17981

Государственное регулирование хозяйственной деятельности

Лекция

Политология и государственное регулирование

18 Лекция № 3. Тема: Государственное регулирование хозяйственной деятельности. План 1. Средства и принципы регулирующего воздействия государства на деятельность субъектов хозяйствования. 2. Лицензирование отдельных видов хозяйств...

Русский

2013-07-06

125.5 KB

14 чел.

18

Лекция № 3.

Тема: Государственное регулирование хозяйственной деятельности.

План

1. Средства и принципы регулирующего воздействия государства на  

     деятельность субъектов хозяйствования.

2.   Лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности.

3.  Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности.

4.  Законодательство о защите экономической конкуренции.

  1.  Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности.
  2.  Рекламная деятельность – как объект государственного регулирования.

1.

Средства и принципы регулирующего воздействия государства на деятельность субъектов хозяйствования.

Согласно ст. 12 ХК Украины государство для реализации экономической политики, выполнения целевых экономических и других программ экономического и социального развития применяет разнообразные средства и механизмы регулирования хозяйственной деятельности.

Основными средствами регулирующего воздействия государства на деятельность субъектов хозяйствования являются:

государственный заказ, государственное задание;

лицензирование, патентование и квотирование;

сертификация и стандартизация;

применение нормативов и лимитов;

регулирование цен и тарифов;

предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот;

предоставление дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий.

Условия, объемы, сферы и порядок применения отдельных видов средств государственного регулирования хозяйственной деятельности определяются Хозяйственным кодексом, другими законодательными актами, а также программами экономического и социального развития. Установление и отмена льгот и преимуществ в хозяйственной деятельности отдельных категорий субъектов хозяйствования осуществляются в соответствии с этим Кодексом и другими законами.

Важное значение в осуществлении государственного регулирования хозяйственной деятельности  имеет Закон Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» от 11.09.2003 г. (далее — Закон).

Этот Закон определяет правовые и организационные основы реализации государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности.

Государственная регуляторная политика в сфере хозяйственной деятельности — это направление государственной политики, нацеленное на совершенствование правового регулирования хозяйственных отношений, а также административных отношений между регуляторными органами или иными органами государственной власти и субъектами хозяйствования, недопущение принятия экономически нецелесообразных и неэффективных регуляторных актов, уменьшение вмешательства государства в деятельность субъектов хозяйствования и устранение препятствий для развития хозяйственной деятельности, которая осуществляется в пределах, в порядке и способом, установленными Конституцией и законами Украины.

Принципами государственной регуляторной политики являются:

целесообразность — обоснованная необходимость государственного регулирования хозяйственных отношений с целью решения существующей проблемы;

адекватность — соответствие форм и уровня государственного регулирования хозяйственных отношений потребности в решении существующей проблемы и рыночным требованиям с учетом всех альтернатив;

эффективность — обеспечение достижения вследствие действия регуляторного акта максимально возможных позитивных результатов за счет минимально необходимых затрат ресурсов субъектов хозяйствования, граждан и государства;

сбалансированность — обеспечение в регуляторной деятельности баланса интересов субъектов хозяйствования, граждан и государства;

предсказуемость — последовательность регуляторной деятельности, соответствие ее целям государственной политики, а также планам по подготовке проектов регуляторных актов, что позволяет субъектам хозяйствования осуществлять планирование их деятельности;

прозрачность и учет общественного мнения — открытость для физических и юридических лиц, их объединений действий регуляторных органов на всех этапах их регуляторной деятельности, обязательное рассмотрение регуляторными органами инициатив, замечаний и предложений, предоставленных в установленном законом порядке физическими и юридическими лицами, их объединениями, обязательность и своевременность доведения принятых регуляторных актов до сведения физических и юридических лиц, их объединений, информирования общественности об осуществлении регуляторной деятельности.

Регуляторными органами считаются Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины, Национальный банк Украины, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, другой государственный орган, центральный орган исполнительной власти, Верховная Рада Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, местный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления.

Государственный контроль и надзор за хозяйственной деятельностью осуществляется в соответствии со ст..19 ХК Украины. ( самостоятельно).

2.

Лицензирование хозяйственной деятельности.

Как уже указывалось выше, лицензирование  определенных видов хозяйственной деятельности являются средствами государственного регулирования в сфере хозяйствования, направленными на обеспечение единой государственной политики в этой сфере и защиту экономических и социальных интересов государства, общества и отдельных потребителей (ч. 1 ст. 14 ХК Украины).  Дело в том, что само по себе получение субъектом хозяйствования свидетельства о государственной регистрации еще не означает, что он одновременно и наделяется правом на занятие всеми видами хозяйственной (предпринимательской) деятельности. На некоторые из таких видов хозяйственной деятельности субъект хозяйствования должен получить лицензии или патенты, и другие разрешительные документы (например, разрешение местных органов самоуправления на размещение объекта торговли, квоту на экспорт/импорт отдельных видов продукции и др.).

Важнейшими разрешительными документами в сфере хозяйствования является лицензия.

