17970

Правовое регулирование государственных расходов в Украине

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

ЛЕКЦИЯ 10 Правовое регулирование государственных расходов в Украине 1. Понятие государственных расходов их особенности и принципы финансирования. 2. Правовые основы сметнобюджетного финансирования. 1. Понятие государственных расходов их особенности и прин

Русский

2013-07-06

76 KB

4 чел.

ЛЕКЦИЯ 10

Правовое регулирование государственных расходов в Украине

§ 1. Понятие государственных расходов, их особенности и принципы финансирования.

§ 2. Правовые основы сметно-бюджетного финансирования.

§ 1. Понятие государственных расходов, их особенности и принципы финансирования

Обеспечивая выполнение своих задач и функций, государство распределяет и использует финансовые ресурсы. Затраты государства, выражающие урегулированные правовыми нормами экономические отношения, складывающиеся при распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств и обеспечивающие его бесперебойное функционирование, являются государственными расходами.

Характерная особенность государственных расходов состоит в расширении круга общественных потребностей, удовлетворение которых принимает на себя государство.

Развитие государственных расходов обусловлено усилением хозяйственной и культурно-воспитательной функции государства, расширением самостоятельности предприятий и организаций. Осуществление в стране перехода от плановой к рыночной экономике позволяет расширить границы самостоятельности предприятий, увеличить часть чистого дохода, оставляемого предприятием на нужды реконструкции и технического перевооружения, расширение производства и социальное развитие. Это все привело к увеличению объема государственных расходов, осуществляемых предприятиями и организациями.

Значительная часть государственных расходов получает отражение в Государственном и местном бюджетах. Остальная часть государственных расходов фиксируется в финансовых планах и сметах отдельных министерств, ведомств, предприятий и организаций. Совокупность государственных расходов отражается в сводном финансовом балансе государства.

Государственные расходы осуществляются на основе действующего законодательства. Органы государственного казначейства Украины допускают только такие расходы, которые предусмотрены нормативными актами, например, Бюджетным кодексом Украины.

Также обязательным требованиям осуществления государственных расходов является включение их в финансовый акт: бюджет, смету, баланс.

Государственные расходы по предметному признаку делятся на следующие группы:

  1.  расходы на государственное управление;
  2.  расходы на социально-кредитные нужды;

расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;

4)расходы на национальную оборону.

Структура государственных расходов, т.е. соотношение между перечисленными группами расходов в бюджете государства, не одинакова в разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть военными, социальными и т.д.

По роли в воспроизводственном процессе государственные расходы делятся на три группы:

  1.  расходы на сферу материального производства;
  2.  расходы на непроизводственную сферу;
  3.  расходы на создание госрезервов.

По экономическому содержанию государственные расходы делятся на следующие виды:

  1.  заработная плата;
  2.  )стипендия;
  3.  пенсии и пособия;
  4.  медикаменты;
  5.  питание;
  6.  канцелярские расходы;
  7.  расходы на текущий и капитальный ремонт и т.п.

По территориальному признаку расходы делятся на общегосударственные и местные расходы.

Государственные расходы осуществляются путем финансирования, т.е. наделения финансовых ресурсов. Финансирование государственных расходов осуществляется на основании ряда принципов: платновости, целевого назначения средств, безвозвратности и безвозмездности, эффективного использования средств, финансирования в меру выполнения планов, оптимального сочетания собственных, кредитных и бюджетных источников, соблюдения режима экономии и осуществления постоянного контроля за использованием средств.

Планирование государственных расходов — составная часть народнохозяйственного планирования. В ходе планирования государственных расходов определяется соотношение централизованных и децентрализованных денежных фондов в финансировании расходов государства, достигается оптимальное сочетание централизованных начал в решении общегосударственных задач с самостоятельностью предприятий, интересами трудовых коллективов.

Государственные расходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствующих бюджетах.

