17973

Правовое регулирование валютных операций банков

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

ЛЕКЦИЯ 13 Правовое регулирование валютных операций банков 1. Понятие валюты и валютного регулирования. 2. Режим валютных операций. Виды операций банка с валютными ценностями. 3. Правовой режим валютного контроля. 1 Понятие валюты и валютного регулировани

Русский

2013-07-06

139.5 KB

4 чел.

ЛЕКЦИЯ 13

Правовое регулирование валютных операций банков

§ 1. Понятие валюты и валютного регулирования.

§ 2. Режим валютных операций. Виды операций банка с

валютными ценностями.

§ 3. Правовой режим валютного контроля.

§ 1  Понятие валюты и валютного регулирования

Развитие двухуровневой банковской системы Украины потребовало решения в числе первых задач проблемы валютного рынка страны, формирования новой валютной политики. Начиная с 1992 года, с развитием валютных операций, Украина разрабатывает валютное законодательство.

Правовые акты, регулирующие валютные отношения, связанные с запрещением, ограничением и регламентированием операций с валютой и валютными ценностями, содержат нормы административного, конституционного, финансового и гражданского права, которые в своем большинстве носят императивный характер, не допускают никаких отступлений от содержащихся в них правил поведения субъектов правоотношений, основаны на властном методе регулирования отношений и, таким образом, являются нормами публичного права.

В системе валютного законодательства Украины главенствующее место занимает Конституция Украины, Таможенный кодекс Украины, Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.91 № 959-ХП.

Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.1991 г. содержит определение таких понятий как «валюта Украины», «иностранная валюта», «валютные операции», «монетарные металлы». Он определяет основные принципы осуществления валютных операций и валютного регулирования, определяет полномочия государственных органов и функций банков Украины в регулировании валютных операций, права и обязанности юридических и физических лиц в отношениях владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

Основными правовыми актами Национального банка Украины, регулирующими валютные операции, являются: инструкции «О перемещении валюты Украины, иностранной валюты, банковских документов и платежных карточек через таможенную границу Украины», «О порядке выдачи индивидуальных лицензий на осуществление инвестиций за границу»; положения «О валютном контроле», «Об открытии и функционировании корреспондентских счетов банков-резидентов в иностранной валюте и корреспондентских счетов банков-нерезидентов в гривнах»; «Правила использования наличной иностранной валюты», «Правила осуществления операций на межбанковском валютном рынке Украины».

Валютное регулирование в национальном масштабе предполагает, прежде всего, установление правил банковского обслуживания клиентов по поводу валюты и валютных ценностей. Следовательно, уяснение правовой природы и содержания валютного регулирования необходимо начинать с самого понятия валюты и валютных ценностей.

Эти понятия имеют нормативные определения, которые содержатся в статье № 1 Декрета Кабинета Министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19 февраля 1993 с последующими изменениями и дополнениями (см. рис. 14).

Общим, объединяющим понятием, служащим критерием для выделения валютных операций, является понятие «валютные ценности». Оно включает в себя 5 компонентов (см. рис. 14.):

  1.  Валюта Украины — денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет в иных формах, которые находятся в обороте и являются законным платежным средством на территории Украины, а также изъятые из обращения или подлежащие изъятию, но подлежат обмену на денежные знаки, имеющиеся в обращении, средства платежа во взносах в банковское и прочие кредитно-финансовые учреждения на территории Украины.
  2.  Платежные документы и прочие ценные бумаги (акции, облигации, боны, купоны, векселя, долговые расписки, аккредитивы, чеки, банковские гарантии, депозитные сертификаты, сберегательные книжки и прочие финансовые и банковские документы), если они выражены в валюте Украины.
  3.  Иностранная валюта — это денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющимися законными платежными средствами в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки.

Так как эмиссия банкнот и монет осуществляется за пределами Украины, то соответственно решение об изъятии и порядок их изъятия также определяются в соответствии с национальным законодательством и правилами той или иной страны. В Украину эта валюта попадает путем официального ввоза, осуществляемого в соответствии с «Положением о порядке ввоза в Украину и вывоза из Украины иностранной валюты уполномоченными банками», утвержденным НБУ.

Правом на ввоз иностранной валюты пользуются только уполномоченные банки, то есть такие банки, которые получили генеральные валютные лицензии. Ввоз валюты подлежит таможенному оформлению и сопровождается последующим отчетом уполномоченного банка перед НБУ.