Следует различать два вида лицензирования хозяйственной деятельности. Первый — лицензирование деятельности внутри хозяйственного оборота Украины согласно Закону Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. Второй — лицензирование операций во внешнеэкономической деятельности согласно законодательству о ВЭД. Последний из указанных институтов лицензирования будет рассмотрен в 5 вопросе  настоящей лекции.

Реализацию государственной политики в сфере лицензирования  осуществляет Кабинет Министров Украины, специально уполномоченный орган но вопросам лицензирования, а также органы исполнительной власти, уполномоченные Кабинетом Министров Украины, исполнительные органы советов, специально уполномоченные проводить лицензирование определенных видов хозяйственной деятельности. Перечень органов лицензирования утвержден постановлением КМУ от 14.11.2000 г. № 1698. Например, Министерство труда Украины лицензирует посредническую деятельность по трудоустройству за границей, МВД Украины — производство, ремонт и торговлю огнестрельным оружием и боеприпасами и т.д.

Итак лицензирование — это деятельность полномочных органов государственной власти и местного самоуправления по выдаче, учету, переоформлению и аннулированию  лицензий, а также по контролю за соблюдением лицензиатами лицензионных условий и законодательства о лицензировании.

Лицензия - это документ государственного образца, удостоверяющий право субъекта хозяйствования - лицензиата на осуществление указанного в нем вида хозяйственной деятельности в течение определенного срока при условии выполнения лицензионных условий (ч. ст. 14 ХК Украины, ч. 1 ст. 1 названного Закона). Лицензии выдаются органами лицензирования.                                     

Исчерпывающий перечень видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию, приведен в ч. 2 ст.2 и ст. 9 Закона «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности ».

К таким видам, в частности, относятся:

—  поиск (разведка) полезных ископаемых;

—  производство, ремонт и торговля огнестрельным оружием, боеприпасами к нему, холодным оружием;

- изготовление взрывчатых веществ и материалов (по перечню, который устанавливается Кабинетом Министров Украины),

—  изготовление особо опасных химических веществ (по перечню, который устанавливается Кабинетом Министров Украины);

—  добыча урановых руд;

—  медицинская практика;

—  деятельность арбитражных управляющих;

—  предоставление образовательных услуг;

- охранные услуги и другие виды хозяйственной деятельности, полный перечень которых составляет около 60 видов на момент подготовки лекции.                                                

В литературе выделяются различные критерии для определения лицензируемых видов деятельности: опасность конкретной деятельности, защита жизни, здоровья и интересов  населения, защита государственной безопасности и охрана окружающей природной среды.  Согласно ст. 3 вышеуказанного Закона лицензирование не может использоваться для ограничения конкуренции.

Субъект хозяйствования, который желает заниматься лицензируемым видом хозяйственной деятельности, должен лично либо через уполномоченное лицо обратиться в соответствующий орган лицензирования с заявлением установленного образца и приложить документы, подтверждающие государственную регистрацию субъекта хозяйствования и наличие организационно-имущественной базы для выполнения лицензионных условий. Лицензионные условия - это установленный с учетом требований законов исчерпывающий перечень организационных, квалификационных и других специальных требований, осязательных для исполнения при проведении (осуществлении) видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию. Данные лицензионные условия устанавливаются органами лицензирования по согласованию с Лицензионной палатой Украины.

Исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к заявлению на получение лицензии, устанавливается Кабинетом Министров Украины по представлению специально уполномоченного органа по вопросам лицензирования. Такой перечень установлен постановлением КМУ от 04.07.2001г.

Орган лицензирования должен принять решение о выдаче лицензии либо об отказе в ее выдаче в срок не позднее 10-ти рабочих дней с даты поступления заявления от субъекта хозяйствования о выдаче лицензии. Решение об отказе в выдаче лицензии может быть обжаловано в судебном порядке. За выдачу лицензии взимается плата, размер и порядок зачисления которой в Государственный бюджет Украины определяется Кабинетом Министров Украины (ст. 10. 11 и 15 названного Закона).

       3.                                   

Патентование некоторых видов предпринимательской деятельности.

Осуществление субъектом хозяйствования некоторых видов хозяйственной   деятельности требует также патентования.

В соответствии с ч. 4 ст. 14 ХК Украины патентованию подлежат следующие виды  предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования:

- торговля за денежные средства (наличные, чеки, а равно с использованием других форм расчетов и платежных карточек на территории Украины);

-  обмен наличных валютных ценностей (в том числе операции с наличными платежными средствами, выраженными в иностранной валюте, и с платежными карточками)

- игорный бизнес;

- оказание бытовых услуг.

Специальным законом для этих отношений выступает Закон Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.96,

Торговый патент — это государственное свидетельство, удостоверяющее право субъекта хозяйствования заниматься определенными видами предпринимательской деятельности в течение установленного срока.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в отличие от лицензирования, патентование не требует соблюдения лицензионных условий. Иными словами, фактически торговый патент — это государственное свидетельство, которое подтверждает внесение субъектов хозяйствования платы за право заниматься определенными видами деятельности, в сфере розничной торговли, игорного бизнеса и бытовых услуг на протяжении установленного срока.

