17968

Правовые основы государственного кредита

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

ЛЕКЦИЯ 8 Правовые основы государственного кредита 1. Понятие и функции государственного кредита. 2. Виды государственного кредита. 3. Государственный кредит в Украине. 4. Правоотношения Украины с иностранными государствами и международными финансовокреди

Русский

2013-07-06

201 KB

0 чел.

ЛЕКЦИЯ 8

Правовые основы государственного кредита

§ 1. Понятие и функции государственного кредита.

§ 2. Виды государственного кредита.

§ 3. Государственный кредит в Украине.

§ 4. Правоотношения Украины с иностранными государствами и международными финансово-кредитными учреждениями в области государственного кредита.

§ 1. Понятие и функции государственного кредита

Наряду с методами обязательной мобилизации денежных средств в доход государства все более широкое применение в рыночных условиях хозяйствования находит способ добровольной мобилизации денежных средств, когда государство и иные субъекты занимают партнерские позиции в финансовых отношениях. Одним из способов добровольной мобилизации денежных средств в доход государства является метод государственного кредита.

В наиболее общем плане государственный кредит можно определить как систему отношений займа, в которых одной из сторон всегда выступает государство.

Сущностью государственного кредита являются финансовые отношения государства в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

В большинстве случаев преобладает деятельность государства как заемщика денежных средств. Объемы one-раций в качестве кредитора, то есть когда государство предоставляет ссуды юридическим или физическим лицам гораздо ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими или юридическими лицами, оно является гарантом.

В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, последний не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, то гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и соответственно влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

Экономическим содержанием государственного кредита выступает аккумуляция государством средств на основании принципа возвратности для финансирования государственных расходов. Государственный кредит позволяет государству как заемщику использовать дополнительные денежные средства для покрытия бюджетного дефицита без осуществления с этой целью денежной эмиссии.

Характерные черты государственного кредита:

во-первых, в качестве одного из субъектов кредитных правоотношений обязательно выступает государство, вне зависимости от сферы размещения своих долговых обязательств (внешней или внутренней);

во-вторых, данный способ привлечения денежных средств осуществляется на принципах возвратности, срочности, платности, обеспеченности и целевого характера использования.

Принцип возвратности, срочности и платности подразумевает обязанность заемщика вернуть в точно установленный срок сумму основного долга и выплатить проценты в установленной сумме за пользование кредитом.

Принцип обеспеченности подразумевает наличие у заемщика права защиты своих интересов, недопущения убытков ввиду неплатежеспособности заемщика. При образовании государственного долга выражается, помимо предусмотренных соглашением штрафных санкций, в том, что в качестве объекта залога может выступать государственное имущество. При осуществлении займов из внешних источников, и в частности при получении кредитов от МВФ в качестве залога выступают необходимые части государственного валютного фонда.

Принцип целевого характера использования находит свое выражение в определенном объекте кредитования — покрытие дефицита государственного бюджета. Нецелевое использование Украиной в качестве заемщика привлеченных денежных средств от МВФ по программе «стенд-бай» и ненадлежащее выполнение условий кредитования привели к прекращению кредитования Украины по данной программе в марте 1998 года без права возобновления, в связи, с чем Украине пришлось выполнять новые условия МВФ для получения денежных средств по программе расширенного финансирования в сентябре 1998 года.

Что же касается международного государственного кредита, иногда именуемого внешним государственным кредитом, то хотелось бы выделить такую характерную черту данной формы заимствования как обязательное наличие в кредитных отношениях, возникающих по данному поводу иностранного субъекта (государства, юридического лица, международной финансовой организации и т.д.).

В соответствии с вышеизложенным представляется Целесообразным определить государственный кредит как совокупность общественных отношений, возникающих по поводу предоставления и привлечения денежных средств соответственно из и в государственный бюджет. А в зависимости от сферы размещения государством своих финансовых требований и обязательств, возникающих из кредитных отношений, подразделить государственный кредит на внутригосударственный и внешний. В качестве обязательного субъекта данных отношений будет выступать государство. Эти отношения будут носить властно-имущественный характер, возникать по поводу мобилизации, распределения и использования государственного бюджета, а их возникновение и прекращение будет сопровождаться нормативным актом. То есть, природа данных отношений, безусловно, финансово-правовая.

Сегодня законодатель определяет понятие кредита как средства и материальные ценности, которые предоставляются резидентам и нерезидентам в пользование юридическим либо физическим лицам на определенный срок и под процент. Им закрепляются такие виды кредита как финансовый, товарный и кредит под ценные бумаги, который закрепляет отношения займа.

Кредитом под ценные бумаги, которые засвидетельствуют отношения займа, признаются средства, которые привлекаются юридическим лицом должником (дебитором) от иных юридических и физических лиц как компенсация стоимости выпущенных (эмитированных) таким дебитором облигаций или депозитных сертификатов.

Некоторую специфику имеет определение правовой природы финансового кредита. Финансовым кредитом признаются средства, которые предоставляются банком-резидентом или нерезидентом, квалифицированным (определенным) как банковское учреждение в соответствии с законодательством страны пребывания нерезидента, либо резидентами и нерезидентами, которые имеют статус небанковских финансовых учреждений, на основании действующего законодательства в долг юридическому либо физическому лицу на определенный срок для целевого использования и под процент.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником покрытия бюджетного дефицита.

Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость.

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории; 1) очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; 2) охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств; 3) осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Деятельность государства в области государственного кредита неизменно порождает проблему государственного долга, в связи с чем представляется необходимым исследовать данную категорию.

В научной литературе высказывалась точка зрения, что «большой государственный долг — это рак, который раздирает политическую жизнь народа и его благосостояние», а также, что это «новое оружие страшнее пороха, оружие, которым государства должны пользоваться под страхом политического уничтожения». Однако расцвет экономики Англии, которая считается родиной государственного кредита, не взирая на увеличение государственного долга, стал примером, которому начали следовать все страны мира. Поэтому сам факт существования государственного долга не может дать представления о реальном финансово-экономическом состоянии государства. Зачастую нехватку средств в бюджете государства покрывают за счет выпуска новых денежных знаков, государственных ценных бумаг или получения дополнительных займов.

Государственный долг — это совокупность однородных финансовых отношений, возникающих в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств населения и внешних ресурсов на основе обеспеченности, возвратности, платности и срочности.

В Украине правовое регулирование отношений, возникающих в связи с возникновением и обслуживанием внутреннего долга, осуществляется в соответствии с требованиями Закона Украины «О государственном внутреннем долге» от 16 сентября 1992 года.

В соответствии с п.2 ст. 18 Бюджетного кодекса Украины величина основной суммы государственного долга не должна превышать 60 процентов фактического годового объема валового внутреннего продукта Украины. В случае превышения данной предельной величины, Кабинет Министров Украины обязан принять меры по приведению данной величины в соответствие с этим показателем.

В целом же законодательно установлено, что предельный объем внутреннего и внешнего государственного долга, долга Автономной Республики Крым или местного самоуправления, предельный объем предоставления гарантий устанавливается на каждый бюджетный период соответственно законом о Государственном бюджете или решением о местном бюджете.

