17969

Правовые основы страхования

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

ЛЕКЦИЯ 9 Правовые основы страхования 1. Понятие и функции страхования. 2. Основные отрасли и виды страхования. 3. Отношения в сфере страхования регулирующие финансовым правом. 1. Понятие и функции страхования Экономика это хозяйственная система ко...

Русский

2013-07-06

168 KB

11 чел.

ЛЕКЦИЯ 9

Правовые основы страхования

§ 1. Понятие и функции страхования.

§ 2. Основные отрасли и виды страхования.

§ 3. Отношения в сфере страхования, регулирующие финансовым правом.

§ 1. Понятие и функции страхования

Экономика — это хозяйственная система, которая обеспечивает удовлетворение индивидуальных и общественных потребностей людей путем создания и потребления жизненных благ. Как любимая система, экономика требует для успешного своего развития беспрерывность этого процесса. Но общественное производство постоянно соприкасается с разногласиями между элементами этой системы, что обуславливает появление неблагоприятных событий, последствием чего являются имущественные убытки. Насущная необходимость предупреждения и возмещения убытков, причиненных неблагоприятными событиями, порождает отношения в обществе, которые формируют содержание экономической категории «страховая защита». Сущность страховой защиты состоит в направлении части валового продукта на создание страхового фонда для осуществления превентивных мероприятий по отрицательному влиянию рисков и возмещению, связанных с ними затрат. К фонду страховой защиты относятся централизованные натуральные и денежные резервы государства, децентрализованные фонды (при самостраховании), а также фонды, создаваемые методом страхования.

В плановой централизованной экономике преобладала государственная форма собственности, страховой защите оказывал содействие государственный ссудный фонд, кредит которого заменял потребность в страхований в сельском хозяйстве и иных долгосрочных и рисковых по осуществлению отраслей производства. При этом игнорировались основные принципы кредита: платность и возвратность (кредит, как правило, не возвращался), что привело к утрате кредита своих стимулирующих свойств. Кроме этого, министерства и ведомства формировали путем отчислений от прибылей предприятий фонды финансовой поддержки подчиненных им государственных предприятий. С таких фондов предоставлялась временная финансовая помощь на пополнение недостачи оборотных средств, и, как правило, на безвозвратных основах, прикрывая бесхозяйственность и ошибки руководства. Страхование было отодвинуто на второй план. В последнее время все в меньшей мере, чем в прошлые времена, используются централизованные денежные резервы государства на восстановление имущества, пострадавшего в результате стихийных явлений. Это обусловлено, в первых, уменьшением государственной формы собственности в общественном производстве, а во вторых, финансовых трудностей государства из-за значительного дефицита бюджета. Нагрузка по страховой защите все больше приходится на фонды, созданные методом страхования, а именно трансферта риска.

Страхование служит для покрытия случайно возникающих имущественных потребностей посредством взаимных взносов многих лиц. Содержанием страхования является система замкнутых отношений между ее участниками по перераспределению убытков от наступления страховых событий, как по территориальному размещению, так и во временном. Объектом страхования является формирование целевых страховых фондов за счет денежных взносов и возмещение из фонда возможного убытка застрахованных.

Общественная сущность и предназначение страхования в полной мере раскрываются в функциях, которые призвано выполнять страхование: рисковая, предупредительная, накопительная и контрольная.

Основную роль играет рисковая функция, потому что страховой риск как возможность убытка непосредственно связан с основным назначением страхования — предоставлять денежное возмещение потерпевшим. Именно в рамках реализации рисковой функции происходит перераспределение денежной массы среди участников страхования в связи с наступлением последствий страховых случаев. Смысл предупредительной функции заключается в финансировании за счет страхового фонда мероприятий по уменьшению вероятности наступления события или уменьшению возможных негативных последствий при наступлении страховых случаев (превентивные меры).

Кроме того, что страхование предоставляет уверенности в развитии бизнеса путем возмещения убытков в случае наступления страховых событий и дает возможность оптимизировать ресурсы, которые направляются на предотвращение или устранение отрицательных последствий событий, страхование в рыночной экономике становится источником возрастания инвестиций в экономику путем создания значительных резервов денежных ресурсов. Образование страховых резервов как необходимое условие осуществления страхования позволяет аккумулировать (накопить) на достаточно продолжительное время денежные средства в силу того, что потребность в них как в источнике страховых выплат возникнет в будущем. И это позволяет говорить о страховых резервах как о важном кредитном ресурсе экономике. Опыт зарубежных страховых компаний свидетельствует о том, что страховые компании являются вторыми по размерам после банков инвесторами в различных секторах экономики. Проявление контрольной функции предусмотрено в .елевом формировании и использовании денежных средств из страхового фонда. Иногда данная функция игнорируется на практике, что приводит к невозможности возмещения ущерба при наступлении страховых случаев. Так, в 1998 году средства Фондов социального страхования при включении их до Государственного бюджета использовались на финансирование затрат, не имеющих отношения к социальному страхованию.