Следует учитывать, что не любая торговая деятельность подлежит патентованию, а только такая розничная и оптовая торговля (в том числе сфера общественного питания), которая предусматривает продажу товаров за наличные средства, другие наличные платежные средства (например, дорожные чеки) и с использованием кредитных карточек. Поэтому торговая деятельность исключительно через банковские учреждения (в безналичном порядке) не требует патентования.

Кроме того, не требуют патентования отдельные виды торговой деятельности за наличные средства, предусмотренные Законом. К таким видам деятельности относится продажа продукции собственного производства наемным работникам субъекта предпринимательства, торговля товарами первой необходимости отечественного производства по перечню, предусмотренному Законом (хлеб, пшеница, продукты детского питания, мясо, рыба, ягоды, мед, комбикорм для населения и т.п.) и некоторые другие.

Не исключена такая ситуация, когда для одного и того же вида деятельности необходимо получить и торговый патент, и лицензию. Примером такого вида деятельности является содержание игорных заведений, торговля и реализация алкогольных напитков и табачных изделий.

Торговые патенты могут быть обычными, льготными, краткосрочными.

Обычный торговый патент выдается на срок до 12 месяцев, краткосрочный — на срок от 1 до 15 дней. Льготный торговый патент выдается на осуществление торговли с товарами социальной направленности — готовые лекарственные препараты, мыло, тетради, и некоторые другие товары. Льготный торговый патент оплачивается в пониженном размере.

Торговый патент выдается субъектам предпринимательской деятельности (хозяйствования) государственными налоговыми органами но местонахождению этих субъектов либо по месту нахождения их структурных (обособленных) подразделений. Субъектам хозяйственной деятельности, которые осуществляют торговую деятельность либо оказывают бытовые услуги (кроме передвижной торговой сети), торговый патент выдается по местонахождению пункта продажи товаров или пункта по оказанию бытовых услуг .

Стоимость торгового патента устанавливается органами местного самоуправления и зависимости от вида деятельности, местонахождения пункта продажи товаров и ассортиментного перечня товаров, но не выше определенных размеров.

Так, стоимость торгового патента за календарный месяц устанавливается в таких пределах:

— на территории города Киева, областных центров - от 60 до 320 грн.;

— на территории города Севастополя, городов областного подчинения (кроме областных центров) и районных центров - от 30 до 160 грн.;

— на территории других населенных пунктов - до 80 грн.

Для краткосрочного патента стоимость соответствующей платы фиксируется на уровне 10 грн. в день. Для патентования игорного бизнеса бытовых услуг устанавливается отдельная стоимость торгового патента.

За нарушение законодательства о патентовании субъекты предпринимательства несут хозяйственно-правовую ответственность согласно ст. 8 Закона «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности ». Ответственность установлена, в частности:

— за нарушение сроков оплаты торгового патента — в виде начисления пени на сумму долга в размере 120% годовых учетной ставки НБУ;

—  за нарушение порядка использования (размещения для обозрения) обычного торгового патента – в  виде штрафа, взыскиваемого в размере стоимости патента за один месяц;

— за осуществление операций, требуемых патентования, без получения торгового патента — в виде штрафа, взыскиваемого в размере от двукратной до пятикратной стоимости патента в зависимости от его вида и сферы деятельности;

—  за некоторые другие нарушения — путем применения иных санкций, предусмотренных Законом.

Порядок применения указанных санкций подпадает под положения раздела V ХК Украины об административно-хозяйственных санкциях.

4.

Законодательство о защите экономической конкуренции.

Государственное регулирование конкуренции — это целенаправленная деятельность государства, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых законодательством, по установлению и реализации правил хозяйствования на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений. Причиной, побуждающей государство реализовывать именно эти цели, является публичный интерес, заключающийся в необходимости поддержания конкурентных основ рынка. Важнейшими формами государственного регулирования конкуренции являются нормативное и организационное воздействие.

Правовое регулирование защиты экономической конкуренции основывается на положениях Конституции Украины. В частности, ст. 42 Конституции Украины устанавливает правила, в соответствии с которыми:

—  государство обеспечивает защиту конкуренции в предпринимательской деятельности;

—  не допускаются злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция;

—  виды и рамки монополии определяются законом.

В Конституции также закреплена необходимость исключительно законодательного определения правил конкуренции и норм антимонопольного регулирования (п. 8 ст. 92).

Специальное законодательство в сфере защиты экономической конкуренции можно условно разделить на два блока. Первым блок касается противодействия антиконкурентному поведению со стороны субъектов хозяйствования (их групп) и органов управления, обладающих рыночной властью. Основными актами законодательства здесь выступают положения ст. 25-31 ХК Украины, Закон Украины «О защите экономической конкуренции», Закон Украины « О естественных монополиях » от 20.04.2000 г. и др. Второй блок касается антиконкурентного поведения субъектов хозяйствования, не обладающих рыночной властью. Основу данного блока составляют положения ст. 32-88 ХК Украины, законы «О защите от недобросовестной конкуренции» от 07.06.96 г., «О рекламе» в редакции от 11.07.2003 г. и др.

Общим для всей сферы экономической конкуренции является Закон Украины «Об Антимонопольном комитете Украины».

Законодательство о защите экономической конкуренции имеет целью регулирование отношений между участниками хозяйственной деятельности между собой, а также между ними, с одной стороны, и государством в лице уполномоченных органов, с другой стороны, на территории Украины.