Следует иметь в виду, что иностранная валюта может ввозиться на территорию Украины и физическими лицами. Такой ввоз не регламентируется банковским законодательством, а только таможенными требованиями, но должен учитываться при планировании валютной политики.

В связи с тем, что иностранная валюта, попадающая на территорию Украины, может вызвать сомнения в подлинности, правовое регулирование предусматривает специальную процедуру — проверку подлинности или экспертизу денежных знаков иностранных государств, которая может проводиться решениями региональных управлений НБУ в соответствии с инструкцией.

В случае, если денежные знаки будут признаны подделанными, они банку не возвращаются, а передаются в территориальные органы внутренних дел.

4.Платежные документы (ценные бумаги) в иностранной валюте — это платежные документы (акции, облигации, купоны к ним, векселя, долговые обязательства, аккредитивы, чеки, банковские поручения, депозитные сертификаты и прочие финансовые банковские документы), выраженные в иностранной валюте или других монетарных металлах.

Ввоз ценных бумаг в иностранной валюте на территорию Украины осуществляется также уполномоченными банками по процедуре, сходной с ввозом наличной иностранной валюты.

5. Монетарные металлы — золото и металлы ирридиево-платиновой группы в особом виде и состоянии, за исключением поваренных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий. Драгоценные металлы могут быть предметом разных сделок купли-продажи золота. В банковской практике они используются не в любом виде, а в некоторых разработанных и принятых формах. Дело в том, что производство драгоценных металлов осуществляют специальные аффинашные заводы, которые вправе маркировать ту или иную партию металла, используя государственные клейма. В банковской деятельности названные металлы в соответствии с инструкцией используются в слитках, прокате, порошках и монете.

Законодательное регулирование валютных операций в Украине претерпело существенные изменения. В своем развитии правовое регулирование валютного оборота прошло несколько этапов, среди которых можно выделить:

этап административного регулирования, на котором регулирование осуществлялось государственными органами в виде нормативов или долгосрочных валютных коэффициентов;

этап аукционного регулирования, начавшийся проведением валютных аукционов и установлением биржевого курса валюты;

этап продажи валютной выручки и создания валютного резерва Украины, который в банковском обслуживании клиентов разделяется на два этапа:

а) период продажи выручки в этот резерв по официальному курсу;

б) период добровольной продажи 50% выручки на валютной бирже либо уполномоченным банком по коммерческому курсу.

Валютное регулирование — это совокупность законодательных норм и экономических мер, реализуемых государственными органами с целью формирования и совершенствования национальной валютной системы страны с учетом структуры принципов мировой валютной системы, обеспечения валютной стабильности и эффективного формирования механизма валютно-финансовых взаимоотношений с другими странами.

Валютное регулирование осуществляется по трем главным направлениям:

формируется и постоянно обновляется законодательная и нормативная база внешних валютно-финансовых отношений. В Украине законодательные акты принимает Президент и Верховная Рада. Эти акты конкретизируются и дополняются постановлениями Кабинета Министров Украины, инструктивными документами НБУ и других ведомств;

формируется механизм повседневного валютного контроля, перед которым поставлена цель обеспечивать соблюдение участниками внешнеэкономической деятельности при выполнении валютных операций валютного законодательства;

НБУ, а также правительство Украины, руководствуясь поставленными целями макроэкономической политики, осуществляют в пределах своей компетенции текущее оперативное воздействие на функционирование валютного механизма; определяют режим валютного курса гривны по отношению к доллару США, ЕВРО, рублям и другим иностранным валютам; регулирует динамику рыночного валютного курса; принимает меры, направленные на обеспечение достаточного уровня и наиболее эффективной структуры официальных золотовалютных резервов; производит погашение государственных внешних долговых обязательств; оказывает влияние на основные виды внешнеэкономической деятельности, а также на состояние платежного баланса.

При этом НБУ использует инструменты кредитно-денежной и валютной политики, такие как интервенции на валютном рынке, маневрирование ставкой рефинансирования, установление и изменение нормы обязательных резервов по гривневым и валютным депозитам.

Правовое регулирование обращения и использования валютных ценностей на территории Украины имеет свои особенности.

Во-первых, это регулирование является комплексной отраслью законодательства и в таком качестве включает в себя публично-правовые и частноправовые нормы; нормы регулирующие деятельность граждан, банков и органов государства, осуществляющих валютный контроль.

Во-вторых, в условиях развития рыночных отношений, постоянно указанные нормы и отдельные правовые пункты изменяются.

