17966

Основы правового регулирования государственных доходов

Лекция

Финансы и кредитные отношения

ЛЕКЦИЯ 6 Основы правового регулирования государственных доходов 1. Понятие и система государственных доходов Государственные доходы это совокупность денежных отношений по формированию финансов государства путем распределения и перераспределения валово...

Русский

2013-07-06

51 KB

8 чел.

ЛЕКЦИЯ 6

Основы правового регулирования государственных доходов

§ 1. Понятие и система государственных доходов

Государственные доходы это совокупность денежных отношений по формированию финансов государства путем распределения и перераспределения валового общественного продукта. Эта деятельность осуществляется через различные виды денежных поступлений в собственность государства. Они предназначены для выполнения задач по обороне и управлению страной, социально-экономического развития.

Совокупность финансовых ресурсов Государственного бюджета, местных бюджетов, Пенсионного фонда Украины (централизованные фонды), фонды средств государственных предприятий и организаций и части средств в доле государственной собственности совместных предприятий (децентрализованные фонды) составляют Государственные доходы.

В качестве основного содержания государственных доходов необходимо выделить денежные ресурсы, которые в процессе распределения и перераспределения государственного дохода поступают государству и используются им для осуществления своих функций и задач.

При формировании доходов государство привлекает как доходы от собственной деятельности и имущества, так и доходы от деятельности юридических и физических лиц. В основе доходов от деятельности юридически* и физических лиц лежат иные (нежели государственная) формы собственности, их доходы и имущество.

В основе классификации государственных доходов могут находиться различные основания. Когда в качестве критерия избирается территориальный принцип, то выделяются группы общегосударственных и местных доходов. В зависимости от метода финансовой деятельности, применяемого для аккумуляции средств, формируются группы общеобязательных (налоги и иные обязательные платежи) и добровольных поступлений (добровольное участие в денежно-вещевых лотереях, на рынке государственных ценных бумаг, добровольные взносы и пожертвования). В зависимости от субъектного состава, образующегося при формировании государственных доходов, доходы можно подразделить на поступающие от: юридических лиц, физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, населения. В зависимости от характера и метода взимания платежей их можно подразделить на налоговые и неналоговые платежи и т.д.

Кроме того, государственные доходы подразделяются на:

  1.  возвратные (государственные займы) и безвозвратные (обязательные платежи);
  2.   возмездные (государственный кредит) и безвозмездные (налоговые платежи);
  3.   общие (платежи в бюджет) и целевые (платежи в государственные целевые фонды). Например, Пенсионный фонд и фонд социального страхования, фонд содействия занятости населения и др.)

В соответствии со ст. 9 Бюджетного кодекса Украины доходы бюджетов классифицируются следующим образом: 1) налоговые поступления; 2) неналоговые поступления; 3) доходы от операций с капиталом; 4) трансферты.

Налоговыми поступлениями признаются предусмотренные налоговыми законами Украины общегосударственные и местные налоги, сборы и другие обязательные платежи. (Закон Украины «О системе налогообложения»).

Неналоговыми поступлениями признаются:

  1.  доходы от собственности и предпринимательской деятельности;
  2.  административные сборы и платежи, доходы от некоммерческих и сопутствующих продаж;
  3.  доходы от штрафов и финансовых санкций; 4) иные неналоговые поступления.

Трансферты — это средства, полученные от иных органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, других государств или международных организаций на безвозмездной и безвозвратной основе.

В соответствии со ст. 29 Бюджетного кодекса Украины доходы Государственного бюджета Украины включают: 1) доходы (за исключением тех, что в соответствии со статьями 64, 66, 69 данного Кодекса закреплены за местными бюджетами), которые поступают в соответствии с законодательством о налогах, сборах и обязательных платежах и Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов», а также от платы за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями, которые содержатся за счет Государственного бюджета Украины. Кроме того от иных определенных законодательством источников, включая средства от продажи активов, принадлежащих государству либо предприятиям, учреждениям, организациям, а также проценты и дивиденды, начисленные на долю имущества, принадлежащего государству в имуществе хозяйственных обществ; 2) гранты и подарки в стоимостном исчислении; 3) меж бюджетные трансферты из местных бюджетов.