Кроме того, законодатель определил, что в 2002 году государственные и внешние заимствования осуществляются в границах общего объема установленных предельных размеров государственного внутреннего долга Украины и государственного внешнего долга Украины. В случае поступления средств из внутренних или внешних источников государственного заимствования в неполном объеме допускается уменьшение (увеличение) предельного размера государственного внутреннего долга за счет соответствующего увеличения (уменьшения) предельного размера государственного внешнего долга Украины.

Мировая практика кредитования выработала основные подходы к невозможности заемщика в полном объеме и своевременно погасить сумму основного долга и процентов За пользование кредитом (его некредитоспособности). Во избежание банкротства должника, первичные меры воздействия в данном случае — это реструктуризация долга, т.е. продление сроков возврата и изменение кредитных ставок (процентных ставок за пользование кредитом). Последующие меры (и исключительные) — это полное либо частичное списание долга.

Нужно заметить, что в настоящее время меняющиеся приоритеты в валютно-финансовой отрасли нашли свое выражение в виде льготного частичного списания задолженности. Льготное частичное списание задолженности происходит обычно после того как кредиторы поймут, что ограниченные перспективы той или иной страны на ее экономический рост и расширение экспорта будут сужать ее возможности по восстановлению своей платежеспособности даже при проведении эффективной реформы внутренней политики, инъекции новых денег или изменениях в структуре или перераспределения по времени самой задолженности.

§ 2. Виды государственного кредита

Структура государственного кредита образуется из взаимосвязанных его компонентов и видов,

В зависимости от статуса заемщика различают централизованный и децентрализованный кредит. В первом случае государственные ценные бумаги выпускаются правительством (Министерством финансов), в другом — местными органами власти.

Эмитент облигаций местных займов обязан объявить всю необходимую информацию о своем экономическом и финансово-правовом состоянии. На базе этой информации потенциальные инвесторы будут принимать решения относительно риска приобретения этих облигаций.

Облигация местного займа содержит следующие реквизиты: наименование ценной бумаги, наименование эмитента, номинальная стоимость облигации, срок погашения, размер процентов, дата и номер свидетельства о регистрации выпуска облигаций, серия и номер облигации, подпись председателя совета. Право собственности на облигацию подтверждается сертификатом. Как правило, выпуск местных облигаций считается состоявшимся, если в период размещения было реализовано не менее 50% от их количества, предусмотренного к выпуску.

Если главной доходной частью бюджета соответствующего региона являются отчисления, дотации, субвенции, полученные из бюджета высшего уровня, то объем выпуска облигаций местных займов должен согласовываться с Центральным финансовым органом — Министерством финансов. Могут вводиться и иные ограничения: лимитирование предельной суммы займа с точки зрения консолидированного бюджета, сужение масштабов использования сугубо бюджетными процедурами и /т.д.

В зависимости от сферы размещения своих долговых обязательств государством, государственный кредит подразделяется на внутренние государственные займы (размещается в данном государстве в национальной валюте) и внешние займы (размещаются за рубежом в иностранной валюте). Однако в процессе размещения внутренних государственных займов активное участие могут брать и нерезиденты. Либерализация порядка инвестирования средств нерезидентов на рынок ценных государственных бумаг расширяет его финансовые возможности.

Государство может брать займы в международных кредитных учреждениях и банках иных государств. (Данное направление финансовой деятельности государства ниже будет рассмотрено более подробно).

В зависимости от сроков погашения государством своих долговых обязательств различают: краткосрочные займы (текущие, как правило, до 1 года) среднесрочные займы (как правило, от 1 года до 5 лет) и долгосрочные займы (как правило, свыше 5 лет).

Чрезвычайно большие сроки погашения государственных займов полагаются нецелесообразными, поскольку в данном случае отягощаются последующие поколения граждан данной страны. Долгосрочные займы отягощают государственный бюджет на много лет вперед, препятствуют его нормальному функционированию (так как увеличивается общая сумма, подлежащая уплате кредиторам)! Однако действует и иная закономерность, чем короче срок государственного займа, тем сложнее систематизировать управление и достижение экономического и социального эффекта от такого займа.

По видам доходности государственные займы подразделяют на:

процентные займы: собственники государственных ценных бумаг получают доход из расчета определенных, как правило, фиксированных процентов годовых;

беспроцентные (дисконтные) займы: государственные ценные бумаги реализуются по цене ниже их номинальной стоимости; разница между ценой приобретения и номинальной стоимостью облигации, которая возмещается собственнику в момент погашения, составляет доход с ценных бумаг; в Украине беспроцентные (дисконтные) облигации внутреннего государственного займа выпускаются, начиная с 1996 года;

выигрышные займы: государственные ценные бумаги реализуются без установления фиксированных процентов; собственники получают доход при условии включения данного номера облигации в выигрышный тираж погашения;.

Специфическое место в системе государственного финансирования и кредитования занимают государственные лотереи — розыгрыш государством денежных сумм или вещей с помощью платных билетов. Лотерея выступает как форма привлечения в соответствующий бюджет денежных средств населения через продажу номерных лотерейных билетов, когда лишь часть собранных денежных средств разыгрывается в виде выигрышей. Государство получает при этом доход, который равен разнице между денежными средствами. Они поступают вследствие выпуска и реализации лотерейных билетов, и Денежными средствами, которые использованы на выплату выигрышей (учитывается и финансирование затрат организаций, которые проводят лотерею).

История и практика проведения государственных лотерей выявила разнообразные ее разновидности: числовые, простые, классные, спортивные, вещевые, денежные, алегри и т.д.

Организация выпуска и обращения облигаций местного займа повышает в регионах роль финансистов в решении местных социально-экономических проблем.

Важное значение имеет выход украинских ценных бумаг, в том числе муниципальных, на фондовые рынки иностранных государств. Расширение объемов приобретения облигаций государственного займа нерезидентами будет способствовать поступлению в Украину иностранных инвестиций.

Выпуск и размещение внешних государственных займов находятся в Украине в состоянии зародыша. Это связано как с низкой привлекательностью нашей экономики для иностранных инвесторов, так и излишней заполитизованостью этой проблемы. Негативное значение с перспективной точки зрения имела первая неудачная попытка выпуска облигаций внешнего государственного займа в Украине в 1994 г. Указ Президента Украины «О государственных товарных облигациях материальных ресурсов Украины» от 07 апреля 1994 г. был отстранен Верховным Советом Украины. Такое развитие событий притормозило выход Украины с отечественными долговыми обязательствами на внешний рынок.

Указом Президента Украины от 10 июля 1998 года было утверждено Положение о порядке выпуска и обращении облигаций внешних государственных займов Украины. Эти облигации выпускаются и обращаются с целью совершения заимствований на международных и иностранных фондовых рынках. Облигации внешних государственных займов Украины — это ценные бумаги, которые содержат обязанность государства возместить собственникам этих облигаций их номинальную стоимость и выплатить доход в соответствии с условиями выпуска облигаций. Первичное размещение, обслуживание оборота и погашения облигаций внешних государственных займов Украины осуществляет Министерство финансов Украины. Для этого Министерство может привлекать иностранные и украинские кредитные учреждения, организации (банки, инвестиционные компании и др.).

Движение ценных государственных бумаг, совокупность актов их купли-продажи формируют соответствующий сегмент национального фондового рынка. Пока ценные государственные бумаги находятся в обороте, они могут быть в какой-либо момент куплены и проданы. Как следствие -- формируется вторичный рынок ценных бумаг государства.