В-третьих, правовое регулирование осуществляется разными ведомствами отдельно, хотя в некоторых случаях применяются совместные нормативные акты.

В области валютных отношений могут применяться международные соглашения, участниками которых является Украина. Украина присоединилась к статье 8 Устава международного валютного Фонда, так как создала управляемый валютный рынок и стабильную национальную валюту. Гривна получила международное признание как конвертируемая по текущим операциям валюта.

§ 2. Режим валютных операций. Виды операций банка с валютными ценностями

Согласно Декрета КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» к валютным операциям относятся:

операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, за исключением операций, которые осуществляются резидентами в валюте Украины;

операции, связанные с использованием валютных ценностей в международном обороте как способе платежа, с передачей задолженности и других обязательств, предметом которых являются валютные ценности;

операции, связанные с ввозом, переводом и пересылкой на территории Украины, а также за ее границы, валютных ценностей.

Перечень валютных операций, требующих индивидуальной лицензии НБУ, определяется ст. 5 Декрета «О системе валютного регулирования и валютного контроля». К таковым относятся:

а) вывоз, перевод и пересылка за пределы Украины валютных ценностей, за исключением:

вывоза, перевода и пересылки за пределы Украины физическими лицами резидентами иностранной валюты на сумму, определенную НБУ;

вывоз, перевоз и пересылка за пределы Украины физическими лицами резидентами и нерезидентами иностранной валюты, которая была ранее ввезена ими в Украину на законных основаниях.

Нормы нелицензионного вывоза и пересылки иностранной валюты определены в «Инструкции о перемещении валюты Украины, иностранной валюты, банковских металлов, платежных документов, других банковских документов и платежных карточек через таможенную границу Украины», утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.07.2000 г. № 283.

Иностранную валюту наличностью на сумму, превышающую установленные нормы, можно перевести либо через уполномоченные банки Украины в иностранный банк, либо физическими лицами (резидентами и нерезидентами). Нормы вывоза иностранной валюты отражены рисунком 15 на основании индивидуальной лицензии НБУ.

платежей в иностранной валюте, осуществляемых резидентами за пределы Украины во исполнение обязательств в этой валюте перед нерезидентами относительно оплаты продукции, услуг, работ, прав интеллектуальной собственности и других имущественных прав, за исключением оплаты валютных ценностей;

платежей в иностранной валюте за пределы Украины в виде процентов за кредиты, дохода (прибыли) от иностранных инвестиций;

вывоза за пределы Украины иностранных инвестиций в иностранной валюте, ранее осуществленных на территории Украины, в случае прекращения инвестиционной деятельности;

Нормы вывоза иностранной валюты за пределы Украины Физическими лицами

Субъект перемещения валюты

Сумма, которую разрешено вывозить

Туристам

Командированным

При условии устного декларирования

Физические лица-резиденты

До 1000 дол. США наличностью и/или дорожными чеками

До 1000 дол. США наличностью и/или дорожными чеками

Физические лица-нерезиденты

До 1000 дол. США наличностью и/или дорожными чеками

До 1000 дол. США наличностью и/или дорожными чеками

При условии письменного декларирования

Физические лица-резиденты

Ввезенную ранее валюту, до 5000 дол. США наличностью и/или дорожными чеками по справке банка

Ввезенную ранее валюту, до 1 0000 дол. США наличностью и/или дорожными чеками по справке банка

Физические лица-нерезиденты

Ввезенную ранее валюту, до 5000 дол. США наличностью и/или дорожными чеками по справке

Ввезенную ранее валюту, до 1 0000 дол. США наличностью и/или дорожными чеками

Рис. 15.

Следует отметить, что для проведения двух последних операций нет необходимости иметь индивидуальную лицензию. Однако, в соответствии с Законом Украины «О режиме иностранного инвестирования», иностранные инвестирования, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты инвестиционной деятельности в Украине, с целью получения прибыли или достижения социального эффекта, подлежат государственной регистрации. Такая регистрация осуществляется Советом Министров АРК, областными, Киевской и Севастопольской городскими госадминистрациями после их фактического внесения. Порядок предоставления необходимых документов для регистрации оговорен в Положении «О порядке государственной регистрации иностранных инвестиций», утвержденном постановлением КМУ от 07.08.1996 г. № 928.

б) ввоз, перевод, пересылка в Украину валюты Украины.

