17982

Правовое регулирование финансовой деятельности

Лекция

Политология и государственное регулирование

24 Лекция № 4 Тема: Правовое регулирование финансовой деятельности ПЛАН: 1.Понятие и виды правового режима имущества субъектов хозяйствования. 2. Порядок открытия и обслуживания банковского счета. 3. Правовое регулирование наличных и безналичны

Русский

2013-07-06

116.5 KB

16 чел.

24

Лекция № 4

Тема: «Правовое регулирование финансовой деятельности»

ПЛАН:

1.Понятие и виды правового режима имущества субъектов хозяйствования.

2. Порядок открытия и обслуживания банковского счета.

3. Правовое регулирование наличных и безналичных рассчетов.

4. Правовое регулирование кредитных отношений.

5. Закупка товаров работ и услуг за государственные средства.

6. Понятие неплатежеспособности и порядок банкротства.

1.Понятие и виды правового режима имущества субъектов хозяйствования.

Каждый субъект хозяйствования должен обладать материальной основой для ведения хозяйственной деятельности. Такой материальной основой выступает целостный имущественный комплекс, состоящий из вещей (как объекта гражданских прав), имущественных прав и неимущественных прав, связанных с имущественными (ст. 66 ч. 3 ХК Украины). Иначе говоря, целостный имущественный комплекс субъекта хозяйствования — это совокупность материальных и нематериальных ценностей, обеспечивающая осуществление хозяйственной деятельности в соответствии с целями субъекта хозяйствования. Содержанием целостного имущественного комплекса выступает имущество. Ст. 139 ХК Украины относит к имуществу объекты, имеющие стоимостное выражение, и отраженные во внутреннем учете субъекта хозяйствования.

Материальные и нематериальные ценности, имеющие стоимостное выражение, входящие в состав целостного имущественного комплекса субъекта хозяйствования, принято называть активами (ст. 47, 73, 139, 167, 213 ХК Украины) или пассивами. Субъект хозяйствования вправе использовать активы в хозяйственной деятельности по собственному усмотрению (например, собственные средства, готовая продукция, сырье, оборудование и т.п.). Пассивы включают имущество, которое субъект хозяйствования обязан передать другим участникам хозяйственных отношений на определенных условиях. К пассивам, в частности, относится имущество, полученное от учредителей для оплаты уставного капитала, обязательства по кредитам, оплаченным контрактам, ценным бумагам.

Таким образом, правовой режим имущества субъектов хозяйствования представляет собой систему правоотношений, объектом которых является целостный имущественный комплекс субъекта хозяйствования либо его составная часть, а предметом — права и обязанности участников хозяйствования, связанные с владением и использованием целостного имущественного комплекса в хозяйственной деятельности.

Целостный имущественный комплекс субъекта хозяйствования как совокупность материальных и нематериальных ценностей выполняет ряд основные функции.

Главной функцией целостного имущественного комплекса субъекта хозяйствования является производственная функция, поскольку целостный имущественный комплекс является материальной базой производства товаров, работ и услуг. С точки зрения влияния на производственный процесс, целостный имущественный комплекс разделяется на производственные и непроизводственные фонды (ст.ст. 10, 66 ХК Украины), при этом у субъекта хозяйствования могут отсутствовать непроизводственные фонды. С точки зрения участия в производстве, целостный имущественный комплекс разделяют на основные и оборотные фонды (ст.ст. 47, 139 ХК Украины). К основным фондам относят вещи и права, участвующие в производстве на протяжении нескольких циклов, но сохраняющие свою первоначальную форму за исключением износа и ремонтов — например, здания, сооружения, станки, приборы, мебель, инструменты. К оборотным фондам относят вещи и права, потребляемые в течение одного производственного цикла и утрачивающие (либо существенно изменяющие) свои материальные свойства, например, сырье, полуфабрикаты, энергоносители, денежные средства и т.п.

Вторая функция имущественного комплекса — обеспечительная (страховая) функция состоит в гарантировании прав контрагентов и кредиторов, вступающих в правоотношения с субъектом хозяйствования или его учредителем (участником). Имущественные обременения являются одним из наиболее распространенных способов обеспечения хозяйственных обязательств во всем мире. Целостный имущественный комплекс с этой точки зрения может быть подразделен на: стартовый (уставный, залоговый, минимальный, складочный) капитал, который внесен учредителем (участниками); собственный капитал — приобретенный в процессе хозяйственной деятельности, в результате производства либо по обязательственным правоотношениям с третьими лицами; привлеченный капитал — находящийся у субъекта хозяйствования временно, под условием возврата либо последующего приобретения.

Суть третьей функции — инвестиционной (сберегательной) — заключается в том, что целостный имущественный комплекс является наиболее популярным объектом инвестирования, поскольку вклад в производство позволяет обеспечить прирост капитала.

Экономическая функция целостного имущественного комплекса заключается в его способности выступать в качестве одного из средств образования новой стоимости, новых товаров, работ и услуг. Образование новой стоимости в свою очередь является условием получения прибыли. Отношение прибыли (стоимость вновь полученного имущества за вычетом себестоимости) к себестоимости (стоимость потребляемого в производстве имущества и затрат на утилизацию отходов) является одним из факторов, определяющих эффективность способа хозяйствования. Несмотря на универсальность, соотношение себестоимости и прибыли напрямую принято использовать только в коммерческой хозяйственной деятельности (предпринимательстве). В некоммерческой (неприбыльной) хозяйственной деятельности для оценки эффективности чаще используется отношение себестоимости к выручке (стоимости вновь полученного имущества).