Целевой характер государственных расходов тесно связан с эффективным использованием средств. Основная задача состоит в том, чтобы обеспечить получение общественно необходимого результата при минимальных затратах, достичь экономии трудовых, материальных и денежных ресурсов.

Государственные расходы на развитие народного хозяйства, управление, социально-культурные мероприятия не требуют обязательного возмещения выделенных средств, как это наблюдается при кредитовании.

Режим экономии — это система форм и методов последовательного снижения затрат относительно полученного результата при условии повышения эффективности от государственного инвестирования. Финансирование в меру фактического выполнения плана. Этот принцип означает, что средства из бюджета выделяются с учетом использования ранее отпущенных ассигнований и выполнения плановых показателей текущего года.

Государство и органы местного самоуправления основные затраты на выполнение своих функций покрывают за счет Государственного бюджета Украины и соответствующих местных бюджетов. Такое финансирование получило наименование бюджетного. Эти расходы бюджетов всех уровней представляют собой непосредственные прямые затраты государства и органов местного самоуправления, обеспечивающие прирост материально-технической базы, содержание социальной сферы органов государственной власти и управления, а также местного самоуправления.

Бюджетное финансирование основано на общих принципах финансирования, но имеет и определенные отличительные черты, которые заключаются в том, что средства на покрытие затрат отпускаются только из одного бюджета по подчиненности.

Помимо указанного, бюджетное финансирование осуществляется на основании установленных экономических и научно обоснованных нормативов для каждой сферы деятельности государства.

§ 2. Правовые основы сметно-бюджетного финансирования

Сметно-бюджетным финансированием называется обеспечение государственными денежными средствами учреждений и организаций, действующих в непроизводственной сфере, — социально культурная, органы государственного управления, оборона и другие.

Они получают средства на свое содержание из бюджета на основе финансовых документов, именуемых сметами. Таким способом финансируется почти вся непроизводственная сфера общества, которая в противоположность предпринимательству именуется бюджетной сферой, а учреждения и организации, действующие в этой сфере, являются бюджетными учреждениями.

В бюджетную сферу входят социально-культурные мероприятия и учреждения, фундаментальные и технические исследования, национальная оборона, правоохранительная деятельность и органы безопасности, судебная система, содержание представительных и исполнительных органов власти государства.

Существование и функционирование перечисленных учреждений и организаций — необходимое условие дальнейшего развития общества.

Каждое бюджетное учреждение имеет свою смету.

Смета бюджетных учреждений является основным плановым документом, который предоставляет полномочия бюджетному учреждению по получению доходов и осуществлению расходов, определяет объем и направление средств для выполнения бюджетным учреждением своих функций и достижения целей, определенных на год в соответствии с бюджетными назначениями, (п. 1 «Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений» от 28 февраля 2002 г., № 228).

Также определено, что бюджетное назначение — это полномочие, которое предоставлено главному распорядителю бюджетных средств Бюджетным кодексом Украины, законом о Государственном бюджете Украины или решением о местном бюджете, которое имеет количественные и временные ограничения и позволяет предоставить бюджетные ассигнования.

Смета бюджетных учреждений включает две составляющие: общий и специальный фонд.

Общий фонд, содержит объем поступлений из общего фонда бюджета и распределение расходов по полной экономической классификации для выполнения бюджетным учреждением основных функций.

Специальный фонд содержит объем поступлений из специального фонда бюджета на конкретную цель и их распределение по полной экономической классификации на осуществление соответствующих расходов согласно законодательству, а также на реализацию приоритетных мероприятий, связанных с выполнением учреждением основных функций.

Форма сметы утверждается Минфином Украины.

Все сметы подразделяются по кругу охватываемых ими учреждений на индивидуальные и сводные.

Индивидуальная смета составляется каждым бюджетным учреждением и содержит только его доходы и расходы. При этом в смете должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления и иной деятельности.

