов государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления. Этот принцип должен реализоваться на всех стадиях бюджетного процесса. Он предусматривает в частности включение в доходы государственного бюджета всех государственных фондов социального страхования (кроме Пенсионного фонда) с сохранением целевого использования денежных средств.

К сожалению, до настоящего, времени со дня введения в действие Бюджетного кодекса Украины Кабинетом Министров Украины не внесены соответствующие изменения к законам и нормативно-правовым актам, которые регламентируют деятельность этих фондов, предусмотренных п. 6 раздела VI «Заключительные положения»;— принцип обоснованности. Бюджет должен формироваться на реалистических макро показателях экономического и социального развития государства и расчетных поступлений в бюджет и расходов бюджета, которые осуществляются в соответствии с утвержденными методиками и правилами. Реалистичность бюджета базируется на достоверности таких основных прогнозных показателей социально-экономического развития:

а) валовой внутренний продукт (ВВП) номинальный(млрд. грн.);

б) индекс потребительских цен (% в среднем к предыдущему году, декабрь к декабрю предыдущего года);

в) прибыль предприятий (млрд. грн.);

г) поступления в бюджет от приватизации (млрд. грн.);

д) темпы прироста монетарной базы к началу года (%);

е) темпы прироста денежной массы к началу года (%);

ж) экспорт и импорт товаров и услуг (млн. дол. США)и других показателей, которые должны утверждаться Кабинетом Министров Украины до составления бюджета:

— принцип эффективности означает, что при составлении и выполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться к достижению запланированных целей при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижению максимального результата при использовании определенного бюджетом объема средств.

Реализация принципа эффективности позволяет переходить от постатейного контроля выполнения бюджета до контроля по достижению конечного результата. Сущность этого метода заключается в том, что все расходы государственного бюджета должны осуществляться исключительно в соответствии с программами, которые имеют конкретную цель, задачи и критерии их оценки. Это дает возможность выделить при таком подходе: — четкие функции всех распорядителей бюджетных средств;

конкретные программы в соответствии к определенным функциям;

цели, на которые будут направляться расходы в пределах этих программ;

принцип субсидарности означает, что распределение видов расходов между государственными бюджетами и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должно основываться на максимально возможном приближении предоставления общественных услуг к их непосредственному потребителю. Расходные полномочия должны быть закреплены за бюджетами с целью децентрализации и с учетом того, что они могут быть выполнены наиболее эффективно на местах;

— принцип целевого использования бюджетных средств означает, что бюджетные средства используются только на цели, определенные бюджетными назначениями. Этот принцип использования бюджетных средств определяет, что средства с бюджета направляются по соответствующим направлениям и расходуются распорядителями и получателями денежных средств на четко обозначенные цели в соответствии с бюджетными назначениями. Такой подход позволяет остановить ответственных за целевое использование бюджетных денежных средств на всех стадиях бюджетного процесса, а также степень ответственности каждого участника бюджетного процесса;

— принцип публичности и прозрачности означает, что Государственный бюджет Украины и местные бюджеты утверждаются, а решение об учете их выполнения принимаются соответственно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и местными радами.

Доступность информации о бюджете должна обеспечиваться на всех стадиях бюджетного процесса. На начальной стадии — это бюджетные запросы, которые должны содержать всю информацию, необходимую для анализа показателей проекта государственного бюджета. И Бюджетный кодекс устанавливает объем информации, которая предоставляется вместе с проектом основных направлений бюджетной политики на последующий бюджетный период и с проектом закона о государственном бюджете. Для достижения прозрачности указанные документы должны содержать расшифровку всех доходов и расходов по кодам бюджетной классификации.

Статьей 28 Бюджетного кодекса Украины предусмотрено, что информация о бюджете должна быть обнародована. Министерство финансов Украины обеспечивает доступность для публикации:

  •  -проекта закона о государственном бюджете;
  •  закона о государственном бюджете Украины на соответствующий период с приложениями, являющимися его неотъемлемой частью;
  •  информации о выполнении Государственного бюджета Украины по итогам квартала и года;
  •  информацию о показателях выполнения сводного бюджета Украины;
  •  другой информации о выполнении Государственного бюджета Украины.