Социальная функция целостного имущественного комплекса субъекта хозяйствования является основой для производственного потребления и занятости, источником социальных выплат — как напрямую населению, так и через отчисления в государственные и местные бюджеты, фонды социального страхования, пенсионные фонды и т.п.

Последняя в разделе, но не последняя по значению — экологическая функция целостного имущественного комплекса состоит в его взаимодействии с окружающей природной средой. Как целевое, так и побочное воздействие на окружающую среду ограничиваются законодательством Украины и международным правом. (К таким ограничениям, в частности, относятся:  запрет на производство определенной продукции (работ, услуг);   плата за выбросы вредных веществ в процессе производства;  особый порядок утилизации отходов производства;  обеспечение безопасности основных фондов, используемых в производстве, в частности, при их строительстве, эксплуатации, консервации и выведении из эксплуатации;  сертификация оборудования и произведенной продукции;  санитарно-гигиенические нормы размещения и функционирования производств;  обеспечение безопасности труда на производстве.)

Виды правового режима имущества субъектов хозяйствования. Основу правового режима имущества субъекта хозяйствования составляют вещные правомочия. Украинское право использует теорию единого права собственности, в силу которой признается существование лишь одного собственника имущества. Собственник может передавать имущество другим лицам на условиях, производных от права собственности. Хозяйственно-правовые отношения здесь не исключение. Такая теория права собственности разработана академиком А.В. Бенедиктовым. В соответствии с заложенными посылками, различаются 4 основных вещно-правовых режима имущества субъекта хозяйствования (в порядке убывания объема правомочий): 1) право собственности; 2) право хозяйственного ведения; 3) право оперативного управления; 4) право оперативного пользования.

Любой из 1-3 режимов имущества не исключает наличия других. Так, на различные части целостного имущественного комплекса субъект хозяйствования может обладать различными правомочиями. 4-й режим — оперативного пользования имуществом — является в некотором роде исключением — в него включены лишь правомочия владения и пользования; правомочие распоряжения может включаться по усмотрению вышестоящего (головного) хозяйственного органа. Право оперативного пользования является единственно возможным режимом для обособленных подразделений.

Порядок учета имущества (категории «баланса», «правоустанавливающих документов» и «регистрации») является составной частью правового режима имущества субъектов хозяйствования.

Субъекты хозяйствования обязаны вести учет имущества, предоставлять отчеты о произведенных расходах и полученных доходах в связи с осуществлением хозяйственной деятельности. Следует учитывать, что учет может осуществляться в любой форме по выбору субъекта хозяйствования, однако обязательным согласно законодательству Украины является бухгалтерский и налоговый учет, предполагающий периодическую подготовку и предоставление финансовой и налоговой отчетности.

Учет имущества в любом случае ведется на основании документов, подтверждающих правомочия субъекта хозяйствования на элементы целостного имущественного комплекса. Эти документы называются «первичными документами», составленных с участием  других лиц или органов. Документы, подтверждающие наличие законных оснований возникновения вещных прав субъекта хозяйствования на имущество, в практике получили название «правоустанавливающие». К ним, в частности, относятся:

—  договоры, содержащие положения о переходе титула;

— акты приема-передачи имущества в процессе формирования уставного капитала, продажи (в т.ч. приватизации) или аренды имущества;

—  государственные акты о праве собственности или праве постоянного пользования на землю;

— свидетельства, выданные органами местного самоуправления, о праве собственности на недвижимость;

—  свидетельства о праве на долю в наследстве, выданные нотариусами;

— доказательства истечения приобретательской давности;

—  решения судов и иные исполнительные документы, подтверждающие права на имущество.

2. Порядок открытия и обслуживания банковского счета.

Согласно ч. 2 ст. 341 ХК Украины для осуществления расчетов субъекты хозяйствования хранят денежные средства на счетах в банках.

Законом «О внесении в некоторые законы Украины изменений относительно открытия банковских счетов» от 16.12.97 г. (пункт 4 раздела II) данные о банковских счетах отнесены к обязательным реквизитам хозяйственных сделок.

Правовой основой взаимоотношений между субъектами хозяйствования и банками по поводу открытия и функционирования банковских счетов служат § 1 гл. 35 ХК Украины, гл. 72 ГК Украины, Закон Украины «О платежных системах и переводе денег в Украине» от 05.04.2001 г., «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 28.11.2002 г. Специальным актом регламентации в этой сфере выступает Инструкция «О порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах», утвержденная постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492.

Условия функционирования банковского счета закрепляются в договоре банковского счета. Его вправе заключать не только самостоятельные субъекты хозяйствования, но и обособленные подразделения юридических лиц (ч. 4. ст. 342 ХК).

По договору банковского счета банк обязуется принять и зачислить на счет, открытый клиенту (владельцу) счета, поступающие ему денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету (ст. 1066 ГК).