Термин «конкуренция» происходит от латинского слова «conсurere» — состязание, соперничество. Этот термин обозначает борьбу между частными товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товара; соперничество между отдельными лицами, заинтересованными в достижении определенной цели каждый для себя.

Будучи базовым механизмом рыночных отношений, конкуренция заставляет предпринимателей соперничать между собой и тем самым способствует достижению наилучших социальных и деловых результатов. Наиболее полное удовлетворение нужд потребителя, борьба за расширение доли на рынке, удешевление продукции и повышение ее качества - таково основное содержание конкуренции Она не позволяет экономической власти концентрироваться в одних руках и тем самым препятствует злоупотреблениям этой  властью.                                                              

Таким образом, на конкуренцию в рыночной экономике возлагается выполнение весьма значительных функций: регулирования, мотивации, распределения и контроля.

В соответствии с Законом Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 г., конкуренция представляет собой состязательность между субъектами хозяйствования с целью получения благодаря собственным достижениям преимущества перед иными субъектами хозяйствования, вследствие чего потребители и субъекты, хозяйствования имеют возможность выбирать среди нескольких продавцов, а отдельный субъект хозяйствования не может определять условия оборота товара на рынке.

Итак, названное определение позволяет выделить следующие основные признаки экономической конкуренции:

•   содержанием конкуренции является состязательность субъектов хозяйствования в рамках закона;

•   состязательность выражается в правомерных экономических действиях хозяйствующих субъектов для достижения преимуществ над иными субъектами хозяйствования на определенном рынке;

•   состязательность направлена на достижение одновременно двух результатов: а) обеспечить возможность потребителей и субъектов хозяйствования выбирать среди нескольких продавцов товаров (работ, услуг) и б) ограничить возможность субъектов хозяйствования в одностороннем порядке влиять на условия оборота товара на рынке.

5.

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности.

Отличительной особенностью нескольких последних десятилетий является постоянно возрастающая роль и значение внешнеэкономической политики среди многих других направлений общей экономической деятельности государства. В настоящее время, когда в результате стремительной интернационализации хозяйственной жизни многие важные характеристики экономического развития стран складываются во все большей мере под воздействием внешних факторов, внимание к вопросам внешнеэкономической политики заметно усилилось.

К основным методам государственного регулирования ВЭД относятся:

а)  валютное регулирование;

б)  таможенное регулирование;

в)  тарифное регулирование, под которым понимается регулирование цен и тарифов, в том числе таможенных платежей;

г)  нетарифное регулирование, к которому относятся:

—  лицензирование и квотирование;

—  сертификация;

—  фитосанитарный и ветеринарный контроль;

—  экологический контроль;

—  экспортный контроль;

—  иные виды ограничений и запретов в ВЭД.

Основы валютного регулирования в сфере ВЭД закреплены в Декрете КМУ «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 19.02.93 г. В соответствии с данным Декретом под валютными ценностями понимаются; а) валюта Украины, к которой относятся собственно валюта Украины, платежные документы и другие ценные бумаги, выраженные в валюте Украины; б) иностранная валюта, в понятие которой включаются как собственно иностранная валюта, так и банковские металлы, платежные документы и другие ценные бумаги, выраженные в иностранной валюте и банковских металлах.

К валютным операциям в сфере ВЭД относятся операции, связанные с использованием валютных ценностей в международном обороте как способа платежа, операции, связанные с ввозом, переводом на территорию Украины, вывозом и переводом за ее пределы валютных ценностей и другие.

Иностранные валюты делятся на следующие группы:

1 группа — свободно конвертируемые валюты, которые широко используются для платежей по международным операциям и продаются на главных валютных рынках мара (евро, английские фунты стерлингов, доллары США и др.).

2 группа — свободно конвертируемые валюты, которые свободно не используются для осуществления платежей по международным, операциям и не продаются на главных валютных рынках жира (российские рубли, грузинские лары и др.).

3 группа — неконвертируемые валюты (египетские фунты, новые тайванские доллары и все другие валюты, которые не входят а 1 и 2 группы валют).

Таможенное регулирование ВЭД осуществляется в соответствии с Законом «О ВЭД», Таможенным кодексом Украины от 11.07.2002 г. Законом «О едином таможенном тарифе» от 5.02.92 г., Законом «О едином сборе, который взыскивается в пунктах пропуска через государственную границу Украины» от 04.11.99 г. и другими нормативно-правовыми актами. Таможенное регулирование основывается на исключительной юрисдикции Украины, на ее таможенной территории, исключительной компетенции таможенных органов Украины по осуществлению таможенного дела, едином порядке перемещения товаров через таможенную границу Украины.

Таможенное оформление товаров в полном объеме и их пропуск через таможенную границу Украины могут осуществляться только после уплаты соответствующих таможенных платежей. К таможенным платежам, подлежащим уплате на таможне, относятся; таможенная пошлина, таможенный сбор, акцизный сбор и НДС.