Проект закона о государственном бюджете подлежит обязательной публикации в газете «Урядовий кур'єр» не позже чем через семь дней после его представления Верховной Раде Украины.

Верховная Рада Автономной Республики Крым и Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и органы местного самоуправления обеспечивают публикацию информации о местных бюджетах, в том числе решений о местном бюджете и периодических отчетов об их выполнении. Решение о местном бюджете должно быть обнародовано не позже десяти дней со дня его принятия.

Полная гласность должна стать неотъемлемой составной формирования и выполнения бюджета.

Принцип ответственности участников бюджетного процесса, когда каждый участник бюджетного процесса несет ответственность на каждой стадии бюджетного процесса, для реализации этого принципа в Бюджетном кодексе закреплены полномочия за участниками бюджетного процесса относительно соблюдения бюджетного законодательства, а также вводится понятие бюджетного правонарушения и устанавливается ответственность.

§ 5. Бюджетная классификация

Бюджетный кодекс Украины определяет бюджетную классификацию как единое систематизированное с группирование по однородным признакам доходов, расходов (в том числе кредитования за вычетом погашения) и финансирования бюджета по признакам экономической сущности, функциональной деятельности, организационного устроя и другим признакам в соответствии с законодательством Украины и международных стандартов (пункт 3 статьи 2 БКУ).

Бюджетная классификация Украины применяется для осуществления контроля за финансовой деятельностью, органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других распорядителей бюджетных средств, проведения необходимого анализа в разрезе доходов, а также организационных, функциональных и экономических категорий расходов, обеспечения общегосударственной и международной сравнительности бюджетных показателей с целью достижения целостности бюджетных категорий доходов и расходов и для обеспечения взаимосвязи между функциональными назначениями и экономическим характером расходов бюджета. Министр финансов Украины утверждает бюджетную классификацию, а также изменение к ней и информирует об этом в обязательном порядке Верховную Раду Украины (ст. 8 БК Украины).

В 1998 году в Украине введена новая бюджетная классификация, которая в целом отвечала общепринятым международным требованиям и стандартам статистики государственных финансов. Необходимость использования международных стандартов в сфере государственных финансов была связана с переходом к рыночной экономике.

Согласно пункту 3 статьи 8 БК Украины бюджетная классификация имеет такие составные части:

классификация доходов бюджета;

классификация расходов (в том числе кредитования за вычетом погашения) бюджета;

функциональная классификация,

экономическая классификация,

ведомственная классификация,

программная классификация;

классификация финансирования бюджета;

классификация долга.

Введение в бюджетную классификацию 1998 года двух новых разделов обусловлено тем, что большого значения приобрели проблемы привлечения займов, обеспечения контроля за изменениями совокупных долговых обязательств и остатками бюджетных средств.

В соответствии с введением и классификацией новых разделов доходы бюджета классифицируются так:

  1.  налоговые поступления. Налоговые поступления являются обязательными, безвозвратные платежи в бюджет, а также штрафы и пеня за нарушения налогового обязательства.

Они разделяются на:

  •  налоги на доходы, на прибыль, на увеличение рыночной стоимости;
  •  налоги на собственность;
  •  внутренние налоги на товары и услуги;
  •  налоги на международную торговлю и внешние операции;
  •  другие налоги;
  1.  неналоговые поступления. Это добровольные компенсационные платежи, а также штрафы и пеня, не связанные с налоговым законодательством.

К неналоговым поступлениям принадлежат:

  •  доходы от собственности и предпринимательской деятельности;
  •  административные сборы и платежи, доходы от некоммерческой и побочной продажи;
  •  поступления от штрафов и финансовых санкций;
  •  другие неналоговые поступления;
  1.  доходы от операций с капиталом, которые включают поступления от продажи:
    •  основного капитала;
    •  государственных запасов товаров;
    •   нематериальных активов.
  2.  трансферты. Такой вид доходов впервые включен в структуру бюджетной классификации и определяется как (средства) безвозвратные платежи, полученные от других уровней органов государственного управления, международных учреждений на без оплатной и безвозмездной основе для поддержания бюджета или на другие цели, связанные с реализацией функций государства (статья 9 БК Украины).
  3.   Расходы бюджета классифицируются по:
    •  функциям, с исполнением которых связаны расходы (функциональная классификация);
    •  экономической характеристике операций, при проведении которых осуществляются эти расходы (экономическая классификация);
    •  признаку главного распорядителя бюджетных средств (ведомственная классификация);
    •  бюджетным программам (программная классификация). Функциональная классификация расходов позволяет отслеживать динамику изменений государственных расходов разнообразного функционального назначения с целью проведения их анализа и таким образом прогнозировать последующие расходы. Введение с 2002 года новой функциональной классификации расходов бюджета вызвано необходимостью приведения ее в соответствие с международными стандартами статистики государственных финансов. Новая классификация расходов бюджета разработана на основе классификации функций управления (КФУ), опубликованной статистическим отделом Организации Объединенных Наций (ООН).Классификация имеет три уровня детализации: разделы, подразделы и группы. Нумерация разделов соответствует нумерации общих целей государственного управления, а нумерации подразделов и групп определяют способы достижения этих целей. Разъяснения к применению новой функциональной классификации расходов бюджета разработаны Министерством финансов Украины и приведены в приказе Министерства финансов Украины от27.12.2001 № 604.

Экономическая классификация расходов детализирует использование денежных средств за их предметными признаками — все виды хозяйственной деятельности, оплата коммунальных услуг, заработная плата, начисления на заработную плату, выплаты населению и другие категории, которые позволяют выделить защищенные статьи расходов бюджета и обеспечивает единый подход ко всем распорядителям и получателям денежных средств. Расходы бюджета сведены в единые экономические категории, которые распределяются на:

  •  текущие,
  •  капитальные;
  •  кредитования с учетом погашения, состав которых определяется Министерством финансов Украины, а разъяснения к применению экономической классификации в соответствии с приказом Министерства финансов Украины от 27.12.2001 № 604 предоставляет Государственное Казначейство Украины.

Текущие расходы — это платежи, предназначение которых не является приобретение капитальных активов.

Капитальные расходы включают приобретение основного капитала, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов и капитальные трансферты.

Кредитование за вычетом погашения включает платежи с бюджета, в результате которых появляются требования к другим финансовым объектам, которые предусматривают обязательное возвращение денежных средств.

Ведомственная классификация расходов определяет распределение бюджетных назначений по главным распорядителям бюджетных средств. На ее основе Государственное казначейство Украины и местные финансовые органы ведут распорядителей бюджетных средств. Ведомственная классификация расходов имеет целью оптимизацию количества главных распорядителей бюджетных средств, улучшение бюджетного планирования и построение четкой, организационно совершенной системы государственного управления (пункт 4 ст. 10 БК У).

Программная классификация расходов бюджета применяется при формировании бюджета по программно-целевому методу. Это означает, что распределение

бюджетных назначений по бюджетным программам является систематизированным перечнем мероприятий, направленным на достижение общей цели и ее выполнение.  Планирование расходов с применением программно-целевого метода предусматривает разработку, анализ и отбор программ на стадии стратегического планирования. Такую работу проводит главный распорядитель бюджетных средств, и в период формирования бюджетного запроса и подготовки предложений к проекту бюджета он же и обосновывает включение соответствующей программы на следующий бюджетный год. Государственный бюджет Украины на 2002 год сформирован с применением программной классификации расходов государственного бюджета и разработанных Министерством финансов переходных таблиц соответствия кодов программной классификации кодам новой функциональной классификации расходов.

Классификация финансирования бюджета — это группование по определенным признакам источников покрытие дефицита бюджета с целью конкретизации направлений и объемов заимствованных денежных средств, а также определение направлений расходования финансовых ресурсов, которые образовались в результате дефицита бюджета. До категории последних принадлежат платежи с погашениями основной суммы долга (часть 1 статьи 11 БК Украины). В связи с тем, что государственный долг в основном является следствием накопленных и непогашенных заимствований государства, осуществленных для покрытия бюджетного дефицита, классификация долга аналогична классификации финансирования бюджета.

В Бюджетном кодексе Украины классификация финансирования бюджета (ст. 11 БКУ) как и классификация долга (ст. 12 11 БКУ) осуществляется по двум признакам:

1) по типу кредитора, который характеризует категорию кредитора или собственника долгового обязательства;

2) по типу долгового обязательства, которое характеризует вид финансового инструмента заимствования денежных средств.