Банки не вправе осуществлять расчетные операции по текущему счету клиента (кроме зачисления средств) до получения уведомления налогового органа о принятии на учет счета субъекта хозяйствования. Это правило корреспондирует с положениями Закона «О системе налогообложения» об обязанности субъектов хозяйствования сообщать в налоговые органы об открытии и закрытии банковских счетов. Банки обязаны уведомлять налоговые органы и НБУ о прекращении взаимоотношений с клиентами и т.п. Наконец, банковские учреждения выступают агентами валютного контроля, определяют для субъектов хозяйствования лимит кассы, осуществляют контроль за правильностью оформления налоговых и иных платежей.

Кроме того, законодательством Украины не ограничено количество счетов, которые могут иметь субъекты хозяйствования (за исключением правила об одном счете для формирования уставных фондов хозяйственных обществ, осуществления совместной деятельности без создания юридического лица, ликвидации юридических лиц и некоторых других случаев).

Банк имеет право использовать денежные средства на счету клиента, гарантируя ему право беспрепятственного распоряжения этими средствами (ч. 2 ст. 1066 ГК Украины).

Текущие банковские счета открываются в национальной и иностранной валютах. Специальные правила установлены для открытия текущих счетов обособленным подразделениям юридических лиц, представительствам иностранных субъектов хозяйственной деятельности, бюджетным организациям, сельскохозяйственным предприятиям, доверительным товариществам и т.п.

Депозитные (вкладные) счета открываются субъектам хозяйствования на определенный срок и на условиях, согласованных в депозитном (заемном) договоре. Проведение расчетов и выдача наличных средств с депозитных счетов запрещаются.

3. Правовое регулирование наличных и безналичных расчетов.

Наличные расчеты — это способ осуществления расчетов, при котором платеж производится бумажными деньгами или металлической монетой.

При расчетах посредством наличных денег не возникает таких ярко выраженных обособленных отношений в рамках исходных имущественных отношений, как при безналичных расчетах. Здесь, как правило, неразрывны процессы передачи товаров и уплаты денег, что делает денежный платеж органичной частью эквивалентных отношений. В то же время, действуют специальные правила документального оформления процедур приема-передачи наличности, а также неразрывно связанных с ними операций по хранению, учету и обороту наличности (кассовые операции). Это позволяет рассматривать наличные расчеты в рамках самостоятельных правоотношений.

Согласно ст. 198 ХК Украины платежи по денежным обязательствам, возникающим в хозяйственных отношениях осуществляются в безналичной форме либо в наличной форме через учреждения банков, если иное не предусмотрено законом. Наличная форма расчетов через банковские учреждения в этом случае должна пониматься как внесение наличности в кассу банков для зачисления на счета субъектов хозяйствования, либо выдаче им в виде наличных средств. Таким образом, по общему правилу не могут осуществляться наличные расчеты между субъектами хозяйствования, минуя банковские учреждения при отсутствии специального разрешения в законодательстве. Это положения ХК Украины уточняют общее правило ст. 1087 ГК Украины о том, что между юридическими лицами, а также с участием граждан — предпринимателей наличные расчеты допускаются, если иное не установлено законом. «Иное» в данном случае установлено ХК Украины для сферы хозяйствования.

Положения ХК Украины развиваются в Законе Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. в редакции Закона от 01.06.2000 г. (далее — «Закон об РРО») и Положении о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденном постановлением Правления НБУ от 19.02.2001 г. № 72.

Статья 3 Закона об РРО устанавливает обязанность субъектов предпринимательства при наличных расчетах в сфере торговли, общественного питания и услуг использовать регистраторы расчетных операций (далее — РРО), то есть устройства или программно-технические комплексы с реализованными фискальными функциями, а также расчетные книжки с номерными расчетными квитанциями и книги учета расчетных операций. РРО, расчетные книжки и книги учета подлежат регистрации в налоговых органах. Аналогичные требования распространяются на расчеты в этих же сферах с использованием платежных карточек, платежных чеков и жетонов.

В ряде случаев РРО, расчетные книжки и книги учета расчетных операций в наличных расчетах не применяются. Так, в случае продажи предприятиями продукции собственного производства расчеты производятся через кассы предприятий с оформлением приходных либо расходных кассовых ордеров. При продаже проездных и перевозочных документов оформляются билеты, квитанции, талоны и т.п. Однако в любом случае потребителю должен быть выдан расчетный документ установленной формы на сумму проведенной операции (кассовый или товарный чек, квитанция, билет и др.).

Раздел V Закона об РРО устанавливает административно-хозяйственные штрафы к субъектам хозяйствования за не проведение расчетов через РРО, не оформление расчетного документа, проведение расчетной операции без использования расчетной книжки в установленных случаях. Кроме того, работники субъектов хозяйствования за такие нарушения привлекаются к административной ответственности по ст. 155-1 КУоАП.

Положение о ведении кассовых операций, утвержденное НБУ, является обязательным для всех субъектов хозяйствования Украины.