Под таможенной пошлиной понимают налог на товары и другие предметы, которые перемещаются через таможенную границу Украины. Порядок уплаты и ставки таможенной пошлины определяются Единым таможенным тарифом Украины. Виды пошлины являются едиными для всей территории Украины, В зависимости от метода ее начисления применяются адвалорные (в процентном отношении к стоимости товара), специфические (в денежном размере на единицу товара), комбинированные (соединяет в себе адвалорные и специфические) пошлины.

Устанавливаются также такие пошлины, как сезонная, ввозная и вывозная пошлина. В отдельных случаях при ввозе на таможенную территорию Украины и вывозе за ее пределы товаров, независимо от других видов пошлин, могут применяться специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Подробная характеристика и процедура применения специальной, антидемпинговой и компенсационной пошлины, расследования для установления фактов, которые дают основания для применения данных видов пошлины, закрепляются законами Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» от 07.06.96 г., «О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта» и «О защите национального товаропроизводителя от субсидированного импорта», «О применении специальных мер в отношении импорта в Украину» от 22.12.98 г.

Таможенные сборы взыскиваются за осуществление таможенного оформления товаров и других предметов, которые перемещаются через таможенную границу Украины (фактически за процедуру по оформлению таможенной декларации). Виды и ставки таможенных сборов установлены Постановлением КМУ «О ставках таможенных сборов» от 27.01.97 г. j№ 65.

Акцизный сбор представляет собой косвенный налог на некоторые товары, который включается в цену товара и оплачивается покупателями подакцизных товаров. Механизм акцизного сбора закреплен Декретом КМУ от 26.12.92 г. «Об акцизном сборе». Акцизный сбор не взимается при реализации подакцизных товаров на экспорт за иностранную валюту. Также не подлежат налогообложению акцизным сбором товары, перемещаемые через таможенную территорию Украины транзитом.

Согласно Закону «О налоге на добавленную стоимость» налог на добавленную стоимость является косвенным налогом, который выступает частью новообразованной стоимости, входит в цену реализации товаров (работ, услуг) и уплачивается потребителем в госбюджет на каждом этапе производства товаров, выполнения работ, предоставления услуг. Объект налогообложения по НДС возникает также при ввозе (пересылке) товаров на таможенную территорию Украины и получении работ (услуг), которые предоставляются нерезидентам для их использования или потребления на таможенной территории Украины, в том числе операции по ввозу (пересылке) имущества по договорам аренды и залога.  К операциям по продаже товаров, которые экспортируются налогоплательщиками, применяется нулевая ставка НДС.

Составной частью системы государственного регулирования ВЭД являемся регулирование цен и тарифов, в соответствии с Законом Украины «О ценах и ценообразовании» от 08.12.90г., Указом Президента Украины «О мерах по усовершенствованию конъюнктурно-ценовой политики в сфере внешнеэкономической деятельности» от 10.02.96 г. № 124/96 и др.

Основу цены как экономической категории составляет стоимость товара, величина которой определяется общественно необходимыми затратами труда. В науке существует множество классификаций цен, однако наибольшее значение в ВЭД имеет разделение цен на две группы: свободно устанавливаемые цены и цены, регулируемые государством. Свободные цены и тарифы устанавливаются на все виды продукции, товаров и услуг, за исключением тех, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен и тарифов. При осуществлении экспортных и импортных операций непосредственно или через внешнеторгового посредника в расчетах с зарубежными партнерами могут применяться контрактные (внешнеторговые) цены, которые формируются в соответствии с ценами и условиями мирового рынка.

В частности, таможенными органами, при определении таможенной стоимости товаров осуществляется проверка контрактной цены на предмет ее соответствия ценам на идентичные (подобные) товары. Ведь от этого зависит размер таможенных платежей. В случае их несоответствия таможенные органы вправе самостоятельно определять такую стоимость, исходя из цен на идентичные товары. Субъект ВЭД вправе обжаловать такие решения (cт. 265 ТКУ).

В случаях, определенных Указом Президента Украины от 10.02.96 г. №124/96, контрактные цены субъектов ВЭД ограничиваются индикативными ценами. Индикативные цены — это установленные цены на товары, которые отвечают ценам, установленным на соответствующий товар на рынке экспорта и импорта на момент осуществления экспортных (импортных) операций с учетом условий поставки и условий осуществления расчетов, определенных законодательством Украины. Индикативные цены могут устанавливаться не на все, а лишь на некоторые товары.

В частности, они применяются в отношении экспорта товаров (работ, услуг) которые подвергнуты антидемпинговым мерам или относительно которых начато антидемпинговое расследование а Украине или аи. ее пределами; в отношении которых применяются специальные импортные процедуры в форме международных торгов или предварительных импортных депозитов; в отношении, которых установлен резким квотирования или лицензирования; в отношении которых установлены специальные режимы; либо экспорт которых осуществляется в порядке cт. 20 Закона «ОВЭД» (боеприпасы, военная техника и т.п.) и в других случаях во исполнение международных обязательств Украины.

Индикативные цены разрабатываются Минэкономики и по вопросам европейской интеграции Украины и уполномоченными им организациями и ежемесячно публикуются в газете «Урядовий кур'єр». При этом учитываются стандарты качества товаров, признанные в Украине и за рубежом, условия поставки и расчетов, состояние конъюнктуры внешних и внутренних рынков, ценовая информация и прогнозы ценовых колебаний, контрактная политика в отношении товара на определенном рынке и т.п.