§ 2. Основные отрасли и виды страхования

Законодательство Украины различает две главных отрасли страхования. Одна из их основана на идее попечения об общественном благе, составляет часть социальной политики государства и именуется общеобязательным государственным социальным страхованием, или, скорее, страхование трудящихся. И вторая отрасль — это страхование согласно Закону Украины «О страховании», понимается иное страхование, чем социальное страхование. Иногда эту отрасль называют частным страхованием.

Правоотношения, возникающие при осуществлении общеобязательного государственного социального страховании, являются финансовыми правоотношениями. Во-первых, эти отношения всегда имеют денежный характер, Во-вторых, одна из сторон правоотношений (страховщик) наделен государством властными полномочиями по отношению к другим участникам отношений, т.е. отсутствует равенство сторон. В-третьих, отношения по осуществлению общеобязательного государственного социального страхования возникают, изменяются и приостанавливаются на основании закона, а не волеизъявления сторон.

Страховщиками по социальному страхованию являются целевые страховые фонды с: пенсионного страхования; медицинского страхования; страхование в связи с временной потерей трудоспособности и затратами, обусловленными рождением и погребением; страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; страхование на случай безработицы. Страховые фонды являются органами, которые осуществляют руководство и управления отдельными видами общеобязательного государственного социального страхования, осуществляют сбор и аккумуляцию страховых взносов, контроль за использованием средств, обеспечивают финансирование выплат по социальному страхованию.

Основными страхователями по социальному страхованию выступают работодатели.

Правоотношения, возникающие при частном страховании, — это гражданско-правовые отношения. Для этих отношений характерно равенство сторон, которое сохраняется даже при осуществлении обязательных видов страхования, предусмотренных статей 7 Закона Украины «О страховании».

Страховщиками по частному страхованию являются субъекты хозяйственной деятельности — юридические лица, созданные в форме акционерных, полных, коммандитных обществ либо общества с дополнительной ответственностью. Предусмотрено, что страховщиком может быть также юридическое лицо. Однако, несмотря на то, что организация является государственной, она не наделяется государством властными полномочиями.

Страхователями по частному страхованию выступают юридические лица и дееспособные физические лица, которые заключили договор страхования, уплатили соответствующие платежи и имеют право в случае наступления страхового случая получить возмещение в пределах страховой суммы.

Классификация страхование на виды осуществляется в зависимости от объектов страхования.

Статья 4 Закона Украины «О страховании» определяет следующие виды страхования:

личное страхование - объектом которого являются имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью либо с дополнительной пенсией;

имущественное страхование - объектом которого являются имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имущества;

страхование ответственности - объектом которого являются имущественные интересы, связанные с необходимостью произвести страхователем возмещение причиненного им ущерба третьим лицам.

Согласно Основам законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании, объектом социального страхования является страховой случай, при наступлении которого у застрахованного лица (члена его семьи, лица) возникает право на получение материального обеспечения и социальных услуг. В зависимости от страхового случая в Украине предусмотрено осуществление таких видов общеобязательного государственного социального страхования:

пенсионное страхование;

страхование в связи с временной потерей трудоспособности и затратами, обусловленными рождением и погребением;

медицинское страхование;

страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности;

—страхование на случай безработицы. Независимо от вида общеобязательное государственное социальное страхование граждан Украины осуществляется за принципами:

законодательного определения условий и порядка осуществления общеобязательного государственного социального страхования;

обязательности страхования лиц, которые работают на условиях трудового договора (контракта) и иных основаниях, предусмотренных законодательством о труде, и лиц, которые обеспечивают себя работой самостоятельно (члены творческих союзов, творческие работники, которые не является членами творческих союзов), граждан — субъектов предпринимательской деятельности;

предоставление права получения выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию лицам, занятым предпринимательской, творческой деятельностью и тому подобное;

обязательности финансирования страховыми фондами (учреждениями) затрат, связанных с предоставлением материального обеспечения и социальных услуг, в объемах, предусмотренных законами по отдельным видам общеобязательного социального страхования;

солидарности и субсидирования;

государственных гарантий реализации застрахованными гражданами своих прав;

обеспечения уровня жизни, не низшего за прожиточный минимум, установленный законом, путем  предоставления пенсий, иных видов социальных выплат и помощи, которые являются основным источником существования;

целевого использования средств общеобязательного государственного социального страхования;

паритетности представителей всех субъектов общеобязательного государственного социального страхования в управлении общеобязательным государственным социальным страхованием.