Проведение операций с ценными государственными бумагами на открытом рынке осуществляет Центральный (Национальный) банк. Продажу ценных государственных бумаг могут осуществлять и коммерческие банки. Приобретая ценные государственные бумаги, банки получают в свое распоряжение довольно высоко ликвидные и надежные активы.

§ 3. Государственный кредит в Украине

Выпуск ценных государственных бумаг берет свое начало в Украине с 1994 года, когда был подписан Указ Президента Украины о выпуске государственных облигаций. 23 августа 1994 года было выдано постановление Кабинета Министров Украины «О выпуске облигаций внутреннего государственного долга». Согласно рекомендациям Международного валютного фонда в Украине с 1996 г. 30 процентов дефицита государственного бюджета должно покрываться за счет размещения ценных государственных бумаг.

Украинское государство получило в наследство от бывшего СССР его долговые обязательства: облигации Государственного выигрышного внутреннего займа 1982 г., облигации Государственного целевого внутреннего займа 1990 г., казначейские обязательства СССР, сертификаты Сберегательного банка СССР. Украина должна найти бюджетные средства для выкупа этих ценных бумаг уже не существующего государства.

С 15 июня 1994 г. согласно Указа Президента «О первоочередных мерах по компенсации гражданам Украины потерь от обесценивания ценных бумаг и денежных сбережений» на территории Украины было приостановлено действие ценных бумаг бывшего СССР. В ноябре 1996 г. был принят Закон Украины «О государственных гарантиях возобновления сбережений граждан Украины». На основании этого Закона установлены обязательства государства перед гражданами Украины в отношении государственных ценных бумаг бывшего СССР. Эти бумаги относятся на государственный внутренний долг Украины. Решением Конституционного Суда Украины от 10 октября 2001 года положения ст. 7 Закона Украины «О государственных гарантиях возобновления сбережений граждан Украины» признаны неконституционными в части возврата денежных средств населению «... в зависимости от возраста и других обстоятельств».

В настоящее время правовой базой для осуществления государством в лице уполномоченных органов деятельности в сфере государственного кредита, помимо выше перечисленных, служат следующие нормативно-правовые акты: Закон Украины «О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине» № 710/97-ВР от 10.12.1997 г., Закон Украины «О фонде гарантирования вкладов физических лиц» № 2740-Ш от 20.09.2001, Постановление КМ Украины «О мерах по привлечению государством или под государственные гарантии иностранных кредитов и предоставлению государственных гарантий»  №  787 от 11.07.2001 года, Указ Президента Украины № 168/2001 «О дополнительных мерах по развитию фондового рынка» от 26.03.2001, Постановление КМ Украины «О мерах по обеспечению поступления средств в счет погашения задолженности по кредитам, привлеченных государством или под государственные гарантии для закупки сельскохозяйственной техники иностранного производства, других средств для нужд сельского хозяйства» № 257 от 4.03.2002 года, Приказ Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку № 2 «Об утверждении правил рассмотрения дел о нарушении требований законодательства на рынке ценных бумаг и применения санкций» от 9.0ІІІ997 и др.

Выпуск облигаций внутреннего государственного займа (далее ОВГЗ -- автор) в Украине начался с 1995 г. Согласно Закона Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» решение о выпуске государственных облигаций внутреннего займа принимает Кабинет Министров Украины, местного займа — местные советы.

Первый аукцион Национального банка Украины (далее НБУ -- автор) по продаже ОВГЗ состоялся в марте 1995 г. Аукционы с первичного размещения государственных ценных бумаг проводились, как правило, еженедельно. Сначала в аукционах по размещению ОВГЗ принимали участие лишь коммерческие банки, иные юридические лица на аукцион не допускались. Выпуск ОВГЗ осуществляет Министерство финансов Украины. Оно за согласованием с НБУ определяет объемы эмиссии облигаций за сроками погашения в пределах объема эмиссии. Министерство финансов выступает от имени Кабинета Министров Украины гарантом своевременного погашения государственных облигаций. НБУ исполняет обязанности генерального агента по обслуживанию выпуска государственных облигаций, а также их погашение.

Таким образом, операции, связанные с размещением и погашением ОВГЗ, совершаются через Национальный банк Украины, а также коммерческие банки-дилеры, которые исполняют указанные операции в порядке и на условиях, установленных НБУ. Погашение государственных облигаций осуществляется учреждениями НБУ и дилерами в рамках денежных средств, что поступают от Главного управления Государственного управления Государственного казначейства.

Таким образом, можно выделить такие основные характеристики ОВГЗ:

эмитент — Министерство финансов; генеральный и платежный агент — НБУ; размещение ОВГЗ — на аукционах через коммерческие банки; самые распространенные сроки оборота выпущенных ОВГЗ — три, шесть, девять, двенадцать месяцев; покупатели ОВГЗ — физические лица (с 1997 г.) и юридические лица. Выплаты процентов и погашение ОВГЗ происходят, как правило, в сроки, установленные в условиях конкретного аукциона.

Право владения государственными облигациями в виде записей на счетах в системе электронного оборота ценных бумаг удостоверяют: для дилеров — выписки с их счетов в Национальном банке; для иных лиц — выписки с их счетов у дилера, удостоверенные подписью должностного лица и печатью дилера.

Коммерческие банки предоставляют своим клиентам услуги за операциями с ОВГЗ. Это, например, консультирование, покупка ОВГЗ за поручением и на условиях клиентов на первичном и вторичном рынках, продажу ОВГЗ на вторичном рынке.

За эти услуги банк берет определенные комиссионные.

В 1998 г. в Украине произведено выпуск конверсионных ОВГЗ со сроками погашения 36, 42, 48, 54, и 66 месяцев с целью замены на добровольных условиях ОВГЗ 1997 и 1998 гг. Министерство финансов выступает от имени Кабинета Министров Украины гарантом своевременного погашения конверсионных облигаций и уплаты процентного дохода за ними.

Ввиду целого ряда экономических и финансовых показателей ОВГЗ стали одним из самых прибыльных и ликвидных элементов фондового рынка Украины. В перспективе важное стабилизационное значение будет иметь снижение уровня доходности государственных ценных бумаг и продление сроков их оборота.

Решением Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку 13 октября 1997 г. в Украине было утверждено Положение «О порядке выпуска и обращения облигаций местного займа». Согласно с этим положением решение о выпуске облигаций местного займа принимается сельским, поселковым, городским, районным, областным, городов Киева и Севастополя советам. Эмитентом облигаций местного займа выступает соответствующий совет. Установлено, что источником погашения облигаций местного займа не могут быть денежные средства от выпуска нового займа. Это исключает возможность использования так называемых «финансовых пирамид». С этой же целью запрещается погашение облигаций местного займа какими-либо ценными бумагами или их конвертацию в какие-либо другие ценные бумаги. Максимальный размер суммарной стоимости выпусков облигаций местного займа не должен превышать 30 процентов доходной части бюджета эмитента за предыдущий год.

Эмитент может реализовать свое право на выпуск облигаций местного займа, с момента регистрации информации о выпуске облигаций в Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.