Лицензирование и квотирование внешнеэкономических операций осуществляется всеми странами, таможенными союзами и экономическими группами государств как одна из мер регулирования этого вида хозяйственной деятельности. Целью такого регулирования является обеспечение защиты экономических интересов участников экономического оборота, создание для субъектов ВЭД равных возможностей, поощрения конкуренции, ликвидации монополизма, формирование рациональной структуры экспорта и защита внутреннего рынка.

В соответствии со ст. 16 Закона «О ВЭД », Декретом КМУ «О квотировании и лицензировании экспорта товаров (работ, услуг)» от 12,01.93 г. Ms 6-93 для отдельных видов товаров действуют количественные и стоимостные ограничения относительно их перемещения через таможенную границу Украины — так называемый режим лицензирования и квотирования. Лицензирование внешнеэкономических операций представляет собой комплекс действий органа исполнительной власти по предоставлению разрешения на оcуществление субъектом ВЭД экспорта (импорта) товаров.

В ст. 16 Закона Украины «О ВЭД» выделяется автоматическое и не автоматическое лицензирование.

Автоматическое лицензирование определяется как комплекс действий органа исполнительной власти по предоставлению субъекту ВЭД разрешения на осуществление в течение определенного периода экспорта (импорта) товаров, относительно которых не устанавливаются квоты. То есть такое лицензирование как административная процедура не оказывает ограничительного воздействия на товары, экспорт (импорт) которых подлежит лицензировании. Срок выдачи лицензии при автоматическом лицензировании не должен превышать 10 рабочих дней со дня получения соответствующей заявки.

Не автоматическое лицензирование имеет место при выдаче разрешения на осуществление в течение определенного времени экспорта (импорта) товаров, в отношении которых устанавливаются определенные квоты (количественные или иные ограничения).

Для автоматического и неавтоматического лицензирования предусматривается различный порядок выдачи лицензий. Так, в случае неавтоматического лицензирования срок рассмотрения заявок не должен превышать 80 дней при рассмотрении в порядке поступления, и не более 60 дней, начиная с даты окончания объявленного срока приема заявок, если все они рассматриваются одновременно с другими заявками.

По содержанию различаются такие виды лицензий, как генеральная (на осуществление операций на протяжении срока действия лицензии); разовая (на осуществление одной операции); открытая (на осуществление операций в течение определенного времени с определением их общего объема); антидемпинговая, компенсационная и специальная.

Антидемпинговая, компенсационная и специальная лицензии выдаются на осуществление импорта товаров, являющихся объектом мер па защите отечественного товаропроизводителя, согласно Законам Украины 22.12.98 г. «О защите национального товаропроизводителя от демпингового импорта» и «О защите национального товаропроизводителя от субсидированного импорта», «О применении специальных мер относительно импорта в Украину».

При, таких мерах решение о введении режима лицензирования принимается Межведомственной комиссией по международной торговле при КМУ.

Относительно одного вида товара может устанавливаться только один вид лицензии.

Говоря о квотировании ВЭД, следует различать следующие виды экспортных (импортных) квот; а) глобальные (ограничение объема без определения стран экспорта или импорта); б) групповые (ограничение объема с определением группы стран экспорта или импорта); в) индивидуальные (ограничение объема с определением конкретной страны экспорта или импорта); г) антидемпинговые, компенсационные и специальные (ограничение объемов импорта в Украину товаров, являющихся объектом вышеуказанных мер по защите отечественного товаропроизводителя).

К методам государственного регулирования ВЭД относятся также запреты, ограничения и обеспечительные меры в отношении импорта, экспорта и транзита товаров и услуг, а также экспортный контроль.

Ст. 17 Закона «О ВЭД» устанавливает, что в Украине запрещается: а) экспорт с территории Украины предметов, которые являются национальным, историческим или культурным достоянием украинского народа; б) импорт или транзит товаров, о которых заведомо известно, что они причиняют вред здоровью или угрожают жизни населения или животного мира, или могут привести к разрушению окружающей среды; в) импорт продукции или услуг, которые содержат пропаганду войны, расизма, геноцида и т. п.; г) экспорт и импорт товаров с нарушением прав интеллектуальной собственности.

К обеспечительным мерам относятся специальные импортные процедуры, применяемые в Украине, включающие применение процедуры международных торгов или аналогичных им процедур и режим предварительных импортных депозитов, которые вносятся в банки. В частности, государственные закупки по импорту комплексных сооружений или массовых партий товаров с использованием средств Государственного валютного фонда Украины должны проводиться путем процедуры международных торгов. Режим предварительных импортных депозитов вводится НБУ с целью регулирования платежного баланса Украины. При этом НБУ устанавливает порядок осуществления таких операций и размер сумм депозитов в процентах к стоимости договора, который не может превышать 50 % (например, в конце 90-х вводился режим предварительных импортных депозитов для экспорта семян подсолнечника).