По форме проведения страхования делится на: добровольное и обязательное.

Добровольное страхование — это страхование, которое осуществляется на основе договора между страховщиком и страхователем. Общие условия и порядок проведения добровольного страхования определяются правилами страхования, которые разрабатываются страховщиком самостоятельно и подлежат обязательной регистрации в Уполномоченном органе. Конкретные условия страхования определяются при заключении договора страхования. Виды добровольного страхования в настоящее время закреплены в статье 6 Закона Украины «О страховании»: страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование (беспрерывное страхование здоровья), страхование здоровья на случай болезни, страхование железнодорожного транспорта, страхование наземного транспорта (кроме железнодорожного), страхование воздушного транспорта, страхование водного транспорта (морского, внутреннего и иных видов водного транспорта), страхование грузов и багажа (грузобагажа), страхование от огневых рисков и рисков стихийных явлений, страхование имущества, страхование гражданской ответственности владельцев наземного транспорта (включая ответственность перевозчика), страхования ответственности владельцев воздушного транспорта (включая ответственность перевозчика), страхование ответственности владельцев водного транспорта (включая ответственность перевозчика), страхование ответственности перед третьими лицами, страхование инвестиций, страхование финансовых рисков, страхование выданных гарантий (поручительств) и принятых гарантий, страхование медицинских затрат.

Обязательное страхование — это страхование, которое осуществляется на основании нормативно-правового акта. Общие условия и порядок проведения обязательного страхования определяются нормативно-правовым актом. Социальное страхование является обязательным страхованием, общие условия и порядок проведения определяются законами, регулирующие конкретный вид социального страхования. Порядок и правила проведения обязательного частного страхования устанавливаются Кабинетом Министров Украины. Обязательность страхования устанавливается государством, как правило, когда предоставление денежной помощи касается интересов не только конкретного лица, которое пострадало, но и общественных интересов. В статье 7 Закона Украины «О страховании» приведен исчерпывающий перечень видов обязательного страхования. В последнее время данный перечень значительно расширен. И если обязательность страхования ответственности не вызывает возражений, то целесообразность обязательности имущественного страхования сомнительна.

Особым видом обязательного частного страхования является обязательное государственное личное страхование определенных государственных служащих. Особенность данного вида страхователя заключается в порядке проведения этого страхования, а также в том, что страхователем является государство (страховые платежи уплачиваются за счет Государственного бюджета). Соответственно действующему законодательству Украины в данное время осуществляется государственное личное страхование военнослужащих и военнообязанных, призванных на сборы; государственное личное страхование лиц рядового, начальствующего и вольнонаемного состава органов и подразделов внутренних дел; государственное обязательное личное страхование медицинских и фармацевтических работников на случай инфицирования вирусом иммунодефицита человека при выполнении ими служебных обязанностей; государственное обязательное личное страхование работников таможенных органов; государственное обязательное личное страхование работников прокуратуры; государственное личное страхование должностных лиц государственной контрольно-ревизионной службы в Украине; государственное личное страхование должностных лиц государственных налоговых инспекций: государственное обязательное страхование должностных лиц государственных органов в делах защиты прав потребителей; государственное страхование должностных лиц инспекций государственного архитектурно-строительного контроля; государственное страхование работников государственной лесной охраны; страхование жизни и здоровья специалистов ветеринарной медицины; государственное страхование жизни и здоровья судей.

§ 3. Отношения в сфере страхования,

регулирующие финансовым правом

Отношения в сфере страхования регулируются правовыми нормами различных отраслей права. Осуществление социального страхования во многом урегулированы правовыми нормами трудового права. Отношения частного страхования регулируются в первую очередь правовыми нормами гражданского права. Государственное управление в страхование регулируются правовыми нормами административного права.

В настоящее время в Украине в сфере страхования финансово-правовыми нормами регулируются отношения между:

-страхователями и Фондами социального страхования по поводу осуществления общеобязательного государственного социального страхования;

-страховщиками и государством в лице налоговых инспекций, по поводу внесения ими налогов, сборов и других обязательных платежей в Государственный бюджет Украины, а также взносов в государственные целевые фонды, предусмотренных нормативными актами государства;

-страховщиками и государством в лице центральных органов исполнительной власти, по поводу приобретения страховщиками ценных бумаг, эмитируемых государством. Согласно Положению о порядке формирования, размещения и учета страховых резервов, иных, чем страхование жизни, утвержденное приказом Комитета по делам надзора за страховой деятельностью от 26.05.97 г. № 41, страховые организации вправе размещать средства страховых резервов в ценные бумаги, эмитируемых государством, в полном объеме;

-Национальной акционерной страховой компанией(HACK) «Оранта» и государством по поводу обязательного личного государственного страхования работников и служащих Верховной Рады Украины, прокуратуры Украины, Таможенного комитета Украины, Министерства обороны Украины, Министерства внутренних дел Украины, Главного Управления казначейства Украины, государственной Контрольно-ревизионной службы Украины.