Наличие лицензии не требует четкого определения суммы в валюте Украины, которые были переведены, пересланы на законных основаниях за границу, и могут быть свободно вывезены, переведены, пересланы обратно в Украину. Расчеты в национальной валюте с резидентами стран зоны функционирования российского рубля, если это предусмотрено внешнеэкономическими контрактами, согласно положению «Об открытии и функционировании корреспондентских счетов банков-резидентов и нерезидентов в иностранной валюте и корреспондентских счетов банков-нерезидентов в гривнах», утвержденного постановлением НБУ от 25.05.2000 г. № 209, проводится без наличия лицензии.

в) предоставление и получение резидентами кредитов в национальной валюте, если сроки и суммы таких кредитов превышают установленный законодательством предел.

В соответствии с Положением «О порядке регистрации договоров, предусматривающих исполнение резидентами долговых обязательств перед нерезидентами по привлеченным от нерезидентов кредитам, займам в иностранной валюте», утвержденной постановлением Правления НБУ от 22.12.1999 г. № 602, такие договора подлежат регистрации в НБУ. Без регистрационного свидетельства уполномоченные банки не могут обслуживать операции по кредитным договорам, осуществлять выплату (получение) процентов за пользование кредитом в иностранной валюте и сумм штрафных санкций, подлежащих в соответствии с договором уплате в иностранной валюте, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по предоставлению (возврату) указанных кредитов.

г) использование иностранной валюты на Украине как средство платежа и как средство залога.

Однако в этом случае не обязательно, чтобы каждая операция была подтверждена лицензией НБУ. Согласно Правил использования наличной иностранной валюты, утвержденных постановлением Правления НБУ от 26.03.1998 г. № 119, юридическими лицами-резидентами и расположенными на территории Украины представительствами юридических лиц-нерезидентов без лицензии НБУ разрешается использование наличной иностранной валюты с собственных текущих счетов в определенных случаях, Например, для обеспечения расходов работников юридических лиц-нерезидентов или представительств юридических лиц-резидентов на командировку за границу (оплата суточных, гостиничных, оплата транспорта и других расходов); для обеспечения эксплуатационных расходов юридических лиц-резидентов или постоянных представительств юридических лиц-нерезидентов, имеющих собственные транспортные средства (арендуют, фрахтуют) для выполнения рейсов за границу (оплата ГСМ, лоцманских услуг, дорожных и таможенных сборов и т.д.).

д) размещение валютных ценностей на счетах и вовклады за пределами Украины за исключением:

открытие физическими лицами-резидентами счетов в иностранной валюте на время их пребывания за границей;

открытие корреспондентских счетов уполномоченными банками;

открытие счетов в иностранной валюте резидентами — дипломатическими, консульскими, торговыми и иными официальными представительствами Украины за границей, которые имеют иммунитет и дипломатические привилегии, а также филиалам и представительствам предприятий и организаций Украины за границей, не осуществляющими предпринимательской деятельности.

е) осуществление инвестиций за границу, в том числе путем приобретения ценных бумаг, за исключением ценных бумаг или корпоративных прав, полученных физическими лицами-резидентами как порядок или наследство.

Порядок получения лицензии регламентирован инструкцией «О порядке выдачи индивидуальных лицензий на осуществление инвестиций за границу», утвержденной постановлением Правления НБУ от 16.13,1999 г. № 122.

§ 3. Правовой режим валютного контроля

Валютные операции определяются не только по объекту сделок, но и по субъектному составу. Все участники валютных операций приобретают на момент совершения операций несколько особый правовой статус. Особенность этого положения состоит в том, что и сами участники, и характер операций подвергаются дополнительному контролю со стороны государства.

Валютный контроль в Украине осуществляется Кабинетом Министров Украины (далее КМУ), НБУ, уполномоченными банками, Государственной налоговой инспекцией (ГНИ), Государственным таможенным комитетом, Министерством связи.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными направлениями валютного контроля являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличие необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке Украины;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г)проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Украины.

Полномочия государственных органов и банковской системы в сфере валютного контроля определены Декретом КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля».

