17966

Основы правового регулирования государственных доходов

Лекция

Финансы и кредитные отношения

ЛЕКЦИЯ 6 Основы правового регулирования государственных доходов 1. Понятие и система государственных доходов Государственные доходы это совокупность денежных отношений по формированию финансов государства путем распределения и перераспределения валово...

Русский

2013-07-06

51 KB

8 чел.

ЛЕКЦИЯ 6

Основы правового регулирования государственных доходов

§ 1. Понятие и система государственных доходов

Государственные доходы это совокупность денежных отношений по формированию финансов государства путем распределения и перераспределения валового общественного продукта. Эта деятельность осуществляется через различные виды денежных поступлений в собственность государства. Они предназначены для выполнения задач по обороне и управлению страной, социально-экономического развития.

Совокупность финансовых ресурсов Государственного бюджета, местных бюджетов, Пенсионного фонда Украины (централизованные фонды), фонды средств государственных предприятий и организаций и части средств в доле государственной собственности совместных предприятий (децентрализованные фонды) составляют Государственные доходы.

В качестве основного содержания государственных доходов необходимо выделить денежные ресурсы, которые в процессе распределения и перераспределения государственного дохода поступают государству и используются им для осуществления своих функций и задач.

При формировании доходов государство привлекает как доходы от собственной деятельности и имущества, так и доходы от деятельности юридических и физических лиц. В основе доходов от деятельности юридически* и физических лиц лежат иные (нежели государственная) формы собственности, их доходы и имущество.

В основе классификации государственных доходов могут находиться различные основания. Когда в качестве критерия избирается территориальный принцип, то выделяются группы общегосударственных и местных доходов. В зависимости от метода финансовой деятельности, применяемого для аккумуляции средств, формируются группы общеобязательных (налоги и иные обязательные платежи) и добровольных поступлений (добровольное участие в денежно-вещевых лотереях, на рынке государственных ценных бумаг, добровольные взносы и пожертвования). В зависимости от субъектного состава, образующегося при формировании государственных доходов, доходы можно подразделить на поступающие от: юридических лиц, физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, населения. В зависимости от характера и метода взимания платежей их можно подразделить на налоговые и неналоговые платежи и т.д.

Кроме того, государственные доходы подразделяются на:

  1.  возвратные (государственные займы) и безвозвратные (обязательные платежи);
  2.   возмездные (государственный кредит) и безвозмездные (налоговые платежи);
  3.   общие (платежи в бюджет) и целевые (платежи в государственные целевые фонды). Например, Пенсионный фонд и фонд социального страхования, фонд содействия занятости населения и др.)

В соответствии со ст. 9 Бюджетного кодекса Украины доходы бюджетов классифицируются следующим образом: 1) налоговые поступления; 2) неналоговые поступления; 3) доходы от операций с капиталом; 4) трансферты.

Налоговыми поступлениями признаются предусмотренные налоговыми законами Украины общегосударственные и местные налоги, сборы и другие обязательные платежи. (Закон Украины «О системе налогообложения»).

Неналоговыми поступлениями признаются:

  1.  доходы от собственности и предпринимательской деятельности;
  2.  административные сборы и платежи, доходы от некоммерческих и сопутствующих продаж;
  3.  доходы от штрафов и финансовых санкций; 4) иные неналоговые поступления.

Трансферты — это средства, полученные от иных органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других государств или международных организаций на безвозмездной и безвозвратной основе.

В соответствии со ст. 29 Бюджетного кодекса Украины доходы Государственного бюджета Украины включают: 1) доходы (за исключением тех, что в соответствии со статьями 64, 66, 69 данного Кодекса закреплены за местными бюджетами), которые поступают в соответствии с законодательством о налогах, сборах и обязательных платежах и Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов», а также от платы за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями, которые содержатся за счет Государственного бюджета Украины. Кроме того от иных определенных законодательством источников, включая средства от продажи активов, принадлежащих государству либо предприятиям, учреждениям, организациям, а также проценты и дивиденды, начисленные на долю имущества, принадлежащего государству в имуществе хозяйственных обществ; 2) гранты и подарки в стоимостном исчислении; 3) меж бюджетные трансферты из местных бюджетов.