В информации о выпуске облигаций местного займа указывается: данные об эмитенте (место нахождения, руководствующий состав, депутатский состав и результаты голосования о выпуске облигаций; финансовое состояние эмитента (выполнение бюджета за доходами и расходами за последние три года, поступление и использование внебюджетного фонда за последние три года, наличие просроченной кредиторской задолженности и по платежам в бюджет, пользование банковскими кредитами, предоставление займов за счет бюджета); информация о предыдущих выпусках облигаций местного займа; экономическое обоснование выпуска облигаций местного займа (ожидаемое поступление средств, структура денежных потоков, направление средств на погашение облигаций); сведения об эмиссии облигаций местного займа (цель и форма выпуска, общая сумма эмиссии, срок обращения облигаций, их реквизиты, начало и окончание подписки, порядок оплаты облигаций, уровень процентов за облигациями и механизм их начисления, смета затрат по обслуживанию местного займа).

В 1995-1997 гг. решение о выпуске местного займа было принято в 11 областях Украины. Фактически эмиссии были проведены в Автономной Республике Крым, Днепропетровской, Запорожской, Киевской, Луганской, Львовской, Одесской, Полтавской, Харьковской, Херсоне' кой областях. К сожалению, в ходе выпуска облигаций местного займа было допущено ряд серьезных нарушений (самый известный в этом плане — одесский местный займ мая — июня 1997 г.).

Постановлением Кабинета Министров Украины от 27 апреля 1998 г. принято Положение о порядке регистрации выпуска и проведения государственных денежных лотерей в Украине. Лотереи проводят агенты-предприятия, учреждения или организации, в том числе бюджетные, что получили от Министерства финансов Украины соответствующее свидетельство. Условия выпуска и проведения государственной денежной лотереи обязательно должны содержать данные: вид лотереи и ее название; наименование агента, его полные юридические реквизиты; цель проведения лотереи; порядок, дату и место проведения тиража выигрышей в случае проведения тиражной лотереи или порядок проведения без тиражной лотереи; дату начала распространения лотереи или периодичность розыгрышей тиражей; общую сумму выпуска лотереи, в том числе сумму, что направляется на выплату денежных выигрышей; количество выпущенных билетов, их нумерацию; стоимость одного билета; порядок определения победителей денежных выигрышей, предельный срок выплаты денежных выигрышей; предельный срок реализации лотерейных билетов; положение в отношении реализации лотерейных билетов, которая будет проводиться за наличные средства на добровольных началах; смету дохода и затрат на проведения лотерей; образец лотерейного билета; степень защищенности лотерейного билета; права и обязанности участников и организатора лотереи.

Ценные государственные бумаги — это государственные обязательства, которые выпускаются в документарной или электронной формах правительством, местными органами власти и отдельными государственными предприятиями с целью размещения займа и мобилизации денежных ресурсов в соответствующие бюджеты.

Самым распространенным видом государственных цен-ньіх бумаг являются облигации государственного займа.

Облигация — это ценная бумага, которая, во-первых, удостоверяет внесение ее собственником определенных денежных сумм на ее приобретение (в данном случае в пользу государства); во-вторых, предоставляет ее собственнику право на получение определенного дохода от облигации; в-третьих, подтверждает обязанность государства возместить полную номинальную стоимость облигации в предусмотренный условиями займа срок.

При выпуске государственного займа обязательно оговаривается срок, на протяжении которого облигации подлежат погашению или выкупу.

Выпускают облигации внутренних и внешних государственных и местных займов. Денежные средства, которые поступают от размещения государственных облигаций, засчитываются в государственный бюджет, хотя и не учитываются в его доходах (согласно с мировой бюджетной методологией).

Облигации государственных займов могут быть как именными, так и на предъявителя. Государственные облигации выпускаются или в виде документов, или в виде записей на соответствующих электронных счетах в системе электронного обращения ценных бумаг. В Украине государственная облигация в виде электронной записи считается приобретенной с момента регистрации ее приобретателя.

При документарной форме выпуска бланкам государственных облигаций надлежит иметь соответствующую степень защиты и иметь основные реквизиты: наименование эмитента; номинальную стоимость облигации; срок погашения; размер и сроки выплаты процентов (для процентных облигаций); серию и номер облигации. При документарной форме выпуска государственные облигации, за какими предусмотрена не одноразовая выплата дохода, должны содержать купонный лист. Купон — это отрезная часть облигации, что передается вместо расписки } время получения процентов (отсюда выражение стричь купоны»). Купон на выплату процентов должен, как правило, содержать такие данные: порядковый номер купона на выплату процентов, номер облигации, по которой выплачиваются проценты, наименование эмитента и срок выплаты.

Государственные облигации, как уже отмечалось, реализуются как юридическим, так и физическим лицам на добровольных основах. Главными приобретателями государственных облигаций есть, как правило, коммерческие банки.

Государственные облигации могут свободно обращаться или иметь ограниченный круг обращения, они бывают сберегательными и казначейскими.

Согласно зарубежной методике, государственными облигациями считаются ценные бумаги со сроком обращения больше 5 лет. В США срок обращения государственных облигаций достигает 30 лет. В Украине в условиях кризисной экономики и макроэкономической нестабильности срок обращения облигаций внутреннего государственного займа является значительно короче.

Для замены облигаций государственного займа, которые были выпущены раньше, используются конверсионные облигации.

Казначейские обязательства (векселя) государства — это вид ценных государственных бумаг, что удостоверяет внесение их собственником денежных средств в бюджет и дает право на получение фиксированного дохода на протяжении срока владения этими бумагами. Казначейские обязательства выпускаются государством на разный срок, поэтому они могут быть: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

В зависимости от назначения и конкретных целей казначейские обязательства выпускаются на разных условиях (казначейские боны, казначейские ноты).

Казначейские обязательства (векселя) государства размещаются на добровольной основе среди юридических и физических лиц. Выплата дохода на казначейские обязательства (векселя), а также их погашение осуществляется в соответствии с условиями их выпуска.

Казначейские векселя могут передаваться Государственным казначейским бюджетным учреждениям на совершение платежных операций за расходами, которые предусмотрены в бюджете, но которые фактически не профинансированы через недостаток бюджетных средств (например, для оплаты бюджетными учреждениями потребленных энергетических ресурсов).

Способы выпуска облигаций государственного внешнего займа были произведены в Украине с целью проведения реструктуризации задолженности Российскому акционерному обществу «Газпром» за поставки природного газа. В феврале 1998 г. правительство Украины провело первый публичный займ в отношении размещения (продажи) еврооблигаций.

Привлечение внешних заимствований, которые, как правило, дешевле внутренних — важное условие достижения в Украине реальной финансовой стабилизации.

С точки зрения правового регулирования финансовых отношений, возникающих в области государственного внешнего кредита, существенно важным представляется принятие Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» от 3 июня 1999 года № 719-XIV, который дополнил Закон Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже» главой 3-1 «Облигации внешних государственных займов Украины», создавая правовую основу не эмиссионного пополнения государственного бюджета Украины за счет внешних источников.

