17965

Бюджетный процесс в Украине и его участники

Лекция

Финансы и кредитные отношения

ЛЕКЦИЯ 5 Бюджетный процесс в Украине и его участники 1. Понятие и содержание бюджетного процесса. 2. Распорядители бюджетных средств и бюджетные назначения. 3. Порядок составления проекта государственного бюджета Украины. 4. Порядок рассмотрения и принят...

Русский

2013-07-06

447.5 KB

1 чел.

ЛЕКЦИЯ 5

Бюджетный процесс в Украине и его участники

§ 1. Понятие и содержание бюджетного процесса.

§ 2. Распорядители бюджетных средств и бюджетные

назначения.

§ 3. Порядок составления проекта государственного

бюджета Украины.

§ 4. Порядок рассмотрения и принятия государственного

бюджета Украины.

§ 5. Выполнение государственного бюджета Украины.

§ б. Отчетность о выполнении государственного бюджета Украины.

§ 1. Понятие и содержание бюджетного процесса

В бюджетном кодексе Украины дается четкое определение бюджетного процесса как регламентированная нормами права деятельность, связанная с составлением, рассмотрением, утверждением бюджетов, их выполнением и контролем за их выполнением, рассмотрением отчетов о выполнении бюджетов.

Бюджетный процесс заканчивается составлением проекта бюджета и проекта закона. Эти проекты и ряд документов, предусмотренных Бюджетным кодексом Украины, предоставляются Кабинетом Министров Украины Верховной Раде Украины.

Статьей 19 Бюджетного кодекса Украины определены такие стадии бюджетного процесса:

  1.  составление проектов бюджетов;
  2.  рассмотрение и принятие закона о Государственном бюджете Украины, решений о местных бюджетах;
  3.  выполнение бюджета, в том числе в случае необходимости внесения изменений в закон о Государственном бюджете Украины, решение о местных бюджетах;
  4.  подготовка и рассмотрение отчета о выполнении бюджета и принятии решения относительно его.

Под стадиями бюджетного процесса понимается цепь мероприятий, которые охватывают разработку, выполнение и оценку эффективности использованных денежных средств. При этом должны быть учтены среднесрочная и долгосрочная перспективы, установлена связь с общими целями социально-экономического развития.

Содержание бюджетного процесса включает:

— определение финансовой и бюджетной политики;

разработку управленческих стратегий;

оценку потребности, приоритетов и возможностей бюджета;

разработку проекта бюджета;

— оценку эффективности проекта.

Такие черты выводят бюджетный процесс за пределы традиционного постатейного планирования расходов и предоставляют участниками бюджетного процесса, наделенных бюджетными полномочиями, определенную гибкость и возможность совершенствовать свою деятельность. Необходимо отметить, что соответственно с требованиями Бюджетного кодекса Украины на всех стадиях бюджетного процесса осуществляется финансовый контроль и аудит, а также оценка эффективности использования бюджетных средств.

В бюджетном процессе на всех его стадиях задействованы участники бюджетного процесса, которыми признаются органы и должностные лица, наделенные бюджетными полномочиями (статья 20 БК Украины).

Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса регулируются Конституцией Украины и Бюджетным кодексом Украины. Основными участниками бюджетного процесса являются Президент Украины, органы . законодательной (представительной) и исполнительной власти, Национальный банк Украины, органы государственного финансового контроля.

Бюджетные полномочия (права и обязанности) участников бюджетного процесса:

- Президент Украины подписывает закон Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год и законы Украины о внесении изменений и дополнений к закону о Государственном бюджете, а также другие законы. Президент Украины обращается с ежегодным и внеочередным посланием к Верховной Раде Украины. К бюджетным полномочиям Президента Украины принадлежит также применение права вето относительно принятого Верховной Радой Украины закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год с последующим возвращением их на повторное рассмотрение Верховной Радой Украины с замечаниями и предложениями. Президент имеет право законодательной инициативы, согласно статье 93 Конституции Украины, а также издает указы и распоряжения по вопросам, не урегулированным бюджетным законодательством.

— Верховная Рада Украины, Комитет по вопросам бюджета, другие комитеты Верховной Рады Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым, областные, районные, сельские, поселковые, городские и районные в городах советы наделены такими бюджетными полномочиями:

рассмотрение и утверждение бюджетов;

рассмотрение и утверждение отчетов о выполнении бюджетов;

контроль за выполнением решений соответствующих советов о бюджете.

К бюджетным полномочиям Верховной Рады Украины принадлежат:

определение бюджетной политики государства;

принятие постановления об одобрении или взятию к сведению Основных направлений бюджетной политики на следующий год;

определение бюджетных полномочий всех участников бюджетного процесса, состава и объема доходов и расходов Государственного бюджета Украины;

утверждение показателей социально-экономического развития страны, необходимых для формирования бюджетов всех уровней;

рассмотрение и принятие закона о государственном бюджете на соответствующий период и внесения изменений в него;

рассмотрение и принятие решения относительно отчета о выполнении Государственного бюджета Украины;

заслушивание отчетов главных распорядителей бюджетных средств и вынесение решений по этим вопросам;

проведение Дней правительства, в том числе по вопросам, которые касаются только политики;

принятие к рассмотрению законопроектов, которые приводят к изменениям доходной и расходной части бюджетов всех уровней при наличии заключения Комитета по вопросам бюджета.

Участником бюджетного процесса является также Комитет Верховной Рады по вопросам бюджета, который имеет следующие полномочия:

рассмотрение и принятия решения относительно представленных в Верховную Раду Украины законопроектов, которые касаются изменений действующего законодательства и его влияния на формирование доходов на осуществление расходов государственного бюджета;

отслеживание, обработка и обобщение предложений и заключений комитетов Верховной Рады Украины, народных депутатов Украины к проекту закона о Государственном бюджете и законопроектов, которые влияют на доходную и расходную части бюджетов;

—подготовка заключений и необходимых материалов и представления на заседании Верховной Рады Украины в первом, втором и третьем чтении проекта закона Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий бюджетный период;

заслушивание информации министров, руководителей государственных комитетов, других органов центральной исполнительной власти, органов местного самоуправления и объединений граждан, а также главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств относительно выполнения бюджетных полномочий на всех стадиях бюджетного процесса;

рассмотрение и заслушивание информации Кабинета Министров Украины, Министерства финансов Украины, Государственного казначейства Украины, других учреждений о подготовке подзаконных актов, направленных на реализацию бюджетной политики, в частности, закона о Государственном бюджете;

отслеживание выполнения, оценка и подготовка заключений о выполнении закона о государственном бюджете на протяжении года;

подготовка заключения к отчету о выполнении закона о Государственном бюджете Украины;

— разработка и внесение на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроектов о внесении изменений к закону Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий бюджетный период.