Так, в соответствии со ст. 31 Закона Украины «О государственном бюджете на 2002 год» установлено, что источниками формирования специального фонда Государственного бюджета Украины на 2002 год в части кредитования являются:

  1.  возврат кредитов, предоставленных из Государственного бюджета индивидуальным сельским застройщикам;
  2.  возвращение кредитов, предоставленных из Государственного бюджета Украины молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) жилья;
  3.  возврат бюджетных займов, предоставленных на закупку сельскохозяйственной продукции по государственному заказу (контракту) 1994-1997 годов;
  4.  возвращение средств в части возмещения стоимости сельскохозяйственной техники, переданной субъектам хозяйствования на условиях финансового лизинга;

5)средства, которые поступят в счет погашения задолженности, по кредитам, полученных государством или под государственные гарантии и предоставленными для закупки сельскохозяйственной техники иностранного производства, переданной сельхозпроизводителям и другим субъектам хозяйствования. Порядок зачисления этих средств в Государственный бюджет устанавливается Кабинетом Министров Украины;

  1.  возврат кредитов, предоставленных из Государственного бюджета Украины сельским (фермерским) хозяйствам;
  2.  возврат займов, предоставленных Государственным инновационным фондом за счет средств Государственного бюджета с момента его включения в государственный бюджет, предприятиям и организациям для выполнения ими инновационных проектов.

В зависимости от форм, методов и условий формирования финансовых ресурсов государства, целей и порядка их использования выделяют: доходы бюджетов всех уровней (Государственный бюджет, местные бюджеты (а в их составе и бюджеты местного самоуправления)); доходы государственных внебюджетных фондов; доходы государственных и муниципальных предприятий.

По своей структуре государственные доходы представляют собой совокупность отдельных платежей и поступлений, объединенных в определенную систему.

Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды — в бюджеты различных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды.

Муниципальные доходы поступают соответственно в местные фонды — местные бюджеты и внебюджетные фонды.

В зависимости от порядка формирования государственных доходов их принято подразделять на:

Централизованные — или такие, порядок аккумуляции, распределения, перераспределения и использования которых устанавливается государством централизованно (к таковым относится бюджетная система, иные государственные централизованные фонды);

Децентрализованные — или такие, порядок формирования, распределения и использования которых определяется не централизованным порядком, а тем государственным предприятием, учреждением и организацией, которые формируют данные доходы и используют их в соответствии со своим финансовым планированием.

Анализ правового режима доходов, поступающих в распоряжение государства или органа местного самоуправления, позволяет прийти к выводу о том, что их природа является, безусловно, правовой.

Статьей 92 Конституции Украины закреплено, что исключительно Законами Украины устанавливаются государственный бюджет Украины и бюджетная система Украины, система налогообложения, налоги и сборы.

Законом Украины «О системе налогообложения» от 25.06.1991 г. установлен исчерпывающий перечень общегосударственных и местных налогов и сборов, т.е. общеобязательных платежей. Статья 1 данного Закона определяет, что налоги и сборы не установленные данным Законом уплате не подлежат. Нужно отметить, что ст. 2 Закона отождествляет налог и сбор, определяя их как обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственный целевой фонд, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, определяемых законами Украины о налогообложении. Однако налог и неналоговый обязательный платеж различаются основаниями и адресностью платежа, механизмом исчисления и уплаты, целевым порядком использования, возвратностью, вомездностью и др.

Законом Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными централизованными фондами» от 21.12.2000 г. закреплены правовые основания контрольно-проверочной работы фискальных органов, размеры и порядок применения финансовых санкций, процедура принудительного взыскания налогового долга, обжалования в апелляционном порядке действий сотрудников фискальных органов и др.

Таким образом, государственные доходы это денежные поступления в государственные фонды, используемые государством для осуществления своих задач и функций.

'

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

72615. Сделки с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, правами в отношении коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа 17.7 KB
  В случае, если суммарная стоимость активов по последним балансам лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц, лица, являющегося объектом экономической концентрации, и его группы лиц превышает семь миллиардов рублей или если их суммарная выручка от реализации...
72616. Создание и реорганизация коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа 15.99 KB
  С предварительного согласия антимонопольного органа осуществляются следующие действия: слияние коммерческих организаций за исключением финансовых организаций если суммарная стоимость их активов активов их групп лиц по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату...
72617. Акты недобросовестной конкуренции с использованием охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации 17.27 KB
  В частности речь идет о продаже товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица и его товаров работ услуг. 138 ГК РФ на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации...
72618. Распространение дискредитирующей информации. Дезорганизация хозяйственных процессов конкурента. Введение в заблуждение третьих лиц 16.11 KB
  В частности речь идет о введении потребителей в заблуждение по поводу характера способа и места изготовления товара его потребительских свойств и качества. Термин введение в заблуждение подразумевает сознательное формирование у потребителя ошибочного мнения о товаре работах услугах.
72619. Ненадлежащая реклама как форма недобросовестной конкуренции. Паразитирование. Некорректное сравнение 17.31 KB
  Понятия недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы закрепленные законодательно во многом пересекаются. Понятие недобросовестная конкуренция закрепленное в российском законодательстве не содержит четкого перечня деяний относимых к недобросовестной конкуренции.