В соответствии с данным Законом облигации внешних государственных займов Украины определены как ценные бумаги, размещаемые на международных и иностранных фондовых рынках и подтверждающие обязательства Украины возместить предъявителям этих облигаций их номинальную стоимость с выплатой дохода в соответствии с условиями выпуска облигаций. Данные облигации оплачиваются исключительно в конвертируемой иностранной валюте в соответствии с условиями их выпуска. Эмитентом облигаций внешних государственных займов Украины является государство в лице Министерства финансов Украины. Денежные средства полученные от размещения облигаций внешних государственных займов направляются исключительно в Государственный бюджет Украины. Решение о выпуске облигаций внешнего государственного займа в пределах, предусмотренных Законом о Государственном бюджете на соответствующий год внешних источников финансирования дефицита Государственного бюджета Украины принимается Кабинетом Министров Украины в отношении каждого выпуска.

Негативным фактором в сфере финансовых операций во внешнеэкономической деятельности государства стал международный финансовый кризис, который не только закрыл Украине доступ на мировой финансовый рынок, а и способствовал выходу нерезидентов с рынка ОВГЗ. Это связано прежде всего с большой степенью инвестиционного риска в ценные бумаги стран, экономика которых находится в кризисном состоянии и которые не имеют международного кредитного рейтинга. Украина оценивается как страна-банкрот, и чтобы иностранный инвестор вложил средства в ее экономику, необходимы гарантии государства.

Гарантийные обязательства государства перед иностранными бенефициарами (получателями денежных средств) образуют особую группу внешних финансовых обязательств государства, возникающих в случае неплатежеспособности (либо ухудшившейся кредитоспособности) резидентов юридических лиц, и принимаемых на себя государством.

Нынешний порядок получения иностранных кредитов на финансирование приоритетных направлений развития экономики Украины и предоставления гарантий правительства Украины закреплен в «Положении о порядке привлечения иностранных кредитов и предоставления гарантий Кабинета Министров Украины для обеспечения обязательств юридических лиц-резидентов по их погашению», утвержденном Постановлением Кабинета Министров Украины № 414 от 5.05.1994 года. Настоящий документ предусматривает процедуру, при которой юридические лица-резиденты могут обращаться за необходимыми разъяснениями и информацией в государственные органы Украины, осуществляющие руководство внешнеэкономической деятельностью. Контроль за целевым и эффективным использованием кредита возлагается на Министерства финансов, центральные органы исполнительной власти в соответствии с отраслевой принадлежностью, Национальное агентство по реконструкции и развитию, банк-агент, фонд страховых гарантий в случае заключения договора страхования.

В соответствии со ст. 11 Закона Украины «О государственном бюджете на 2002 год» запрещается предоставлять государственные гарантии при получении кредитов субъектами предпринимательской деятельности, кроме как по кредитам, предоставляемым международными финансовыми организациями или на условиях совместного финансирования вместе с международными финансовыми организациями, а также возвращение которых предусматривается за счет государственного бюджета по согласованию с Верховной Радой Украины.

Субъекты предпринимательской деятельности — заемщики иностранных кредитов, в отношении которых принято решение о предоставлении государственных гарантий, обязаны подать встречные, безотзывные и безусловные гарантии банков, финансовые показатели которых соответствуют требованиям, определенным Национальным банком Украины, или оформить залог, а также взнести в государственный бюджет плату за их получение, размер которой устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Не привели к ощутимым положительным результатам и попытки внешних заимствований у частных кредиторов. В частности, в 1997 году Украина осуществила три частных внешних займа у крупных банков на общую сумму 778,5 млн. дол., в том числе у японского «Nomura» под 13,6% годовых, у американских «Chase Manhattan» под 10,2% годовых и «Merrill Lynch» под 43,87% годовых в гривнах. Такие невыгодные условия займов были вызваны необходимостью покрытия бюджетного дефицита, а также политикой НБУ на удержание гривны.

Нужно заметить, что подобные кабальные условия кредитования у частных инвесторов для государств-заемщиков, не желающих попадать под пресс политических требований международных финансово-кредитных институтов, неоднократно имели место и ранее, когда сокращение притока финансовых ресурсов в развивающиеся страны в середине 80-х годов, объяснялось лишь снижением их платежеспособности из-за высокой дороговизны этих кредитов. Вследствие чего, дорогостоящие частные кредиты поставили под угрозу сам процесс развития многих молодых государств.

Правовое регулирование привлечения дополнительных средств с мирового рынка ссудных капиталов должно стимулировать экономический рост государства. В то же время денежные средства, выделяемые международными финансовыми институтами, предоставляются под определенные условия, которые, в свою очередь, могут быть не только финансовыми, а и такими, которые определяют отдельные направления внутриполитической деятельности правительства (проведение определенной монетарной, экономической и социальной политики, принятия конкретных законопроектов и т.д.). Выполнение данных условий может привести к формированию незащищенного внутреннего рынка, развитию только перерабатывающих отраслей экономики, увеличению социальной напряженности. В данных условиях необходимости привлечения средств с мирового рынка ссудных капиталов преимущества должны предоставляться прямым иностранным инвестициям.

Поэтому государственная денежно-кредитная политика не должна постоянно исходить из необходимости покрытия дефицита государственного долга лишь за счет денежной эмиссии и получения кредитов. Данная политика должна быть направлена на поиск источников поступлений в сфере реальной экономики, проводя эффективную и стимулирующую налоговую политику.

§ 4. Правоотношения Украины

с иностранными государствами и международными финансово-кредитными учреждениями в области • государственного кредита

Институциональная система международных и валютно-финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Эти организации объединяет общая цель — развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. К организациям, имеющим всемирное значение, относятся прежде всего, специализированные институты ООН — Международный валютный фонд (МВФ); Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная ассоциация развития (MAP), Международная финансовая корпорация (МФК) — Мировой банк и другие.

К услугам международных кредитных организаций все активнее прибегают правительства как развивающихся, так и развитых стран. Не является исключением из данного правила и молодое Украинское государство, осуществляющее на протяжении ряда лет политику, направленную на привлечение иностранного капитала в экономику страны. Отношения Украины с международными финансовыми организациями юридически опосредованные Законом Украины «Про вступ України до Міжнародного валютного фонду, Міжнародного банку реконструкції та розвитку, Міжнародної фінансової корпорації, Міжнародної асоціації розвитку та багатостороннього агентства по гарантіях інвестицій» и соглашениями между Украиной и указанными организациями.

Одной из основных международных финансовых организаций, имеющих существенное воздействие на формирование и становление финансово-экономической системы Украины является Всемирный банк, который включает четыре связанных между собой международных финансовых института: Международный банк реконструкции и развития, Международную ассоциацию развития, Международную финансовую корпорацию и Агентство по гарантиям многосторонних инвестиций. В настоящее время Всемирный банк объединяет 181 государство. Членство в нем открыто для государств-членов МВФ на условиях, определенных Всемирным банком.

Стратегия Всемирного банка в отношении оказания помощи странам с высокой задолженностью и средними доходами основывается на предпосылке, что возобновление экономического роста явится существенным условием для восстановления их кредитоспособности. Основные направления стратегии Банка можно сформулировать следующим образом:

  •  анализ политики и диалог с правительствами стран-членов для определения необходимых структурных изменений и достижения согласия на необходимые реформы;
  •  финансовую поддержку структурных реформ, часто в форме быстро окупающихся операций;
  •  устойчивое финансирование инвестиций, направленных на проекты по восстановлению и реконструкции предприятий и программы капиталовложений,  также на программы расширения производственных мощностей;
  •  помощь в мобилизации финансовой поддержки от коммерческих и государственных кредиторов.