К бюджетным полномочиям Кабинета Министров Украины принадлежат:

  •  разработка и представление Верховной Раде Украины основных прогнозных макро показателей экономического и социального развития Украины;
  •  разработка и представление Верховной Раде Украины проекта Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период;
  •  разработка и представление Верховной Раде Украины проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий бюджетный период;
  •  подготовка и представление Верховной Раде Украины отчетов о выполнении Государственного бюджета Украины;
  •  обеспечение выполнения закона о Государственном бюджете Украины;
  •  расчет показателей сведенного бюджета Украины и подготовка отчета о его выполнении;
  •  предоставление информации относительно принятых законодательных и нормативных актов на выполнение закона о Государственном бюджете Украины;
  •  принятие решений относительно использования закона о Государственном бюджете Украины;
  •  принятие решений относительно использования средств резервного Фонда Государственного бюджета Украины;
  •  принятие решений об осуществлении заимствований в объемах и на условиях, определенных законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий бюджетный период. Министерство финансов Украины также имеет бюджетные полномочия, к которым принадлежат:
  •  подготовка и обобщение предусмотренных Бюджетным кодексом документов и материалов, необходимых для формирования проекта Основных направлений бюджетной политики на следующий бюджетный период;
  •  разработка проектов нормативов бюджетной обеспеченности в расчете на одно лицо, одного ученика, одно койко - место;
  •  составление проекта Закона о Государственном бюджете Украины;
  •  организация выполнения Государственного бюджета Украины на всех стадиях бюджетного процесса;
  •  организация методической работы по вопросам финансово-бюджетного планирования для административно-территориальных единиц;
  •  разработка и утверждение годовой росписи Государственного бюджета Украины;
  •  осуществление в пределах своих полномочий обслуживания государственного внутреннего и внешнего долга Украины;
  •  представление Кабинету Министров Украины проекта отчета о выполнении Государственного бюджета Украины и проекта закона о Государственном бюджете Украины на следующий год. Национальному банку Украины принадлежат следующие бюджетные полномочия:
  •  определение основных принципов денежно-кредитной политики Украины;
  •  разработка законопроектов, связанных с формированием доходной и расходной части бюджетов и подготовка предложений к проекту закона о Государственном бюджете Украины на следующий бюджетный период.

Важное место в бюджетном процессе занимает и бюджетная резолюция.

Бюджетная резолюция — специальное постановление Верховной Рады Украины об основных направлениях бюджетной политики на следующий бюджетный год.

По результатам парламентских слушаний относительно проекта Основных направлений бюджетной политики на 2003 год, представленных Кабинетом Министров Украины в соответствии со статьей 33 БК Украины, Верховная Рада Украины выносит постановление, в котором Основные направления бюджетной политики на 2003 год, представленные Кабинетом Министров Украины принимает к сведению, а также одобряет Предложения Верховной Рады Украины к Основным направлениям бюджетной политики на 2003 год, согласно с дополнением и Поручением Верховной Рады Украины Кабинету Министров Украины к Основным направлениям бюджетной политики на 2003 год, согласно с дополнением 2 к этому Постановлению.

В соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины Кабинет Министров Украины представляет, проект Закона Украины о Государственном бюджете Украины на 2003 год с учетом Предложений Верховной Рады Украины и обеспечивает выполнение Поручений Верховной Рады Украины.

Ежегодный бюджет является частью бюджетная политика. Ее основные направления, принятые в одном бюджете могут переноситься на следующие годы. Например, постоянное изменение размеров налогов будет влиять на годовые доходы в последующих финансовых годах; временное увеличение размеров налогов влияет как на годовой размер доходов в текущем году, так и на размер государственного дохода в ближайшие годы и соответственно на выплаты по обслуживанию государственного долга в этот период.

§ 2. Распорядители бюджетных средств и бюджетные назначения

Для осуществления программ и мероприятий, которые проводятся за счет средств бюджета, бюджетные ассигнования предоставляются распорядителям бюджетных средств. По объему предоставленных прав распорядители бюджетных средств разделяются на главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств низшего уровня.

Средства бюджета, получаемые физическими и юридическими лицами, которые не имеют статуса бюджетного учреждения (получатели бюджетных средств), могут предоставляться им только через распорядителя бюджетных средств.

Бюджетное учреждение не имеет права осуществлять заимствование в любой форме или предоставлять за счет бюджетных средств займы юридическим и физическим лицам, кроме случаев, предусмотренных законом о Государственном бюджете Украины.

Статья 22 Бюджетного кодекса Украины предусматривает, что главными распорядителями бюджетных средств могут быть исключительно:

— по бюджетным назначениям, предусмотренным законом о Государственном бюджете Украины, органы, уполномоченные соответственно Верховной Радой Украины, Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины в лице их руководителей, а также Конституционный Суд Украины, Верховный Суд Украины и другие специализированные суды; учреждения и организации, которые определены Конституцией Украины;

— по бюджетным назначениям, предусмотренным бюджетом Автономной Республики Крым; уполномоченные юридические лица (бюджетные учреждения), а также учреждение или организация, созданная в установленном порядке органами госу-   . дарственной власти, органами власти Автономной Республики Крым или органами местного самоуправления, которая полностью содержится за счет соответственного государственного бюджета или местных бюджетов, а также министерства и другие органы власти Автономной Республики Крым в лице их руководителей;

— по бюджетным назначениям, предусмотренным другими местным бюджетами, — руководители местных государственных администраций, исполнительных органов советов и их секретариатов, руководителей главных управлений, управлений, отделов и других самостоятельных структурных подразделений местных государственных администраций, исполнительных органов советов.

Главные распорядители средств Государственного бюджета Украины определяются в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 БК Украины и утверждаются законом о Государственном бюджете Украины путем установления им бюджетных назначений.

Бюджетное назначение — полномочие, предоставленное главному распорядителю бюджетных средств Бюджетным кодексом Украины, законом о государственном бюджете Украины или решением о местном бюджете, который имеет количественные и временные ограничения и позволяет предоставлять бюджетные ассигнования.

Главные распорядители средств местных бюджетов определяются решением о местном бюджете с соблюдением условий, определенных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 22 Бюджетного кодекса Украины.

Главный распорядитель бюджетных средств:

- разрабатывает на основании плана деятельности проект сметы и бюджетные запросы и предоставляет их Министерству финансов Украины или местному финансовому органу. Бюджетный запрос — документ, подготовленный распорядителем бюджетных средств, который содержит предложения с соответствующими обоснованиями относительно объема бюджетных средств, необходимых для его деятельности на последующий бюджетный период; - получает бюджетные назначения путем их утверждения в законе о Государственном бюджете Украины или решении о местном бюджете, доводит в установленном порядке до распорядителей бюджетных средств низшего уровня (получателей бюджетных средств) сведения об объемах ассигнований, обеспечивает управление бюджетными ассигнованиями.