Субъекты хозяйствования, имеющие текущие счета в банках, обязаны хранить денежные средства на этих счетах. Получение наличности производится с текущих счетов в банках по оформленным чековым книжкам. Наличность должна расходоваться исключительно на определенные в чеке цели, не противоречащие действующему законодательству Украины. Субъекты хозяйствования должны предоставлять обслуживающему банку (по его требованию) платежные и расчетные документы, подтверждающие целевое использование наличности. В этом проявляются контрольные функции банков.

Расчеты наличностью субъектов хозяйствования между собой, а также с гражданами могут осуществляться за счет средств, полученных из касс банков, а также за счет выручки от реализации товаров (работ, услуг) и вне реализационных поступлений (например, взнос учредителей в уставный фонд предприятия).

Сумма платежа наличностью одного субъекта хозяйствования другому субъекту хозяйствования не должна превышать 10 тыс. грн. в течение одного дня вне зависимости от количества платежных документов. Однако количество субъектов хозяйствования, с которыми могут проводиться расчеты в течение дня, не ограничивается.

Платежи сверх указанной суммы должны осуществляться исключительно безналичным способом. Действие данного правила не распространяется на закупки сельхозпродукции, на расчеты за потребленную электроэнергию, на расчеты с бюджетами, а также на расчеты субъектов хозяйствования с гражданами.

Предприятия обязаны соблюдать лимит остатка наличности в кассе — максимальный размер денежной суммы, который может находиться в кассе предприятия на конец дня, установлен банком в соответствии с нормативными актами НБУ с учетом особенностей хозяйственной деятельности предприятия (режим и специфика работы, отдаленность от банка, размер кассовых оборотов, график работы инкассатора). Сельскохозяйственные предприятия самостоятельно устанавливают себе лимиты кассы, но обязаны их соблюдать в течение года. Лимит кассы не устанавливается фермерским хозяйствам, осуществляющим исключительно операции с сельхозпродукцией, и гражданам-предпринимателям.

Все сверхлимитные суммы наличности предприятия обязаны сдавать в банк в порядке и сроки, установленные банком, для зачисления на их текущие счета. В случае поступления в кассу предприятия наличности после истечения времени, когда она может быть сдана в банк, сверхлимитные суммы должны быть сданы в банк не позднее следующего рабочего дня.

Невыполнение указанных требований влечет хозяйственно-правовые санкции.

Безналичные расчеты — это способ приема-передачи денежного эквивалента посредством банковских перечислений определенной суммы со счета плательщика на счет получателя, либо из кассы банка на счет получателя. При безналичных расчетах сокращаются издержки обращения вследствие экономии расходов на печать, перевозку, хранение денежных знаков и т.п. При безналичных расчетах создаются благоприятные условия для государственного регулирования денежного обращения; улучшается экономическое положение субъектов денежного обращения, поскольку ускоряется обращение капитала, обеспечивается тесная связь с банками и денежным рынком в целом, стимулируются инвестиции.

Безналичные расчеты противодействуют развитию «теневой» экономики. Так, возможность проверки оборота средств по банковским счетам обеспечивает порядок в налогообложении предприятий торговли, которые при наличных расчетах допускают неоприходование части выручки, пользуясь безразличием покупателей к получению расчетных документов.

Основой правового регулирования безналичных расчетов являются указанные выше положения гл. 35 ХК Украины, гл. 74 ГК Украины, Закон Украины «О платежных системах и переводе денег в Украине» и Инструкция НБУ «О безналичных расчетах в Украине в национальной валюте», утвержденная постановлением Правления НБУ от 21.01.2004 № 22, (далее — Инструкция НБУ о безналичных расчетах) и Инструкция «О межбанковских расчетах в Украине», утвержденная постановлением Правления НБУ № 621 от 27.12.99 г. Отдельные расчетные операции (например, вексельные расчеты) регламентируются специальными нормативно-правовыми актами.

Расчеты между участниками хозяйственных отношений осуществляются с помощью  расчетных инструментов.

Статья 2 Закона «О банках и банковской деятельности» содержит понятие банковского платежного инструмента. Под ним понимается средство, содержащее необходимые реквизиты (идентификация эмитента, используемая платежная система, и, как правило, держатель), применяемое в операциях по переводу средств или других банковских услугах. Банки в Украине могут использовать такие платежные инструменты, как платежные поручения, платежные требования, требования-поручения, векселя, чеки, банковские платежные карточки, другие дебетовые и кредитовые платежные инструменты, применяемые в международной банковской практике (ст. 341 ХК Украины, ст. 1088 ГК Украины, ст. 51 Закона).

Ряд расчетных документов используются только в сфере банковских операций, например, мемориальный ордер, банковское авизо.

Таким, образом, расчетный документ — это документарное указание, выполненное в бумажной или электронной форме в соответствии с государственными стандартами и содержащее необходимую информацию для совершения субъектами хозяйствования безналичных операций.

Реквизиты расчетных документов, особенности их оформления, обработки и защиты регламентируются НБУ.

4. Правовое регулирование кредитных отношений.

Общие положения. Общие правила банковского кредитования предусмотрены в Законе Украины «О банках и банковской деятельности» от 7 декабря 2000 г. (далее — Закон). Согласно определению, данному в ст.1 Закона, банковский кредит — любое обязательство банка предоставить определенную сумму денег, любая гарантия, любое обязательство приобрести право требования долга, любое продление срока погашения долга, которое предоставлено в обмен на обязательство должника по возврату задолженной суммы, а также на обязательство на уплату процентов и других сборов с такой суммы.