Трудности, с которыми сталкиваются страны-должники, требуют проведения долгосрочной взвешенной политики и непрерывной внешней помощи в качестве основы для среднесрочного урегулирования. Поддержка оказывается Банком с учетом обстановки, существующей в стране и стоящих перед ней проблем. Темпы кредитования и его структура зависят от разных факторов, таких как усилия дебитора, связанные с реформой, возможности предполагаемого финансирования и собственных соображений Банка в отношении целесообразных уровней риска. Обычно программы кредитования предусматривают ряд операций, каждая из которых касается конкретных требований, связанных с перестройкой и капиталовложениями. Банк и его филиал -- Международная финансовая корпорация, как правило, поддерживают пересмотр задолженности стран, обуславливая эти действия осуществлением реформ в политике, направленных на приватизацию государственных предприятий. Аналогичную позицию занимает в данных случаях и Агентство гарантирования многосторонних инвестиций.

Сегодня в Украине ведется работа со Всемирным банком для получения средств на производство структурных реформ в рамках совместных системных и инвестиционных проектов. 15 сентября 1998 года Совет директоров Мирового банка утвердил решение о предоставлении Украине 900 миллионов долларов (займ на структурную перестройку финансового сектора, 2-й займ на развитие предприятий, вторые транши займов на реструктуризацию отрасли сельского хозяйства и на реструктуризацию угольной промышленности). Необходимо заметить, что в качестве основного условия Всемирного банка предоставления Украине заемных средств, выступает неуклонное соблюдение Украиной всех условий кредитования, определенных Международным валютным фондом.

С Европейским банком Реконструкции и развития продолжается сотрудничество Украины по таким важным направлениям как энергетика и телекоммуникации.

Однако, безусловно, центральное место в системе международных финансовых организаций занимает Международный валютный фонд (International Monetary Fund, IMF) — международная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем представления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.

Украина сотрудничает с МВФ с 1994 года. За это время указанная международная финансовая организация выделила нашей стране более 2,3 млрд. долларов США. Мы занимаем четвертое место в мире по объему поступающей от МВФ помощи.

МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1-22 июля 1944 г.) в городе Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гемпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения (Article of Agreement! о МВФ, которое выполняет роль его Устава и вступило силу 27 декабря 1945 года; практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 года. В настоящее время членами МВФ являются более 180 стран. Государства участники МВФ должны строго придерживаться правил и условий, определенных Соглашением о Международном валютном фонде. Так раздел 1 ст. 4 Соглашения о Международном валютном фонде устанавливает, что важнейшая цель международной финансово-валютной системы заключается в том, чтобы служить «структур, ной основой, способствующей обмену товарами и услугами, движению капитала между странами и поддерживающей устойчивый экономический рост», а также, что одной из основных задач является совершенствование упорядоченных базисных условий, необходимых для финансовой и экономической стабильности, «каждое государство-член обязуется сотрудничать с Фондом и другими государствами-членами в обеспечении упорядоченности валютных режимов и в содействии стабильности системы обменных курсов».

МВФ устроен по образцу акционерного предприятия и его капитал складывается из взносов государств-членов, производимых по подписке. Ввиду вышеуказанного, возможность каждого участника оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования, определяется долей в капитале. В соответствии с принципом «взвешенного» количества голосов, каждое государство имеет 250 «базисных» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу на каждые 100 тыс. единиц СДР (международной валютной единицы) его квоты. Квота — важное звено во взаимоотношениях стран — членов МВФ. Она определяет: 1) сумму подписки страны на капитал МВФ; 2) возможности использования ресурсов Фонда; 3) количество голосов, которыми страна располагает в Фонде. В результате повышения квот и увеличения числа стран-членов капитал Фонда увеличился с 7.7 млрд. СДР в 1947 г. до 146 млрд. СДР (свыше 200 млрд. долларов США) в 1994 году.

На 1996 год лидирующее место в первой десятке стран с наиболее крупными квотами занимали США — 18,3%, Япония и Германия — 5,7%, Франция и Великобритания — 5,1% , Саудовская Аравия 3,5%, Италия — 3,2% , Канада и Российская Федерация — 3,0%, Китай — 2,3%.

В дополнение к собственному капиталу Фонд имеет возможность привлекать заемные средства. В соответствии с этим в январе 1962 года «группа десяти» (Бельгия, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, США, ФРГ, Франция, Швеция, Япония), а также присоединившаяся к ним в 1964 году Швейцария заключили Генеральное соглашение о займах (General Arrangements to BorrowGAB), вступившее в силу с 24 октября того же года. В настоящее время оно предусматривает предоставление кредитов Фонду (на постоянно возобновляемой основе) до 17 млрд. СДР (23.3 млрд. долларов США).

В Уставе Фонда для идентификации его кредитной деятельности используются два понятия: 1) сделка (transaction) — предоставление валютных средств странам из его ресурсов; 2) операция (operation) — оказание посреднических и финансовых услуг за счет заемных средств. Необходимо заметить, что МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами-казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики стран-членов.

Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными условиями, а именно, соотношением суммы получаемой валюты с квотой данной страны в Фонде. Кроме того, МВФ взимает со стран-заемщиц разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и определенную плату или процентную ставку, за предоставляемые им кредиты, которая базируется на Рыночных ставках.

Главным назначением кредитов «стенд-бай» является кредитование макроэкономических программ стран членов МВФ. Валюта, предоставляемая Фондом в виде резервного кредита, выдается определенными порциями (траншами) через установленные промежутки времени в течение срока соглашения. Ход выполнения этого соглашения страной — получателем кредита контролируется с помощью специальных целевых критериев. Пока не зафиксировано достижение критериев, предусмотренных в соглашении с Фондом, страна не может получить следующую порцию валюты. Таким образом, механизм резервного кредита позволяет МВФ оказывать экономическое давление на страны-заемщицы.

Предоставление Фондом кредитов странам-членам связано с выполнением ими определенных политико-экономических условий. Подобный порядок получил наименование «обусловленности» (conditionality). МВФ обосновывает эту практику необходимостью быть уверенным в том, что страны-заемщики будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов МВФ. Поэтому Фонд требует, чтобы страна, покрывая за счет его кредитов дефицит платежного баланса, заботилась о его ликвидации или сокращении. С расширением кредитных операций с 80-х годов Фонд взял курс на ужесточение обусловленности.

В качестве примера может служить выделение МВФ в ноябре 1981 года крупного кредита в размере 5,8 миллиардов долларов США — Индии, на кабальных условиях. В соответствии с заключенным соглашением правительством Индии принимались на себя обязательства по выполнению рекомендаций МВФ в отношении проведения экономической, финансовой, бюджетной, налоговой политики. Кроме того, правительство Индии обязывалось принимать меры, направленные на смягчение законодательных ограничений в целях содействия иностранным капиталовложениям в частный сектор страны, а также создавать «привлекательный климат» для деятельности в Индии транснациональных корпораций, что в последствии обеспечило технологическую зависимость Индии от промышленно развитых государств. Также правительство Индии обязывалось проводить «реалистическую политику» в области валютных курсов, по установлению потолка» кредитов, которые правительство может получать у местных банков. Правительству Индии запрещалось заключать торгово-платежные соглашения с рядом государств, в том числе и с СССР.