Бюджетное ассигнование — полномочие, предоставленное распорядителю бюджетных средств в соответствии с бюджетным назначением на взятие бюджетного обязательства и осуществление платежей с конкретной целью в процессе выполнения бюджета. Распорядитель бюджетных средств: - утверждает сметы распорядителей бюджетных средств низшего уровня, если иное не предусмотрено законодательством;

—осуществляет внутренний контроль за полнотой поступлений, полученных распорядителями бюджетных средств низшего уровня и получателями бюджетных средств, и расходованием ими бюджетных средств;

—получает отчеты об использовании бюджетных средств от распорядителей бюджетных средств низшего уровня и получателей бюджетных средств и анализирует эффективность использования ими бюджетных средств.

Важное значение для осуществления любых бюджетных обязательств и платежей имеют соответствующие бюджетные назначения, которые устанавливаются законом о Государственном бюджете Украины или решением о местном бюджете в порядке установленном Бюджетным кодексом Украины.

Однако, если в процессе выполнения бюджета изменение обязательств требует меньших ассигнований главным распорядителям бюджетных средств, Министр финансов Украины (руководитель местного финансового органа) принимает решение о приведении в соответствие бюджетного назначения Государственного бюджета Украины (местного бюджета).

Кабинет Министров Украины (Совет Министров Автономной Республики Крым, местная государственная администрация, исполнительный орган соответствующего совета) в двухнедельный срок представляет в Верховную Раду Украины (Верховную Раду Автономной Республики Крым, соответствующий совет) в установленном порядке предложения о приведении в соответствие бюджетных назначений Государственного бюджета Украины (местного бюджета).

Постоянное бюджетное назначение имеет расходы специального фонда бюджета, которое дает право осуществлять их исключительно в пределах и за счет соответствующих поступлений в специальный фонд согласно законодательству, если законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете) не установлено иное.

В бюджетные назначения могут вноситься предложения о внесении изменений, которые направляются и рассматриваются в порядке, установленном для предоставления предложений к проекту бюджета. Расходы в соответствии с внесенными в бюджетные назначения изменениями осуществляются только после вступления в силу соответствующего закона (решения соответствующего совета), которым внесены такие изменения. Другие изменения размеров, цели и ограничения во времени бюджетных назначений осуществляются только при наличии в законе о Государственном бюджете Украины (решении о местном бюджете) соответствующего положения.

Однако, если после принятия закона о Государственном бюджете Украины (решения о местном бюджете) ответственность за выполнение функций или предоставление услуг, на которые утверждено бюджетное назначение, передается в соответствии с законодательством от одного главного распорядителя бюджетных средств другому главному распорядителю бюджетных средств, действие бюджетного назначения не прекращается и применяется в порядке, установленном законом о Государственном бюджете Украины (решение о местном бюджете), для выполнения тех же самых функций или услуг другим главным распорядителям бюджетных средств, которому это поручено. В этом случае Министерство финансов Украины (местный финансовый орган) уведомляет Кабинет Министров Украины (Совет Министров Автономной Республики Крым, местную государственную администрацию, исполнительный орган соответствующего совета и Верховную Раду Украины (Верховную Раду Автономной Республики Крым, соответствующий совет) о таких изменениях в двухнедельный срок.

Все бюджетные назначения утрачивают силу после окончания бюджетного периода, за исключением тех случаев, когда отдельным законом Украины предусмотрены многолетние бюджетные назначения (пункт 7 статьи 23 БКУ).

Бюджетным кодексом Украины статья 24 предусматривается резервный фонд Украины, который формируется для осуществления непредвиденных расходов, которые не имеют постоянного характера и не могли быть предусмотрены при составлении проекта бюджета. Порядок использования средств из резервного фонда бюджета определяется Кабинетом Министров Украины.

Решения о выделении из резервного фонда бюджета принимаются соответственно Кабинетом Министров Украины, Советом Министров Автономной Республики Крым, местными государственными администрациями и исполнительными органами местного самоуправления.

Кабинет Министров Украины, Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации и исполнительные органы местного самоуправления ежемесячно отчитываются соответственно перед Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и соответствующим советом о расходовании средств резервного фонда бюджета.

В государственном бюджете Украины резервный фонд предусматривается обязательно. Решение о необходимости создания резервного фонда местного бюджета принимает соответствующий орган власти.

§ 3. Порядок составления проекта

Государственного бюджета Украины

В соответствии со статьей 32 Бюджетного кодекса Украины Кабинет Министров Украины разрабатывает проект закона о Государственном бюджете Украины. Министр финансов Украины на основании основных макро показателей экономического и социального развития Украины на последующий бюджетный период и анализа определяет общий уровень доходов и расходов бюджета и дает оценку объема финансирования бюджета для составления предложений к разработке проекта Государственного бюджета Украины.

Составление проектов Государственного и местных бюджетов осуществляется с целью определения объема денежных средств, необходимого для функционирования государства и органов самоуправления. Через Государственный бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между административно - территориальными единицами. Кабинет Министров Украины устанавливает порядок и сроки составления проекта Государственного бюджета Украины, отвечает за составление проекта закона о Государственном бюджете Украины.

Подготовка проекта бюджета предусматривает проведение цепочки серьезных мероприятий.

Для подготовки предложений проекта Государственного бюджета Украины Министерство финансов Украины в соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Украины разрабатывает и доводит до главных распорядителей бюджетных средств инструкции по подготовке бюджетных запросов.

Инструкции по подготовке бюджетных запросов могут включать организационные, финансовые и другие ограничения, которых обязаны придерживаться все распорядители бюджетных средств.

Главные распорядители бюджетных средств несут ответственность за своевременность, достоверность и содержание поданных Министерству финансов Украины бюджетных данных, которые должны содержать всю информацию, необходимую для анализа показателей проекта Государственного бюджета Украины.

Анализом бюджетных запросов и разработкой предложений проекта Государственного бюджета Украины занимается Министерство финансов Украины на любом этапе составления и рассмотрения проекта Государственного бюджета, которые поданы главным распорядителем бюджетных средств с точки зрения его соответствия цели, приоритетности, а также эффективности использования бюджетных средств. На основании результатов анализа Министр финансов Украины принимает решение о включении бюджетного запроса в предложение проекта Государственного бюджета Украины перед представлением его на рассмотрение Кабинета Министров Украины.

На основании анализа бюджетных запросов Министерство финансов Украины готовит проект закона о Государственном бюджете Украины.

При этом Министерство финансов Украины в период подготовки предложений проекта Государственного бюджета Украины рассматривает и принимает меры по устранению разногласий с главными распорядителями бюджетных средств. В случае, когда согласование не достигнуто, Министерство финансов Украины прилагает свое заключение из несогласованных вопросов к указанным предложениям, которые направляются Кабинету Министров Украины.

Включение бюджетного запроса в предложение проекта Государственного бюджета Украины и устранение разногласий с главными распорядителями бюджетных средств является первым этапом первой стадии бюджетного процесса.

Вторым этапом первой стадии бюджетного процесса в Украине следует считать принятие, согласно Регламенту Верховной Рады Украины, до 1 июля специального постановления Верховной Рады Украины — бюджетной резолюции.