Государственный экспортный контроль представляет собой комплекс мер, которые осуществляют государственные органы по обеспечению государственного контроля за международными передачами товаров, их использованием юридическими и физическими лицами в соответствии с международными обязательствами Украины и интересами национальной безопасности. Предметом экспортного контроля являются товары военного назначения и двойного использования. Дефиниции этих понятий даны в Положении о государственном экспортном контроле, утвержденном Указом Президента Украины от 13.02.98 г. № 117/98.

На территорию Украины разрешается импорт только тех товаров, которые по своим техническим, фармакологическим, санитарным, фитосанитарным, ветеринарным и экологическим характеристикам не нарушают минимальных условий соответствующих товаров и требований, которые действуют на территории Украины. Сертификация продукции и услуг регламентируется Законом Украины «О стандартизации» от 17.05.2001 г. и Декретом КМУ «О стандартизации и сертификации» от 10.05.93 г.; ветеринарный контроль — Законом «О ветеринарной медицине» от 25.06.92 г., санитарный контроль — Законом Украины «О карантине растений» от 30.06.93 г., экологические стандарты и требования — Постановлением КМУ от 20.03.95 г. № 198 «Об осуществлении экологического контроля в пунктах пропуска через государственную границу». В случае отсутствия национальных стандартов и требований Украины на определенный товар применяются соответствующие международные стандарты и требования или стандарты и требования, которые действуют в ведущих странах-экспортерах определенных товаров. Указанные стандарты и требования, а также процедура их применения не могут использоваться с целью создания барьеров для осуществления субъектами ВЭД этой деятельности. К импортируемым товарам применяется национальный режим их сертификации.

Современная внешнеэкономическая политика государства направлена на защиту экономических интересов Украины и законных интересов субъектов ВЭД, создание равных возможностей для развития предпринимательской деятельности, поощрение конкуренции и ограничение монополизма в ВЭД, на основе системы средств защиты внутреннего рынка, способных обеспечить защиту его от иностранной конкуренции.

6.

Рекламная деятельность – как объект государственного регулирования.

Действующий нормативно-правовой акт, регулирующий рекламную деятельность -  Закон Украины «О рекламе» от 3 июля 1996 г. в редакции Закона от 11 июля 2003 г. (далее — Закон). В этом нормативно-правовом акте объединены нормы различных отраслей права, включая государственное, административное, гражданское право. Комплексный характер этого Закона предопределен тем, что рекламная деятельность, являясь одной из разновидностей предпринимательской деятельности, обладает многоаспектным характером и поэтому является объектом комплексного правового регулирования.

Закон Украины «О рекламе» определяет основные принципы рекламной деятельности в Украине, регулирует правовые отношения, возникающие в процессе создания, распространения и получения рекламы.

В соответствии с законодательным определением, реклама — это информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес к таким лицам или товару. Из этого определения можно заключить, что реклама являет ся одним из видов информации, т.е. сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях. В соответствии с Законом Украины «Об информации» под информацией понимаются документированные или публично оглашенные сведения о событиях и явлениях, происходящих в
обществе, государстве и окружающей природной среде. Однако рекламой является не любая информация, а лишь обладающая определенными признаками:

информация о лице или товаре;

информация, которая распространяется в любой форме и любым способом;

распространение информации осуществляется с целью сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес к таким лицам или товару.

Помимо определения понятия «реклама», в Законе проведено разграничение трех профессиональных участников рекламной деятельности — рекламодателя, производителя рекламы и ее распространителя. Такое разграничение участников рынка рекламы имеет важное значение, когда речь идет о применении ответственности за нарушение законодательства о рекламе.

Важную роль в рекламной деятельности играют потребители рекламы, которые определены как неопределенный круг лиц, на которых направляется реклама. Следовательно, потребители рекламы — это юридические или физические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама, вследствие чего возможно соответствующее влияние рекламы на них, т.е. лица, на которых нацелено рекламное послание для побуждения совершения ими определенных действий, как правило, при обретения реализуемого (производимого) рекламодателем товара (услуги).

В соответствии со ст.7 Закона, основными принципами рекламной деятельности являются: законность, точность, достоверность, использование форм и средств, которые не причиняют потребителю рекламы вреда.

В рекламе запрещается:

распространять информацию о товарах, производство, оборот или ввоз на таможенную территорию Украины которых запрещены законом;

содержать утверждения, являющиеся дискриминационными по признакам происхождения человека, его социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, политических взглядов, отношения к религии, по языковым признакам, роду и характеру занятий, месту жительства, а также дискредитирующие товары других лиц;

представлять сведения или призывать к действиям, которые могут привести к нарушению законодательства, причиняют или могут причинить вред здоровью или жизни людей и/или окружающей природной среде, а также побуждают к пренебрежению средствами безопасности;

использовать средства и технологии, воздействующие на подсознание потребителей рекламы;

приводить утверждения, дискриминационные в отношении лиц, не пользующихся рекламированным товаром, использовать или имитировать изображения Государственного Герба Украины, Государственного Флага Украины, звучание Государственного Гимна Украины, изображения государственных символов других государств и международных организаций, а также официальные названия органов государственной власти Украины, кроме случаев, предусмотренных законом;

рекламировать товары, которые подлежат обязательной сертификации либо производство или реализация которых требует наличия специального разрешения, лицензии, при отсутствии соответствующего сертификата, лицензии;