Принцип обусловленности кредитов МВФ находит свое выражение в согласованности со страной — заемщицей определенной программы экономической политики, реализация которой и кредитуется Фондом и иными международными финансовыми организациями.

При выработке своих рекомендаций МВФ традиционно руководствуется монетаристской концепцией при анализе платежного баланса. Такой подход устанавливает взаимозависимость между величиной денежной массы в стране, различными финансовыми агрегатами, объемом совокупного спроса, с одной стороны, и состоянием платежного баланса — с другой.

Стабилизационные программы разрабатывает либо МВФ, либо правительство страны-заемщика с учетом его рекомендаций и с участием миссии Фонда, которая изучает на месте обширную экономическую информацию. Стабилизационные программы Фонда, основанные, как правило, на монетаристской концепции, на использовании преимущественно рыночного регулирования экономики, носят дефляционный (искусственное изъятие из обращения избыточной денежной массы) характер. Обычно они включают: сокращение государственных расходов, в том числе на образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение и другие социальные нужды; увеличение налогов на личные доходы; отмену или уменьшение государственных субсидий на продовольствие и товары широкого потребления, что ведет к повышению цен на эти товары; сдерживание роста или «замораживание» заработной платы; повышение учетных ставок, ограничение объема кредита (кредитная рестрикция), в том числе потребительскую либерализацию внешнеэкономических связей; девальвацию национальной валюты, введение единого валютного курса, урегулирование внешней задолженности и т.п. Инфляционные процессы ведут к повышению цен, что, в свою очередь, снижает конкурентоспособность национальных товаров, затрудняя их экспорт, поощряет импорт иностранных товаров и способствует бегству капиталов за границу.

Однако дефляционные меры далеко не всегда достигают желаемой цели, особенно если нарушение равновесия платежного баланса носит устойчивый структурный характер и происходит спад производства. Подобны меры, хотя и направлены на уменьшение бюджетного дефицита, изменение учетной ставки центрального банка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов роста денежной массы, однако, зачастую вызывают свертывание инвестиций, ограничение бюджетных расходов на преимущественно на социально-гражданские цели, торможение темпов экономического роста, а также усиливают социальные проблемы. Это связано с уменьшением реальной заработной платы, снижением жизненного уровня, ростом безработицы, перераспределением доходов в пользу предпринимателей за счет менее обеспеченных групп населения, ростом имущественной дифференциации, дальнейшим падением производства и занятости.

Успехи стран с различными политическими системами в проведении корректирующих программ МВФ наглядно отображены в таблице (см. рис. 7).

Успехи стран с различными политическими

системами в проведении корректирующих

программ МВФ (%)

Доля годов выполнения программы

Постоянные демократические системы

Постоянные авторитарные системы

Переходные демократические системы

1 

2 

3 

4

В которые дефициты снизились 

49 

50 

25 

В которые расходы доли ВВП снизились 

38 

46 

29 

В которые кредитная экспансия замедлилась 

61

62

43

Рис. 7.

(Примечание: Учтены случаи реформ в семнадцати странах в период с 1950 по 1980 гг. Источник: Haggard and Kaufman, 1990)

Социальная обусловленность кредитов МВФ имеет и свою историю. Предоставив кредит Бразилии, МВФ потребовал сократить на 20% реальную заработную плату рабочих. Предоставив в 1982 году кредит в размере 212 млрд. долларов Судану, Фонд вынудил страну отменить субсидии на сахар, муку и масло, что привело к росту цен и в связи с этим к уличным демонстрациям и столкновениям в стране. В Доминиканской Республике предписание МВФ о повышении цен вызвало настоящее народное восстание, подавленное армией и полицией.

По сообщению пресс-службы Кабинета Министров Украины, темпы снижения валового национального продукта в январе 1997 года в сравнении с январем 1996 года составили 10,4%, при этом промышленного производства 8,1%. Особенно значительным явилось падение производства на предприятиях Министерства машиностроения, ВПК и конверсии, где в сравнении с 1991 годом оно составило 60%.

Дефляционная политика связана с наступлением на жизненный уровень трудящихся и грозит обострением социальных конфликтов, если не принимаются компенсирующие меры. В настоящее время (на момент написания работы) Украине не предоставляется очередной транш кредита по программе расширенного финансирования ввиду того, что Украиной не выполнены обязательства по переходу на новые тарифы оплаты жилищно-коммунальных услуг по их 100% стоимости.

Таким образом, проблема обусловленности кредитов - это проблема социальной цены за осуществление при его содействии и опеке стабилизационных макроэкономических программ.

Приток иностранных капиталов оказывает двоякое воздействие на экономику страны импортера капитала: вначале увеличиваются поступления, но с наступлением сроков платежей страна-должник должна уплачивать сумму долга, а также проценты и дивиденды. Привлечение иностранных капиталов в экономику страны оказывает положительное влияние при условии их самоокупаемости, если использование этих капиталов приносит доходы часть которых направляется или будет направлена на погашение образованной внешней задолженности.

Однако, к сожалению, постановлением Верховной Рады Украины «Об эффективности использования иностранных кредитов в Украине», деятельность Кабинета Министров Украины по эффективному использованию иностранных кредитов за 1992-1996 годы признана неудовлетворительной и решено обратиться к Президенту Украины с предложением об осуществлении необходимых мер для обеспечения целенаправленной политики в действиях Кабинета Министров Украины и других органов исполнительной власти при привлечении иностранных кредитов в соответствии со стратегическими и текущими приоритетами экономического развития Украины и установления персональной ответственности и надлежащего контроля за эффективным использованием полученных средств.

В августе 1997 года МВФ подписал с Украиной кредитное соглашение stand-by на общую сумму 542 млн. долларов США, из которых 241,17 млн. долларов США были выделены. Последующий транш должен был поступить в марте 1998 года, однако в апреле 1998 года МВФ приостановил процесс кредитования по данному типу в связи с неисполнением Украиной обязательного условия для выделения денег — не превышение предельного дефицита бюджета. После работы представителей МВФ в Украине было определено, что программа standby приостановлена и возобновляться не будет по причине превышения дефицита бюджета, допущенного украинским правительством.

В 1998 году Украиной была начата совместная трехгодичная с МВФ программа Механизма расширенного финансирования (EFF) на сумму 2,5 млрд. долларов. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного кредитования обычно является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или ценового механизма.

В соответствии с Планом мер, предусмотренных Меморандумом экономической политики Украины на период с 1 июля 1998 года по 30 июня 2001 года, осуществлялся ряд последовательных мер, направленных на повсеместную либерализацию внешнеэкономической деятельности и прозрачность границ.

Предоставление экономической помощи государствам традиционно используется как средство обеспечения политических целей. По мнению Тома Бэрри и Деба Прюска, авторов книги «Война без насилия. Использование и злоупотребление экономической помощью США в Центральной Америке», одним из главных инструментов распределения американской экономической помощи является Управление международного развития (УМР), называющее само себя «экономическим рычагом госдепартамента». Как указывают авторы, с 1980-х годов в представительствах УМР в странах Центральной Америки удвоилось или утроилось количество работающих там сотрудников. По сути, эти представительства превратились в «теневые» правительства в некоторых государствах. Они стали исполнять роль своеобразных центров выработки экономической политики и манипулирования политическими событиями в этих странах.