Бюджетная резолюция дает основные направления бюджетной политики на планируемый год. Постановление Верховной рады Украины «Об основных направлениях бюджетной политики на 2003 год» было принято 4 июля 2002 года.

В бюджетной резолюции содержатся главные приоритетные направления бюджетной политики на 2003 год, которые должны стать ориентиром для Кабинета Министров Украины, который готовит проект бюджета, и для Верховной Рады Украины при рассмотрении бюджета.

Министерство финансов Украины представляет проект закона о Государственном бюджете Украины Кабинету Министров Украины для рассмотрения, а также вносит предложения о сроках и порядке рассмотрения этого проекта в Кабинете Министров Украины.

После внесения проекта закона Кабинет Министров Украины принимает постановление об одобрении проекта закона о Государственном бюджете Украины и представляет его вместе с соответствующими материалами Верховной Раде Украины.

Статья 38 Бюджетного кодекса Украины предусматривает следующие материалы, которые прилагаются к проекту закона о Государственном бюджете Украины, одобренные Кабинетом Министров Украины:

- Пояснительная записка к проекту закона о Государственном бюджете Украины, которая должна содержать:

  1.  информацию об экономическом положении государства и основные прогнозные макро показатели экономического и социального развития Украины на последующий бюджетный период, положенные в основу проекта Государственного бюджета Украины;
  2.  оценку поступлений доходов и других средств(ссуд), которые предлагаются для обеспечения финансовыми ресурсами расходов бюджета;
  3.  пояснения к основным положениям проекта Государственного бюджета Украины и проекта закона о Государственном бюджете Украины, включая анализ предлагаемых объемов расходов на выполнение функций, программ. Обоснования включают бюджетные показатели за предыдущий, текущий, последующий бюджетные периоды вразрез классификации расходов бюджета;
  4.  информацию об учете предложений Верховной Рады Украины к Основным направлениям бюджетной политики на последующий бюджетный период, если они были приняты Верховной Радой Украины в соответствии с частью шестой статьи 33 Бюджетного кодекса Украины;
  5.  обоснование особенностей меж бюджетных взаимоотношений;
  6.  информацию об объемах государственного долга, в том числе по типу долгового обязательства, графике его погашения, объемах и условиях заимствования;
  7.  прогноз основных макро показателей экономического и социального развития Украины, показателей сводного бюджета Украины по основным видам доходов, расходов и финансирования на следующие три бюджетных периода.

- Прогнозные показатели сводного бюджета Украины (включая оценку Государственного бюджета Украины и местных бюджетов) в соответствии с бюджетной классификацией, а также сводный баланс финансовых ресурсов Украины;

-Перечень льгот по налогам, сборам (другим обязательным платежам) с расчетом потерь доходов бюджета от их предоставления.

-Показатели расходов Государственного бюджета Украины, необходимых на последующие бюджетные периоды для завершения программ, которые учтены в проекте Государственного бюджета Украины, при условии реализации этих программ в течение более чем одного бюджетного периода. - Сведения и структура финансовых обязательств с государственного долга и государственных гарантий на текущий и последующие бюджетные периоды к полному погашению долговых обязательств, включая суммы на обслуживание государственного долга. - Перечень инвестиционных программ на следующий бюджетный период, под которые могут предоставляться гарантии Кабинета Министров Украины. - Доклад о ходе выполнения Государственного бюджета Украины в текущем бюджетном периоде. — Проекты смет всех государственных целевых фондов, которые создаются за счет налогов и сборов (обязательных платежей) в соответствии с законом.

-Пояснения главных распорядителей бюджетных средств к проекту Государственного бюджета Украины (направляются в Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета).

-Другие материалы, объем и форму которых определяет Кабинет Министров Украины.

Часть 2 статьи 38 Бюджетного кодекса Украины устанавливает, что законом о Государственном бюджете Украины определяются:

  •  общая сумма доходов и общая сумма расходов (с разделением на общий и специальный фонды, а также с распределением расходов на текущие и капитальные);
  •  предельный объем годового дефицита (профицита)Государственного бюджета Украины в последующем бюджетном периоде и государственного долга наконец последующего бюджетного периода, полномочия по предоставлению государственных гарантий, а также объема этих гарантий в соответствии со статьей 17 Бюджетного кодекса Украины;
  •  бюджетные назначения главным распорядителям средств Государственного бюджета Украины по бюджетной классификации;
  •  доходы по бюджетной классификации;
  •  бюджетные назначения меж бюджетных трансфертов (средств, которые бесплатно и безвозвратно передаются из одного бюджета в другой);
  •  дополнительные положения, которые регламентируют процесс выполнения бюджета.

И что важно, расходы проекта закона о Государственном бюджете Украины по главным распорядителям бюджетных средств должны быть детализированы по подразделениям функциональной классификации (программной классификации в случае составления проекта бюджета по программно-целевому методу).

Министерство финансов Украины, опираясь на анализ бюджетного запроса, поданного главным распорядителем бюджетных средств (Министром финансов Украины) вносит коррективы в сведенный проект бюджета, который является совокупностью показателей бюджетов, которые используются для анализа и прогнозирования экономического и социального развития государства.

Проект сведенного бюджета и проект закона о Государственном бюджете Украины Министерство финансов Украины передает Кабинету Министров Украины до 15 августа, а также вносит предложения о сроках и порядке рассмотрения этого проекта в Кабинете Министров Украины.

Кабинет Министров Украины на своем заседании рассматривает проект бюджета и проект закона о Государственном бюджете Украины и в соответствии с Правилами оформления Проекта Закона Украины принимает постановление об одобрении проекта закона о Государственном бюджете Украины и представляет его вместе с соответствующими материалами Верховной Раде Украины не позднее 15 сентября года, который предшествует * плановому, о чем мы писали ранее.

§ 4. Порядок рассмотрения и принятия Государственного бюджета Украины

Порядок рассмотрения проекта закона о Государственном бюджете Украины в Верховной Раде Украины регулируется бюджетным кодексом Украины (статья 39) и главой 9.1 Регламента Верховной Рады Украины, которыми процесс принятия бюджета на следующий финансовый год начинается после утверждения Верховной Радой Украины представленного Президентом Украины отчета о выполнении бюджета за прошедший год.

А часть 1 статьи 39 Бюджетного кодекса Украины устанавливает, что не позднее чем через пять дней после представления Кабинетом Министров Украины проекта закона о Государственном бюджете Украины в Верховную Раду Украины, Министр финансов Украины представляет его на пленарном заседании Верховной Рады Украины. Затем председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета докладывает о соответствии проекта закона о Государственном бюджете Украины требованиям настоящего кодекса, основным направлениям бюджетной политики на последующий бюджетный период и предложениям Верховной Рады Украины к Основным направлениям бюджетной политики на последующий бюджетный период, принятым согласно части 6 статьи 33 Бюджетного кодекса Украины.