В соответствии со ст.49 Закона в качестве кредитных рассматриваются:

операции по размещению банками привлеченных средств от своего имени, на собственных условиях и на собственный риск.

Правовые основы предоставления, использования и возврата кредита и регулирования взаимоотношений между субъектами, возникающих в процессе кредитования, подробно регулирует Положение Национального банка Украины «О кредитовании», утвержденное Постановлением Правления Национального банка Украины от 28.09.95 г. № 246.

В этом нормативно-правовом акте кредитная операция определяется как договор о предоставлении кредита, который сопровождается записями по банковским счетам, с соответствующим отражением в балансах кредитора и заемщика.

Субъектами кредитных правоотношений являются кредитор и заемщик.

Кредитор — субъект кредитных отношений, который предоставляет кредиты иному субъекту хозяйственной деятельности во временное пользование.

Заемщик — субъект кредитных отношений, который получил во временное пользование денежные средства на условиях возвратности, платности и срочности.

Кредит — это заемный капитал банка в денежной форме, передаваемый во временное пользование на условиях обеспеченности, возврата, срочности, платности и целевого характера использования.

В Законе «О налогообложении прибыли предприятий» кредит определен как средства и материальные ценности, которые предоставляются резидентами или нерезидентами в пользование юридическим или физическим лицам на определенный срок и под процент.

Кредит подразделяется на финансовый кредит, товарный кредит и кредит под ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа.

Финансовый кредит — средства, которые предоставляются банком-резидентом или нерезидентом, квалифицированным как банковское учреждение согласно законодательству страны нахождения нерезидента, или резидентами и нерезидентами, которые имеют статус небанковских финансовых учреждений, согласно соответствующему законодательству в заем юридическому или физическому лицу на определенный срок, для целевого использования и под процент.

Товарный кредит — товары, которые передаются резидентом или нерезидентом в собственность юридическим или физическим лицам на условиях соглашения, предусматривающего отсрочку окончательного расчета на определенный срок и под процент.

Товарный кредит предусматривает передачу права собственности на товары (результаты работ, услуг) покупателю (заказчику) в момент подписания договора или в момент физического получения товаров (работ, услуг) таким покупателем (заказчиком) независимо от времени погашения задолженности.

Кредит под ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, — это средства, которые привлекаются юридическим лицом-должником (дебитором) от других юридических или физических лиц как компенсация стоимости выпущенных (эмитированных) таким дебитором облигаций или депозитных сертификатов.

Согласно Закону «О внесении изменений в некоторые законы Украины в целях поддержки научной и научно-технической деятельности» от 1 декабря 1998 г., в ст.1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» внесены изменения: виды кредитов дополнены инвестиционным налоговым кредитом.

Согласно Положению о кредитовании субъекты хозяйственной деятельности могут использовать следующие формы кредита: банковский, коммерческий, лизинговый, ипотечный, бланковый и консорциумный.

Общая характеристика видов банковского кредита

По сроку пользования:

1)  краткосрочные;

2) среднесрочные;

3)  долгосрочные.

По способу обеспечения:

1)  обеспеченные залогом;

2)  гарантированные;

3) с иным обеспечением;

4)  необеспеченные.

По степени риска:

1) стандартные;

2) с повышенным риском.

По методу предоставления:

1) в разовом порядке;

2)  в соответствии с открытой кредитной линией;

3)  гарантийные.

По сроку погашения:

1)  одновременно;

2)  в рассрочку;

3) досрочно;

4)  с регрессией платежей;

5) по истечении обусловленного периода (месяца, квартала).

Получение кредитов возможно не только в национальной, но и в иностранной валюте.

5. Закупка товаров работ и услуг за государственные средства.

Государственный   заказ   на   поставку товаров, выполнение работ, предоставление услуг   для   удовлетворения   государственных   потребностей   в   современных условиях реализуется в форме закупок в соответствии с Законом Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» от 22 февраля 2000 г.

Закон направлен на создание конкурентной среды в этой сфере, обеспечение прозрачности процедур закупки товаров, работ и услуг за государственные средства и достижение оптимального и рационального их использования. Под государственными средствами в Законе понимаются денежные средства Госбюджета Украины, бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов, денежные средства государственных целевых фондов, Пенсионного фонда Украины, государственные кредитные ресурсы. Для координации закупки товаров, работ и услуг Кабинет Министров Украины назначает специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти. Таким органом является Минэкономики. Для непосредственного совершения процедур закупки согласно с Законом заказчиком назначается тендерный комитет из числа специалистов.

Закупки товаров, работ и услуг за государственные средства осуществляются преимущественно в форме торгов (тендеров). Торги — это порядок совершения конкурентного отбора исполнителей в соответствии с установленными Законом процедурами. Эти процедуры следующие: открытые торги, торги с ограниченным участием, двухступенчатые торги, запрос ценовых предложений (котировок), закупка у одного поставщика (исполнителя). Основная процедура закупок — открытые торги. Применение других процедур, ожидаемая стоимость которых свыше 100 тыс. евро, нуждается в согласовании с уполномоченным органом в установленном порядке.