Необходимо отметить, что осуществление обязательного личного государственного страхования имеет проблемы, которые на приводят к исчисляемых годами задолженностям HACK «Оранта» перед застрахованными лицами. Причиной этому является то, что отношения между HACK «Оранта» и страхователями по этим видам страхования, построенные как у общества взаимного страхования. Страхователями по данным видам обязательного страхования определены соответствующие министерства и ведомства. Учитывая, что источником уплаты страховых платежей по этим видам страхования есть только средства Государственного бюджета, можно говорить об одном страхователе — государстве. Фактически, в этом случае, страховая система состоит с одного члена (государства), что не возможно, так как не имеет место перераспределения риска. Игнорирование экономической сущности страхования как перераспределение писка возможных потерь между участниками замкнутой экономической системы, на практике приводить к отсутствию финансовой возможности у HACK «Оранта» выплаты страхового возмещения по обязательным государственным видам страхования. А осуществление государством финансирования затрат по уплате страховых платежей за обязательными государственными видами страхования «по остаточному принципу», обуславливает продолжительность времени неуплаты страхового возмещения. Учитывая, что этим страхованием охватывает значительную часть населения Украины, без преувеличения можно считать, что задолженность по возмещению за обязательными государственными видами страхования, причиной которых есть несовершенный механизм уплаты страховых платежей, является вторым после бума финансовых пирамид в период 1992-1996 годов отрицательным влиянием на страховую область. В первую очередь, это выражается в доверие населения к страховой области.

Доверие к страхованию как институту социально-экономической защиты есть одной из необходимых предпосылок развития страхового бизнеса. Поэтому с целью восстановления доверия к страховой области нужно решить также проблемы осуществления обязательных государственных видов страхования. Для этого есть два пути: или признать, что современное обязательное государственное страхование не является страхованием и постепенно заменить обязательное государственное страхование непосредственным возмещением с государственного бюджета за счет средств, предусмотренных на содержание соответствующих государственных органов; или разработать прозрачный механизм осуществления обязательных государственных видов страхования на основании коммерческого страхования и синхронно предусмотреть в бюджете «Затраты на проведение государственного обязательного страхования»: Национальной акционерной страховой компанией (HACK) «Оранта» и Министерством финансов Украины по поводу установления ежегодных размеров страховых платежей по обязательному личному государственному страхованию военнослужащих и военнообязанных, призванных на сборы, лиц рядового, начальствующего и вольнонаемного состава органов и подразделов внутренних дел, медицинских и фармацевтических работников на случай инфицирования вирусом иммунодефицита человека при выполнении ими служебных обязанностей, работников таможенных органов, работников прокуратуры, народных депутатов, служебных лиц государственной контрольно-ревизионной службы в Украине, должностных лиц государственных налоговых инспекций, должностных лиц государственных органов в делах защиты прав потребите--лей, должностных лиц инспекций государственного архитектурно-строительного контроля, работников лесной государственной охраны, специалистов ветеринарной медицины, судей.

8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62973. Вплив шкідливих звичок на організм людини 19.72 KB
  Мета: Навчальна: запобігати шкідливим звичкам які негативно впливають на здоровя підлітків; Виховна: формувати вміння і навички учнів щодо власної безпеки розуміння відповідальності за власні вчинки та їх наслідки...
62976. Решение биквадратного уравнения в EXCEL 76 KB
  Здесь предусмотрены все пять случаев, которые могут встретиться при решении биквадратного уравнения, изложенных подробно в разделе: Алгоритм решения биквадратного уравнения. На рисунке выше коэффициенты указанных уравнений введены в таблицу Excel.
62979. Будова та різноманітність квіток 779.99 KB
  Мета: поглибити знання учнів про генеративні органи рослини; сформувати поняття про квітку як основний генеративний орган вивчити будову квітки їх різноманітність біологічне значення; формувати вміння розпізнавані квітки одностатеві й двостатеві...
62980. Використання інформаційно-комунікаційних технологій у викладанні географії 23.5 KB
  Одним із напрямів модернізації системи географічної освіти у школі є впровадження комп’ютерних технологій у навчальний процес. Сучасне життя вимагає від учителів освоєння комп’ютерної техніки тому що багатьом учням які вже достатньою...