Далее по результатам обсуждения проекта закона о Государственном бюджете Украины Верховная Рада Украины может принять мотивированное решение об его отклонении в случае несоответствия Бюджетному кодексу Украины и Основным направлениям бюджетной политики на последующий бюджетный период.

В случае отклонения проекта закона о Государственном бюджете Украины Кабинет Министров Украины обязан в недельный срок со дня вступления в силу решения об отклонении подать проект закона о Государственном бюджете Украины на повторное представление с обоснованием внесенных изменений, связанных с соответствующим решением Верховной Рады Украины. Министр финансов Украины повторно представляет проект закона о Государственном бюджете Украины не позже трех дней после его повторного представления в Верховную Раду Украины.

Ко всем показателям доходов и расходов государственного бюджета, указанных в проекте закона о Государственном бюджете Украины, отдельно прилагаются расчеты и обоснования. Персональную ответственность за соблюдение этого правила возложено на Министра финансов Украины.

К проекту закона о Государственном бюджете Украины также прилагаются информационные материалы:

  •  прогноз доходов и расходов Государственного бюджета Украины на три последующих года, разработанные исходя из Основных прогнозных макро показателей экономического и социального развития Украины на этот период;
  •  перечень законов, отдельных статей законов и других нормативных актов, которым противоречит проект закона о Государственном бюджете Украины с определением причин разногласий;
  •  перечень налогов, сборов, других обязательных платежей с указанием ставок и льгот;
  •  перечень общегосударственных, межотраслевых и других программ, которые финансируются из бюджета в случае, если распорядителями денежных средств являются два и более субъекта. Представляются данные относительно финансовых полномочий каждого субъекта и общие затраты на программу.

Статья 40 Бюджетного кодекса Украины устанавливает время на подготовку Верховной Радой Украины проекта закона о Государственном бюджете Украины к первому чтению, так после принятия к рассмотрению представленного проекта закона о Государственном бюджете Украины не позднее 1 октября (6 октября, если проект бюджета был принят к рассмотрению после повторного представления Кабинетом Министров Украины) года, который предшествует плановому, проект закона о Государственном бюджете Украины рассматривается народными депутатами Украины, а также в комитетах, депутатских фракциях и группах Верховной Рады Украины. Комитеты Верховной Рады Украины формируют свои , предложения к проекту закона о Государственном бюджете Украины и передают их в Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета и назначают представителей для участия в работе Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета.

После 1 октября (6 октября, если проект бюджета был принят к рассмотрению после повторного представления Кабинетом Министров Украины) принятие предложений Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам бюджета прекращаются.

Если в комитетах, депутатских фракциях были внесены поправки или предложения об увеличении расходов или уменьшении доходов, необходимо на эту сумму предложить увеличение доходов, за счет других источников финансирования или сократить расходы на другие статьи и дать четкое письменное обоснование.

Все предложения рассматривает комитет по вопросам бюджета.

Ни одно из таких предложений не должно приводить к увеличению государственного долга и гарантий по сравнению с их объемом, предусмотренным в представленном проекте закона о Государственном бюджете Украины. Если хотя бы одно из требований не выполняется, соответствующее предположение к рассмотрению Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам бюджета не принимается. Не допускается внесение предложений относительно изменений к прогнозу налоговых поступлений, кроме случая, когда по заключению Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета, Министерства финансов Украины и Счетной палаты обнаружены неточности в их расчете.

Не позднее 15 октября (20 октября, если проект бюджета был принят в рассмотрение после повторного представления Кабинетом Министров Украины) года, который предшествует плановому, Комитет Верховной Рады по вопросам бюджета совместно с уполномоченными представителями Кабинета Министров Украины рассматривает предложения к проекту закона о Государственном бюджете Украины и готовит выводы и предложения к нему, а также таблицы предложений субъектов права законодательной инициативы, которые предлагается поддержать или отклонить, и принимает по этому случаю соответствующее решение. Показатели, которые содержаться в выводах и предложениях к проекту закона о Государственном бюджете Украины, должны быть сбалансированными.

Выводы и предложения к проекту закона о Государственном бюджете Украины, а также таблицы предложений аппаратом Верховной Рады Украины распространяются среди народных депутатов Украины не позднее чем за 2 дня до рассмотрения проекта закона о Государственном бюджете Украины в первом чтении на пленарном заседании Верховной Рады Украины.

Первое чтение проекта закона о Государственном бюджете Украины начинается с доклада Председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета относительно выводов и предложений к проекту закона о Государственном бюджете Украины. В обсуждении этого вопроса участвуют представители комитетов Верховной Рады Украины, депутатских фракций и групп, народные депутаты Украины, представители Счетной палаты и Кабинета Министров Украины.

Выводы и предложения к проекту закона о Государственном бюджете Украины голосуются в целом. Если позитивное решение  не принято, происходит постатейное голосование. Во время постатейного голосования рассматриваются предложения, которые Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам бюджета предлагается отклонить и на рассмотрение которых настаивают их авторы. Принятие решения относительно выводов и предложений к проекту закона о Государственном бюджете Украины считается принятием проекта закона о Государственном бюджете Украины в первом чтении. Показатели бюджета, которые содержатся в выводах и предложениях к проекту закона о Государственном бюджете Украины, должны быть сбалансированными. Одобренные Верховной Радой Украины выводы и предложения Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета приобретают статус бюджетных выводов Верховной Рады Украины.

Не позднее 20 октября (25 октября, если проект бюджета был принят в рассмотрение после повторного представления Кабинетом Министров Украины) года, который предшествует плановому, Верховная Рада Украины принимает проект закона о Государственном бюджете Украины в первом чтении.

Доработанный ко второму чтению проект закона о Государственном бюджете Украины должен содержать текстовые статьи и показатели, которые предлагались Кабинетом Министров Украины в первом чтении, или одобренные Бюджетными выводами Верховной Рады Украины. В случае, если Кабинет Министров Украины предлагает новые текстовые статьи, к ним прилагается детальное обоснование их необходимости. Эти требования относительно цифровых показателей могут быть изменены исключительно в случае, если основные прогнозные макро показатели экономического и социального развития Украины на последующий бюджетный период изменились на время рассмотрения во втором чтении больше чем на два процента.

Подготовленный Кабинетом Министров Украины проект закона о Государственном бюджете Украины, с нарушением требований части 2 статьи 42 Бюджетного кодекса Украины, возвращается Кабинету Министров Украины на доработку и направляется им на повторное второе чтение в недельный срок со дня принятия Верховной Радой Украины соответствующего решения.

Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета в течение трех дней после внесения проекта закона о Государственном бюджете Украины, подготовленного Кабинет Министров Украины ко второму чтению, готовит выводы по рассмотрению проекта закона о Государственном бюджете Украины во втором чтении.

Часть 1 статьи 43 Бюджетного кодекса Украины устанавливает, что при рассмотрении проекта закона о Государственном бюджете Украины во втором чтении предложения народных депутатов Украины, депутатских групп и фракций относительно изменений к проекту закона о Государственном бюджете Украины не рассматриваются, кроме выводов Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета.