Одним из наглядных примеров политической обусловленности предоставляемых кредитов от международных финансовых организаций, может служить ситуация с десантниками Российской Федерации, которые, после прекращения бомбардировок ВВС НАТО, внепланово заняли часть территорий в бывшей Югославии, распределенных между войсками НАТО, ввиду чего Президент и Правительство РФ первоначально заняли жесткую позицию, требуя отдельный сектор контроля на территории провинции Косово в Югославии для России. Данной позицией пришлось поступиться после предупреждения МВФ о прекращении предоставления очередных траншей по открытой кредитной линии, если данная позиция не изменится.

Поэтапное утверждение Украины как государства, формирующего рыночную экономику, существенно повлияли на сущность наших отношений с мировым финансовым сообществом. Украина начала осознавать себя полноценным субъектом международного экономического сотрудничества. При этом пришло понимание того, что помощь международных финансовых организаций не есть проявлением альтруизма, а является продолжением внешней политики экономической экспансии стран-участниц. Последние, посредством созданных ими структур, влияют на мировой экономический расклад сил, создавая условия максимально благоприятные для расширения влияния западноевропейских и американских ТНК. (По сообщению Укринформ, комиссией Верховной Рады по иностранным делам и связям с государствами СНГ совместно с Государственным комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт) 1 июля 1997 г. отменена сертификация качества импортных товаров, ввиду того, что данное решение являлось обязательным условием получения второго транша кредита Мирового банка: 310 млн. долларов США для поддержки приватизированных предприятий. Первый транш — 100 млн. долларов США — получен в 1996 году. Иными словами, Украина, выполняя требования международных финансовых организаций, необходимые для получения кредитов, становится рынком сбыта низкокачественных товаров зарубежных производителей, в интересах которых выступают международные финансовые организации.

Изменению оценки диалога между Украиной и международным финансовым сообществом способствовал и ряд других существенных обстоятельств. Основным препятствием к углублению сотрудничества является возникшее бремя выплат долга, который с каждым займом будет увеличиваться и вскоре может стать существенной проблемой для пока не растущей украинской экономики.

В прессе неоднократно обращалось внимание на то, что Украина выполнила все требования МВФ и консультантов из Гарвардского университета, обеспечив слишком дорогой ценой стабильности гривны и постоянные цены. Национальный банк Украины по совету консультантов из МВФ, привязал нашу кредитно-денежную систему, которую обеспечивает не структурированная, не реформированная, без достаточных инвестиционных вложений экономика к сильной мировой денежной системе. Огромные финансовые ресурсы, все валютные поступления и кредиты МВФ приходится направлять на поддержку обменного курса гривны. Если бы эти значительные финансовые поступления использовались на иные цели, например, для обеспечения расчетов, то есть, так как это предусматривается уставом МВФ в период создания мировой денежной системы, то можно было бы ожидать иного результата.

Также необходимо отметить, что в странах, которые осуществляют экономические реформы по рецептам МВФ, бюджетные расходы растут. Например, в Бенине, Гамбии, Нигерии, заслуживших одобрение МВФ своей приверженностью к рекомендованным реформам, бюджетные расходы возросли с 18% ВВП до 28,7% ВВП.

По существующей статистике, из 28 стран, которые пользовались услугами МВФ и выполняли условия, выдвигаемые в качестве, необходимых для получения кредитных денежных средств, финансовое оздоровление наступило лишь в двух.

Необходимо признать, что за последние годы одним из основных источников внешнего финансирования дефицита бюджета были и остаются кредиты МВФ, однако их предоставление оговаривается выполнением Украиной ряда обязательств. После краха фондового рынка Гонконга и углубления финансового кризиса в Японии, Южной Корее, Бразилии и России необходимо ослабить зависимость Украины от традиционных кредиторов путем выхода страны на международные рынки капитал для привлечения средств посредством размещения ценных государственных бумаг внешнего займа.

Таким образом, необходимо прийти к выводу, что для успешного функционирования бюджетной системы государства, погашения бюджетного дефицита, воплощения в жизнь программ развития экономики Украины, в целом необходимо усовершенствовать юридическую базу, регламентирующую бюджетный процесс, разрабатывать гибкую систему налогообложения, юридические и экономические концепции и программы с учетом мирового опыта, позволяющие разрешить проблему дефицита государственного бюджета, изыскивать надлежащие пути и способы правового регулирования в области государственного внешнего кредита с учетом долговременных национальных интересов и безопасности экономики.

24


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59113. Справедливість 27.5 KB
  Учитель пропонує членам групи побудувати зі слів довгий потяг у якому кожний вагончик складається з окремого слова. Гра Ланцюжок слів Учитель ставить перший вагончик і при цьому каже: корупція яка ставить вагончик Корупція.
59114. Сприймання навколишнього світу 44.5 KB
  Виховувати зацікавленість до наукових відкриттів і повагу до людей які збагачують ці відкриття Обладнання: овочі перець помідор морква часник тощо картки зі словами селекція гібрид камбуз картки з алгоритмами опису овочів карта півкуль Землі силуетні картки овочів перець помідор...
59115. Спрощення в групах приголосних 29 KB
  Поставте наголос у словах. Правильно вимовте слова назвіть орфограму. Усно доберіть перевірочні слова там де можливо.
59116. Сторінки книжок завітних всіх нас доброму навчать 49 KB
  І кожна людина знає що найвідданішого і наймудрішого друга ніж книга не знайти. До глядачів виходить Королевакнига. Королевакнига Дуже я потрібна всім І дорослим і малім. Ну що друзі відгадали хто я Дітиглядачі відповідають: книга.
59117. Урок-дослідження. В. Сухомлинський, О. Олесь 36 KB
  Читання оповідання Дрібний дощик Як називають дощик Яким вам видався дощик Що вирішив зробити оповідач Для кого старався Чим схожі вірш та оповідання У чому різниця У вірші дощу радіють в оповіданні він набрид. А потім складав повчальні оповідання та казки.
59118. Засвоєння таблиці множення числа 8. Задачі на спосіб зведення до одиниці 30 KB
  Обладнання: таблиця з короткою умовою задачі картки з відповідями картка з числами для гри Фотограф картки зі словами для логічної розминки карткивідповіді для гри Блискавка фішки таблиця оцінювання. За правильне виконання завдань ви отримуватимете фішки...
59120. Схаменіться, люди, ще не пізно. Позакласний захід з екологічного виховання в початковій школі 49 KB
  Перший ведучий. Усім відомо, що природа на землі сформувалася до появи людини. Первісні люди були такою ж частиною природи, як і дикі звірі, а головною їх проблемою був голод.
59121. Сценарій свята першого дзвоника 52.5 KB
  Ведуча: Кожен з нас очікував свята Влітку мріючи про ліцей Хочемо все і про всіх ми знати Зігріва нас вогник очей Ведучий: Хто не вперше сюди приходить Той цінує дарунок щодня. Ведучий: Ми вас раді друзі вітати. Ведуча: А сьогодні у нас дійсно свято бо з маленьких бешкетників...