В зависимости от срока размещения финансовые обязательства государства или местных советов делятся на такие виды:

  1.  долгосрочные (срок размещения от 5 до 10 лет);
  2.  среднесрочные (срок размещения от 1 до 5 лет);
  3.  краткосрочные (срок размещения до 1 года).

Особенностью местных бюджетов является то, что в них отражаются долговые обязательства местных рад по установленной классификации для систематизированных долговых обязательств, определения суммы долга местного бюджета и объемов финансовых ресурсов, необходимых для его обслуживания.

Бюджетным кодексом Украины (ст. 13) установлено, что составными частями государственного и местных бюджетов могут быть:

  1.  общий фонд;
  2.  специальный фонд.

Выделение в составе государственного бюджета специального фонда, который впервые был введен в 2001 году имело цель внедрение учета и казначейского выполнения так называемых (собственных) денежных средств бюджетных учреждений, которые раньше были вне бюджета и учитывались в учреждениях коммерческих банков. Перечень собственных бюджетных учреждений и организаций определяется Кабинетом Министров Украины и классифицируется таким образом:

1)плата за услуги, которые предоставляются бюджетными учреждениями, в том числе: согласно с функциональными полномочиями;

— от хозяйственной или производственной деятельности;

за аренду имущества бюджетных учреждений;

денежные средства от реализации имущества.

2)другие источники поступлений бюджетных учреждений, в том числе:

— гранты и подарки, полученные бюджетными учреждениями;

— денежные средства, которые получают бюджетные учреждения за выполнение отдельных поручений.

Примером собственных поступлений бюджетных учреждений является аренда и квартирная плата, другие поступления от эксплуатации строений и помещений, основных средств, которые непосредственно принадлежат учреждениям, и другие.

Создание специального фонда как временного средства легализации и прозрачности денежных средств бюджетных учреждений позволило на переходном этапе осуществить инвентаризацию и контроль за поступлениями в бюджетные учреждения. Анализ выполнения бюджетов свидетельствует, что в 2001 году по сравнению с 2000 годом объем специального фонда увеличился почти в три раза, одновременно перечень источников наполнения специального фонда постоянно расширяется и на сегодняшний день специальный фонд состоит с доходов и целевых трансфертов, предназначенных для финансирования определенных видов расходов. Поступления в специальный фонд используются по конкретным направлениям, определенным законом о государственном бюджете.

Бюджетным кодексом Украины, предусмотрено, что при составлении и выполнении бюджета возможны трансферты из общего в специальный фонд, однако к ним установлены суровые ограничения. Частью 6 ст. 13 БК Украины установлено, что передача денежных средств между общим и специальным фондом бюджета разрешается только в пределах бюджетных назначений путем внесения изменений к закону о государственном бюджете или решения соответствующей рады. Бюджетным кодексом Украины также установлено, что источники формирования специального фонда определяются исключительно законами Украины.

Согласно статье 24 БК Украины в составе бюджетов Должен предусматриваться определенный объем нераспределенных расходов в виде резервного фонда для осуществления на протяжении года непредусмотренных расходов, которые являются составной частью общего фонда бюджета. Порядок использования денежных средств такого фонда определяется Кабинетом Министров Украины. В составе государственного бюджета Украины резервный фонд предусматривается обязательно. Решение относительно создания резервного фонда местного бюджета принимает соответствующий совет. При этом резервный фонд бюджета не может превышать одного процента (1%) расходов общего фонда соответствующего бюджета.

Бюджетным кодексом Украины впервые вводится понятие бюджета развития как составной части специального фонда местных бюджетов. Бюджет развития формируется за счет налоговых поступлений, средств, привлеченных от размещения местных займов, а также субсидий с других бюджетов и используется для реализации программы социально-экономического развития и укрепления материально-финансовой базы.

Бюджет может состоять из общего и специального фондов.

Общий фонд бюджета включает:

  1.  все доходы бюджета, кроме тех, которые предназначены для зачисления в специальный фонд;
  2.  все расходы бюджета за счет поступлений в общий фонд бюджета;

3)финансирование общего фонда бюджета. Специальный фонд бюджета включает:

  1.  бюджетные назначения на расходы за счет конкретно определенных источников поступлений;
  2.  гранты или подарки (в соответственном обсчете),полученные распорядителями бюджетных средств на конкретную цель;
  3.  разницу между доходами и расходами специального фонда бюджета;

Распределение бюджета на общий и специальные фонды определяются законом о Государственном бюджете Украины. Источники формирования специального фонда определяются исключительно законами Украины.