Чтение начинается согласно Регламента Верховной Рады Украины, с доклада Министра финансов Украины относительно доработанного проекта закона о Государственном бюджете Украины, затем Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета докладывает выводы Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета относительно учета Кабинетом Министров Украины Бюджетных выводов Верховной Рады Украины при подготовке проекта закона о Государственном бюджете Украины ко второму чтению.

Второе чтение проекта закона о Государственном бюджете Украины предусматривает, в первую очередь, утверждение общего объема дефицита (профицита), доходов и расходов Государственного бюджета Украины с дальнейшим постатейным голосованием проекта закона о Государственном бюджете Украины, поданного Кабинетом Министров Украины во втором чтении.

Второе чтение проекта закона о Государственном бюджете Украины завершается в Верховной Раде Украины не позже 20 ноября года, который предшествует плановому. При этом общий объем дефицита (профицита), доходов и расходов Государственного бюджета Украины на последующий бюджетный период, объем меж бюджетных трансфертов и другие положения, необходимые для формирования местных бюджетов, должны быть приняты во втором чтении в обязательном порядке и не подлежат рассмотрению в третьем чтении.

Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета дорабатывает проект закона о Государственном бюджете Украины и вносит его согласно части 1 статьи 44 Бюджетного кодекса Украины на рассмотрение Верховной Рады Украины в третьем чтении не позже 25 ноября, который предшествует плановому.

Третье чтение проекта закона о Государственном бюджете Украины начинается с доклада Председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета и с доклада Министра финансов Украины. Затем Верховная Рада Украины проводит голосование по предложениям Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета относительно статей проекта закона о Государственном бюджете Украины, которые не были приняты во втором чтении, и по проекту закона в целом.

В случае если решение об одобрении закона о Государственном бюджете Украины с предложенными предложениями Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета в целом не принято, проводится голосование по каждому предложению Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета.

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины» принимается Верховной Радой Украины до 1 декабря года, который предшествует плановому.

Верховная Рада Украины утверждает не только закон Украины «О Государственном бюджете Украины», но и сам Государственный бюджет Украины. Это устанавливает статья 116 Конституции Украины (254 К/96-ВР), которая возлагает на Кабинет Министров Украины обязанность разработки проекта закона о Государственном бюджете Украины и обеспечение утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины и представления Верховной Раде Украины отчета о его выполнении.

Кроме закона «О Государственном бюджете Украины» Верховная Рада Украины принимает постановления о порядке введения в действие Закона Украины «О Государственном бюджете Украины», проект которого разрабатывает и представляет Кабинет Министров Украины до второго чтения проекта «О Государственном бюджете Украины».

Если Закон Украины «О Государственном бюджете Украины» не будет принят до 2 декабря года, предшествующего тому, на какой составлен бюджет, Верховная Рада Украины принимает постановление о порядке финансирования текущих расходов до принятия Закона Украины «О Государственном бюджете Украины».

В соответствии со статьей 46 Бюджетного кодекса Украины бюджетные назначения в случае несвоевременного принятия закона о Государственном бюджете Украины, где часть 1 устанавливает, что если до начала нового бюджетного периода не вступит в силу закон о Государственном бюджете Украины, Кабинет Министров Украины имеет право осуществлять расходы Государственного бюджета Украины в соответствии со статьей 46 настоящего кодекса со следующими ограничениями:

  1.  расходы Государственного бюджета Украины могут осуществляться на цели, которые определены в законе о Государственном бюджете Украины на предыдущий бюджетный период и одновременно предусмотрены в проекте закона о Государственном бюджете Украины на последующий бюджетный период, поданном Кабинетом министров Украины в Верховную Раду Украины;
  2.  ежемесячные расходы Государственного бюджета не могут превышать 1/12 объема расходов, определенных законом Украины на предыдущий бюджетный период кроме случаев, предусмотренных частью четвертой статьи 23 Бюджетного кодекса Украины;
  3.  до принятия Закона Украины на текущий бюджетный период осуществлять капитальные расходы запрещается, кроме случаев, связанных с введением военного или чрезвычайного состояния, объявлением отдельных местностей зонами чрезвычайной экологической ситуации.

Министр финансов Украины не позже двух месяцев со дня вступления в силу закона о Государственном бюджете Украины информирует Верховную Раду Украины о взятых бюджетных обстоятельствах и осуществленных платежах согласно части 1 статьи 46, по которым бюджетные назначения в утвержденном Государственном бюджете Украины не предусмотрены.

И что важно, заимствование может осуществляться только с целью погашения основной суммы государственного долга до принятия Закона Украины о Государственном бюджете Украины на текущий бюджетный период. А налоги, сборы (обязательные платежи) и другие поступления взыскиваются в соответствии с законом Украины о Государственном бюджете Украины и другими нормативно-правовыми актами до принятия закона о Государственном бюджете Украины на текущий бюджетный период.

Содержание закона Украины «О Государственном бюджете Украины» в основном определяется Бюджетным кодексом Украины, Правилами оформления проекта Закона Украины, Регламентом Верховной Рады Украины и самим законом Украины «О Государственном бюджете Украины».

Бюджет — это цифры, но Закон Украины «О Государственном бюджете» — это не только показатели, цифры — это правовые предписания, которые имеют конкретное адресное содержание.

В Законе Украины «О Государственном бюджете Украины», как и в решениях о местных бюджетах есть предписания, которые не имеют конкретно-адресного содержания. Это предписания, которыми утверждаются размеры отчислений от территориальных поступлений общегосударственных доходов и налогов в бюджеты нижестоящих уровней. Бюджетные правоотношения между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти и исполнительными органами местных советов, возникают каждый раз, когда в наличии такой юридический факт, как платеж в бюджет, сумма которого распределяется между бюджетами. Таким образом, эти предписания являются правовыми нормами, которые рассчитаны на многоразовое использование.

Закон Украины «О Государственном бюджете Украины» подписывает Председатель Верховной Рады Украины и безотлагательно направляет его Президенту Украины.

Президент Украины в течение 15 дней после получения закона подписывает его, принимая к исполнению и официально опубликовывает его или возвращает закон со своими мотивированными и сформулированными предложениями к Верховной Раде Украины для повторного рассмотрения.

В случае если Президент Украины на протяжении установленного срока (15 дней) не возвращает закон для повторного рассмотрения, закон считается одобренным Президентом Украины и должен быть подписанным и официально опубликованным. Если во время повторного рассмотрения закон о Государственном бюджете будет снова принят Верховной Радой Украины не менее чем двумя третями (2/3) от ее конституционного состава, Президент Украины обязан его подписать и официально опубликовать в течение 10 дней.

§ 5. Выполнение Государственного бюджета Украины

Выполнение Государственного бюджета Украины является основной третьей статьей бюджетного процесса и представляет собой практическую реализацию бюджета по всем предусмотренным показателям с его доходной и расходной частями.