Согласно ст. 11 Декрета, НБУ в сфере валютного регулирования выполняет следующие функции:

осуществляет валютную политику, исходя из принципов общей экономической политики Украины;

составляет, совместно с КМУ, платежный баланс Украины;

контролирует утверждение лимита внешнего государственного долга Украины;

  •  определяет, в случае необходимости, лимиты задолженности в иностранной валюте уполномоченных банков нерезидентами;
  •  выдает в пределах, предусмотренных настоящим Декретом, обязательные для выполнения нормативные акты относительно осуществления операций на валютном рынке Украины;
  •  накапливает, хранит и использует резервы валютных ценностей для осуществления государственной валютной политики;

—выдает лицензии на осуществление валютных операций и принимает решение об их отмене;

—устанавливает способы определения и использования валютных (обменных) курсов иностранных валют, выраженных в валюте Украины, курсов валютных ценностей, выраженных в иностранной валюте или расчетных (клиринговых) единицах;

—устанавливает по согласованию с Министерством статистики Украины единые формы учета, отчетности и документации о валютных операциях, порядок контроля за их достоверностью и своевременностью их предоставления;

—обеспечивает публикацию банковских отчетов о собственных операциях и операциях уполномоченных банков.

В соответствии с этой же статьей Кабинет Министров Украины в сфере валютного регулирования также выполняет определенные функции:

—определяет и представляет на утверждение в ВР Украины лимит внешнего государственного долга Украины;

принимает участие в составлении платежного баланса Украины;

обеспечивает выполнение бюджетной и налоговой политики в части, касающейся движения валютных ценностей;

—обеспечивает формирование Государственного валютного фонда Украины и выступает его распорядителем;

—определяет порядок и использование поступлений международных расчетных (клиринговых) единиц, которые используются в торговом обороте с иностранными государствами, а также в неконвертируемых иностранных валютах, которые используются в неторговом обороте с иностранными государствами на основании положений международных договоров Украины.

Контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, проводимый через уполномоченные банки, осуществляют эти же банки. Согласно Декрета, «уполномоченный банк» — это любой коммерческий банк, официально зарегистрированный на территории Украины, имеющий лицензию НБУ на осуществление валютных операций, а также осуществляющий валютный контроль за операциями своих клиентов.

Для осуществления валютного контроля уполномоченные банки используют в своей работе Инструкцию «О порядке осуществления контроля и получения лицензий* по экспортным, импортным и лизинговым операциям», утвержденной постановлением Правления НБУ от 24.03.1999 г. № 136.

Согласно п. 2.1. Инструкции при расчетах по экспортным операциям выручка резидентов подлежит зачислению на их счета в банках в сроки выплаты задолженности, указанных в контрактах, но не позднее 90 календарных дней с даты оформления грузовой таможенной декларации (ГТД), подписания акта выполненных работ, оказанных услуг.

Банк снимает экспортную операцию с контроля после зачисления выручки по этой операции (или ее части в случае обязательной продажи) на текущий счет клиента. Импортные операции резидентов, которые осуществляются на условиях отсрочки платежа, в случае если такая операция превышает 90 календарных дней с момента осуществления авансового платежа, требуют получения лицензии НБУ.

После предъявления резидентом документа, который согласно условиям договора удостоверяет осуществление резидентом поставки продукции (этим документом является ГТД), выполнение работ, предоставление услуг банк снимает импортную операцию с контроля.

Финансовый контроль валютных операций резидентов и нерезидентов производит Государственная налоговая инспекция.

Контроль за соблюдением правил почтовых переводов и пересылкой валютных ценностей через таможенную границу Украины осуществляет Министерство Связи Украины, а перемещение ценностей через таможенную границу осуществляет Государственный таможенный комитет.

Валютному контролю подлежат операции, проводимые резидентами и нерезидентами, а также обязательства по декларированию валютных ценностей и прочего имущества резидентов, находящегося за пределами Украины.

Органы, осуществляющие валютный контроль, наделены полномочиями требовать и получать от резидентов и нерезидентов полную информацию о проводимых ими валютных операциях, а в случаях выявления нарушений — применять финансовые санкции.

Согласно положению «О валютном контроле», утвержденному постановлением Правления НБУ от 08.02.2000 г. № 49, к резидентам и нерезидентам, виновным в нарушении правил валютного регулирования и валютного контроля, применяются финансовые санкции в следующих случаях:

за осуществление операций с валютными ценностями, требующими индивидуальной лицензии, без ее получения;

за осуществление операций с валютными ценностями, требующими получения лицензии НБУ, без ее получения;

за торговлю иностранной валютой банками и др. кредитно-финансовыми учреждениями без получения лицензии НБУ и/или с нарушением порядка и условий торговли валютными ценностями на межбанковском валютном рынке Украины, установленных НБУ (порядок покупки-продажи валюты на межбанковском рынке определен Правилами осуществления операций на межбанковском валютном рынке Украины, утвержденными постановлением Правления НБУ от 18.03.1999 г. № 127);