Основания для решения соответствующего совета о создании специального фонда в составе местного бюджета может быть исключительно закон о Государственном бюджете Украины.

Передача средств между общим и специальным фондами бюджета позволяется только в пределах бюджетных назначений путем внесения изменений в закон о Государственном бюджете.

Платежи за счет специального фонда осуществляются в пределах средств, которые поступили в этот фонд на соответствующую цель.

Создание внебюджетных фондов органами государственной власти, органами власти Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления и другими бюджетными учреждениями не допускается (ст. 13 БКУ).

§ 6. Государственное внутреннее и внешнее заимствование

Необходимость заимствования возникает в результате не сбалансирования доходов и расходов бюджета на стадии его планирования, зависит фактическое состояние выполнения бюджета, а именно, от соблюдения установленного законом о государственном бюджете уровня превышения расходов над доходами — дефицита, или превышения доходов над расходами — профицита бюджета.

На протяжении последних лет важными факторами, которые негативно воздействовали на состояние государственных финансов, были недостаточная надежность сбалансирования доходов и расходов бюджета и значительный уровень дефицита. Несбалансированность бюджета проводила к накоплению кредиторской задолженности государственного и местных бюджетов и созданию «припрятанного дефицита бюджета».

Значительный уровень дефицита государственного бюджета и необдуманная политика предоставления государственных гарантий по внешнеэкономическим заимствованиям были основными факторами накопления и увеличения долговых обязательств государства, что произвело к возникновению долговой проблемы в бюджетно-финансовой системе Украины. Обязательства государства относительно погашения основной суммы государственного долга и его обслуживания является ключевой проблемой бюджетной политики на последующие несколько лет.

Правовое регулирование сбалансирования доходов и расходов бюджета, регламентация правил принятия бюджета с дефицитом или профицитом являются определяющими факторами реализации долговой и бюджетной политики государства. С целью упорядочения долговых обязательств, уменьшения долговой нагрузки на бюджет, предупреждения дальнейшего Кабинету Министров Украины согласно со статьей БК Украины предоставляется право осуществлять заимствование в пределах, определенных законом о государственном бюджете. Выбор кредитора, вида займа и валюты заимствования осуществляет министр финансов Украины. С целью экономии и эффективности использования привлеченных средств при выборе типа заимствования и кредитора преимущество должно предоставляться заимствованию, с наименьшей процентной ставкой и с продолжительным сроком погашения, а также с учетом других условий, которые содействуют экономии бюджетных средств.

Расходы на погашение обязательств с долга осуществляются в соответствии с кредитными соглашениями, а также нормативно-правовыми актами, по которым возникают государственные долговые обязательства и долговые обязательства Автономной Республики Крым или местного самоуправления, независимо от объема средств, предусмотренных на эту цель в законе о Государственном бюджете Украины или решении о местном бюджете.

В том случае, если расходы на обслуживание и погашение государственного долга превысят объем средств, предусмотренный в законе о Государственном бюджете Украины на такую цель, Министр финансов Украины безотлагательно информирует об этом Кабинет Министров Украины. А Кабинет Министров Украины безотлагательно информирует об ожидаемом превышении таких расходов Верховную Раду Украины и представляет в двухнедельный срок предложения о внесении изменений в закон о Государственном бюджете Украины.