Выполнить бюджет — это собрать доходы, минимальная сумма которых установлена в законах о государственном или местном бюджете.

Статья 116 Конституции Украины (245 к/96-ВР) устанавливает, что обеспечение выполнения утвержденного бюджета возлагается на Кабинет Министров Украины. Относительно местных бюджетов, то Конституция Украины (245 к/96-ВР) в статье 143 записала, что сельские, поселковые и городские советы утверждают бюджеты соответствующих административно-территориальных единиц, как и областные и районные советы, и контролируют их выполнение, а выполнение возложено на исполнительные органы.

Областные и районные бюджеты выполняют, согласно со статьей 61 Закона Украины «О местном самоуправлении», соответствующие государственные администрации на основании Бюджетного кодекса Украины.

Организация выполнения Государственного бюджета возложена на Кабинет Министров Украины, который обеспечивает выполнение Государственного бюджета Украины, а Министерство финансов Украины осуществляет общую организацию и управление выполнением Государственного бюджета Украины, координирует деятельность участников бюджетного процесса по вопросам выполнения бюджета.

Выполнение бюджетов осуществляется на основании Бюджетного кодекса Украины и нормативно-правовых актов о бюджете на определенный бюджетный период и в соответствии с бюджетной росписью (статья 49 Бюджетного кодекса Украины), которая утверждается Министерством финансов Украины в соответствии с бюджетными назначениями в месячный срок после вступления в силу Закона о Государственном бюджете Украины. До утверждения росписи Министром финансов утверждается временная роспись доходов и расходов бюджета на соответствующий период.

Экземпляр утвержденной бюджетной росписи передается в комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета с дальнейшим информированием о внесенных в него изменениях.

Министр финансов Украины в течение бюджетного периода обеспечивает соответствие росписи Государственного бюджета Украины установленным бюджетным назначениям.

§ 6. Ответственность о выполнении

Государственного бюджета Украины

Сведение, составление и представление отчетности о выполнении Государственного бюджета Украины осуществляется Государственным казначейством Украины в соответствии со статьей 58 Бюджетного кодекса Украины.

Единые формы и методика отчетности о выполнении Государственного бюджета Украины устанавливается Государственным казначейством Украины по согласованию со Счетной палатой и Министерством финансов Украины.

Распорядители бюджетных средств в соответствии с единой методикой отчетности составляют и подают детальные отчеты, которые содержат бухгалтерские балансы, данные о выполнении смет, результатах деятельности и другой информации по формам, установленным законодательством Украины (пункт 2 статьи 58 Бюджетного кодекса Украины).

Отчетность о выполнении Государственного бюджета Украины является:

  •  оперативной;
  •  месячной;
  •  квартальной;
  •  годовой.

Согласно статье 59 Бюджетного кодекса Украины месячная отчетность о выполнении Государственного бюджета Украины предоставляется Государственным казначейством Украины Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины, Счетной палате и Министерству финансов Украины на позже 15 числа месяца, следующего за отчетным.

Сводные показатели отчетов о выполнении бюджетов, информация о выполнении защищенных статей Государственного бюджета Украины, информация об использовании средств из резервного фонда Кабинета Министров Украины представляется Государственным казначейством Украины Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины, Счетной палате и Министерству финансов Украины на позже 25 числа месяца, следующего за отчетным, а отчет о бюджетной (кредиторской) задолженности не позже 15 числа второго месяца, следующего за отчетным.

Органы взыскании (Государственная налоговая администрация Украины и таможенная служба Украины) представляют Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины, Счетной палате и Министерству финансов Украины не позже 12 числа месяца, следующего а отчетным такую отчетность:

—о фактических поступлениях налогов, сборов (обязательных платежей) и других доходов в бюджет;

—о налоговой задолженности.

Государственное казначейство Украины готовит квартальный отчет о выполнении Государственного бюджета Украины и представляет его Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины, Счетной палате и Министерству финансов Украины на позже 35 дней после окончания отчетного квартала (пункт 1 статьи 60 Бюджетного кодекса Украины).

Квартальный отчет о выполнении Государственного бюджета Украины включает такие части:

1)отчет о финансовом состоянии (баланс) Государственного бюджета Украины;

2)отчет о движении денежных средств;

3)отчет о выполнении Государственного бюджета Украины;

4)информацию о состоянии государственного долга;

5)сводные показатели отчетов о выполнении бюджетов;

6)отчет о кредитах и операциях, которые касаются государственных гарантийных обязательств.

Квартальный отчет содержит:

—отчет о выполнении Государственного бюджета Украины по доходам;

—отчет о выполнении Государственного бюджета Украины по расходам;

—отчет о выполнении бюджетов Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя;

—финансирования Государственного бюджета Украины по типу долгового обязательства;

—финансирования Государственного бюджета Украины по типу кредитора;

—отчет о выполнении сведенного бюджета Украины;

—распределение расходов Государственного бюджета Украины;

—отчет о выполнении Государственного бюджета Украины по расходам. Общий фонд Государственного бюджета;

—отчет о выполнении Государственного бюджета Украины по расходам. Специальный фонд Государственного бюджета Украины, а также другие отчеты.

Органы взыскания предоставляют информацию Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины, Счетной палате и Министерству финансов Украины о потерях доходов бюджета вследствие налоговых льгот, а также о суммах реструктуризированной и списанной налоговой задолженности и суммах отсроченных и рассроченных платежей не позже 35 дней до окончания квартала (пункт 3 статьи 60 Бюджетного кодекса Украины). Постановлением Кабинета Министров Украины «О порядке представления финансовой отчетности » утвержденным от 28 февраля 2000 года за № 419 — устанавливается финансовая отчетность относительно использования бюджетных ассигнований полученных из государственного бюджета, которая составляется распорядителями денежных средств и представляется органам Государственного казначейства по месту их обслуживания для согласования отчетных данных. После этого распорядители денежных средств низших уровней представляют согласованные с органами Государственного казначейства отчеты о результатах своей деятельности органам, к сфере управления которых они относятся. Главные распорядители бюджетных средств формируют сведенную финансовую отчетность о выполнении смет доходов и расходов распорядителями бюджетных средств и подают отчетность Государственному казначейству и Счетной палате соответственно установленной форме и в определенные роки.

Хозрасчетные предприятия и организации, а также общественные объединения, которые получают денежные средства с общего фонда государственного бюджета, составляют и представляют органам Государственного казначейства отчетность по установленным формам.

Одновременно органы Государственного казначейства формируют отчеты о кассовом выполнении государственного бюджета.

Министерства, государственные комитеты и ведомства представляют Министерству экономики и по вопросам европейской интеграции в Украине и Министерству финансов Украины сведенную финансовую отчетность о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств относительно всех предприятий, которые принадлежат к сфере их управления, а также сведенную финансовую отчетность о финансовом положении, результатах деятельности и движении денежных средств относительно хозяйственных обществ, акции (части, паи) которых перебывают в государственной собственности.