содержать изображение физического лица или использовать его имя без согласия этого лица;

имитировать или копировать текст, изображение, музыкальные или звуковые эффекты, применяемые в рекламе других то варов, если иное не предусмотрено законами Украины в сфере интеллектуальной собственности;

рекламировать услуги, связанные с концертной, гастрольной, гастрольно-концертной, конкурсной, фестивальной деятельностью, без информации об использовании или неиспользовании фонограмм исполнителями музыкальных произведений. Эта информация должна занимать на афишах, других рекламных средствах о конкретной услуге не менее 5 процентов общей площади, объема всей рекламы;

распространять рекламу (включая анонсы кино- и телефильмов), содержащую элементы жестокости, насилия, порнографии, цинизма, унижения человеческой чести и достоинства. Анонсы фильмов, имеющих ограничение зрительской аудитории, размещаются только в часы, отведенные для показа таких фильмов.

Одним из видов запрещенной рекламы, исходя из ст.7 Закона, является подсознательная реклама — реклама, потенциальные потребители которой даже не осознают, что они подвержены ее воздействию. Характерным примером является вставка в фильм рекламы, которая является настолько короткой, что зрители не улавливают ее зрительно, но которая тем не менее воздействует на их подсознание. Запрещается также скрытая реклама.

Закон ввел специальное понятие «социальной рекламы» - это информация любого вида. Распространенная в любой форме, которая направлена  на достижение общественно полезных целей, популяризацию общечеловеческих ценностей и распространение которой не имеет целью получение прибыли ( например это информация по вопросам здорового образа жизни, охрана здоровья, охрана природы, сбережения энергоресурсов, профилактика правонарушений и т.д.).

Сравнительная реклама определена в ст.1 Закона как реклама, содержащая сравнение с другими лицами и/или товарами другого лица.

Согласно ст. 11 Закона отношения, возникающие в связи со сравнительной рекламой, регулируются законодательством Украины о защите от недобросовестной конкуренции. Ответственность за неправомерное сравнение в рекламе несет рекламодатель. Решения о признании сравнения в рекламе неправомерным принимают органы государственной власти, определенные в ст.26 Закона.

Наряду с общими ограничениями относительно рекламы в разделе II Закона содержатся специальные требования относительно отдельных, наиболее распространенных, разновидностей рекламы:

- на телевидении и радио;

-в печатных средствах массовой информации;

-с использованием электросвязи;

- наружной рекламы;

-внутренней рекламы;

-рекламы на транспорте;

-во время демонстрации кино- и видеофильмов.

Эти требования, в отличие от общих, касаются не столько содержания рекламы, сколько ее распространения, однако их установление так же достигается правовыми нормами обязывающего и запретительного характера.

( Специальные требования на самостоятельную работу студента).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71190. Создание эскизов в пакете программ SolidWorks 1.77 MB
  Цель: Изучить основные приемы создания эскизов в пакете программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Методику создания эскизов. Уметь: Создать эскиз различными методами.
71191. Создание трехмерной модели в программе SolidWorks 531.5 KB
  Цель: Изучить основные приемы создания трехмерных моделей в пакете программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Методику создания трехмерных моделей. Уметь: Создать трехмерные модели различными методами.
71192. Построение твердых тел сложной конфигурации в пакете программ SolidWorks 1.63 MB
  Цель: Изучить основные приемы построения твердых тел сложной конфигурации в пакете программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Методику построение твердых тел сложной конфигурации в пакете программ SolidWorks.
71193. Формирование чертежа в пакете программ SolidWorks 319 KB
  Цель: Изучить основные правила создания чертежей в пакете программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Правила создания чертежей в пакете программ SolidWorks. Уметь: Создать чертеж в пакете программ SolidWorks.
71194. Создание деталей из листового материала в пакете программ Solid-Works 597 KB
  Цель: Изучить основные процедуры создания деталей из листового материала в пакете программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Процедуры создания деталей из листового материала в пакете программ SolidWorks.
71195. Создание сборок в пакете программ SolidWorks 303 KB
  Цель: Изучить основные процедуры создания сборок в пакете программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Процедуры создания сборок в пакете программ SolidWorks. Уметь: Создать сборку в пакете программ SolidWorks.
71196. Работа с литейными формами в пакете программ SolidWorks 326 KB
  Цель: Изучить основные приемы работы с литейными формами в пакете программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Основные приемы работы с литейными формами в пакете программ SolidWorks. Уметь: Создать литейную форму в пакете программ SolidWorks.
71197. Создание поверхностей и деталей на их основе в пакете программ SolidWorks 746 KB
  Цель: Изучить основные методы создания поверхностей и деталей на их основе в пакете программ SolidWorks. После занятия студент должен: Знать: Основные методы создания поверхностей и деталей на их основе в пакете программ SolidWorks.
71198. Прочностные расчеты деталей в приложениях COSMOSXpress и COSMOSWorks 411.5 KB
  Цель: Изучить основные методы выполнения прочностных расчетов деталей в приложениях COSMOSXpress и COSMOSWorks. После занятия студент должен: Знать: Основные методы выполнения прочностных расчетов деталей в приложениях COSMOSXpress и COSMOSWorks.