—за неисполнение уполномоченными банками обязательств по покупке иностранной валюты на межбанковском валютном рынке Украины по поручению и за счет резидентов с целью обеспечения исполнения обязательств резидента, контроля за валютными операциями, осуществляемыми резидентами и нерезидентами через эти банки;

—за нарушение резидентами порядка расчета, установленного ст. 7. Декрета;

—за несвоевременное представление, сокрытие или искажение отчетности о валютных операциях;

—за невыполнение резидентами требований по декларированию валютных ценностей и др. имущества, находящегося за пределами Украины. В соответствии с Декретом все эти санкции имел право применять только НБУ. Поэтому Президент Украины своим Указом от 27.06.1999 г. №734/99 «Об урегулировании порядка получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и применения штрафных санкций за нарушение валютного законодательства» установил: санкции применяются Национальным банком Украины к банкам и другим финансово-кредитным учреждениям, а органам государственной налоговой службы — к другим резидентам и нерезидентам Украины. Во исполнение этого указа ГНАУ и НБУ утвердили соответственно «Порядок применения штрафных санкций за нарушение валютного законодательства» (приказ от 04.10.1999 г. № 542) и Положение «О валютном контроле» (постановление Правления НБУ от 08.02.2000 г. № 49).

11


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80628. Поняття про мову. Українська мова – державна мова України 49.5 KB
  Мета: Розширити уявлення учнів про мову як найважливіший скарб українського народу, про існування різних мов; вчити спостерігати за звучанням, написанням і значенням слів у споріднених мовах. Розвивати усне мовлення учнів, каліграфічні навички письма, поширювати словниковий запас учнів.
80629. Квіти. Музика П.І. Чайковського «Вальс квітів» 46.5 KB
  Удосконалювати техніку читання прозових творів насичених діалогами; продовжувати навчати учнів сприймати на слух, вчити голосом, інтонацією передавати настрій дійових осіб; визначати головного герою, спостерігати за його вчинками. Розширювати коло морально-етичних понять про добро, людяність, красу.
80630. Андрій М’ястківський. Казка про яблуню 89.5 KB
  Мета. Удосконалювати навички усвідомленого, виразного читання художніх творів; формувати вміння знаходити за допомогою вибіркового читання уривки тексту, що характеризують дійових осіб; виховувати працелюбність, бажання вивчати і допомагати природі.
80631. Гори України. Карпати. Рослини і тварини Карпат 49 KB
  Продовжити формувати поняття гори розкрити залежність природи гір від їхньої висоти; ознайомити учнів з характерними особливостями Карпатських гір географічним положенням кліматом рослинним і тваринним світом корисними копалинам; розвивати спостережливість...
80632. Урок розвитку зв’язного мовлення. Письмовий переказ тексту за складеним планом 28 KB
  Мета: Вчити учнів письмово передавати зміст тексту за складеним планом. Розвивати мовлення, збагачувати словниковий запас. Розвивати увагу, пам’ять, мислення. Виховувати любов до природи, бажання допомагати пташкам взимку.
80633. Загальне поняття про дієслово як частину мови 71.5 KB
  Мета: розширити й поглибити знання учнів про граматичні ознаки дієслова; формувати уміння розпізнавати дієслова серед інших частин мови; вчити доцільно і правильно вживати дієслова у мовленні; розвивати творчу уяву, виховувати любов до рідної землі.
80634. Рослини – обереги, символи 36.5 KB
  Обладнання: виставка українських оберегів; обереги-рослини. Діти батьківська хата мамина пісня бабусина вишиванка –- усе це непересічні символиобереги нашого народу. А як виглядає вишиванка відповіді дітей А чи однаково розшиті чоловічі та жіночі сорочки відповіді дітей...
80635. Урок-конкурс знавців української мови у 3 – 4 класах 36 KB
  Мета: Виховувати любов до рідної мови, рідного краю, його традицій, почуття поваги до всього свого, українського, вдосконалювати мовну культуру учнів, збагачувати їхній словниковий запас, бажання розмовляти рідною мовою.
80636. Будівельні споруди. Виготовлення композиції «Казковий будиночок для улюбленого героя казки» 42.5 KB
  Мета: удосконалювати навички роботи з пластилі ном, природним матеріалом; закріпити знання учнів про рельєф, уміння створювати композицію; форму вати уявлення про мистецтво архітектури, професією будівельника; ознайомити з термінами – черепиця, карниз, фундамент; розвивати спостережливість, уяву...