Процедуре закупки товаров, работ и услуг за государственные средства предшествует, как правило, публикация объявления о запланированной закупке или о проведении процедуры предварительной квалификации исполнителей. Такие объявления публикуются в «Вестнике государственных закупок», который издается уполномоченным органом, в других печатных средствах массовой информации, а в установленных случаях — и в соответствующих международных изданиях.

Процедура предварительной квалификации исполнителей может быть осуществлена по усмотрению заказчика до объявления о совершении закупки (до приглашения об участии в закупке). Информация о совершении этой процедуры подлежит публикации и должна быть направлена исполнителям. Заказчик предоставляет всем исполнителям, которые изъявили желание принять участие в процедуре, инструкции относительно подготовки и сдачи заявок на участие, сжатое изложение критериев и процедуры оценки соответствия квалификационным требованиям, другую необходимую информацию. Заказчик проводит отбор исполнителей для дальнейшего участия в процедуре закупки исключительно на основании их соответствия указанным требованиям.

Условия применения процедур открытых торгов и торгов с ограниченным участием в целом схожи, хотя и имеют определенные отличия. В открытых торгах тендерные предложения представляют все заинтересованные исполнители, приглашенные путем публикации объявления. В торгах с ограниченным участием тендерные предложения представляют лишь те исполнители, которые персонально приглашены заказчиком к участию в процедуре закупки. Процедура торгов с ограниченным участием может применяться в случае если товары (работы, услуги) в силу их сложного или специализированного характера могут быть предложены ограниченным числом исполнителей или закупка товаров (работ, услуг) в связи с их специальным назначением составляет государственную тайну. Во время проведения этих торгов заказчик приглашает к участию в процедуре закупки такое количество исполнителей, которое могло бы обеспечить выбор наиболее выгодного предложения и конкуренцию, но не менее двух.

Тендерная документация готовится заказчиком и передается исполнителям для подготовки ими тендерных предложений относительно предмета закупки. Тендерное предложение — это предложение относительно определенного предмета закупки, которое готовится и представляется исполнителем заказчику в соответствии с требованиями тендерной документации. Раскрытие тендерных предложений происходит в день, время и в месте, указанные в тендерной документации. Заказчик вправе обратиться к исполнителям за разъяснением содержания тендерных предложений. Критериями оценки последних в соответствии с тендерной документацией могут быть: меньшая цена; срок поставки (выполнения); качество, эстетические и функциональные характеристики, экологическая чистота; послепродажное обслуживание," условия расчетов; возможность экономических преимуществ, появляющихся в связи с реализацией тендерного предложения; эксплуатационные расходы, связанные с использованием законченного строительством объекта; передача технологии и подготовка кадров, использование местных ресурсов. Для оценки тендерных предложений и определения победителя могут использоваться рекомендации экспертных организаций (экспертов).

В случае отклонения всех тендерных предложений, а также если на участие в торгах было представлено менее двух предложений, торги отменяются. Торги считаются не состоявшимися, если цена наиболее выгодного тендерного предложения превышает сумму, предусмотренную заказчиком на финансирование закупки, или если совершение закупки перестало отвечать государственным потребностям вследствие наступления непредвиденных объективных обстоятельств (действия непреодолимой силы).

Заказчик акцептирует тендерное предложение, которое признано наилучшим, уведомляет об этом победителя торгов и дает соответствующее объявление в «Вестнике государственных закупок». С исполнителем, тендерное предложение которого было акцептировано, заключается договор о закупке в соответствии с требованиями тендерной документации.

Остальные процедуры самостоятельно.

Договор о закупке заключается между заказчиком и исполнителем, признанным победителем процедуры закупки, и вступает в силу с момента его подписания сторонами. Договор заключается в письменной форме в соответствии с законодательством. Копия заключенного договора о закупке представляется уполномоченному органу по его требованию.

6. Понятие неплатежеспособности и порядок банкротства.

Общие правила признания субъекта предпринимательства банкротом определены в главе 23 Хозяйственного кодекса Украины.

Согласно ч.З ст. 104 ГК Украины порядок прекращения юридического лица в процессе восстановления его платежеспособности или банкротства устанавливается законом. Таким законом является Закон «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом от 30.06.99 г. (новая редакция Закона Украины «О банкротстве» от 14-05.92 г.) (далее — Закон).

Закон устанавливает условия и порядок восстановления платежеспособности субъекта предпринимательской деятельности должника или признания его банкротом и применение ликвидационной процедуры, полного или частичного удовлетворения требований кредиторов. Закон различает понятия — «неплатежеспособность» и  банкротство».

Неплатежеспособность — неспособность субъекта предпринимательской деятельности выполнить после наступления установленного срока их уплаты денежные обязательства перед кредиторами, в том числе по заработной плате, а также исполнить обязательства по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) не иначе как путем восстановления платежеспособности.

Банкротство — признанная хозяйственным судом неспособность должника восстановить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов не иначе как путем применения ликвидационной процедуры.