Статья 16 БК Украины предусматривает, что право на осуществление государственного внутреннего и внешнего заимствования в границах и на условиях, предусмотренных законом о Государственном бюджете Украины, принадлежит государству в лице Министра финансов Украины по поручению Кабинета Министров Украины. Верховная Рада Автономной Республики Крым и городские советы только в исключительном случае имеют право осуществлять внутреннее заимствование (за исключением случаев, предусмотренных статьей 73 БК Украины). Внешнее заимствование могут осуществлять только городские советы городов с численностью населения свыше восьмисот тысяч (Киев, Харьков, Одесса, Львов, Донецк, Днепропетровск и другие города) жителей по официальным данным государственной статистики на время принятия решения об осуществлении заимствования. Государственный долг (долг Автономной Республики Крым или долг местного самоуправления) — общая сумма задолженности государства (Автономной Республики Крым или местного самоуправления), который состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (Автономной Республики Крым или местного самоуправления), включая долговые обязательства государства (Автономной Республики Крым или городских советов), которые вступают в действие в результате выданных гарантий по кредитам, или обязательств, которые возникают на основании законодательства или договора. Для разрешения вопроса возрастания внешнеэкономического долга и определения оптимальных источников покрытия финансовых потребностей государства в среднесрочной перспективе Кабинет Министров Украины постановлением от 28 сентября 2000 года утвердил Концепцию государственной долговой политики на 2001-2004 годы.

В Бюджетном кодексе Украины установлены нормы относительно дефицита и профицита бюджетов, источников покрытия дефицита бюджетов, условий заимствования и предоставления гарантий по выполнению долговых обязательств, а также предельного объема государственного долга.

Статья 14 Бюджетного кодекса Украины предусматривает право на принятие государственного бюджета и местного бюджета с дефицитом и определяет источники его покрытия и направления заимствования, также предусмотрено, что с дефицитом могут приниматься государственный бюджет Украины, бюджет Автономной Республики Крым и местные бюджеты. При этом, согласно части 1 ст. 15 БК Украины источниками финансирования дефицита бюджетов являются государственное внутреннее и внешнее заимствование, внутреннее заимствование органов власти Автономной Республики Крым, внутреннее и внешнее заимствование органов местного самоуправления. Заимствование в государственный бюджет могут направляться на покрытие текущих расходов бюджета только в случаях, связанных исключительно с сохранением экономической безопасности государства. Принятие бюджетов с превышением текущих доходов над расходами, то есть с профицитом (часть 2 ст. 14 БК Украины), разрешается при условии направления профицита на погашение основной суммы долга.

Ряд положений, которые регламентируют порядок и перечень источников покрытия (финансирования) дефицита государственного и местного бюджетов установлены статьей 15 Бюджетного кодекса Украины.

К источникам финансирования дефицита бюджета отнесены внутренние и внешние заимствования:

-кредиты и займы от сектора государственного управления;

органов денежно-кредитного регулирования;— банковских учреждений;

кредиты международных организаций;

органов управления иностранных государств;

иностранных коммерческих банков;

других источников.

Эмиссионные средства Национального банка Украины не могут быть источником финансирования дефицита Государственного бюджета Украины (часть «б» статьи 15 БК Украины).

Объемы и источники финансирования государственного долга на соответствующий бюджетный год устанавливается законом о Государственном бюджете Украины. Источники финансирования дефицита местного бюджета подлежат утверждению местным советом в решении о бюджете на текущий бюджетный год.

В зависимости от этого различают внутренний и внешний государственный долг.

Особенно обременительным является внешний долг, поскольку государство может покрывать его и проценты только за счет экспорта товаров, сырья, услуг, золота или свободно конвертируемой валютой. Внутренний долг распределяется между населением страны путем выпускаемых займов, либо за счет роста налоговых поступлений, что нежелательно для населения и снижает деловую активность работающих. Внутренний долг состоит в основном из займов и вкладов населения.

Разновидностью внутреннего государственного долга являются банкноты, лотерейные билеты, гарантийные обязательства, бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный дефицит покрывается либо за счет роста государственного долга, либо за счет эмиссии денег. Поэтому бюджетный дефицит должен быть в центре внимания Министра финансов Украины, Кабинета Министров Украины, Верховной Рады Украины и Президента Украины.

Бюджетный дефицит бывает четырех видов:

фактический;

циклический;

структурный;

скрытый.

Фактический дефицит — это реальное превышение Расходов над доходами государственного бюджета.

Циклический дефицит — дефицит, вызванный автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличения государственных трансфертов на фоне спада деловой активности.

Межбюджетные трансферты — средства, которые бесплатно и безвозвратно передаются из одного бюджета в другой (пункт 25 статьи 2 БКУ).

Структурный дефицит — разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.

Скрытый дефицит представляет собой бюджетный дефицит, занижающий величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга.