Индивидуальные сметы объединяются главными распорядителями бюджетных средств по соответствующему бюджету в сводные и представляются органу, ответственному за контроль исполнения соответствующего бюджета.

Для осуществления программ и мероприятий, которые проводятся за счет средств бюджета, бюджетные ассигнования предоставляются распорядителям бюджетных средств.

Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса Украины распорядителями бюджетных средств являются руководители бюджетных учреждений, уполномоченные на получение бюджетных ассигнований, взятие бюджетных обязательств и осуществление расходов из бюджета.

По объему предоставленных прав распорядители делятся на главных распорядителей средств бюджета и распорядителей бюджетных средств низшего уровня.

Главными распорядителями бюджетных средств могут быть исключительно:

а) по бюджетным назначениям, предусмотренным законом о Государственном бюджете Украины, —органы, уполномоченные соответственно Верховной Радой Украины, Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины обеспечивать их деятельность, в лице их руководителей, а также министерства, другие центральные органы исполнительной власти, Конституционный Суд Украины, Верховный Суд Украины и другие специализированные суды; учреждения и организации, которые определены Конституцией Украины или входят в состав Кабинета Министров Украины, в лице их руководителей;

б) по бюджетным назначениям предусмотренным бюджетом Автономной Республики Крым, — уполномоченные юридические лица (бюджетные учреждения), обеспечивающие деятельность Верховной Рады Автономной Республики Крым, — уполномоченные юридические лица (бюджетные учреждения), обеспечивающие деятельность Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым в лице их руководителей;

в) по бюджетным назначениям, предусмотренным другими местными бюджетами, — руководители местных государственных администраций, исполнительных органов советов и их секретариатов, руководители главных управлений, управлений, отделов и других самостоятельных структурных подразделений местных государственных администраций, исполнительных органов советов.

Главный распорядитель бюджетных средств:

а) разрабатывает план своей деятельности в соответствии с задачами и функциями, определенными нормативно-правовыми актами, исходя из необходимости достижения конкретных результатов за счет бюджетных средств;

б) разрабатывает на основании плана деятельности проект сметы и бюджетные запросы и представляет их Министерству финансов Украины или местному финансовому органу,

в) получает бюджетные назначения путем их утверждения в законе о Государственном бюджете Украины или решении о местном бюджете, доводит в установленном порядке до распорядителей бюджетных средств низшего уровня (получателей бюджетных средств) сведений об объемах ассигнований, обеспечивает управление бюджетными ассигнованиями;

г) утверждает сметы распорядителей бюджетных средств низшего уровня, если иное не предусмотрено законодательством;

д) осуществляет внутренний контроль за полнотой поступлений, полученных распорядителями бюджетных средств низшего уровня и получателями бюджетных средств, и расходованием ими бюджетных средств;

е) получает отчеты об использовании средств от распорядителей бюджетных средств низшего уровня и получателей бюджетных средств и анализирует эффективность использования ими бюджетных средств (ст. 22 Бюджетного кодекса Украины).

Распорядитель средств бюджета низшего уровня - распорядитель, который в своей деятельности подчинен соответствующему главному распорядителю и (или) деятельность которого координируется через него.

Являясь планово-финансовым актом, смета имеет определенный порядок прохождения, называемый сметным процессом. Он состоит из ряда последовательных этапов: составление, рассмотрение, утверждение, исполнение.

Основанием для составления проектов смет являются, доводимые Минфином Украины, Минфином АРК, местными финансовыми органами до главных распорядителей бюджетных средств, сведения о предельных объемах расходов общего фонда проекта соответствующего бюджета на следующий год. Главные распорядители, руководствуясь данными сведениями, устанавливают для распорядителей низшего уровня предельные объемы расходов из общего фонда бюджета, срок предоставления проектов смет и дают указания по их составлению; доводят другие показатели, необходимые для правильного определения расходов в проектах смет. При этом главные распорядители бюджетных средств обеспечивают составление проектов смет на бюджетные программы (функции), которые осуществляются непосредственно только ими.