Согласно ст.1 Закона, субъект банкротства — должник, неспособность которого исполнить свои денежные обязательства установлена хозяйственным судом. Должник определен Законом как субъект предпринимательской деятельности, не способный исполнить свои обязательства перед кредиторами, в том числе обязательства по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), в течение трех месяцев после наступления установленного срока их уплаты.

Следовательно, к числу субъектов банкротства отнесены как юридические, так и физические лица, а главным признаком субъекта банкротства установлено занятие им предпринимательской деятельностью.

Участники производства по делам о банкротстве: стороны по делу о банкротстве (кредиторы, представитель комитета кредиторов и должник (банкрот), арбитражный управляющий (распорядитель имущества, управляющий санацией, ликвидатор), собственник имущества (орган, уполномоченный управлять имуществом должника), а также в случаях, предусмотренных Законом, другие лица, которые принимают участие в производстве по делу о банкротстве, Фонд государственного имущества Украины, государственный орган по вопросам банкротства, представитель органа местного самоуправления, представитель работников должника.

Закон регламентирует меры по предотвращению банкротства должника и внесудебные процедуры, предусматривая обязанность учредителей (участников) должника — юридического лица, владельца имущества, центральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в пределах своих полномочий  принимать своевременные меры для предупреждения банкротства предприятия-должника.

К досудебным процедурам решения проблемы несостоятельности Закон относит, в частности, досудебную санацию.

Санация — система мер, осуществляемых при производстве по делу о банкротстве в целях предупреждения признания должника банкротом и его ликвидации, направленная на оздоровление финансово-хозяйственного положения должника, а также удовлетворение в полном объеме или частично требований кредиторов путем кредитования, реструктуризации предприятия, долгов и капитала и (или) изменения организационно-правовой и производственной структуры должника.

К числу судебных процедур банкротства, которые применяются в отношении должника, Закон относит: распоряжение имуществом должника; мировое соглашение; санацию (восстановление платежеспособности) должника; ликвидацию банкрота.

Производство по делам о банкротстве регулируется Законом Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», Хозяйственным процессуальным кодексом Украины, другими законодательными актами Украины. Дела о банкротстве подведомственны хозяйственным судам и рассматриваются ими по местонахождению должника. Право на обращение в хозяйственный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве имеют должник и кредитор.

Дело о банкротстве возбуждается хозяйственным судом, если бесспорные требования кредитора (кредиторов) к должнику совокупно составляют не менее трехсот минимальных размеров заработной платы, которые не были удовлетворены должником в течение трех месяцев после установленного для их погашения срока, если иное не предусмотрено Законом.

Закон подробно регулирует подведомственность, подсудность, право и основание возбуждения дела о банкротстве, требования к заявлению о возбуждении дела о банкротстве, принятие или отказ в принятии заявления, основания его возврата, отзыва, порядок возбуждения судьей производства по делу о банкротстве, способы обеспечения денежных требований кредиторов и введение моратория на удовлетворение требований кредиторов.

В случаях, предусмотренных Законом, хозяйственный суд принимает постановление о признании должника банкротом и открывает ликвидационную процедуру.

Срок ликвидационной процедуры не может превышать двенадцати месяцев. Хозяйственный суд может продлить этот срок на шесть месяцев, если иное не предусмотрено Законом.

Последствия признания должника банкротом (со дня принятия хозяйственным судом определения о признании должника банкротом и открытия ликвидационной процедуры) определены в ст. 23 Закона. Среди них:

предпринимательская деятельность банкрота завершается окончанием технологического цикла по изготовлению продукции при возможности ее продажи;

срок исполнения всех денежных обязательств банкрота и обязательств по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) считается наступившим;

прекращается исчисление неустойки (штрафа, пени), процентов и других экономических санкций по всем видам задолженности банкрота;

сведения о финансовом состоянии банкрота перестают быть конфиденциальными или составлять коммерческую тайну;

заключение сделок, связанных с отчуждением имущества банкрота или передачей его имущества третьим лицам, допускается в порядке, предусмотренном разделом III;

отменяется арест, наложенный на имущество должника, признанного банкротом, или другие ограничения по распоряжению имуществом такого должника;

требования по обязательствам должника, признанного банкротом, возникшие при проведении процедур банкротства, могут предъявляться только в рамках ликвидационной процедуры;

исполнение обязательств должника, признанного банкротом, осуществляется в случаях и в порядке, предусмотренном разделом III.

В ходе ликвидационной процедуры возможно заключение мирового соглашения — договоренности между должником и кредитором (группой кредиторов) об отсрочке и (или) рассрочке платежей, либо прекращении обязательства по соглашению сторон.

Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии производства по делу о банкротстве. Односторонний отказ от мирового соглашения не допускается. Все вопросы, связанные с заключением мирового соглашения, регулируются разделом IV Закона.