О дифференцированных сроках представления этой финансовой отчетности извещает Министерство финансов Украины.

Органы взыскания (Государственная налоговая администрация, Государственная таможенная служба) отчетные данные о выполнении доходов бюджета представляются Кабинету Министров Украины и Министерству финансов Украины.

Статья 61 Бюджетного кодекса Украины рассматривает особенности и процедуру рассмотрения годового отчета о выполнении закона о Государственном бюджете Украины. Состав и срок представления такого отчета установлен настоящим кодексом. Годовой отчет о выполнении закона о Государственном бюджете Украины пред. Раде Украины не позднее 1 мая года, следующего за отчетным, который включает такие части:

  1.  отчет о финансовом состоянии (баланс) Государственного бюджета Украины;
  2.  отчет о выполнении Государственного бюджета Украины;

отчет о движении денежных средств;

  1.  информацию о выполнении защищенных статей расходов Государственного бюджета Украины;

отчет о бюджетной задолженности;

  1.  отчет об использовании средств из резервного фонда Кабинета Министров Украины;

информацию о состоянии государственного долга;

  1.  отчет о кредитах и операциях, которые касаются государственных гарантийных обязательств;
  2.  сводные показатели отчетов о выполнении бюджетов;
  3.  информацию о выполнении местных бюджетов;

другую информацию, признанную Кабинетом Министров Украины необходимой для пояснения отчета.

Пенсионный фонд Украины, Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности, Фонд общегосударственного социального страхования на случай безработицы, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляют и представляют Государственному казначейству Украины сведенную годовую отчетность о выполнении смет соответствующих фондов по установленной форме.

Счетная палата на протяжении 2 недель со дня официального представления Кабинетом Министров Украины годового отчета о выполнении закона о Государственном бюджете Украины готовит выводы к этому отчету с предложениями относительно использования денежных средств бюджета.

С целью реализации положений и принципов Бюджетного кодекса Украины, Счетная палата на требование Комитета по вопросам бюджета предоставляет необходимую информацию, делает оценку и готовит выводы I о выполнении бюджетов.

Отчет Кабинета Министров Украины перед Верховной Радой Украины о выполнении закона Украины о Государственном бюджете Украины представляет министр финансов Украины. Верховная Рада Украины может заслушать главных распорядителей средств Государственного бюджета Украины об использовании ими бюджетных средств.

С докладом о выполнении закона о Государственном бюджете Украины выступает Председатель Кабинета Министров Украины по вопросам бюджета и Председатель Счетной палаты.

По результатам рассмотрения Верховная Рада Украины принимает решение о выполнении закона о Государственном бюджете Украины.

23


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41556. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС И МИССИЯ КОМПАНИИ 63.5 KB
  Среди обширного спектра факторов влияющих на выбор миссии компании есть чрезвычайно важный с точки зрения долгосрочной перспективы безкризисного существования фирмы это фактор адекватности инвестирования выдвинутым критериям. Акцент на исследовании этого вопроса делается по двум основным причинам: определяющей роли которая принадлежит инвестиционному процессу в выборе линии поведения фирмы особенно на долгосрочном горизонте ее роста и инноваций продукта. Принятие решений в этой области...
41557. ИНВЕСТИЦИИ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ. РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ 151.5 KB
  Одной из важнейших сфер деятельности любой фирмы являются инвестиционные операции. Оба типа инвестиций имеют большое значение для сохранения жизнеспособности фирмы и ее развития. Их целью является прежде всего создание условий для снижения затрат фирмы за счет замены оборудования обучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства; инвестиции в расширение производства. Логика зависимости между типом инвестиций и уровнем их риска очевидна: она определяется степенью...
41558. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА 187 KB
  Как и практически всякая иная политика она неодинакова в разных странах хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научнотехнического потенциала. Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний. Так к числу внутренних побудительных мотивов инновационной активности можно...
41559. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ 168.63 KB
  Хотя по своей экономической сути все виды ГЦБ есть долговые ценные бумаги на практике каждая самостоятельная ГЦБ получает свое собственное название позволяющее отличать ее от других видов облигации. ГЦБ как правило занимают ведущее место на рынке облигаций где их доля доходит до 50 а значит и на всем рынке ценных бумаг поскольку на последнем преобладают облигации. В структуре ГЦБ наибольший удельный вес имеют среднесрочные и долгосрочные облигации но по отдельным странам имеется значительный разброс показателей характеризующих место...
41560. Вторичные ценные бумаги 142.54 KB
  Привлекательные качества АDR для инвесторов состоят в: покупке ценных бумаг с более высоким уровнем доходности чем акции национальных компаний; минимизации рисков по сравнению с прямой покупкой иностранных акций; возможности выхода на рынок другой страны при отсутствии достаточных знаний иностранных фондовых рынков их особенностей и традиций налогообложения и т. Упрощенно торговлю в США акциями российского эмитента через АDR можно представить следующим образом. Американский инвестор пожелавший купить АDR делает заказ на покупку...
41561. СРОЧНЫЕ КОНТРАКТЫ 341.76 KB
  В последнем случае класс производных инструментов включает не только срочные контракты но и любые другие новые инструменты рынка такие как вторичные ценные бумаги в их потенциально бесконечном многообразии комбинации ценных бумаг со срочными контрактами и т.1 Основные различия между ценными бумагами и срочными контрактами как производными инструментами Признак Ценная бумага Срочный контракт как производный инструмент Вид капитала Представитель действительного капитала Фиктивный капитал Движимое имущество собственность Представитель...
41562. ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ 166 KB
  Третья группа участников рынка ценных бумаг представлена профессиональными участниками к которым согласно Федеральному закону â€œО рынке ценных бумаг†следует отнести юридических лиц в том числе и кредитные организации а также граждан физических лиц зарегистрированных в качестве предпринимателей и специализирующихся на оказании услуг всем участникам фондового рынка. Понятие профессионального участника рынка ценных бумаг в Российской Федерации по мере его развития и создания...
41563. ИДЫ СДЕЛОК И ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ 138.05 KB
  Становление фондового рынка в России потребовало выработки правил организации взаимоотношений между участниками сделок с ценными бумагами а также привело к появлению специализированных организаций обеспечивающих все процедуры сделок и составляющих инфраструктуру рынка ценных бумаг. Если несколько лет назад при организации расчетов на российском рынке ценных бумаг в основном ориентировались на западные технологии то теперь эти технологии адаптировались к российским условиям и...
41564. ФОНДОВАЯ БИРЖА. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ФОНДОВОЙ БИРЖИ 247.35 KB
  Первая задача фондовой биржи заключается в том чтобы предоставить место для торговли иначе говоря централизовать место где может происходить как продажа ценных бумаг их первым владельцам так и вторичная их перепродажа. Для выполнения первой задачи централизовать торговлю ценными бумагами в одном месте фондовой бирже необходимо не только отработать правила и системы регулирования торговли но также выработать достаточно жесткие требования к компаниям поставляющим ценные бумаги для продажи а также к...