Основными причинами устойчивого бюджетного дефицита и увеличения государственного долга являются:

  •  циклические спады в экономике, особенно если они глубокие и длительные;
  •  сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без соответствующей корректировки государственных расходов);
  •  большое количество всевозможных налоговых льгот;
  •  снижение налоговых сборов из-за неудовлетворительной организации налогообложения (неэффективный таможенный контроль, неудовлетворительная работа налоговых служб, низкая собираемость налогов из-за «тенизации» экономики). Этот фактор особенно заметно проявляется в переходных экономиках, в том числе и в украинской;
  •  спад в переходных экономиках налоговых отчислений в бюджет;
  •  усиление влияние политического бизнеса — цикла в последние годы, что связано с проведением «популярной» макроэкономической политики увеличения государственных расходов, а также снижения налогов перед очередными выборами.

В условиях нестабильности и хронических бюджетных дефицитов для привлечения как общественных, так и иностранных инвестиций и кредиторов необходима надежная система гарантий.

Статья 17 БКУ предоставляет гарантии выполнения долговых обязательств Кабинету Министров в лице Министра финансов Украины, Совету Министров Автономной Республики Крым в лице Министра финансов Автономной Республики Крым и городских советов в лице руководителей их исполнительных органов, исключительно в пределах полномочий, установленных соответственным законом о Государственном бюджете Украины или решением о местном бюджете.

Гарантии предоставляются только на условиях платности, срочности, имущественного обеспечения и встречных гарантий, полученных от других субъектов.

Платежи, связанные с выполнением гарантийных обязательств, принадлежат к платежам по долгу.

В случае невыполнения юридическими лицами своих обязательств по погашению и обслуживанию предоставленных на условиях возврата кредитов, погашение такой задолженности осуществляется за счет имущества должников.

Классической формой гарантии является гарантия центрального банка Украины (НБУ) или Министерства финансов Украины, представляющих в своем лице государственную гарантию. Для этих целей в государственном бюджете предусматриваются определенные резервы.

Предоставлением гарантий должен заниматься не только бюджет, но и специальные гарантийные залоговые фонды. В таких фондах государство может размещать ценности (земля, природные ресурсы, предприятия, сооружения, ценные бумаги). Если будет создана представительная залоговая система, любой отечественный и иностранный инвестор станет доверять такому фонду, такой гарантии.