Проекты смет составляются всеми учреждениями на следующий бюджетный год, если эти учреждения функционировали до начала года, на который планируются расходы. В случае, если учреждения образованы не с начала года, сметы составляются и утверждаются для каждого учреждения со времени его образования до конца бюджетного года в общем порядке. В доходной части проектов смет указываются плановые объемы поступлений, которые предусматривается направить на покрытие расходов учреждения из общего и специального фондов проектов соответствующих бюджетов. При определении объемов расходов распорядителей низшего уровня главные распорядители должны учитывать объективную потребность в средствах каждого учреждения, исходя из основных производственных показателей и контингентов, которые устанавливаются для учреждений, объема выполняемой работы, штатной численности, необходимости реализации отдельных программ и намеченных мер по сокращению расходов в плановом периоде (п. 20 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений от 28 февраля 2002 г.)

В недельный срок после опубликования «Закона о Государственном бюджете Украины», соответствующих актов о бюджете АРК, местные финорганы доводят главным распорядителям и распорядителям низшего уровня соответствующие лимитные справки, которые предоставляют собой документы, содержащие утвержденные бюджетные назначения и их помесячное распределение, а также иные показатели, необходимые для уточнения проектов смет и составления проектов планов ассигнований, Форма лимитной справки утверждается Минфином Украины.

Распорядители низшего уровня после уточнения проектов смет и составления проектов планов ассигнований представляют эти документы главным распорядителям бюджетных средств для уточнения проектов сводных смет и составления проектов сводных планов ассигнований.

Главные распорядители в двухнедельный срок после получения лимитных справок представляют в финансовые органы (например, Минфин Украины) уточненные проекты сводных смет и проекты сводных планов ассигнований для составления и утверждения годового расписания ассигнований соответствующих бюджетов и помесячного расписания ассигнований общего фонда соответствующих бюджетов.

Министерство финансов Украины направляет для регистрации, учета и исполнения утвержденное годовое расписание ассигнований государственного бюджета и помесячное расписание ассигнований общего фонда государственного бюджета Государственному казначейству, которое в течение трех рабочих дней со дня утверждения доводит до главных распорядителей выписки из указанных документов, которые являются основанием для утверждения в установленном порядке смет, планов ассигнований всеми распорядителями и планов использования бюджетных средств получателями.

Сметы, планы ассигнований и планы использования бюджетных средств должны быть утверждены в течение 30 календарных дней со дня утверждения расписания бюджета. Также сметы, планы ассигнований и штатные расписания утверждаются руководителем соответствующего вышестоящего учреждения, за исключением смет, отмеченных в п. 33 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений от 28 февраля 2002 года.

Распорядители средств имеют право осуществлять деятельность исключительно в пределах ассигнований, утвержденных сметами и планами ассигнований при наличии выписки, доведенной органами Государственного казначейства, которое подтверждает соответствие этих документов данным казначейского учета.

Отчеты об исполнении смет, планов ассигнований и планов использования бюджетных средств направляется в порядке и по формам, установленным Государственным казначей