Так, в соответствии со ст. 31 Закона Украины «О государственном бюджете на 2002 год» установлено, что источниками формирования специального фонда Государственного бюджета Украины на 2002 год в части кредитования являются:

  1.  возврат кредитов, предоставленных из Государственного бюджета индивидуальным сельским застройщикам;
  2.  возвращение кредитов, предоставленных из Государственного бюджета Украины молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) жилья;
  3.  возврат бюджетных займов, предоставленных на закупку сельскохозяйственной продукции по государственному заказу (контракту) 1994-1997 годов;
  4.  возвращение средств в части возмещения стоимости сельскохозяйственной техники, переданной субъектам хозяйствования на условиях финансового лизинга;

5)средства, которые поступят в счет погашения задолженности, по кредитам, полученных государством или под государственные гарантии и предоставленными для закупки сельскохозяйственной техники иностранного производства, переданной сельхозпроизводителям и другим субъектам хозяйствования. Порядок зачисления этих средств в Государственный бюджет устанавливается Кабинетом Министров Украины;

  1.  возврат кредитов, предоставленных из Государственного бюджета Украины сельским (фермерским) хозяйствам;
  2.  возврат займов, предоставленных Государственным инновационным фондом за счет средств Государственного бюджета с момента его включения в государственный бюджет, предприятиям и организациям для выполнения ими инновационных проектов.

В зависимости от форм, методов и условий формирования финансовых ресурсов государства, целей и порядка их использования выделяют: доходы бюджетов всех уровней (Государственный бюджет, местные бюджеты (а в их составе и бюджеты местного самоуправления)); доходы государственных внебюджетных фондов; доходы государственных и муниципальных предприятий.

По своей структуре государственные доходы представляют собой совокупность отдельных платежей и поступлений, объединенных в определенную систему.

Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды — в бюджеты различных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды.

Муниципальные доходы поступают соответственно в местные фонды — местные бюджеты и внебюджетные фонды.

В зависимости от порядка формирования государственных доходов их принято подразделять на:

Централизованные — или такие, порядок аккумуляции, распределения, перераспределения и использования которых устанавливается государством централизованно (к таковым относится бюджетная система, иные государственные централизованные фонды);

Децентрализованные — или такие, порядок формирования, распределения и использования которых определяется не централизованным порядком, а тем государственным предприятием, учреждением и организацией, которые формируют данные доходы и используют их в соответствии со своим финансовым планированием.

Анализ правового режима доходов, поступающих в распоряжение государства или органа местного самоуправления, позволяет прийти к выводу о том, что их природа является, безусловно, правовой.

Статьей 92 Конституции Украины закреплено, что исключительно Законами Украины устанавливаются государственный бюджет Украины и бюджетная система Украины, система налогообложения, налоги и сборы.

Законом Украины «О системе налогообложения» от 25.06.1991 г. установлен исчерпывающий перечень общегосударственных и местных налогов и сборов, т.е. общеобязательных платежей. Статья 1 данного Закона определяет, что налоги и сборы не установленные данным Законом уплате не подлежат. Нужно отметить, что ст. 2 Закона отождествляет налог и сбор, определяя их как обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственный целевой фонд, осуществляемый плательщиком в порядке и на условиях, определяемых законами Украины о налогообложении. Однако налог и неналоговый обязательный платеж различаются основаниями и адресностью платежа, механизмом исчисления и уплаты, целевым порядком использования, возвратностью, вомездностью и др.

Законом Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными централизованными фондами» от 21.12.2000 г. закреплены правовые основания контрольно-проверочной работы фискальных органов, размеры и порядок применения финансовых санкций, процедура принудительного взыскания налогового долга, обжалования в апелляционном порядке действий сотрудников фискальных органов и др.