Этапы ликвидационной процедуры:

принятие хозяйственным судом определения о признании должника банкротом и открытие ликвидационной процедуры и назначение ликвидатора;

назначение хозяйственным судом по ходатайству ликвидатора членов ликвидационной комиссии;

осуществление ликвидатором и членами ликвидационной комиссии предоставленных им полномочий;

определение ликвидационной массы;

оплата труда, вознаграждение, возмещение расходов арбитражному управляющему и другим лицам, привлеченным к процедурам банкротства;

оценка арбитражным управляющим имущества банкрота;

продажа имущества банкрота ликвидатором на открытых, закрытых торгах или на конкурсе (аукционе);

заключение договора купли-продажи имущества банкрота между ликвидатором и покупателем;

удовлетворение требований кредиторов в порядке очередности, установленной законодательством;

представление ликвидатором в хозяйственный суд отчета и ликвидационного баланса;

вынесение хозяйственным судом определения об утверждении отчета ликвидатора и ликвидационного баланса;

уведомление ликвидатором государственного органа по вопросам банкротства о завершении ликвидационной процедуры;

вынесение хозяйственным судом определения о ликвидации юридического лица — банкрота; исключение юридического лица — банкрота из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины.


Формы кредита

оммерческий

Банковский

Лизинговый

Ипотечный

Консорциумный

Бланковый


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28199. Классификация методов современной психологии 37.5 KB
  Ананьева методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем являются гносеологическими объектами самой психологической науки.Пирогова: Собственно методы. Вспомогательные методы А Математические статистические Б Графические В Биохимические физиологические и др. Методические методы А Генетические Б Психофизиологические.
28200. Возникновение и развитие психики в процессе эволюции. Стадии развития психики 61 KB
  Под инстинктами понимаются действия или более менее сложные акты поведения которые появляются сразу как бы готовыми не зависят от выучки и индивидуального опыта будучи наследственно закрепленным продуктом филогенетического развития. Индивидуальноизменчивые формы поведения. Уже на ранних ступенях развития наблюдая поведение животных мы встречаем индивидуальноизменчивые формы поведения которые могут быть охарактеризованы как навыки новые реакции или действия которые возникают на основе выучки или индивидуального опыта и функционируют...
28201. Вклад В.Вундта в оформление психологии как самостоятельной науки. Создание психофизики (Г.Фехнер) 33 KB
  Кризис психологии выявился в наибольшей своей остроте когда сформировалась поведенческая психология рефлексология в России и бихевиоризм в Америке потому что поведенческая психология выдвинув поведение как предмет психологии с особенной остротой выявила кризис центрального понятия всей современной психологии понятия сознания. Согласно Вундту предметом изучения психологии является сознание а именно состояния сознания связи и отношения между ними законы которым они подчиняются. Используя метроном Вундт выделил ряд основных...
28202. Влияние идей И.М.Сеченова и И.П.Павлова на становление отечественной психологии 40.5 KB
  Иван Петрович Павлов 18491936 создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности животных и человека. Учение Павлова о высшей нервной деятельности сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и развивало идеи И. В начале своей научной деятельности Павлов занимался преимущественно изучением сердца и кровеносных сосудов. Так было заложено начало павловского учения о трофической нервной системе особых нервных волокнах регулирующих процессы питания в тканях обмен веществ в них и тем самым...
28203. Вклад В.М. Бехтерева в развитие российской психологии 35.5 KB
  Бехтерева в развитие российской психологии. Бехтерев Владимир Михайлович 18571927 русский невропатолог психиатр физиолог психолог. Психологическое творчество Бехтерева можно условно разделить на два этапа. Бехтерев говорил о равноправном существовании двух психологий: субъективной основным методом которой должна быть интроспекция и объективной.
28204. Психофизическая проблема (законы Вебера-Фехнера и Стивенса). Виды порогов и чувствительность 40 KB
  Виды порогов и чувствительность. Для того чтобы измерить уровень абсолютной и дифференциальной чувствительности вводится понятие порогов ощущений или сенсорных порогов. Основной вопрос психофизики – это вопрос о порогах. Виды порогов: абсолютный порог верхний и нижний дифференциальный порог оперативный порог.
28205. Особая роль осязания в структуре сенсорной организации человека и его значение в процессах познания и труда (Ананьев, Веккер, Ломов, Ярмоленко) 37.5 KB
  Особая роль осязания в структуре сенсорной организации человека и его значение в процессах познания и труда Ананьев Веккер Ломов Ярмоленко. Базовая роль осязания в процессе чувственной репрезентации Веккер. Восприятие предметов внешней среды с помощью осязания позволяет оценивать их форму размеры свойства поверхности консистенцию температуру сухость или влажность положение и перемещение в пространстве. Связь осязания с основными жизненными функциями и трудом придает ему важное жизненное значение.
28206. Сфера вторичных образов: эмпирические характеристики образа представления 58 KB
  Сфера вторичных образов: эмпирические характеристики образа представления. оно отражает то что когдато отражалось и следы этого образа остались в сознании человека. В отличие от перцептивного образа существенной особенностью которого является выделение фигуры из фона не допускающее однако их взаимного отделения в представлении фигура может не соотноситься с определенной координатой пространственного фона а фон может быть отделен от фигуры пустое пространство . Оно выражается в схематизации образа.
28207. Константность восприятия и ее приспособительное значение 32.5 KB
  Константность восприятия и ее приспособительное значение. Константность это свойство перцептивного образа оставаться относительно неизменным при изменении условий восприятия. Константность относительное постоянство адекватного отражения свойств и качеств объектов в изменяющихся условиях среды; константность всегда предметна. Впервые константность восприятия была поставлена в центр экспериментального исследования в 1889 г.