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26305. Хронологические границы новой истории. Периодизация курса. Ключевые проблемы курса 15.12 KB
  Хронологические границы новой истории. Хронологические границы новой истории: НОВАЯ ИСТОРИЯ общепринятая в исторической науке название третьего периода всемирной истории которому предшествуют древний и средневековый. Это деление всемирной истории на древнюю средневековую и новую уже с XVII в. были приняты советской исторической наукой которая положила в основу периодизации всемирной истории марксистский тезис об изменениях общественноэкономической формации и революционного перехода от одной формации к другой.
26306. Политическая карта Европы в начале нового времени 32.49 KB
  Политическая карта Европы в начале нового времени. политическая карта Европы сложилась в следующем виде. Всю среднюю полосу Европы занимали территориально сильно раздробленные Священная Римская империя и Италия между которыми располагался Швейцарский Союз. На Севере Европы политическую карту определяли Дания с Норвегией и Исландией и Швеция с Финляндией.
26307. Экономика стран Западной Европы в период новой истории. Переход к капиталистическому хозяйству 25.36 KB
  XVI в. вторая треть XVIII в. На экономическое развитие западноевропейских стран периода разложения феодализма и зарождения капитализма решающее влияние оказали: великие географические открытия XV XVI вв. В XVI в.
26308. Причины великих географических открытий 16.73 KB
  Причины великих географических открытий Особое место в процессе зарождения рыночных отношений занимали Великие географические открытия конец XVXVII век благодаря которым удалось установить новые торговые пути вовлечь в мировой хозяйственный оборот огромные ресурсы других стран и континентов. главными из которых были открытие Америки и морского пути в Индию вокруг Африки. В XIIIXV веках все кратчайшие торговые пути туда были перекрыты: турки захватили Балканы и Ближний Восток арабы Северную Африку Русь находилась под гнетом монгол...
26309. Важнейшие открытия XV – середины XVII в 19.21 KB
  В 14821486 годах Диогу Кан Cao пересек экватор открыл устье реки Конго и прошел вдоль побережья Африки до мыса Кросс. В 14871488 годах Бартоломеу Диаш совершил новое беспримерное плавание на юг. В 15921504 годах он совершил четыре плавания через Атлантический океан открыл Большие Антильские и часть Малых Антильских островов побережье Южной и Центральной Америки. В 14971498 годах Васко да Гама на четырех судах обогнул Африку и с помощью арабских кормчих достиг настоящей Индии.
26310. Последствия Великих географических открытий 17.9 KB
  Важнейшим следствием открытия и колонизации новых земель явилась революция цен которая дала мощный импульс первоначальному накоплениюкапитала в Европе и ускорила формирование капиталистического уклада в хозяйстве. цен на сельскохозяйственные и промышленные товары. цены были в основном стабильными то за 70 лет – с 30х годов XVI в. Такое движение цен современники связывали либо с большим притоком драгоценных металлов в Европу либо с их утечкой.
26311. Колониальные захваты Испании и Португалии в XVI – XVII в 26.59 KB
  Плантационное рабство получило наибольшее развитие в Бразилии где выращивались сахарный тростник рис кукуруза и табак а также в ВестИндии Венесуэле и Новой Гранаде. С совершенно иными условиями встретились португальцы в Индии. Но португальцы сумели воспользоваться одним важным преимуществом: они обладали более сильным флотом чем мелкие феодальные владетели в Индии Индонезии ИндоКитае. Пиратскими методами захватывая грабя истребляя экипажи кораблей мусульманских купцов державших в своих руках морскую торговлю Индии до прихода...
26312. Реформация в Германии. М.Лютер 42.72 KB
  Религиозное настроение Германии проявлялось в переводах Библии и в развитии церковной песни еще до Лютера; своим знаменитым переводом и своей богослужебной лирикой он только затмил более ранние проблески стремления читать Священное Писание и молиться на родном языке. Годы непосредственно предшествовавшие выступлению Лютера и избранию на престол Карла V были временем большого возбуждения выразившегося в развитии литературы памфлетов и летучих листков. когда Лютер выступил со своими тезисами против индульгенций. после того как и Лютер и...
26313. Крестьянская война в Германии. Т.Мюнцер 40.51 KB
  Крестьянская война в Германии: Обострение классовой борьбы народных масс в деятельность союза Башмак С наступлением феодальной реакции нарастала борьба крестьян. характерно значительно более тесное сближение крестьянской массы с городскими низами чем в предшествовавший период. Усиление же крестьянскоплебейского лагеря не могло не оказать влияния на радикальные элементы в бюргерстве и на известный подъём бюргерской оппозиции вообще. Такое крестьянское общество было раскрыто в 1502 г.