17966

Основы правового регулирования государственных доходов

Лекция

Финансы и кредитные отношения

ЛЕКЦИЯ 6 Основы правового регулирования государственных доходов 1. Понятие и система государственных доходов Государственные доходы это совокупность денежных отношений по формированию финансов государства путем распределения и перераспределения валово...

Русский

2013-07-06

51 KB

7 чел.

ЛЕКЦИЯ 6

Основы правового регулирования государственных доходов

§ 1. Понятие и система государственных доходов

Государственные доходы это совокупность денежных отношений по формированию финансов государства путем распределения и перераспределения валового общественного продукта. Эта деятельность осуществляется через различные виды денежных поступлений в собственность государства. Они предназначены для выполнения задач по обороне и управлению страной, социально-экономического развития.

Совокупность финансовых ресурсов Государственного бюджета, местных бюджетов, Пенсионного фонда Украины (централизованные фонды), фонды средств государственных предприятий и организаций и части средств в доле государственной собственности совместных предприятий (децентрализованные фонды) составляют Государственные доходы.

В качестве основного содержания государственных доходов необходимо выделить денежные ресурсы, которые в процессе распределения и перераспределения государственного дохода поступают государству и используются им для осуществления своих функций и задач.

При формировании доходов государство привлекает как доходы от собственной деятельности и имущества, так и доходы от деятельности юридических и физических лиц. В основе доходов от деятельности юридически* и физических лиц лежат иные (нежели государственная) формы собственности, их доходы и имущество.

В основе классификации государственных доходов могут находиться различные основания. Когда в качестве критерия избирается территориальный принцип, то выделяются группы общегосударственных и местных доходов. В зависимости от метода финансовой деятельности, применяемого для аккумуляции средств, формируются группы общеобязательных (налоги и иные обязательные платежи) и добровольных поступлений (добровольное участие в денежно-вещевых лотереях, на рынке государственных ценных бумаг, добровольные взносы и пожертвования). В зависимости от субъектного состава, образующегося при формировании государственных доходов, доходы можно подразделить на поступающие от: юридических лиц, физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, населения. В зависимости от характера и метода взимания платежей их можно подразделить на налоговые и неналоговые платежи и т.д.

Кроме того, государственные доходы подразделяются на:

  1.  возвратные (государственные займы) и безвозвратные (обязательные платежи);
  2.   возмездные (государственный кредит) и безвозмездные (налоговые платежи);
  3.   общие (платежи в бюджет) и целевые (платежи в государственные целевые фонды). Например, Пенсионный фонд и фонд социального страхования, фонд содействия занятости населения и др.)

В соответствии со ст. 9 Бюджетного кодекса Украины доходы бюджетов классифицируются следующим образом: 1) налоговые поступления; 2) неналоговые поступления; 3) доходы от операций с капиталом; 4) трансферты.

Налоговыми поступлениями признаются предусмотренные налоговыми законами Украины общегосударственные и местные налоги, сборы и другие обязательные платежи. (Закон Украины «О системе налогообложения»).

Неналоговыми поступлениями признаются:

  1.  доходы от собственности и предпринимательской деятельности;
  2.  административные сборы и платежи, доходы от некоммерческих и сопутствующих продаж;
  3.  доходы от штрафов и финансовых санкций; 4) иные неналоговые поступления.

Трансферты — это средства, полученные от иных органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других государств или международных организаций на безвозмездной и безвозвратной основе.

В соответствии со ст. 29 Бюджетного кодекса Украины доходы Государственного бюджета Украины включают: 1) доходы (за исключением тех, что в соответствии со статьями 64, 66, 69 данного Кодекса закреплены за местными бюджетами), которые поступают в соответствии с законодательством о налогах, сборах и обязательных платежах и Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов», а также от платы за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями, которые содержатся за счет Государственного бюджета Украины. Кроме того от иных определенных законодательством источников, включая средства от продажи активов, принадлежащих государству либо предприятиям, учреждениям, организациям, а также проценты и дивиденды, начисленные на долю имущества, принадлежащего государству в имуществе хозяйственных обществ; 2) гранты и подарки в стоимостном исчислении; 3) меж бюджетные трансферты из местных бюджетов.

Так, в соответствии со ст. 31 Закона Украины «О государственном бюджете на 2002 год» установлено, что источниками формирования специального фонда Государственного бюджета Украины на 2002 год в части кредитования являются:

  1.  возврат кредитов, предоставленных из Государственного бюджета индивидуальным сельским застройщикам;
  2.  возвращение кредитов, предоставленных из Государственного бюджета Украины молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) жилья;
  3.  возврат бюджетных займов, предоставленных на закупку сельскохозяйственной продукции по государственному заказу (контракту) 1994-1997 годов;
  4.  возвращение средств в части возмещения стоимости сельскохозяйственной техники, переданной субъектам хозяйствования на условиях финансового лизинга;

5)средства, которые поступят в счет погашения задолженности, по кредитам, полученных государством или под государственные гарантии и предоставленными для закупки сельскохозяйственной техники иностранного производства, переданной сельхозпроизводителям и другим субъектам хозяйствования. Порядок зачисления этих средств в Государственный бюджет устанавливается Кабинетом Министров Украины;

  1.  возврат кредитов, предоставленных из Государственного бюджета Украины сельским (фермерским) хозяйствам;
  2.  возврат займов, предоставленных Государственным инновационным фондом за счет средств Государственного бюджета с момента его включения в государственный бюджет, предприятиям и организациям для выполнения ими инновационных проектов.