Статья 18 БК Украины для обеспечения экономической безопасности страны впервые на законодательном уровне установила ограничения размера основной суммы государственного долга Украины: объем долга не может превышать 60% (шестьдесят процентов) фактического годового объема валового внутреннего продукта (ВВП) Украины. В случае превышения предельной величины долга Кабинет Министров Украины обязан принять меры для приведения ее в соответствие с требованиями настоящего Кодекса. Предельный объем государственного (внешнего и внутреннего) долга Автономной Республики Крым или местного самоуправления устанавливается на каждый бюджетный период в соответствии с законом о государственном бюджете или решением местного совета.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29030. Определение глубины заложения фундаментов с учётом конструктивных особенностей сооружения, включая глубину прокладки подземных коммуникаций, наличие и глубину заложения соседних фундаментов 31.5 KB
  Определение глубины заложения фундаментов с учётом конструктивных особенностей сооружения включая глубину прокладки подземных коммуникаций наличие и глубину заложения соседних фундаментов. Основными конструктивными особенностями возводимого сооружения влияющими на глубину заложения его фундамента являются: наличие и размеры подвальных помещений приямков или фундаментов под оборудование; глубина заложения фундаментов примыкающих сооружений; наличие и глубина прокладки подземных коммуникаций. В зданиях с подвалом или полуподвалом а также...
29031. Определение размеров подошвы центрально нагруженных фундаментов мелкого заложения 63.5 KB
  Реактивное давление грунта по подошве жёсткого центрально нагруженного фундамента принимается равномерно распределённым интенсивностью: 1 где NoII расчётная вертикальная нагрузка на уровне обреза фундамента; GfII и GgII расчётные значения веса фундамента и грунта на его уступах см.1; А площадь подошвы фундамента. Площадь подошвы фундамента при его расчёте по второму предельному состоянию по деформациям определяется из условия: pII ≤ R 2 где R расчётное сопротивление грунта основания. Поскольку обе части неравенства 2...
29032. Определение размеров подошвы внецентренно нагруженных фундаментов мелкого заложения. Эпюры давлений под подошвой фундамента. Порядок расчёта 33 KB
  Эпюры давлений под подошвой фундамента. При расчёте давление по подошве внецентренно нагруженного фундамента принимают изменяющимся по линейному закону а его краевые значения при действии момента сил относительно одной из главных осей определяют как для случая внецентренного сжатия по формуле: 1 Подстановкой значений А=l·b W=b2l 6 и M=NII·e формула 1 приводится к виду 2 2 где NII суммарная вертикальная нагрузка на основание включая вес фундамента и грунта на его уступах; A площадь подошвы фундамента; е эксцентриситет...
29033. Гидроизоляция фундаментов. Защита подвальных помещений от сырости и подтопления подземными водами 42 KB
  Гидроизоляция фундаментов. Гидроизоляция предназначается для обеспечения водонепроницаемости сооружений антифильтрационная гидроизоляция а также защиты от коррозии и разрушения материалов фундаментов и подземных конструкций от агрессивных подземных вод антикоррозионная гидроизоляция. Гидроизоляция от сырости и грунтовых вод подвальных и заглубленных помещений является значительно более сложной выбор такой гидроизоляции зависит от гидрогеологических условий строительной площадки уровня подземных вод их агрессивности особенностей...
29034. Расчёт фундаментов по второй группе предельных состояний. Определение конечной осадки фундаментов мелкого заложения методом послойного суммирования 34 KB
  Расчёт оснований фундаментов по второй группе предельных состояний по деформациям производится исходя из условия: s ≤ su 1 где s конечная стабилизированная осадка фундамента определённая расчётом; su предельное значение осадки устанавливаемое соответствующими нормативными документами или требованиями проекта. После определения размеров подошвы фундамента и проверки условия pII ≤ R где рII среднее давление на основание по подошве фундамента a R расчётное сопротивление грунта ось фундамента совмещают с литологической колонкой...
29035. Расчёт фундаментов по второй группе предельных состояний. Определение конечной осадки фундаментов мелкого заложения методом эквивалентного слоя 31.5 KB
  Расчёт фундаментов по второй группе предельных состояний по деформациям заключается в выполнении условия s ≤ sw 1 где s конечная стабилизированная осадка фундамента определённая расчётом; sw предельное значение осадки устанавливаемое соответствующими нормативными документами или требованиями проекта. Конечная стабилизированная осадка фундамента может быть определена методом эквивалентного слоя. Осадка с учётом жёсткости и формы подошвы фундамента в случае однородного основания определяется по формуле: s=p0hэmv 2 где p0 ...
29036. Определение расчётного сопротивления грунтов основания по таблицам СНиП 23 KB
  Тип песчаного грунта пески гравелистые крупные средней крупности и т. Плотность сложения песчаного грунта плотный средней плотности рыхлый. Устанавливается по таблице в зависимости от типа песчаного грунта и его коэффициента пористости: 1 где γ – удельный вес грунта; γs – удельный вес твердых частиц; w – влажность грунта. Степень влажности песчаного грунта Sr маловлажный влажный насыщенный водой: 2 где γs – удельный вес воды.
29037. Условия применения свайных фундаментов. Конструктивные решения. Виды свайных фундаментов в зависимости от расположения свай в плане 32 KB
  Условия применения свайных фундаментов. Виды свайных фундаментов в зависимости от расположения свай в плане. В этих условиях чаще всего прибегают к устройству фундаментов из свай. Группы или ряды свай объединённые поверху распределительной плитой или балкой образуют свайный фундамент.
29038. Условия применения свайных фундаментов. Классификация свай по материалу, форме продольного и поперечного сечения 42.5 KB
  Сваи погружаемые в грунт в готовом виде в зависимости от материала из которого они изготовляются подразделяются на железобетонные деревянные стальные и комбинированные. Железобетонные сваи получившие наибольшее распространение в практике строительства подразделяются: по форме поперечного сечения на квадратные квадратные с круглой полостью полые круглого сечения прямоугольные тавровые и двутавровые рис.1; по форме продольного сечения на призматические цилиндрические с наклонными боковыми гранями пирамидальные...