Таким образом, государственные доходы это денежные поступления в государственные фонды, используемые государством для осуществления своих задач и функций.

'

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32311. Методология юридической науки 39.5 KB
  Методология юридической науки. Особенности науки теории государства и права выражаются не только в ее предмете но и в методе. Под методом науки понимается совокупность приемов средств принципов и правил с помощью которых обучающийся постигает предмет получает новые знания. Метод это подход к изучаемым явлениям предметам и процессам планомерный путь научного познания и установления истины.
32312. Общая характеристика власти догосударственного периода 37 KB
  Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм систему который отличается той или иной степенью организованности урегулированности упорядоченности общественных отношений. Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты: наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей одеждой жилищем. Все взрослое население рода и мужчины и женщины имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса связанного с деятельностью рода....
32313. Азиатский способ производства и возникновение государств на Др.Востоке (восточно-деспотических государств) 34.5 KB
  Постепенно по мере роста масштабов кооперации коллективной трудовой деятельности зародившиеся еще в родоплеменных коллективах зачатки государственной власти превращаются в органы управления и господства над суммами общин которые в зависимости от широты экономических целей складываются в микро и макрогосударства объединяемые силой централизованной власти. Общинники считаются свободными однако фактически все стало государственной собственностью включая личность и жизнь всех подданных которые оказались в безраздельной власти...
32314. Возникновение государственности в Европе (Афины, Рим, германцы, славяне). Общие закономерности и особенности 50 KB
  В отличие от азиатского государства ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. Следовательно для генезиса Афинского государства характерно то что оно возникает непосредственно и прежде всего из классовых антагонизмов развивающихся в недрах родоплеменного общества. В длившейся 200 лет борьбе между двумя группами свободных членов римского родоплеменного общества плебеи вырывали у патрициев одну уступку за другой. Если само положение Греции и Рима способствовало...
32315. Теории возникновения государства и права 43 KB
  Одни государства подчас могут распадаться СССР Югославия Чехословакия; другие объединяются в более крупные такой процесс возможно начался в рамках Европейского Союза. Могут зародиться новые причины и формы такого возникновения что бесспорно только обогатит теорию государства. Основные теории происхождения государства теологическая патриархальная договорная насилия органическая материалистическая психологическая патримониальная и ирригационная ставят во главу угла какойлибо один конкретный доминирующий способ...
32316. Государственная власть: понятие и общие черты 33 KB
  В юридической литературе одни авторы рассматривают власть как определенную функцию присущую любому коллективу обществу; другие исследователи как волевое отношение властеотношение властвующего и подвластного субъектов; третьи как способность властвующего управляющего навязывать свою волю другим лицам; четвертые как организованную силу способную подчинять воле определенной социальной общности других людей. Власть понимается также как управление связанное с принуждением. И наконец зачастую под властью понимается государство или его...
32317. Сущность государства. Признаки и определение понятия государства. Различные подходы к определению понятия государства 45 KB
  Сущность государства. Признаки и определение понятия государства. Различные подходы к определению понятия государства. Его определяют и как общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства Н.
32318. больших группах классах тех или иных объектов обладающих набором общих характерных для каждого типа приз 27.5 KB
  В его основе лежит учение об общественноэкономической формации которая включает в себя тип производственных отношений базис и соответствующий ему тип надстройки государство право и т. Ленина и других решающим фактором общественного развития который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами которые были собственностью свободных граждан. Феодальное государство это диктатура класса феодалов земельных...
32319. Внутренние функции государства. Их виды и характеристика в различных типах государства 43.5 KB
  Внутренние функции государства. Внутренние функции государства представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач. Таковой была например позиция ряда авторов классифицировавших функции государства еще в 70е годы на функции политической охраны строя политическая функция а также на экономическую социальную и идеологическую функции. Правда при этом оговаривалась возможность и более дробной полностью не совпадающей с различными...