В зависимости от форм, методов и условий формирования финансовых ресурсов государства, целей и порядка их использования выделяют: доходы бюджетов всех уровней (Государственный бюджет, местные бюджеты (а в их составе и бюджеты местного самоуправления)); доходы государственных внебюджетных фондов; доходы государственных и муниципальных предприятий.

По своей структуре государственные доходы представляют собой совокупность отдельных платежей и поступлений, объединенных в определенную систему.

Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды — в бюджеты различных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды.

Муниципальные доходы поступают соответственно в местные фонды — местные бюджеты и внебюджетные фонды.

В зависимости от порядка формирования государственных доходов их принято подразделять на:

Централизованные — или такие, порядок аккумуляции, распределения, перераспределения и использования которых устанавливается государством централизованно (к таковым относится бюджетная система, иные государственные централизованные фонды);

Децентрализованные — или такие, порядок формирования, распределения и использования которых определяется не централизованным порядком, а тем государственным предприятием, учреждением и организацией, которые формируют данные доходы и используют их в соответствии со своим финансовым планированием.

Анализ правового режима доходов, поступающих в распоряжение государства или органа местного самоуправления, позволяет прийти к выводу о том, что их природа является, безусловно, правовой.

Статьей 92 Конституции Украины закреплено, что исключительно Законами Украины устанавливаются государственный бюджет Украины и бюджетная система Украины, система налогообложения, налоги и сборы.

Законом Украины «О системе налогообложения» от 25.06.1991 г. установлен исчерпывающий перечень общегосударственных и местных налогов и сборов, т.е. общеобязательных платежей. Статья 1 данного Закона определяет, что налоги и сборы не установленные данным Законом уплате не подлежат. Нужно отметить, что ст. 2 Закона отождествляет налог и сбор, определяя их как обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственный целевой фонд, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, определяемых законами Украины о налогообложении. Однако налог и неналоговый обязательный платеж различаются основаниями и адресностью платежа, механизмом исчисления и уплаты, целевым порядком использования, возвратностью, вомездностью и др.

Законом Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными централизованными фондами» от 21.12.2000 г. закреплены правовые основания контрольно-проверочной работы фискальных органов, размеры и порядок применения финансовых санкций, процедура принудительного взыскания налогового долга, обжалования в апелляционном порядке действий сотрудников фискальных органов и др.

Таким образом, государственные доходы это денежные поступления в государственные фонды, используемые государством для осуществления своих задач и функций.

'

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18411. Структура производственного процесса 212 KB
  Лекция 4 2. Структура производственного процесса Производственная система промышленной организации состоит из объективно существующих комплексов материальных объектов коллектива людей производственных научнотехнических и информационных процессов имеющи...
18412. Метод построения распределительного канала, основанный на группировке товаров 215.5 KB
  Лекция 5 Метод построения распределительного канала основанный на группировке товаров определяет детальную структуру канала распределения применительно не к отдельному продукту а к той или иной группе продуктов. Объединяет описание посреднических институтов со схе
18413. Функциональный и структурный метод анализа 201 KB
  Лекция 6 Функциональный метод анализа структуры каналов распределения развился в результате попыток дать логистическое объяснение всему маркетинговому процессу в целом. Он основан на определении функций сбыта главная функция сбыт продукции с их последующей д
18414. УПРАВЛЕНИЕ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ 1.91 MB
  Лекция 11 УПРАВЛЕНИЕ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ В представленном разделе рассматривается вопрос оценки результатов деятельности логистической системы к элементам которой относятся анализаудит контроллинг отчетность. Также рассматриваются риски логистическ
18415. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ 804 KB
  Лекция 10 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ В ЛОГИСТИКЕ Цель раздела: изучение теоретических и методических аспектов информационного обеспечения логистического процесса знакомство с практикой и методами организации и управления информационными потоками в логист...
18416. Основные понятия и определения: система управления, объекты управления и их характеристика 91 KB
  Лекция 1. Введение. Основные понятия и определения: система управления объекты управления и их характеристика. До сего времени в повседневной жизни и в тех дисциплинах которые вы уже прослушали мы постоянно употребляли такие слова как €œсистема€ €управление€ €
18417. Общие сведения о технических средствах автоматизации 107 KB
  Лекция 2. Общие сведения о технических средствах автоматизации. Необходимость изучения общих вопросов касающихся технических средств автоматизации и государственной системы промышленных приборов и средств автоматизации ГСП диктуется тем что технические средств
18418. Модели и процессы принятия решений. Функции и критерии управления. Системный подход к управлению 80 KB
  Лекция 3. Модели и процессы принятия решений. Функции и критерии управления. Системный подход к управлению. Системный подход к задачам управления Существенное изменение масштабов производственных задач на современном предприятии требует использования эффективных ...
18419. Автоматизированные системы управления производством, технологическими процессами. Общая характеристика систем 48 KB
  Лекция 4. Автоматизированные системы управления производством технологическими процессами. Общая характеристика систем. Принципы создания и функционирования автоматизированных систем. Автоматизированные системы управления. Как мы уже знаем под автоматизацией